NSU Prinz 4 1963: мы где-то встречались…
Мы на свой, бывало, копили годами, одалживали у друзей, выменивали на Гособлигации, выигрывали в лотерею. Беушный, в 90-тые он был эквивалентен 15 мешкам сахара. Но речь не о нашем советском, а о модели NSU Prinz для немецкого бюргера.
А он, бюргер, бюргеру рознь. Не каждому «Ауди» и «Мерсы» по карману. Был бюргер в 60-х прошлого столетия и попроще. Бедноватый. О нем и заботился производитель, который не задирал нос, не стыдился закладывать под капот 45 «лошадей». С него и начнем.
Много ли в мире брендов, которые ведут историю с 1873 года? Да, тогда в городе Ридлинген, Западная Германия, компания выпускала вязальные машины. А в 1892 году перешла на велосипеды и стала называться NSU. Дело было уже в Неккарзульме.
Мостик от велосипедов к мотоциклам в начале 20-того столетия проложили легко. К 1905 году крепко встали на ноги, открыли филиал в Хайльбронне и сконструировали первую автомашину.
Однако в 1932 году продали автомобильный отдел «Фиату», а сами продолжили заниматься мототранспортом. Причем, настолько успешно, что к 1955 году фирма стала самым крупным в мире производителем мотоциклов.
Тут трудно удержаться, чтобы не вспомнить, что в 50-х байки NSU четыре раза ставили мировые рекорды по скорости. А один… Оседланный Вильгельмом Герцем мотоцикл промчался по американскому соляному озеру в штате Юта со скоростью 320 км/ч!.. Выдохнем и продолжим о Prinz 4.
Хотя автомобильный филиал был продан итальянцам, в 1957 году компания выпустила на своих мощностях модель Prinz 30. За основу разработчики взяли шумный силовой агрегат со знаменитого мотоцикла NSU Max. Объем 2-цилиндрового двигателя первого «Принца» составлял 600 кубиков, мощность – 20 л. с.
Этот малочисленный настырный табунчик уверенно понес по дорогам Германии целый пласт населения. Небогатого. Того, которое не могло позволить себе в послевоенные годы престижный транспорт, например, Opel из серии KAD.
В те годы в Европе был спрос на компактные, дешевые и экономичные автомобили. Немцы не дошли в размерах своего продукта до абсурда, как производитель с острова Мэн, и модели NSU в скором времени катались уже по всему Старому Свету.
Благодарные пользователи сделали компании приличную кассу. В итоге предприятие окончательно перешло на более высокую статью дохода – производство автомобилей. Увлеклись до того, что в 1959 году выпустили спортивную версию – Sport Prinz. К разработке привлекли легенду автодизайна Франко Скальоне из Италии. Там же делали первые кузова.
Подошел 1961 год и ознаменовался рождением героя нашего обзора – NSU Prinz 4. Кого же он нам напоминает, этот автомобильчик?..
Ошибиться невозможно: брат-близнец нашего, который стоил 15 мешков сахара. Сразу возникает вопрос: кто у кого «слизал» модель? Конечно, наши у немцев: их автопром более продвинутый… Да нет же: это бюргеры нагло украли чертежи из конструкторского бюро в Запорожье!
Ничуть не бывало. Разочаруем спорщиков: прототип у моделей заокеанский – Chevrolet Corvair. Советские и западногерманские разработчики смотрели на одну машину компакт-класса и «сочинили» очень похожие версии.
«Шевроле Корвэйр» притягивал дизайном и назначением. Но ситуация была анекдотической. Сначала, в 50-х, Америку наводнили и составили ощутимую конкуренцию местной автомобильной индустрии компактные европейские машины. Это были «Фиат» 500, «Фольксваген Жук» и прочие. Длина американских машин в послевоенный период, вспомним, стремилась к 6 метрам, а цены были заоблачные.
В рамках борьбы с засильем этих несчастных «европейцев-коротышей» «Джи Эм» поручил своему подразделению «Шевроле» создать нечто подобное. Так и появился Chevrolet Corvair с задним расположением оппозитного 6-цилиндрового двигателя. Охлаждение было воздушным, а трансмиссия типа «трансэксл». Это когда КПП и главная передача конструктивно находятся в одном картере.
Машина стояла на конвейере с 1959 по 1969 год, не пользуясь у соотечественников популярностью по разным причинам. Одной была книга адвоката и общественного деятеля Р. Нейдера «Опасен на любой скорости».
Борец за права потребителей посвятил несколько страниц модели Chevrolet Corvair, подорвав доверие покупателя к машине. Но именно «Корвэйр» вдохновил немецких и советских инженеров, независимо друг от друга, создать похожие модели. Общих черт, если присмотреться, у всех трех машин предостаточно.
Prinz 30 в 1961 году ушел в отставку: пустующее место занял наш герой. Нужно отдать должное разработчикам, придумавшим оригинальный слоган:
В 2-дверном седане с несущим кузовом по-королевски, однако, разместиться было сложно. Створки, конечно, широкие, доступ в машину свободный, посадка комфортная. Но коленям рослых пассажиров на заднем диване не хватало места. Хотя стало просторнее в сравнении с базовым «Принцем». Машина позиционировалась как семейное средство передвижения: могла взять на борт четырех взрослых и одного ребенка.
Размеры, по отношению к американскому прототипу, урезали:
✅ Длина – 3 440 мм
✅ Ширина –1 486 мм
✅ Высота – 1 360 мм
Между мостами помещалось 2 040 мм. Развесовка из-за расположения мотора была 40/60 в пользу задней оси.
Качество сборки не вызывало нареканий. Внешне автомобиль производил приятное впечатление, хотя и получил меткое прозвище «мыльница». Виной было деление кузова на верхнюю и нижнюю части фактурной подоконной линией, которая проходила по всему периметру четвертого «Принца». Зато узнаваемый силуэт невозможно было спутать с каким-либо еще.
Под задним капотом NSU Prinz 4 производитель разместил рядный 2-цилиндровый четырехтактный агрегат. Параметры бензинового двигателя:
✅ Объем – 598 см3
✅ Мощность на выходе – 30 «лошадей» при 5,6 тыс. об/мин
✅ Пик момента силы – 44 Н*м при 3,25 тыс. об/мин
✅ Скоростной предел – 120 км/ч
С двигателем агрегатировалась механическая 4-диапазонная трансмиссия. Тормоза по кругу стояли барабанные гидравлические, а в независимой подвеске немцы использовали пружины. Весила машина 565 кг.
Движок охлаждался воздухом: система назвалась OHC. Тип газораспределительного механизма на «Принце» 1963 года был SOHC. Степень сжатия – 7.6:1. По дорогам «мыльницу» несли 12-дюймовые колеса.
В 1962 году автомобиль тестировали британцы. Критика последовала в адрес разгонной динамики: 35,7 сек до 97 км. Да и выжали испытатели 113 км/ч. Но «Принца» под индексом 4 признали надежным и конкурентоспособным. Сравнивать было с чем, например, с Mini 850 английского производства. Правда, стоил дороже соперника – 597 против 561 фунтов стерлингов.
Западногерманский Prinz 4 мог бы показаться заурядным транспортным средством, если бы не его история, любовь, с которой был создан. Машина оказалась нужной в определенный исторический момент. Небогатому рабочему классу, добропорядочному семьянину в послевоенные годы хотелось своего автомобиля. Более полумиллиона пользователей обрели желаемое.
К 70-тым мощности NSU попали под крыло «Фольксвагена» и стали частью немецкого автостроительного концерна Auto Union. На основе «Принца», уже не единожды модернизированного, создали переднеприводную Audi 50. Впоследствии модель переименовали в так любимый и популярный в России Volkswagen Polo. Вот так хеппи-энд!
Трудно ответить за бюргеров, чувствовали они себя королями за рулем «Принца» или нет. А мы-то в своем родном еще как чувствовали! Наш с норовом был, с характером, бескомпромиссным ослиным упрямством. Категорически не любил светофоры и ж/д переезды: заглохнет, бывало, упрется всеми четырьмя колесами и не едет. Злые дядьки из соседних машин повыскакивают и чуть не на руках, как короля, вынесут из-под поезда. Пенделя, правда, дадут для ускорения… Помогало!
А он, бюргер, бюргеру рознь. Не каждому «Ауди» и «Мерсы» по карману. Был бюргер в 60-х прошлого столетия и попроще. Бедноватый. О нем и заботился производитель, который не задирал нос, не стыдился закладывать под капот 45 «лошадей». С него и начнем.
О компании NSU Motorenwerke AG
Много ли в мире брендов, которые ведут историю с 1873 года? Да, тогда в городе Ридлинген, Западная Германия, компания выпускала вязальные машины. А в 1892 году перешла на велосипеды и стала называться NSU. Дело было уже в Неккарзульме.
NSU Prinz 4 – «Принц», который так и не стал королем. Фото: YouTube.com
Мостик от велосипедов к мотоциклам в начале 20-того столетия проложили легко. К 1905 году крепко встали на ноги, открыли филиал в Хайльбронне и сконструировали первую автомашину.
Однако в 1932 году продали автомобильный отдел «Фиату», а сами продолжили заниматься мототранспортом. Причем, настолько успешно, что к 1955 году фирма стала самым крупным в мире производителем мотоциклов.
Тут трудно удержаться, чтобы не вспомнить, что в 50-х байки NSU четыре раза ставили мировые рекорды по скорости. А один… Оседланный Вильгельмом Герцем мотоцикл промчался по американскому соляному озеру в штате Юта со скоростью 320 км/ч!.. Выдохнем и продолжим о Prinz 4.
Рождение «Принца»
Хотя автомобильный филиал был продан итальянцам, в 1957 году компания выпустила на своих мощностях модель Prinz 30. За основу разработчики взяли шумный силовой агрегат со знаменитого мотоцикла NSU Max. Объем 2-цилиндрового двигателя первого «Принца» составлял 600 кубиков, мощность – 20 л. с.
NSU Prinz 4: что-то до боли знакомое… Фото: YouTube.com
Этот малочисленный настырный табунчик уверенно понес по дорогам Германии целый пласт населения. Небогатого. Того, которое не могло позволить себе в послевоенные годы престижный транспорт, например, Opel из серии KAD.
В те годы в Европе был спрос на компактные, дешевые и экономичные автомобили. Немцы не дошли в размерах своего продукта до абсурда, как производитель с острова Мэн, и модели NSU в скором времени катались уже по всему Старому Свету.
Благодарные пользователи сделали компании приличную кассу. В итоге предприятие окончательно перешло на более высокую статью дохода – производство автомобилей. Увлеклись до того, что в 1959 году выпустили спортивную версию – Sport Prinz. К разработке привлекли легенду автодизайна Франко Скальоне из Италии. Там же делали первые кузова.
Подошел 1961 год и ознаменовался рождением героя нашего обзора – NSU Prinz 4. Кого же он нам напоминает, этот автомобильчик?..
Прототип модели
Ошибиться невозможно: брат-близнец нашего, который стоил 15 мешков сахара. Сразу возникает вопрос: кто у кого «слизал» модель? Конечно, наши у немцев: их автопром более продвинутый… Да нет же: это бюргеры нагло украли чертежи из конструкторского бюро в Запорожье!
Chevrolet Corvair – прототип «Принца» 4. Фото: YouTube.com
Ничуть не бывало. Разочаруем спорщиков: прототип у моделей заокеанский – Chevrolet Corvair. Советские и западногерманские разработчики смотрели на одну машину компакт-класса и «сочинили» очень похожие версии.
«Шевроле Корвэйр» притягивал дизайном и назначением. Но ситуация была анекдотической. Сначала, в 50-х, Америку наводнили и составили ощутимую конкуренцию местной автомобильной индустрии компактные европейские машины. Это были «Фиат» 500, «Фольксваген Жук» и прочие. Длина американских машин в послевоенный период, вспомним, стремилась к 6 метрам, а цены были заоблачные.
В рамках борьбы с засильем этих несчастных «европейцев-коротышей» «Джи Эм» поручил своему подразделению «Шевроле» создать нечто подобное. Так и появился Chevrolet Corvair с задним расположением оппозитного 6-цилиндрового двигателя. Охлаждение было воздушным, а трансмиссия типа «трансэксл». Это когда КПП и главная передача конструктивно находятся в одном картере.
Машина стояла на конвейере с 1959 по 1969 год, не пользуясь у соотечественников популярностью по разным причинам. Одной была книга адвоката и общественного деятеля Р. Нейдера «Опасен на любой скорости».
NSU Prinz 4: длина машины 3440 мм. Фото: YouTube.com
Борец за права потребителей посвятил несколько страниц модели Chevrolet Corvair, подорвав доверие покупателя к машине. Но именно «Корвэйр» вдохновил немецких и советских инженеров, независимо друг от друга, создать похожие модели. Общих черт, если присмотреться, у всех трех машин предостаточно.
Обзор NSU Prinz 4
Prinz 30 в 1961 году ушел в отставку: пустующее место занял наш герой. Нужно отдать должное разработчикам, придумавшим оригинальный слоган:
Управляй «Принцем» и будешь королем!
В 2-дверном седане с несущим кузовом по-королевски, однако, разместиться было сложно. Створки, конечно, широкие, доступ в машину свободный, посадка комфортная. Но коленям рослых пассажиров на заднем диване не хватало места. Хотя стало просторнее в сравнении с базовым «Принцем». Машина позиционировалась как семейное средство передвижения: могла взять на борт четырех взрослых и одного ребенка.
В салоне NSU Prinz 4. Фото: YouTube.com
Размеры, по отношению к американскому прототипу, урезали:
✅ Длина – 3 440 мм
✅ Ширина –1 486 мм
✅ Высота – 1 360 мм
Между мостами помещалось 2 040 мм. Развесовка из-за расположения мотора была 40/60 в пользу задней оси.
Качество сборки не вызывало нареканий. Внешне автомобиль производил приятное впечатление, хотя и получил меткое прозвище «мыльница». Виной было деление кузова на верхнюю и нижнюю части фактурной подоконной линией, которая проходила по всему периметру четвертого «Принца». Зато узнаваемый силуэт невозможно было спутать с каким-либо еще.
Мотор
Под задним капотом NSU Prinz 4 производитель разместил рядный 2-цилиндровый четырехтактный агрегат. Параметры бензинового двигателя:
✅ Объем – 598 см3
✅ Мощность на выходе – 30 «лошадей» при 5,6 тыс. об/мин
✅ Пик момента силы – 44 Н*м при 3,25 тыс. об/мин
✅ Скоростной предел – 120 км/ч
С двигателем агрегатировалась механическая 4-диапазонная трансмиссия. Тормоза по кругу стояли барабанные гидравлические, а в независимой подвеске немцы использовали пружины. Весила машина 565 кг.
Моторный отсек NSU Prinz 4. Фото: YouTube.com
Движок охлаждался воздухом: система назвалась OHC. Тип газораспределительного механизма на «Принце» 1963 года был SOHC. Степень сжатия – 7.6:1. По дорогам «мыльницу» несли 12-дюймовые колеса.
В 1962 году автомобиль тестировали британцы. Критика последовала в адрес разгонной динамики: 35,7 сек до 97 км. Да и выжали испытатели 113 км/ч. Но «Принца» под индексом 4 признали надежным и конкурентоспособным. Сравнивать было с чем, например, с Mini 850 английского производства. Правда, стоил дороже соперника – 597 против 561 фунтов стерлингов.
Заключение
Западногерманский Prinz 4 мог бы показаться заурядным транспортным средством, если бы не его история, любовь, с которой был создан. Машина оказалась нужной в определенный исторический момент. Небогатому рабочему классу, добропорядочному семьянину в послевоенные годы хотелось своего автомобиля. Более полумиллиона пользователей обрели желаемое.
Сегодня цена NSU Prinz 4 в Германии – от 7 до 14 тыс. евро. Фото: YouTube.com
К 70-тым мощности NSU попали под крыло «Фольксвагена» и стали частью немецкого автостроительного концерна Auto Union. На основе «Принца», уже не единожды модернизированного, создали переднеприводную Audi 50. Впоследствии модель переименовали в так любимый и популярный в России Volkswagen Polo. Вот так хеппи-энд!
Трудно ответить за бюргеров, чувствовали они себя королями за рулем «Принца» или нет. А мы-то в своем родном еще как чувствовали! Наш с норовом был, с характером, бескомпромиссным ослиным упрямством. Категорически не любил светофоры и ж/д переезды: заглохнет, бывало, упрется всеми четырьмя колесами и не едет. Злые дядьки из соседних машин повыскакивают и чуть не на руках, как короля, вынесут из-под поезда. Пенделя, правда, дадут для ускорения… Помогало!
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....
Деревянный поезд в джунглях Эквадора
На фото – не самоделка и не плод творений экстремала, собравшегося попутешествовать в джунглях. Перед вами – «обычный» (так считают местные жители) поезд,...