NSU Prinz 4 1963: мы где-то встречались…
Мы на свой, бывало, копили годами, одалживали у друзей, выменивали на Гособлигации, выигрывали в лотерею. Беушный, в 90-тые он был эквивалентен 15 мешкам сахара. Но речь не о нашем советском, а о модели NSU Prinz для немецкого бюргера.
А он, бюргер, бюргеру рознь. Не каждому «Ауди» и «Мерсы» по карману. Был бюргер в 60-х прошлого столетия и попроще. Бедноватый. О нем и заботился производитель, который не задирал нос, не стыдился закладывать под капот 45 «лошадей». С него и начнем.
Много ли в мире брендов, которые ведут историю с 1873 года? Да, тогда в городе Ридлинген, Западная Германия, компания выпускала вязальные машины. А в 1892 году перешла на велосипеды и стала называться NSU. Дело было уже в Неккарзульме.
Мостик от велосипедов к мотоциклам в начале 20-того столетия проложили легко. К 1905 году крепко встали на ноги, открыли филиал в Хайльбронне и сконструировали первую автомашину.
Однако в 1932 году продали автомобильный отдел «Фиату», а сами продолжили заниматься мототранспортом. Причем, настолько успешно, что к 1955 году фирма стала самым крупным в мире производителем мотоциклов.
Тут трудно удержаться, чтобы не вспомнить, что в 50-х байки NSU четыре раза ставили мировые рекорды по скорости. А один… Оседланный Вильгельмом Герцем мотоцикл промчался по американскому соляному озеру в штате Юта со скоростью 320 км/ч!.. Выдохнем и продолжим о Prinz 4.
Хотя автомобильный филиал был продан итальянцам, в 1957 году компания выпустила на своих мощностях модель Prinz 30. За основу разработчики взяли шумный силовой агрегат со знаменитого мотоцикла NSU Max. Объем 2-цилиндрового двигателя первого «Принца» составлял 600 кубиков, мощность – 20 л. с.
Этот малочисленный настырный табунчик уверенно понес по дорогам Германии целый пласт населения. Небогатого. Того, которое не могло позволить себе в послевоенные годы престижный транспорт, например, Opel из серии KAD.
В те годы в Европе был спрос на компактные, дешевые и экономичные автомобили. Немцы не дошли в размерах своего продукта до абсурда, как производитель с острова Мэн, и модели NSU в скором времени катались уже по всему Старому Свету.
Благодарные пользователи сделали компании приличную кассу. В итоге предприятие окончательно перешло на более высокую статью дохода – производство автомобилей. Увлеклись до того, что в 1959 году выпустили спортивную версию – Sport Prinz. К разработке привлекли легенду автодизайна Франко Скальоне из Италии. Там же делали первые кузова.
Подошел 1961 год и ознаменовался рождением героя нашего обзора – NSU Prinz 4. Кого же он нам напоминает, этот автомобильчик?..
Ошибиться невозможно: брат-близнец нашего, который стоил 15 мешков сахара. Сразу возникает вопрос: кто у кого «слизал» модель? Конечно, наши у немцев: их автопром более продвинутый… Да нет же: это бюргеры нагло украли чертежи из конструкторского бюро в Запорожье!
Ничуть не бывало. Разочаруем спорщиков: прототип у моделей заокеанский – Chevrolet Corvair. Советские и западногерманские разработчики смотрели на одну машину компакт-класса и «сочинили» очень похожие версии.
«Шевроле Корвэйр» притягивал дизайном и назначением. Но ситуация была анекдотической. Сначала, в 50-х, Америку наводнили и составили ощутимую конкуренцию местной автомобильной индустрии компактные европейские машины. Это были «Фиат» 500, «Фольксваген Жук» и прочие. Длина американских машин в послевоенный период, вспомним, стремилась к 6 метрам, а цены были заоблачные.
В рамках борьбы с засильем этих несчастных «европейцев-коротышей» «Джи Эм» поручил своему подразделению «Шевроле» создать нечто подобное. Так и появился Chevrolet Corvair с задним расположением оппозитного 6-цилиндрового двигателя. Охлаждение было воздушным, а трансмиссия типа «трансэксл». Это когда КПП и главная передача конструктивно находятся в одном картере.
Машина стояла на конвейере с 1959 по 1969 год, не пользуясь у соотечественников популярностью по разным причинам. Одной была книга адвоката и общественного деятеля Р. Нейдера «Опасен на любой скорости».
Борец за права потребителей посвятил несколько страниц модели Chevrolet Corvair, подорвав доверие покупателя к машине. Но именно «Корвэйр» вдохновил немецких и советских инженеров, независимо друг от друга, создать похожие модели. Общих черт, если присмотреться, у всех трех машин предостаточно.
Prinz 30 в 1961 году ушел в отставку: пустующее место занял наш герой. Нужно отдать должное разработчикам, придумавшим оригинальный слоган:
В 2-дверном седане с несущим кузовом по-королевски, однако, разместиться было сложно. Створки, конечно, широкие, доступ в машину свободный, посадка комфортная. Но коленям рослых пассажиров на заднем диване не хватало места. Хотя стало просторнее в сравнении с базовым «Принцем». Машина позиционировалась как семейное средство передвижения: могла взять на борт четырех взрослых и одного ребенка.
Размеры, по отношению к американскому прототипу, урезали:
✅ Длина – 3 440 мм
✅ Ширина –1 486 мм
✅ Высота – 1 360 мм
Между мостами помещалось 2 040 мм. Развесовка из-за расположения мотора была 40/60 в пользу задней оси.
Качество сборки не вызывало нареканий. Внешне автомобиль производил приятное впечатление, хотя и получил меткое прозвище «мыльница». Виной было деление кузова на верхнюю и нижнюю части фактурной подоконной линией, которая проходила по всему периметру четвертого «Принца». Зато узнаваемый силуэт невозможно было спутать с каким-либо еще.
Под задним капотом NSU Prinz 4 производитель разместил рядный 2-цилиндровый четырехтактный агрегат. Параметры бензинового двигателя:
✅ Объем – 598 см3
✅ Мощность на выходе – 30 «лошадей» при 5,6 тыс. об/мин
✅ Пик момента силы – 44 Н*м при 3,25 тыс. об/мин
✅ Скоростной предел – 120 км/ч
С двигателем агрегатировалась механическая 4-диапазонная трансмиссия. Тормоза по кругу стояли барабанные гидравлические, а в независимой подвеске немцы использовали пружины. Весила машина 565 кг.
Движок охлаждался воздухом: система назвалась OHC. Тип газораспределительного механизма на «Принце» 1963 года был SOHC. Степень сжатия – 7.6:1. По дорогам «мыльницу» несли 12-дюймовые колеса.
В 1962 году автомобиль тестировали британцы. Критика последовала в адрес разгонной динамики: 35,7 сек до 97 км. Да и выжали испытатели 113 км/ч. Но «Принца» под индексом 4 признали надежным и конкурентоспособным. Сравнивать было с чем, например, с Mini 850 английского производства. Правда, стоил дороже соперника – 597 против 561 фунтов стерлингов.
Западногерманский Prinz 4 мог бы показаться заурядным транспортным средством, если бы не его история, любовь, с которой был создан. Машина оказалась нужной в определенный исторический момент. Небогатому рабочему классу, добропорядочному семьянину в послевоенные годы хотелось своего автомобиля. Более полумиллиона пользователей обрели желаемое.
К 70-тым мощности NSU попали под крыло «Фольксвагена» и стали частью немецкого автостроительного концерна Auto Union. На основе «Принца», уже не единожды модернизированного, создали переднеприводную Audi 50. Впоследствии модель переименовали в так любимый и популярный в России Volkswagen Polo. Вот так хеппи-энд!
Трудно ответить за бюргеров, чувствовали они себя королями за рулем «Принца» или нет. А мы-то в своем родном еще как чувствовали! Наш с норовом был, с характером, бескомпромиссным ослиным упрямством. Категорически не любил светофоры и ж/д переезды: заглохнет, бывало, упрется всеми четырьмя колесами и не едет. Злые дядьки из соседних машин повыскакивают и чуть не на руках, как короля, вынесут из-под поезда. Пенделя, правда, дадут для ускорения… Помогало!
А он, бюргер, бюргеру рознь. Не каждому «Ауди» и «Мерсы» по карману. Был бюргер в 60-х прошлого столетия и попроще. Бедноватый. О нем и заботился производитель, который не задирал нос, не стыдился закладывать под капот 45 «лошадей». С него и начнем.
О компании NSU Motorenwerke AG
Много ли в мире брендов, которые ведут историю с 1873 года? Да, тогда в городе Ридлинген, Западная Германия, компания выпускала вязальные машины. А в 1892 году перешла на велосипеды и стала называться NSU. Дело было уже в Неккарзульме.
NSU Prinz 4 – «Принц», который так и не стал королем. Фото: YouTube.com
Мостик от велосипедов к мотоциклам в начале 20-того столетия проложили легко. К 1905 году крепко встали на ноги, открыли филиал в Хайльбронне и сконструировали первую автомашину.
Однако в 1932 году продали автомобильный отдел «Фиату», а сами продолжили заниматься мототранспортом. Причем, настолько успешно, что к 1955 году фирма стала самым крупным в мире производителем мотоциклов.
Тут трудно удержаться, чтобы не вспомнить, что в 50-х байки NSU четыре раза ставили мировые рекорды по скорости. А один… Оседланный Вильгельмом Герцем мотоцикл промчался по американскому соляному озеру в штате Юта со скоростью 320 км/ч!.. Выдохнем и продолжим о Prinz 4.
Рождение «Принца»
Хотя автомобильный филиал был продан итальянцам, в 1957 году компания выпустила на своих мощностях модель Prinz 30. За основу разработчики взяли шумный силовой агрегат со знаменитого мотоцикла NSU Max. Объем 2-цилиндрового двигателя первого «Принца» составлял 600 кубиков, мощность – 20 л. с.
NSU Prinz 4: что-то до боли знакомое… Фото: YouTube.com
Этот малочисленный настырный табунчик уверенно понес по дорогам Германии целый пласт населения. Небогатого. Того, которое не могло позволить себе в послевоенные годы престижный транспорт, например, Opel из серии KAD.
В те годы в Европе был спрос на компактные, дешевые и экономичные автомобили. Немцы не дошли в размерах своего продукта до абсурда, как производитель с острова Мэн, и модели NSU в скором времени катались уже по всему Старому Свету.
Благодарные пользователи сделали компании приличную кассу. В итоге предприятие окончательно перешло на более высокую статью дохода – производство автомобилей. Увлеклись до того, что в 1959 году выпустили спортивную версию – Sport Prinz. К разработке привлекли легенду автодизайна Франко Скальоне из Италии. Там же делали первые кузова.
Подошел 1961 год и ознаменовался рождением героя нашего обзора – NSU Prinz 4. Кого же он нам напоминает, этот автомобильчик?..
Прототип модели
Ошибиться невозможно: брат-близнец нашего, который стоил 15 мешков сахара. Сразу возникает вопрос: кто у кого «слизал» модель? Конечно, наши у немцев: их автопром более продвинутый… Да нет же: это бюргеры нагло украли чертежи из конструкторского бюро в Запорожье!
Chevrolet Corvair – прототип «Принца» 4. Фото: YouTube.com
Ничуть не бывало. Разочаруем спорщиков: прототип у моделей заокеанский – Chevrolet Corvair. Советские и западногерманские разработчики смотрели на одну машину компакт-класса и «сочинили» очень похожие версии.
«Шевроле Корвэйр» притягивал дизайном и назначением. Но ситуация была анекдотической. Сначала, в 50-х, Америку наводнили и составили ощутимую конкуренцию местной автомобильной индустрии компактные европейские машины. Это были «Фиат» 500, «Фольксваген Жук» и прочие. Длина американских машин в послевоенный период, вспомним, стремилась к 6 метрам, а цены были заоблачные.
В рамках борьбы с засильем этих несчастных «европейцев-коротышей» «Джи Эм» поручил своему подразделению «Шевроле» создать нечто подобное. Так и появился Chevrolet Corvair с задним расположением оппозитного 6-цилиндрового двигателя. Охлаждение было воздушным, а трансмиссия типа «трансэксл». Это когда КПП и главная передача конструктивно находятся в одном картере.
Машина стояла на конвейере с 1959 по 1969 год, не пользуясь у соотечественников популярностью по разным причинам. Одной была книга адвоката и общественного деятеля Р. Нейдера «Опасен на любой скорости».
NSU Prinz 4: длина машины 3440 мм. Фото: YouTube.com
Борец за права потребителей посвятил несколько страниц модели Chevrolet Corvair, подорвав доверие покупателя к машине. Но именно «Корвэйр» вдохновил немецких и советских инженеров, независимо друг от друга, создать похожие модели. Общих черт, если присмотреться, у всех трех машин предостаточно.
Обзор NSU Prinz 4
Prinz 30 в 1961 году ушел в отставку: пустующее место занял наш герой. Нужно отдать должное разработчикам, придумавшим оригинальный слоган:
Управляй «Принцем» и будешь королем!
В 2-дверном седане с несущим кузовом по-королевски, однако, разместиться было сложно. Створки, конечно, широкие, доступ в машину свободный, посадка комфортная. Но коленям рослых пассажиров на заднем диване не хватало места. Хотя стало просторнее в сравнении с базовым «Принцем». Машина позиционировалась как семейное средство передвижения: могла взять на борт четырех взрослых и одного ребенка.
В салоне NSU Prinz 4. Фото: YouTube.com
Размеры, по отношению к американскому прототипу, урезали:
✅ Длина – 3 440 мм
✅ Ширина –1 486 мм
✅ Высота – 1 360 мм
Между мостами помещалось 2 040 мм. Развесовка из-за расположения мотора была 40/60 в пользу задней оси.
Качество сборки не вызывало нареканий. Внешне автомобиль производил приятное впечатление, хотя и получил меткое прозвище «мыльница». Виной было деление кузова на верхнюю и нижнюю части фактурной подоконной линией, которая проходила по всему периметру четвертого «Принца». Зато узнаваемый силуэт невозможно было спутать с каким-либо еще.
Мотор
Под задним капотом NSU Prinz 4 производитель разместил рядный 2-цилиндровый четырехтактный агрегат. Параметры бензинового двигателя:
✅ Объем – 598 см3
✅ Мощность на выходе – 30 «лошадей» при 5,6 тыс. об/мин
✅ Пик момента силы – 44 Н*м при 3,25 тыс. об/мин
✅ Скоростной предел – 120 км/ч
С двигателем агрегатировалась механическая 4-диапазонная трансмиссия. Тормоза по кругу стояли барабанные гидравлические, а в независимой подвеске немцы использовали пружины. Весила машина 565 кг.
Моторный отсек NSU Prinz 4. Фото: YouTube.com
Движок охлаждался воздухом: система назвалась OHC. Тип газораспределительного механизма на «Принце» 1963 года был SOHC. Степень сжатия – 7.6:1. По дорогам «мыльницу» несли 12-дюймовые колеса.
В 1962 году автомобиль тестировали британцы. Критика последовала в адрес разгонной динамики: 35,7 сек до 97 км. Да и выжали испытатели 113 км/ч. Но «Принца» под индексом 4 признали надежным и конкурентоспособным. Сравнивать было с чем, например, с Mini 850 английского производства. Правда, стоил дороже соперника – 597 против 561 фунтов стерлингов.
Заключение
Западногерманский Prinz 4 мог бы показаться заурядным транспортным средством, если бы не его история, любовь, с которой был создан. Машина оказалась нужной в определенный исторический момент. Небогатому рабочему классу, добропорядочному семьянину в послевоенные годы хотелось своего автомобиля. Более полумиллиона пользователей обрели желаемое.
Сегодня цена NSU Prinz 4 в Германии – от 7 до 14 тыс. евро. Фото: YouTube.com
К 70-тым мощности NSU попали под крыло «Фольксвагена» и стали частью немецкого автостроительного концерна Auto Union. На основе «Принца», уже не единожды модернизированного, создали переднеприводную Audi 50. Впоследствии модель переименовали в так любимый и популярный в России Volkswagen Polo. Вот так хеппи-энд!
Трудно ответить за бюргеров, чувствовали они себя королями за рулем «Принца» или нет. А мы-то в своем родном еще как чувствовали! Наш с норовом был, с характером, бескомпромиссным ослиным упрямством. Категорически не любил светофоры и ж/д переезды: заглохнет, бывало, упрется всеми четырьмя колесами и не едет. Злые дядьки из соседних машин повыскакивают и чуть не на руках, как короля, вынесут из-под поезда. Пенделя, правда, дадут для ускорения… Помогало!
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...