А он, бюргер, бюргеру рознь. Не каждому «Ауди» и «Мерсы» по карману. Был бюргер в 60-х прошлого столетия и попроще. Бедноватый. О нем и заботился производитель, который не задирал нос, не стыдился закладывать под капот 45 «лошадей». С него и начнем.
О компании NSU Motorenwerke AG
Много ли в мире брендов, которые ведут историю с 1873 года? Да, тогда в городе Ридлинген, Западная Германия, компания выпускала вязальные машины. А в 1892 году перешла на велосипеды и стала называться NSU. Дело было уже в Неккарзульме.
NSU Prinz 4 – «Принц», который так и не стал королем. Фото: YouTube.com
Мостик от велосипедов к мотоциклам в начале 20-того столетия проложили легко. К 1905 году крепко встали на ноги, открыли филиал в Хайльбронне и сконструировали первую автомашину.
Однако в 1932 году продали автомобильный отдел «Фиату», а сами продолжили заниматься мототранспортом. Причем, настолько успешно, что к 1955 году фирма стала самым крупным в мире производителем мотоциклов.
Тут трудно удержаться, чтобы не вспомнить, что в 50-х байки NSU четыре раза ставили мировые рекорды по скорости. А один… Оседланный Вильгельмом Герцем мотоцикл промчался по американскому соляному озеру в штате Юта со скоростью 320 км/ч!.. Выдохнем и продолжим о Prinz 4.
Рождение «Принца»
Хотя автомобильный филиал был продан итальянцам, в 1957 году компания выпустила на своих мощностях модель Prinz 30. За основу разработчики взяли шумный силовой агрегат со знаменитого мотоцикла NSU Max. Объем 2-цилиндрового двигателя первого «Принца» составлял 600 кубиков, мощность – 20 л. с.
NSU Prinz 4: что-то до боли знакомое… Фото: YouTube.com
Этот малочисленный настырный табунчик уверенно понес по дорогам Германии целый пласт населения. Небогатого. Того, которое не могло позволить себе в послевоенные годы престижный транспорт, например, Opel из серии KAD.
В те годы в Европе был спрос на компактные, дешевые и экономичные автомобили. Немцы не дошли в размерах своего продукта до абсурда, как производитель с острова Мэн, и модели NSU в скором времени катались уже по всему Старому Свету.
Благодарные пользователи сделали компании приличную кассу. В итоге предприятие окончательно перешло на более высокую статью дохода – производство автомобилей. Увлеклись до того, что в 1959 году выпустили спортивную версию – Sport Prinz. К разработке привлекли легенду автодизайна Франко Скальоне из Италии. Там же делали первые кузова.
Подошел 1961 год и ознаменовался рождением героя нашего обзора – NSU Prinz 4. Кого же он нам напоминает, этот автомобильчик?..
Прототип модели
Ошибиться невозможно: брат-близнец нашего, который стоил 15 мешков сахара. Сразу возникает вопрос: кто у кого «слизал» модель? Конечно, наши у немцев: их автопром более продвинутый… Да нет же: это бюргеры нагло украли чертежи из конструкторского бюро в Запорожье!
Chevrolet Corvair – прототип «Принца» 4. Фото: YouTube.com
Ничуть не бывало. Разочаруем спорщиков: прототип у моделей заокеанский – Chevrolet Corvair. Советские и западногерманские разработчики смотрели на одну машину компакт-класса и «сочинили» очень похожие версии.
«Шевроле Корвэйр» притягивал дизайном и назначением. Но ситуация была анекдотической. Сначала, в 50-х, Америку наводнили и составили ощутимую конкуренцию местной автомобильной индустрии компактные европейские машины. Это были «Фиат» 500, «Фольксваген Жук» и прочие. Длина американских машин в послевоенный период, вспомним, стремилась к 6 метрам, а цены были заоблачные.
В рамках борьбы с засильем этих несчастных «европейцев-коротышей» «Джи Эм» поручил своему подразделению «Шевроле» создать нечто подобное. Так и появился Chevrolet Corvair с задним расположением оппозитного 6-цилиндрового двигателя. Охлаждение было воздушным, а трансмиссия типа «трансэксл». Это когда КПП и главная передача конструктивно находятся в одном картере.
Машина стояла на конвейере с 1959 по 1969 год, не пользуясь у соотечественников популярностью по разным причинам. Одной была книга адвоката и общественного деятеля Р. Нейдера «Опасен на любой скорости».
NSU Prinz 4: длина машины 3440 мм. Фото: YouTube.com
Борец за права потребителей посвятил несколько страниц модели Chevrolet Corvair, подорвав доверие покупателя к машине. Но именно «Корвэйр» вдохновил немецких и советских инженеров, независимо друг от друга, создать похожие модели. Общих черт, если присмотреться, у всех трех машин предостаточно.
Обзор NSU Prinz 4
Prinz 30 в 1961 году ушел в отставку: пустующее место занял наш герой. Нужно отдать должное разработчикам, придумавшим оригинальный слоган:
Управляй «Принцем» и будешь королем!
В 2-дверном седане с несущим кузовом по-королевски, однако, разместиться было сложно. Створки, конечно, широкие, доступ в машину свободный, посадка комфортная. Но коленям рослых пассажиров на заднем диване не хватало места. Хотя стало просторнее в сравнении с базовым «Принцем». Машина позиционировалась как семейное средство передвижения: могла взять на борт четырех взрослых и одного ребенка.
В салоне NSU Prinz 4. Фото: YouTube.com
Размеры, по отношению к американскому прототипу, урезали:
✅ Длина – 3 440 мм
✅ Ширина –1 486 мм
✅ Высота – 1 360 мм
Между мостами помещалось 2 040 мм. Развесовка из-за расположения мотора была 40/60 в пользу задней оси.
Качество сборки не вызывало нареканий. Внешне автомобиль производил приятное впечатление, хотя и получил меткое прозвище «мыльница». Виной было деление кузова на верхнюю и нижнюю части фактурной подоконной линией, которая проходила по всему периметру четвертого «Принца». Зато узнаваемый силуэт невозможно было спутать с каким-либо еще.
Мотор
Под задним капотом NSU Prinz 4 производитель разместил рядный 2-цилиндровый четырехтактный агрегат. Параметры бензинового двигателя:
✅ Объем – 598 см3
✅ Мощность на выходе – 30 «лошадей» при 5,6 тыс. об/мин
✅ Пик момента силы – 44 Н*м при 3,25 тыс. об/мин
✅ Скоростной предел – 120 км/ч
С двигателем агрегатировалась механическая 4-диапазонная трансмиссия. Тормоза по кругу стояли барабанные гидравлические, а в независимой подвеске немцы использовали пружины. Весила машина 565 кг.
Моторный отсек NSU Prinz 4. Фото: YouTube.com
Движок охлаждался воздухом: система назвалась OHC. Тип газораспределительного механизма на «Принце» 1963 года был SOHC. Степень сжатия – 7.6:1. По дорогам «мыльницу» несли 12-дюймовые колеса.
В 1962 году автомобиль тестировали британцы. Критика последовала в адрес разгонной динамики: 35,7 сек до 97 км. Да и выжали испытатели 113 км/ч. Но «Принца» под индексом 4 признали надежным и конкурентоспособным. Сравнивать было с чем, например, с Mini 850 английского производства. Правда, стоил дороже соперника – 597 против 561 фунтов стерлингов.
Заключение
Западногерманский Prinz 4 мог бы показаться заурядным транспортным средством, если бы не его история, любовь, с которой был создан. Машина оказалась нужной в определенный исторический момент. Небогатому рабочему классу, добропорядочному семьянину в послевоенные годы хотелось своего автомобиля. Более полумиллиона пользователей обрели желаемое.
Сегодня цена NSU Prinz 4 в Германии – от 7 до 14 тыс. евро. Фото: YouTube.com
К 70-тым мощности NSU попали под крыло «Фольксвагена» и стали частью немецкого автостроительного концерна Auto Union. На основе «Принца», уже не единожды модернизированного, создали переднеприводную Audi 50. Впоследствии модель переименовали в так любимый и популярный в России Volkswagen Polo. Вот так хеппи-энд!
Трудно ответить за бюргеров, чувствовали они себя королями за рулем «Принца» или нет. А мы-то в своем родном еще как чувствовали! Наш с норовом был, с характером, бескомпромиссным ослиным упрямством. Категорически не любил светофоры и ж/д переезды: заглохнет, бывало, упрется всеми четырьмя колесами и не едет. Злые дядьки из соседних машин повыскакивают и чуть не на руках, как короля, вынесут из-под поезда. Пенделя, правда, дадут для ускорения… Помогало!