Современный российский трамвай «Витязь»
2 752

Современный российский трамвай «Витязь»

На заре брежневской эпохи появился самый массовый в мире трамвай КТМ-5. Его история началась в 1965 году. В конце десятилетия вагоны для городского транспорта начали серийно производиться на мощностях УКВЗ. Модель оказалась настолько востребованной, что ее выпуск продолжился до конца советской эпохи.


Параллельно, в 60-х разработкой другой легенды городского транспорта занялись на чехословацком предприятии ЧКД. Там создали успешный трамвай Tatra T3, который собирался здесь до конца 90-х. Именно эти две модели и стали основой парка многих крупных советских городов.

Современный российский трамвай «Витязь»«Витязь-Москва» на одном из столичных маршрутов. Фото: youtube.com

Их эксплуатация продолжилась и в последующие десятилетия. Иногда такие раритетные составы встречаются и сегодня. Но, понятное дело, конструкции 60-летней давности заметно устарела и уже не соответствует нынешним требованиям. Попытки создать достойную замену предпринимались уже не раз. Об одной такой неплохой по характеристикам техники мы и поведем речь сегодня.

Достойный образец трамвайной техники


Одно из основных требований нашего времени – это максимальный комфорт пассажира во время поездки. Те, кому приходилось ездить на упомянутых выше моделях трамваев, прекрасно понимают, о чем речь. Тряска, качка и бросание из стороны в сторону – привычное дело для старых высокопольных агрегатов. Поэтому первое условие – новый трамвай (подобно как автобусы или троллейбусы) должен быть низкопольным.

Воплощать эту идею еще на заре нового тысячелетия взялись производители самой массовой модели трамвая. На УКВЗ тогда стартовал проект 71-625. Непростые времена и другие сложности воспрепятствовали его успешной реализации. Работы заморозили до 2013 года.

Стильная приборная панель. Фото: youtube.com

После этого попытались возобновить, но менее чем через год наступил разрыв договорных отношений между основным предприятием и владельцем прав на низкопольную конструкцию тележки (Торговым домом компании). Такой неприятный поворот мог попросту похоронить перспективный проект.

К счастью, все получилось иначе. Один из владельцев ТД решил продолжить работы самостоятельно, создав ПК «Транспортные системы». Дальнейшие шаги, как выкуп техдокументации и задействование главного конструктора основного предприятия, показали серьезность намерений бизнесменов.

После огромных вливаний, составивших около 10 млн. евро, конструкторам удалось создать первые два ходовых прототипа. Чтобы успешно реализовать объемный проект, задействовали мощности сразу трех производственных единиц:

✅ Тверской мехзавод электротранспорта
✅ Тверской вагоностроительный завод
✅ Невский завод электротехнического транспорта

Каждый из участников получил свой спектр ответственности и проводимых работ. На первое тверское предприятие легла обязанность выпуска тележек низкопольной конструкции. Их земляки в это время занялись сборкой вагонов для них. На Невском заводе обеспечили все электрооборудование новых составов. Так общими усилиями реализация проекта пошла максимально быстрыми темпами.

Производителям понадобилось всего несколько месяцев. Уже к концу 2014 года представили первый трамвай № 0203 «Витязь». Для его испытаний выбрали столичное трамвайное депо им. Баумана.


После успешных 5-месячных проб транспорту выдали сертификат соответствия. Это открыло «зеленую улицу» для серийного выпуска. Кстати, он удостоился звания первой российской трамвайной техники, подвергнутой процедуре добровольной сертификации (ДС АТ).

Высокая оценка независимых специалистов повлияла не только на старт производства. Она заметно оживила и потенциальных покупателей. Первым стал Санкт-Петербург. Уже через месяц после сертификации компания-производитель одержала верх в местном аукционе. ПК получила эксклюзивное право на поставку для городского трамвайного парка 10 новых вагонов «Витязь» (71-931). Срок выполнения заказа: 2015/17 годы. Очень скоро производители захотели улучшить конструкцию своего трамвая.

Усовершенствованный «Витязь М»


Первый успех подстегнул производителей, которые захотели двигаться дальше, сделав трамвай еще более привлекательным для клиентов. В процессе недолгой эксплуатации технические специалисты обратили внимание на некоторые слабые места в его конструкции. Их попытались устранить в модернизированной версии:

✅ улучшив планировку пассажирского пространства
✅ добавив обтекаемости лобной части
✅ изменив дизайн задней части вагона

Уже к началу лета 2016 года на суд общественности представили модернизированную версию «Витязь М». Впервые его можно было увидеть на екатеринбургской выставке «Иннопром». А вот на испытания новинка отправилась в город на Волге. Ее использовали как транспорт для «Волгоградского скоростного трамвая».

Места для инвалидов, велосипедов или колясок. Фото: youtube.com

В новом варианте применили все ту же эластичную низкопольную тележку собственной разработки. Вагон изготовили модульным методом. Так водительскую кабину и заднюю площадку отделили от основного пассажирского отсека. Это позволило оставить для производителей возможность варьировать при изготовлении вагонов, в зависимости от пожеланий будущих заказчиков. Среди этого – одновагонная конструкция с двумя кабинами и двусторонними пассажирскими дверями. Для мегаполисов предусмотрена трехсекционная комплектация (при необходимости – еще большая составность).

Благодаря переменам во внешнем и внутреннем дизайне, обновленный вагон получил еще больше элегантности и современного вида. В плюс к этому стоит добавить высокую энергоэффективность и безопасность для окружающей среды. Неудивительно, что «Витязь М» заинтересовал и столичное руководство.

Новые трамваи для российской столицы


Проведя триумфальное лето 2016 года, к началу осени создатели «Витязь М» подвели жирную черту. В это время они получили тендер на поставку для московского парка 300 новых трамвайных вагонов. Стоимость трехлетнего контракта впечатлила – 56 млрд. рублей.

Просторный и современный салон. Фото: youtube.com

Спустя год по столице уже курсировало 80 экземпляров «Витязь М». Они попали в то же депо им. Баумана. Для их обслуживания выделили шесть маршрутов в северо-восточной части города. Они получили наименование «Витязь-Москва» и начали свою работу в районах Соколиной Горы, Новогиреево и др. Думаю, самое время обратить внимание на технические параметры этой техники:

✅ 60 мест для сидения
✅ в каждой секции – место для инвалидных колясок
✅ возле каждого кресла – USB-разъемы для зарядки
✅ складные пандусы
✅ система климат-контроля
✅ адресное открывание дверей

Уделим побольше внимания последней функции. Она пока еще не так широко распространена. На каждой двери имеется широкая зеленая кнопка. Нажав ее, каждый желающий может самостоятельно открыть нужную ему дверь. Не забыли и о маломобильных группах пассажиров. Для них предусмотрена дублирующая кнопка синего цвета, расположенная намного ниже.

Вообще инвалиды-колясочники, войдя в салон обязательно почувствуют заботу о себе со стороны производителей. Кроме пандусов и специальных мест парковки в салоне, имеются еще и фиксационные ремни. Это добавит не только удобства путешествию пассажиров уязвимой категории, но и сделает его более безопасным.

«Витязь-Ленинград» образца 2020 года. Фото: youtube.com

В сентябре 2020 года питерское подразделение корпорации НЗЭТ представило новый тип трамвая для северного города «Витязь-Ленинград». Его выполнили в алюминиевом кузове. Это служит лишним доказательством того, что история современного трамвая и дальше успешно продолжается. Всего на текущим момент собрано 526 вагонов всех модификаций.
А вам уже приходилось прокатится на «Витязе»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....