SAAB 96 – автомобиль, олицетворяющий Швецию времен Карлсона
Автомобили марки SAAB всегда удивляли своей консервативностью. Когда другие производители экспериментировали с дизайном, шведы продолжали выпускать проверенные временем модели. Ярчайшим примером приверженности традициям стал SAAB 96. Он выпускался с 1960 по 1980 годы.
Эта модель удивляет странным набором качеств. Например, двухтактный двигатель, который ставили изначально, даже для СССР был анахронизмом. А для богатой Швеции – это вообще нечто странное. При этом SAAB 96 уже тогда отличался высочайшей пассивной безопасностью.
А дизайн автомобиля был «идеологически выверенным» десятилетиями – модель больше похожа на советскую «Победу». Даже первая «Волга» смотрится на его фоне более современной. А ведь ГАЗ-21 выпускался с 1957 года.
Конечно, автомобили SAAB никогда не были массовыми, но модель с индексом 96 собирали 20 лет, что уже намекает на ее востребованность. Всего за эти годы продано более 500 тысяч экземпляров.
Компания SAAB появилась в 1937 году как производитель военных самолетов. Тема была выбрана безошибочно – Европа активно вооружалась, а Швеция готовилась заработать.
В 1945 году стало ясно, что нужно переводить производство на мирные рельсы. И опять владельцы бренда нащупали животрепещущую тему – автомобили. Первые прототипы появились именно в это время, но серийное производство наладили только в 1949 году.
Автомобили SAAB начали пользоваться популярностью в Европе, их даже поставляли в США, хотя, там хватало своих производителей.
В начале 60-х годов европейские автопарки стали резко меняться. Старые бюджетные малолитражки, вроде Citroen 2CV, стали уходить в прошлое. Довоенный премиум тоже встречался на дорогах, но он был сильно потрепанным, соответственно, доступным.
SAAB в то время выпускал модель с индексом 93. Она еще неплохо продавалась, но нуждалась в обновлениях. Самое интересное, что производитель не собирался коренным образом менять форму кузова новой модели. Это была их «фишка», как принято сейчас говорить.
Первый SAAB 96 дебютировал как флагман бренда. Внешне он имел округлый силуэт из прошлого. Чтобы потенциальные клиенты понимали – это Швеция.
Дизайн автомобиля, тем не менее, интересен. Шведам каким-то образом удалось совместить сразу несколько нюансов:
✅ Приверженность традициям
✅ Легкие акценты перехода на современные формы
✅ Спортивные кузова, отдаленно напоминающие военные истребители
Но самое главное – это не внешность SAAB 96. Новый автомобиль получил полностью переработанный кузов в плане пассивной безопасности. Шведы вообще имеют пунктик по этой части.
Двигатель для SAAB 96 первых лет мощностью не отличался. Это двухтактный силовой агрегат с мотоциклетным объемом в 750 см3 и 38 л. с. С таким мотором SAAB 96 выпускался до 1963 года.
Сложно сказать, почему производитель выбрал такой примитивный двигатель. Скорее всего, дело в снижении стоимости. Хотя СААБ никогда не позиционировался дешевым автомобилем, производитель понимал, что кассу ему сделает только средний класс.
А ведь была еще и спортивная модификация SAAB 96. Она развивала 52 «лошадки», выжатые из этого же двухтактного силового агрегата на 840 «кубиков». Автомобиль выпускался с 1962 по 1964 годы. Кроме увеличенной мощности, он получил дисковые тормоза на все колеса. Впрочем, в 1964 году эту «фишку» получили все автомобили данной модели.
До середины 60-х SAAB 96 подвергался только техническим доработкам. Внешне он оставался все тем же «автомобилем Карлсона». Зато производитель успел представить несколько новых версий салона.
В 1965 году произошел полноценный рестайлинг. Он принес ряд косметических внешних изменений:
✅ Новая радиаторная решетка
✅ Линия крыльев понизилась
✅ Капот стал не таким выпуклым
Технические характеристики тоже изменились. Систему охлаждения наконец переделали. Радиатор «переехал», ранее он устанавливался за двигателем. Летом это доставляло владельцам ряд проблем. Напольные педали заменили на более современные – подвесные.
В 1966 году опять появляется спортивная модификация. Ее двигатель развивал 48 л. с. Мотор не форсировали, чтобы сохранить надежность. Увеличения мощности удалось добиться за счет установки трех карбюраторов – по одному на каждый цилиндр.
SAAB 96 был достаточно современным автомобилем, но двухтактные двигатели портили все впечатление. В 1967 году машина наконец получила четырехтактный силовой агрегат. Свой мотор решили не разрабатывать – это слишком дорого.
SAAB 96 всегда был малолитражным автомобилем, поэтому двигатель ему подбирали с объемом около 1,5 литра. Интересно, что генеральный директор компании был вообще против замены двухтактника. Поэтому другие руководители и акционеры SAAB провели полноценную секретную операцию по внедрению нового мотора в производство.
Изначально стоял выбор между силовыми агрегатами разных производителей. Среди них был двигатель Volvo, занявший первое место в испытаниях. Но из-за разногласий и политики фирмы, от этого мотора отказались. Тем более, что он был дороже.
Двигатель Ford Taunus V4 тоже нельзя назвать идеалом. Он считался проблемным – перегревался и не «тянул» на свой объем. Поэтому инженеры СААБ провели ряд работ по доводке силового агрегата.
В 1968 году автомобиль подвергся небольшому рестайлингу. Поменялась цветовая гамма, а в салоне перенесли зеркало заднего вида на потолок. Раньше оно располагалось на торпедо.
До 1968 года SAAB 96 был флагманом бренда. Но когда появилась новая модель с индексом 99, масштабные рестайлинги прекратились. Впрочем, после продажи фирмы SAAB Automibile концерну Scania, новый владелец решил доработать автомобиль.
Изменения:
✅ Новая радиаторная решетка
✅ Прямоугольные фары
✅ Рулевая колонка телескопического типа
✅ Геральдика в виде грифона вместо самолета
Больше таких радикальных изменений после 1969 года не проводилось. Внешне SAAB 96 еще 12 лет оставался почти таким же. Но в техническом плане его продолжали дорабатывать.
Двигатели Ford Taunus V4 оставались без изменений, но их мощность несколько раз удавалось повысить. Достигалось это за счет установки более современных карбюраторов.
1975 год приносит SAAB 96 задние фонари увеличенного размера. Через пару лет было решено сменить стильные хромированные бампера на пластиковые. К тому времени часть деталей нового СААБ 99 шла на конвейер модели с индексом 96 – унификация.
В 1980 году производство прекратилось. За 20 лет было выпущено почти 550 тысяч экземпляров SAAB 96. Последний автомобиль, сошедший с конвейера, был отправлен в музей SAAB.
Так закончилась история странной, но харизматичной модели. Кстати, на российском б/у рынке этот автомобиль иногда встречается. Например, сейчас как раз продается один такой экземпляр – на ходу, но в плохом состоянии. Просят за него 520 тысяч рублей.
Эта модель удивляет странным набором качеств. Например, двухтактный двигатель, который ставили изначально, даже для СССР был анахронизмом. А для богатой Швеции – это вообще нечто странное. При этом SAAB 96 уже тогда отличался высочайшей пассивной безопасностью.
А дизайн автомобиля был «идеологически выверенным» десятилетиями – модель больше похожа на советскую «Победу». Даже первая «Волга» смотрится на его фоне более современной. А ведь ГАЗ-21 выпускался с 1957 года.
Советская «Победа» для сравнения. Фото: Youtube.com
Конечно, автомобили SAAB никогда не были массовыми, но модель с индексом 96 собирали 20 лет, что уже намекает на ее востребованность. Всего за эти годы продано более 500 тысяч экземпляров.
Предпосылки к появлению
Компания SAAB появилась в 1937 году как производитель военных самолетов. Тема была выбрана безошибочно – Европа активно вооружалась, а Швеция готовилась заработать.
В 1945 году стало ясно, что нужно переводить производство на мирные рельсы. И опять владельцы бренда нащупали животрепещущую тему – автомобили. Первые прототипы появились именно в это время, но серийное производство наладили только в 1949 году.
Это SAAB 93, который в начале 60-х уже устарел. Фото: Youtube.com
Автомобили SAAB начали пользоваться популярностью в Европе, их даже поставляли в США, хотя, там хватало своих производителей.
В начале 60-х годов европейские автопарки стали резко меняться. Старые бюджетные малолитражки, вроде Citroen 2CV, стали уходить в прошлое. Довоенный премиум тоже встречался на дорогах, но он был сильно потрепанным, соответственно, доступным.
Среднестатистический житель Западной Европы в начале 60-х уже имел возможность приобрести полноценный седан. Выбор был огромный – от советских «Москвичей», до дорогих Mercedes.
SAAB в то время выпускал модель с индексом 93. Она еще неплохо продавалась, но нуждалась в обновлениях. Самое интересное, что производитель не собирался коренным образом менять форму кузова новой модели. Это была их «фишка», как принято сейчас говорить.
Двухтактные модели
Первый SAAB 96 дебютировал как флагман бренда. Внешне он имел округлый силуэт из прошлого. Чтобы потенциальные клиенты понимали – это Швеция.
Производитель угадывался безошибочно. Фото: Youtube.com
Дизайн автомобиля, тем не менее, интересен. Шведам каким-то образом удалось совместить сразу несколько нюансов:
✅ Приверженность традициям
✅ Легкие акценты перехода на современные формы
✅ Спортивные кузова, отдаленно напоминающие военные истребители
Но самое главное – это не внешность SAAB 96. Новый автомобиль получил полностью переработанный кузов в плане пассивной безопасности. Шведы вообще имеют пунктик по этой части.
Теперь кузов получил увеличенную жесткость. Мотор и рулевая колонка перестали уходить глубоко в салон.
Двигатель для SAAB 96 первых лет мощностью не отличался. Это двухтактный силовой агрегат с мотоциклетным объемом в 750 см3 и 38 л. с. С таким мотором SAAB 96 выпускался до 1963 года.
Странная смесь дизайна для домохозяек и спортивных акцентов. Фото: Youtube.com
Сложно сказать, почему производитель выбрал такой примитивный двигатель. Скорее всего, дело в снижении стоимости. Хотя СААБ никогда не позиционировался дешевым автомобилем, производитель понимал, что кассу ему сделает только средний класс.
В 1963 году двигатель модернизировали. Он прибавил в объеме до 841 см3, а мощность повысилась до 40 л. с. Как тут не вспомнить советский «Запорожец»!
А ведь была еще и спортивная модификация SAAB 96. Она развивала 52 «лошадки», выжатые из этого же двухтактного силового агрегата на 840 «кубиков». Автомобиль выпускался с 1962 по 1964 годы. Кроме увеличенной мощности, он получил дисковые тормоза на все колеса. Впрочем, в 1964 году эту «фишку» получили все автомобили данной модели.
Приборная панель проста для безобразия. Фото: Youtube.com
До середины 60-х SAAB 96 подвергался только техническим доработкам. Внешне он оставался все тем же «автомобилем Карлсона». Зато производитель успел представить несколько новых версий салона.
В 1965 году произошел полноценный рестайлинг. Он принес ряд косметических внешних изменений:
✅ Новая радиаторная решетка
✅ Линия крыльев понизилась
✅ Капот стал не таким выпуклым
Технические характеристики тоже изменились. Систему охлаждения наконец переделали. Радиатор «переехал», ранее он устанавливался за двигателем. Летом это доставляло владельцам ряд проблем. Напольные педали заменили на более современные – подвесные.
В 1966 году опять появляется спортивная модификация. Ее двигатель развивал 48 л. с. Мотор не форсировали, чтобы сохранить надежность. Увеличения мощности удалось добиться за счет установки трех карбюраторов – по одному на каждый цилиндр.
Четырехтактные модели
SAAB 96 был достаточно современным автомобилем, но двухтактные двигатели портили все впечатление. В 1967 году машина наконец получила четырехтактный силовой агрегат. Свой мотор решили не разрабатывать – это слишком дорого.
Четырехтактный двигатель SAAB 96. Фото: Youtube.com
SAAB 96 всегда был малолитражным автомобилем, поэтому двигатель ему подбирали с объемом около 1,5 литра. Интересно, что генеральный директор компании был вообще против замены двухтактника. Поэтому другие руководители и акционеры SAAB провели полноценную секретную операцию по внедрению нового мотора в производство.
Они расторгли контракты с поставщиками некоторых деталей для старых силовых агрегатов, дав компании выбор – новые двигатели или остановка конвейера. Так появились моторы Ford Taunus V4.
Изначально стоял выбор между силовыми агрегатами разных производителей. Среди них был двигатель Volvo, занявший первое место в испытаниях. Но из-за разногласий и политики фирмы, от этого мотора отказались. Тем более, что он был дороже.
Двигатель Ford Taunus V4 тоже нельзя назвать идеалом. Он считался проблемным – перегревался и не «тянул» на свой объем. Поэтому инженеры СААБ провели ряд работ по доводке силового агрегата.
Багажник получился достаточно объемным. Фото: Youtube.com
В 1968 году автомобиль подвергся небольшому рестайлингу. Поменялась цветовая гамма, а в салоне перенесли зеркало заднего вида на потолок. Раньше оно располагалось на торпедо.
Угасание
До 1968 года SAAB 96 был флагманом бренда. Но когда появилась новая модель с индексом 99, масштабные рестайлинги прекратились. Впрочем, после продажи фирмы SAAB Automibile концерну Scania, новый владелец решил доработать автомобиль.
Изменения:
✅ Новая радиаторная решетка
✅ Прямоугольные фары
✅ Рулевая колонка телескопического типа
✅ Геральдика в виде грифона вместо самолета
Больше таких радикальных изменений после 1969 года не проводилось. Внешне SAAB 96 еще 12 лет оставался почти таким же. Но в техническом плане его продолжали дорабатывать.
Например, антикоррозийная обработка кузова периодически улучшалась. Для комфорта пассажиров появились подогревы сидений – и это в начале 1970-х годов!
Двигатели Ford Taunus V4 оставались без изменений, но их мощность несколько раз удавалось повысить. Достигалось это за счет установки более современных карбюраторов.
Эта модель сейчас ценится у коллекционеров. Фото: Youtube.com
1975 год приносит SAAB 96 задние фонари увеличенного размера. Через пару лет было решено сменить стильные хромированные бампера на пластиковые. К тому времени часть деталей нового СААБ 99 шла на конвейер модели с индексом 96 – унификация.
В 1980 году производство прекратилось. За 20 лет было выпущено почти 550 тысяч экземпляров SAAB 96. Последний автомобиль, сошедший с конвейера, был отправлен в музей SAAB.
Так закончилась история странной, но харизматичной модели. Кстати, на российском б/у рынке этот автомобиль иногда встречается. Например, сейчас как раз продается один такой экземпляр – на ходу, но в плохом состоянии. Просят за него 520 тысяч рублей.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...