
SAAB 96 – автомобиль, олицетворяющий Швецию времен Карлсона
Автомобили марки SAAB всегда удивляли своей консервативностью. Когда другие производители экспериментировали с дизайном, шведы продолжали выпускать проверенные временем модели. Ярчайшим примером приверженности традициям стал SAAB 96. Он выпускался с 1960 по 1980 годы.
Эта модель удивляет странным набором качеств. Например, двухтактный двигатель, который ставили изначально, даже для СССР был анахронизмом. А для богатой Швеции – это вообще нечто странное. При этом SAAB 96 уже тогда отличался высочайшей пассивной безопасностью.
А дизайн автомобиля был «идеологически выверенным» десятилетиями – модель больше похожа на советскую «Победу». Даже первая «Волга» смотрится на его фоне более современной. А ведь ГАЗ-21 выпускался с 1957 года.
Советская «Победа» для сравнения. Фото: Youtube.com
Конечно, автомобили SAAB никогда не были массовыми, но модель с индексом 96 собирали 20 лет, что уже намекает на ее востребованность. Всего за эти годы продано более 500 тысяч экземпляров.
Компания SAAB появилась в 1937 году как производитель военных самолетов. Тема была выбрана безошибочно – Европа активно вооружалась, а Швеция готовилась заработать.
В 1945 году стало ясно, что нужно переводить производство на мирные рельсы. И опять владельцы бренда нащупали животрепещущую тему – автомобили. Первые прототипы появились именно в это время, но серийное производство наладили только в 1949 году.
Это SAAB 93, который в начале 60-х уже устарел. Фото: Youtube.com
Автомобили SAAB начали пользоваться популярностью в Европе, их даже поставляли в США, хотя, там хватало своих производителей.
В начале 60-х годов европейские автопарки стали резко меняться. Старые бюджетные малолитражки, вроде Citroen 2CV, стали уходить в прошлое. Довоенный премиум тоже встречался на дорогах, но он был сильно потрепанным, соответственно, доступным.
SAAB в то время выпускал модель с индексом 93. Она еще неплохо продавалась, но нуждалась в обновлениях. Самое интересное, что производитель не собирался коренным образом менять форму кузова новой модели. Это была их «фишка», как принято сейчас говорить.
Первый SAAB 96 дебютировал как флагман бренда. Внешне он имел округлый силуэт из прошлого. Чтобы потенциальные клиенты понимали – это Швеция.
Производитель угадывался безошибочно. Фото: Youtube.com
Дизайн автомобиля, тем не менее, интересен. Шведам каким-то образом удалось совместить сразу несколько нюансов:
✅ Приверженность традициям
✅ Легкие акценты перехода на современные формы
✅ Спортивные кузова, отдаленно напоминающие военные истребители
Но самое главное – это не внешность SAAB 96. Новый автомобиль получил полностью переработанный кузов в плане пассивной безопасности. Шведы вообще имеют пунктик по этой части.
Двигатель для SAAB 96 первых лет мощностью не отличался. Это двухтактный силовой агрегат с мотоциклетным объемом в 750 см3 и 38 л. с. С таким мотором SAAB 96 выпускался до 1963 года.
Странная смесь дизайна для домохозяек и спортивных акцентов. Фото: Youtube.com
Сложно сказать, почему производитель выбрал такой примитивный двигатель. Скорее всего, дело в снижении стоимости. Хотя СААБ никогда не позиционировался дешевым автомобилем, производитель понимал, что кассу ему сделает только средний класс.
А ведь была еще и спортивная модификация SAAB 96. Она развивала 52 «лошадки», выжатые из этого же двухтактного силового агрегата на 840 «кубиков». Автомобиль выпускался с 1962 по 1964 годы. Кроме увеличенной мощности, он получил дисковые тормоза на все колеса. Впрочем, в 1964 году эту «фишку» получили все автомобили данной модели.
Приборная панель проста для безобразия. Фото: Youtube.com
До середины 60-х SAAB 96 подвергался только техническим доработкам. Внешне он оставался все тем же «автомобилем Карлсона». Зато производитель успел представить несколько новых версий салона.
В 1965 году произошел полноценный рестайлинг. Он принес ряд косметических внешних изменений:
✅ Новая радиаторная решетка
✅ Линия крыльев понизилась
✅ Капот стал не таким выпуклым
Технические характеристики тоже изменились. Систему охлаждения наконец переделали. Радиатор «переехал», ранее он устанавливался за двигателем. Летом это доставляло владельцам ряд проблем. Напольные педали заменили на более современные – подвесные.
В 1966 году опять появляется спортивная модификация. Ее двигатель развивал 48 л. с. Мотор не форсировали, чтобы сохранить надежность. Увеличения мощности удалось добиться за счет установки трех карбюраторов – по одному на каждый цилиндр.
SAAB 96 был достаточно современным автомобилем, но двухтактные двигатели портили все впечатление. В 1967 году машина наконец получила четырехтактный силовой агрегат. Свой мотор решили не разрабатывать – это слишком дорого.
Четырехтактный двигатель SAAB 96. Фото: Youtube.com
SAAB 96 всегда был малолитражным автомобилем, поэтому двигатель ему подбирали с объемом около 1,5 литра. Интересно, что генеральный директор компании был вообще против замены двухтактника. Поэтому другие руководители и акционеры SAAB провели полноценную секретную операцию по внедрению нового мотора в производство.
Изначально стоял выбор между силовыми агрегатами разных производителей. Среди них был двигатель Volvo, занявший первое место в испытаниях. Но из-за разногласий и политики фирмы, от этого мотора отказались. Тем более, что он был дороже.
Двигатель Ford Taunus V4 тоже нельзя назвать идеалом. Он считался проблемным – перегревался и не «тянул» на свой объем. Поэтому инженеры СААБ провели ряд работ по доводке силового агрегата.
Багажник получился достаточно объемным. Фото: Youtube.com
В 1968 году автомобиль подвергся небольшому рестайлингу. Поменялась цветовая гамма, а в салоне перенесли зеркало заднего вида на потолок. Раньше оно располагалось на торпедо.
До 1968 года SAAB 96 был флагманом бренда. Но когда появилась новая модель с индексом 99, масштабные рестайлинги прекратились. Впрочем, после продажи фирмы SAAB Automibile концерну Scania, новый владелец решил доработать автомобиль.
Изменения:
✅ Новая радиаторная решетка
✅ Прямоугольные фары
✅ Рулевая колонка телескопического типа
✅ Геральдика в виде грифона вместо самолета
Больше таких радикальных изменений после 1969 года не проводилось. Внешне SAAB 96 еще 12 лет оставался почти таким же. Но в техническом плане его продолжали дорабатывать.
Двигатели Ford Taunus V4 оставались без изменений, но их мощность несколько раз удавалось повысить. Достигалось это за счет установки более современных карбюраторов.
Эта модель сейчас ценится у коллекционеров. Фото: Youtube.com
1975 год приносит SAAB 96 задние фонари увеличенного размера. Через пару лет было решено сменить стильные хромированные бампера на пластиковые. К тому времени часть деталей нового СААБ 99 шла на конвейер модели с индексом 96 – унификация.
В 1980 году производство прекратилось. За 20 лет было выпущено почти 550 тысяч экземпляров SAAB 96. Последний автомобиль, сошедший с конвейера, был отправлен в музей SAAB.
Так закончилась история странной, но харизматичной модели. Кстати, на российском б/у рынке этот автомобиль иногда встречается. Например, сейчас как раз продается один такой экземпляр – на ходу, но в плохом состоянии. Просят за него 520 тысяч рублей.
Эта модель удивляет странным набором качеств. Например, двухтактный двигатель, который ставили изначально, даже для СССР был анахронизмом. А для богатой Швеции – это вообще нечто странное. При этом SAAB 96 уже тогда отличался высочайшей пассивной безопасностью.
А дизайн автомобиля был «идеологически выверенным» десятилетиями – модель больше похожа на советскую «Победу». Даже первая «Волга» смотрится на его фоне более современной. А ведь ГАЗ-21 выпускался с 1957 года.

Конечно, автомобили SAAB никогда не были массовыми, но модель с индексом 96 собирали 20 лет, что уже намекает на ее востребованность. Всего за эти годы продано более 500 тысяч экземпляров.
Предпосылки к появлению
Компания SAAB появилась в 1937 году как производитель военных самолетов. Тема была выбрана безошибочно – Европа активно вооружалась, а Швеция готовилась заработать.
В 1945 году стало ясно, что нужно переводить производство на мирные рельсы. И опять владельцы бренда нащупали животрепещущую тему – автомобили. Первые прототипы появились именно в это время, но серийное производство наладили только в 1949 году.

Автомобили SAAB начали пользоваться популярностью в Европе, их даже поставляли в США, хотя, там хватало своих производителей.
В начале 60-х годов европейские автопарки стали резко меняться. Старые бюджетные малолитражки, вроде Citroen 2CV, стали уходить в прошлое. Довоенный премиум тоже встречался на дорогах, но он был сильно потрепанным, соответственно, доступным.
Среднестатистический житель Западной Европы в начале 60-х уже имел возможность приобрести полноценный седан. Выбор был огромный – от советских «Москвичей», до дорогих Mercedes.
SAAB в то время выпускал модель с индексом 93. Она еще неплохо продавалась, но нуждалась в обновлениях. Самое интересное, что производитель не собирался коренным образом менять форму кузова новой модели. Это была их «фишка», как принято сейчас говорить.
Двухтактные модели
Первый SAAB 96 дебютировал как флагман бренда. Внешне он имел округлый силуэт из прошлого. Чтобы потенциальные клиенты понимали – это Швеция.

Дизайн автомобиля, тем не менее, интересен. Шведам каким-то образом удалось совместить сразу несколько нюансов:
✅ Приверженность традициям
✅ Легкие акценты перехода на современные формы
✅ Спортивные кузова, отдаленно напоминающие военные истребители
Но самое главное – это не внешность SAAB 96. Новый автомобиль получил полностью переработанный кузов в плане пассивной безопасности. Шведы вообще имеют пунктик по этой части.
Теперь кузов получил увеличенную жесткость. Мотор и рулевая колонка перестали уходить глубоко в салон.
Двигатель для SAAB 96 первых лет мощностью не отличался. Это двухтактный силовой агрегат с мотоциклетным объемом в 750 см3 и 38 л. с. С таким мотором SAAB 96 выпускался до 1963 года.

Сложно сказать, почему производитель выбрал такой примитивный двигатель. Скорее всего, дело в снижении стоимости. Хотя СААБ никогда не позиционировался дешевым автомобилем, производитель понимал, что кассу ему сделает только средний класс.
В 1963 году двигатель модернизировали. Он прибавил в объеме до 841 см3, а мощность повысилась до 40 л. с. Как тут не вспомнить советский «Запорожец»!
А ведь была еще и спортивная модификация SAAB 96. Она развивала 52 «лошадки», выжатые из этого же двухтактного силового агрегата на 840 «кубиков». Автомобиль выпускался с 1962 по 1964 годы. Кроме увеличенной мощности, он получил дисковые тормоза на все колеса. Впрочем, в 1964 году эту «фишку» получили все автомобили данной модели.

До середины 60-х SAAB 96 подвергался только техническим доработкам. Внешне он оставался все тем же «автомобилем Карлсона». Зато производитель успел представить несколько новых версий салона.
В 1965 году произошел полноценный рестайлинг. Он принес ряд косметических внешних изменений:
✅ Новая радиаторная решетка
✅ Линия крыльев понизилась
✅ Капот стал не таким выпуклым
Технические характеристики тоже изменились. Систему охлаждения наконец переделали. Радиатор «переехал», ранее он устанавливался за двигателем. Летом это доставляло владельцам ряд проблем. Напольные педали заменили на более современные – подвесные.
В 1966 году опять появляется спортивная модификация. Ее двигатель развивал 48 л. с. Мотор не форсировали, чтобы сохранить надежность. Увеличения мощности удалось добиться за счет установки трех карбюраторов – по одному на каждый цилиндр.
Четырехтактные модели
SAAB 96 был достаточно современным автомобилем, но двухтактные двигатели портили все впечатление. В 1967 году машина наконец получила четырехтактный силовой агрегат. Свой мотор решили не разрабатывать – это слишком дорого.

SAAB 96 всегда был малолитражным автомобилем, поэтому двигатель ему подбирали с объемом около 1,5 литра. Интересно, что генеральный директор компании был вообще против замены двухтактника. Поэтому другие руководители и акционеры SAAB провели полноценную секретную операцию по внедрению нового мотора в производство.
Они расторгли контракты с поставщиками некоторых деталей для старых силовых агрегатов, дав компании выбор – новые двигатели или остановка конвейера. Так появились моторы Ford Taunus V4.
Изначально стоял выбор между силовыми агрегатами разных производителей. Среди них был двигатель Volvo, занявший первое место в испытаниях. Но из-за разногласий и политики фирмы, от этого мотора отказались. Тем более, что он был дороже.
Двигатель Ford Taunus V4 тоже нельзя назвать идеалом. Он считался проблемным – перегревался и не «тянул» на свой объем. Поэтому инженеры СААБ провели ряд работ по доводке силового агрегата.

В 1968 году автомобиль подвергся небольшому рестайлингу. Поменялась цветовая гамма, а в салоне перенесли зеркало заднего вида на потолок. Раньше оно располагалось на торпедо.
Угасание
До 1968 года SAAB 96 был флагманом бренда. Но когда появилась новая модель с индексом 99, масштабные рестайлинги прекратились. Впрочем, после продажи фирмы SAAB Automibile концерну Scania, новый владелец решил доработать автомобиль.
Изменения:
✅ Новая радиаторная решетка
✅ Прямоугольные фары
✅ Рулевая колонка телескопического типа
✅ Геральдика в виде грифона вместо самолета
Больше таких радикальных изменений после 1969 года не проводилось. Внешне SAAB 96 еще 12 лет оставался почти таким же. Но в техническом плане его продолжали дорабатывать.
Например, антикоррозийная обработка кузова периодически улучшалась. Для комфорта пассажиров появились подогревы сидений – и это в начале 1970-х годов!
Двигатели Ford Taunus V4 оставались без изменений, но их мощность несколько раз удавалось повысить. Достигалось это за счет установки более современных карбюраторов.

1975 год приносит SAAB 96 задние фонари увеличенного размера. Через пару лет было решено сменить стильные хромированные бампера на пластиковые. К тому времени часть деталей нового СААБ 99 шла на конвейер модели с индексом 96 – унификация.
В 1980 году производство прекратилось. За 20 лет было выпущено почти 550 тысяч экземпляров SAAB 96. Последний автомобиль, сошедший с конвейера, был отправлен в музей SAAB.
Так закончилась история странной, но харизматичной модели. Кстати, на российском б/у рынке этот автомобиль иногда встречается. Например, сейчас как раз продается один такой экземпляр – на ходу, но в плохом состоянии. Просят за него 520 тысяч рублей.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...