SAAB 96 – автомобиль, олицетворяющий Швецию времен Карлсона
Автомобили марки SAAB всегда удивляли своей консервативностью. Когда другие производители экспериментировали с дизайном, шведы продолжали выпускать проверенные временем модели. Ярчайшим примером приверженности традициям стал SAAB 96. Он выпускался с 1960 по 1980 годы.
Эта модель удивляет странным набором качеств. Например, двухтактный двигатель, который ставили изначально, даже для СССР был анахронизмом. А для богатой Швеции – это вообще нечто странное. При этом SAAB 96 уже тогда отличался высочайшей пассивной безопасностью.
А дизайн автомобиля был «идеологически выверенным» десятилетиями – модель больше похожа на советскую «Победу». Даже первая «Волга» смотрится на его фоне более современной. А ведь ГАЗ-21 выпускался с 1957 года.
Конечно, автомобили SAAB никогда не были массовыми, но модель с индексом 96 собирали 20 лет, что уже намекает на ее востребованность. Всего за эти годы продано более 500 тысяч экземпляров.
Компания SAAB появилась в 1937 году как производитель военных самолетов. Тема была выбрана безошибочно – Европа активно вооружалась, а Швеция готовилась заработать.
В 1945 году стало ясно, что нужно переводить производство на мирные рельсы. И опять владельцы бренда нащупали животрепещущую тему – автомобили. Первые прототипы появились именно в это время, но серийное производство наладили только в 1949 году.
Автомобили SAAB начали пользоваться популярностью в Европе, их даже поставляли в США, хотя, там хватало своих производителей.
В начале 60-х годов европейские автопарки стали резко меняться. Старые бюджетные малолитражки, вроде Citroen 2CV, стали уходить в прошлое. Довоенный премиум тоже встречался на дорогах, но он был сильно потрепанным, соответственно, доступным.
SAAB в то время выпускал модель с индексом 93. Она еще неплохо продавалась, но нуждалась в обновлениях. Самое интересное, что производитель не собирался коренным образом менять форму кузова новой модели. Это была их «фишка», как принято сейчас говорить.
Первый SAAB 96 дебютировал как флагман бренда. Внешне он имел округлый силуэт из прошлого. Чтобы потенциальные клиенты понимали – это Швеция.
Дизайн автомобиля, тем не менее, интересен. Шведам каким-то образом удалось совместить сразу несколько нюансов:
✅ Приверженность традициям
✅ Легкие акценты перехода на современные формы
✅ Спортивные кузова, отдаленно напоминающие военные истребители
Но самое главное – это не внешность SAAB 96. Новый автомобиль получил полностью переработанный кузов в плане пассивной безопасности. Шведы вообще имеют пунктик по этой части.
Двигатель для SAAB 96 первых лет мощностью не отличался. Это двухтактный силовой агрегат с мотоциклетным объемом в 750 см3 и 38 л. с. С таким мотором SAAB 96 выпускался до 1963 года.
Сложно сказать, почему производитель выбрал такой примитивный двигатель. Скорее всего, дело в снижении стоимости. Хотя СААБ никогда не позиционировался дешевым автомобилем, производитель понимал, что кассу ему сделает только средний класс.
А ведь была еще и спортивная модификация SAAB 96. Она развивала 52 «лошадки», выжатые из этого же двухтактного силового агрегата на 840 «кубиков». Автомобиль выпускался с 1962 по 1964 годы. Кроме увеличенной мощности, он получил дисковые тормоза на все колеса. Впрочем, в 1964 году эту «фишку» получили все автомобили данной модели.
До середины 60-х SAAB 96 подвергался только техническим доработкам. Внешне он оставался все тем же «автомобилем Карлсона». Зато производитель успел представить несколько новых версий салона.
В 1965 году произошел полноценный рестайлинг. Он принес ряд косметических внешних изменений:
✅ Новая радиаторная решетка
✅ Линия крыльев понизилась
✅ Капот стал не таким выпуклым
Технические характеристики тоже изменились. Систему охлаждения наконец переделали. Радиатор «переехал», ранее он устанавливался за двигателем. Летом это доставляло владельцам ряд проблем. Напольные педали заменили на более современные – подвесные.
В 1966 году опять появляется спортивная модификация. Ее двигатель развивал 48 л. с. Мотор не форсировали, чтобы сохранить надежность. Увеличения мощности удалось добиться за счет установки трех карбюраторов – по одному на каждый цилиндр.
SAAB 96 был достаточно современным автомобилем, но двухтактные двигатели портили все впечатление. В 1967 году машина наконец получила четырехтактный силовой агрегат. Свой мотор решили не разрабатывать – это слишком дорого.
SAAB 96 всегда был малолитражным автомобилем, поэтому двигатель ему подбирали с объемом около 1,5 литра. Интересно, что генеральный директор компании был вообще против замены двухтактника. Поэтому другие руководители и акционеры SAAB провели полноценную секретную операцию по внедрению нового мотора в производство.
Изначально стоял выбор между силовыми агрегатами разных производителей. Среди них был двигатель Volvo, занявший первое место в испытаниях. Но из-за разногласий и политики фирмы, от этого мотора отказались. Тем более, что он был дороже.
Двигатель Ford Taunus V4 тоже нельзя назвать идеалом. Он считался проблемным – перегревался и не «тянул» на свой объем. Поэтому инженеры СААБ провели ряд работ по доводке силового агрегата.
В 1968 году автомобиль подвергся небольшому рестайлингу. Поменялась цветовая гамма, а в салоне перенесли зеркало заднего вида на потолок. Раньше оно располагалось на торпедо.
До 1968 года SAAB 96 был флагманом бренда. Но когда появилась новая модель с индексом 99, масштабные рестайлинги прекратились. Впрочем, после продажи фирмы SAAB Automibile концерну Scania, новый владелец решил доработать автомобиль.
Изменения:
✅ Новая радиаторная решетка
✅ Прямоугольные фары
✅ Рулевая колонка телескопического типа
✅ Геральдика в виде грифона вместо самолета
Больше таких радикальных изменений после 1969 года не проводилось. Внешне SAAB 96 еще 12 лет оставался почти таким же. Но в техническом плане его продолжали дорабатывать.
Двигатели Ford Taunus V4 оставались без изменений, но их мощность несколько раз удавалось повысить. Достигалось это за счет установки более современных карбюраторов.
1975 год приносит SAAB 96 задние фонари увеличенного размера. Через пару лет было решено сменить стильные хромированные бампера на пластиковые. К тому времени часть деталей нового СААБ 99 шла на конвейер модели с индексом 96 – унификация.
В 1980 году производство прекратилось. За 20 лет было выпущено почти 550 тысяч экземпляров SAAB 96. Последний автомобиль, сошедший с конвейера, был отправлен в музей SAAB.
Так закончилась история странной, но харизматичной модели. Кстати, на российском б/у рынке этот автомобиль иногда встречается. Например, сейчас как раз продается один такой экземпляр – на ходу, но в плохом состоянии. Просят за него 520 тысяч рублей.
Эта модель удивляет странным набором качеств. Например, двухтактный двигатель, который ставили изначально, даже для СССР был анахронизмом. А для богатой Швеции – это вообще нечто странное. При этом SAAB 96 уже тогда отличался высочайшей пассивной безопасностью.
А дизайн автомобиля был «идеологически выверенным» десятилетиями – модель больше похожа на советскую «Победу». Даже первая «Волга» смотрится на его фоне более современной. А ведь ГАЗ-21 выпускался с 1957 года.
Советская «Победа» для сравнения. Фото: Youtube.com
Конечно, автомобили SAAB никогда не были массовыми, но модель с индексом 96 собирали 20 лет, что уже намекает на ее востребованность. Всего за эти годы продано более 500 тысяч экземпляров.
Предпосылки к появлению
Компания SAAB появилась в 1937 году как производитель военных самолетов. Тема была выбрана безошибочно – Европа активно вооружалась, а Швеция готовилась заработать.
В 1945 году стало ясно, что нужно переводить производство на мирные рельсы. И опять владельцы бренда нащупали животрепещущую тему – автомобили. Первые прототипы появились именно в это время, но серийное производство наладили только в 1949 году.
Это SAAB 93, который в начале 60-х уже устарел. Фото: Youtube.com
Автомобили SAAB начали пользоваться популярностью в Европе, их даже поставляли в США, хотя, там хватало своих производителей.
В начале 60-х годов европейские автопарки стали резко меняться. Старые бюджетные малолитражки, вроде Citroen 2CV, стали уходить в прошлое. Довоенный премиум тоже встречался на дорогах, но он был сильно потрепанным, соответственно, доступным.
Среднестатистический житель Западной Европы в начале 60-х уже имел возможность приобрести полноценный седан. Выбор был огромный – от советских «Москвичей», до дорогих Mercedes.
SAAB в то время выпускал модель с индексом 93. Она еще неплохо продавалась, но нуждалась в обновлениях. Самое интересное, что производитель не собирался коренным образом менять форму кузова новой модели. Это была их «фишка», как принято сейчас говорить.
Двухтактные модели
Первый SAAB 96 дебютировал как флагман бренда. Внешне он имел округлый силуэт из прошлого. Чтобы потенциальные клиенты понимали – это Швеция.
Производитель угадывался безошибочно. Фото: Youtube.com
Дизайн автомобиля, тем не менее, интересен. Шведам каким-то образом удалось совместить сразу несколько нюансов:
✅ Приверженность традициям
✅ Легкие акценты перехода на современные формы
✅ Спортивные кузова, отдаленно напоминающие военные истребители
Но самое главное – это не внешность SAAB 96. Новый автомобиль получил полностью переработанный кузов в плане пассивной безопасности. Шведы вообще имеют пунктик по этой части.
Теперь кузов получил увеличенную жесткость. Мотор и рулевая колонка перестали уходить глубоко в салон.
Двигатель для SAAB 96 первых лет мощностью не отличался. Это двухтактный силовой агрегат с мотоциклетным объемом в 750 см3 и 38 л. с. С таким мотором SAAB 96 выпускался до 1963 года.
Странная смесь дизайна для домохозяек и спортивных акцентов. Фото: Youtube.com
Сложно сказать, почему производитель выбрал такой примитивный двигатель. Скорее всего, дело в снижении стоимости. Хотя СААБ никогда не позиционировался дешевым автомобилем, производитель понимал, что кассу ему сделает только средний класс.
В 1963 году двигатель модернизировали. Он прибавил в объеме до 841 см3, а мощность повысилась до 40 л. с. Как тут не вспомнить советский «Запорожец»!
А ведь была еще и спортивная модификация SAAB 96. Она развивала 52 «лошадки», выжатые из этого же двухтактного силового агрегата на 840 «кубиков». Автомобиль выпускался с 1962 по 1964 годы. Кроме увеличенной мощности, он получил дисковые тормоза на все колеса. Впрочем, в 1964 году эту «фишку» получили все автомобили данной модели.
Приборная панель проста для безобразия. Фото: Youtube.com
До середины 60-х SAAB 96 подвергался только техническим доработкам. Внешне он оставался все тем же «автомобилем Карлсона». Зато производитель успел представить несколько новых версий салона.
В 1965 году произошел полноценный рестайлинг. Он принес ряд косметических внешних изменений:
✅ Новая радиаторная решетка
✅ Линия крыльев понизилась
✅ Капот стал не таким выпуклым
Технические характеристики тоже изменились. Систему охлаждения наконец переделали. Радиатор «переехал», ранее он устанавливался за двигателем. Летом это доставляло владельцам ряд проблем. Напольные педали заменили на более современные – подвесные.
В 1966 году опять появляется спортивная модификация. Ее двигатель развивал 48 л. с. Мотор не форсировали, чтобы сохранить надежность. Увеличения мощности удалось добиться за счет установки трех карбюраторов – по одному на каждый цилиндр.
Четырехтактные модели
SAAB 96 был достаточно современным автомобилем, но двухтактные двигатели портили все впечатление. В 1967 году машина наконец получила четырехтактный силовой агрегат. Свой мотор решили не разрабатывать – это слишком дорого.
Четырехтактный двигатель SAAB 96. Фото: Youtube.com
SAAB 96 всегда был малолитражным автомобилем, поэтому двигатель ему подбирали с объемом около 1,5 литра. Интересно, что генеральный директор компании был вообще против замены двухтактника. Поэтому другие руководители и акционеры SAAB провели полноценную секретную операцию по внедрению нового мотора в производство.
Они расторгли контракты с поставщиками некоторых деталей для старых силовых агрегатов, дав компании выбор – новые двигатели или остановка конвейера. Так появились моторы Ford Taunus V4.
Изначально стоял выбор между силовыми агрегатами разных производителей. Среди них был двигатель Volvo, занявший первое место в испытаниях. Но из-за разногласий и политики фирмы, от этого мотора отказались. Тем более, что он был дороже.
Двигатель Ford Taunus V4 тоже нельзя назвать идеалом. Он считался проблемным – перегревался и не «тянул» на свой объем. Поэтому инженеры СААБ провели ряд работ по доводке силового агрегата.
Багажник получился достаточно объемным. Фото: Youtube.com
В 1968 году автомобиль подвергся небольшому рестайлингу. Поменялась цветовая гамма, а в салоне перенесли зеркало заднего вида на потолок. Раньше оно располагалось на торпедо.
Угасание
До 1968 года SAAB 96 был флагманом бренда. Но когда появилась новая модель с индексом 99, масштабные рестайлинги прекратились. Впрочем, после продажи фирмы SAAB Automibile концерну Scania, новый владелец решил доработать автомобиль.
Изменения:
✅ Новая радиаторная решетка
✅ Прямоугольные фары
✅ Рулевая колонка телескопического типа
✅ Геральдика в виде грифона вместо самолета
Больше таких радикальных изменений после 1969 года не проводилось. Внешне SAAB 96 еще 12 лет оставался почти таким же. Но в техническом плане его продолжали дорабатывать.
Например, антикоррозийная обработка кузова периодически улучшалась. Для комфорта пассажиров появились подогревы сидений – и это в начале 1970-х годов!
Двигатели Ford Taunus V4 оставались без изменений, но их мощность несколько раз удавалось повысить. Достигалось это за счет установки более современных карбюраторов.
Эта модель сейчас ценится у коллекционеров. Фото: Youtube.com
1975 год приносит SAAB 96 задние фонари увеличенного размера. Через пару лет было решено сменить стильные хромированные бампера на пластиковые. К тому времени часть деталей нового СААБ 99 шла на конвейер модели с индексом 96 – унификация.
В 1980 году производство прекратилось. За 20 лет было выпущено почти 550 тысяч экземпляров SAAB 96. Последний автомобиль, сошедший с конвейера, был отправлен в музей SAAB.
Так закончилась история странной, но харизматичной модели. Кстати, на российском б/у рынке этот автомобиль иногда встречается. Например, сейчас как раз продается один такой экземпляр – на ходу, но в плохом состоянии. Просят за него 520 тысяч рублей.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...