
Melkus RS 1000: суперспорт, созданный к 20-летию ГДР
К сожалению, один из самых красивых прототипов советского периода Syrena Sport (как мы и писали ранее) не пошел в серию. Но это не было единственной попыткой создания самого стильного автомобиля Восточной Европы.
Следующими в новом десятилетии свою вариант предложили конструкторы из ГДР. Хотя по техническому оснащению они и уступали своим западным землякам, имелся и неплохой задел. Ведь все производства с документациями моделей, расположенные в советской сфере влияния, достались именно восточным немцам.
Melkus RS 1000 с аэродинамическим дизайном. Фото: youtube.com
Это помогло худо-бедно наладить местный автопром и даже предлагать неплохие новые модели. Пик инженерной мысли пришелся на 60-е. Тогда оба местных бренда, «Варбург» и «Трабант» выпустиили автомобили с запоминающимся дизайном. Но самый красивый автомобиль в истории ГДР создан одним известным дизайнером гоночной техники.
Хайнц Мелкус был обычным дитем своей эпохи. Ведь в социалистическом обществе не принято оставаться свободным художником. Каждый его член обязан иметь официальное трудоустройство. Поэтому Мелкус являлся обычным инструктором автошколы из Дрездена. А вот его дизайнерские изыскания в сфере одноместных спортивных автомобилей считались чем-то вроде успешного хобби.
Все же в ГДР имелось место и для коммерции. Это позволило дизайнеру создать свою мастерскую. Все же без политики никак не обошлось. Успешное продвижение эксклюзивного проекта требовало массированной поддержки в высших эшелонах власти. Чтобы добиться этого, компания Мелкуса взяла на себя определенные обязательства.
Близилась 20-я годовщина создания Германской Демократической Республики. Естественно, планировались грандиозные торжества, с традиционной демонстрацией достижений народного хозяйства. Одним из таких экспонатов и стали семь специальных образцов автомобилей, созданных в соответствии со спецификацией FIA для Группы 4. Проект стартовал за год до предстоящих мероприятий, в 1968-м.
Мелкус и его единомышленники мечтали проектировать дорожные и гоночные спортивные автомобили. Чтобы им открыли «зеленую улицу» потребовалось успеть представить все семь спецавто до 7 октября 1969 года. Кстати, существовало еще одно условие. Так как новинки демонстрировали достижения автопрома ГДР, то при их создании разрешалось использование комплектующих исключительно отечественного производства.
И сегодня он выглядит очень привлекательно. Фото: youtube.com
Руководство страны увидело перспективность такого направления и придало проекту государственный статус. Это позволило Мелкусу заручиться технической поддержкой коллег из других ведомств. В итоге появилась целая команда, трудившаяся над будущим Melkus RS 1000. В нее вошли представители нескольких автомобильных компаний и научно-исследовательских институтов.
Понятно, что без такого серьезного представительства у самого Хайнца не хватило бы ресурсов для реализации задумки. Времени оставалось совсем немного и все задействованные специалисты немедленно приступили к работе над созданием суперспорта.
Хорошо весь технический процесс описан в исторической книге «Автомобили Восточного блока» под авторством Яна Тучека. Там исследователь транспортной тематики прошлого замечает, что проектные работы продвигались без каких-либо препятствий или серьезных проблем. Результат представили вовремя. Правда, к концу 1969 года успели собрать всего шесть экземпляров нового купе. Одного не хватало, но и это оказалось настоящим триумфом, учитывая крайне сжатые сроки.
Спортивный выхлоп. Фото: youtube.com
Мелкус пости сдержал свое обещание по количеству экземпляров, а вот по использованию комплектующих – четко придерживался указаний сверху. По этой причине за основу гоночного автомобиля взяли современную модель восточногерманского автопрома Wartburg 353. По сути, дизайнер пошел по проторенной дорожке, ведь силовые агрегаты из Айзенаха он и раньше использовал в своих конструкциях гоночной техники.
Литровый двигатель от серийной малолитражки пришлось серьезно дорабатывать. Трехцилиндровый двухтактник прошел целую серию модификаций и получил ряд изменений:
✅ три карбюратора
✅ повышенную степень сжатия
✅ увеличенную мощность
✅ установку перед задней осью
В обычной версии автомобиля мощность довели до 66 л. с. А вот гоночная и вовсе получила 90-сильный силовой агрегат. Для исходного мотора с довольно скромными показателями, это оказалось прекрасным результатом. В целом, новинка имела следующие параметры:
✅ общая масса – 1012 кг
✅ максимальная скорость – 160 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 12 секунд
✅ новая 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач
Хорошую службу для показательной динамики сослужил небольшой вес автомобиля. Его удалось добиться в основном благодаря использованию легких материалов. Большую часть кузовных деталей выполнили из ламината. А рамка переднего стекла и арка над сидениями образовали несущую конструкцию суперспорта.
За рулем гоночной версии. Фото: youtube.com
Их производила автомобильная компания Robur, в основном ориентированная на грузовики. Следует отметить, что дизайнеры из берлинской художественной школы очень хорошо потрудились над созданием Melkus RS 1000. 4-метровое купе выполнили гладким и аэродинамическим. Оно казалось чем-то на порядок более высоким рядом с современниками: Wartburg 353 или Trabant 601. Это подчеркивали эксклюзивные элементы конструкции:
✅ дверь типа «крыло чайки»
✅ круглые фары
✅ 13-дюймовые легкосплавные диски
✅ двухсторонние топливные баки (в некоторых экспортных экземплярах)
Дизайнеры пошли дальше и в цветовом исполнении автомобиля. Нередки яркие цвета: желтый или красный. Лобовое стекло взяли от автомобиля-донора, а все остальные выполнили из оргстекла. Внутреннее убранство тоже не отставало. Салон получил анатомические сидения ручной работы и спортивный трехспицевый руль.
Само производство включало три этапа. Сначала поступали технические компоненты из Айзенаха. Потом компания Robur поставляла кузовные детали. А после этого за дело брались Хайнц Мелкус и компания. Они производили недостающие комплектующие и собирали новый экземпляр автомобиля. Всем понятно, что ручное производство – процесс небыстрый. За год удавалось собрать всего несколько экземпляров. По этой причине, после завершения производства в 1979 году, общий тираж Melkus RS 1000 составил всего 101 автомобиль. Но, похоже, большинство из них дожило и до наших дней.
За руль суперспорта, понятное дело, мог сесть не каждый. Это разрешалось только владельцам водительского удостоверения Восточногерманской ассоциации автоспорта (ADMV). Ее же представители решали и то, кто из претендентов получит право приобретения автомобиля, стоившего немалых денег.
Melkus RS 1000 на скорости. Фото: youtube.com
Спорткары являлись эксклюзивом, каждый отличался друг от друга какими-то элементами. В 1972 году появился модифицированный двигатель большего объема (1119 куб. см), без изменения мощностных характеристик. Хотя для гоночных версий их довели до 100 л. с.
Потомки Мелькуса попытались возродить славу единственного суперспорта советской эпохи. В 2006 году стартовало производство из сохранившихся запчастей. Позже выпустили преемника RS 2000 с шасси Lotus и двигателем от Toyota или Volkswagen (на выбор заказчика). Мелкосерийное производство началось в 2010 году, но уже через два года компания обанкротилась. Сообщается о выпуске 18 новых Melkus.
Следующими в новом десятилетии свою вариант предложили конструкторы из ГДР. Хотя по техническому оснащению они и уступали своим западным землякам, имелся и неплохой задел. Ведь все производства с документациями моделей, расположенные в советской сфере влияния, достались именно восточным немцам.

Это помогло худо-бедно наладить местный автопром и даже предлагать неплохие новые модели. Пик инженерной мысли пришелся на 60-е. Тогда оба местных бренда, «Варбург» и «Трабант» выпустиили автомобили с запоминающимся дизайном. Но самый красивый автомобиль в истории ГДР создан одним известным дизайнером гоночной техники.
Дизайнер и инструктор, создавший красавца
Хайнц Мелкус был обычным дитем своей эпохи. Ведь в социалистическом обществе не принято оставаться свободным художником. Каждый его член обязан иметь официальное трудоустройство. Поэтому Мелкус являлся обычным инструктором автошколы из Дрездена. А вот его дизайнерские изыскания в сфере одноместных спортивных автомобилей считались чем-то вроде успешного хобби.
Именно творческий полет мысли Хайнца Мелкуса содействовал появлению единственного в Восточной Европе автомобиля категории суперспорт. Появившийся в 1969 году экземпляр получил название от имени создателя – Melkus RS 1000.
Все же в ГДР имелось место и для коммерции. Это позволило дизайнеру создать свою мастерскую. Все же без политики никак не обошлось. Успешное продвижение эксклюзивного проекта требовало массированной поддержки в высших эшелонах власти. Чтобы добиться этого, компания Мелкуса взяла на себя определенные обязательства.
Близилась 20-я годовщина создания Германской Демократической Республики. Естественно, планировались грандиозные торжества, с традиционной демонстрацией достижений народного хозяйства. Одним из таких экспонатов и стали семь специальных образцов автомобилей, созданных в соответствии со спецификацией FIA для Группы 4. Проект стартовал за год до предстоящих мероприятий, в 1968-м.
Мелкус и его единомышленники мечтали проектировать дорожные и гоночные спортивные автомобили. Чтобы им открыли «зеленую улицу» потребовалось успеть представить все семь спецавто до 7 октября 1969 года. Кстати, существовало еще одно условие. Так как новинки демонстрировали достижения автопрома ГДР, то при их создании разрешалось использование комплектующих исключительно отечественного производства.

Руководство страны увидело перспективность такого направления и придало проекту государственный статус. Это позволило Мелкусу заручиться технической поддержкой коллег из других ведомств. В итоге появилась целая команда, трудившаяся над будущим Melkus RS 1000. В нее вошли представители нескольких автомобильных компаний и научно-исследовательских институтов.
Понятно, что без такого серьезного представительства у самого Хайнца не хватило бы ресурсов для реализации задумки. Времени оставалось совсем немного и все задействованные специалисты немедленно приступили к работе над созданием суперспорта.
Быстрый и успешный результат
Хорошо весь технический процесс описан в исторической книге «Автомобили Восточного блока» под авторством Яна Тучека. Там исследователь транспортной тематики прошлого замечает, что проектные работы продвигались без каких-либо препятствий или серьезных проблем. Результат представили вовремя. Правда, к концу 1969 года успели собрать всего шесть экземпляров нового купе. Одного не хватало, но и это оказалось настоящим триумфом, учитывая крайне сжатые сроки.

Мелкус пости сдержал свое обещание по количеству экземпляров, а вот по использованию комплектующих – четко придерживался указаний сверху. По этой причине за основу гоночного автомобиля взяли современную модель восточногерманского автопрома Wartburg 353. По сути, дизайнер пошел по проторенной дорожке, ведь силовые агрегаты из Айзенаха он и раньше использовал в своих конструкциях гоночной техники.
Литровый двигатель от серийной малолитражки пришлось серьезно дорабатывать. Трехцилиндровый двухтактник прошел целую серию модификаций и получил ряд изменений:
✅ три карбюратора
✅ повышенную степень сжатия
✅ увеличенную мощность
✅ установку перед задней осью
В обычной версии автомобиля мощность довели до 66 л. с. А вот гоночная и вовсе получила 90-сильный силовой агрегат. Для исходного мотора с довольно скромными показателями, это оказалось прекрасным результатом. В целом, новинка имела следующие параметры:
✅ общая масса – 1012 кг
✅ максимальная скорость – 160 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 12 секунд
✅ новая 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач
Хорошую службу для показательной динамики сослужил небольшой вес автомобиля. Его удалось добиться в основном благодаря использованию легких материалов. Большую часть кузовных деталей выполнили из ламината. А рамка переднего стекла и арка над сидениями образовали несущую конструкцию суперспорта.

Их производила автомобильная компания Robur, в основном ориентированная на грузовики. Следует отметить, что дизайнеры из берлинской художественной школы очень хорошо потрудились над созданием Melkus RS 1000. 4-метровое купе выполнили гладким и аэродинамическим. Оно казалось чем-то на порядок более высоким рядом с современниками: Wartburg 353 или Trabant 601. Это подчеркивали эксклюзивные элементы конструкции:
✅ дверь типа «крыло чайки»
✅ круглые фары
✅ 13-дюймовые легкосплавные диски
✅ двухсторонние топливные баки (в некоторых экспортных экземплярах)
Дизайнеры пошли дальше и в цветовом исполнении автомобиля. Нередки яркие цвета: желтый или красный. Лобовое стекло взяли от автомобиля-донора, а все остальные выполнили из оргстекла. Внутреннее убранство тоже не отставало. Салон получил анатомические сидения ручной работы и спортивный трехспицевый руль.
Само производство включало три этапа. Сначала поступали технические компоненты из Айзенаха. Потом компания Robur поставляла кузовные детали. А после этого за дело брались Хайнц Мелкус и компания. Они производили недостающие комплектующие и собирали новый экземпляр автомобиля. Всем понятно, что ручное производство – процесс небыстрый. За год удавалось собрать всего несколько экземпляров. По этой причине, после завершения производства в 1979 году, общий тираж Melkus RS 1000 составил всего 101 автомобиль. Но, похоже, большинство из них дожило и до наших дней.
Ограничения для водителей и попытки возрождения
За руль суперспорта, понятное дело, мог сесть не каждый. Это разрешалось только владельцам водительского удостоверения Восточногерманской ассоциации автоспорта (ADMV). Ее же представители решали и то, кто из претендентов получит право приобретения автомобиля, стоившего немалых денег.

Спорткары являлись эксклюзивом, каждый отличался друг от друга какими-то элементами. В 1972 году появился модифицированный двигатель большего объема (1119 куб. см), без изменения мощностных характеристик. Хотя для гоночных версий их довели до 100 л. с.
Потомки Мелькуса попытались возродить славу единственного суперспорта советской эпохи. В 2006 году стартовало производство из сохранившихся запчастей. Позже выпустили преемника RS 2000 с шасси Lotus и двигателем от Toyota или Volkswagen (на выбор заказчика). Мелкосерийное производство началось в 2010 году, но уже через два года компания обанкротилась. Сообщается о выпуске 18 новых Melkus.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...