Melkus RS 1000: суперспорт, созданный к 20-летию ГДР
К сожалению, один из самых красивых прототипов советского периода Syrena Sport (как мы и писали ранее) не пошел в серию. Но это не было единственной попыткой создания самого стильного автомобиля Восточной Европы.
Следующими в новом десятилетии свою вариант предложили конструкторы из ГДР. Хотя по техническому оснащению они и уступали своим западным землякам, имелся и неплохой задел. Ведь все производства с документациями моделей, расположенные в советской сфере влияния, достались именно восточным немцам.
Это помогло худо-бедно наладить местный автопром и даже предлагать неплохие новые модели. Пик инженерной мысли пришелся на 60-е. Тогда оба местных бренда, «Варбург» и «Трабант» выпустиили автомобили с запоминающимся дизайном. Но самый красивый автомобиль в истории ГДР создан одним известным дизайнером гоночной техники.
Хайнц Мелкус был обычным дитем своей эпохи. Ведь в социалистическом обществе не принято оставаться свободным художником. Каждый его член обязан иметь официальное трудоустройство. Поэтому Мелкус являлся обычным инструктором автошколы из Дрездена. А вот его дизайнерские изыскания в сфере одноместных спортивных автомобилей считались чем-то вроде успешного хобби.
Все же в ГДР имелось место и для коммерции. Это позволило дизайнеру создать свою мастерскую. Все же без политики никак не обошлось. Успешное продвижение эксклюзивного проекта требовало массированной поддержки в высших эшелонах власти. Чтобы добиться этого, компания Мелкуса взяла на себя определенные обязательства.
Близилась 20-я годовщина создания Германской Демократической Республики. Естественно, планировались грандиозные торжества, с традиционной демонстрацией достижений народного хозяйства. Одним из таких экспонатов и стали семь специальных образцов автомобилей, созданных в соответствии со спецификацией FIA для Группы 4. Проект стартовал за год до предстоящих мероприятий, в 1968-м.
Мелкус и его единомышленники мечтали проектировать дорожные и гоночные спортивные автомобили. Чтобы им открыли «зеленую улицу» потребовалось успеть представить все семь спецавто до 7 октября 1969 года. Кстати, существовало еще одно условие. Так как новинки демонстрировали достижения автопрома ГДР, то при их создании разрешалось использование комплектующих исключительно отечественного производства.
Руководство страны увидело перспективность такого направления и придало проекту государственный статус. Это позволило Мелкусу заручиться технической поддержкой коллег из других ведомств. В итоге появилась целая команда, трудившаяся над будущим Melkus RS 1000. В нее вошли представители нескольких автомобильных компаний и научно-исследовательских институтов.
Понятно, что без такого серьезного представительства у самого Хайнца не хватило бы ресурсов для реализации задумки. Времени оставалось совсем немного и все задействованные специалисты немедленно приступили к работе над созданием суперспорта.
Хорошо весь технический процесс описан в исторической книге «Автомобили Восточного блока» под авторством Яна Тучека. Там исследователь транспортной тематики прошлого замечает, что проектные работы продвигались без каких-либо препятствий или серьезных проблем. Результат представили вовремя. Правда, к концу 1969 года успели собрать всего шесть экземпляров нового купе. Одного не хватало, но и это оказалось настоящим триумфом, учитывая крайне сжатые сроки.
Мелкус пости сдержал свое обещание по количеству экземпляров, а вот по использованию комплектующих – четко придерживался указаний сверху. По этой причине за основу гоночного автомобиля взяли современную модель восточногерманского автопрома Wartburg 353. По сути, дизайнер пошел по проторенной дорожке, ведь силовые агрегаты из Айзенаха он и раньше использовал в своих конструкциях гоночной техники.
Литровый двигатель от серийной малолитражки пришлось серьезно дорабатывать. Трехцилиндровый двухтактник прошел целую серию модификаций и получил ряд изменений:
✅ три карбюратора
✅ повышенную степень сжатия
✅ увеличенную мощность
✅ установку перед задней осью
В обычной версии автомобиля мощность довели до 66 л. с. А вот гоночная и вовсе получила 90-сильный силовой агрегат. Для исходного мотора с довольно скромными показателями, это оказалось прекрасным результатом. В целом, новинка имела следующие параметры:
✅ общая масса – 1012 кг
✅ максимальная скорость – 160 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 12 секунд
✅ новая 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач
Хорошую службу для показательной динамики сослужил небольшой вес автомобиля. Его удалось добиться в основном благодаря использованию легких материалов. Большую часть кузовных деталей выполнили из ламината. А рамка переднего стекла и арка над сидениями образовали несущую конструкцию суперспорта.
Их производила автомобильная компания Robur, в основном ориентированная на грузовики. Следует отметить, что дизайнеры из берлинской художественной школы очень хорошо потрудились над созданием Melkus RS 1000. 4-метровое купе выполнили гладким и аэродинамическим. Оно казалось чем-то на порядок более высоким рядом с современниками: Wartburg 353 или Trabant 601. Это подчеркивали эксклюзивные элементы конструкции:
✅ дверь типа «крыло чайки»
✅ круглые фары
✅ 13-дюймовые легкосплавные диски
✅ двухсторонние топливные баки (в некоторых экспортных экземплярах)
Дизайнеры пошли дальше и в цветовом исполнении автомобиля. Нередки яркие цвета: желтый или красный. Лобовое стекло взяли от автомобиля-донора, а все остальные выполнили из оргстекла. Внутреннее убранство тоже не отставало. Салон получил анатомические сидения ручной работы и спортивный трехспицевый руль.
Само производство включало три этапа. Сначала поступали технические компоненты из Айзенаха. Потом компания Robur поставляла кузовные детали. А после этого за дело брались Хайнц Мелкус и компания. Они производили недостающие комплектующие и собирали новый экземпляр автомобиля. Всем понятно, что ручное производство – процесс небыстрый. За год удавалось собрать всего несколько экземпляров. По этой причине, после завершения производства в 1979 году, общий тираж Melkus RS 1000 составил всего 101 автомобиль. Но, похоже, большинство из них дожило и до наших дней.
За руль суперспорта, понятное дело, мог сесть не каждый. Это разрешалось только владельцам водительского удостоверения Восточногерманской ассоциации автоспорта (ADMV). Ее же представители решали и то, кто из претендентов получит право приобретения автомобиля, стоившего немалых денег.
Спорткары являлись эксклюзивом, каждый отличался друг от друга какими-то элементами. В 1972 году появился модифицированный двигатель большего объема (1119 куб. см), без изменения мощностных характеристик. Хотя для гоночных версий их довели до 100 л. с.
Потомки Мелькуса попытались возродить славу единственного суперспорта советской эпохи. В 2006 году стартовало производство из сохранившихся запчастей. Позже выпустили преемника RS 2000 с шасси Lotus и двигателем от Toyota или Volkswagen (на выбор заказчика). Мелкосерийное производство началось в 2010 году, но уже через два года компания обанкротилась. Сообщается о выпуске 18 новых Melkus.
Следующими в новом десятилетии свою вариант предложили конструкторы из ГДР. Хотя по техническому оснащению они и уступали своим западным землякам, имелся и неплохой задел. Ведь все производства с документациями моделей, расположенные в советской сфере влияния, достались именно восточным немцам.
Melkus RS 1000 с аэродинамическим дизайном. Фото: youtube.com
Это помогло худо-бедно наладить местный автопром и даже предлагать неплохие новые модели. Пик инженерной мысли пришелся на 60-е. Тогда оба местных бренда, «Варбург» и «Трабант» выпустиили автомобили с запоминающимся дизайном. Но самый красивый автомобиль в истории ГДР создан одним известным дизайнером гоночной техники.
Дизайнер и инструктор, создавший красавца
Хайнц Мелкус был обычным дитем своей эпохи. Ведь в социалистическом обществе не принято оставаться свободным художником. Каждый его член обязан иметь официальное трудоустройство. Поэтому Мелкус являлся обычным инструктором автошколы из Дрездена. А вот его дизайнерские изыскания в сфере одноместных спортивных автомобилей считались чем-то вроде успешного хобби.
Именно творческий полет мысли Хайнца Мелкуса содействовал появлению единственного в Восточной Европе автомобиля категории суперспорт. Появившийся в 1969 году экземпляр получил название от имени создателя – Melkus RS 1000.
Все же в ГДР имелось место и для коммерции. Это позволило дизайнеру создать свою мастерскую. Все же без политики никак не обошлось. Успешное продвижение эксклюзивного проекта требовало массированной поддержки в высших эшелонах власти. Чтобы добиться этого, компания Мелкуса взяла на себя определенные обязательства.
Близилась 20-я годовщина создания Германской Демократической Республики. Естественно, планировались грандиозные торжества, с традиционной демонстрацией достижений народного хозяйства. Одним из таких экспонатов и стали семь специальных образцов автомобилей, созданных в соответствии со спецификацией FIA для Группы 4. Проект стартовал за год до предстоящих мероприятий, в 1968-м.
Мелкус и его единомышленники мечтали проектировать дорожные и гоночные спортивные автомобили. Чтобы им открыли «зеленую улицу» потребовалось успеть представить все семь спецавто до 7 октября 1969 года. Кстати, существовало еще одно условие. Так как новинки демонстрировали достижения автопрома ГДР, то при их создании разрешалось использование комплектующих исключительно отечественного производства.
И сегодня он выглядит очень привлекательно. Фото: youtube.com
Руководство страны увидело перспективность такого направления и придало проекту государственный статус. Это позволило Мелкусу заручиться технической поддержкой коллег из других ведомств. В итоге появилась целая команда, трудившаяся над будущим Melkus RS 1000. В нее вошли представители нескольких автомобильных компаний и научно-исследовательских институтов.
Понятно, что без такого серьезного представительства у самого Хайнца не хватило бы ресурсов для реализации задумки. Времени оставалось совсем немного и все задействованные специалисты немедленно приступили к работе над созданием суперспорта.
Быстрый и успешный результат
Хорошо весь технический процесс описан в исторической книге «Автомобили Восточного блока» под авторством Яна Тучека. Там исследователь транспортной тематики прошлого замечает, что проектные работы продвигались без каких-либо препятствий или серьезных проблем. Результат представили вовремя. Правда, к концу 1969 года успели собрать всего шесть экземпляров нового купе. Одного не хватало, но и это оказалось настоящим триумфом, учитывая крайне сжатые сроки.
Спортивный выхлоп. Фото: youtube.com
Мелкус пости сдержал свое обещание по количеству экземпляров, а вот по использованию комплектующих – четко придерживался указаний сверху. По этой причине за основу гоночного автомобиля взяли современную модель восточногерманского автопрома Wartburg 353. По сути, дизайнер пошел по проторенной дорожке, ведь силовые агрегаты из Айзенаха он и раньше использовал в своих конструкциях гоночной техники.
Литровый двигатель от серийной малолитражки пришлось серьезно дорабатывать. Трехцилиндровый двухтактник прошел целую серию модификаций и получил ряд изменений:
✅ три карбюратора
✅ повышенную степень сжатия
✅ увеличенную мощность
✅ установку перед задней осью
В обычной версии автомобиля мощность довели до 66 л. с. А вот гоночная и вовсе получила 90-сильный силовой агрегат. Для исходного мотора с довольно скромными показателями, это оказалось прекрасным результатом. В целом, новинка имела следующие параметры:
✅ общая масса – 1012 кг
✅ максимальная скорость – 160 км/ч
✅ разгон до 100 км/ч за 12 секунд
✅ новая 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач
Хорошую службу для показательной динамики сослужил небольшой вес автомобиля. Его удалось добиться в основном благодаря использованию легких материалов. Большую часть кузовных деталей выполнили из ламината. А рамка переднего стекла и арка над сидениями образовали несущую конструкцию суперспорта.
За рулем гоночной версии. Фото: youtube.com
Их производила автомобильная компания Robur, в основном ориентированная на грузовики. Следует отметить, что дизайнеры из берлинской художественной школы очень хорошо потрудились над созданием Melkus RS 1000. 4-метровое купе выполнили гладким и аэродинамическим. Оно казалось чем-то на порядок более высоким рядом с современниками: Wartburg 353 или Trabant 601. Это подчеркивали эксклюзивные элементы конструкции:
✅ дверь типа «крыло чайки»
✅ круглые фары
✅ 13-дюймовые легкосплавные диски
✅ двухсторонние топливные баки (в некоторых экспортных экземплярах)
Дизайнеры пошли дальше и в цветовом исполнении автомобиля. Нередки яркие цвета: желтый или красный. Лобовое стекло взяли от автомобиля-донора, а все остальные выполнили из оргстекла. Внутреннее убранство тоже не отставало. Салон получил анатомические сидения ручной работы и спортивный трехспицевый руль.
Само производство включало три этапа. Сначала поступали технические компоненты из Айзенаха. Потом компания Robur поставляла кузовные детали. А после этого за дело брались Хайнц Мелкус и компания. Они производили недостающие комплектующие и собирали новый экземпляр автомобиля. Всем понятно, что ручное производство – процесс небыстрый. За год удавалось собрать всего несколько экземпляров. По этой причине, после завершения производства в 1979 году, общий тираж Melkus RS 1000 составил всего 101 автомобиль. Но, похоже, большинство из них дожило и до наших дней.
Ограничения для водителей и попытки возрождения
За руль суперспорта, понятное дело, мог сесть не каждый. Это разрешалось только владельцам водительского удостоверения Восточногерманской ассоциации автоспорта (ADMV). Ее же представители решали и то, кто из претендентов получит право приобретения автомобиля, стоившего немалых денег.
Melkus RS 1000 на скорости. Фото: youtube.com
Спорткары являлись эксклюзивом, каждый отличался друг от друга какими-то элементами. В 1972 году появился модифицированный двигатель большего объема (1119 куб. см), без изменения мощностных характеристик. Хотя для гоночных версий их довели до 100 л. с.
Потомки Мелькуса попытались возродить славу единственного суперспорта советской эпохи. В 2006 году стартовало производство из сохранившихся запчастей. Позже выпустили преемника RS 2000 с шасси Lotus и двигателем от Toyota или Volkswagen (на выбор заказчика). Мелкосерийное производство началось в 2010 году, но уже через два года компания обанкротилась. Сообщается о выпуске 18 новых Melkus.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...