Амортизационная вилка – регулировка и обслуживание своими руками
Велосипедная вилка – деталь, удерживающая переднее колесо. Узел передает повороты руля для управления транспортным средством. Первые вилки были устроены просто, что означало высокую надежность и прочность, но не без недостатков – они не были способны обеспечить комфорт в езде.
И сегодня подобные конструкции используют в производстве – это модификации, известные под названием Rigid или жесткие. На смену пришли амортизационные вилки – элементы куда сложнее в устройстве. За счет этого обеспечено максимальное удобство и улучшена управляемость велосипедом. Однако для длительного срока службы такой конструкции требуется надлежащая настройка и обслуживание.
Чем отличается такая вилка, очевидно из названия. Она амортизирует – сглаживает неровности покрытия. Отсюда преимущества конструкции:
✅ Повышенный комфорт в езде, так как деталь берет нагрузку на себя, смягчая удары
✅ Облегченное управление – велосипед мягко проходит кочки и неровности, которые не выбивают руль из рук
✅ Упрощенное прохождение сложных участков на скорости
✅ Безопасное торможение
Не лишена амортизационная вилка и недостатков. Так как конструкция устроена сложнее, она дороже и тяжелее по весу. Велосипед с такой деталью требует больших усилий при разгоне. Поскольку в амортизационной вилке по умолчанию есть движущиеся детали, она требует грамотного обслуживания.
Специфика и сложность ухода предопределяются особенностями конструкции. Фото: youtube.com
Производители используют различные модификации, отличающиеся конструктивно, технико-эксплуатационными свойствами, стоимостью. Дешевые амортизационные вилки райдеры с опытом называют «детским баловством», полагая, что лучше уж брать Rigid, так как ощутимо на качестве езды такие детали не сказываются. Премиальные версии повышают комфорт, но требовательны в уходе.
В первую очередь вилки отличаются друг от друга устройством амортизатора. Бюджетные версии – это пружинная и пружинно-эластомерная конструкция. Ездоку приходится мириться с минимальным комфортом. В то же время, можно не переживать об уходе – при незначительных нагрузках подобные вилки служат годами, а в обслуживании неприхотливы. Такое решение подойдет новичку и велосипедисту-любителю, который иногда катается для души. Еще конструкции отличает ощутимый вес, так что на байке нелегко разгоняться, и уж точно он неудобен для экстремальных покатушек.
Пружинно-эластомерная вилка отличается от пружинной тем, что у отдельных модификаций такого типа уже есть минимальные настройки. Обычно это регулировка предварительной нагрузки и блокировка.
Уход за пружинной вилкой заключается в очистке от грязи. Основная деталь, которая подлежит замене – пружина. Фото: youtube.com
Сложные конструкции открывают широкие возможности в настройке. Они же требовательны в уходе, так что нужно быть готовыми уделять велосипеду больше времени.
? Воздушные вилки – амортизирующим элементом выступает воздух. Конструкция сравнительно легкая, однако экстремальное катание приводит к повреждению манжет или снижению их плотности. Уязвимое место – сальники, которые приходится менять достаточно часто
? Воздушно-масляные – воздух в такой конструкции выступает в качестве пружины, а масляный картридж дополнительно гасит удар. Это долговечная модификация, которая неуязвима к перепадам температур. Только нужно следить за состоянием манжет и контролировать давление
? Масляно-пружинные – дорогие вилки, выдерживающие любые нагрузки. Весят ощутимо тяжелее, зато удобно настраиваются и долго служат
Благодаря широкому диапазону настроек райдер регулирует амортизационную вилку под стиль катания. Это способствует обеспечению комфорта и продлевает срок служба байка.
Что может быть проще, чем сесть на велосипед с пружинной или пружинно-эластомерной вилкой, не задумываясь о настройке. Но только те райдеры, что испытали на себе преимущества регулировок и прелести дорогих модификаций, уже не готовы отказываться от принципиального иного уровня комфорта.
Выделяют пять основных настроек вилки:
✅ Preload или это предварительная нагрузка, что подразумевает изменение жесткости пружины. В дешевых вилках если такая настройка и есть, ее регулировка неощутима
✅ Rebound или отбой/отскок. Это регулировка скорости отскока вилки – как быстро она возвращается в исходное положение
✅ Compression или скорость сжатия – отвечает за реакцию вилки на удар об поверхность
✅ LockOut или блокиратор. Позволяет заблокировать амортизацию
✅ Extension Control – регулировка длины хода. В наиболее продвинутых моделях управление этой настройкой вынесено на руль
Основная регулировка, которую необходимо выполнить каждому велосипедисту – это Preload. Для этого райдер садится на байк в полном снаряжении и проверяет, насколько просела вилка. Оптимальное положение – 20-30 процентов от хода подвески. Чем больше Preload, тем мягче работа амортизатора.
В пружинно-эластомерных и пружинно-масляных вилках Preload настраивается вращением специального регулятора с соответствующей надписью. Для воздушных понадобится насос высокого давления. Фото: youtube.com
Отскок правильно настраивать, выставив в самое быстрое положение, а затем постепенно замедлять. Оптимальная настройка – когда амортизаторы при возврате не издают никаких звуков.
Сжатие бывает низкоскоростным и высокоскоростным:
?Первая регулировка влияет на отработку мелких неровностей, уменьшает раскачку при педалировании и упрощает торможение
?Высокоскоростное сжатие играет роль в обеспечении комфорта при агрессивной езде, поэтому такая опция встречается только в некоторых велосипедах. Настройка помогает проходить большие неровности, важна при приземлении с трамплина
Регулировка хода вилки бывает реализована в виде механической блокировки в бюджетных версиях. Но по-настоящему эффективны конструкции с плавным либо ступенчатым изменением хода. Тогда байк реально приспособить под любые условия эксплуатации.
Устройством вилка схожа с подзорной трубой. Как и в оптическом приборе, две трубки входят друг в друга, отличаясь по диаметру. Внутри большей расположен амортизатор. Стыки защищены манжетами или резиновыми пыльниками – они используются в дешевых модификациях.
Также важно обращать внимание на тревожные симптомы, которые подсказывают, что с амортизацией что-то не так:
? Подозрительные стуки
? Заклинивание
? Невозможно отрегулировать вилку
? Скрип, который свидетельствует, что смазка выработана
? Трещины на трубках
Для обслуживания необходимо сначала выполнить внешнюю очистку детали. После отвинчивают нижние крепления, для чего понадобится шестигранный ключ. Затем нужно выкрутить болт Preload, если таковой предусмотрен конструкцией.
Отработанный смазочный материал важно тщательно удалить, так как в него наверняка попали разрушительные частицы песка, грязи, плюс он утрачивает свои свойства. Фото: youtube.com
Теперь можно вынуть эластомер-ограничитель или демпфер. Остается снять «штаны» - широкие трубки. Из них аккуратно извлекают уплотнители – в этом поможет отвертка.
Приводить вилку в порядок приято в следующем порядке:
✅ Удалить грязь из внутренних поверхностей трубок
✅ Протереть пружину и уплотнители
✅ Если какие-то детали износились, выполнить замену
✅ В пружинно-эластомерной вилке меняют демпфер, а в масляной заливают новое масло
✅ Внутренние полости следует покрыть смазкой – удобно для этого использовать состав в аэрозольном баллончике
Остается вставить крепежный болт и Preload, собрать остальные элементы конструкции.
Смазку наносят на все движущиеся детали, части, которые трутся между собой. Фото: youtube.com
Обслуживание амортизации не так уж сложно, при этом грамотный регулярный уход значительно продлевает срок службы этого элемента. Хотя процедура несколько затратна, особенно если использовать качественные расходные материалы, она обойдется в разы дешевле, нежели реабилитация «убитой» вилки или покупка новой.
И сегодня подобные конструкции используют в производстве – это модификации, известные под названием Rigid или жесткие. На смену пришли амортизационные вилки – элементы куда сложнее в устройстве. За счет этого обеспечено максимальное удобство и улучшена управляемость велосипедом. Однако для длительного срока службы такой конструкции требуется надлежащая настройка и обслуживание.
Отличия, преимущества и недостатки
Чем отличается такая вилка, очевидно из названия. Она амортизирует – сглаживает неровности покрытия. Отсюда преимущества конструкции:
✅ Повышенный комфорт в езде, так как деталь берет нагрузку на себя, смягчая удары
✅ Облегченное управление – велосипед мягко проходит кочки и неровности, которые не выбивают руль из рук
✅ Упрощенное прохождение сложных участков на скорости
✅ Безопасное торможение
Не лишена амортизационная вилка и недостатков. Так как конструкция устроена сложнее, она дороже и тяжелее по весу. Велосипед с такой деталью требует больших усилий при разгоне. Поскольку в амортизационной вилке по умолчанию есть движущиеся детали, она требует грамотного обслуживания.
Специфика и сложность ухода предопределяются особенностями конструкции. Фото: youtube.com
Производители используют различные модификации, отличающиеся конструктивно, технико-эксплуатационными свойствами, стоимостью. Дешевые амортизационные вилки райдеры с опытом называют «детским баловством», полагая, что лучше уж брать Rigid, так как ощутимо на качестве езды такие детали не сказываются. Премиальные версии повышают комфорт, но требовательны в уходе.
Основные разновидности
В первую очередь вилки отличаются друг от друга устройством амортизатора. Бюджетные версии – это пружинная и пружинно-эластомерная конструкция. Ездоку приходится мириться с минимальным комфортом. В то же время, можно не переживать об уходе – при незначительных нагрузках подобные вилки служат годами, а в обслуживании неприхотливы. Такое решение подойдет новичку и велосипедисту-любителю, который иногда катается для души. Еще конструкции отличает ощутимый вес, так что на байке нелегко разгоняться, и уж точно он неудобен для экстремальных покатушек.
В пружинно-эластомерной дополнительно демпфером служит эластомер. Он же является уязвимым местом, так как при минусовой температуре замерзает. Поэтому морозной зимой придется отказаться от катания, чтобы исключить поломку.
Пружинно-эластомерная вилка отличается от пружинной тем, что у отдельных модификаций такого типа уже есть минимальные настройки. Обычно это регулировка предварительной нагрузки и блокировка.
Уход за пружинной вилкой заключается в очистке от грязи. Основная деталь, которая подлежит замене – пружина. Фото: youtube.com
Сложные конструкции открывают широкие возможности в настройке. Они же требовательны в уходе, так что нужно быть готовыми уделять велосипеду больше времени.
? Воздушные вилки – амортизирующим элементом выступает воздух. Конструкция сравнительно легкая, однако экстремальное катание приводит к повреждению манжет или снижению их плотности. Уязвимое место – сальники, которые приходится менять достаточно часто
? Воздушно-масляные – воздух в такой конструкции выступает в качестве пружины, а масляный картридж дополнительно гасит удар. Это долговечная модификация, которая неуязвима к перепадам температур. Только нужно следить за состоянием манжет и контролировать давление
? Масляно-пружинные – дорогие вилки, выдерживающие любые нагрузки. Весят ощутимо тяжелее, зато удобно настраиваются и долго служат
Благодаря широкому диапазону настроек райдер регулирует амортизационную вилку под стиль катания. Это способствует обеспечению комфорта и продлевает срок служба байка.
Подробнее о регулировке
Что может быть проще, чем сесть на велосипед с пружинной или пружинно-эластомерной вилкой, не задумываясь о настройке. Но только те райдеры, что испытали на себе преимущества регулировок и прелести дорогих модификаций, уже не готовы отказываться от принципиального иного уровня комфорта.
Выделяют пять основных настроек вилки:
✅ Preload или это предварительная нагрузка, что подразумевает изменение жесткости пружины. В дешевых вилках если такая настройка и есть, ее регулировка неощутима
✅ Rebound или отбой/отскок. Это регулировка скорости отскока вилки – как быстро она возвращается в исходное положение
✅ Compression или скорость сжатия – отвечает за реакцию вилки на удар об поверхность
✅ LockOut или блокиратор. Позволяет заблокировать амортизацию
✅ Extension Control – регулировка длины хода. В наиболее продвинутых моделях управление этой настройкой вынесено на руль
Основная регулировка, которую необходимо выполнить каждому велосипедисту – это Preload. Для этого райдер садится на байк в полном снаряжении и проверяет, насколько просела вилка. Оптимальное положение – 20-30 процентов от хода подвески. Чем больше Preload, тем мягче работа амортизатора.
В пружинно-эластомерных и пружинно-масляных вилках Preload настраивается вращением специального регулятора с соответствующей надписью. Для воздушных понадобится насос высокого давления. Фото: youtube.com
Отскок правильно настраивать, выставив в самое быстрое положение, а затем постепенно замедлять. Оптимальная настройка – когда амортизаторы при возврате не издают никаких звуков.
Сжатие бывает низкоскоростным и высокоскоростным:
?Первая регулировка влияет на отработку мелких неровностей, уменьшает раскачку при педалировании и упрощает торможение
?Высокоскоростное сжатие играет роль в обеспечении комфорта при агрессивной езде, поэтому такая опция встречается только в некоторых велосипедах. Настройка помогает проходить большие неровности, важна при приземлении с трамплина
Регулировка хода вилки бывает реализована в виде механической блокировки в бюджетных версиях. Но по-настоящему эффективны конструкции с плавным либо ступенчатым изменением хода. Тогда байк реально приспособить под любые условия эксплуатации.
Обслуживание вилки своими руками
Устройством вилка схожа с подзорной трубой. Как и в оптическом приборе, две трубки входят друг в друга, отличаясь по диаметру. Внутри большей расположен амортизатор. Стыки защищены манжетами или резиновыми пыльниками – они используются в дешевых модификациях.
Обслуживание вилки необходимо как минимум раз в сезон – если велосипедист иногда выбирается с байком на прогулку. При более интенсивном режиме эксплуатации рекомендовано осматривать и приводить деталь в порядок, пройдя 150-200 км.
Также важно обращать внимание на тревожные симптомы, которые подсказывают, что с амортизацией что-то не так:
? Подозрительные стуки
? Заклинивание
? Невозможно отрегулировать вилку
? Скрип, который свидетельствует, что смазка выработана
? Трещины на трубках
Для обслуживания необходимо сначала выполнить внешнюю очистку детали. После отвинчивают нижние крепления, для чего понадобится шестигранный ключ. Затем нужно выкрутить болт Preload, если таковой предусмотрен конструкцией.
Отработанный смазочный материал важно тщательно удалить, так как в него наверняка попали разрушительные частицы песка, грязи, плюс он утрачивает свои свойства. Фото: youtube.com
Теперь можно вынуть эластомер-ограничитель или демпфер. Остается снять «штаны» - широкие трубки. Из них аккуратно извлекают уплотнители – в этом поможет отвертка.
Приводить вилку в порядок приято в следующем порядке:
✅ Удалить грязь из внутренних поверхностей трубок
✅ Протереть пружину и уплотнители
✅ Если какие-то детали износились, выполнить замену
✅ В пружинно-эластомерной вилке меняют демпфер, а в масляной заливают новое масло
✅ Внутренние полости следует покрыть смазкой – удобно для этого использовать состав в аэрозольном баллончике
Остается вставить крепежный болт и Preload, собрать остальные элементы конструкции.
Смазку наносят на все движущиеся детали, части, которые трутся между собой. Фото: youtube.com
Обслуживание амортизации не так уж сложно, при этом грамотный регулярный уход значительно продлевает срок службы этого элемента. Хотя процедура несколько затратна, особенно если использовать качественные расходные материалы, она обойдется в разы дешевле, нежели реабилитация «убитой» вилки или покупка новой.
- Юлия Богословская
- https://www.youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....