Амортизационная вилка – регулировка и обслуживание своими руками
Велосипедная вилка – деталь, удерживающая переднее колесо. Узел передает повороты руля для управления транспортным средством. Первые вилки были устроены просто, что означало высокую надежность и прочность, но не без недостатков – они не были способны обеспечить комфорт в езде.
И сегодня подобные конструкции используют в производстве – это модификации, известные под названием Rigid или жесткие. На смену пришли амортизационные вилки – элементы куда сложнее в устройстве. За счет этого обеспечено максимальное удобство и улучшена управляемость велосипедом. Однако для длительного срока службы такой конструкции требуется надлежащая настройка и обслуживание.
Чем отличается такая вилка, очевидно из названия. Она амортизирует – сглаживает неровности покрытия. Отсюда преимущества конструкции:
✅ Повышенный комфорт в езде, так как деталь берет нагрузку на себя, смягчая удары
✅ Облегченное управление – велосипед мягко проходит кочки и неровности, которые не выбивают руль из рук
✅ Упрощенное прохождение сложных участков на скорости
✅ Безопасное торможение
Не лишена амортизационная вилка и недостатков. Так как конструкция устроена сложнее, она дороже и тяжелее по весу. Велосипед с такой деталью требует больших усилий при разгоне. Поскольку в амортизационной вилке по умолчанию есть движущиеся детали, она требует грамотного обслуживания.
Специфика и сложность ухода предопределяются особенностями конструкции. Фото: youtube.com
Производители используют различные модификации, отличающиеся конструктивно, технико-эксплуатационными свойствами, стоимостью. Дешевые амортизационные вилки райдеры с опытом называют «детским баловством», полагая, что лучше уж брать Rigid, так как ощутимо на качестве езды такие детали не сказываются. Премиальные версии повышают комфорт, но требовательны в уходе.
В первую очередь вилки отличаются друг от друга устройством амортизатора. Бюджетные версии – это пружинная и пружинно-эластомерная конструкция. Ездоку приходится мириться с минимальным комфортом. В то же время, можно не переживать об уходе – при незначительных нагрузках подобные вилки служат годами, а в обслуживании неприхотливы. Такое решение подойдет новичку и велосипедисту-любителю, который иногда катается для души. Еще конструкции отличает ощутимый вес, так что на байке нелегко разгоняться, и уж точно он неудобен для экстремальных покатушек.
Пружинно-эластомерная вилка отличается от пружинной тем, что у отдельных модификаций такого типа уже есть минимальные настройки. Обычно это регулировка предварительной нагрузки и блокировка.
Уход за пружинной вилкой заключается в очистке от грязи. Основная деталь, которая подлежит замене – пружина. Фото: youtube.com
Сложные конструкции открывают широкие возможности в настройке. Они же требовательны в уходе, так что нужно быть готовыми уделять велосипеду больше времени.
? Воздушные вилки – амортизирующим элементом выступает воздух. Конструкция сравнительно легкая, однако экстремальное катание приводит к повреждению манжет или снижению их плотности. Уязвимое место – сальники, которые приходится менять достаточно часто
? Воздушно-масляные – воздух в такой конструкции выступает в качестве пружины, а масляный картридж дополнительно гасит удар. Это долговечная модификация, которая неуязвима к перепадам температур. Только нужно следить за состоянием манжет и контролировать давление
? Масляно-пружинные – дорогие вилки, выдерживающие любые нагрузки. Весят ощутимо тяжелее, зато удобно настраиваются и долго служат
Благодаря широкому диапазону настроек райдер регулирует амортизационную вилку под стиль катания. Это способствует обеспечению комфорта и продлевает срок служба байка.
Что может быть проще, чем сесть на велосипед с пружинной или пружинно-эластомерной вилкой, не задумываясь о настройке. Но только те райдеры, что испытали на себе преимущества регулировок и прелести дорогих модификаций, уже не готовы отказываться от принципиального иного уровня комфорта.
Выделяют пять основных настроек вилки:
✅ Preload или это предварительная нагрузка, что подразумевает изменение жесткости пружины. В дешевых вилках если такая настройка и есть, ее регулировка неощутима
✅ Rebound или отбой/отскок. Это регулировка скорости отскока вилки – как быстро она возвращается в исходное положение
✅ Compression или скорость сжатия – отвечает за реакцию вилки на удар об поверхность
✅ LockOut или блокиратор. Позволяет заблокировать амортизацию
✅ Extension Control – регулировка длины хода. В наиболее продвинутых моделях управление этой настройкой вынесено на руль
Основная регулировка, которую необходимо выполнить каждому велосипедисту – это Preload. Для этого райдер садится на байк в полном снаряжении и проверяет, насколько просела вилка. Оптимальное положение – 20-30 процентов от хода подвески. Чем больше Preload, тем мягче работа амортизатора.
В пружинно-эластомерных и пружинно-масляных вилках Preload настраивается вращением специального регулятора с соответствующей надписью. Для воздушных понадобится насос высокого давления. Фото: youtube.com
Отскок правильно настраивать, выставив в самое быстрое положение, а затем постепенно замедлять. Оптимальная настройка – когда амортизаторы при возврате не издают никаких звуков.
Сжатие бывает низкоскоростным и высокоскоростным:
?Первая регулировка влияет на отработку мелких неровностей, уменьшает раскачку при педалировании и упрощает торможение
?Высокоскоростное сжатие играет роль в обеспечении комфорта при агрессивной езде, поэтому такая опция встречается только в некоторых велосипедах. Настройка помогает проходить большие неровности, важна при приземлении с трамплина
Регулировка хода вилки бывает реализована в виде механической блокировки в бюджетных версиях. Но по-настоящему эффективны конструкции с плавным либо ступенчатым изменением хода. Тогда байк реально приспособить под любые условия эксплуатации.
Устройством вилка схожа с подзорной трубой. Как и в оптическом приборе, две трубки входят друг в друга, отличаясь по диаметру. Внутри большей расположен амортизатор. Стыки защищены манжетами или резиновыми пыльниками – они используются в дешевых модификациях.
Также важно обращать внимание на тревожные симптомы, которые подсказывают, что с амортизацией что-то не так:
? Подозрительные стуки
? Заклинивание
? Невозможно отрегулировать вилку
? Скрип, который свидетельствует, что смазка выработана
? Трещины на трубках
Для обслуживания необходимо сначала выполнить внешнюю очистку детали. После отвинчивают нижние крепления, для чего понадобится шестигранный ключ. Затем нужно выкрутить болт Preload, если таковой предусмотрен конструкцией.
Отработанный смазочный материал важно тщательно удалить, так как в него наверняка попали разрушительные частицы песка, грязи, плюс он утрачивает свои свойства. Фото: youtube.com
Теперь можно вынуть эластомер-ограничитель или демпфер. Остается снять «штаны» - широкие трубки. Из них аккуратно извлекают уплотнители – в этом поможет отвертка.
Приводить вилку в порядок приято в следующем порядке:
✅ Удалить грязь из внутренних поверхностей трубок
✅ Протереть пружину и уплотнители
✅ Если какие-то детали износились, выполнить замену
✅ В пружинно-эластомерной вилке меняют демпфер, а в масляной заливают новое масло
✅ Внутренние полости следует покрыть смазкой – удобно для этого использовать состав в аэрозольном баллончике
Остается вставить крепежный болт и Preload, собрать остальные элементы конструкции.
Смазку наносят на все движущиеся детали, части, которые трутся между собой. Фото: youtube.com
Обслуживание амортизации не так уж сложно, при этом грамотный регулярный уход значительно продлевает срок службы этого элемента. Хотя процедура несколько затратна, особенно если использовать качественные расходные материалы, она обойдется в разы дешевле, нежели реабилитация «убитой» вилки или покупка новой.
И сегодня подобные конструкции используют в производстве – это модификации, известные под названием Rigid или жесткие. На смену пришли амортизационные вилки – элементы куда сложнее в устройстве. За счет этого обеспечено максимальное удобство и улучшена управляемость велосипедом. Однако для длительного срока службы такой конструкции требуется надлежащая настройка и обслуживание.
Отличия, преимущества и недостатки
Чем отличается такая вилка, очевидно из названия. Она амортизирует – сглаживает неровности покрытия. Отсюда преимущества конструкции:
✅ Повышенный комфорт в езде, так как деталь берет нагрузку на себя, смягчая удары
✅ Облегченное управление – велосипед мягко проходит кочки и неровности, которые не выбивают руль из рук
✅ Упрощенное прохождение сложных участков на скорости
✅ Безопасное торможение
Не лишена амортизационная вилка и недостатков. Так как конструкция устроена сложнее, она дороже и тяжелее по весу. Велосипед с такой деталью требует больших усилий при разгоне. Поскольку в амортизационной вилке по умолчанию есть движущиеся детали, она требует грамотного обслуживания.
Специфика и сложность ухода предопределяются особенностями конструкции. Фото: youtube.com
Производители используют различные модификации, отличающиеся конструктивно, технико-эксплуатационными свойствами, стоимостью. Дешевые амортизационные вилки райдеры с опытом называют «детским баловством», полагая, что лучше уж брать Rigid, так как ощутимо на качестве езды такие детали не сказываются. Премиальные версии повышают комфорт, но требовательны в уходе.
Основные разновидности
В первую очередь вилки отличаются друг от друга устройством амортизатора. Бюджетные версии – это пружинная и пружинно-эластомерная конструкция. Ездоку приходится мириться с минимальным комфортом. В то же время, можно не переживать об уходе – при незначительных нагрузках подобные вилки служат годами, а в обслуживании неприхотливы. Такое решение подойдет новичку и велосипедисту-любителю, который иногда катается для души. Еще конструкции отличает ощутимый вес, так что на байке нелегко разгоняться, и уж точно он неудобен для экстремальных покатушек.
В пружинно-эластомерной дополнительно демпфером служит эластомер. Он же является уязвимым местом, так как при минусовой температуре замерзает. Поэтому морозной зимой придется отказаться от катания, чтобы исключить поломку.
Пружинно-эластомерная вилка отличается от пружинной тем, что у отдельных модификаций такого типа уже есть минимальные настройки. Обычно это регулировка предварительной нагрузки и блокировка.
Уход за пружинной вилкой заключается в очистке от грязи. Основная деталь, которая подлежит замене – пружина. Фото: youtube.com
Сложные конструкции открывают широкие возможности в настройке. Они же требовательны в уходе, так что нужно быть готовыми уделять велосипеду больше времени.
? Воздушные вилки – амортизирующим элементом выступает воздух. Конструкция сравнительно легкая, однако экстремальное катание приводит к повреждению манжет или снижению их плотности. Уязвимое место – сальники, которые приходится менять достаточно часто
? Воздушно-масляные – воздух в такой конструкции выступает в качестве пружины, а масляный картридж дополнительно гасит удар. Это долговечная модификация, которая неуязвима к перепадам температур. Только нужно следить за состоянием манжет и контролировать давление
? Масляно-пружинные – дорогие вилки, выдерживающие любые нагрузки. Весят ощутимо тяжелее, зато удобно настраиваются и долго служат
Благодаря широкому диапазону настроек райдер регулирует амортизационную вилку под стиль катания. Это способствует обеспечению комфорта и продлевает срок служба байка.
Подробнее о регулировке
Что может быть проще, чем сесть на велосипед с пружинной или пружинно-эластомерной вилкой, не задумываясь о настройке. Но только те райдеры, что испытали на себе преимущества регулировок и прелести дорогих модификаций, уже не готовы отказываться от принципиального иного уровня комфорта.
Выделяют пять основных настроек вилки:
✅ Preload или это предварительная нагрузка, что подразумевает изменение жесткости пружины. В дешевых вилках если такая настройка и есть, ее регулировка неощутима
✅ Rebound или отбой/отскок. Это регулировка скорости отскока вилки – как быстро она возвращается в исходное положение
✅ Compression или скорость сжатия – отвечает за реакцию вилки на удар об поверхность
✅ LockOut или блокиратор. Позволяет заблокировать амортизацию
✅ Extension Control – регулировка длины хода. В наиболее продвинутых моделях управление этой настройкой вынесено на руль
Основная регулировка, которую необходимо выполнить каждому велосипедисту – это Preload. Для этого райдер садится на байк в полном снаряжении и проверяет, насколько просела вилка. Оптимальное положение – 20-30 процентов от хода подвески. Чем больше Preload, тем мягче работа амортизатора.
В пружинно-эластомерных и пружинно-масляных вилках Preload настраивается вращением специального регулятора с соответствующей надписью. Для воздушных понадобится насос высокого давления. Фото: youtube.com
Отскок правильно настраивать, выставив в самое быстрое положение, а затем постепенно замедлять. Оптимальная настройка – когда амортизаторы при возврате не издают никаких звуков.
Сжатие бывает низкоскоростным и высокоскоростным:
?Первая регулировка влияет на отработку мелких неровностей, уменьшает раскачку при педалировании и упрощает торможение
?Высокоскоростное сжатие играет роль в обеспечении комфорта при агрессивной езде, поэтому такая опция встречается только в некоторых велосипедах. Настройка помогает проходить большие неровности, важна при приземлении с трамплина
Регулировка хода вилки бывает реализована в виде механической блокировки в бюджетных версиях. Но по-настоящему эффективны конструкции с плавным либо ступенчатым изменением хода. Тогда байк реально приспособить под любые условия эксплуатации.
Обслуживание вилки своими руками
Устройством вилка схожа с подзорной трубой. Как и в оптическом приборе, две трубки входят друг в друга, отличаясь по диаметру. Внутри большей расположен амортизатор. Стыки защищены манжетами или резиновыми пыльниками – они используются в дешевых модификациях.
Обслуживание вилки необходимо как минимум раз в сезон – если велосипедист иногда выбирается с байком на прогулку. При более интенсивном режиме эксплуатации рекомендовано осматривать и приводить деталь в порядок, пройдя 150-200 км.
Также важно обращать внимание на тревожные симптомы, которые подсказывают, что с амортизацией что-то не так:
? Подозрительные стуки
? Заклинивание
? Невозможно отрегулировать вилку
? Скрип, который свидетельствует, что смазка выработана
? Трещины на трубках
Для обслуживания необходимо сначала выполнить внешнюю очистку детали. После отвинчивают нижние крепления, для чего понадобится шестигранный ключ. Затем нужно выкрутить болт Preload, если таковой предусмотрен конструкцией.
Отработанный смазочный материал важно тщательно удалить, так как в него наверняка попали разрушительные частицы песка, грязи, плюс он утрачивает свои свойства. Фото: youtube.com
Теперь можно вынуть эластомер-ограничитель или демпфер. Остается снять «штаны» - широкие трубки. Из них аккуратно извлекают уплотнители – в этом поможет отвертка.
Приводить вилку в порядок приято в следующем порядке:
✅ Удалить грязь из внутренних поверхностей трубок
✅ Протереть пружину и уплотнители
✅ Если какие-то детали износились, выполнить замену
✅ В пружинно-эластомерной вилке меняют демпфер, а в масляной заливают новое масло
✅ Внутренние полости следует покрыть смазкой – удобно для этого использовать состав в аэрозольном баллончике
Остается вставить крепежный болт и Preload, собрать остальные элементы конструкции.
Смазку наносят на все движущиеся детали, части, которые трутся между собой. Фото: youtube.com
Обслуживание амортизации не так уж сложно, при этом грамотный регулярный уход значительно продлевает срок службы этого элемента. Хотя процедура несколько затратна, особенно если использовать качественные расходные материалы, она обойдется в разы дешевле, нежели реабилитация «убитой» вилки или покупка новой.
- Юлия Богословская
- https://www.youtube.com
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....