
«Идеальный» супервместительный кемпер с расширяемой крышей для всей семьи из далеких 1960-х
Бельгийский производитель Wa-Wa, история которого уходит корнями в 1930-е годы, был неотъемлемой частью набирающего обороты движения любителей кемпингов по всей Европе в период с 50-х по 60-е годы. Он предлагал несколько моделей разных размеров и различных возможных конфигураций, благодаря которым получил огромную команду поклонников по всему миру.
Многие из них остаются преданными полюбившейся марке и сейчас, спустя много лет после того, как компания прекратила свое существование.
А началось все с обычного велосипедного прицепа, который в конце 1930-х годов разработал бельгиец Луи Ваттейн из Нотр-Дам-о-Буа. Он назвал свою маленькую буксируемую тележку Wa-Wa. Она была предназначена для перевозки ребенка или багажа на велосипеде.
Примечательно, что во время войны это изобретение получило большую популярность среди контрабандистов. Они высоко оценили наличие небольшого отсека для хранения под детским сиденьем, в котором так удобно было спрятать что-либо нелегальное.
В 1954 году к Ваттейну с деловым предложением обратился Луи Домбар. Он купил у него систему подвески с целью внедрить ее в свой трейлер для семейного отдыха. Через два года вышла первая «Ва-Ва»: модель 160 с очень компактным и легким кузовом, со всеми удобствами и спальными местами для трех человек.
Название таких популярных в середине прошлого века домов на колесах является данью уважения изобретателю, и имеет прямое отношение к запатентованной им резиновой подвеске, которую он создал, и которая будет активно использоваться на прицепах до середины 60-х годов.
Каплевидный Wa-Wa был легким и компактным туристическим прицепом, способным вместить в себя большую компанию из шести человек. При этом никаких особых компромиссов и попыток «украсть» немного опций в угоду увеличенному пространству производителем не предпринималось. Все условия для комфортного времяпровождения на природе сохранялись.
При этом к кое-каким уловкам разработчику прибегнуть все же пришлось. А именно: было решено использовать конструкцию с расширяемой крышей.
Решение с крышей-трансформером в то время было революционным. Фото: YouTube.com
В отличие от стандартной выдвижной крыши, в Wa-Wa пошли по неординарному пути. Они использовали жесткую крышу, которая выдвигалась вверх на петлях в передней части прицепа. Таким образом в зоне кухни можно было комфортно находиться в полный рост.
В то же время, в режиме движения Wa-Wa имел более низкий профиль, что уменьшало лобовое сопротивление и повышало удобство и экономичность эксплуатации. Его компактные размеры и малый вес позволяли буксировать его при помощи даже небольшого легкового автомобиля. И даже на бездорожье он мог с легкостью пройти там, где другие бы даже не стали пытаться.
Модель Wa-Wa 160 в ширину была 1,6 метра, в длину 3,3 метра. Кемпер оснащался двумя небольшими колесами с резиновой подвеской Watteya. В то же время, в разложенном состоянии его высота в районе кухни составляла уже 1,84 метра.
Кровать легко разбиралась, и спальня превращалась в удобную гостиную. Фото: YouTube.com
Обеденный уголок, находящийся в задней части прицепа, трансформировался в кровать. Производитель заявлял, что на этом спальном месте могут разместиться три человека. Возможно, так оно и было, но один из них определенно должен был быть ребенком.
По приблизительным оценкам, только в первый год выпуска было построено около 400 таких экземпляров. Интерес к этому каравану был настолько велик, что всего два года спустя Wa-Wa разработала увеличенную версию оригинала.
Wa-Wa 180 стал самым популярным в линейке, потому что имел дополнительные 20 см в ширину по сравнению с моделью 160, и ездил на сдвоенных колесах. Но при этом он все еще оставался чрезвычайно легким – 290 кг. Максимальная полезная нагрузка этой версии составляла 800 кг. В нем было уже четыре спальных места – благодаря дополнительной детской кроватке. В эксклюзивных вариантах добавилась комплектация, способная предоставить ночлег 6 путешественникам.
Модель 180 шла в трех модификациях: Standard, Luxe и Sporty. В них было много общего. Они все поставлялись с пластиковыми столешницами из Formica, деревянной рамой на стальном трубчатом шасси и предлагали максимум домашних удобств — согласно тогдашнему пониманию мобильного дома.
В этом компактном доме на колесах была практически полноценная кухня. Она включала в себя раковину для мытья посуды, газовую плиту и холодильник. Кровать легко разбиралась, и вместо нее организовывалась гостинная, с длинными диванами и большим столом. Производитель изначально задумывал Wa-Wa 180 как шестиместный кемпер, и все для этого предусмотрел. Но надо сказать, что прицеп размером 2*3 метра редко использовался для такого количества гостей, по крайней мере взрослых.
В числе дополнительных опций предлагался тент, который позволял организовать обеденную зону снаружи. Или полноценную брезентовую палатку с креплениями. При этом санитарной зоны с душем внутри предусмотрено не было.
Wa-Wa с разобранной палаткой предлагал достаточно комфортное обустройство для отдыха. Фото: YouTube.com
В промежутке между 1960 и 1970 годами выпускались и другие модели. В их числе были версии Edelweiss, Mistral I и II, Diogene и Baccarat. Они отличались размерами, компоновкой и материалами, используемыми при их создании. Все они были с фиксированными крышами, без раздвижного механизма
К концу шестого десятилетия дела у компании шли уже не так хорошо, как в самом начале. Конкуренция росла, и надо было как-то подстраиваться. В итоге решено было расширить линейку новыми моделями – Wa-Wa 200 и 400. Они изготавливались из алюминиевого сплава и предлагали повышенный уровень комфорта.
С таким набором отдых в любом «диком» месте будет комфортным. Фото: YouTube.com
Несложно догадаться, что новые версии дома на колесах отличались размерами. 200-я модель имела параметры 330*200 см, а площадь Wa-Wa 400 уже составляла 8 м². Длина и ширина этого прицепа были соответственно 400*200 см. Ну и вес тут уже был соответствующий – 497 кг. В нем предусматривалась система тепло- и звукоизоляции. Плюс две обеденные зоны и большое панорамное окно сзади. Модель выпускалась с 1970 по 1972 год.
Но, к сожалению, рост производственных затрат на выпуск более современных кемперов не оправдал ожиданий, и лишь усугубил ситуацию. В начале 70-х годов производство Wa-Wa завершилось. Вместе с ним ушла в историю и подвеска Watteyne.
Идеальные экземпляры кемперов Wa-Wa сегодня встретить большая редкость. Фото: YouTube.com
Точной информации об объемах выпущенной продукции за всю историю предприятия нет. Сходятся на ориентировочной цифре 6000 экземпляров без какой либо конкретики по отдельным моделям. Есть предположение, что больше всех на рынке была представлена версия Wa-Wa 180 Sport, поскольку она пользовалась повышенным спросом.
Сколько фургонов сохранилось до сегодняшнего дня, сказать тоже невозможно. Но таковые однозначно имеются, и периодически почитатели фирмы хвастают своими редкими находками. Правда, они бывают порой в самом плачевном состоянии. Но после вложения сил и средств такой кемпер Wa-Wa снова выглядит как новый, а значит — и дальше сможет радовать своих, теперь уже новых, владельцев.
Многие из них остаются преданными полюбившейся марке и сейчас, спустя много лет после того, как компания прекратила свое существование.
С чего начинался Wa-Wa
А началось все с обычного велосипедного прицепа, который в конце 1930-х годов разработал бельгиец Луи Ваттейн из Нотр-Дам-о-Буа. Он назвал свою маленькую буксируемую тележку Wa-Wa. Она была предназначена для перевозки ребенка или багажа на велосипеде.
Примечательно, что во время войны это изобретение получило большую популярность среди контрабандистов. Они высоко оценили наличие небольшого отсека для хранения под детским сиденьем, в котором так удобно было спрятать что-либо нелегальное.
В 1954 году к Ваттейну с деловым предложением обратился Луи Домбар. Он купил у него систему подвески с целью внедрить ее в свой трейлер для семейного отдыха. Через два года вышла первая «Ва-Ва»: модель 160 с очень компактным и легким кузовом, со всеми удобствами и спальными местами для трех человек.
Название таких популярных в середине прошлого века домов на колесах является данью уважения изобретателю, и имеет прямое отношение к запатентованной им резиновой подвеске, которую он создал, и которая будет активно использоваться на прицепах до середины 60-х годов.
Оригинальное решение
Каплевидный Wa-Wa был легким и компактным туристическим прицепом, способным вместить в себя большую компанию из шести человек. При этом никаких особых компромиссов и попыток «украсть» немного опций в угоду увеличенному пространству производителем не предпринималось. Все условия для комфортного времяпровождения на природе сохранялись.
При этом к кое-каким уловкам разработчику прибегнуть все же пришлось. А именно: было решено использовать конструкцию с расширяемой крышей.

В отличие от стандартной выдвижной крыши, в Wa-Wa пошли по неординарному пути. Они использовали жесткую крышу, которая выдвигалась вверх на петлях в передней части прицепа. Таким образом в зоне кухни можно было комфортно находиться в полный рост.
В то же время, в режиме движения Wa-Wa имел более низкий профиль, что уменьшало лобовое сопротивление и повышало удобство и экономичность эксплуатации. Его компактные размеры и малый вес позволяли буксировать его при помощи даже небольшого легкового автомобиля. И даже на бездорожье он мог с легкостью пройти там, где другие бы даже не стали пытаться.
Параметры кемпера 60-х
Модель Wa-Wa 160 в ширину была 1,6 метра, в длину 3,3 метра. Кемпер оснащался двумя небольшими колесами с резиновой подвеской Watteya. В то же время, в разложенном состоянии его высота в районе кухни составляла уже 1,84 метра.

Обеденный уголок, находящийся в задней части прицепа, трансформировался в кровать. Производитель заявлял, что на этом спальном месте могут разместиться три человека. Возможно, так оно и было, но один из них определенно должен был быть ребенком.
По приблизительным оценкам, только в первый год выпуска было построено около 400 таких экземпляров. Интерес к этому каравану был настолько велик, что всего два года спустя Wa-Wa разработала увеличенную версию оригинала.
Популярная серия
Wa-Wa 180 стал самым популярным в линейке, потому что имел дополнительные 20 см в ширину по сравнению с моделью 160, и ездил на сдвоенных колесах. Но при этом он все еще оставался чрезвычайно легким – 290 кг. Максимальная полезная нагрузка этой версии составляла 800 кг. В нем было уже четыре спальных места – благодаря дополнительной детской кроватке. В эксклюзивных вариантах добавилась комплектация, способная предоставить ночлег 6 путешественникам.
Модель 180 шла в трех модификациях: Standard, Luxe и Sporty. В них было много общего. Они все поставлялись с пластиковыми столешницами из Formica, деревянной рамой на стальном трубчатом шасси и предлагали максимум домашних удобств — согласно тогдашнему пониманию мобильного дома.
Что внутри
В этом компактном доме на колесах была практически полноценная кухня. Она включала в себя раковину для мытья посуды, газовую плиту и холодильник. Кровать легко разбиралась, и вместо нее организовывалась гостинная, с длинными диванами и большим столом. Производитель изначально задумывал Wa-Wa 180 как шестиместный кемпер, и все для этого предусмотрел. Но надо сказать, что прицеп размером 2*3 метра редко использовался для такого количества гостей, по крайней мере взрослых.
В числе дополнительных опций предлагался тент, который позволял организовать обеденную зону снаружи. Или полноценную брезентовую палатку с креплениями. При этом санитарной зоны с душем внутри предусмотрено не было.

В промежутке между 1960 и 1970 годами выпускались и другие модели. В их числе были версии Edelweiss, Mistral I и II, Diogene и Baccarat. Они отличались размерами, компоновкой и материалами, используемыми при их создании. Все они были с фиксированными крышами, без раздвижного механизма
Не заладилось
К концу шестого десятилетия дела у компании шли уже не так хорошо, как в самом начале. Конкуренция росла, и надо было как-то подстраиваться. В итоге решено было расширить линейку новыми моделями – Wa-Wa 200 и 400. Они изготавливались из алюминиевого сплава и предлагали повышенный уровень комфорта.

Несложно догадаться, что новые версии дома на колесах отличались размерами. 200-я модель имела параметры 330*200 см, а площадь Wa-Wa 400 уже составляла 8 м². Длина и ширина этого прицепа были соответственно 400*200 см. Ну и вес тут уже был соответствующий – 497 кг. В нем предусматривалась система тепло- и звукоизоляции. Плюс две обеденные зоны и большое панорамное окно сзади. Модель выпускалась с 1970 по 1972 год.
Но, к сожалению, рост производственных затрат на выпуск более современных кемперов не оправдал ожиданий, и лишь усугубил ситуацию. В начале 70-х годов производство Wa-Wa завершилось. Вместе с ним ушла в историю и подвеска Watteyne.

Точной информации об объемах выпущенной продукции за всю историю предприятия нет. Сходятся на ориентировочной цифре 6000 экземпляров без какой либо конкретики по отдельным моделям. Есть предположение, что больше всех на рынке была представлена версия Wa-Wa 180 Sport, поскольку она пользовалась повышенным спросом.
Сколько фургонов сохранилось до сегодняшнего дня, сказать тоже невозможно. Но таковые однозначно имеются, и периодически почитатели фирмы хвастают своими редкими находками. Правда, они бывают порой в самом плачевном состоянии. Но после вложения сил и средств такой кемпер Wa-Wa снова выглядит как новый, а значит — и дальше сможет радовать своих, теперь уже новых, владельцев.
- Lilu
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...