«Идеальный» супервместительный кемпер с расширяемой крышей для всей семьи из далеких 1960-х
Бельгийский производитель Wa-Wa, история которого уходит корнями в 1930-е годы, был неотъемлемой частью набирающего обороты движения любителей кемпингов по всей Европе в период с 50-х по 60-е годы. Он предлагал несколько моделей разных размеров и различных возможных конфигураций, благодаря которым получил огромную команду поклонников по всему миру.
Многие из них остаются преданными полюбившейся марке и сейчас, спустя много лет после того, как компания прекратила свое существование.
А началось все с обычного велосипедного прицепа, который в конце 1930-х годов разработал бельгиец Луи Ваттейн из Нотр-Дам-о-Буа. Он назвал свою маленькую буксируемую тележку Wa-Wa. Она была предназначена для перевозки ребенка или багажа на велосипеде.
Примечательно, что во время войны это изобретение получило большую популярность среди контрабандистов. Они высоко оценили наличие небольшого отсека для хранения под детским сиденьем, в котором так удобно было спрятать что-либо нелегальное.
В 1954 году к Ваттейну с деловым предложением обратился Луи Домбар. Он купил у него систему подвески с целью внедрить ее в свой трейлер для семейного отдыха. Через два года вышла первая «Ва-Ва»: модель 160 с очень компактным и легким кузовом, со всеми удобствами и спальными местами для трех человек.
Название таких популярных в середине прошлого века домов на колесах является данью уважения изобретателю, и имеет прямое отношение к запатентованной им резиновой подвеске, которую он создал, и которая будет активно использоваться на прицепах до середины 60-х годов.
Каплевидный Wa-Wa был легким и компактным туристическим прицепом, способным вместить в себя большую компанию из шести человек. При этом никаких особых компромиссов и попыток «украсть» немного опций в угоду увеличенному пространству производителем не предпринималось. Все условия для комфортного времяпровождения на природе сохранялись.
При этом к кое-каким уловкам разработчику прибегнуть все же пришлось. А именно: было решено использовать конструкцию с расширяемой крышей.
В отличие от стандартной выдвижной крыши, в Wa-Wa пошли по неординарному пути. Они использовали жесткую крышу, которая выдвигалась вверх на петлях в передней части прицепа. Таким образом в зоне кухни можно было комфортно находиться в полный рост.
В то же время, в режиме движения Wa-Wa имел более низкий профиль, что уменьшало лобовое сопротивление и повышало удобство и экономичность эксплуатации. Его компактные размеры и малый вес позволяли буксировать его при помощи даже небольшого легкового автомобиля. И даже на бездорожье он мог с легкостью пройти там, где другие бы даже не стали пытаться.
Модель Wa-Wa 160 в ширину была 1,6 метра, в длину 3,3 метра. Кемпер оснащался двумя небольшими колесами с резиновой подвеской Watteya. В то же время, в разложенном состоянии его высота в районе кухни составляла уже 1,84 метра.
Обеденный уголок, находящийся в задней части прицепа, трансформировался в кровать. Производитель заявлял, что на этом спальном месте могут разместиться три человека. Возможно, так оно и было, но один из них определенно должен был быть ребенком.
По приблизительным оценкам, только в первый год выпуска было построено около 400 таких экземпляров. Интерес к этому каравану был настолько велик, что всего два года спустя Wa-Wa разработала увеличенную версию оригинала.
Wa-Wa 180 стал самым популярным в линейке, потому что имел дополнительные 20 см в ширину по сравнению с моделью 160, и ездил на сдвоенных колесах. Но при этом он все еще оставался чрезвычайно легким – 290 кг. Максимальная полезная нагрузка этой версии составляла 800 кг. В нем было уже четыре спальных места – благодаря дополнительной детской кроватке. В эксклюзивных вариантах добавилась комплектация, способная предоставить ночлег 6 путешественникам.
Модель 180 шла в трех модификациях: Standard, Luxe и Sporty. В них было много общего. Они все поставлялись с пластиковыми столешницами из Formica, деревянной рамой на стальном трубчатом шасси и предлагали максимум домашних удобств — согласно тогдашнему пониманию мобильного дома.
В этом компактном доме на колесах была практически полноценная кухня. Она включала в себя раковину для мытья посуды, газовую плиту и холодильник. Кровать легко разбиралась, и вместо нее организовывалась гостинная, с длинными диванами и большим столом. Производитель изначально задумывал Wa-Wa 180 как шестиместный кемпер, и все для этого предусмотрел. Но надо сказать, что прицеп размером 2*3 метра редко использовался для такого количества гостей, по крайней мере взрослых.
В числе дополнительных опций предлагался тент, который позволял организовать обеденную зону снаружи. Или полноценную брезентовую палатку с креплениями. При этом санитарной зоны с душем внутри предусмотрено не было.
В промежутке между 1960 и 1970 годами выпускались и другие модели. В их числе были версии Edelweiss, Mistral I и II, Diogene и Baccarat. Они отличались размерами, компоновкой и материалами, используемыми при их создании. Все они были с фиксированными крышами, без раздвижного механизма
К концу шестого десятилетия дела у компании шли уже не так хорошо, как в самом начале. Конкуренция росла, и надо было как-то подстраиваться. В итоге решено было расширить линейку новыми моделями – Wa-Wa 200 и 400. Они изготавливались из алюминиевого сплава и предлагали повышенный уровень комфорта.
Несложно догадаться, что новые версии дома на колесах отличались размерами. 200-я модель имела параметры 330*200 см, а площадь Wa-Wa 400 уже составляла 8 м². Длина и ширина этого прицепа были соответственно 400*200 см. Ну и вес тут уже был соответствующий – 497 кг. В нем предусматривалась система тепло- и звукоизоляции. Плюс две обеденные зоны и большое панорамное окно сзади. Модель выпускалась с 1970 по 1972 год.
Но, к сожалению, рост производственных затрат на выпуск более современных кемперов не оправдал ожиданий, и лишь усугубил ситуацию. В начале 70-х годов производство Wa-Wa завершилось. Вместе с ним ушла в историю и подвеска Watteyne.
Точной информации об объемах выпущенной продукции за всю историю предприятия нет. Сходятся на ориентировочной цифре 6000 экземпляров без какой либо конкретики по отдельным моделям. Есть предположение, что больше всех на рынке была представлена версия Wa-Wa 180 Sport, поскольку она пользовалась повышенным спросом.
Сколько фургонов сохранилось до сегодняшнего дня, сказать тоже невозможно. Но таковые однозначно имеются, и периодически почитатели фирмы хвастают своими редкими находками. Правда, они бывают порой в самом плачевном состоянии. Но после вложения сил и средств такой кемпер Wa-Wa снова выглядит как новый, а значит — и дальше сможет радовать своих, теперь уже новых, владельцев.
Многие из них остаются преданными полюбившейся марке и сейчас, спустя много лет после того, как компания прекратила свое существование.
С чего начинался Wa-Wa
А началось все с обычного велосипедного прицепа, который в конце 1930-х годов разработал бельгиец Луи Ваттейн из Нотр-Дам-о-Буа. Он назвал свою маленькую буксируемую тележку Wa-Wa. Она была предназначена для перевозки ребенка или багажа на велосипеде.
Примечательно, что во время войны это изобретение получило большую популярность среди контрабандистов. Они высоко оценили наличие небольшого отсека для хранения под детским сиденьем, в котором так удобно было спрятать что-либо нелегальное.
В 1954 году к Ваттейну с деловым предложением обратился Луи Домбар. Он купил у него систему подвески с целью внедрить ее в свой трейлер для семейного отдыха. Через два года вышла первая «Ва-Ва»: модель 160 с очень компактным и легким кузовом, со всеми удобствами и спальными местами для трех человек.
Название таких популярных в середине прошлого века домов на колесах является данью уважения изобретателю, и имеет прямое отношение к запатентованной им резиновой подвеске, которую он создал, и которая будет активно использоваться на прицепах до середины 60-х годов.
Оригинальное решение
Каплевидный Wa-Wa был легким и компактным туристическим прицепом, способным вместить в себя большую компанию из шести человек. При этом никаких особых компромиссов и попыток «украсть» немного опций в угоду увеличенному пространству производителем не предпринималось. Все условия для комфортного времяпровождения на природе сохранялись.
При этом к кое-каким уловкам разработчику прибегнуть все же пришлось. А именно: было решено использовать конструкцию с расширяемой крышей.
Решение с крышей-трансформером в то время было революционным. Фото: YouTube.com
В отличие от стандартной выдвижной крыши, в Wa-Wa пошли по неординарному пути. Они использовали жесткую крышу, которая выдвигалась вверх на петлях в передней части прицепа. Таким образом в зоне кухни можно было комфортно находиться в полный рост.
В то же время, в режиме движения Wa-Wa имел более низкий профиль, что уменьшало лобовое сопротивление и повышало удобство и экономичность эксплуатации. Его компактные размеры и малый вес позволяли буксировать его при помощи даже небольшого легкового автомобиля. И даже на бездорожье он мог с легкостью пройти там, где другие бы даже не стали пытаться.
Параметры кемпера 60-х
Модель Wa-Wa 160 в ширину была 1,6 метра, в длину 3,3 метра. Кемпер оснащался двумя небольшими колесами с резиновой подвеской Watteya. В то же время, в разложенном состоянии его высота в районе кухни составляла уже 1,84 метра.
Кровать легко разбиралась, и спальня превращалась в удобную гостиную. Фото: YouTube.com
Обеденный уголок, находящийся в задней части прицепа, трансформировался в кровать. Производитель заявлял, что на этом спальном месте могут разместиться три человека. Возможно, так оно и было, но один из них определенно должен был быть ребенком.
По приблизительным оценкам, только в первый год выпуска было построено около 400 таких экземпляров. Интерес к этому каравану был настолько велик, что всего два года спустя Wa-Wa разработала увеличенную версию оригинала.
Популярная серия
Wa-Wa 180 стал самым популярным в линейке, потому что имел дополнительные 20 см в ширину по сравнению с моделью 160, и ездил на сдвоенных колесах. Но при этом он все еще оставался чрезвычайно легким – 290 кг. Максимальная полезная нагрузка этой версии составляла 800 кг. В нем было уже четыре спальных места – благодаря дополнительной детской кроватке. В эксклюзивных вариантах добавилась комплектация, способная предоставить ночлег 6 путешественникам.
Модель 180 шла в трех модификациях: Standard, Luxe и Sporty. В них было много общего. Они все поставлялись с пластиковыми столешницами из Formica, деревянной рамой на стальном трубчатом шасси и предлагали максимум домашних удобств — согласно тогдашнему пониманию мобильного дома.
Что внутри
В этом компактном доме на колесах была практически полноценная кухня. Она включала в себя раковину для мытья посуды, газовую плиту и холодильник. Кровать легко разбиралась, и вместо нее организовывалась гостинная, с длинными диванами и большим столом. Производитель изначально задумывал Wa-Wa 180 как шестиместный кемпер, и все для этого предусмотрел. Но надо сказать, что прицеп размером 2*3 метра редко использовался для такого количества гостей, по крайней мере взрослых.
В числе дополнительных опций предлагался тент, который позволял организовать обеденную зону снаружи. Или полноценную брезентовую палатку с креплениями. При этом санитарной зоны с душем внутри предусмотрено не было.
Wa-Wa с разобранной палаткой предлагал достаточно комфортное обустройство для отдыха. Фото: YouTube.com
В промежутке между 1960 и 1970 годами выпускались и другие модели. В их числе были версии Edelweiss, Mistral I и II, Diogene и Baccarat. Они отличались размерами, компоновкой и материалами, используемыми при их создании. Все они были с фиксированными крышами, без раздвижного механизма
Не заладилось
К концу шестого десятилетия дела у компании шли уже не так хорошо, как в самом начале. Конкуренция росла, и надо было как-то подстраиваться. В итоге решено было расширить линейку новыми моделями – Wa-Wa 200 и 400. Они изготавливались из алюминиевого сплава и предлагали повышенный уровень комфорта.
С таким набором отдых в любом «диком» месте будет комфортным. Фото: YouTube.com
Несложно догадаться, что новые версии дома на колесах отличались размерами. 200-я модель имела параметры 330*200 см, а площадь Wa-Wa 400 уже составляла 8 м². Длина и ширина этого прицепа были соответственно 400*200 см. Ну и вес тут уже был соответствующий – 497 кг. В нем предусматривалась система тепло- и звукоизоляции. Плюс две обеденные зоны и большое панорамное окно сзади. Модель выпускалась с 1970 по 1972 год.
Но, к сожалению, рост производственных затрат на выпуск более современных кемперов не оправдал ожиданий, и лишь усугубил ситуацию. В начале 70-х годов производство Wa-Wa завершилось. Вместе с ним ушла в историю и подвеска Watteyne.
Идеальные экземпляры кемперов Wa-Wa сегодня встретить большая редкость. Фото: YouTube.com
Точной информации об объемах выпущенной продукции за всю историю предприятия нет. Сходятся на ориентировочной цифре 6000 экземпляров без какой либо конкретики по отдельным моделям. Есть предположение, что больше всех на рынке была представлена версия Wa-Wa 180 Sport, поскольку она пользовалась повышенным спросом.
Сколько фургонов сохранилось до сегодняшнего дня, сказать тоже невозможно. Но таковые однозначно имеются, и периодически почитатели фирмы хвастают своими редкими находками. Правда, они бывают порой в самом плачевном состоянии. Но после вложения сил и средств такой кемпер Wa-Wa снова выглядит как новый, а значит — и дальше сможет радовать своих, теперь уже новых, владельцев.
- Lilu
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...