ИЖ-56, положивший начало последующим конструкциям марки
11 858

ИЖ-56, положивший начало последующим конструкциям марки

Среди технических контрибуций от побежденной фашистской Германии оказалась документация на несколько мотоциклов DKW. Так уж вышло, что именно модели этой компании оказали коренное влияние на все заводы Советского Союза, выпускающие технику легкого и среднего класса.


Первыми оказались Московский и Ковровский мотозаводы, освоившие выпуск копий с рабочим объемом двигателя 125 и 175 куб. см. Параллельно созрело решение восстановить прерванное во время войны производство мототехники на мощностях Ижевского предприятия. Причем этот вопрос не откладывали в долгий ящик и взяли на контроль на самом высоком уровне.

ИЖ-56, положивший начало последующим конструкциям маркиЧто-то новенькое для советского мотопрома. Фото: youtube.com

Летом 1945 года на предприятие пожаловал сам зам. наркома вооружения т. Новиков. На месте от директора Гиндинсона он узнал, что для полноценного пуска производства понадобится не менее года. Но процесс можно было заметно ускорить, освоив выпуск уже имеющейся модели. Ижевцам предложили все тот же легкий немецкий мотоцикл. Однако для них такой шаг стал бы понижением в классе (до войны здесь выпускались мотоциклы с 350-кубовым двигателем, о которых мы писали ранее).

Альтернативным вариантом стал другой немецкий мотоцикл – NC350. Для его запуска также имелась вся необходимая документация. Более того, даже сохранилось несколько комплектов деталей, не использованных немцами в сборке мототехники.

Сначала сидения были раздельными. Фото: youtube.com

Именно по этой причине на первых советских ИЖ-350, собранных в конце 40-х, встречались детали с символикой немецкого производственного объединения. Все развивалось стремительно, и за несколько лет на дороги страны выехали более 126 тысяч мотоциклов этой модели. Параллельно шли разработки легендарного ИЖ-49.

Этот мотоцикл получил некоторые элементы, подготовленные для спортивной версии предшественника. Также у него появилось уже два посадочных места. Теперь пассажира можно было перевозить в комфортных условиях. Не удивительно, что обновление на заводе задумали, когда выпуск модели с переключением скоростей на баке приблизился к полумиллионной отметке.

Коренная модернизация, переросшая в новую модель


Вначале «49-й» просто хотели заметно обновить. Очень скоро пришло понимания, что это будет уже совсем новый мотоцикл с другим дизайном и характеристиками. Наметился ряд изменений, без снижения объемов производства:

✅ рама из тонкостенных труб вместо штампованной
✅ цилиндр из сплава вместо цельнолитого чугунного
✅ увеличение мощности двигателя на 2,5 л. с
✅ маятниковая задняя подвеска

Работы по подготовке нового мотоцикла проходили синхронно с выпуском предыдущей модели. Более того, когда ИЖ-56 запустили в производство, то он стоял на конвейере рядом с «49-м», пока объемы выпуска первого не набрали нужных размеров.

Инженерам завода понадобилось всего несколько месяцев, чтобы подготовить новинку к серийному производству. Поставленная задача оказалась выполненной: ИЖ-56 по объемам выпуска опередил прежнюю модель. За 6 лет заводчане собрали более 670 тысяч единиц данной техники.


Его более высокий статус подтвердил и тот факт, что предусматривалась компоновка боковым прицепом. Примерно каждый пятый новый мотоцикл покидал предприятие именно в таком виде. Заметный прогресс во многом стал возможен благодаря улучшению силового агрегата. Составная конструкция цилиндра принесла целый ряд положительных плодов:

✅ уменьшился общий вес техники
✅ улучшилось охлаждение мотора
✅ мощность выросла до 13 л. с

350-кубовый двигатель имел одноцилиндровую конструкцию (выполнен из алюминиевого сплава). К этому можно добавить воздушное охлаждение и двухструйную продувку. Картер техника получила блочного типа, а коленчатый вал – прессованной конструкции.

Другие особенности ИЖ-56


Для своего времени мотоцикл оказался на самом деле прорывным. Ведь кроме новой конструкции рамы и цилиндра, он обладал и другим набором новшеств. К примеру, в первым образцах предлагалось раздельное губчатое резиновое седло. По причине того, что второе сидение изначально разместили на месте багажника, оно (находясь над колесом) возвышалось над водительским.

Со временем конструкцию доработали, введя моду, просуществовавшую до конца советской эпохи. Что там говорить, сидения подобного типа устанавливаются на мототехнику и сегодня. Я имею в виду сдвоенное одноуровневое сидение. Тем из нас, кому меньше «полтинника», кажется, что по-другому не может и быть. Но, как видим, впервые такой расклад предложили именно в «56-м». Кстати, его комфорт тоже оказался на порядок выше от прежнего седла велосипедного типа.

350-кубовый двигатель. Фото: youtube.com

Еще одно передовое достижение – глубокие крылья на обоих колесах. Они намного лучше защищали ездока от пыли или грязи. Позаботились и об эстетической стороне мотоцикла. Стильный и эффектный кожух с жестким корпусом защитил сразу несколько элементов его конструкции:

✅ воздухоочиститель
✅ карбюратор
✅ приводная цепь

Создатели приспособили технику для движения по дорогам с различным типом покрытия. Чуть более двух лет понадобилось ижевцам, чтобы этот мотоцикл стал их эксклюзивной моделью. Хочется отметить, что всего вышеперечисленного удалось добиться в неблагоприятных технических условиях.

Все дело в том, что современные изменения в деталях мотоцикла требовали достаточно высокого уровня от станкостроительной отрасли страны. А она в середине 50-х находилась не в лучшем состоянии. Поэтому для коренной технической революции производителям пришлось больше уповать на собственные силы и резервы. Местные «кулибины» переделывали довоенное оборудование в станки-полуавтоматы. Другие пытались из обычного агрегатного оборудования сделать многофункционал.

Переключение передач ножное. Фото: youtube.com

С сегодняшних высот это может выглядеть странно и не совсем понятно. Но в послевоенные годы жителям страны-победителя энтузиазма было не занимать. На этой волне и технические специалисты «Ижмаша» делали то, что сейчас можно однозначно назвать личным подвигом. Будущее их вознаградило тем, что именно они стали законодателями моды последующих конструкций советской мотоциклетной техники. Имелись и спортивные варианты исполнения:

✅ кроссовый 57К с мотором мощностью 18 л. с
✅ шоссейно-кольцевой 54А (20 л. с)
✅ ряд мотоциклов для многодневных соревнований

К последней категории относились 57М, 60М и 60МС. У последних двух двигатель развивал уже 19 л. с. Модификация МС также комплектовалась 6-ступенчатой КПП.

ИЖ-56 – как плацдарм для нового модельного ряда


Сегодня многие специалисты сходятся во мнении, что «56-я» модель стала базой для дальнейшего развития предприятия. По сути, благодаря ей, несколько лет спустя, на конвейер завода встал мотоцикл «Иж-Планета». В последующие три десятилетия он пережил целых пять поколений. И это, не считая многочисленных модификаций и спортивных версий мотоциклов.

Каждый пятый ИЖ-56 имел боковой прицеп. Фото: youtube.com

В наше время мотоцикл ИЖ-56, наряду с «49-й» моделью, считается легендой советского мотостроения. Многие коллекционеры ретро-техники желают иметь у себя такой экземпляр. А те, кто продолжает эксплуатировать предка «Планеты», сходятся во мнении, что мотоцикл имеет простую конструкцию. Что, согласитесь, немаловажно при ремонте древнего аппарата.
Какой ижевский мотоцикл больше нравится вам?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....