Третья в мировом рейтинге: 120-летняя велогонка Тур де Франс
Весь июль французские любители велогонок провели под знаменами традиционной Тур де Франс. Итоги подводили в конце месяца. Ничего неожиданного не произошло. Хотя некоторые и ожидали, что желтая майка лидера сменит владельца, но этого не произошло. Как и год назад, в итоговом зачете первую строчку занял Йонас Вингегор. Надежды амбициозного словенца Тадея Погачара остались неосуществленными – он оказался на почетном втором месте.
Конечно, сейчас можно снова вспомнить о том, что он не совсем оправился от недавней травмы. Что Погачар проявил настоящее мужество, выйдя в таком состоянии на трассу соревнований и став, к тому же, ее серебряным призером. Мы имеем вполне ожидаемую тройку лидеров, замыкаемую британцем Адамом Йейтсом. Кстати, четвертом место за его братом-близнецом Саймоном. Не считая победителя, два других призовых места принадлежат гонщикам, представлявшим команду UAE Team Emirates.
Так завершилась 110-я ежегодная гонка Тур де Франс. Ну, а мы с вами попробуем окунуться в историю ее возникновения и те непростые вехи, сопровождавшие соревнование на протяжении 120-летнего периода. Давайте вспомним их вместе.
Как мы уже рассказывали вам ранее, дорогие читатели, сама идея этой гонки возникла как способ ведения конкурентной борьбы. Преследуя такие не совсем возвышенные, а довольно прагматичные цели, ее вдохновитель (редактор французской газеты «Авто») имел краткосрочные планы. Ему хотелось слегка продвинуть свои интересы, освещая новое событие. Никто и не думал, что оно растянется более чем на век и переживет столько смен эпох, поколений и мировых потрясений.
Именно поэтому первоначальные соревнования на велосипедах выглядели более чем скромно. Все, окружавшее их, явно говорило в пользу социальности проекта:
✅ самое обычное оснащение велосипедов
✅ неприспособленные дороги соревнований
✅ ночной старт
✅ длинная протяженность этапов
Соответствовало вышеперечисленному и техническое оснащение соревнований. Вернее, почти полное отсутствие оного. Если на контрольных пунктах имелись специалисты для оказания техпомощи, то на длинных участках гонщики оказались предоставлены самим себе. Именно по этой причине один из соревнующихся (Эжен Кристоф) в 1913 году вынужден был в починке передней вилки прибегнуть к услугам деревенского кузнеца. Спустя шесть лет спортсмена ожидало неприятное дежа вю.
Все понимали, что такая блеклая организация гонок очень скоро приведет к резкому снижению интереса зрителей. А там и до ее упразднения – рукой подать. Требовался, как сказали бы сегодня, креативный подход.
Спрос на местную прессу, получившую теперь название «Экип», постепенно пополз вверх на фоне проведения велогонок. Особенно это проявилось, когда спецвыпуск с окончательными результатами первого соревнования (победителем стал Морис Гарен) вышел тиражом в 130 тысяч экземпляров. Несмотря на это, газеты появившиеся на свет всего через 7 минут после финиша, раскупили с поразительной быстротой. Не удивительно, ведь тогда еще не было освещения соревнований по ТВ или интернета.
Как все прекрасно понимают, велосипед – техника, движущаяся при помощи мускульной силы ездока. По этой причине первые годы соревнования проходили в щадящем режиме – по равнинным участкам дороги. Но зрители требовали динамики и более драматического зрелища. Так в 1910 году впервые появилась идея перенести один из этапов соревнований в горы. Им стало преодоление перевалов в Пиренеях (позже также и в Альпах). Кроме этого, позже пришли и другие изменения в гонках:
✅ увеличение числа и снижение протяженности этапов
✅ команды от стран и корпораций
✅ гонки на время
✅ финиш на Елисейских полях
Если вернуться к горным этапам, то там имелись еще и спуски. При движении по ним многие велосипедисты развивали скорость до 100 км/ч! Не удивительно, что бывали и серьезные несчастные случаи. Там же разворачивалась и самая драматичная борьба.
Так в соревнованиях 1964 года француз Пулидор, занимавший вторую позицию, с трудом обошел земляка Анкетиля. Но вот на первую строчку итоговой таблицы так и смог выйти, не хватило всего нескольких секунд. В таких нелегких условиях гонки оставалось место и для благородства.
Спустя семь лет бельгиец Меркс отказался надеть желтую майку, после того как его главный соперник испанец Оканья получил травму, оказавшись вне квалификации. А в 1949 году два конкурента-испанца помогали друг другу преодолеть сложный и опасный перевал Изоард.
После появления различных команд, объединивших соревнующихся спортсменов, изменился подход к результатам гонки. Конечно, личный зачет и дальше имел значение, но выросла роль итоговых командных показателей.
Случай, произошедший в 1951 году, уникален. Тогда швейцарец Хьюго Кобле на одном из этапов обошел соперников на целых 140 км! Такое исключение лишь подтверждает общее правило: победа – заслуга каждого из девяти членов команды. Поэтому нередки случаи помощи ее лидерам в ущерб себе (даже предоставления собственного велосипеда в случае серьезной поломки). Одним из самых показательных является поступок молодого француза Рене Вьетто в 1934 году. Будучи лидером этапа, он уступил свой байк лучшему гонщику своей команды. Это позволило последнему сохранить свои позиции в общем зачете.
Если говорить о победителях соревнований, то за 120 лет их накопилось немало. Четверо спортсменов даже становились лидерами конечных зачетов по пять раз. Первым этого добился Жан Анкетиль в 1964 году (четыре года кряду). А вот самым звездным в этом ряду считается Эдди Меркс.
Универсальный велогонщик смог не только одержать 5 побед, но и показывать лучшее время в самых разных дисциплинах. Соревнуясь в первой половине 70-х спортсмен продемонстрировал лучшие результаты в:
✅ гонках на время
✅ горных этапах
✅ равнинных этапах
✅ спринте
✅ спусках с гор
То, что велогонщику не было равных в то время, подтверждает и другая статистика. Меркс имел самое большее количество промежуточных побед, чем другие соперники за все годы Тур де Франс – 34 этапа. Его современники сокрушались, что супер-гонщик не оставляет им ничего, чтобы хоть как-то потешить самолюбие. Такая и подобные ситуации побуждали некоторых пытаться завоевать победу не совсем честным путем.
С мошенничеством организаторы столкнулись уже на втором соревновании. Тогда сразу четыре гонщика попытались сократить путь, срезая углы и подъезжая на авто. С приобретением гонкой большей популярности такие эпизоды приобрели больший масштаб и особую изощренность.
Интересно, но допинг стал бичом Тур де Франс еще около 100 лет назад. Уже тогда пытались спортсменов пичкать опасными для здоровья препаратами, способными увеличить их выносливость. Со временем ситуация только ухудшилась. Так в 1998 году раскрыли случаи применения допинга с участием медперсонала команд. В медавто одной из команд обнаружили несколько сот доз эритропоэтина.
В наше время процесс гонки живо освещается в интернет-ресурсах и по телетрансляциям в более чем полторы сотни странах мира. По увлеченности публики это соревнование уступает только Олимпийским играм и мировым кубковым матчам по футболу. Такой факт помогает велогонщикам, несмотря на проблемы, не терять присутствия духа. Ведь каждый из них верит в победу. Пусть и неожиданную. Ведь смог же Бредли МакГи на юбилейных соревнованиях 2003 года обойти безоговорочного фаворита, техасца Лэнса Армстронга.
Конечно, сейчас можно снова вспомнить о том, что он не совсем оправился от недавней травмы. Что Погачар проявил настоящее мужество, выйдя в таком состоянии на трассу соревнований и став, к тому же, ее серебряным призером. Мы имеем вполне ожидаемую тройку лидеров, замыкаемую британцем Адамом Йейтсом. Кстати, четвертом место за его братом-близнецом Саймоном. Не считая победителя, два других призовых места принадлежат гонщикам, представлявшим команду UAE Team Emirates.
Каждый этап отнимает много сил и эмоций. Фото: youtube.com
Так завершилась 110-я ежегодная гонка Тур де Франс. Ну, а мы с вами попробуем окунуться в историю ее возникновения и те непростые вехи, сопровождавшие соревнование на протяжении 120-летнего периода. Давайте вспомним их вместе.
Скромное начало самой популярной велогонки
Как мы уже рассказывали вам ранее, дорогие читатели, сама идея этой гонки возникла как способ ведения конкурентной борьбы. Преследуя такие не совсем возвышенные, а довольно прагматичные цели, ее вдохновитель (редактор французской газеты «Авто») имел краткосрочные планы. Ему хотелось слегка продвинуть свои интересы, освещая новое событие. Никто и не думал, что оно растянется более чем на век и переживет столько смен эпох, поколений и мировых потрясений.
Именно поэтому первоначальные соревнования на велосипедах выглядели более чем скромно. Все, окружавшее их, явно говорило в пользу социальности проекта:
✅ самое обычное оснащение велосипедов
✅ неприспособленные дороги соревнований
✅ ночной старт
✅ длинная протяженность этапов
Соответствовало вышеперечисленному и техническое оснащение соревнований. Вернее, почти полное отсутствие оного. Если на контрольных пунктах имелись специалисты для оказания техпомощи, то на длинных участках гонщики оказались предоставлены самим себе. Именно по этой причине один из соревнующихся (Эжен Кристоф) в 1913 году вынужден был в починке передней вилки прибегнуть к услугам деревенского кузнеца. Спустя шесть лет спортсмена ожидало неприятное дежа вю.
Гонщиков сопровождает спецтранспорт. Фото: youtube.com
Все понимали, что такая блеклая организация гонок очень скоро приведет к резкому снижению интереса зрителей. А там и до ее упразднения – рукой подать. Требовался, как сказали бы сегодня, креативный подход.
Новшества для подогрева интереса публики
Спрос на местную прессу, получившую теперь название «Экип», постепенно пополз вверх на фоне проведения велогонок. Особенно это проявилось, когда спецвыпуск с окончательными результатами первого соревнования (победителем стал Морис Гарен) вышел тиражом в 130 тысяч экземпляров. Несмотря на это, газеты появившиеся на свет всего через 7 минут после финиша, раскупили с поразительной быстротой. Не удивительно, ведь тогда еще не было освещения соревнований по ТВ или интернета.
Одной из главных вех соревнования и придания ему культового вида стало событие 1919 года. Тогда лидеру велогонок начали выдавать спортивную майку в цветах газеты-организатора. Да, знаменитой «желтой майке лидера» уже более 100 лет.
Как все прекрасно понимают, велосипед – техника, движущаяся при помощи мускульной силы ездока. По этой причине первые годы соревнования проходили в щадящем режиме – по равнинным участкам дороги. Но зрители требовали динамики и более драматического зрелища. Так в 1910 году впервые появилась идея перенести один из этапов соревнований в горы. Им стало преодоление перевалов в Пиренеях (позже также и в Альпах). Кроме этого, позже пришли и другие изменения в гонках:
✅ увеличение числа и снижение протяженности этапов
✅ команды от стран и корпораций
✅ гонки на время
✅ финиш на Елисейских полях
Если вернуться к горным этапам, то там имелись еще и спуски. При движении по ним многие велосипедисты развивали скорость до 100 км/ч! Не удивительно, что бывали и серьезные несчастные случаи. Там же разворачивалась и самая драматичная борьба.
Так в соревнованиях 1964 года француз Пулидор, занимавший вторую позицию, с трудом обошел земляка Анкетиля. Но вот на первую строчку итоговой таблицы так и смог выйти, не хватило всего нескольких секунд. В таких нелегких условиях гонки оставалось место и для благородства.
На протяжении соревнования важна поддержка зрителей. Фото: youtube.com
Спустя семь лет бельгиец Меркс отказался надеть желтую майку, после того как его главный соперник испанец Оканья получил травму, оказавшись вне квалификации. А в 1949 году два конкурента-испанца помогали друг другу преодолеть сложный и опасный перевал Изоард.
Важность командного зачета и победители
После появления различных команд, объединивших соревнующихся спортсменов, изменился подход к результатам гонки. Конечно, личный зачет и дальше имел значение, но выросла роль итоговых командных показателей.
Случай, произошедший в 1951 году, уникален. Тогда швейцарец Хьюго Кобле на одном из этапов обошел соперников на целых 140 км! Такое исключение лишь подтверждает общее правило: победа – заслуга каждого из девяти членов команды. Поэтому нередки случаи помощи ее лидерам в ущерб себе (даже предоставления собственного велосипеда в случае серьезной поломки). Одним из самых показательных является поступок молодого француза Рене Вьетто в 1934 году. Будучи лидером этапа, он уступил свой байк лучшему гонщику своей команды. Это позволило последнему сохранить свои позиции в общем зачете.
Соревнования всегда проходят в упорной борьбе. Фото: youtube.com
Если говорить о победителях соревнований, то за 120 лет их накопилось немало. Четверо спортсменов даже становились лидерами конечных зачетов по пять раз. Первым этого добился Жан Анкетиль в 1964 году (четыре года кряду). А вот самым звездным в этом ряду считается Эдди Меркс.
Универсальный велогонщик смог не только одержать 5 побед, но и показывать лучшее время в самых разных дисциплинах. Соревнуясь в первой половине 70-х спортсмен продемонстрировал лучшие результаты в:
✅ гонках на время
✅ горных этапах
✅ равнинных этапах
✅ спринте
✅ спусках с гор
То, что велогонщику не было равных в то время, подтверждает и другая статистика. Меркс имел самое большее количество промежуточных побед, чем другие соперники за все годы Тур де Франс – 34 этапа. Его современники сокрушались, что супер-гонщик не оставляет им ничего, чтобы хоть как-то потешить самолюбие. Такая и подобные ситуации побуждали некоторых пытаться завоевать победу не совсем честным путем.
Мошенничество в соревнованиях
С мошенничеством организаторы столкнулись уже на втором соревновании. Тогда сразу четыре гонщика попытались сократить путь, срезая углы и подъезжая на авто. С приобретением гонкой большей популярности такие эпизоды приобрели больший масштаб и особую изощренность.
Интересно, но допинг стал бичом Тур де Франс еще около 100 лет назад. Уже тогда пытались спортсменов пичкать опасными для здоровья препаратами, способными увеличить их выносливость. Со временем ситуация только ухудшилась. Так в 1998 году раскрыли случаи применения допинга с участием медперсонала команд. В медавто одной из команд обнаружили несколько сот доз эритропоэтина.
Успешный финиш – заветная мечта каждого. Фото: youtube.com
В наше время процесс гонки живо освещается в интернет-ресурсах и по телетрансляциям в более чем полторы сотни странах мира. По увлеченности публики это соревнование уступает только Олимпийским играм и мировым кубковым матчам по футболу. Такой факт помогает велогонщикам, несмотря на проблемы, не терять присутствия духа. Ведь каждый из них верит в победу. Пусть и неожиданную. Ведь смог же Бредли МакГи на юбилейных соревнованиях 2003 года обойти безоговорочного фаворита, техасца Лэнса Армстронга.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Увеличение штрафов в 40 раз и не только – последние изменения для автомобилистов
В новом видео на YouTube-канале «Александр Шумский» автор рассказывает об очередных изменениях в правилах дорожного движения, которые могут значительно...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....