
Третья в мировом рейтинге: 120-летняя велогонка Тур де Франс
Весь июль французские любители велогонок провели под знаменами традиционной Тур де Франс. Итоги подводили в конце месяца. Ничего неожиданного не произошло. Хотя некоторые и ожидали, что желтая майка лидера сменит владельца, но этого не произошло. Как и год назад, в итоговом зачете первую строчку занял Йонас Вингегор. Надежды амбициозного словенца Тадея Погачара остались неосуществленными – он оказался на почетном втором месте.
Конечно, сейчас можно снова вспомнить о том, что он не совсем оправился от недавней травмы. Что Погачар проявил настоящее мужество, выйдя в таком состоянии на трассу соревнований и став, к тому же, ее серебряным призером. Мы имеем вполне ожидаемую тройку лидеров, замыкаемую британцем Адамом Йейтсом. Кстати, четвертом место за его братом-близнецом Саймоном. Не считая победителя, два других призовых места принадлежат гонщикам, представлявшим команду UAE Team Emirates.
Каждый этап отнимает много сил и эмоций. Фото: youtube.com
Так завершилась 110-я ежегодная гонка Тур де Франс. Ну, а мы с вами попробуем окунуться в историю ее возникновения и те непростые вехи, сопровождавшие соревнование на протяжении 120-летнего периода. Давайте вспомним их вместе.
Как мы уже рассказывали вам ранее, дорогие читатели, сама идея этой гонки возникла как способ ведения конкурентной борьбы. Преследуя такие не совсем возвышенные, а довольно прагматичные цели, ее вдохновитель (редактор французской газеты «Авто») имел краткосрочные планы. Ему хотелось слегка продвинуть свои интересы, освещая новое событие. Никто и не думал, что оно растянется более чем на век и переживет столько смен эпох, поколений и мировых потрясений.
Именно поэтому первоначальные соревнования на велосипедах выглядели более чем скромно. Все, окружавшее их, явно говорило в пользу социальности проекта:
✅ самое обычное оснащение велосипедов
✅ неприспособленные дороги соревнований
✅ ночной старт
✅ длинная протяженность этапов
Соответствовало вышеперечисленному и техническое оснащение соревнований. Вернее, почти полное отсутствие оного. Если на контрольных пунктах имелись специалисты для оказания техпомощи, то на длинных участках гонщики оказались предоставлены самим себе. Именно по этой причине один из соревнующихся (Эжен Кристоф) в 1913 году вынужден был в починке передней вилки прибегнуть к услугам деревенского кузнеца. Спустя шесть лет спортсмена ожидало неприятное дежа вю.
Гонщиков сопровождает спецтранспорт. Фото: youtube.com
Все понимали, что такая блеклая организация гонок очень скоро приведет к резкому снижению интереса зрителей. А там и до ее упразднения – рукой подать. Требовался, как сказали бы сегодня, креативный подход.
Спрос на местную прессу, получившую теперь название «Экип», постепенно пополз вверх на фоне проведения велогонок. Особенно это проявилось, когда спецвыпуск с окончательными результатами первого соревнования (победителем стал Морис Гарен) вышел тиражом в 130 тысяч экземпляров. Несмотря на это, газеты появившиеся на свет всего через 7 минут после финиша, раскупили с поразительной быстротой. Не удивительно, ведь тогда еще не было освещения соревнований по ТВ или интернета.
Как все прекрасно понимают, велосипед – техника, движущаяся при помощи мускульной силы ездока. По этой причине первые годы соревнования проходили в щадящем режиме – по равнинным участкам дороги. Но зрители требовали динамики и более драматического зрелища. Так в 1910 году впервые появилась идея перенести один из этапов соревнований в горы. Им стало преодоление перевалов в Пиренеях (позже также и в Альпах). Кроме этого, позже пришли и другие изменения в гонках:
✅ увеличение числа и снижение протяженности этапов
✅ команды от стран и корпораций
✅ гонки на время
✅ финиш на Елисейских полях
Если вернуться к горным этапам, то там имелись еще и спуски. При движении по ним многие велосипедисты развивали скорость до 100 км/ч! Не удивительно, что бывали и серьезные несчастные случаи. Там же разворачивалась и самая драматичная борьба.
Так в соревнованиях 1964 года француз Пулидор, занимавший вторую позицию, с трудом обошел земляка Анкетиля. Но вот на первую строчку итоговой таблицы так и смог выйти, не хватило всего нескольких секунд. В таких нелегких условиях гонки оставалось место и для благородства.
На протяжении соревнования важна поддержка зрителей. Фото: youtube.com
Спустя семь лет бельгиец Меркс отказался надеть желтую майку, после того как его главный соперник испанец Оканья получил травму, оказавшись вне квалификации. А в 1949 году два конкурента-испанца помогали друг другу преодолеть сложный и опасный перевал Изоард.
После появления различных команд, объединивших соревнующихся спортсменов, изменился подход к результатам гонки. Конечно, личный зачет и дальше имел значение, но выросла роль итоговых командных показателей.
Случай, произошедший в 1951 году, уникален. Тогда швейцарец Хьюго Кобле на одном из этапов обошел соперников на целых 140 км! Такое исключение лишь подтверждает общее правило: победа – заслуга каждого из девяти членов команды. Поэтому нередки случаи помощи ее лидерам в ущерб себе (даже предоставления собственного велосипеда в случае серьезной поломки). Одним из самых показательных является поступок молодого француза Рене Вьетто в 1934 году. Будучи лидером этапа, он уступил свой байк лучшему гонщику своей команды. Это позволило последнему сохранить свои позиции в общем зачете.
Соревнования всегда проходят в упорной борьбе. Фото: youtube.com
Если говорить о победителях соревнований, то за 120 лет их накопилось немало. Четверо спортсменов даже становились лидерами конечных зачетов по пять раз. Первым этого добился Жан Анкетиль в 1964 году (четыре года кряду). А вот самым звездным в этом ряду считается Эдди Меркс.
Универсальный велогонщик смог не только одержать 5 побед, но и показывать лучшее время в самых разных дисциплинах. Соревнуясь в первой половине 70-х спортсмен продемонстрировал лучшие результаты в:
✅ гонках на время
✅ горных этапах
✅ равнинных этапах
✅ спринте
✅ спусках с гор
То, что велогонщику не было равных в то время, подтверждает и другая статистика. Меркс имел самое большее количество промежуточных побед, чем другие соперники за все годы Тур де Франс – 34 этапа. Его современники сокрушались, что супер-гонщик не оставляет им ничего, чтобы хоть как-то потешить самолюбие. Такая и подобные ситуации побуждали некоторых пытаться завоевать победу не совсем честным путем.
С мошенничеством организаторы столкнулись уже на втором соревновании. Тогда сразу четыре гонщика попытались сократить путь, срезая углы и подъезжая на авто. С приобретением гонкой большей популярности такие эпизоды приобрели больший масштаб и особую изощренность.
Интересно, но допинг стал бичом Тур де Франс еще около 100 лет назад. Уже тогда пытались спортсменов пичкать опасными для здоровья препаратами, способными увеличить их выносливость. Со временем ситуация только ухудшилась. Так в 1998 году раскрыли случаи применения допинга с участием медперсонала команд. В медавто одной из команд обнаружили несколько сот доз эритропоэтина.
Успешный финиш – заветная мечта каждого. Фото: youtube.com
В наше время процесс гонки живо освещается в интернет-ресурсах и по телетрансляциям в более чем полторы сотни странах мира. По увлеченности публики это соревнование уступает только Олимпийским играм и мировым кубковым матчам по футболу. Такой факт помогает велогонщикам, несмотря на проблемы, не терять присутствия духа. Ведь каждый из них верит в победу. Пусть и неожиданную. Ведь смог же Бредли МакГи на юбилейных соревнованиях 2003 года обойти безоговорочного фаворита, техасца Лэнса Армстронга.
Конечно, сейчас можно снова вспомнить о том, что он не совсем оправился от недавней травмы. Что Погачар проявил настоящее мужество, выйдя в таком состоянии на трассу соревнований и став, к тому же, ее серебряным призером. Мы имеем вполне ожидаемую тройку лидеров, замыкаемую британцем Адамом Йейтсом. Кстати, четвертом место за его братом-близнецом Саймоном. Не считая победителя, два других призовых места принадлежат гонщикам, представлявшим команду UAE Team Emirates.

Так завершилась 110-я ежегодная гонка Тур де Франс. Ну, а мы с вами попробуем окунуться в историю ее возникновения и те непростые вехи, сопровождавшие соревнование на протяжении 120-летнего периода. Давайте вспомним их вместе.
Скромное начало самой популярной велогонки
Как мы уже рассказывали вам ранее, дорогие читатели, сама идея этой гонки возникла как способ ведения конкурентной борьбы. Преследуя такие не совсем возвышенные, а довольно прагматичные цели, ее вдохновитель (редактор французской газеты «Авто») имел краткосрочные планы. Ему хотелось слегка продвинуть свои интересы, освещая новое событие. Никто и не думал, что оно растянется более чем на век и переживет столько смен эпох, поколений и мировых потрясений.
Именно поэтому первоначальные соревнования на велосипедах выглядели более чем скромно. Все, окружавшее их, явно говорило в пользу социальности проекта:
✅ самое обычное оснащение велосипедов
✅ неприспособленные дороги соревнований
✅ ночной старт
✅ длинная протяженность этапов
Соответствовало вышеперечисленному и техническое оснащение соревнований. Вернее, почти полное отсутствие оного. Если на контрольных пунктах имелись специалисты для оказания техпомощи, то на длинных участках гонщики оказались предоставлены самим себе. Именно по этой причине один из соревнующихся (Эжен Кристоф) в 1913 году вынужден был в починке передней вилки прибегнуть к услугам деревенского кузнеца. Спустя шесть лет спортсмена ожидало неприятное дежа вю.

Все понимали, что такая блеклая организация гонок очень скоро приведет к резкому снижению интереса зрителей. А там и до ее упразднения – рукой подать. Требовался, как сказали бы сегодня, креативный подход.
Новшества для подогрева интереса публики
Спрос на местную прессу, получившую теперь название «Экип», постепенно пополз вверх на фоне проведения велогонок. Особенно это проявилось, когда спецвыпуск с окончательными результатами первого соревнования (победителем стал Морис Гарен) вышел тиражом в 130 тысяч экземпляров. Несмотря на это, газеты появившиеся на свет всего через 7 минут после финиша, раскупили с поразительной быстротой. Не удивительно, ведь тогда еще не было освещения соревнований по ТВ или интернета.
Одной из главных вех соревнования и придания ему культового вида стало событие 1919 года. Тогда лидеру велогонок начали выдавать спортивную майку в цветах газеты-организатора. Да, знаменитой «желтой майке лидера» уже более 100 лет.
Как все прекрасно понимают, велосипед – техника, движущаяся при помощи мускульной силы ездока. По этой причине первые годы соревнования проходили в щадящем режиме – по равнинным участкам дороги. Но зрители требовали динамики и более драматического зрелища. Так в 1910 году впервые появилась идея перенести один из этапов соревнований в горы. Им стало преодоление перевалов в Пиренеях (позже также и в Альпах). Кроме этого, позже пришли и другие изменения в гонках:
✅ увеличение числа и снижение протяженности этапов
✅ команды от стран и корпораций
✅ гонки на время
✅ финиш на Елисейских полях
Если вернуться к горным этапам, то там имелись еще и спуски. При движении по ним многие велосипедисты развивали скорость до 100 км/ч! Не удивительно, что бывали и серьезные несчастные случаи. Там же разворачивалась и самая драматичная борьба.
Так в соревнованиях 1964 года француз Пулидор, занимавший вторую позицию, с трудом обошел земляка Анкетиля. Но вот на первую строчку итоговой таблицы так и смог выйти, не хватило всего нескольких секунд. В таких нелегких условиях гонки оставалось место и для благородства.

Спустя семь лет бельгиец Меркс отказался надеть желтую майку, после того как его главный соперник испанец Оканья получил травму, оказавшись вне квалификации. А в 1949 году два конкурента-испанца помогали друг другу преодолеть сложный и опасный перевал Изоард.
Важность командного зачета и победители
После появления различных команд, объединивших соревнующихся спортсменов, изменился подход к результатам гонки. Конечно, личный зачет и дальше имел значение, но выросла роль итоговых командных показателей.
Случай, произошедший в 1951 году, уникален. Тогда швейцарец Хьюго Кобле на одном из этапов обошел соперников на целых 140 км! Такое исключение лишь подтверждает общее правило: победа – заслуга каждого из девяти членов команды. Поэтому нередки случаи помощи ее лидерам в ущерб себе (даже предоставления собственного велосипеда в случае серьезной поломки). Одним из самых показательных является поступок молодого француза Рене Вьетто в 1934 году. Будучи лидером этапа, он уступил свой байк лучшему гонщику своей команды. Это позволило последнему сохранить свои позиции в общем зачете.

Если говорить о победителях соревнований, то за 120 лет их накопилось немало. Четверо спортсменов даже становились лидерами конечных зачетов по пять раз. Первым этого добился Жан Анкетиль в 1964 году (четыре года кряду). А вот самым звездным в этом ряду считается Эдди Меркс.
Универсальный велогонщик смог не только одержать 5 побед, но и показывать лучшее время в самых разных дисциплинах. Соревнуясь в первой половине 70-х спортсмен продемонстрировал лучшие результаты в:
✅ гонках на время
✅ горных этапах
✅ равнинных этапах
✅ спринте
✅ спусках с гор
То, что велогонщику не было равных в то время, подтверждает и другая статистика. Меркс имел самое большее количество промежуточных побед, чем другие соперники за все годы Тур де Франс – 34 этапа. Его современники сокрушались, что супер-гонщик не оставляет им ничего, чтобы хоть как-то потешить самолюбие. Такая и подобные ситуации побуждали некоторых пытаться завоевать победу не совсем честным путем.
Мошенничество в соревнованиях
С мошенничеством организаторы столкнулись уже на втором соревновании. Тогда сразу четыре гонщика попытались сократить путь, срезая углы и подъезжая на авто. С приобретением гонкой большей популярности такие эпизоды приобрели больший масштаб и особую изощренность.
Интересно, но допинг стал бичом Тур де Франс еще около 100 лет назад. Уже тогда пытались спортсменов пичкать опасными для здоровья препаратами, способными увеличить их выносливость. Со временем ситуация только ухудшилась. Так в 1998 году раскрыли случаи применения допинга с участием медперсонала команд. В медавто одной из команд обнаружили несколько сот доз эритропоэтина.

В наше время процесс гонки живо освещается в интернет-ресурсах и по телетрансляциям в более чем полторы сотни странах мира. По увлеченности публики это соревнование уступает только Олимпийским играм и мировым кубковым матчам по футболу. Такой факт помогает велогонщикам, несмотря на проблемы, не терять присутствия духа. Ведь каждый из них верит в победу. Пусть и неожиданную. Ведь смог же Бредли МакГи на юбилейных соревнованиях 2003 года обойти безоговорочного фаворита, техасца Лэнса Армстронга.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...