Недолгая спортивная слава Tatraplan 602 Sport
Чехословацкой компании Tatra сильно не повезло с легковыми автомобилями. Ранее мы уже писали о том, как Tatraplan похоронили непродуманные шаги правительства страны. Печально, но когда повеял ветер перемен, для легкового сектора предприятия это не сулило ничего хорошего. Ведь среди немногочисленных автомобилей Tatra были лишь шикарные модели для правительственных и других государственных нужд.
Пришедший к власти в 1989 году бывший диссидент Вацлав Гавел заявил во всеуслышание, что не намерен ездить на наследии прошлого режима. Для народа это казалось радостным событием, а вот легковые автомобили Tatra должны были попросту остаться за бортом.
Начало этого печального события уходит своими корнями еще в 50-е. Тогда очень перспективную Tatra 600 Tatraplan передали на мощности Skoda, где от нее быстренько избавились. Конкуренты хотели выпускать свою модель «1201», а не представителя чужого бренда. Собранные на этих мощностях Tatraplan оказались ужасного качества. В итоге бракованный транспорт отправился в «альма-матер» – ремонтные мастерские в Копрживнице.
А ведь именно в это время Хазелка и Зикмунд привезли заказ на модель «600» из Южной Америки. Местные дилеры готовы были взять на реализацию 50 тысяч Tatraplan. В Млада-Болеслав от них успешно открестились, а на мощностях Tatra требовалось в первую очередь собирать грузовую модель «111» для народного хозяйства. Делать еще и легковые авто попросту не хватало рабочих рук. Поэтому сборка легкового транспорта на несколько лет прекратилась вовсе.
Через несколько лет ее возобновили, но уже для производства следующей модели Tatra 603. Да и ту поставили на резервные мощности сборочного цеха. А это означало, что если по производству грузовиков – аврал, то до «603-го» ход просто не доходил.
Перспективная модель «600» и вовсе осталась в прошлом. И это удивительно, ведь автомобиль не только имел прекрасный коммерческий спрос, но и добился выдающихся результатов в спортивных соревнованиях.
С 854-го экземпляра на Tatra 600 начали устанавливать два карбюратора Solex. Также добавился осевой горизонтальный вентилятор, размещенный над двигателем с клиноременной передачей. Правда стандартная мощность в 52 л. с осталась неизменной. Теперь авто имело:
✅ 4-ступенчатую КПП, расположенную перед двигателем
✅ рычаг переключения под рулем
✅ легкий редуктор трансмиссии (для горных регионов)
Благодаря заднему расположению двигателя автомобиль имел один из самых низких показателей внутрисалонного шума среди чехословацких автомобилей. А по аэродинамике стал и вовсе рекордсменом, показав неимоверные 0,33 (по другим данным – 0,32). Вот как высказался о нем один счастливый обладатель:
Tatra 600 имела все необходимое, чтобы стать прекрасным гоночным авто. Поэтому в конце 40-х заводские инженеры взялись за проектирование спортивной версии автомобиля.
Пилотный вариант спорткара заводчане представили в 1949 году. Правда, «первый блин вышел комом», так и не дойдя до спортивной трассы.
Причиной стали административные препятствия со стороны организаторов соревнований. Позже этот спорткар использовали для испытания новых двигателей воздушного охлаждения, устанавливаемых на военных джипах (серийно не выпускавшиеся Т 800).
На «601-м» установили двигатель от основной модели (Т 913 с рабочим объемом 1952 куб. см и мощностью 42 л. с). На нем опробовали прямой и непрямой впрыск топлива, но в серию автомобиль так и не вышел. Более поздняя модификация середины 50-х Tatra 87 получила 8-цилиндровый мотор Т 603А. Этот 76-сильный двигатель позволил достичь максимальной скорости на уровне 176 км/ч.
Ограничения, установленные руководством страны, обычно не касались спортивных версий автомобилей. Поэтому в Копрживнице почти сразу взялись за конструирование следующей версии на базе Tatraplan. На постройку первого экземпляра ушло около двух месяцев.
Конструкция оказалась довольно успешной. Чтобы придать ей спортивных качеств, прибегли к нескольким изменениям:
✅ двигатель установили посередине, перед задней осью
✅ четыре карбюратора
✅ трансмиссия с поворотом на 180 градусов
✅ новая трубчатая рама
Все эти манипуляции позволили довести мощность 4-цилиндрового двигателя до 84 л. с. Tatraplan мчался со скоростью до 130 км/ч. И его преимущества подтвердились победой почти во всех соревнованиях, в которых он участвовал. Триумф этих спорткаров особенно проявился в Австрии, во время гонки Internationale Osterreichische Alpenfahrt 1949 года. Самым быстрым там оказался чех Карел Врдловец на новой модели.
25 сентября 1949 года Бруно Сойка (602 Tatraplan Sport) стартовал на городской премиальной гонке Брно, где выиграл в своем классе и стал вторым в общем зачете. Во второй половине дня состоялся Гран-при Чехословакии (по сей день единственная гонка Формулы-1, проводимая в этой стране). Там собралась более чем серьезная компания, в составе Chiron и Farina с Maserati, Cortese с Ferrari. Так что 9-е место Сойки можно смело назвать неплохим успехом.
Гран-при Чехословакии 1949 года в Брно стало дебютом «602-й» модели на таком уровне. Он оказался первым чехословацким автомобилем, допущенным к этим соревнованиям. Бруно Сойка показал среднюю скорость в 110 км/ч. Год спустя дуэт Ярослав Павелка / Зденек Сойка (брат Бруно) на таком же автомобиле выиграли 12-часовую гонку в Брно со средней скоростью 99,3 км/ч.
К сожалению, успешные спорткары разделили судьбу основной модели. В 1951 году Сойка, во время тренировочного заезда на Ecce Homo недалеко от Штернберка, попал в аварию и погиб. Пострадал и сам автомобиль.
Еще один экземпляр спорткара наделили двигателем от Tatra 603. На этом одноместном автомобиле гонщик Йозеф Хованец пытался побить рекорд скорости 1953 года. На первом заезде он разогнался до 210 км/ч, а во втором попал в аварию. Сам водитель остался невредимым, а вот автомобиль полностью сгорел. Так печально завершилась гоночная карьера Tatra 602.
Правда, в 1987 году гонщик и актер Лужико Мунзара попытался восстановить автомобиль из обгоревшего остова. Потребовалась помощь автомобильного дизайнера Вацлава Крала, который составил оригинальные чертежи спорткара 50-х. В обновленной конструкции корпуса дюраль заменили на листовую сталь. Позже реставратор участвовал в гонках ветеранов, став первым в своей категории на чемпионате Европы 1989 года. Сейчас образец выставлен в Музее спортивных автомобилей Лани. А вот оставшееся шасси автомобиля погибшего Сойки является экспонатом Технического музея Tatra в Копрживниице.
Пришедший к власти в 1989 году бывший диссидент Вацлав Гавел заявил во всеуслышание, что не намерен ездить на наследии прошлого режима. Для народа это казалось радостным событием, а вот легковые автомобили Tatra должны были попросту остаться за бортом.
Огромный логотип не оставлял сомнений в том, кто производитель. Фото: youtube.com
Начало этого печального события уходит своими корнями еще в 50-е. Тогда очень перспективную Tatra 600 Tatraplan передали на мощности Skoda, где от нее быстренько избавились. Конкуренты хотели выпускать свою модель «1201», а не представителя чужого бренда. Собранные на этих мощностях Tatraplan оказались ужасного качества. В итоге бракованный транспорт отправился в «альма-матер» – ремонтные мастерские в Копрживнице.
А ведь именно в это время Хазелка и Зикмунд привезли заказ на модель «600» из Южной Америки. Местные дилеры готовы были взять на реализацию 50 тысяч Tatraplan. В Млада-Болеслав от них успешно открестились, а на мощностях Tatra требовалось в первую очередь собирать грузовую модель «111» для народного хозяйства. Делать еще и легковые авто попросту не хватало рабочих рук. Поэтому сборка легкового транспорта на несколько лет прекратилась вовсе.
Через несколько лет ее возобновили, но уже для производства следующей модели Tatra 603. Да и ту поставили на резервные мощности сборочного цеха. А это означало, что если по производству грузовиков – аврал, то до «603-го» ход просто не доходил.
С оригиналом оказалось не так много общего. Фото: youtube.com
Перспективная модель «600» и вовсе осталась в прошлом. И это удивительно, ведь автомобиль не только имел прекрасный коммерческий спрос, но и добился выдающихся результатов в спортивных соревнованиях.
Положительные изменения и отличные параметры
С 854-го экземпляра на Tatra 600 начали устанавливать два карбюратора Solex. Также добавился осевой горизонтальный вентилятор, размещенный над двигателем с клиноременной передачей. Правда стандартная мощность в 52 л. с осталась неизменной. Теперь авто имело:
✅ 4-ступенчатую КПП, расположенную перед двигателем
✅ рычаг переключения под рулем
✅ легкий редуктор трансмиссии (для горных регионов)
Благодаря заднему расположению двигателя автомобиль имел один из самых низких показателей внутрисалонного шума среди чехословацких автомобилей. А по аэродинамике стал и вовсе рекордсменом, показав неимоверные 0,33 (по другим данным – 0,32). Вот как высказался о нем один счастливый обладатель:
«Внутри очень тихо, мотора почти не слышно. Тормоза FERODO очень эффективные. Правда, в них нет особой нужды. После снятия ноги с педали газа, двигатель так сильно тормозил, что нажатия соседней педали уже не требовалось. Вот только на скользкой дороге Tatra 600 требовала повышенного внимания и навыков езды в контролируемом заносе».
Tatra 600 имела все необходимое, чтобы стать прекрасным гоночным авто. Поэтому в конце 40-х заводские инженеры взялись за проектирование спортивной версии автомобиля.
Конструкции, содействовавшие спортивным успехам
Пилотный вариант спорткара заводчане представили в 1949 году. Правда, «первый блин вышел комом», так и не дойдя до спортивной трассы.
Tatraplan Monte Carlo (тип T 601) с алюминиевым кузовом для автомобильных соревнований создан в 1949 году. Двухдверная версия так и не смогла принять участия в знаменитом ралли, которое упоминалось в ее названии.
Причиной стали административные препятствия со стороны организаторов соревнований. Позже этот спорткар использовали для испытания новых двигателей воздушного охлаждения, устанавливаемых на военных джипах (серийно не выпускавшиеся Т 800).
Полностью закрытые задние колеса. Фото: youtube.com
На «601-м» установили двигатель от основной модели (Т 913 с рабочим объемом 1952 куб. см и мощностью 42 л. с). На нем опробовали прямой и непрямой впрыск топлива, но в серию автомобиль так и не вышел. Более поздняя модификация середины 50-х Tatra 87 получила 8-цилиндровый мотор Т 603А. Этот 76-сильный двигатель позволил достичь максимальной скорости на уровне 176 км/ч.
Первый чехословацкий автомобиль в Гран-При
Ограничения, установленные руководством страны, обычно не касались спортивных версий автомобилей. Поэтому в Копрживнице почти сразу взялись за конструирование следующей версии на базе Tatraplan. На постройку первого экземпляра ушло около двух месяцев.
Автомобиль получил название 602 Tatraplan Sport. Решетчатая конструкция из стальных труб закрывалась легким дюралюминиевым корпусом. В салоне имелось также пассажирское место, которое при необходимости прикрывалось.
Конструкция оказалась довольно успешной. Чтобы придать ей спортивных качеств, прибегли к нескольким изменениям:
✅ двигатель установили посередине, перед задней осью
✅ четыре карбюратора
✅ трансмиссия с поворотом на 180 градусов
✅ новая трубчатая рама
Все эти манипуляции позволили довести мощность 4-цилиндрового двигателя до 84 л. с. Tatraplan мчался со скоростью до 130 км/ч. И его преимущества подтвердились победой почти во всех соревнованиях, в которых он участвовал. Триумф этих спорткаров особенно проявился в Австрии, во время гонки Internationale Osterreichische Alpenfahrt 1949 года. Самым быстрым там оказался чех Карел Врдловец на новой модели.
25 сентября 1949 года Бруно Сойка (602 Tatraplan Sport) стартовал на городской премиальной гонке Брно, где выиграл в своем классе и стал вторым в общем зачете. Во второй половине дня состоялся Гран-при Чехословакии (по сей день единственная гонка Формулы-1, проводимая в этой стране). Там собралась более чем серьезная компания, в составе Chiron и Farina с Maserati, Cortese с Ferrari. Так что 9-е место Сойки можно смело назвать неплохим успехом.
Двоим в кабине было не очень удобно. Фото: youtube.com
Гран-при Чехословакии 1949 года в Брно стало дебютом «602-й» модели на таком уровне. Он оказался первым чехословацким автомобилем, допущенным к этим соревнованиям. Бруно Сойка показал среднюю скорость в 110 км/ч. Год спустя дуэт Ярослав Павелка / Зденек Сойка (брат Бруно) на таком же автомобиле выиграли 12-часовую гонку в Брно со средней скоростью 99,3 км/ч.
Печальный конец спортивной славы
К сожалению, успешные спорткары разделили судьбу основной модели. В 1951 году Сойка, во время тренировочного заезда на Ecce Homo недалеко от Штернберка, попал в аварию и погиб. Пострадал и сам автомобиль.
Еще один экземпляр спорткара наделили двигателем от Tatra 603. На этом одноместном автомобиле гонщик Йозеф Хованец пытался побить рекорд скорости 1953 года. На первом заезде он разогнался до 210 км/ч, а во втором попал в аварию. Сам водитель остался невредимым, а вот автомобиль полностью сгорел. Так печально завершилась гоночная карьера Tatra 602.
Спорткар 50-х и сегодня вызывает неподдельный интерес. Фото: youtube.com
Правда, в 1987 году гонщик и актер Лужико Мунзара попытался восстановить автомобиль из обгоревшего остова. Потребовалась помощь автомобильного дизайнера Вацлава Крала, который составил оригинальные чертежи спорткара 50-х. В обновленной конструкции корпуса дюраль заменили на листовую сталь. Позже реставратор участвовал в гонках ветеранов, став первым в своей категории на чемпионате Европы 1989 года. Сейчас образец выставлен в Музее спортивных автомобилей Лани. А вот оставшееся шасси автомобиля погибшего Сойки является экспонатом Технического музея Tatra в Копрживниице.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...