Недолгая спортивная слава Tatraplan 602 Sport
912

Недолгая спортивная слава Tatraplan 602 Sport

Чехословацкой компании Tatra сильно не повезло с легковыми автомобилями. Ранее мы уже писали о том, как Tatraplan похоронили непродуманные шаги правительства страны. Печально, но когда повеял ветер перемен, для легкового сектора предприятия это не сулило ничего хорошего. Ведь среди немногочисленных автомобилей Tatra были лишь шикарные модели для правительственных и других государственных нужд.


Пришедший к власти в 1989 году бывший диссидент Вацлав Гавел заявил во всеуслышание, что не намерен ездить на наследии прошлого режима. Для народа это казалось радостным событием, а вот легковые автомобили Tatra должны были попросту остаться за бортом.

Недолгая спортивная слава Tatraplan 602 SportОгромный логотип не оставлял сомнений в том, кто производитель. Фото: youtube.com

Начало этого печального события уходит своими корнями еще в 50-е. Тогда очень перспективную Tatra 600 Tatraplan передали на мощности Skoda, где от нее быстренько избавились. Конкуренты хотели выпускать свою модель «1201», а не представителя чужого бренда. Собранные на этих мощностях Tatraplan оказались ужасного качества. В итоге бракованный транспорт отправился в «альма-матер» – ремонтные мастерские в Копрживнице.

А ведь именно в это время Хазелка и Зикмунд привезли заказ на модель «600» из Южной Америки. Местные дилеры готовы были взять на реализацию 50 тысяч Tatraplan. В Млада-Болеслав от них успешно открестились, а на мощностях Tatra требовалось в первую очередь собирать грузовую модель «111» для народного хозяйства. Делать еще и легковые авто попросту не хватало рабочих рук. Поэтому сборка легкового транспорта на несколько лет прекратилась вовсе.

Через несколько лет ее возобновили, но уже для производства следующей модели Tatra 603. Да и ту поставили на резервные мощности сборочного цеха. А это означало, что если по производству грузовиков – аврал, то до «603-го» ход просто не доходил.

С оригиналом оказалось не так много общего. Фото: youtube.com

Перспективная модель «600» и вовсе осталась в прошлом. И это удивительно, ведь автомобиль не только имел прекрасный коммерческий спрос, но и добился выдающихся результатов в спортивных соревнованиях.

Положительные изменения и отличные параметры


С 854-го экземпляра на Tatra 600 начали устанавливать два карбюратора Solex. Также добавился осевой горизонтальный вентилятор, размещенный над двигателем с клиноременной передачей. Правда стандартная мощность в 52 л. с осталась неизменной. Теперь авто имело:

✅ 4-ступенчатую КПП, расположенную перед двигателем
✅ рычаг переключения под рулем
✅ легкий редуктор трансмиссии (для горных регионов)

Благодаря заднему расположению двигателя автомобиль имел один из самых низких показателей внутрисалонного шума среди чехословацких автомобилей. А по аэродинамике стал и вовсе рекордсменом, показав неимоверные 0,33 (по другим данным – 0,32). Вот как высказался о нем один счастливый обладатель:

«Внутри очень тихо, мотора почти не слышно. Тормоза FERODO очень эффективные. Правда, в них нет особой нужды. После снятия ноги с педали газа, двигатель так сильно тормозил, что нажатия соседней педали уже не требовалось. Вот только на скользкой дороге Tatra 600 требовала повышенного внимания и навыков езды в контролируемом заносе».


Tatra 600 имела все необходимое, чтобы стать прекрасным гоночным авто. Поэтому в конце 40-х заводские инженеры взялись за проектирование спортивной версии автомобиля.

Конструкции, содействовавшие спортивным успехам


Пилотный вариант спорткара заводчане представили в 1949 году. Правда, «первый блин вышел комом», так и не дойдя до спортивной трассы.

Tatraplan Monte Carlo (тип T 601) с алюминиевым кузовом для автомобильных соревнований создан в 1949 году. Двухдверная версия так и не смогла принять участия в знаменитом ралли, которое упоминалось в ее названии.


Причиной стали административные препятствия со стороны организаторов соревнований. Позже этот спорткар использовали для испытания новых двигателей воздушного охлаждения, устанавливаемых на военных джипах (серийно не выпускавшиеся Т 800).

Полностью закрытые задние колеса. Фото: youtube.com

На «601-м» установили двигатель от основной модели (Т 913 с рабочим объемом 1952 куб. см и мощностью 42 л. с). На нем опробовали прямой и непрямой впрыск топлива, но в серию автомобиль так и не вышел. Более поздняя модификация середины 50-х Tatra 87 получила 8-цилиндровый мотор Т 603А. Этот 76-сильный двигатель позволил достичь максимальной скорости на уровне 176 км/ч.

Первый чехословацкий автомобиль в Гран-При


Ограничения, установленные руководством страны, обычно не касались спортивных версий автомобилей. Поэтому в Копрживнице почти сразу взялись за конструирование следующей версии на базе Tatraplan. На постройку первого экземпляра ушло около двух месяцев.

Автомобиль получил название 602 Tatraplan Sport. Решетчатая конструкция из стальных труб закрывалась легким дюралюминиевым корпусом. В салоне имелось также пассажирское место, которое при необходимости прикрывалось.


Конструкция оказалась довольно успешной. Чтобы придать ей спортивных качеств, прибегли к нескольким изменениям:

✅ двигатель установили посередине, перед задней осью
✅ четыре карбюратора
✅ трансмиссия с поворотом на 180 градусов
✅ новая трубчатая рама

Все эти манипуляции позволили довести мощность 4-цилиндрового двигателя до 84 л. с. Tatraplan мчался со скоростью до 130 км/ч. И его преимущества подтвердились победой почти во всех соревнованиях, в которых он участвовал. Триумф этих спорткаров особенно проявился в Австрии, во время гонки Internationale Osterreichische Alpenfahrt 1949 года. Самым быстрым там оказался чех Карел Врдловец на новой модели.

25 сентября 1949 года Бруно Сойка (602 Tatraplan Sport) стартовал на городской премиальной гонке Брно, где выиграл в своем классе и стал вторым в общем зачете. Во второй половине дня состоялся Гран-при Чехословакии (по сей день единственная гонка Формулы-1, проводимая в этой стране). Там собралась более чем серьезная компания, в составе Chiron и Farina с Maserati, Cortese с Ferrari. Так что 9-е место Сойки можно смело назвать неплохим успехом.

Двоим в кабине было не очень удобно. Фото: youtube.com

Гран-при Чехословакии 1949 года в Брно стало дебютом «602-й» модели на таком уровне. Он оказался первым чехословацким автомобилем, допущенным к этим соревнованиям. Бруно Сойка показал среднюю скорость в 110 км/ч. Год спустя дуэт Ярослав Павелка / Зденек Сойка (брат Бруно) на таком же автомобиле выиграли 12-часовую гонку в Брно со средней скоростью 99,3 км/ч.

Печальный конец спортивной славы


К сожалению, успешные спорткары разделили судьбу основной модели. В 1951 году Сойка, во время тренировочного заезда на Ecce Homo недалеко от Штернберка, попал в аварию и погиб. Пострадал и сам автомобиль.

Еще один экземпляр спорткара наделили двигателем от Tatra 603. На этом одноместном автомобиле гонщик Йозеф Хованец пытался побить рекорд скорости 1953 года. На первом заезде он разогнался до 210 км/ч, а во втором попал в аварию. Сам водитель остался невредимым, а вот автомобиль полностью сгорел. Так печально завершилась гоночная карьера Tatra 602.

Спорткар 50-х и сегодня вызывает неподдельный интерес. Фото: youtube.com

Правда, в 1987 году гонщик и актер Лужико Мунзара попытался восстановить автомобиль из обгоревшего остова. Потребовалась помощь автомобильного дизайнера Вацлава Крала, который составил оригинальные чертежи спорткара 50-х. В обновленной конструкции корпуса дюраль заменили на листовую сталь. Позже реставратор участвовал в гонках ветеранов, став первым в своей категории на чемпионате Европы 1989 года. Сейчас образец выставлен в Музее спортивных автомобилей Лани. А вот оставшееся шасси автомобиля погибшего Сойки является экспонатом Технического музея Tatra в Копрживниице.
Ваше мнение о Tatraplan 602 Sport?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас