Маленькая «Акула» El Tiburon, которая смогла удивить своей скоростью
Маленький, легкий и исключительно аэродинамический El Tiburon, что в переводе с испанского означает акула, был новаторским примером американского спортивного автомобиля 1960-х годов. Он демонстрировал отличную производительность без использования огромного и прожорливого V8.
В то время, как практически все спортивные автомобили и версии обычных высокопроизводительных моделей, построенные в Америке, оснащались массивными многолитровыми моторами, автопроизводители в Европе экспериментировали с совершенно иными формулами. Они стремились максимально улучшить характеристики автомобилей, оснащенных небольшими маломощными двигателями, используя легкие шасси и аэродинамически эффективные кузова.
Лучшим примером решения такой задачи стал легендарный Lotus Seven Колина Чепмена. Небольшой и лёгкий двухместный спорткар с открытым верхом, который производился с 1957 по 1972 год. Первоначально в машине использовались 1,2 или 1,3- х литровые четырехцилиндровые двигатели. Такая мощность не мешала модели работать как чистокровный спортивный автомобиль.
Философию Чепмена подхватили другие инженеры и конструкторы, создававшие компактные и легкие автомобили, которые обеспечивали захватывающее вождение с меньшими по мощности моторами и скромным расходом топлива.
Одним из таких «светлых умов» был промышленный дизайнер, житель Тампы (штат Флорида, США) – Генри Ковингтон. Именно он в конце 1950-х годов начал разработку инновационного автомобиля, который, по его мнению, должен был произвести революцию в отрасли. В итоге, к 1960 году родился полностью функциональный прототип.
Ковингтон построил прототип вместе с близким другом и экспертом по стекловолокну Гленном Гамсом. Поскольку целью было создание легкого, обтекаемого и прочного кузова, двое друзей разработали не менее семнадцати отдельных форм, прежде чем окончательная конструкция была завершена.
Кузов, прикрепленный к шасси Renault 4CV, имел длину 405 см, ширину 185,5 см и высоту всего 108 см. Его обтекаемая форма и открывающаяся вверх самолетная крыша сделали прототип более похожим на футуристическую концепцию.
Возможно, самой причудливой особенностью маленького двухместного автомобиля были фары, а если быть точнее – их отсутствие. Когда солнце садилось, водители должны были вынимать фонари из отсека для хранения, расположенного внутри кабины, и вручную устанавливать их на переднюю часть автомобиля.
Названный в честь одного из самых гидродинамически эффективных существ на планете, прототип был оснащен расположенным сзади четырехцилиндровым двигателем Renault с объемом 747 см. куб. и смешной мощностью в 17 л. с. Этот силовой агрегат был выбран потому, что он был достаточно дешевый, и при этом очень надежный. А самым важным аспектом стало то, что с ним было легко работать, даже человеку с ограниченными знаниями в области механики.
Тем не менее, несмотря на скромные параметры мотора, проведенные Ковингтоном первоначальные тесты показали отличный результат. Прототип сумел развить максимальную скорость в 125,5 км/ч. Этот показатель оказался на 30 % больше, чем у Renault 4CV, на котором он устанавливался штатно. Но еще больше впечатляло то, что управлять им было легко и увлекательно, особенно на извилистой дороге.
В течение следующего года Ковингтон и Гамс значительно усовершенствовали конструкцию. Они решили заменить силовую установку на рядный четырехцилиндровый двигатель Ventoux объемом 845 см. куб., которым оснащалась популярная в то время народная малолитражка Renault Dauphine. За счет этого удалось увеличить мощность до 45 л. с., и, соответственно, был достигнут гораздо больший максимальный показатель скорости – 194 км/ч.
Новинка привлекла внимание популярных тогда автомобильных изданий, таких как Hot Rod, Road & Track и Popular Mechanics. Они протестировали «Акулу» и выпустили несколько восторженных статей, в которых высказывали свое восхищение автомобилем в целом, и его дорожными манерами в частности. Реклама сыграла на руку друзьям-изобретателям, и им удалось получить несколько заказов от потенциальных клиентов. В результате было построено еще пять экземпляров El Tiburon с закрытой кабиной.
Воодушевленные успехом Ковингтон и Гамс разработали даже план серийного производства. Они, в том числе, намеревались предложить потенциальным покупателям на выбор несколько вариантов шасси и трансмиссий. Однако, к
сожалению, проекту так и не суждено было сбыться. Причиной тому стала внезапная кончина 38-летнего Ковингтона. Это трагическое событие случилось в начале 1962 года.
Близкий друг и соавтор разработчика El Tiburon не дал остановиться проекту и постарался придать ему новый импульс. Он разработал новую версию родстера, теперь уже со встроенными фарами и обычными дверями, но удача не сложилась и на этот раз. В течение следующих четырех лет было построено всего лишь пять таких экземпляров, и, в конце концов, отсутствие средств и спроса положило конец проекту в 1965 году.
Несмотря на то, что это было слишком экстравагантно и непрактично для массового производства, El Tiburon Ковингтона, в конечном итоге, удалось доказать, что легкому, аэродинамически эффективному спортивному автомобилю не нужен мощный двигатель, чтобы демонстрировать впечатляющие результаты скорости.
К сожалению, уже мало кто помнит историю этого оригинального автомобиля из стеклопластика, который в свое время широко освещался в прессе. Но это не умаляет его достоинств и он однозначно заслуживает того, чтобы о нем вспомнили еще раз. Что мы сегодня и сделали.
В настоящий момент достоверно неизвестно, сколько из одиннадцати «Акул», построенных Ковингтоном и Гамсом, дожили до сегодняшнего дня. Два экземпляра даже встречались на выставках классических автомобилей в последние годы. Это были купе на базе Porsche 356 1961 года выпуска, и родстер на базе Renault 1962 года.
Последний, к слову сказать, принадлежит известному коллекционеру автомобилей из стеклопластика Джеффри Хакеру. Машина, правда, подверглась тщательной реставрации. Она получила новую трансмиссию Renault R10 1971 года и красивую окраску, повторяющую расцветку глубинного хищника. Он был представлен публике в рамках конкурса на острове Амелия в 2013 году. Благодаря этому у нас сегодня есть возможность визуально оценить инновационность решений, предпринятых энтузиастами при создании El Tiburon в далеком 1960 году.
В то время, как практически все спортивные автомобили и версии обычных высокопроизводительных моделей, построенные в Америке, оснащались массивными многолитровыми моторами, автопроизводители в Европе экспериментировали с совершенно иными формулами. Они стремились максимально улучшить характеристики автомобилей, оснащенных небольшими маломощными двигателями, используя легкие шасси и аэродинамически эффективные кузова.
Лучшим примером решения такой задачи стал легендарный Lotus Seven Колина Чепмена. Небольшой и лёгкий двухместный спорткар с открытым верхом, который производился с 1957 по 1972 год. Первоначально в машине использовались 1,2 или 1,3- х литровые четырехцилиндровые двигатели. Такая мощность не мешала модели работать как чистокровный спортивный автомобиль.
Философию Чепмена подхватили другие инженеры и конструкторы, создававшие компактные и легкие автомобили, которые обеспечивали захватывающее вождение с меньшими по мощности моторами и скромным расходом топлива.
Рождение «Акулы»
Одним из таких «светлых умов» был промышленный дизайнер, житель Тампы (штат Флорида, США) – Генри Ковингтон. Именно он в конце 1950-х годов начал разработку инновационного автомобиля, который, по его мнению, должен был произвести революцию в отрасли. В итоге, к 1960 году родился полностью функциональный прототип.
Космический корабль из стеклопластика на колесах
Ковингтон построил прототип вместе с близким другом и экспертом по стекловолокну Гленном Гамсом. Поскольку целью было создание легкого, обтекаемого и прочного кузова, двое друзей разработали не менее семнадцати отдельных форм, прежде чем окончательная конструкция была завершена.
Кузов, прикрепленный к шасси Renault 4CV, имел длину 405 см, ширину 185,5 см и высоту всего 108 см. Его обтекаемая форма и открывающаяся вверх самолетная крыша сделали прототип более похожим на футуристическую концепцию.
В El Tiburon с кабиной фар не было и вовсе – ночью их надо было прикручивать. Фото: YouTube.com
Возможно, самой причудливой особенностью маленького двухместного автомобиля были фары, а если быть точнее – их отсутствие. Когда солнце садилось, водители должны были вынимать фонари из отсека для хранения, расположенного внутри кабины, и вручную устанавливать их на переднюю часть автомобиля.
Силовой агрегат«Акулы»
Названный в честь одного из самых гидродинамически эффективных существ на планете, прототип был оснащен расположенным сзади четырехцилиндровым двигателем Renault с объемом 747 см. куб. и смешной мощностью в 17 л. с. Этот силовой агрегат был выбран потому, что он был достаточно дешевый, и при этом очень надежный. А самым важным аспектом стало то, что с ним было легко работать, даже человеку с ограниченными знаниями в области механики.
Сложно поверить, что такой скромный ДВС был способен разгонять El Tiburon до безумной скорости. Фото: YouTube.com
Тем не менее, несмотря на скромные параметры мотора, проведенные Ковингтоном первоначальные тесты показали отличный результат. Прототип сумел развить максимальную скорость в 125,5 км/ч. Этот показатель оказался на 30 % больше, чем у Renault 4CV, на котором он устанавливался штатно. Но еще больше впечатляло то, что управлять им было легко и увлекательно, особенно на извилистой дороге.
Дальнейшее развитие и планы серийного производства
В течение следующего года Ковингтон и Гамс значительно усовершенствовали конструкцию. Они решили заменить силовую установку на рядный четырехцилиндровый двигатель Ventoux объемом 845 см. куб., которым оснащалась популярная в то время народная малолитражка Renault Dauphine. За счет этого удалось увеличить мощность до 45 л. с., и, соответственно, был достигнут гораздо больший максимальный показатель скорости – 194 км/ч.
Приборная панель El Tiburon незамысловатая, но стильная. Фото: YouTube.com
Новинка привлекла внимание популярных тогда автомобильных изданий, таких как Hot Rod, Road & Track и Popular Mechanics. Они протестировали «Акулу» и выпустили несколько восторженных статей, в которых высказывали свое восхищение автомобилем в целом, и его дорожными манерами в частности. Реклама сыграла на руку друзьям-изобретателям, и им удалось получить несколько заказов от потенциальных клиентов. В результате было построено еще пять экземпляров El Tiburon с закрытой кабиной.
Воодушевленные успехом Ковингтон и Гамс разработали даже план серийного производства. Они, в том числе, намеревались предложить потенциальным покупателям на выбор несколько вариантов шасси и трансмиссий. Однако, к
сожалению, проекту так и не суждено было сбыться. Причиной тому стала внезапная кончина 38-летнего Ковингтона. Это трагическое событие случилось в начале 1962 года.
Близкий друг и соавтор разработчика El Tiburon не дал остановиться проекту и постарался придать ему новый импульс. Он разработал новую версию родстера, теперь уже со встроенными фарами и обычными дверями, но удача не сложилась и на этот раз. В течение следующих четырех лет было построено всего лишь пять таких экземпляров, и, в конце концов, отсутствие средств и спроса положило конец проекту в 1965 году.
Наследие Эль Тибурона в 21 веке
Несмотря на то, что это было слишком экстравагантно и непрактично для массового производства, El Tiburon Ковингтона, в конечном итоге, удалось доказать, что легкому, аэродинамически эффективному спортивному автомобилю не нужен мощный двигатель, чтобы демонстрировать впечатляющие результаты скорости.
К сожалению, уже мало кто помнит историю этого оригинального автомобиля из стеклопластика, который в свое время широко освещался в прессе. Но это не умаляет его достоинств и он однозначно заслуживает того, чтобы о нем вспомнили еще раз. Что мы сегодня и сделали.
Задний свес El Tiburon выглядит так. Фото: YouTube.com
В настоящий момент достоверно неизвестно, сколько из одиннадцати «Акул», построенных Ковингтоном и Гамсом, дожили до сегодняшнего дня. Два экземпляра даже встречались на выставках классических автомобилей в последние годы. Это были купе на базе Porsche 356 1961 года выпуска, и родстер на базе Renault 1962 года.
Последний, к слову сказать, принадлежит известному коллекционеру автомобилей из стеклопластика Джеффри Хакеру. Машина, правда, подверглась тщательной реставрации. Она получила новую трансмиссию Renault R10 1971 года и красивую окраску, повторяющую расцветку глубинного хищника. Он был представлен публике в рамках конкурса на острове Амелия в 2013 году. Благодаря этому у нас сегодня есть возможность визуально оценить инновационность решений, предпринятых энтузиастами при создании El Tiburon в далеком 1960 году.
- Lilu
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...