Маленькая «Акула» El Tiburon, которая смогла удивить своей скоростью
Маленький, легкий и исключительно аэродинамический El Tiburon, что в переводе с испанского означает акула, был новаторским примером американского спортивного автомобиля 1960-х годов. Он демонстрировал отличную производительность без использования огромного и прожорливого V8.
В то время, как практически все спортивные автомобили и версии обычных высокопроизводительных моделей, построенные в Америке, оснащались массивными многолитровыми моторами, автопроизводители в Европе экспериментировали с совершенно иными формулами. Они стремились максимально улучшить характеристики автомобилей, оснащенных небольшими маломощными двигателями, используя легкие шасси и аэродинамически эффективные кузова.
Лучшим примером решения такой задачи стал легендарный Lotus Seven Колина Чепмена. Небольшой и лёгкий двухместный спорткар с открытым верхом, который производился с 1957 по 1972 год. Первоначально в машине использовались 1,2 или 1,3- х литровые четырехцилиндровые двигатели. Такая мощность не мешала модели работать как чистокровный спортивный автомобиль.
Философию Чепмена подхватили другие инженеры и конструкторы, создававшие компактные и легкие автомобили, которые обеспечивали захватывающее вождение с меньшими по мощности моторами и скромным расходом топлива.
Одним из таких «светлых умов» был промышленный дизайнер, житель Тампы (штат Флорида, США) – Генри Ковингтон. Именно он в конце 1950-х годов начал разработку инновационного автомобиля, который, по его мнению, должен был произвести революцию в отрасли. В итоге, к 1960 году родился полностью функциональный прототип.
Ковингтон построил прототип вместе с близким другом и экспертом по стекловолокну Гленном Гамсом. Поскольку целью было создание легкого, обтекаемого и прочного кузова, двое друзей разработали не менее семнадцати отдельных форм, прежде чем окончательная конструкция была завершена.
Кузов, прикрепленный к шасси Renault 4CV, имел длину 405 см, ширину 185,5 см и высоту всего 108 см. Его обтекаемая форма и открывающаяся вверх самолетная крыша сделали прототип более похожим на футуристическую концепцию.
Возможно, самой причудливой особенностью маленького двухместного автомобиля были фары, а если быть точнее – их отсутствие. Когда солнце садилось, водители должны были вынимать фонари из отсека для хранения, расположенного внутри кабины, и вручную устанавливать их на переднюю часть автомобиля.
Названный в честь одного из самых гидродинамически эффективных существ на планете, прототип был оснащен расположенным сзади четырехцилиндровым двигателем Renault с объемом 747 см. куб. и смешной мощностью в 17 л. с. Этот силовой агрегат был выбран потому, что он был достаточно дешевый, и при этом очень надежный. А самым важным аспектом стало то, что с ним было легко работать, даже человеку с ограниченными знаниями в области механики.
Тем не менее, несмотря на скромные параметры мотора, проведенные Ковингтоном первоначальные тесты показали отличный результат. Прототип сумел развить максимальную скорость в 125,5 км/ч. Этот показатель оказался на 30 % больше, чем у Renault 4CV, на котором он устанавливался штатно. Но еще больше впечатляло то, что управлять им было легко и увлекательно, особенно на извилистой дороге.
В течение следующего года Ковингтон и Гамс значительно усовершенствовали конструкцию. Они решили заменить силовую установку на рядный четырехцилиндровый двигатель Ventoux объемом 845 см. куб., которым оснащалась популярная в то время народная малолитражка Renault Dauphine. За счет этого удалось увеличить мощность до 45 л. с., и, соответственно, был достигнут гораздо больший максимальный показатель скорости – 194 км/ч.
Новинка привлекла внимание популярных тогда автомобильных изданий, таких как Hot Rod, Road & Track и Popular Mechanics. Они протестировали «Акулу» и выпустили несколько восторженных статей, в которых высказывали свое восхищение автомобилем в целом, и его дорожными манерами в частности. Реклама сыграла на руку друзьям-изобретателям, и им удалось получить несколько заказов от потенциальных клиентов. В результате было построено еще пять экземпляров El Tiburon с закрытой кабиной.
Воодушевленные успехом Ковингтон и Гамс разработали даже план серийного производства. Они, в том числе, намеревались предложить потенциальным покупателям на выбор несколько вариантов шасси и трансмиссий. Однако, к
сожалению, проекту так и не суждено было сбыться. Причиной тому стала внезапная кончина 38-летнего Ковингтона. Это трагическое событие случилось в начале 1962 года.
Близкий друг и соавтор разработчика El Tiburon не дал остановиться проекту и постарался придать ему новый импульс. Он разработал новую версию родстера, теперь уже со встроенными фарами и обычными дверями, но удача не сложилась и на этот раз. В течение следующих четырех лет было построено всего лишь пять таких экземпляров, и, в конце концов, отсутствие средств и спроса положило конец проекту в 1965 году.
Несмотря на то, что это было слишком экстравагантно и непрактично для массового производства, El Tiburon Ковингтона, в конечном итоге, удалось доказать, что легкому, аэродинамически эффективному спортивному автомобилю не нужен мощный двигатель, чтобы демонстрировать впечатляющие результаты скорости.
К сожалению, уже мало кто помнит историю этого оригинального автомобиля из стеклопластика, который в свое время широко освещался в прессе. Но это не умаляет его достоинств и он однозначно заслуживает того, чтобы о нем вспомнили еще раз. Что мы сегодня и сделали.
В настоящий момент достоверно неизвестно, сколько из одиннадцати «Акул», построенных Ковингтоном и Гамсом, дожили до сегодняшнего дня. Два экземпляра даже встречались на выставках классических автомобилей в последние годы. Это были купе на базе Porsche 356 1961 года выпуска, и родстер на базе Renault 1962 года.
Последний, к слову сказать, принадлежит известному коллекционеру автомобилей из стеклопластика Джеффри Хакеру. Машина, правда, подверглась тщательной реставрации. Она получила новую трансмиссию Renault R10 1971 года и красивую окраску, повторяющую расцветку глубинного хищника. Он был представлен публике в рамках конкурса на острове Амелия в 2013 году. Благодаря этому у нас сегодня есть возможность визуально оценить инновационность решений, предпринятых энтузиастами при создании El Tiburon в далеком 1960 году.
В то время, как практически все спортивные автомобили и версии обычных высокопроизводительных моделей, построенные в Америке, оснащались массивными многолитровыми моторами, автопроизводители в Европе экспериментировали с совершенно иными формулами. Они стремились максимально улучшить характеристики автомобилей, оснащенных небольшими маломощными двигателями, используя легкие шасси и аэродинамически эффективные кузова.
Лучшим примером решения такой задачи стал легендарный Lotus Seven Колина Чепмена. Небольшой и лёгкий двухместный спорткар с открытым верхом, который производился с 1957 по 1972 год. Первоначально в машине использовались 1,2 или 1,3- х литровые четырехцилиндровые двигатели. Такая мощность не мешала модели работать как чистокровный спортивный автомобиль.
Философию Чепмена подхватили другие инженеры и конструкторы, создававшие компактные и легкие автомобили, которые обеспечивали захватывающее вождение с меньшими по мощности моторами и скромным расходом топлива.
Рождение «Акулы»
Одним из таких «светлых умов» был промышленный дизайнер, житель Тампы (штат Флорида, США) – Генри Ковингтон. Именно он в конце 1950-х годов начал разработку инновационного автомобиля, который, по его мнению, должен был произвести революцию в отрасли. В итоге, к 1960 году родился полностью функциональный прототип.
Космический корабль из стеклопластика на колесах
Ковингтон построил прототип вместе с близким другом и экспертом по стекловолокну Гленном Гамсом. Поскольку целью было создание легкого, обтекаемого и прочного кузова, двое друзей разработали не менее семнадцати отдельных форм, прежде чем окончательная конструкция была завершена.
Кузов, прикрепленный к шасси Renault 4CV, имел длину 405 см, ширину 185,5 см и высоту всего 108 см. Его обтекаемая форма и открывающаяся вверх самолетная крыша сделали прототип более похожим на футуристическую концепцию.
В El Tiburon с кабиной фар не было и вовсе – ночью их надо было прикручивать. Фото: YouTube.com
Возможно, самой причудливой особенностью маленького двухместного автомобиля были фары, а если быть точнее – их отсутствие. Когда солнце садилось, водители должны были вынимать фонари из отсека для хранения, расположенного внутри кабины, и вручную устанавливать их на переднюю часть автомобиля.
Силовой агрегат«Акулы»
Названный в честь одного из самых гидродинамически эффективных существ на планете, прототип был оснащен расположенным сзади четырехцилиндровым двигателем Renault с объемом 747 см. куб. и смешной мощностью в 17 л. с. Этот силовой агрегат был выбран потому, что он был достаточно дешевый, и при этом очень надежный. А самым важным аспектом стало то, что с ним было легко работать, даже человеку с ограниченными знаниями в области механики.
Сложно поверить, что такой скромный ДВС был способен разгонять El Tiburon до безумной скорости. Фото: YouTube.com
Тем не менее, несмотря на скромные параметры мотора, проведенные Ковингтоном первоначальные тесты показали отличный результат. Прототип сумел развить максимальную скорость в 125,5 км/ч. Этот показатель оказался на 30 % больше, чем у Renault 4CV, на котором он устанавливался штатно. Но еще больше впечатляло то, что управлять им было легко и увлекательно, особенно на извилистой дороге.
Дальнейшее развитие и планы серийного производства
В течение следующего года Ковингтон и Гамс значительно усовершенствовали конструкцию. Они решили заменить силовую установку на рядный четырехцилиндровый двигатель Ventoux объемом 845 см. куб., которым оснащалась популярная в то время народная малолитражка Renault Dauphine. За счет этого удалось увеличить мощность до 45 л. с., и, соответственно, был достигнут гораздо больший максимальный показатель скорости – 194 км/ч.
Приборная панель El Tiburon незамысловатая, но стильная. Фото: YouTube.com
Новинка привлекла внимание популярных тогда автомобильных изданий, таких как Hot Rod, Road & Track и Popular Mechanics. Они протестировали «Акулу» и выпустили несколько восторженных статей, в которых высказывали свое восхищение автомобилем в целом, и его дорожными манерами в частности. Реклама сыграла на руку друзьям-изобретателям, и им удалось получить несколько заказов от потенциальных клиентов. В результате было построено еще пять экземпляров El Tiburon с закрытой кабиной.
Воодушевленные успехом Ковингтон и Гамс разработали даже план серийного производства. Они, в том числе, намеревались предложить потенциальным покупателям на выбор несколько вариантов шасси и трансмиссий. Однако, к
сожалению, проекту так и не суждено было сбыться. Причиной тому стала внезапная кончина 38-летнего Ковингтона. Это трагическое событие случилось в начале 1962 года.
Близкий друг и соавтор разработчика El Tiburon не дал остановиться проекту и постарался придать ему новый импульс. Он разработал новую версию родстера, теперь уже со встроенными фарами и обычными дверями, но удача не сложилась и на этот раз. В течение следующих четырех лет было построено всего лишь пять таких экземпляров, и, в конце концов, отсутствие средств и спроса положило конец проекту в 1965 году.
Наследие Эль Тибурона в 21 веке
Несмотря на то, что это было слишком экстравагантно и непрактично для массового производства, El Tiburon Ковингтона, в конечном итоге, удалось доказать, что легкому, аэродинамически эффективному спортивному автомобилю не нужен мощный двигатель, чтобы демонстрировать впечатляющие результаты скорости.
К сожалению, уже мало кто помнит историю этого оригинального автомобиля из стеклопластика, который в свое время широко освещался в прессе. Но это не умаляет его достоинств и он однозначно заслуживает того, чтобы о нем вспомнили еще раз. Что мы сегодня и сделали.
Задний свес El Tiburon выглядит так. Фото: YouTube.com
В настоящий момент достоверно неизвестно, сколько из одиннадцати «Акул», построенных Ковингтоном и Гамсом, дожили до сегодняшнего дня. Два экземпляра даже встречались на выставках классических автомобилей в последние годы. Это были купе на базе Porsche 356 1961 года выпуска, и родстер на базе Renault 1962 года.
Последний, к слову сказать, принадлежит известному коллекционеру автомобилей из стеклопластика Джеффри Хакеру. Машина, правда, подверглась тщательной реставрации. Она получила новую трансмиссию Renault R10 1971 года и красивую окраску, повторяющую расцветку глубинного хищника. Он был представлен публике в рамках конкурса на острове Амелия в 2013 году. Благодаря этому у нас сегодня есть возможность визуально оценить инновационность решений, предпринятых энтузиастами при создании El Tiburon в далеком 1960 году.
- Lilu
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...