
Маленькая «Акула» El Tiburon, которая смогла удивить своей скоростью
Маленький, легкий и исключительно аэродинамический El Tiburon, что в переводе с испанского означает акула, был новаторским примером американского спортивного автомобиля 1960-х годов. Он демонстрировал отличную производительность без использования огромного и прожорливого V8.
В то время, как практически все спортивные автомобили и версии обычных высокопроизводительных моделей, построенные в Америке, оснащались массивными многолитровыми моторами, автопроизводители в Европе экспериментировали с совершенно иными формулами. Они стремились максимально улучшить характеристики автомобилей, оснащенных небольшими маломощными двигателями, используя легкие шасси и аэродинамически эффективные кузова.
Лучшим примером решения такой задачи стал легендарный Lotus Seven Колина Чепмена. Небольшой и лёгкий двухместный спорткар с открытым верхом, который производился с 1957 по 1972 год. Первоначально в машине использовались 1,2 или 1,3- х литровые четырехцилиндровые двигатели. Такая мощность не мешала модели работать как чистокровный спортивный автомобиль.
Философию Чепмена подхватили другие инженеры и конструкторы, создававшие компактные и легкие автомобили, которые обеспечивали захватывающее вождение с меньшими по мощности моторами и скромным расходом топлива.
Одним из таких «светлых умов» был промышленный дизайнер, житель Тампы (штат Флорида, США) – Генри Ковингтон. Именно он в конце 1950-х годов начал разработку инновационного автомобиля, который, по его мнению, должен был произвести революцию в отрасли. В итоге, к 1960 году родился полностью функциональный прототип.
Ковингтон построил прототип вместе с близким другом и экспертом по стекловолокну Гленном Гамсом. Поскольку целью было создание легкого, обтекаемого и прочного кузова, двое друзей разработали не менее семнадцати отдельных форм, прежде чем окончательная конструкция была завершена.
Кузов, прикрепленный к шасси Renault 4CV, имел длину 405 см, ширину 185,5 см и высоту всего 108 см. Его обтекаемая форма и открывающаяся вверх самолетная крыша сделали прототип более похожим на футуристическую концепцию.
В El Tiburon с кабиной фар не было и вовсе – ночью их надо было прикручивать. Фото: YouTube.com
Возможно, самой причудливой особенностью маленького двухместного автомобиля были фары, а если быть точнее – их отсутствие. Когда солнце садилось, водители должны были вынимать фонари из отсека для хранения, расположенного внутри кабины, и вручную устанавливать их на переднюю часть автомобиля.
Названный в честь одного из самых гидродинамически эффективных существ на планете, прототип был оснащен расположенным сзади четырехцилиндровым двигателем Renault с объемом 747 см. куб. и смешной мощностью в 17 л. с. Этот силовой агрегат был выбран потому, что он был достаточно дешевый, и при этом очень надежный. А самым важным аспектом стало то, что с ним было легко работать, даже человеку с ограниченными знаниями в области механики.
Сложно поверить, что такой скромный ДВС был способен разгонять El Tiburon до безумной скорости. Фото: YouTube.com
Тем не менее, несмотря на скромные параметры мотора, проведенные Ковингтоном первоначальные тесты показали отличный результат. Прототип сумел развить максимальную скорость в 125,5 км/ч. Этот показатель оказался на 30 % больше, чем у Renault 4CV, на котором он устанавливался штатно. Но еще больше впечатляло то, что управлять им было легко и увлекательно, особенно на извилистой дороге.
В течение следующего года Ковингтон и Гамс значительно усовершенствовали конструкцию. Они решили заменить силовую установку на рядный четырехцилиндровый двигатель Ventoux объемом 845 см. куб., которым оснащалась популярная в то время народная малолитражка Renault Dauphine. За счет этого удалось увеличить мощность до 45 л. с., и, соответственно, был достигнут гораздо больший максимальный показатель скорости – 194 км/ч.
Приборная панель El Tiburon незамысловатая, но стильная. Фото: YouTube.com
Новинка привлекла внимание популярных тогда автомобильных изданий, таких как Hot Rod, Road & Track и Popular Mechanics. Они протестировали «Акулу» и выпустили несколько восторженных статей, в которых высказывали свое восхищение автомобилем в целом, и его дорожными манерами в частности. Реклама сыграла на руку друзьям-изобретателям, и им удалось получить несколько заказов от потенциальных клиентов. В результате было построено еще пять экземпляров El Tiburon с закрытой кабиной.
Воодушевленные успехом Ковингтон и Гамс разработали даже план серийного производства. Они, в том числе, намеревались предложить потенциальным покупателям на выбор несколько вариантов шасси и трансмиссий. Однако, к
сожалению, проекту так и не суждено было сбыться. Причиной тому стала внезапная кончина 38-летнего Ковингтона. Это трагическое событие случилось в начале 1962 года.
Близкий друг и соавтор разработчика El Tiburon не дал остановиться проекту и постарался придать ему новый импульс. Он разработал новую версию родстера, теперь уже со встроенными фарами и обычными дверями, но удача не сложилась и на этот раз. В течение следующих четырех лет было построено всего лишь пять таких экземпляров, и, в конце концов, отсутствие средств и спроса положило конец проекту в 1965 году.
Несмотря на то, что это было слишком экстравагантно и непрактично для массового производства, El Tiburon Ковингтона, в конечном итоге, удалось доказать, что легкому, аэродинамически эффективному спортивному автомобилю не нужен мощный двигатель, чтобы демонстрировать впечатляющие результаты скорости.
К сожалению, уже мало кто помнит историю этого оригинального автомобиля из стеклопластика, который в свое время широко освещался в прессе. Но это не умаляет его достоинств и он однозначно заслуживает того, чтобы о нем вспомнили еще раз. Что мы сегодня и сделали.
Задний свес El Tiburon выглядит так. Фото: YouTube.com
В настоящий момент достоверно неизвестно, сколько из одиннадцати «Акул», построенных Ковингтоном и Гамсом, дожили до сегодняшнего дня. Два экземпляра даже встречались на выставках классических автомобилей в последние годы. Это были купе на базе Porsche 356 1961 года выпуска, и родстер на базе Renault 1962 года.
Последний, к слову сказать, принадлежит известному коллекционеру автомобилей из стеклопластика Джеффри Хакеру. Машина, правда, подверглась тщательной реставрации. Она получила новую трансмиссию Renault R10 1971 года и красивую окраску, повторяющую расцветку глубинного хищника. Он был представлен публике в рамках конкурса на острове Амелия в 2013 году. Благодаря этому у нас сегодня есть возможность визуально оценить инновационность решений, предпринятых энтузиастами при создании El Tiburon в далеком 1960 году.
В то время, как практически все спортивные автомобили и версии обычных высокопроизводительных моделей, построенные в Америке, оснащались массивными многолитровыми моторами, автопроизводители в Европе экспериментировали с совершенно иными формулами. Они стремились максимально улучшить характеристики автомобилей, оснащенных небольшими маломощными двигателями, используя легкие шасси и аэродинамически эффективные кузова.
Лучшим примером решения такой задачи стал легендарный Lotus Seven Колина Чепмена. Небольшой и лёгкий двухместный спорткар с открытым верхом, который производился с 1957 по 1972 год. Первоначально в машине использовались 1,2 или 1,3- х литровые четырехцилиндровые двигатели. Такая мощность не мешала модели работать как чистокровный спортивный автомобиль.
Философию Чепмена подхватили другие инженеры и конструкторы, создававшие компактные и легкие автомобили, которые обеспечивали захватывающее вождение с меньшими по мощности моторами и скромным расходом топлива.
Рождение «Акулы»
Одним из таких «светлых умов» был промышленный дизайнер, житель Тампы (штат Флорида, США) – Генри Ковингтон. Именно он в конце 1950-х годов начал разработку инновационного автомобиля, который, по его мнению, должен был произвести революцию в отрасли. В итоге, к 1960 году родился полностью функциональный прототип.
Космический корабль из стеклопластика на колесах
Ковингтон построил прототип вместе с близким другом и экспертом по стекловолокну Гленном Гамсом. Поскольку целью было создание легкого, обтекаемого и прочного кузова, двое друзей разработали не менее семнадцати отдельных форм, прежде чем окончательная конструкция была завершена.
Кузов, прикрепленный к шасси Renault 4CV, имел длину 405 см, ширину 185,5 см и высоту всего 108 см. Его обтекаемая форма и открывающаяся вверх самолетная крыша сделали прототип более похожим на футуристическую концепцию.

Возможно, самой причудливой особенностью маленького двухместного автомобиля были фары, а если быть точнее – их отсутствие. Когда солнце садилось, водители должны были вынимать фонари из отсека для хранения, расположенного внутри кабины, и вручную устанавливать их на переднюю часть автомобиля.
Силовой агрегат«Акулы»
Названный в честь одного из самых гидродинамически эффективных существ на планете, прототип был оснащен расположенным сзади четырехцилиндровым двигателем Renault с объемом 747 см. куб. и смешной мощностью в 17 л. с. Этот силовой агрегат был выбран потому, что он был достаточно дешевый, и при этом очень надежный. А самым важным аспектом стало то, что с ним было легко работать, даже человеку с ограниченными знаниями в области механики.

Тем не менее, несмотря на скромные параметры мотора, проведенные Ковингтоном первоначальные тесты показали отличный результат. Прототип сумел развить максимальную скорость в 125,5 км/ч. Этот показатель оказался на 30 % больше, чем у Renault 4CV, на котором он устанавливался штатно. Но еще больше впечатляло то, что управлять им было легко и увлекательно, особенно на извилистой дороге.
Дальнейшее развитие и планы серийного производства
В течение следующего года Ковингтон и Гамс значительно усовершенствовали конструкцию. Они решили заменить силовую установку на рядный четырехцилиндровый двигатель Ventoux объемом 845 см. куб., которым оснащалась популярная в то время народная малолитражка Renault Dauphine. За счет этого удалось увеличить мощность до 45 л. с., и, соответственно, был достигнут гораздо больший максимальный показатель скорости – 194 км/ч.

Новинка привлекла внимание популярных тогда автомобильных изданий, таких как Hot Rod, Road & Track и Popular Mechanics. Они протестировали «Акулу» и выпустили несколько восторженных статей, в которых высказывали свое восхищение автомобилем в целом, и его дорожными манерами в частности. Реклама сыграла на руку друзьям-изобретателям, и им удалось получить несколько заказов от потенциальных клиентов. В результате было построено еще пять экземпляров El Tiburon с закрытой кабиной.
Воодушевленные успехом Ковингтон и Гамс разработали даже план серийного производства. Они, в том числе, намеревались предложить потенциальным покупателям на выбор несколько вариантов шасси и трансмиссий. Однако, к
сожалению, проекту так и не суждено было сбыться. Причиной тому стала внезапная кончина 38-летнего Ковингтона. Это трагическое событие случилось в начале 1962 года.
Близкий друг и соавтор разработчика El Tiburon не дал остановиться проекту и постарался придать ему новый импульс. Он разработал новую версию родстера, теперь уже со встроенными фарами и обычными дверями, но удача не сложилась и на этот раз. В течение следующих четырех лет было построено всего лишь пять таких экземпляров, и, в конце концов, отсутствие средств и спроса положило конец проекту в 1965 году.
Наследие Эль Тибурона в 21 веке
Несмотря на то, что это было слишком экстравагантно и непрактично для массового производства, El Tiburon Ковингтона, в конечном итоге, удалось доказать, что легкому, аэродинамически эффективному спортивному автомобилю не нужен мощный двигатель, чтобы демонстрировать впечатляющие результаты скорости.
К сожалению, уже мало кто помнит историю этого оригинального автомобиля из стеклопластика, который в свое время широко освещался в прессе. Но это не умаляет его достоинств и он однозначно заслуживает того, чтобы о нем вспомнили еще раз. Что мы сегодня и сделали.

В настоящий момент достоверно неизвестно, сколько из одиннадцати «Акул», построенных Ковингтоном и Гамсом, дожили до сегодняшнего дня. Два экземпляра даже встречались на выставках классических автомобилей в последние годы. Это были купе на базе Porsche 356 1961 года выпуска, и родстер на базе Renault 1962 года.
Последний, к слову сказать, принадлежит известному коллекционеру автомобилей из стеклопластика Джеффри Хакеру. Машина, правда, подверглась тщательной реставрации. Она получила новую трансмиссию Renault R10 1971 года и красивую окраску, повторяющую расцветку глубинного хищника. Он был представлен публике в рамках конкурса на острове Амелия в 2013 году. Благодаря этому у нас сегодня есть возможность визуально оценить инновационность решений, предпринятых энтузиастами при создании El Tiburon в далеком 1960 году.
- Lilu
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...