Была ли «Ока» возрождением «горбатого» «Запорожца»: сравнение моделей
2 825

Была ли «Ока» возрождением «горбатого» «Запорожца»: сравнение моделей

Казалось бы, раз есть народ, должен быть и «народный автомобиль». Так и появился немецкий «Фольксваген». Подобный подход со временем показали и французы, и итальянцы. Продвинутые в автомобильном отношении государства создали модели компактных и доступных по цене для широких слоев населения автомобили.


Цель, ставившаяся изначально: помочь, практически, любому гражданину получить собственные «колеса». Если у него, конечно, имеется для этого желание. В Советском Союзе основная часть населения имела довольно низкий уровень доходов, поэтому потребность в таком транспортном средстве отсутствовала. До поры – до времени.

Была ли «Ока» возрождением «горбатого» «Запорожца»: сравнение моделейЗа шесть десятилетий его дизайн сильно устарел. Фото: youtube.com

После разрушительной войны уровень жизни советских граждан оставлял желать лучшего. Неимоверные усилия всего народа ожидаемо привели и невиданным ранее темпам роста экономики, рос и достаток граждан. На этом фоне вполне закономерно выглядело появление доступного личного транспорта.

Поэтому во второй половине 50-х начались инженерные работы над «автомобилем для простого советского человека». За основу взяли итальянский «Фиат-600». Проект поручили столичному МЗМА. А вот в серию новое авто вышло уже на совсем других мощностях.

Как «народный» стал «горбатым»


В 1960-м три прототипа будущих ЗАЗ-965 приняли участие в запорожской первомайской демонстрации. Они были еще довольно сырыми и по дизайну заметно отличались от будущих серийных моделей.

Первая партия вышла в 1961 году, а вот спустя два года автомобиль ждала всесоюзная слава.


Нет, он не стал повсеместно востребованным. Просто в 1963 году на экраны вышла картина «Два плюс три» с молодым Андреем Мироновым и другими известными советскими актерами. А вот в качестве транспортного средства двух главных героинь выступил именно «первенец» Запорожского автозавода. Кстати, в первый год проката фильм посмотрели более 35 миллионов советских граждан.

Со временем к основной модели завода добавился ряд модификаций:

✅ экспортная («Ялта»)
✅ инвалидная (с ручным управлением)
✅ пикап (для внутреннего использования)
✅ почтовая (с правым рулем)

Параллельно с внедрением автомобиля в широкие массы шел рост их общего благосостояния. Некоторые советские люди в 70-х стали стремиться к большему комфорту, появились доморощенные нувориши. В такой обстановке на некогда необходимый миниатюрный транспорт стали посматривать свысока, как и на его владельцев. Их даже считали неудачниками и низшей водительской кастой. Сам автомобиль за своеобразный дизайн крыши и вовсе прозвали «горбатым».

Двигатель сзади – еще одно отличие ЗАЗ-965. Фото: youtube.com

Такой подход привел к тому, что на запорожском предприятии стали готовиться к выпуску полноценного автомобиля, но с маломощным, 40-сильным двигателем. Со временем эти планы воплотили в жизнь как модели ЗАЗ-966 и 968. Хотя до конца 60-х завод выпустил более 300 тысяч «горбатых», в новое десятилетие «Коммунар» вошел уже без ЗАЗ-965.

Советский автопром развивался дальше, а вот потребность в компактном автомобильчике вновь дала о себе знать. Вдруг к «малышу», на которого смотрели свысока, начали испытывать ностальгические чувства. Даже его обидное прозвище теперь звучало мягко и с печалью в голосе.

«Ока» как продолжатель традиций «горбатого»


К проектированию нового малогабаритного автомобиля подключился флагман советского автопрома Волжский автозавод. Причем, планы по созданию такой модели появились на самых ранних этапах существования предприятия. К концу 1971 года автозавод уже представил первый опытный образец, полтора десятилетия спустя вылившийся в ВАЗ-1111.

Дольше всего ее выпускали в Серпухове. Фото: youtube.com

Главной общей чертой с ЗАЗ-965 у него оказалась невероятно «сырая» конструкция с множеством недоработок. Учитывая то, что предстоящий автомобиль относился к классу микролитражек, он вполне мог стать достойной заменой угловатой «инвалидки» СМЗ С-3Д.

Именно поэтому со временем к его разработкам присоединился и Серпуховский завод. На этом предприятии в 1982 году появился опытный образец СМЗ-1101.


Серийное производство, стартовавшее в 1988 году включало в себя уже целый ряд предприятий-изготовителей:

✅ ВАЗ
✅ КамАЗ («Кама»)
✅ СеАЗ («Ока»)

Последние в основном занимались выпуском моделей для людей с ограниченными возможностями. А вот первые два предприятия собирали микролитражки для широкого круга потребителей. Что ж, самое время провести ряд сравнений между двумя самыми компактными автомобилями Советского Союза.

Что общего у ЗАЗ-965 и «Оки»?


Первая общая черта, уже упомянутая не раз: скромные размеры. Попробуем провести сравнение ВАЗ-1111 и «горбатого» (данные в скобках):

✅ длина – 3200 (3300) мм
✅ ширина – 1420 (1395) мм
✅ высота – 1400 (1450) мм
✅ рабочий объем двигателя – 649 (746) куб. см
✅ мощность – 29,3 (23) л. с
✅ максимальная скорость – 120 (90) км/ч
✅ полная масса – 975 (965) кг

Как вы сами видите, основная разница заключается в скоростных характеристиках, которые у «Оки» на треть выше. Но, не будем забывать, что она и появилась на два с половиной десятилетия позже. Все остальные основные показатели – примерно на одном уровне. Даже расход топлива у обеих моделей при смешанном цикле езды колебался на уровне чуть ниже 7 л / 100 км.

12-дюймовые колеса ( у ЗАЗ-965 – 13 дюймов). Фото: youtube.com

Еще одной схожестью двух автомобилей можно назвать тот факт, что в течение всего периода своего производства они являлись самыми малогабаритными моделями отечественного автопрома. А также – маломощными и самыми доступными по цене. Но имеются у них и кардинальные отличия, о которых мы поговорим чуть ниже.

Отличие «Оки» и первого «Запорожца»


Самым основным различием двух компактных автомобилей я назвал бы внешний дизайн. Конечно, 25 лет – огромный срок для перемен во внешности автомобиля. Все же ВАЗ-1111 и сегодня смотрится более-менее. А вот дизайн ЗАЗ-965 откровенно архаичен. Я понимаю, что легенда и все такое. Более того, рукастые любители и поклонники сегодня так преображают модель с 60-летней историей, что «мама родная не узнает». Но, факт – вещь упрямая и дизайн конца пятого десятилетия прошлого века явно веет духом того времени.

Еще одной неравнозначностью я могу назвать отношение автомобильного сообщества. Несмотря на то, что в свое время над «горбатым» посмеивались и смотрели свысока, сегодня все по-другому. Для многих он – четырехколесный символ прошлого. Который, соответственно, хочется хранить и лелеять. А вот «Ока» стала символом перестройки, которая бездарно ушла в никуда. Наверное, поэтому и отношение к ней совсем не такое теплое.

Половинка «восьмерки» (у «горбатого» – собственный агрегат). Фото: youtube.com

Самым лучшим подтверждением вышесказанного станет сравнение цен на автомобильном рынке. Напомним, что автомобили, собиравшиеся ведущим предприятием страны, минимум, на 25 лет моложе. В то время как их оппонент (выпускавшийся, скажем честно, на провинциальном автозаводе), не только старше, но и внешне не очень. Так вот, несмотря на все это, цены на «Оку» стартуют от 20 тыс. рублей, в то время как на советскую легенду – в 5 раз выше. Тут уж, как говорится, комментарии излишни.

Все же остался последний вопрос: можно ли считать «Оку» преемником ЗАЗ-965? Параметры и предпосылки показывают, что по духу – однозначно, да. Но разница в предприятиях-изготовителях, конструкции и времени появления говорит о том, что это – просто модели-одноклассники, имеющие больше различий чем схожести. Хотя, может быть, кто-то и не согласится с моими выводами.
А для вас «Ока» – продолжение истории «горбатого» или нет?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....