Была ли «Ока» возрождением «горбатого» «Запорожца»: сравнение моделей
Казалось бы, раз есть народ, должен быть и «народный автомобиль». Так и появился немецкий «Фольксваген». Подобный подход со временем показали и французы, и итальянцы. Продвинутые в автомобильном отношении государства создали модели компактных и доступных по цене для широких слоев населения автомобили.
Цель, ставившаяся изначально: помочь, практически, любому гражданину получить собственные «колеса». Если у него, конечно, имеется для этого желание. В Советском Союзе основная часть населения имела довольно низкий уровень доходов, поэтому потребность в таком транспортном средстве отсутствовала. До поры – до времени.
После разрушительной войны уровень жизни советских граждан оставлял желать лучшего. Неимоверные усилия всего народа ожидаемо привели и невиданным ранее темпам роста экономики, рос и достаток граждан. На этом фоне вполне закономерно выглядело появление доступного личного транспорта.
Поэтому во второй половине 50-х начались инженерные работы над «автомобилем для простого советского человека». За основу взяли итальянский «Фиат-600». Проект поручили столичному МЗМА. А вот в серию новое авто вышло уже на совсем других мощностях.
В 1960-м три прототипа будущих ЗАЗ-965 приняли участие в запорожской первомайской демонстрации. Они были еще довольно сырыми и по дизайну заметно отличались от будущих серийных моделей.
Нет, он не стал повсеместно востребованным. Просто в 1963 году на экраны вышла картина «Два плюс три» с молодым Андреем Мироновым и другими известными советскими актерами. А вот в качестве транспортного средства двух главных героинь выступил именно «первенец» Запорожского автозавода. Кстати, в первый год проката фильм посмотрели более 35 миллионов советских граждан.
Со временем к основной модели завода добавился ряд модификаций:
✅ экспортная («Ялта»)
✅ инвалидная (с ручным управлением)
✅ пикап (для внутреннего использования)
✅ почтовая (с правым рулем)
Параллельно с внедрением автомобиля в широкие массы шел рост их общего благосостояния. Некоторые советские люди в 70-х стали стремиться к большему комфорту, появились доморощенные нувориши. В такой обстановке на некогда необходимый миниатюрный транспорт стали посматривать свысока, как и на его владельцев. Их даже считали неудачниками и низшей водительской кастой. Сам автомобиль за своеобразный дизайн крыши и вовсе прозвали «горбатым».
Такой подход привел к тому, что на запорожском предприятии стали готовиться к выпуску полноценного автомобиля, но с маломощным, 40-сильным двигателем. Со временем эти планы воплотили в жизнь как модели ЗАЗ-966 и 968. Хотя до конца 60-х завод выпустил более 300 тысяч «горбатых», в новое десятилетие «Коммунар» вошел уже без ЗАЗ-965.
Советский автопром развивался дальше, а вот потребность в компактном автомобильчике вновь дала о себе знать. Вдруг к «малышу», на которого смотрели свысока, начали испытывать ностальгические чувства. Даже его обидное прозвище теперь звучало мягко и с печалью в голосе.
К проектированию нового малогабаритного автомобиля подключился флагман советского автопрома Волжский автозавод. Причем, планы по созданию такой модели появились на самых ранних этапах существования предприятия. К концу 1971 года автозавод уже представил первый опытный образец, полтора десятилетия спустя вылившийся в ВАЗ-1111.
Главной общей чертой с ЗАЗ-965 у него оказалась невероятно «сырая» конструкция с множеством недоработок. Учитывая то, что предстоящий автомобиль относился к классу микролитражек, он вполне мог стать достойной заменой угловатой «инвалидки» СМЗ С-3Д.
Серийное производство, стартовавшее в 1988 году включало в себя уже целый ряд предприятий-изготовителей:
✅ ВАЗ
✅ КамАЗ («Кама»)
✅ СеАЗ («Ока»)
Последние в основном занимались выпуском моделей для людей с ограниченными возможностями. А вот первые два предприятия собирали микролитражки для широкого круга потребителей. Что ж, самое время провести ряд сравнений между двумя самыми компактными автомобилями Советского Союза.
Первая общая черта, уже упомянутая не раз: скромные размеры. Попробуем провести сравнение ВАЗ-1111 и «горбатого» (данные в скобках):
✅ длина – 3200 (3300) мм
✅ ширина – 1420 (1395) мм
✅ высота – 1400 (1450) мм
✅ рабочий объем двигателя – 649 (746) куб. см
✅ мощность – 29,3 (23) л. с
✅ максимальная скорость – 120 (90) км/ч
✅ полная масса – 975 (965) кг
Как вы сами видите, основная разница заключается в скоростных характеристиках, которые у «Оки» на треть выше. Но, не будем забывать, что она и появилась на два с половиной десятилетия позже. Все остальные основные показатели – примерно на одном уровне. Даже расход топлива у обеих моделей при смешанном цикле езды колебался на уровне чуть ниже 7 л / 100 км.
Еще одной схожестью двух автомобилей можно назвать тот факт, что в течение всего периода своего производства они являлись самыми малогабаритными моделями отечественного автопрома. А также – маломощными и самыми доступными по цене. Но имеются у них и кардинальные отличия, о которых мы поговорим чуть ниже.
Самым основным различием двух компактных автомобилей я назвал бы внешний дизайн. Конечно, 25 лет – огромный срок для перемен во внешности автомобиля. Все же ВАЗ-1111 и сегодня смотрится более-менее. А вот дизайн ЗАЗ-965 откровенно архаичен. Я понимаю, что легенда и все такое. Более того, рукастые любители и поклонники сегодня так преображают модель с 60-летней историей, что «мама родная не узнает». Но, факт – вещь упрямая и дизайн конца пятого десятилетия прошлого века явно веет духом того времени.
Еще одной неравнозначностью я могу назвать отношение автомобильного сообщества. Несмотря на то, что в свое время над «горбатым» посмеивались и смотрели свысока, сегодня все по-другому. Для многих он – четырехколесный символ прошлого. Который, соответственно, хочется хранить и лелеять. А вот «Ока» стала символом перестройки, которая бездарно ушла в никуда. Наверное, поэтому и отношение к ней совсем не такое теплое.
Самым лучшим подтверждением вышесказанного станет сравнение цен на автомобильном рынке. Напомним, что автомобили, собиравшиеся ведущим предприятием страны, минимум, на 25 лет моложе. В то время как их оппонент (выпускавшийся, скажем честно, на провинциальном автозаводе), не только старше, но и внешне не очень. Так вот, несмотря на все это, цены на «Оку» стартуют от 20 тыс. рублей, в то время как на советскую легенду – в 5 раз выше. Тут уж, как говорится, комментарии излишни.
Все же остался последний вопрос: можно ли считать «Оку» преемником ЗАЗ-965? Параметры и предпосылки показывают, что по духу – однозначно, да. Но разница в предприятиях-изготовителях, конструкции и времени появления говорит о том, что это – просто модели-одноклассники, имеющие больше различий чем схожести. Хотя, может быть, кто-то и не согласится с моими выводами.
Цель, ставившаяся изначально: помочь, практически, любому гражданину получить собственные «колеса». Если у него, конечно, имеется для этого желание. В Советском Союзе основная часть населения имела довольно низкий уровень доходов, поэтому потребность в таком транспортном средстве отсутствовала. До поры – до времени.
За шесть десятилетий его дизайн сильно устарел. Фото: youtube.com
После разрушительной войны уровень жизни советских граждан оставлял желать лучшего. Неимоверные усилия всего народа ожидаемо привели и невиданным ранее темпам роста экономики, рос и достаток граждан. На этом фоне вполне закономерно выглядело появление доступного личного транспорта.
Поэтому во второй половине 50-х начались инженерные работы над «автомобилем для простого советского человека». За основу взяли итальянский «Фиат-600». Проект поручили столичному МЗМА. А вот в серию новое авто вышло уже на совсем других мощностях.
Как «народный» стал «горбатым»
В 1960-м три прототипа будущих ЗАЗ-965 приняли участие в запорожской первомайской демонстрации. Они были еще довольно сырыми и по дизайну заметно отличались от будущих серийных моделей.
Первая партия вышла в 1961 году, а вот спустя два года автомобиль ждала всесоюзная слава.
Нет, он не стал повсеместно востребованным. Просто в 1963 году на экраны вышла картина «Два плюс три» с молодым Андреем Мироновым и другими известными советскими актерами. А вот в качестве транспортного средства двух главных героинь выступил именно «первенец» Запорожского автозавода. Кстати, в первый год проката фильм посмотрели более 35 миллионов советских граждан.
Со временем к основной модели завода добавился ряд модификаций:
✅ экспортная («Ялта»)
✅ инвалидная (с ручным управлением)
✅ пикап (для внутреннего использования)
✅ почтовая (с правым рулем)
Параллельно с внедрением автомобиля в широкие массы шел рост их общего благосостояния. Некоторые советские люди в 70-х стали стремиться к большему комфорту, появились доморощенные нувориши. В такой обстановке на некогда необходимый миниатюрный транспорт стали посматривать свысока, как и на его владельцев. Их даже считали неудачниками и низшей водительской кастой. Сам автомобиль за своеобразный дизайн крыши и вовсе прозвали «горбатым».
Двигатель сзади – еще одно отличие ЗАЗ-965. Фото: youtube.com
Такой подход привел к тому, что на запорожском предприятии стали готовиться к выпуску полноценного автомобиля, но с маломощным, 40-сильным двигателем. Со временем эти планы воплотили в жизнь как модели ЗАЗ-966 и 968. Хотя до конца 60-х завод выпустил более 300 тысяч «горбатых», в новое десятилетие «Коммунар» вошел уже без ЗАЗ-965.
Советский автопром развивался дальше, а вот потребность в компактном автомобильчике вновь дала о себе знать. Вдруг к «малышу», на которого смотрели свысока, начали испытывать ностальгические чувства. Даже его обидное прозвище теперь звучало мягко и с печалью в голосе.
«Ока» как продолжатель традиций «горбатого»
К проектированию нового малогабаритного автомобиля подключился флагман советского автопрома Волжский автозавод. Причем, планы по созданию такой модели появились на самых ранних этапах существования предприятия. К концу 1971 года автозавод уже представил первый опытный образец, полтора десятилетия спустя вылившийся в ВАЗ-1111.
Дольше всего ее выпускали в Серпухове. Фото: youtube.com
Главной общей чертой с ЗАЗ-965 у него оказалась невероятно «сырая» конструкция с множеством недоработок. Учитывая то, что предстоящий автомобиль относился к классу микролитражек, он вполне мог стать достойной заменой угловатой «инвалидки» СМЗ С-3Д.
Именно поэтому со временем к его разработкам присоединился и Серпуховский завод. На этом предприятии в 1982 году появился опытный образец СМЗ-1101.
Серийное производство, стартовавшее в 1988 году включало в себя уже целый ряд предприятий-изготовителей:
✅ ВАЗ
✅ КамАЗ («Кама»)
✅ СеАЗ («Ока»)
Последние в основном занимались выпуском моделей для людей с ограниченными возможностями. А вот первые два предприятия собирали микролитражки для широкого круга потребителей. Что ж, самое время провести ряд сравнений между двумя самыми компактными автомобилями Советского Союза.
Что общего у ЗАЗ-965 и «Оки»?
Первая общая черта, уже упомянутая не раз: скромные размеры. Попробуем провести сравнение ВАЗ-1111 и «горбатого» (данные в скобках):
✅ длина – 3200 (3300) мм
✅ ширина – 1420 (1395) мм
✅ высота – 1400 (1450) мм
✅ рабочий объем двигателя – 649 (746) куб. см
✅ мощность – 29,3 (23) л. с
✅ максимальная скорость – 120 (90) км/ч
✅ полная масса – 975 (965) кг
Как вы сами видите, основная разница заключается в скоростных характеристиках, которые у «Оки» на треть выше. Но, не будем забывать, что она и появилась на два с половиной десятилетия позже. Все остальные основные показатели – примерно на одном уровне. Даже расход топлива у обеих моделей при смешанном цикле езды колебался на уровне чуть ниже 7 л / 100 км.
12-дюймовые колеса ( у ЗАЗ-965 – 13 дюймов). Фото: youtube.com
Еще одной схожестью двух автомобилей можно назвать тот факт, что в течение всего периода своего производства они являлись самыми малогабаритными моделями отечественного автопрома. А также – маломощными и самыми доступными по цене. Но имеются у них и кардинальные отличия, о которых мы поговорим чуть ниже.
Отличие «Оки» и первого «Запорожца»
Самым основным различием двух компактных автомобилей я назвал бы внешний дизайн. Конечно, 25 лет – огромный срок для перемен во внешности автомобиля. Все же ВАЗ-1111 и сегодня смотрится более-менее. А вот дизайн ЗАЗ-965 откровенно архаичен. Я понимаю, что легенда и все такое. Более того, рукастые любители и поклонники сегодня так преображают модель с 60-летней историей, что «мама родная не узнает». Но, факт – вещь упрямая и дизайн конца пятого десятилетия прошлого века явно веет духом того времени.
Еще одной неравнозначностью я могу назвать отношение автомобильного сообщества. Несмотря на то, что в свое время над «горбатым» посмеивались и смотрели свысока, сегодня все по-другому. Для многих он – четырехколесный символ прошлого. Который, соответственно, хочется хранить и лелеять. А вот «Ока» стала символом перестройки, которая бездарно ушла в никуда. Наверное, поэтому и отношение к ней совсем не такое теплое.
Половинка «восьмерки» (у «горбатого» – собственный агрегат). Фото: youtube.com
Самым лучшим подтверждением вышесказанного станет сравнение цен на автомобильном рынке. Напомним, что автомобили, собиравшиеся ведущим предприятием страны, минимум, на 25 лет моложе. В то время как их оппонент (выпускавшийся, скажем честно, на провинциальном автозаводе), не только старше, но и внешне не очень. Так вот, несмотря на все это, цены на «Оку» стартуют от 20 тыс. рублей, в то время как на советскую легенду – в 5 раз выше. Тут уж, как говорится, комментарии излишни.
Все же остался последний вопрос: можно ли считать «Оку» преемником ЗАЗ-965? Параметры и предпосылки показывают, что по духу – однозначно, да. Но разница в предприятиях-изготовителях, конструкции и времени появления говорит о том, что это – просто модели-одноклассники, имеющие больше различий чем схожести. Хотя, может быть, кто-то и не согласится с моими выводами.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....