Легковая Tatra 600 Tatraplan, успешная история которого оборвалась внезапно
Сегодня марка Tatra в умах большинства ассоциируется с надежными и мощными грузовиками. Но так было не всегда. Более того, если бы Чехословакия с 1948 года не встала на рельсы плановой экономики, мы смогли увидеть немало интересных моделей легковой техники от этого производителя. Но история не приемлет сослагательного наклонения, поэтому остается лишь вспоминать те немногие образцы отличных легковушек, произведенных заводом Tatra.
В послевоенные годы предприятие в Копрживнице еще продолжало выпуск не только грузовых, но и легковых автомобилей. Их техника прекрасно зарекомендовала себя в тяжелых полевых условия по обе стороны фронта. Не менее интересными оказались и образцы легкового транспорта.
Уже в конце 40-х завод представил новинку, являвшуюся продолжением воплощения аэродинамических качеств. Но, из-за резкой смены политического курса, в производстве она продержалась всего несколько лет, до начала 1952 года. Да, новое коммунистическое правительство, появившееся в стране в 1948 году, теперь контролировало все отрасли народного хозяйства. Была проведена национализация, и теперь не конкуренция и коммерческий интерес, а директивы сверху определяли ассортимент производимой продукции.
Тогдашние руководители Чехословакии решили, что выпуск легковых автомобилей будет осуществляться в Млада-Болеслав, а вот заводу Tatra необходимо сосредоточиться только на грузовиках. Конечно, это имело и свои положительные последствия. Имея узкую специализацию, инженеры добились больших успехов в этом направлении, создав ряд легендарных моделей грузового транспорта. Их миниатюрным «коллегам» повезло гораздо меньше.
Чтобы не потерять перспективную разработку совсем, легковые модели Tatra решили с конца 40-х производить на мощностях концерна Skoda. Понятное дело, что там с большой неохотой выпускали автомобили с логотипом основного конкурента (пусть и бывшего). Такой подход заметно отразился на качестве выпускаемых единиц техники. Он же стал и причиной преждевременного снятия автомобиля с заводского конвейера.
Со временем прижилось Tatraplan, появившееся на лейбле переднего крыла серийных моделей. Может показаться, что название как-то связано с воздушной техникой (планерами), но это обманчивое впечатление. Все гораздо прозаичнее, мы снова имеем дело с коммунистическими методами управления. Автомобиль просто являлся плодом следования руководства предприятия двухлетнему плану развития производства, принятому правительством Чехословацкой Республики.
Получившийся Tatraplan стал последствием разработок компанией автомобиля с улучшенной аэродинамикой, активно проводимых еще с 30-х годов прошлого столетия. Для своего времени он имел передовые показатели и характеристики, определяя текущие вехи развития мирового автомобилестроения. Параллельно шла разработка и силового агрегата. Он должен был отличаться от классических 8-цилиндровых Tatra, имевшихся у следующих моделей начала 30-х:
✅ 77
✅ 77А
✅ 87
Компания представила новый компактный 4-цилиндровый двигатель, установленный на тип 97. К сожалению, он слишком быстро «сошел с дистанции» из-за начала боевых действий в Европе. После войны чехи решили продолжить развитие перспективного направления.
Их первоначальные планы состояли в том, чтобы просто заменить слегка устаревшую Tatra 57В на концепцию Т 87 с двигателем воздушного охлаждения, расположенном в задней части автомобиля. В качестве силового агрегата планировался 4-цилиндровый мотор от Tatra 97.
Чтобы приспособить конструкцию 10-летней давности, приняли решение провести модернизацию двигателя. Это поручили главному конструктору завода Милану Цветничу. Но он не смог справиться с поставленной задачей и вскоре вообще покинул компанию. После ряда неудач, успех сопутствовал Владимиру Попеларжу. Именно он и стал одним из вдохновителей стильной Tatra 600 Tatraplan.
Дизайнер Попеларж оказался не только талантливым, но и очень смелым человеком. Кроме того, еще и скромным, осознающим, что в одиночку не сможет одолеть такую сложную задачу. Чтобы успешно осуществить проект, он решил заручиться поддержкой и консультациями человека, сидящего… за решеткой.
Да, бывший технический и гендиректор компании Tatra Ганс Ледвинка оказался на скамье подсудимых за предполагаемое сотрудничество с фашистами. Это и не удивительно, ведь именно продукция чехословацкой компании оказалась последним транспортом вермахта. Правда, впоследствии он был оправдан (уже посмертно).
Так вот, в тюрьме Нове-Йичина Ледвинка консультировал своего коллегу по поводу создания совершенно нового автомобиля – Tatra 107. Это делалось на основании уже имеющихся прототипов: Ambroz (1946) и Josef (1947).
Творческий процесс в унылых серых стенах принес прекрасные плоды. Они стали базой для создания новой тестовой серии Т 2-107 с оппозитной «четверкой», имеющей следующие характеристики:
✅ рабочий объем – 1952 куб. см (у предшественника – 1750)
✅ вертикальный вентилятор охлаждения
✅ один карбюратор
Модифицированное шасси улучшило устойчивость авто, а перенос воздушных ловушек на крышу гарантировал высокую эффективность охлаждения двигателя. Вновь вернулся продольный стабилизатор поперечной устойчивости (киль), который теперь больше выполнял роль дизайна и преемственности с прошлыми поколениями автомобиля. Измененная маркировка открыла новую серию легковых Tatra, модель получила индекс Т 600. Вот как высказался один старый пражанин по поводу новинки конца 40-х:
Но аэродинамический седан Tatraplan восхищал не только детей, а и технических специалистов своего времени. Вот только из-за политических перемен в стране и непродуманных решений правительства он так и остался нереализованной мечтой молодого инженера 50-х.
Окончательный курс на построения социализма в стране был взят в феврале 1948 года. Тогда, при содействии СССР в Чехословакии пришло к власти правительство во главе с ярым коммунистом Клементом Готвальдом. Центральноевропейскую страну ждали значительные перемены в политике и промышленности.
Попадание на конвейер к главному конкуренту не заставило долго ждать негативных результатов. Сначала ухудшились надежность и качество Tatra 600. Прошел год и выпуск перспективной модели вовсе прекратился.
В общей сложности успели собрать всего 6335 единиц Tatraplan (из них: 4235 – в Копрживнице). Успех модели можно подчеркнуть и тем, что 2464 автомобиля отправились на экспорт за океан, в Канаду. Так государственный план по выпуску 12 тысяч Tatraplan в год успешно провалился. А вот сам автомобиль добился прекрасных результатов и в спорте, о чем мы расскажем в следующем материале.
В послевоенные годы предприятие в Копрживнице еще продолжало выпуск не только грузовых, но и легковых автомобилей. Их техника прекрасно зарекомендовала себя в тяжелых полевых условия по обе стороны фронта. Не менее интересными оказались и образцы легкового транспорта.
В черном хроме она выглядела особенно стильно. Фото: youtube.com
Уже в конце 40-х завод представил новинку, являвшуюся продолжением воплощения аэродинамических качеств. Но, из-за резкой смены политического курса, в производстве она продержалась всего несколько лет, до начала 1952 года. Да, новое коммунистическое правительство, появившееся в стране в 1948 году, теперь контролировало все отрасли народного хозяйства. Была проведена национализация, и теперь не конкуренция и коммерческий интерес, а директивы сверху определяли ассортимент производимой продукции.
Тогдашние руководители Чехословакии решили, что выпуск легковых автомобилей будет осуществляться в Млада-Болеслав, а вот заводу Tatra необходимо сосредоточиться только на грузовиках. Конечно, это имело и свои положительные последствия. Имея узкую специализацию, инженеры добились больших успехов в этом направлении, создав ряд легендарных моделей грузового транспорта. Их миниатюрным «коллегам» повезло гораздо меньше.
Неприятие чужого бренда
Чтобы не потерять перспективную разработку совсем, легковые модели Tatra решили с конца 40-х производить на мощностях концерна Skoda. Понятное дело, что там с большой неохотой выпускали автомобили с логотипом основного конкурента (пусть и бывшего). Такой подход заметно отразился на качестве выпускаемых единиц техники. Он же стал и причиной преждевременного снятия автомобиля с заводского конвейера.
В 1947 году в Копрживнице появился совершенно новый автомобиль – Tatra 600 Tatraplan. Хотя его первоначальное обозначение – тип 107 еще присутствовало в название, когда новинку в том же году отправили на Пражский автосалон.
Со временем прижилось Tatraplan, появившееся на лейбле переднего крыла серийных моделей. Может показаться, что название как-то связано с воздушной техникой (планерами), но это обманчивое впечатление. Все гораздо прозаичнее, мы снова имеем дело с коммунистическими методами управления. Автомобиль просто являлся плодом следования руководства предприятия двухлетнему плану развития производства, принятому правительством Чехословацкой Республики.
Получившийся Tatraplan стал последствием разработок компанией автомобиля с улучшенной аэродинамикой, активно проводимых еще с 30-х годов прошлого столетия. Для своего времени он имел передовые показатели и характеристики, определяя текущие вехи развития мирового автомобилестроения. Параллельно шла разработка и силового агрегата. Он должен был отличаться от классических 8-цилиндровых Tatra, имевшихся у следующих моделей начала 30-х:
✅ 77
✅ 77А
✅ 87
Компания представила новый компактный 4-цилиндровый двигатель, установленный на тип 97. К сожалению, он слишком быстро «сошел с дистанции» из-за начала боевых действий в Европе. После войны чехи решили продолжить развитие перспективного направления.
Во время движения зад автомобиля выглядел очень приземисто. Фото: youtube.com
Их первоначальные планы состояли в том, чтобы просто заменить слегка устаревшую Tatra 57В на концепцию Т 87 с двигателем воздушного охлаждения, расположенном в задней части автомобиля. В качестве силового агрегата планировался 4-цилиндровый мотор от Tatra 97.
Чтобы приспособить конструкцию 10-летней давности, приняли решение провести модернизацию двигателя. Это поручили главному конструктору завода Милану Цветничу. Но он не смог справиться с поставленной задачей и вскоре вообще покинул компанию. После ряда неудач, успех сопутствовал Владимиру Попеларжу. Именно он и стал одним из вдохновителей стильной Tatra 600 Tatraplan.
Талантливый и рисковый инженер
Дизайнер Попеларж оказался не только талантливым, но и очень смелым человеком. Кроме того, еще и скромным, осознающим, что в одиночку не сможет одолеть такую сложную задачу. Чтобы успешно осуществить проект, он решил заручиться поддержкой и консультациями человека, сидящего… за решеткой.
Такой логотип пришелся не ко двору в Млада-Болеслав. Фото: youtube.com
Да, бывший технический и гендиректор компании Tatra Ганс Ледвинка оказался на скамье подсудимых за предполагаемое сотрудничество с фашистами. Это и не удивительно, ведь именно продукция чехословацкой компании оказалась последним транспортом вермахта. Правда, впоследствии он был оправдан (уже посмертно).
Так вот, в тюрьме Нове-Йичина Ледвинка консультировал своего коллегу по поводу создания совершенно нового автомобиля – Tatra 107. Это делалось на основании уже имеющихся прототипов: Ambroz (1946) и Josef (1947).
Шикарная приборная панель конца 40-х. Фото: youtube.com
Творческий процесс в унылых серых стенах принес прекрасные плоды. Они стали базой для создания новой тестовой серии Т 2-107 с оппозитной «четверкой», имеющей следующие характеристики:
✅ рабочий объем – 1952 куб. см (у предшественника – 1750)
✅ вертикальный вентилятор охлаждения
✅ один карбюратор
Модифицированное шасси улучшило устойчивость авто, а перенос воздушных ловушек на крышу гарантировал высокую эффективность охлаждения двигателя. Вновь вернулся продольный стабилизатор поперечной устойчивости (киль), который теперь больше выполнял роль дизайна и преемственности с прошлыми поколениями автомобиля. Измененная маркировка открыла новую серию легковых Tatra, модель получила индекс Т 600. Вот как высказался один старый пражанин по поводу новинки конца 40-х:
«Живя в Праге в детстве, я любовался этой красивой машиной. Недалеко от здания МВД ЧСР или по пути к Пражскому Граду они попадались мне довольно часто. Особенно впечатляли светло-голубые экземпляры цвета ясного неба, похожие на авиационную технику. Тогда мне казалось, что название Tatraplan связано вовсе не с плановой экономикой коммунистического государства».
Но аэродинамический седан Tatraplan восхищал не только детей, а и технических специалистов своего времени. Вот только из-за политических перемен в стране и непродуманных решений правительства он так и остался нереализованной мечтой молодого инженера 50-х.
Перенос производства и печальный конец
Окончательный курс на построения социализма в стране был взят в феврале 1948 года. Тогда, при содействии СССР в Чехословакии пришло к власти правительство во главе с ярым коммунистом Клементом Готвальдом. Центральноевропейскую страну ждали значительные перемены в политике и промышленности.
Спустя несколько месяцев, 24 июня 1948 года стартовало серийное производство Tatraplan. К сожалению, менее чем через 3 года директива свыше переместила его из Копрживнице в Млада-Болеслав.
Попадание на конвейер к главному конкуренту не заставило долго ждать негативных результатов. Сначала ухудшились надежность и качество Tatra 600. Прошел год и выпуск перспективной модели вовсе прекратился.
Сегодня он – достояние музея. Фото: youtube.com
В общей сложности успели собрать всего 6335 единиц Tatraplan (из них: 4235 – в Копрживнице). Успех модели можно подчеркнуть и тем, что 2464 автомобиля отправились на экспорт за океан, в Канаду. Так государственный план по выпуску 12 тысяч Tatraplan в год успешно провалился. А вот сам автомобиль добился прекрасных результатов и в спорте, о чем мы расскажем в следующем материале.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...