Легковая Tatra 600 Tatraplan, успешная история которого оборвалась внезапно
3 583

Легковая Tatra 600 Tatraplan, успешная история которого оборвалась внезапно

Сегодня марка Tatra в умах большинства ассоциируется с надежными и мощными грузовиками. Но так было не всегда. Более того, если бы Чехословакия с 1948 года не встала на рельсы плановой экономики, мы смогли увидеть немало интересных моделей легковой техники от этого производителя. Но история не приемлет сослагательного наклонения, поэтому остается лишь вспоминать те немногие образцы отличных легковушек, произведенных заводом Tatra.


В послевоенные годы предприятие в Копрживнице еще продолжало выпуск не только грузовых, но и легковых автомобилей. Их техника прекрасно зарекомендовала себя в тяжелых полевых условия по обе стороны фронта. Не менее интересными оказались и образцы легкового транспорта.

Легковая Tatra 600 Tatraplan, успешная история которого оборвалась внезапноВ черном хроме она выглядела особенно стильно. Фото: youtube.com

Уже в конце 40-х завод представил новинку, являвшуюся продолжением воплощения аэродинамических качеств. Но, из-за резкой смены политического курса, в производстве она продержалась всего несколько лет, до начала 1952 года. Да, новое коммунистическое правительство, появившееся в стране в 1948 году, теперь контролировало все отрасли народного хозяйства. Была проведена национализация, и теперь не конкуренция и коммерческий интерес, а директивы сверху определяли ассортимент производимой продукции.

Тогдашние руководители Чехословакии решили, что выпуск легковых автомобилей будет осуществляться в Млада-Болеслав, а вот заводу Tatra необходимо сосредоточиться только на грузовиках. Конечно, это имело и свои положительные последствия. Имея узкую специализацию, инженеры добились больших успехов в этом направлении, создав ряд легендарных моделей грузового транспорта. Их миниатюрным «коллегам» повезло гораздо меньше.

Неприятие чужого бренда


Чтобы не потерять перспективную разработку совсем, легковые модели Tatra решили с конца 40-х производить на мощностях концерна Skoda. Понятное дело, что там с большой неохотой выпускали автомобили с логотипом основного конкурента (пусть и бывшего). Такой подход заметно отразился на качестве выпускаемых единиц техники. Он же стал и причиной преждевременного снятия автомобиля с заводского конвейера.

В 1947 году в Копрживнице появился совершенно новый автомобиль – Tatra 600 Tatraplan. Хотя его первоначальное обозначение – тип 107 еще присутствовало в название, когда новинку в том же году отправили на Пражский автосалон.


Со временем прижилось Tatraplan, появившееся на лейбле переднего крыла серийных моделей. Может показаться, что название как-то связано с воздушной техникой (планерами), но это обманчивое впечатление. Все гораздо прозаичнее, мы снова имеем дело с коммунистическими методами управления. Автомобиль просто являлся плодом следования руководства предприятия двухлетнему плану развития производства, принятому правительством Чехословацкой Республики.

Получившийся Tatraplan стал последствием разработок компанией автомобиля с улучшенной аэродинамикой, активно проводимых еще с 30-х годов прошлого столетия. Для своего времени он имел передовые показатели и характеристики, определяя текущие вехи развития мирового автомобилестроения. Параллельно шла разработка и силового агрегата. Он должен был отличаться от классических 8-цилиндровых Tatra, имевшихся у следующих моделей начала 30-х:

✅ 77
✅ 77А
✅ 87

Компания представила новый компактный 4-цилиндровый двигатель, установленный на тип 97. К сожалению, он слишком быстро «сошел с дистанции» из-за начала боевых действий в Европе. После войны чехи решили продолжить развитие перспективного направления.

Во время движения зад автомобиля выглядел очень приземисто. Фото: youtube.com

Их первоначальные планы состояли в том, чтобы просто заменить слегка устаревшую Tatra 57В на концепцию Т 87 с двигателем воздушного охлаждения, расположенном в задней части автомобиля. В качестве силового агрегата планировался 4-цилиндровый мотор от Tatra 97.

Чтобы приспособить конструкцию 10-летней давности, приняли решение провести модернизацию двигателя. Это поручили главному конструктору завода Милану Цветничу. Но он не смог справиться с поставленной задачей и вскоре вообще покинул компанию. После ряда неудач, успех сопутствовал Владимиру Попеларжу. Именно он и стал одним из вдохновителей стильной Tatra 600 Tatraplan.

Талантливый и рисковый инженер


Дизайнер Попеларж оказался не только талантливым, но и очень смелым человеком. Кроме того, еще и скромным, осознающим, что в одиночку не сможет одолеть такую сложную задачу. Чтобы успешно осуществить проект, он решил заручиться поддержкой и консультациями человека, сидящего… за решеткой.

Такой логотип пришелся не ко двору в Млада-Болеслав. Фото: youtube.com

Да, бывший технический и гендиректор компании Tatra Ганс Ледвинка оказался на скамье подсудимых за предполагаемое сотрудничество с фашистами. Это и не удивительно, ведь именно продукция чехословацкой компании оказалась последним транспортом вермахта. Правда, впоследствии он был оправдан (уже посмертно).

Так вот, в тюрьме Нове-Йичина Ледвинка консультировал своего коллегу по поводу создания совершенно нового автомобиля – Tatra 107. Это делалось на основании уже имеющихся прототипов: Ambroz (1946) и Josef (1947).

Шикарная приборная панель конца 40-х. Фото: youtube.com

Творческий процесс в унылых серых стенах принес прекрасные плоды. Они стали базой для создания новой тестовой серии Т 2-107 с оппозитной «четверкой», имеющей следующие характеристики:

✅ рабочий объем – 1952 куб. см (у предшественника – 1750)
✅ вертикальный вентилятор охлаждения
✅ один карбюратор

Модифицированное шасси улучшило устойчивость авто, а перенос воздушных ловушек на крышу гарантировал высокую эффективность охлаждения двигателя. Вновь вернулся продольный стабилизатор поперечной устойчивости (киль), который теперь больше выполнял роль дизайна и преемственности с прошлыми поколениями автомобиля. Измененная маркировка открыла новую серию легковых Tatra, модель получила индекс Т 600. Вот как высказался один старый пражанин по поводу новинки конца 40-х:

«Живя в Праге в детстве, я любовался этой красивой машиной. Недалеко от здания МВД ЧСР или по пути к Пражскому Граду они попадались мне довольно часто. Особенно впечатляли светло-голубые экземпляры цвета ясного неба, похожие на авиационную технику. Тогда мне казалось, что название Tatraplan связано вовсе не с плановой экономикой коммунистического государства».


Но аэродинамический седан Tatraplan восхищал не только детей, а и технических специалистов своего времени. Вот только из-за политических перемен в стране и непродуманных решений правительства он так и остался нереализованной мечтой молодого инженера 50-х.

Перенос производства и печальный конец


Окончательный курс на построения социализма в стране был взят в феврале 1948 года. Тогда, при содействии СССР в Чехословакии пришло к власти правительство во главе с ярым коммунистом Клементом Готвальдом. Центральноевропейскую страну ждали значительные перемены в политике и промышленности.

Спустя несколько месяцев, 24 июня 1948 года стартовало серийное производство Tatraplan. К сожалению, менее чем через 3 года директива свыше переместила его из Копрживнице в Млада-Болеслав.


Попадание на конвейер к главному конкуренту не заставило долго ждать негативных результатов. Сначала ухудшились надежность и качество Tatra 600. Прошел год и выпуск перспективной модели вовсе прекратился.

Сегодня он – достояние музея. Фото: youtube.com

В общей сложности успели собрать всего 6335 единиц Tatraplan (из них: 4235 – в Копрживнице). Успех модели можно подчеркнуть и тем, что 2464 автомобиля отправились на экспорт за океан, в Канаду. Так государственный план по выпуску 12 тысяч Tatraplan в год успешно провалился. А вот сам автомобиль добился прекрасных результатов и в спорте, о чем мы расскажем в следующем материале.
Как вы считаете, Tatra 600 Tatraplan имел дальнейшие перспективы?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....