Мотоцикл Днепр МТ-10-36 – когда хочется вспомнить советскую деревню
Деревенские будни в советское время прочно ассоциировались с ревом мотоциклетных моторов. Они гармонично вплетались в другие сельские звуки и никого не раздражали. А простые пацаны даже с закрытыми глазами могли отличить какой именно мотоцикл проехал.
Любимый байк хозяйственного сельчанина – это «Урал» или «Днепр». Данные модели хоть и выпускались на разных заводах, но конструктивно были похожи. Ничего удивительного – у них один общий предок. Причем немецкий – BMW R71.
Тяжелые мотоциклы отличались паровозной тягой на низких оборотах, за что их и любили. Коляска позволяла загрузить ее хоть булыжниками с горкой, а мотоцикл все это тянул. Конечно, не без вреда на себя – выгибало крепление, страдала геометрия рамы. Но это мало кого волновало.
А еще «Уралы» и «Днепры» отличались от другого советского мотопрома оппозитными двигателями. Четырехтактными, кстати. Средний расход топлива на селе в районе 8-10 литров. Но это тоже никого особо не волновало – бензин в колхозах достать было несложно.
Среди «колясычей» советского производства можно выделить одну модель – это Днепр-10-36. Мотоцикл создавался в рамках очередного обновления семейства. Вот про него мы сегодня и расскажем.
Днепр-10-36 начали серийно выпускать с 1977 года. При модернизации конструкторы руководствовались благими целями:
✅ Исправить недостатки
✅ Увеличить максимальную скорость
✅ Сделать двигатель надежнее
Если проследить эволюцию моделей Киевского завода, можно увидеть, что «колясычи» постепенно становились мощнее.
Вот только данный процесс не мог продолжаться вечно. По крайней мере, с тем двигателем, который имелся. Да, из 650 «кубиков» японцы легко «выжимают» и 50 л. с., но мотор «Днепра» родом из конца 30-х годов.
Увеличив мощность Днепра-10-36, конструкторы получили максимальную скорость в 105 км/ч. Предыдущая модель разгонялась всего до сотни. Но рубеж был пройден – двигатель исчерпал свои возможности. Тяга на низких оборотах стала заметно меньше.
Кстати, в наше время мощность 36 л. с. не повод отказываться от покупки именно этого мотоцикла. Сейчас редко кто использует «колясычи» в качестве грузовичка. А тяги для водителя и пары пассажиров у Днепра-10-36 в любом случае хватит.
Выглядит Днепр-10-36 обычно и типично для советских мотоциклов с коляской. В облике просматривается немецкая военная модель. Из современного на байке разве что сплошное сиденье, куда более комфортабельное, чем у ранних моделей. Но появилось оно еще на МТ-10.
Более современный мотоцикл можно внешне отличить от простой «Десятки» по:
✅ Характерным шарикам на рычагах тормоза и сцепления
✅ Накидным гайкам на трубах выпуска
✅ Пассажирской подножке, которая откидывается вверх и назад
Основные отличия Днепр-10-36, как всегда, в технической части. Двигатель получил увеличенную до 36 л. с. мощность.
Передний тормоз стал эффективнее за счет применения двух активных колодок. Зазоры можно регулировать натяжением троса – до этого подобная система не использовалась на мотоциклах КМЗ и ИМЗ.
Появился ручной тормоз оригинальной, но простой конструкции. Это обычный фиксатор рукоятки. Достаточно застопорить передний правый рычаг, и мотоцикл уже никуда не покатится.
На бензиновые шланги наконец начали ставить зажимы, чтобы они не соскальзывали. До этого владельцам мотоциклов приходилось фиксировать их самостоятельно. Чаще всего, делалось это с помощью найденной на улице проволоки.
Последняя, кстати, валялась повсеместно – ее очень редко покупали. Благодарить за это нужно масштабные стройки, которые велись по всему Советскому Союзу.
Для снижения шума двигателя, новый мотоцикл оснастили воздушным фильтром с глушителем. Его, кстати, можно ставить и на более ранние модели МТ.
Новый мотоцикл стал работать тише на 10 децибел. А еще производитель заявлял, что глушители больше не будут прогорать. Вспоминая юность, можно с уверенностью сказать, что это неправда. Или просто неправильно ездили мы на Днепр-10-36 в то время?
Мотор новой модели считался самым передовым силовым агрегатом для мотоциклов своего времени. Забегая вперед, можно с уверенностью сказать, что это действительно лучший двигатель для двухколесной техники, выпущенный в СССР. Естественно, среди серийных моторов, которыми оснащались серийные мотоциклы.
Двигатель четырехтактный – уже это выделяло его на фоне «Минсков», «Восходов», Ижей и даже Jawa. Впрочем, тяжелые советские модели с колясками всегда были такими – благодаря общему прародителю, немецкому BMW.
Но покупателям лишние «лошадки» оказались нужны только на бумаге. Новый мотор потерял в тяге на низких оборотах. Не критично, но в условиях эксплуатации мотоцикла в сельской местности с постоянными перегрузками – это сказалось на надежности отрицательно.
Коробка передач у Днепр-10-36 четырехступенчатая, есть задняя скорость. Последний нюанс помогает маневрировать в стесненных условиях и на бездорожье. Работает КПП куда мягче, чем у «Урала», выпускавшегося в те же годы.
Да и вообще, коробки передач КМЗ однозначно лучше, чем ИМЗ. Поэтому часто владельцы ирбитских оппозитов меняли свои агрегаты на киевские.
Рама у мотоцикла Днепр-10-36 сварена из труб. Она прочная, но соединение элементов далеко от идеала. Впрочем, качество сварки зависело от ряда обстоятельств, вроде начала или конца месяца, квалификации и настроения работника.
Вилка у мотоцикла телескопическая с гидравлическими амортизаторами. Сзади стойки с пружинами. Все колеса взаимозаменяемые, так что «запаска» универсальная.
Коляска Днепр-10-36 пассажирского типа, но владельцев это никогда не останавливало. Они возили в ней все, что нужно для домашнего хозяйства, ремонта и строительства. Других вариантов особо не было, но мотоцикл терпел такие издевательства. Единственный нюанс – двигателю не хватало мощности при такой эксплуатации.
Топливный бак у мотоцикла большой – на 19 литров. Впрочем, при среднем расходе в 10 л., этого хватало максимум на 200 км пробега. Если карбюраторы «Днепра» отрегулированы, то «аппетит» держится в пределах 7-8 литров.
Так для чего нужен старый советский мотоцикл в наше время? В первую очередь, это память о минувших днях счастливой юности. Подойдет байк для поездок в сельской местности при условии хорошей погоды.
Но не стоит покупать Днепр-10-36 тому, кто не любит ремонтировать технику. С этим мотоциклом такое не пройдет – он будет периодически ломаться. Зато научит разбираться в устройстве двухколесной техники.
Купить Днепр-10-36 можно от 35 000 рублей и он будет на ходу. Главное не связываться с экземплярами без документов – выезжать на дороги общего пользования чревато рядом проблем.
Любимый байк хозяйственного сельчанина – это «Урал» или «Днепр». Данные модели хоть и выпускались на разных заводах, но конструктивно были похожи. Ничего удивительного – у них один общий предок. Причем немецкий – BMW R71.
Тяжелые мотоциклы отличались паровозной тягой на низких оборотах, за что их и любили. Коляска позволяла загрузить ее хоть булыжниками с горкой, а мотоцикл все это тянул. Конечно, не без вреда на себя – выгибало крепление, страдала геометрия рамы. Но это мало кого волновало.
«Урал» и «Днепр» после восстановления выглядят молодцами. Фото: Youtube.com
А еще «Уралы» и «Днепры» отличались от другого советского мотопрома оппозитными двигателями. Четырехтактными, кстати. Средний расход топлива на селе в районе 8-10 литров. Но это тоже никого особо не волновало – бензин в колхозах достать было несложно.
Среди «колясычей» советского производства можно выделить одну модель – это Днепр-10-36. Мотоцикл создавался в рамках очередного обновления семейства. Вот про него мы сегодня и расскажем.
Краткая история
Днепр-10-36 начали серийно выпускать с 1977 года. При модернизации конструкторы руководствовались благими целями:
✅ Исправить недостатки
✅ Увеличить максимальную скорость
✅ Сделать двигатель надежнее
Если проследить эволюцию моделей Киевского завода, можно увидеть, что «колясычи» постепенно становились мощнее.
Вот такой BMW R71 стал предком советских оппозитов. Фото: Youtube.com
Вот только данный процесс не мог продолжаться вечно. По крайней мере, с тем двигателем, который имелся. Да, из 650 «кубиков» японцы легко «выжимают» и 50 л. с., но мотор «Днепра» родом из конца 30-х годов.
Увеличив мощность Днепра-10-36, конструкторы получили максимальную скорость в 105 км/ч. Предыдущая модель разгонялась всего до сотни. Но рубеж был пройден – двигатель исчерпал свои возможности. Тяга на низких оборотах стала заметно меньше.
Это не понравилось покупателям – производитель начал получать жалобы. Поэтому следующую модель в серии – это Днепр-11, дефорсировали до 32 «лошадок».
Кстати, в наше время мощность 36 л. с. не повод отказываться от покупки именно этого мотоцикла. Сейчас редко кто использует «колясычи» в качестве грузовичка. А тяги для водителя и пары пассажиров у Днепра-10-36 в любом случае хватит.
Внешность и отличия
Выглядит Днепр-10-36 обычно и типично для советских мотоциклов с коляской. В облике просматривается немецкая военная модель. Из современного на байке разве что сплошное сиденье, куда более комфортабельное, чем у ранних моделей. Но появилось оно еще на МТ-10.
На мотоцикле Днепр-10-36 ездил даже Адриано Челентано. Фото: Youtube.com
Более современный мотоцикл можно внешне отличить от простой «Десятки» по:
✅ Характерным шарикам на рычагах тормоза и сцепления
✅ Накидным гайкам на трубах выпуска
✅ Пассажирской подножке, которая откидывается вверх и назад
Основные отличия Днепр-10-36, как всегда, в технической части. Двигатель получил увеличенную до 36 л. с. мощность.
Передний тормоз стал эффективнее за счет применения двух активных колодок. Зазоры можно регулировать натяжением троса – до этого подобная система не использовалась на мотоциклах КМЗ и ИМЗ.
Те самые шарики на рукоятках. Фото: Youtube.com
Появился ручной тормоз оригинальной, но простой конструкции. Это обычный фиксатор рукоятки. Достаточно застопорить передний правый рычаг, и мотоцикл уже никуда не покатится.
Кстати, шарики на рычагах появились вовсе не ради эстетики. Они предотвращают травмы рук. Дабы усложнить жизнь угонщикам, Днепр-10-36 оснастили замком рулевой колонки.
На бензиновые шланги наконец начали ставить зажимы, чтобы они не соскальзывали. До этого владельцам мотоциклов приходилось фиксировать их самостоятельно. Чаще всего, делалось это с помощью найденной на улице проволоки.
Последняя, кстати, валялась повсеместно – ее очень редко покупали. Благодарить за это нужно масштабные стройки, которые велись по всему Советскому Союзу.
Двигатель данного мотоцикла форсировали до 36 л. с. Фото: Youtube.com
Для снижения шума двигателя, новый мотоцикл оснастили воздушным фильтром с глушителем. Его, кстати, можно ставить и на более ранние модели МТ.
Новые глушители с накидными гайками отводили больше тепла благодаря весу и оребрению метизов. На Днепр-10 выхлопные трубы крепились хомутами, не обеспечивающих высокие прилегающие свойства элементов.
Новый мотоцикл стал работать тише на 10 децибел. А еще производитель заявлял, что глушители больше не будут прогорать. Вспоминая юность, можно с уверенностью сказать, что это неправда. Или просто неправильно ездили мы на Днепр-10-36 в то время?
Двигатель и трансмиссия
Мотор новой модели считался самым передовым силовым агрегатом для мотоциклов своего времени. Забегая вперед, можно с уверенностью сказать, что это действительно лучший двигатель для двухколесной техники, выпущенный в СССР. Естественно, среди серийных моторов, которыми оснащались серийные мотоциклы.
А это уже Днепр-11. Фото: Youtube.com
Двигатель четырехтактный – уже это выделяло его на фоне «Минсков», «Восходов», Ижей и даже Jawa. Впрочем, тяжелые советские модели с колясками всегда были такими – благодаря общему прародителю, немецкому BMW.
Мотор Днепр-10-36 верхнеклапанный, что уже намекает на его любовь к высоким оборотам. Поэтому конструкторы и выжали из него 36, вместо 32 л. с.
Но покупателям лишние «лошадки» оказались нужны только на бумаге. Новый мотор потерял в тяге на низких оборотах. Не критично, но в условиях эксплуатации мотоцикла в сельской местности с постоянными перегрузками – это сказалось на надежности отрицательно.
Сейчас эти мотоциклы часто эксплуатируют без колясок. Фото: Youtube.com
Коробка передач у Днепр-10-36 четырехступенчатая, есть задняя скорость. Последний нюанс помогает маневрировать в стесненных условиях и на бездорожье. Работает КПП куда мягче, чем у «Урала», выпускавшегося в те же годы.
Да и вообще, коробки передач КМЗ однозначно лучше, чем ИМЗ. Поэтому часто владельцы ирбитских оппозитов меняли свои агрегаты на киевские.
Другие технические особенности
Рама у мотоцикла Днепр-10-36 сварена из труб. Она прочная, но соединение элементов далеко от идеала. Впрочем, качество сварки зависело от ряда обстоятельств, вроде начала или конца месяца, квалификации и настроения работника.
Приборная панель проста до безобразия. Фото: Youtube.com
Вилка у мотоцикла телескопическая с гидравлическими амортизаторами. Сзади стойки с пружинами. Все колеса взаимозаменяемые, так что «запаска» универсальная.
Коляска Днепр-10-36 пассажирского типа, но владельцев это никогда не останавливало. Они возили в ней все, что нужно для домашнего хозяйства, ремонта и строительства. Других вариантов особо не было, но мотоцикл терпел такие издевательства. Единственный нюанс – двигателю не хватало мощности при такой эксплуатации.
Топливный бак у мотоцикла большой – на 19 литров. Впрочем, при среднем расходе в 10 л., этого хватало максимум на 200 км пробега. Если карбюраторы «Днепра» отрегулированы, то «аппетит» держится в пределах 7-8 литров.
Днепр-10-36 с роторно-поршневым двигателем. Фото: Youtube.com
Так для чего нужен старый советский мотоцикл в наше время? В первую очередь, это память о минувших днях счастливой юности. Подойдет байк для поездок в сельской местности при условии хорошей погоды.
Но не стоит покупать Днепр-10-36 тому, кто не любит ремонтировать технику. С этим мотоциклом такое не пройдет – он будет периодически ломаться. Зато научит разбираться в устройстве двухколесной техники.
Купить Днепр-10-36 можно от 35 000 рублей и он будет на ходу. Главное не связываться с экземплярами без документов – выезжать на дороги общего пользования чревато рядом проблем.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Замена Ан-2 или «долгострой» – когда полетит «Байкал»
Самолет впервые показали в 2021 году. С того момента менялись сроки, комплектующие. В этом материале мы обсудим предысторию «Байкала», а также его состояние...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
VICTORY A11 FLY – брутальный флагман российской верфи
Этот обзор на YouTube-канале «Люди и лодки» посвящен одному из самых впечатляющих катеров, доступных сегодня на российском рынке. Лодка с флайбриджем и тремя...
Первые в мире «Жигули» с V16 из бензопил наконец-то поехали
Помните недавний эксперимент команды YouTube-канала «Гараж 54» с изготовлением двигателя V16 из бензопил? Они все-таки установили эту необычную поделку в...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...