Мотоцикл Днепр МТ-10-36 – когда хочется вспомнить советскую деревню
Деревенские будни в советское время прочно ассоциировались с ревом мотоциклетных моторов. Они гармонично вплетались в другие сельские звуки и никого не раздражали. А простые пацаны даже с закрытыми глазами могли отличить какой именно мотоцикл проехал.
Любимый байк хозяйственного сельчанина – это «Урал» или «Днепр». Данные модели хоть и выпускались на разных заводах, но конструктивно были похожи. Ничего удивительного – у них один общий предок. Причем немецкий – BMW R71.
Тяжелые мотоциклы отличались паровозной тягой на низких оборотах, за что их и любили. Коляска позволяла загрузить ее хоть булыжниками с горкой, а мотоцикл все это тянул. Конечно, не без вреда на себя – выгибало крепление, страдала геометрия рамы. Но это мало кого волновало.
А еще «Уралы» и «Днепры» отличались от другого советского мотопрома оппозитными двигателями. Четырехтактными, кстати. Средний расход топлива на селе в районе 8-10 литров. Но это тоже никого особо не волновало – бензин в колхозах достать было несложно.
Среди «колясычей» советского производства можно выделить одну модель – это Днепр-10-36. Мотоцикл создавался в рамках очередного обновления семейства. Вот про него мы сегодня и расскажем.
Днепр-10-36 начали серийно выпускать с 1977 года. При модернизации конструкторы руководствовались благими целями:
✅ Исправить недостатки
✅ Увеличить максимальную скорость
✅ Сделать двигатель надежнее
Если проследить эволюцию моделей Киевского завода, можно увидеть, что «колясычи» постепенно становились мощнее.
Вот только данный процесс не мог продолжаться вечно. По крайней мере, с тем двигателем, который имелся. Да, из 650 «кубиков» японцы легко «выжимают» и 50 л. с., но мотор «Днепра» родом из конца 30-х годов.
Увеличив мощность Днепра-10-36, конструкторы получили максимальную скорость в 105 км/ч. Предыдущая модель разгонялась всего до сотни. Но рубеж был пройден – двигатель исчерпал свои возможности. Тяга на низких оборотах стала заметно меньше.
Кстати, в наше время мощность 36 л. с. не повод отказываться от покупки именно этого мотоцикла. Сейчас редко кто использует «колясычи» в качестве грузовичка. А тяги для водителя и пары пассажиров у Днепра-10-36 в любом случае хватит.
Выглядит Днепр-10-36 обычно и типично для советских мотоциклов с коляской. В облике просматривается немецкая военная модель. Из современного на байке разве что сплошное сиденье, куда более комфортабельное, чем у ранних моделей. Но появилось оно еще на МТ-10.
Более современный мотоцикл можно внешне отличить от простой «Десятки» по:
✅ Характерным шарикам на рычагах тормоза и сцепления
✅ Накидным гайкам на трубах выпуска
✅ Пассажирской подножке, которая откидывается вверх и назад
Основные отличия Днепр-10-36, как всегда, в технической части. Двигатель получил увеличенную до 36 л. с. мощность.
Передний тормоз стал эффективнее за счет применения двух активных колодок. Зазоры можно регулировать натяжением троса – до этого подобная система не использовалась на мотоциклах КМЗ и ИМЗ.
Появился ручной тормоз оригинальной, но простой конструкции. Это обычный фиксатор рукоятки. Достаточно застопорить передний правый рычаг, и мотоцикл уже никуда не покатится.
На бензиновые шланги наконец начали ставить зажимы, чтобы они не соскальзывали. До этого владельцам мотоциклов приходилось фиксировать их самостоятельно. Чаще всего, делалось это с помощью найденной на улице проволоки.
Последняя, кстати, валялась повсеместно – ее очень редко покупали. Благодарить за это нужно масштабные стройки, которые велись по всему Советскому Союзу.
Для снижения шума двигателя, новый мотоцикл оснастили воздушным фильтром с глушителем. Его, кстати, можно ставить и на более ранние модели МТ.
Новый мотоцикл стал работать тише на 10 децибел. А еще производитель заявлял, что глушители больше не будут прогорать. Вспоминая юность, можно с уверенностью сказать, что это неправда. Или просто неправильно ездили мы на Днепр-10-36 в то время?
Мотор новой модели считался самым передовым силовым агрегатом для мотоциклов своего времени. Забегая вперед, можно с уверенностью сказать, что это действительно лучший двигатель для двухколесной техники, выпущенный в СССР. Естественно, среди серийных моторов, которыми оснащались серийные мотоциклы.
Двигатель четырехтактный – уже это выделяло его на фоне «Минсков», «Восходов», Ижей и даже Jawa. Впрочем, тяжелые советские модели с колясками всегда были такими – благодаря общему прародителю, немецкому BMW.
Но покупателям лишние «лошадки» оказались нужны только на бумаге. Новый мотор потерял в тяге на низких оборотах. Не критично, но в условиях эксплуатации мотоцикла в сельской местности с постоянными перегрузками – это сказалось на надежности отрицательно.
Коробка передач у Днепр-10-36 четырехступенчатая, есть задняя скорость. Последний нюанс помогает маневрировать в стесненных условиях и на бездорожье. Работает КПП куда мягче, чем у «Урала», выпускавшегося в те же годы.
Да и вообще, коробки передач КМЗ однозначно лучше, чем ИМЗ. Поэтому часто владельцы ирбитских оппозитов меняли свои агрегаты на киевские.
Рама у мотоцикла Днепр-10-36 сварена из труб. Она прочная, но соединение элементов далеко от идеала. Впрочем, качество сварки зависело от ряда обстоятельств, вроде начала или конца месяца, квалификации и настроения работника.
Вилка у мотоцикла телескопическая с гидравлическими амортизаторами. Сзади стойки с пружинами. Все колеса взаимозаменяемые, так что «запаска» универсальная.
Коляска Днепр-10-36 пассажирского типа, но владельцев это никогда не останавливало. Они возили в ней все, что нужно для домашнего хозяйства, ремонта и строительства. Других вариантов особо не было, но мотоцикл терпел такие издевательства. Единственный нюанс – двигателю не хватало мощности при такой эксплуатации.
Топливный бак у мотоцикла большой – на 19 литров. Впрочем, при среднем расходе в 10 л., этого хватало максимум на 200 км пробега. Если карбюраторы «Днепра» отрегулированы, то «аппетит» держится в пределах 7-8 литров.
Так для чего нужен старый советский мотоцикл в наше время? В первую очередь, это память о минувших днях счастливой юности. Подойдет байк для поездок в сельской местности при условии хорошей погоды.
Но не стоит покупать Днепр-10-36 тому, кто не любит ремонтировать технику. С этим мотоциклом такое не пройдет – он будет периодически ломаться. Зато научит разбираться в устройстве двухколесной техники.
Купить Днепр-10-36 можно от 35 000 рублей и он будет на ходу. Главное не связываться с экземплярами без документов – выезжать на дороги общего пользования чревато рядом проблем.
Любимый байк хозяйственного сельчанина – это «Урал» или «Днепр». Данные модели хоть и выпускались на разных заводах, но конструктивно были похожи. Ничего удивительного – у них один общий предок. Причем немецкий – BMW R71.
Тяжелые мотоциклы отличались паровозной тягой на низких оборотах, за что их и любили. Коляска позволяла загрузить ее хоть булыжниками с горкой, а мотоцикл все это тянул. Конечно, не без вреда на себя – выгибало крепление, страдала геометрия рамы. Но это мало кого волновало.
«Урал» и «Днепр» после восстановления выглядят молодцами. Фото: Youtube.com
А еще «Уралы» и «Днепры» отличались от другого советского мотопрома оппозитными двигателями. Четырехтактными, кстати. Средний расход топлива на селе в районе 8-10 литров. Но это тоже никого особо не волновало – бензин в колхозах достать было несложно.
Среди «колясычей» советского производства можно выделить одну модель – это Днепр-10-36. Мотоцикл создавался в рамках очередного обновления семейства. Вот про него мы сегодня и расскажем.
Краткая история
Днепр-10-36 начали серийно выпускать с 1977 года. При модернизации конструкторы руководствовались благими целями:
✅ Исправить недостатки
✅ Увеличить максимальную скорость
✅ Сделать двигатель надежнее
Если проследить эволюцию моделей Киевского завода, можно увидеть, что «колясычи» постепенно становились мощнее.
Вот такой BMW R71 стал предком советских оппозитов. Фото: Youtube.com
Вот только данный процесс не мог продолжаться вечно. По крайней мере, с тем двигателем, который имелся. Да, из 650 «кубиков» японцы легко «выжимают» и 50 л. с., но мотор «Днепра» родом из конца 30-х годов.
Увеличив мощность Днепра-10-36, конструкторы получили максимальную скорость в 105 км/ч. Предыдущая модель разгонялась всего до сотни. Но рубеж был пройден – двигатель исчерпал свои возможности. Тяга на низких оборотах стала заметно меньше.
Это не понравилось покупателям – производитель начал получать жалобы. Поэтому следующую модель в серии – это Днепр-11, дефорсировали до 32 «лошадок».
Кстати, в наше время мощность 36 л. с. не повод отказываться от покупки именно этого мотоцикла. Сейчас редко кто использует «колясычи» в качестве грузовичка. А тяги для водителя и пары пассажиров у Днепра-10-36 в любом случае хватит.
Внешность и отличия
Выглядит Днепр-10-36 обычно и типично для советских мотоциклов с коляской. В облике просматривается немецкая военная модель. Из современного на байке разве что сплошное сиденье, куда более комфортабельное, чем у ранних моделей. Но появилось оно еще на МТ-10.
На мотоцикле Днепр-10-36 ездил даже Адриано Челентано. Фото: Youtube.com
Более современный мотоцикл можно внешне отличить от простой «Десятки» по:
✅ Характерным шарикам на рычагах тормоза и сцепления
✅ Накидным гайкам на трубах выпуска
✅ Пассажирской подножке, которая откидывается вверх и назад
Основные отличия Днепр-10-36, как всегда, в технической части. Двигатель получил увеличенную до 36 л. с. мощность.
Передний тормоз стал эффективнее за счет применения двух активных колодок. Зазоры можно регулировать натяжением троса – до этого подобная система не использовалась на мотоциклах КМЗ и ИМЗ.
Те самые шарики на рукоятках. Фото: Youtube.com
Появился ручной тормоз оригинальной, но простой конструкции. Это обычный фиксатор рукоятки. Достаточно застопорить передний правый рычаг, и мотоцикл уже никуда не покатится.
Кстати, шарики на рычагах появились вовсе не ради эстетики. Они предотвращают травмы рук. Дабы усложнить жизнь угонщикам, Днепр-10-36 оснастили замком рулевой колонки.
На бензиновые шланги наконец начали ставить зажимы, чтобы они не соскальзывали. До этого владельцам мотоциклов приходилось фиксировать их самостоятельно. Чаще всего, делалось это с помощью найденной на улице проволоки.
Последняя, кстати, валялась повсеместно – ее очень редко покупали. Благодарить за это нужно масштабные стройки, которые велись по всему Советскому Союзу.
Двигатель данного мотоцикла форсировали до 36 л. с. Фото: Youtube.com
Для снижения шума двигателя, новый мотоцикл оснастили воздушным фильтром с глушителем. Его, кстати, можно ставить и на более ранние модели МТ.
Новые глушители с накидными гайками отводили больше тепла благодаря весу и оребрению метизов. На Днепр-10 выхлопные трубы крепились хомутами, не обеспечивающих высокие прилегающие свойства элементов.
Новый мотоцикл стал работать тише на 10 децибел. А еще производитель заявлял, что глушители больше не будут прогорать. Вспоминая юность, можно с уверенностью сказать, что это неправда. Или просто неправильно ездили мы на Днепр-10-36 в то время?
Двигатель и трансмиссия
Мотор новой модели считался самым передовым силовым агрегатом для мотоциклов своего времени. Забегая вперед, можно с уверенностью сказать, что это действительно лучший двигатель для двухколесной техники, выпущенный в СССР. Естественно, среди серийных моторов, которыми оснащались серийные мотоциклы.
А это уже Днепр-11. Фото: Youtube.com
Двигатель четырехтактный – уже это выделяло его на фоне «Минсков», «Восходов», Ижей и даже Jawa. Впрочем, тяжелые советские модели с колясками всегда были такими – благодаря общему прародителю, немецкому BMW.
Мотор Днепр-10-36 верхнеклапанный, что уже намекает на его любовь к высоким оборотам. Поэтому конструкторы и выжали из него 36, вместо 32 л. с.
Но покупателям лишние «лошадки» оказались нужны только на бумаге. Новый мотор потерял в тяге на низких оборотах. Не критично, но в условиях эксплуатации мотоцикла в сельской местности с постоянными перегрузками – это сказалось на надежности отрицательно.
Сейчас эти мотоциклы часто эксплуатируют без колясок. Фото: Youtube.com
Коробка передач у Днепр-10-36 четырехступенчатая, есть задняя скорость. Последний нюанс помогает маневрировать в стесненных условиях и на бездорожье. Работает КПП куда мягче, чем у «Урала», выпускавшегося в те же годы.
Да и вообще, коробки передач КМЗ однозначно лучше, чем ИМЗ. Поэтому часто владельцы ирбитских оппозитов меняли свои агрегаты на киевские.
Другие технические особенности
Рама у мотоцикла Днепр-10-36 сварена из труб. Она прочная, но соединение элементов далеко от идеала. Впрочем, качество сварки зависело от ряда обстоятельств, вроде начала или конца месяца, квалификации и настроения работника.
Приборная панель проста до безобразия. Фото: Youtube.com
Вилка у мотоцикла телескопическая с гидравлическими амортизаторами. Сзади стойки с пружинами. Все колеса взаимозаменяемые, так что «запаска» универсальная.
Коляска Днепр-10-36 пассажирского типа, но владельцев это никогда не останавливало. Они возили в ней все, что нужно для домашнего хозяйства, ремонта и строительства. Других вариантов особо не было, но мотоцикл терпел такие издевательства. Единственный нюанс – двигателю не хватало мощности при такой эксплуатации.
Топливный бак у мотоцикла большой – на 19 литров. Впрочем, при среднем расходе в 10 л., этого хватало максимум на 200 км пробега. Если карбюраторы «Днепра» отрегулированы, то «аппетит» держится в пределах 7-8 литров.
Днепр-10-36 с роторно-поршневым двигателем. Фото: Youtube.com
Так для чего нужен старый советский мотоцикл в наше время? В первую очередь, это память о минувших днях счастливой юности. Подойдет байк для поездок в сельской местности при условии хорошей погоды.
Но не стоит покупать Днепр-10-36 тому, кто не любит ремонтировать технику. С этим мотоциклом такое не пройдет – он будет периодически ломаться. Зато научит разбираться в устройстве двухколесной техники.
Купить Днепр-10-36 можно от 35 000 рублей и он будет на ходу. Главное не связываться с экземплярами без документов – выезжать на дороги общего пользования чревато рядом проблем.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....