Мотоцикл Днепр МТ-10-36 – когда хочется вспомнить советскую деревню
9 269

Мотоцикл Днепр МТ-10-36 – когда хочется вспомнить советскую деревню

Деревенские будни в советское время прочно ассоциировались с ревом мотоциклетных моторов. Они гармонично вплетались в другие сельские звуки и никого не раздражали. А простые пацаны даже с закрытыми глазами могли отличить какой именно мотоцикл проехал.


Любимый байк хозяйственного сельчанина – это «Урал» или «Днепр». Данные модели хоть и выпускались на разных заводах, но конструктивно были похожи. Ничего удивительного – у них один общий предок. Причем немецкий – BMW R71.

Тяжелые мотоциклы отличались паровозной тягой на низких оборотах, за что их и любили. Коляска позволяла загрузить ее хоть булыжниками с горкой, а мотоцикл все это тянул. Конечно, не без вреда на себя – выгибало крепление, страдала геометрия рамы. Но это мало кого волновало.

Мотоцикл Днепр МТ-10-36 – когда хочется вспомнить советскую деревню«Урал» и «Днепр» после восстановления выглядят молодцами. Фото: Youtube.com

А еще «Уралы» и «Днепры» отличались от другого советского мотопрома оппозитными двигателями. Четырехтактными, кстати. Средний расход топлива на селе в районе 8-10 литров. Но это тоже никого особо не волновало – бензин в колхозах достать было несложно.

Среди «колясычей» советского производства можно выделить одну модель – это Днепр-10-36. Мотоцикл создавался в рамках очередного обновления семейства. Вот про него мы сегодня и расскажем.

Краткая история


Днепр-10-36 начали серийно выпускать с 1977 года. При модернизации конструкторы руководствовались благими целями:

✅ Исправить недостатки
✅ Увеличить максимальную скорость
✅ Сделать двигатель надежнее

Если проследить эволюцию моделей Киевского завода, можно увидеть, что «колясычи» постепенно становились мощнее.

Вот такой BMW R71 стал предком советских оппозитов. Фото: Youtube.com

Вот только данный процесс не мог продолжаться вечно. По крайней мере, с тем двигателем, который имелся. Да, из 650 «кубиков» японцы легко «выжимают» и 50 л. с., но мотор «Днепра» родом из конца 30-х годов.

Увеличив мощность Днепра-10-36, конструкторы получили максимальную скорость в 105 км/ч. Предыдущая модель разгонялась всего до сотни. Но рубеж был пройден – двигатель исчерпал свои возможности. Тяга на низких оборотах стала заметно меньше.

Это не понравилось покупателям – производитель начал получать жалобы. Поэтому следующую модель в серии – это Днепр-11, дефорсировали до 32 «лошадок».

Кстати, в наше время мощность 36 л. с. не повод отказываться от покупки именно этого мотоцикла. Сейчас редко кто использует «колясычи» в качестве грузовичка. А тяги для водителя и пары пассажиров у Днепра-10-36 в любом случае хватит.

Внешность и отличия


Выглядит Днепр-10-36 обычно и типично для советских мотоциклов с коляской. В облике просматривается немецкая военная модель. Из современного на байке разве что сплошное сиденье, куда более комфортабельное, чем у ранних моделей. Но появилось оно еще на МТ-10.

На мотоцикле Днепр-10-36 ездил даже Адриано Челентано. Фото: Youtube.com

Более современный мотоцикл можно внешне отличить от простой «Десятки» по:

✅ Характерным шарикам на рычагах тормоза и сцепления
✅ Накидным гайкам на трубах выпуска
✅ Пассажирской подножке, которая откидывается вверх и назад

Основные отличия Днепр-10-36, как всегда, в технической части. Двигатель получил увеличенную до 36 л. с. мощность.

Передний тормоз стал эффективнее за счет применения двух активных колодок. Зазоры можно регулировать натяжением троса – до этого подобная система не использовалась на мотоциклах КМЗ и ИМЗ.

Те самые шарики на рукоятках. Фото: Youtube.com

Появился ручной тормоз оригинальной, но простой конструкции. Это обычный фиксатор рукоятки. Достаточно застопорить передний правый рычаг, и мотоцикл уже никуда не покатится.

Кстати, шарики на рычагах появились вовсе не ради эстетики. Они предотвращают травмы рук. Дабы усложнить жизнь угонщикам, Днепр-10-36 оснастили замком рулевой колонки.

На бензиновые шланги наконец начали ставить зажимы, чтобы они не соскальзывали. До этого владельцам мотоциклов приходилось фиксировать их самостоятельно. Чаще всего, делалось это с помощью найденной на улице проволоки.

Последняя, кстати, валялась повсеместно – ее очень редко покупали. Благодарить за это нужно масштабные стройки, которые велись по всему Советскому Союзу.

Двигатель данного мотоцикла форсировали до 36 л. с. Фото: Youtube.com

Для снижения шума двигателя, новый мотоцикл оснастили воздушным фильтром с глушителем. Его, кстати, можно ставить и на более ранние модели МТ.

Новые глушители с накидными гайками отводили больше тепла благодаря весу и оребрению метизов. На Днепр-10 выхлопные трубы крепились хомутами, не обеспечивающих высокие прилегающие свойства элементов.

Новый мотоцикл стал работать тише на 10 децибел. А еще производитель заявлял, что глушители больше не будут прогорать. Вспоминая юность, можно с уверенностью сказать, что это неправда. Или просто неправильно ездили мы на Днепр-10-36 в то время?

Двигатель и трансмиссия


Мотор новой модели считался самым передовым силовым агрегатом для мотоциклов своего времени. Забегая вперед, можно с уверенностью сказать, что это действительно лучший двигатель для двухколесной техники, выпущенный в СССР. Естественно, среди серийных моторов, которыми оснащались серийные мотоциклы.

А это уже Днепр-11. Фото: Youtube.com

Двигатель четырехтактный – уже это выделяло его на фоне «Минсков», «Восходов», Ижей и даже Jawa. Впрочем, тяжелые советские модели с колясками всегда были такими – благодаря общему прародителю, немецкому BMW.

Мотор Днепр-10-36 верхнеклапанный, что уже намекает на его любовь к высоким оборотам. Поэтому конструкторы и выжали из него 36, вместо 32 л. с.

Но покупателям лишние «лошадки» оказались нужны только на бумаге. Новый мотор потерял в тяге на низких оборотах. Не критично, но в условиях эксплуатации мотоцикла в сельской местности с постоянными перегрузками – это сказалось на надежности отрицательно.

Сейчас эти мотоциклы часто эксплуатируют без колясок. Фото: Youtube.com

Коробка передач у Днепр-10-36 четырехступенчатая, есть задняя скорость. Последний нюанс помогает маневрировать в стесненных условиях и на бездорожье. Работает КПП куда мягче, чем у «Урала», выпускавшегося в те же годы.

Да и вообще, коробки передач КМЗ однозначно лучше, чем ИМЗ. Поэтому часто владельцы ирбитских оппозитов меняли свои агрегаты на киевские.

Другие технические особенности


Рама у мотоцикла Днепр-10-36 сварена из труб. Она прочная, но соединение элементов далеко от идеала. Впрочем, качество сварки зависело от ряда обстоятельств, вроде начала или конца месяца, квалификации и настроения работника.

Приборная панель проста до безобразия. Фото: Youtube.com

Вилка у мотоцикла телескопическая с гидравлическими амортизаторами. Сзади стойки с пружинами. Все колеса взаимозаменяемые, так что «запаска» универсальная.

Коляска Днепр-10-36 пассажирского типа, но владельцев это никогда не останавливало. Они возили в ней все, что нужно для домашнего хозяйства, ремонта и строительства. Других вариантов особо не было, но мотоцикл терпел такие издевательства. Единственный нюанс – двигателю не хватало мощности при такой эксплуатации.

Топливный бак у мотоцикла большой – на 19 литров. Впрочем, при среднем расходе в 10 л., этого хватало максимум на 200 км пробега. Если карбюраторы «Днепра» отрегулированы, то «аппетит» держится в пределах 7-8 литров.

Днепр-10-36 с роторно-поршневым двигателем. Фото: Youtube.com

Так для чего нужен старый советский мотоцикл в наше время? В первую очередь, это память о минувших днях счастливой юности. Подойдет байк для поездок в сельской местности при условии хорошей погоды.

Но не стоит покупать Днепр-10-36 тому, кто не любит ремонтировать технику. С этим мотоциклом такое не пройдет – он будет периодически ломаться. Зато научит разбираться в устройстве двухколесной техники.

Купить Днепр-10-36 можно от 35 000 рублей и он будет на ходу. Главное не связываться с экземплярами без документов – выезжать на дороги общего пользования чревато рядом проблем.
А какой мотоцикл из советских оппозитов вам больше нравится?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....