
Skoda Octavia первого поколения – 14 лет на заводском конвейере
Уже во второй половине 80-х многие чехи мечтали об автомобиле с эмблемой в виде летящей стрелы заметно превосходящем «Фаворит». Где пытались эти мечты воплотить? В Италии команда стилистов Марка Дешама работала над проектом современной конструкции с ассиметрично расположенным логотипом.
Но основное движение вперед началось только в 1991 году. Тогда в Чехословакию, оставившую позади коммунистический строй, вошел немецкий автогигант Volkswagen. С тех пор самая знаменитая чешская марка получила «немецкий отлив». Некогда малолитражку со скромными параметрами решили наделить шасси от Golf третьего поколения с колесной базой 2471 мм. А это уже очень серьезно.
Skoda Octavia-1 (1996-2010). Фото: youtube.com
К концу 1992 года итальянец Джорджетто Джуджаро представил глиняную модель будущего автомобиля. Тогдашний чешский вице-премьер Вацлав Клаус раскритиковал макет за слишком итальянский дизайн. Все застопорилось, но ненадолго.
Дорабатывать и изменять детали в следующем году пришлось уже Дирку ван Брекелю и Раулю Пиресу из Audi. В 1994 году родились первые прототипы, сразу отправившиеся на испытания. Летом следующего года журнал Auto Tip опубликовал первое изображение новинки в виде постера. Для того, чтобы показать преемственность поколений, автопроизводитель взял для новинки имя модели, блиставшей в 60-е.
Производство современного автомобиля потребовало строительства новой линии в цехе площадью 37,5 тыс. кв. м. Это значительно увеличило годовой выпуск четырехколесной техники (с 90 до 350 тысяч). Так подготовили прекрасную базу для старта. Предсерию представили жюри конкурса «Европейский автомобиль года» уже 4 апреля 1996 года.
Успешному старту также поспособствовал новый покрасочный цех, способный вместить до 1800 автомобилей одновременно. В уже упомянутом европейском конкурсе 1997 года автомобиль занял престижное четвертое место. Очень быстро его популярность в Европе приняла значительные масштабы. Быстро прижился он и на постсоветском пространстве, особенно у т. н. «новых русских». Это побудило производителей выпускать автомобиль в разных вариантах кузова.
В кузове универсал прототип автомобиля впервые появился на выставке IAA во Франкфурте в 1997 году. Он привлек внимание фиолетовым цветом и формой колес. Но серийного производства пришлось ждать еще почти год. Грузопассажирская версия имела следующие отличия: увеличенный на 20 л багажник (548 л) и на 19 мм выше (1448 мм).
Более вместительный универсал. Фото: youtube.com
Лифтбеки 1999 года в комплектации SLX получили миниатюрную приборную панель по размеру щитка приборов, впервые дебютировавшую у универсала. В это время существовало всего лишь два варианта силовых агрегатов. Первый – 60-сильный 1,4-литровый «шкодовский» и 2-литровый, 115-сильный от «фольксов» образца середины 80-х. Со временем ситуация стала меняться к лучшему.
В ноябре того же года появился полноприводный автомобиль с муфтой Haldex, которая включала заднюю ось при проскальзывании передних колес. Базовый вариант предлагался как универсал. Он получил увеличенный бак (63 л) и ABS, ставшую частью стандартной комплектации автомобилей чешской марки. Здесь уже имелось три версии силовых агрегатов:
✅ 1,8 Turbo/110 кВт
✅ 2,0 MPI
✅ 1,9 TDI/66 кВт
Автомобиль оказался относительно недорогим, базовая модель стоила тогда 335,7 тысяч чешских крон (примерно 62 млн. рублей по курсу 1997 года). При этом даже седан предлагал вместительный багажник (со сложенными сидениями – 1320 л). Правда, расстояние между осями в 2512 мм заставляло отнести автомобиль к нижнему среднему классу. Это означало один заметный минус: недостаток места для задних пассажиров. Да, для них длительная поездка вряд ли могла выглядеть комфортной. Конструктивно это была классика 90-х со стойками McPherson, нижними поперечными рычагами спереди и кривошипно-шатунным механизмом сзади.
С 1,9 TDI под капотом. Фото: youtube.com
Устойчивости во время движения способствовали поперечные торсионные стабилизаторы, а мягкость движения обеспечивали винтовые пружины и телескопические амортизаторы. За ABS приходилось дополнительно доплачивать. Также как и за легкосплавные 15-дюймовые диски (базовыми являлись 14-дюймовые колеса).
А вот палитра двигателей со временем заметно выросла. И это являлось прекрасным доказательством востребованности автомобилей этой модели:
✅ OHC с чугунным блоком (1598 куб. см / 75 л. с)
✅ 8-цилиндровый DOHC (1781 куб. см / 125 л. с)
✅ турбодизель 1.9 TDI (1896 куб. см / 90 л. с)
С начала производства автомобиля предлагалась пятиступенчатая механическая КПП. Но уже в 1997-м пришла 4-скоростная автоматика. Самый малокубатурный двигатель расходовал менее 8 л / 100 км. А вот турбодизель показывал отличные 5-6 л / 100 км.
Безусловно, этот автомобиль выглядит очень элегантно, даже для нашего времени. А тогда он и вовсе являлся ярким представителем «шик-модерна». Производитель делал прицел на молодые семьи Западной Европы и уже упомянутых новых коммерсантов бывшего социалистического лагеря. Если вернуться к лифтбеку, то он имел следующие параметры:
✅ длина – 4511 мм
✅ ширина – 1731 мм
✅ высота – 1429 мм
✅ коэффициент лобового сопротивления – ок. 0,31
✅ вес – 1160 кг (дизельная версия – 1285 кг)
К явному плюсу можно отнести шикарную радиаторную решетку. Имелось и пару минусов. В первую очередь, многих смущала черно-серая приборная панель. Нередки у первых моделей и проблемы с герметичностью лобового стекла.
Роскошную версию автомобиля снабдили историческим названием Laurin & Klement. Она получила специальную отделку салона в бежевых тонах и кожаные руль и сидения. У передних имелся также подогрев, а фары получили прозрачную оптику. Все оснащение автомобиля подчеркивало его класс:
✅ 16-дюймовые легкосплавные диски
✅ стеклянный люк с электроприводом
✅ декор под дерево
✅ круиз-контроль
Удобство поездки обеспечили автоматический кондиционер Climatronic и высококачественная аудиосистема Symphonie. Автомобиль комплектовался дизельными моторами с турбонаддувом (мощностью 110 и 150 л. с).
Чуть позже появилась удлиненная на 8 см версия для политиков и высших чиновников. К 2001 году планировалось собрать около двухсот таких шикарных авто с расширенными центральными стойками. Но модель не прижилась, а выпуск ограничился лишь пятью прототипами собранными вручную. Так что, это – самая раритетная модификация Skoda Octavia первого поколения.
В сентябре 2000 года производитель провел небольшую модернизацию. Фары и бамперы получили закругленную форму, а прозрачная оптика стала стандартом. Изменилась также графика задних фонарей и габариты автомобиля всех модификаций. Конструкторы усилили средние стойки и моторный отсек. А само авто слегка поднялось, благодаря модифицированному заднему мосту.
Комфортный салон и пластиковая приборная панель. Фото: youtube.com
Расширилась и начинка приборной панели: датчик дождя, дворник заднего стекла и навигация (для лифтбеков). Появились новый спидометр, ксеноновые лампы и электрорегулировка передних сидений. Чуть позже представлена Octavia RS (Rally Sport).
Она в 2001 году получила турбодизель 1.8 Turbo, развивавший мощность 180 л. с. С этим мотором спорткар мог за 7,9 секунды преодолевать первую «сотню», развивая скорость до 235 км/ч. Автомобиль оказался самой быстрой модификацией в первом поколении Skoda Octavia. Он получил также уникальные бамперы и задний спойлер.
В середине того же года (к 3-миллионному юбилею Skoda под немецким патронатом) выпущена ограниченная версия Celebration. Заводская кабина универсала получила цвет слоновой кости, а полноприводный автомобиль выполнили в кузове лифтбэк. Спецсерию также укомплектовали боковыми подушками безопасности.
Вместительный багажник Skoda Octavia. Фото: youtube.com
За долгую историю первого поколения выпущено 1442126 единиц легковой техники (970 тысяч лифтбэков и б. 470 тысяч универсалов). История первого поколения на основных мощностях завершилась 10 ноября 2010 года. Правда, какое-то время она еще продолжалась в индийском и других филиалах компании. Один из них – завод «АзияАвто» в Усть-Каменогорске (Казахстан). Может быть, мы позже еще расскажем вам о следующих поколениях Skoda Octavia.
Но основное движение вперед началось только в 1991 году. Тогда в Чехословакию, оставившую позади коммунистический строй, вошел немецкий автогигант Volkswagen. С тех пор самая знаменитая чешская марка получила «немецкий отлив». Некогда малолитражку со скромными параметрами решили наделить шасси от Golf третьего поколения с колесной базой 2471 мм. А это уже очень серьезно.

К концу 1992 года итальянец Джорджетто Джуджаро представил глиняную модель будущего автомобиля. Тогдашний чешский вице-премьер Вацлав Клаус раскритиковал макет за слишком итальянский дизайн. Все застопорилось, но ненадолго.
Дорабатывать и изменять детали в следующем году пришлось уже Дирку ван Брекелю и Раулю Пиресу из Audi. В 1994 году родились первые прототипы, сразу отправившиеся на испытания. Летом следующего года журнал Auto Tip опубликовал первое изображение новинки в виде постера. Для того, чтобы показать преемственность поколений, автопроизводитель взял для новинки имя модели, блиставшей в 60-е.
Начало долгой истории
Производство современного автомобиля потребовало строительства новой линии в цехе площадью 37,5 тыс. кв. м. Это значительно увеличило годовой выпуск четырехколесной техники (с 90 до 350 тысяч). Так подготовили прекрасную базу для старта. Предсерию представили жюри конкурса «Европейский автомобиль года» уже 4 апреля 1996 года.
А 1 сентября на производственной площадке устроили смотрины новой Skoda Octavia для представителей СМИ. Через два дня стартовало серийное производство. Мировая премьера Octavia состоялась в конце месяца в Париже, а первых отечественных покупателей встретили в ноябре.
Успешному старту также поспособствовал новый покрасочный цех, способный вместить до 1800 автомобилей одновременно. В уже упомянутом европейском конкурсе 1997 года автомобиль занял престижное четвертое место. Очень быстро его популярность в Европе приняла значительные масштабы. Быстро прижился он и на постсоветском пространстве, особенно у т. н. «новых русских». Это побудило производителей выпускать автомобиль в разных вариантах кузова.
Skoda Octavia в разных исполнениях
В кузове универсал прототип автомобиля впервые появился на выставке IAA во Франкфурте в 1997 году. Он привлек внимание фиолетовым цветом и формой колес. Но серийного производства пришлось ждать еще почти год. Грузопассажирская версия имела следующие отличия: увеличенный на 20 л багажник (548 л) и на 19 мм выше (1448 мм).

Лифтбеки 1999 года в комплектации SLX получили миниатюрную приборную панель по размеру щитка приборов, впервые дебютировавшую у универсала. В это время существовало всего лишь два варианта силовых агрегатов. Первый – 60-сильный 1,4-литровый «шкодовский» и 2-литровый, 115-сильный от «фольксов» образца середины 80-х. Со временем ситуация стала меняться к лучшему.
В ноябре того же года появился полноприводный автомобиль с муфтой Haldex, которая включала заднюю ось при проскальзывании передних колес. Базовый вариант предлагался как универсал. Он получил увеличенный бак (63 л) и ABS, ставшую частью стандартной комплектации автомобилей чешской марки. Здесь уже имелось три версии силовых агрегатов:
✅ 1,8 Turbo/110 кВт
✅ 2,0 MPI
✅ 1,9 TDI/66 кВт
Автомобиль оказался относительно недорогим, базовая модель стоила тогда 335,7 тысяч чешских крон (примерно 62 млн. рублей по курсу 1997 года). При этом даже седан предлагал вместительный багажник (со сложенными сидениями – 1320 л). Правда, расстояние между осями в 2512 мм заставляло отнести автомобиль к нижнему среднему классу. Это означало один заметный минус: недостаток места для задних пассажиров. Да, для них длительная поездка вряд ли могла выглядеть комфортной. Конструктивно это была классика 90-х со стойками McPherson, нижними поперечными рычагами спереди и кривошипно-шатунным механизмом сзади.

Устойчивости во время движения способствовали поперечные торсионные стабилизаторы, а мягкость движения обеспечивали винтовые пружины и телескопические амортизаторы. За ABS приходилось дополнительно доплачивать. Также как и за легкосплавные 15-дюймовые диски (базовыми являлись 14-дюймовые колеса).
Расширение предложений силовых агрегатов
А вот палитра двигателей со временем заметно выросла. И это являлось прекрасным доказательством востребованности автомобилей этой модели:
✅ OHC с чугунным блоком (1598 куб. см / 75 л. с)
✅ 8-цилиндровый DOHC (1781 куб. см / 125 л. с)
✅ турбодизель 1.9 TDI (1896 куб. см / 90 л. с)
С начала производства автомобиля предлагалась пятиступенчатая механическая КПП. Но уже в 1997-м пришла 4-скоростная автоматика. Самый малокубатурный двигатель расходовал менее 8 л / 100 км. А вот турбодизель показывал отличные 5-6 л / 100 км.
Безусловно, этот автомобиль выглядит очень элегантно, даже для нашего времени. А тогда он и вовсе являлся ярким представителем «шик-модерна». Производитель делал прицел на молодые семьи Западной Европы и уже упомянутых новых коммерсантов бывшего социалистического лагеря. Если вернуться к лифтбеку, то он имел следующие параметры:
✅ длина – 4511 мм
✅ ширина – 1731 мм
✅ высота – 1429 мм
✅ коэффициент лобового сопротивления – ок. 0,31
✅ вес – 1160 кг (дизельная версия – 1285 кг)
К явному плюсу можно отнести шикарную радиаторную решетку. Имелось и пару минусов. В первую очередь, многих смущала черно-серая приборная панель. Нередки у первых моделей и проблемы с герметичностью лобового стекла.
Люксовые спецсерии
Роскошную версию автомобиля снабдили историческим названием Laurin & Klement. Она получила специальную отделку салона в бежевых тонах и кожаные руль и сидения. У передних имелся также подогрев, а фары получили прозрачную оптику. Все оснащение автомобиля подчеркивало его класс:
✅ 16-дюймовые легкосплавные диски
✅ стеклянный люк с электроприводом
✅ декор под дерево
✅ круиз-контроль
Удобство поездки обеспечили автоматический кондиционер Climatronic и высококачественная аудиосистема Symphonie. Автомобиль комплектовался дизельными моторами с турбонаддувом (мощностью 110 и 150 л. с).
Чуть позже появилась удлиненная на 8 см версия для политиков и высших чиновников. К 2001 году планировалось собрать около двухсот таких шикарных авто с расширенными центральными стойками. Но модель не прижилась, а выпуск ограничился лишь пятью прототипами собранными вручную. Так что, это – самая раритетная модификация Skoda Octavia первого поколения.
Фэйслифтинг и автомобиль для ралли
В сентябре 2000 года производитель провел небольшую модернизацию. Фары и бамперы получили закругленную форму, а прозрачная оптика стала стандартом. Изменилась также графика задних фонарей и габариты автомобиля всех модификаций. Конструкторы усилили средние стойки и моторный отсек. А само авто слегка поднялось, благодаря модифицированному заднему мосту.

Расширилась и начинка приборной панели: датчик дождя, дворник заднего стекла и навигация (для лифтбеков). Появились новый спидометр, ксеноновые лампы и электрорегулировка передних сидений. Чуть позже представлена Octavia RS (Rally Sport).
Она в 2001 году получила турбодизель 1.8 Turbo, развивавший мощность 180 л. с. С этим мотором спорткар мог за 7,9 секунды преодолевать первую «сотню», развивая скорость до 235 км/ч. Автомобиль оказался самой быстрой модификацией в первом поколении Skoda Octavia. Он получил также уникальные бамперы и задний спойлер.
В середине того же года (к 3-миллионному юбилею Skoda под немецким патронатом) выпущена ограниченная версия Celebration. Заводская кабина универсала получила цвет слоновой кости, а полноприводный автомобиль выполнили в кузове лифтбэк. Спецсерию также укомплектовали боковыми подушками безопасности.

За долгую историю первого поколения выпущено 1442126 единиц легковой техники (970 тысяч лифтбэков и б. 470 тысяч универсалов). История первого поколения на основных мощностях завершилась 10 ноября 2010 года. Правда, какое-то время она еще продолжалась в индийском и других филиалах компании. Один из них – завод «АзияАвто» в Усть-Каменогорске (Казахстан). Может быть, мы позже еще расскажем вам о следующих поколениях Skoda Octavia.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...