«Минск М1А» и «М1М»: начало истории легких мотоциклов из Беларуси
Большинство советских парней мечтали обладать красивой и мощной мототехникой из Чехословакии. Были и те, кто отдавал предпочтение советскому ИЖ или тяжелым мотоциклам. Очень мало нашлось бы тех, кто заявил во всеуслышание: я люблю «Минск» и других мне не надо. Просто, легкий аппарат, почти мопед, как-то несолидно.
При этом все почти единодушно признавали качество и надежность белорусских мотоциклов. А многие ребята помоложе свой первый опыт вождения связывали именно с ними. Так что, несмотря на свои скромные параметры, минская техника завоевала и почет, и уважение мотолюбителей. И, конечно же, плотно вошла в историю отечественного мотостроения.
Многие помнят ярко-красные байки с характерным аистом на небольшом бензобаке. Но мало найдется тех, кто знает с чего начиналась история легендарного завода и какими были его первые модели. Впрочем, некоторые из них дожили и до середины 80-х. Правда чаще всего – в виде надежных 3-скоростных двигателей с рабочим объемом 123 куб. см.
Этими моторами провинциальные умельцы «усиливали» свои «Верховины», «Риги» или «Карпаты». Не секрет, что стандартные двигатели этих мопедов не выдерживали никакой критики и были откровенно слабоваты в тяге. А вот после несанкционированной замены все становилось гораздо веселей. Конечно, в городах таких умников могла легко отловить доблестная советская милиция, а вот в поселках или селах им ничего не угрожало и ребята могли спокойно рассекать по пыльным улочкам.
Последствием Второй мировой войны для нашей страны стала не только многолетняя разруха и десятки миллионов человеческих жертв. В 40-х годах по ленд-лизу и в качестве контрибуций к нам поступило множество образцов передовой зарубежной техники.
Одним из таковых стал немецкий DKW RT-125. Удивительно, но этот легкий мотоцикл повлиял на конструкции своих «коллег» в восьми странах мира по обе стороны океана. И среди них – ведущие производители мотоциклетной техники из США и Японии, имена которых и сегодня не нуждаются в особом представлении. Положительно повлиял немецкий аппарат и сразу на два советских завода (можно сказать три, ведь начальное производство находилось в столице).
Впервые советские мотолюбители познакомились с нашей копией мотоцикла под именем М1А «Москва». Такой набор букв в аббревиатуре побудил доморощенных умников дать ему характерную кличку – «Макака». Интересно, что она сохранилась и позже, когда производство легких мотоциклов географически переместилось в другую точку страны (соответственно, изменилось и название модели). Я вам скажу больше, не зная исходных причин этого прозвища, мы – молодежь конца 80-х, делали свои выводы. Причиной назывались красный цвет аппарата, его скромные параметры и т. д. Никому и в голову не приходило, что у «макаки» такая долгая история.
Само предприятие появилось в первые послевоенные месяцы. Разрушенные здания галантерейной фабрики решили восстановить с прицелом на будущую сборку двухколесной техники. Ко времени передачи модели завод уже успешно функционировал. Поэтому 12 июля 1951 года можно считать датой его рождения как ММВЗ. В этот день с конвейера сошел первый М1А, собранный в белорусской столице.
Но советским людям требовалось больше простой, легкой и надежной техники. Поэтому параллельно на мощностях завода в Коврове выпускался мотоцикл под названием К-125. Он практически не имел отличий от минского «брата». Его производство продолжалось до 1958 года, после чего предприятие во Владимировской области перешло в более высокую «весовую категорию».
А вот в Минске проявили завидное стремление к стабильности. В течение последующих четырех десятилетий на заводской конвейер встало множество различных моделей и модификаций. Кроме надежности и практичности их объединяло еще одно: двигатели каждого из этих мотоциклов относились к категории 125 куб. см. Да, в Беларуси полюбили производить легкую технику, а советские мотолюбители души не чаяли в своих «макаках».
Конечно, в процессе производства и эксплуатации, белорусские инженеры вносили некоторые доработки в конструкцию мотоцикла. Но вначале он представлял собой технику со следующими параметрами:
✅ посадочных мест – 1
✅ фара с ключом зажигания и лампой контроля
✅ приборы – в черной коробке под сидением
✅ телескопическая передняя вилка
✅ заднее колесо без рессор
Конструкция мотоцикла оказалась неплохой для своего времени, но слишком упрощенной. Это можно сказать и о карбюраторе К-30 (с диаметром диффузора 16 мм), и о самом силовом агрегате. Этот 17,5-килограммовый мотор располагал довольно скромными характеристиками:
✅ 3-ступенчатая КПП
✅ мощность – 4,25 л. с
✅ максимальная скорость – 70 км/ч
У мотоцикла имелся генератор постоянного тока и аккумулятор, а элементы цилиндра (головка) и картер отлили из алюминиевого сплава. Сам цилиндр изготавливался из чугуна. Кстати, использование алюминия в конструкции цилиндров продолжилось и в будущих моделях завода.
80-килограммовая техника (допустимая нагрузка – 150 кг) имела длину 1955 мм, а высоту 950 мм. В качестве топлива использовался бензин марки А-66. У мотоцикла не было ни указателей поворота, ни стоп-сигнала. Седло устанавливалось велосипедного типа, подпружиненное. К этому можно добавить закрытую трубчатую раму и аккумулятор марки ЗМТ-1.
Как можете видеть сами, конструкция первого белорусского мотоцикла оказалась максимально упрощенной и практичной в использовании. Но всем было ясно, что отсутствие ряда базовых элементов и удобств в эксплуатации неминуемо приведет минских инженеров к идее коренной модернизации мотоцикла. В базовом исполнении он простоял на заводском конвейере в течение пяти лет. Параллельно шли исследования и разработки, имеющие своей целью осовременивание конструкции довоенного периода и расширения ее комплектации и удобств.
К 1956 году работы по модернизации подошли к успешному завершению. Поэтому руководством завода было принято решение о внедрении в производство новой модели.
К примеру, для лучшей амортизации, короткие рычаги в передней вилке заменили на пружинные амортизаторы. Подобную конструкцию теперь установили и сзади. Мотоцикл получил гораздо более мягкую подвеску, что увеличило комфортность поездки на нем. Правда, по бездорожью его устойчивость теперь немного проигрывала М1А. Увеличен также целый ряд показателей по сравнению с предшественником:
✅ мощность – на 5 ед.
✅ скорость – на 5 ед.
✅ диаметр диффузора карбюратора – на 4 мм
М1М получил головку цилиндра с повышенной степенью сжатия и электрооборудование, работающее на переменном токе. Старая модель выпускалась параллельно в течение двух лет. А вот М1М сохранил свое лидерство на минском конвейере на ближайшие пять лет.
После этого минчане представили уже новую модель М-103. Она получила гидравлические амортизаторы и профилированные крылья. В силовом агрегате, кроме улучшения очистки воздуха, серьезных изменений не произошло.
При этом все почти единодушно признавали качество и надежность белорусских мотоциклов. А многие ребята помоложе свой первый опыт вождения связывали именно с ними. Так что, несмотря на свои скромные параметры, минская техника завоевала и почет, и уважение мотолюбителей. И, конечно же, плотно вошла в историю отечественного мотостроения.
Сначала это была «Москва М1А». Фото: youtube.com
Многие помнят ярко-красные байки с характерным аистом на небольшом бензобаке. Но мало найдется тех, кто знает с чего начиналась история легендарного завода и какими были его первые модели. Впрочем, некоторые из них дожили и до середины 80-х. Правда чаще всего – в виде надежных 3-скоростных двигателей с рабочим объемом 123 куб. см.
Этими моторами провинциальные умельцы «усиливали» свои «Верховины», «Риги» или «Карпаты». Не секрет, что стандартные двигатели этих мопедов не выдерживали никакой критики и были откровенно слабоваты в тяге. А вот после несанкционированной замены все становилось гораздо веселей. Конечно, в городах таких умников могла легко отловить доблестная советская милиция, а вот в поселках или селах им ничего не угрожало и ребята могли спокойно рассекать по пыльным улочкам.
По дороге из Москвы в Минск
Последствием Второй мировой войны для нашей страны стала не только многолетняя разруха и десятки миллионов человеческих жертв. В 40-х годах по ленд-лизу и в качестве контрибуций к нам поступило множество образцов передовой зарубежной техники.
Простой и надежный. Фото: youtube.com
Одним из таковых стал немецкий DKW RT-125. Удивительно, но этот легкий мотоцикл повлиял на конструкции своих «коллег» в восьми странах мира по обе стороны океана. И среди них – ведущие производители мотоциклетной техники из США и Японии, имена которых и сегодня не нуждаются в особом представлении. Положительно повлиял немецкий аппарат и сразу на два советских завода (можно сказать три, ведь начальное производство находилось в столице).
Впервые советские мотолюбители познакомились с нашей копией мотоцикла под именем М1А «Москва». Такой набор букв в аббревиатуре побудил доморощенных умников дать ему характерную кличку – «Макака». Интересно, что она сохранилась и позже, когда производство легких мотоциклов географически переместилось в другую точку страны (соответственно, изменилось и название модели). Я вам скажу больше, не зная исходных причин этого прозвища, мы – молодежь конца 80-х, делали свои выводы. Причиной назывались красный цвет аппарата, его скромные параметры и т. д. Никому и в голову не приходило, что у «макаки» такая долгая история.
В 1951 году принято решение о переносе производства в белорусскую столицу. Здесь, на базе Минского велозавода (позже переименован в ММВЗ) с того времени освоен выпуск 125-кубового мотоцикла. Смена географии повлияла и на название мотоцикла. Теперь, на ближайшие семь лет, вся страна знала его как М1А «Минск».
Само предприятие появилось в первые послевоенные месяцы. Разрушенные здания галантерейной фабрики решили восстановить с прицелом на будущую сборку двухколесной техники. Ко времени передачи модели завод уже успешно функционировал. Поэтому 12 июля 1951 года можно считать датой его рождения как ММВЗ. В этот день с конвейера сошел первый М1А, собранный в белорусской столице.
Но советским людям требовалось больше простой, легкой и надежной техники. Поэтому параллельно на мощностях завода в Коврове выпускался мотоцикл под названием К-125. Он практически не имел отличий от минского «брата». Его производство продолжалось до 1958 года, после чего предприятие во Владимировской области перешло в более высокую «весовую категорию».
Сегодня от кажется больше похожим на мопед. Фото: youtube.com
А вот в Минске проявили завидное стремление к стабильности. В течение последующих четырех десятилетий на заводской конвейер встало множество различных моделей и модификаций. Кроме надежности и практичности их объединяло еще одно: двигатели каждого из этих мотоциклов относились к категории 125 куб. см. Да, в Беларуси полюбили производить легкую технику, а советские мотолюбители души не чаяли в своих «макаках».
Технические показатели минского мотоцикла
Конечно, в процессе производства и эксплуатации, белорусские инженеры вносили некоторые доработки в конструкцию мотоцикла. Но вначале он представлял собой технику со следующими параметрами:
✅ посадочных мест – 1
✅ фара с ключом зажигания и лампой контроля
✅ приборы – в черной коробке под сидением
✅ телескопическая передняя вилка
✅ заднее колесо без рессор
Конструкция мотоцикла оказалась неплохой для своего времени, но слишком упрощенной. Это можно сказать и о карбюраторе К-30 (с диаметром диффузора 16 мм), и о самом силовом агрегате. Этот 17,5-килограммовый мотор располагал довольно скромными характеристиками:
✅ 3-ступенчатая КПП
✅ мощность – 4,25 л. с
✅ максимальная скорость – 70 км/ч
У мотоцикла имелся генератор постоянного тока и аккумулятор, а элементы цилиндра (головка) и картер отлили из алюминиевого сплава. Сам цилиндр изготавливался из чугуна. Кстати, использование алюминия в конструкции цилиндров продолжилось и в будущих моделях завода.
80-килограммовая техника (допустимая нагрузка – 150 кг) имела длину 1955 мм, а высоту 950 мм. В качестве топлива использовался бензин марки А-66. У мотоцикла не было ни указателей поворота, ни стоп-сигнала. Седло устанавливалось велосипедного типа, подпружиненное. К этому можно добавить закрытую трубчатую раму и аккумулятор марки ЗМТ-1.
Цилиндр, выполненный из разных металлов. Фото: youtube.com
Как можете видеть сами, конструкция первого белорусского мотоцикла оказалась максимально упрощенной и практичной в использовании. Но всем было ясно, что отсутствие ряда базовых элементов и удобств в эксплуатации неминуемо приведет минских инженеров к идее коренной модернизации мотоцикла. В базовом исполнении он простоял на заводском конвейере в течение пяти лет. Параллельно шли исследования и разработки, имеющие своей целью осовременивание конструкции довоенного периода и расширения ее комплектации и удобств.
Усовершенствованный М1М
К 1956 году работы по модернизации подошли к успешному завершению. Поэтому руководством завода было принято решение о внедрении в производство новой модели.
С того года в Минске начат выпуск мотоцикла модели М1М. Он имел ряд преимуществ и выгодных усовершенствований, по сравнению с первой моделью предприятия.
К примеру, для лучшей амортизации, короткие рычаги в передней вилке заменили на пружинные амортизаторы. Подобную конструкцию теперь установили и сзади. Мотоцикл получил гораздо более мягкую подвеску, что увеличило комфортность поездки на нем. Правда, по бездорожью его устойчивость теперь немного проигрывала М1А. Увеличен также целый ряд показателей по сравнению с предшественником:
✅ мощность – на 5 ед.
✅ скорость – на 5 ед.
✅ диаметр диффузора карбюратора – на 4 мм
М1М получил головку цилиндра с повышенной степенью сжатия и электрооборудование, работающее на переменном токе. Старая модель выпускалась параллельно в течение двух лет. А вот М1М сохранил свое лидерство на минском конвейере на ближайшие пять лет.
Ножное переключение передач практичнее. Фото: youtube.com
После этого минчане представили уже новую модель М-103. Она получила гидравлические амортизаторы и профилированные крылья. В силовом агрегате, кроме улучшения очистки воздуха, серьезных изменений не произошло.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...