
«Минск М1А» и «М1М»: начало истории легких мотоциклов из Беларуси
Большинство советских парней мечтали обладать красивой и мощной мототехникой из Чехословакии. Были и те, кто отдавал предпочтение советскому ИЖ или тяжелым мотоциклам. Очень мало нашлось бы тех, кто заявил во всеуслышание: я люблю «Минск» и других мне не надо. Просто, легкий аппарат, почти мопед, как-то несолидно.
При этом все почти единодушно признавали качество и надежность белорусских мотоциклов. А многие ребята помоложе свой первый опыт вождения связывали именно с ними. Так что, несмотря на свои скромные параметры, минская техника завоевала и почет, и уважение мотолюбителей. И, конечно же, плотно вошла в историю отечественного мотостроения.
Сначала это была «Москва М1А». Фото: youtube.com
Многие помнят ярко-красные байки с характерным аистом на небольшом бензобаке. Но мало найдется тех, кто знает с чего начиналась история легендарного завода и какими были его первые модели. Впрочем, некоторые из них дожили и до середины 80-х. Правда чаще всего – в виде надежных 3-скоростных двигателей с рабочим объемом 123 куб. см.
Этими моторами провинциальные умельцы «усиливали» свои «Верховины», «Риги» или «Карпаты». Не секрет, что стандартные двигатели этих мопедов не выдерживали никакой критики и были откровенно слабоваты в тяге. А вот после несанкционированной замены все становилось гораздо веселей. Конечно, в городах таких умников могла легко отловить доблестная советская милиция, а вот в поселках или селах им ничего не угрожало и ребята могли спокойно рассекать по пыльным улочкам.
Последствием Второй мировой войны для нашей страны стала не только многолетняя разруха и десятки миллионов человеческих жертв. В 40-х годах по ленд-лизу и в качестве контрибуций к нам поступило множество образцов передовой зарубежной техники.
Простой и надежный. Фото: youtube.com
Одним из таковых стал немецкий DKW RT-125. Удивительно, но этот легкий мотоцикл повлиял на конструкции своих «коллег» в восьми странах мира по обе стороны океана. И среди них – ведущие производители мотоциклетной техники из США и Японии, имена которых и сегодня не нуждаются в особом представлении. Положительно повлиял немецкий аппарат и сразу на два советских завода (можно сказать три, ведь начальное производство находилось в столице).
Впервые советские мотолюбители познакомились с нашей копией мотоцикла под именем М1А «Москва». Такой набор букв в аббревиатуре побудил доморощенных умников дать ему характерную кличку – «Макака». Интересно, что она сохранилась и позже, когда производство легких мотоциклов географически переместилось в другую точку страны (соответственно, изменилось и название модели). Я вам скажу больше, не зная исходных причин этого прозвища, мы – молодежь конца 80-х, делали свои выводы. Причиной назывались красный цвет аппарата, его скромные параметры и т. д. Никому и в голову не приходило, что у «макаки» такая долгая история.
Само предприятие появилось в первые послевоенные месяцы. Разрушенные здания галантерейной фабрики решили восстановить с прицелом на будущую сборку двухколесной техники. Ко времени передачи модели завод уже успешно функционировал. Поэтому 12 июля 1951 года можно считать датой его рождения как ММВЗ. В этот день с конвейера сошел первый М1А, собранный в белорусской столице.
Но советским людям требовалось больше простой, легкой и надежной техники. Поэтому параллельно на мощностях завода в Коврове выпускался мотоцикл под названием К-125. Он практически не имел отличий от минского «брата». Его производство продолжалось до 1958 года, после чего предприятие во Владимировской области перешло в более высокую «весовую категорию».
Сегодня от кажется больше похожим на мопед. Фото: youtube.com
А вот в Минске проявили завидное стремление к стабильности. В течение последующих четырех десятилетий на заводской конвейер встало множество различных моделей и модификаций. Кроме надежности и практичности их объединяло еще одно: двигатели каждого из этих мотоциклов относились к категории 125 куб. см. Да, в Беларуси полюбили производить легкую технику, а советские мотолюбители души не чаяли в своих «макаках».
Конечно, в процессе производства и эксплуатации, белорусские инженеры вносили некоторые доработки в конструкцию мотоцикла. Но вначале он представлял собой технику со следующими параметрами:
✅ посадочных мест – 1
✅ фара с ключом зажигания и лампой контроля
✅ приборы – в черной коробке под сидением
✅ телескопическая передняя вилка
✅ заднее колесо без рессор
Конструкция мотоцикла оказалась неплохой для своего времени, но слишком упрощенной. Это можно сказать и о карбюраторе К-30 (с диаметром диффузора 16 мм), и о самом силовом агрегате. Этот 17,5-килограммовый мотор располагал довольно скромными характеристиками:
✅ 3-ступенчатая КПП
✅ мощность – 4,25 л. с
✅ максимальная скорость – 70 км/ч
У мотоцикла имелся генератор постоянного тока и аккумулятор, а элементы цилиндра (головка) и картер отлили из алюминиевого сплава. Сам цилиндр изготавливался из чугуна. Кстати, использование алюминия в конструкции цилиндров продолжилось и в будущих моделях завода.
80-килограммовая техника (допустимая нагрузка – 150 кг) имела длину 1955 мм, а высоту 950 мм. В качестве топлива использовался бензин марки А-66. У мотоцикла не было ни указателей поворота, ни стоп-сигнала. Седло устанавливалось велосипедного типа, подпружиненное. К этому можно добавить закрытую трубчатую раму и аккумулятор марки ЗМТ-1.
Цилиндр, выполненный из разных металлов. Фото: youtube.com
Как можете видеть сами, конструкция первого белорусского мотоцикла оказалась максимально упрощенной и практичной в использовании. Но всем было ясно, что отсутствие ряда базовых элементов и удобств в эксплуатации неминуемо приведет минских инженеров к идее коренной модернизации мотоцикла. В базовом исполнении он простоял на заводском конвейере в течение пяти лет. Параллельно шли исследования и разработки, имеющие своей целью осовременивание конструкции довоенного периода и расширения ее комплектации и удобств.
К 1956 году работы по модернизации подошли к успешному завершению. Поэтому руководством завода было принято решение о внедрении в производство новой модели.
К примеру, для лучшей амортизации, короткие рычаги в передней вилке заменили на пружинные амортизаторы. Подобную конструкцию теперь установили и сзади. Мотоцикл получил гораздо более мягкую подвеску, что увеличило комфортность поездки на нем. Правда, по бездорожью его устойчивость теперь немного проигрывала М1А. Увеличен также целый ряд показателей по сравнению с предшественником:
✅ мощность – на 5 ед.
✅ скорость – на 5 ед.
✅ диаметр диффузора карбюратора – на 4 мм
М1М получил головку цилиндра с повышенной степенью сжатия и электрооборудование, работающее на переменном токе. Старая модель выпускалась параллельно в течение двух лет. А вот М1М сохранил свое лидерство на минском конвейере на ближайшие пять лет.
Ножное переключение передач практичнее. Фото: youtube.com
После этого минчане представили уже новую модель М-103. Она получила гидравлические амортизаторы и профилированные крылья. В силовом агрегате, кроме улучшения очистки воздуха, серьезных изменений не произошло.
При этом все почти единодушно признавали качество и надежность белорусских мотоциклов. А многие ребята помоложе свой первый опыт вождения связывали именно с ними. Так что, несмотря на свои скромные параметры, минская техника завоевала и почет, и уважение мотолюбителей. И, конечно же, плотно вошла в историю отечественного мотостроения.

Многие помнят ярко-красные байки с характерным аистом на небольшом бензобаке. Но мало найдется тех, кто знает с чего начиналась история легендарного завода и какими были его первые модели. Впрочем, некоторые из них дожили и до середины 80-х. Правда чаще всего – в виде надежных 3-скоростных двигателей с рабочим объемом 123 куб. см.
Этими моторами провинциальные умельцы «усиливали» свои «Верховины», «Риги» или «Карпаты». Не секрет, что стандартные двигатели этих мопедов не выдерживали никакой критики и были откровенно слабоваты в тяге. А вот после несанкционированной замены все становилось гораздо веселей. Конечно, в городах таких умников могла легко отловить доблестная советская милиция, а вот в поселках или селах им ничего не угрожало и ребята могли спокойно рассекать по пыльным улочкам.
По дороге из Москвы в Минск
Последствием Второй мировой войны для нашей страны стала не только многолетняя разруха и десятки миллионов человеческих жертв. В 40-х годах по ленд-лизу и в качестве контрибуций к нам поступило множество образцов передовой зарубежной техники.

Одним из таковых стал немецкий DKW RT-125. Удивительно, но этот легкий мотоцикл повлиял на конструкции своих «коллег» в восьми странах мира по обе стороны океана. И среди них – ведущие производители мотоциклетной техники из США и Японии, имена которых и сегодня не нуждаются в особом представлении. Положительно повлиял немецкий аппарат и сразу на два советских завода (можно сказать три, ведь начальное производство находилось в столице).
Впервые советские мотолюбители познакомились с нашей копией мотоцикла под именем М1А «Москва». Такой набор букв в аббревиатуре побудил доморощенных умников дать ему характерную кличку – «Макака». Интересно, что она сохранилась и позже, когда производство легких мотоциклов географически переместилось в другую точку страны (соответственно, изменилось и название модели). Я вам скажу больше, не зная исходных причин этого прозвища, мы – молодежь конца 80-х, делали свои выводы. Причиной назывались красный цвет аппарата, его скромные параметры и т. д. Никому и в голову не приходило, что у «макаки» такая долгая история.
В 1951 году принято решение о переносе производства в белорусскую столицу. Здесь, на базе Минского велозавода (позже переименован в ММВЗ) с того времени освоен выпуск 125-кубового мотоцикла. Смена географии повлияла и на название мотоцикла. Теперь, на ближайшие семь лет, вся страна знала его как М1А «Минск».
Само предприятие появилось в первые послевоенные месяцы. Разрушенные здания галантерейной фабрики решили восстановить с прицелом на будущую сборку двухколесной техники. Ко времени передачи модели завод уже успешно функционировал. Поэтому 12 июля 1951 года можно считать датой его рождения как ММВЗ. В этот день с конвейера сошел первый М1А, собранный в белорусской столице.
Но советским людям требовалось больше простой, легкой и надежной техники. Поэтому параллельно на мощностях завода в Коврове выпускался мотоцикл под названием К-125. Он практически не имел отличий от минского «брата». Его производство продолжалось до 1958 года, после чего предприятие во Владимировской области перешло в более высокую «весовую категорию».

А вот в Минске проявили завидное стремление к стабильности. В течение последующих четырех десятилетий на заводской конвейер встало множество различных моделей и модификаций. Кроме надежности и практичности их объединяло еще одно: двигатели каждого из этих мотоциклов относились к категории 125 куб. см. Да, в Беларуси полюбили производить легкую технику, а советские мотолюбители души не чаяли в своих «макаках».
Технические показатели минского мотоцикла
Конечно, в процессе производства и эксплуатации, белорусские инженеры вносили некоторые доработки в конструкцию мотоцикла. Но вначале он представлял собой технику со следующими параметрами:
✅ посадочных мест – 1
✅ фара с ключом зажигания и лампой контроля
✅ приборы – в черной коробке под сидением
✅ телескопическая передняя вилка
✅ заднее колесо без рессор
Конструкция мотоцикла оказалась неплохой для своего времени, но слишком упрощенной. Это можно сказать и о карбюраторе К-30 (с диаметром диффузора 16 мм), и о самом силовом агрегате. Этот 17,5-килограммовый мотор располагал довольно скромными характеристиками:
✅ 3-ступенчатая КПП
✅ мощность – 4,25 л. с
✅ максимальная скорость – 70 км/ч
У мотоцикла имелся генератор постоянного тока и аккумулятор, а элементы цилиндра (головка) и картер отлили из алюминиевого сплава. Сам цилиндр изготавливался из чугуна. Кстати, использование алюминия в конструкции цилиндров продолжилось и в будущих моделях завода.
80-килограммовая техника (допустимая нагрузка – 150 кг) имела длину 1955 мм, а высоту 950 мм. В качестве топлива использовался бензин марки А-66. У мотоцикла не было ни указателей поворота, ни стоп-сигнала. Седло устанавливалось велосипедного типа, подпружиненное. К этому можно добавить закрытую трубчатую раму и аккумулятор марки ЗМТ-1.

Как можете видеть сами, конструкция первого белорусского мотоцикла оказалась максимально упрощенной и практичной в использовании. Но всем было ясно, что отсутствие ряда базовых элементов и удобств в эксплуатации неминуемо приведет минских инженеров к идее коренной модернизации мотоцикла. В базовом исполнении он простоял на заводском конвейере в течение пяти лет. Параллельно шли исследования и разработки, имеющие своей целью осовременивание конструкции довоенного периода и расширения ее комплектации и удобств.
Усовершенствованный М1М
К 1956 году работы по модернизации подошли к успешному завершению. Поэтому руководством завода было принято решение о внедрении в производство новой модели.
С того года в Минске начат выпуск мотоцикла модели М1М. Он имел ряд преимуществ и выгодных усовершенствований, по сравнению с первой моделью предприятия.
К примеру, для лучшей амортизации, короткие рычаги в передней вилке заменили на пружинные амортизаторы. Подобную конструкцию теперь установили и сзади. Мотоцикл получил гораздо более мягкую подвеску, что увеличило комфортность поездки на нем. Правда, по бездорожью его устойчивость теперь немного проигрывала М1А. Увеличен также целый ряд показателей по сравнению с предшественником:
✅ мощность – на 5 ед.
✅ скорость – на 5 ед.
✅ диаметр диффузора карбюратора – на 4 мм
М1М получил головку цилиндра с повышенной степенью сжатия и электрооборудование, работающее на переменном токе. Старая модель выпускалась параллельно в течение двух лет. А вот М1М сохранил свое лидерство на минском конвейере на ближайшие пять лет.

После этого минчане представили уже новую модель М-103. Она получила гидравлические амортизаторы и профилированные крылья. В силовом агрегате, кроме улучшения очистки воздуха, серьезных изменений не произошло.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...