
Последний двухтактник в семействе – Wartburg 353
На конец 50-х Wartburg 311 считался одним из самых элегантных автомобилей не только в ГДР, но и во всей Восточной Европе. Но время безжалостно, и спустя десятилетие модель стала стремительно устаревать. Восточно-германским производителям пришлось срочно готовить преемника.
В этот период компания VEB Automobilwerk Eisenach (именно ей принадлежал автомобильный бренд Wartburg) усиленно трудилась над созданием прототипа, получившего наименование Р100. Он получил целый ряд обновлений: двигатель за задними сидениями, круглые фонари и отказ от передней маски.
По очертаниям похож на «Жигули». Фото: youtube.com
Но все эти ноу-хау оказались бесполезными, т. к. седан в серию так и не вышел. Та же судьба постигла и двухместный родстер, и вариант с передним расположением двигателя, создававшийся в Цвиккау. Но проблема омологации никуда не исчезла.
Хорошо дальнейшие события описаны Энди Томпсоном в книге «Автомобили Восточной Европы». Там замечено, что автопроизводители ГДР из Цвиккау и Айзенаха солидарно отказались от проекта «сотки». Первые сосредоточились на миниатюрных «Трабантах», а вторые – предложили совершенно новый проект.
В конце концов компания представила автомобиль очень сильно отличавшийся внешне от модели «311». Его встретили по-разному, но это не помешало новинке стать в будущем одним из самых узнаваемых автомобилей социалистической эпохи. Он простоял на заводском конвейере более двух десятилетий.
Восточногерманские инженеры оказались в непростой ситуации, когда современная структура соседствовала с заметно устаревшими технологиями. Одним из примеров последнего можно назвать анахроничную рамную конструкцию, которой наделили «353-го». Такой подход сохранялся в производстве грузовиков, но в легковом транспорте от него тогда уже повсеместно отказывались.
Силовой агрегат Wartburg 353. Фото: youtube.com
Шасси новинки получило независимую подвеску всех колес на винтовых пружинах. Такая конструкция не была впервой для восточных немцев, но стала заметным отходом от комплектации прошлой модели (такая подвеска имелась у переходного Wartburg 312). Да, общего с «312-м» имелось немало: четыре барабанных тормоза и двухтактный двигатель, установленный спереди.
Двигатель, установленный на этот автомобиль, сложно назвать современным агрегатом. При этом на заводе имелись разработки собственного оппозитного четырехтактника. Это был 1,1-литровый мотор с водяным охлаждением. Но руководство страны их заморозило. Поэтому «младший брат» получил двухтактник с сизым выхлопом, а на Wartburg 353 установили силовой агрегат со следующими характеристиками:
✅ рабочий объем – 992 куб. см
✅ мощность – 45 л. с
✅ 4-ступенчатая механическая КПП
Переключатель последней установили на рулевой колонке. Автомобиль имел переднеприводную компоновку. Колесная база осталась той же, что и у предшественника – 2450 мм, а вот электрику перевели на 12-вольтовое питание (у «311-го» устанавливалось 6-вольтовое оборудование). Классический седан заслужил положительные отклики за довольно просторный салон и 525-литровый багажник.
В Восточной Европе того периода существовала традиция представления каждой модели в двух вариациях: базовой и люкс. Новый Wartburg не избежал подобного подхода. Его версия de Luxe получила ряд дополнений в комплектации:
✅ подлокотники во всех дверях
✅ откидные сидения
✅ синхронизированная КПП (с 1967 года)
А вот горизонтально ориентированный спидометр современной конструкции являлся базовым элементов для обоих вариантов исполнения. В октябре 1967 года компания представила версию с кузовом универсал – Tourist. В нем на первое место вышел размер багажного отделения. При сложенных сидениях он достигал без малого 2000 литров. Колесная база сохранилась, а вот другие показатели выросли: кузов (до 4380 мм) и полезная нагрузка (до 450 кг).
Вместительный Wartburg 353 Tourist. Фото: youtube.com
Это потребовало усиления рессор в версии «универсал». Сам кузов для него изготавливали в Галле, а для люксовой версии – в Дрездене. Кстати, крышку багажника и задние крылья выполнили из ламината. Wartburg 353 Tourist в итоге предлагал гораздо больший простор за выгодную цену. Это придало ему большей популярности. Вот только модель всегда оставалась в дефиците: ее выпуск от общего числа не превышал и 15 %.
Но недостаток предложений происходил не только по этой причине. Ведь большая часть производимой предприятием продукции отправлялась на экспорт. Причем его география включали не только дружественные, но и некоторые капстраны Западной Европы. Рядовому покупателю из ГДР доставались только остатки. Поэтому неудивительно, что очереди на Wartburg 353 растягивались на несколько лет.
Задние фонари – классика 70-х. Фото: youtube.com
В первой половине 70-х автомобилем заинтересовалась местная Штази. Поэтому несколько сот Wartburg 353 изготовили в особой комплектации для местных спецслужб. Они получили форсированные двигатели с мощностью достигающей 55,7 л. с. В последующие годы происходит модернизация и улучшения конструкции базовой модели:
✅ 1969 год – мощность мотора довели до 50 л. с
✅ 1970 год – новая приборная панель
✅ 1972 год – новые шатуны и изменения в моторном отсеке
Автомобиль с 50-сильным мотором получил название Wartburg 353-1 (также снижен расход топлива). Седан теперь комплектовали круглым будильником на приборке, а универсал – вентиляционными решетками в задних стойках. В экспортных вариантах имелись свои «навороты»:
✅ анатомические передние сиденья
✅ противотуманные фары
✅ радио
С марта 1967 года эта модель поступила на рынок Великобритании под именем Knight. Если бы девять лет спустя не ввели новые требования по выбросам (двухтактник им не смог соответствовать), то поставки на остров продолжались до самого окончания производства. Крупнейшими западноевропейскими импортерами модели стали Бельгия и Дания. Очень популярен он оказался в соседней Чехословакии. В период до 1985 года в центральноевропейскую страну поступило свыше 127 тысяч Wartburg различных поколений.
С 1975 года выпускалась модернизированная версия Wartburg 353W. В ней произошел ряд изменений и улучшений:
✅ безопасная рулевая колонка
✅ двухконтурные тормоза
✅ генератор переменного тока
✅ галогенные фары
✅ изменения приборной и дверной панелей
В 1981 году последовали улучшения во внешнем дизайне. Появился новый передний пластиковый спойлер с местом под противотуманки. Хромированные дверные ручки сменили на черные матовые, а рулевое колесо уменьшили в размерах. Также установили новые сидения с подголовниками и тканевой обивкой. На следующий год автомобиль обзавелся экономичным карбюратором Jikov, позже – пластиковыми бамперами и оконными рамами. В 1983 году изготовители предложили универсальный 2-местный пикап Trans со спальным местом, скрытым брезентом. Последние изменения конструкции произошли в 1985 году.
Последний двухтактник. Фото: youtube.com
Последний Wartburg 353W с кузовом седан покинул заводские ворота в октябре 1988 года, универсал – 4 месяца спустя. Сборка двигателей и комплектующих продолжалась до декабря 1990 года. Всего выпущено 1,225 млн. единиц (из них: 356453 – основных и 868976 штук – модифицированных). Грузопассажирских версий собрано 6309. Автомобиль Wartburg 353W стал последним серийным автомобилем предприятия с двухтактным двигателем.
В этот период компания VEB Automobilwerk Eisenach (именно ей принадлежал автомобильный бренд Wartburg) усиленно трудилась над созданием прототипа, получившего наименование Р100. Он получил целый ряд обновлений: двигатель за задними сидениями, круглые фонари и отказ от передней маски.

Но все эти ноу-хау оказались бесполезными, т. к. седан в серию так и не вышел. Та же судьба постигла и двухместный родстер, и вариант с передним расположением двигателя, создававшийся в Цвиккау. Но проблема омологации никуда не исчезла.
Хорошо дальнейшие события описаны Энди Томпсоном в книге «Автомобили Восточной Европы». Там замечено, что автопроизводители ГДР из Цвиккау и Айзенаха солидарно отказались от проекта «сотки». Первые сосредоточились на миниатюрных «Трабантах», а вторые – предложили совершенно новый проект.
Новый «Вартбург» с изменившимися формами
В конце концов компания представила автомобиль очень сильно отличавшийся внешне от модели «311». Его встретили по-разному, но это не помешало новинке стать в будущем одним из самых узнаваемых автомобилей социалистической эпохи. Он простоял на заводском конвейере более двух десятилетий.
Премьера Wartburg 353 состоялась в июне 1966 года. Он получил угловатые формы с богатым остеклением. Такой дизайн выглядел довольно элегантно и оказался в тренде на ближайшее десятилетие. Хотя у дизайнеров имелись и другие проекты, так что новый автомобиль мог бы выглядеть совсем иначе.
Восточногерманские инженеры оказались в непростой ситуации, когда современная структура соседствовала с заметно устаревшими технологиями. Одним из примеров последнего можно назвать анахроничную рамную конструкцию, которой наделили «353-го». Такой подход сохранялся в производстве грузовиков, но в легковом транспорте от него тогда уже повсеместно отказывались.

Шасси новинки получило независимую подвеску всех колес на винтовых пружинах. Такая конструкция не была впервой для восточных немцев, но стала заметным отходом от комплектации прошлой модели (такая подвеска имелась у переходного Wartburg 312). Да, общего с «312-м» имелось немало: четыре барабанных тормоза и двухтактный двигатель, установленный спереди.
Силовой агрегат и параметры Wartburg 353
Двигатель, установленный на этот автомобиль, сложно назвать современным агрегатом. При этом на заводе имелись разработки собственного оппозитного четырехтактника. Это был 1,1-литровый мотор с водяным охлаждением. Но руководство страны их заморозило. Поэтому «младший брат» получил двухтактник с сизым выхлопом, а на Wartburg 353 установили силовой агрегат со следующими характеристиками:
✅ рабочий объем – 992 куб. см
✅ мощность – 45 л. с
✅ 4-ступенчатая механическая КПП
Переключатель последней установили на рулевой колонке. Автомобиль имел переднеприводную компоновку. Колесная база осталась той же, что и у предшественника – 2450 мм, а вот электрику перевели на 12-вольтовое питание (у «311-го» устанавливалось 6-вольтовое оборудование). Классический седан заслужил положительные отклики за довольно просторный салон и 525-литровый багажник.
Модификации и модернизации
В Восточной Европе того периода существовала традиция представления каждой модели в двух вариациях: базовой и люкс. Новый Wartburg не избежал подобного подхода. Его версия de Luxe получила ряд дополнений в комплектации:
✅ подлокотники во всех дверях
✅ откидные сидения
✅ синхронизированная КПП (с 1967 года)
А вот горизонтально ориентированный спидометр современной конструкции являлся базовым элементов для обоих вариантов исполнения. В октябре 1967 года компания представила версию с кузовом универсал – Tourist. В нем на первое место вышел размер багажного отделения. При сложенных сидениях он достигал без малого 2000 литров. Колесная база сохранилась, а вот другие показатели выросли: кузов (до 4380 мм) и полезная нагрузка (до 450 кг).

Это потребовало усиления рессор в версии «универсал». Сам кузов для него изготавливали в Галле, а для люксовой версии – в Дрездене. Кстати, крышку багажника и задние крылья выполнили из ламината. Wartburg 353 Tourist в итоге предлагал гораздо больший простор за выгодную цену. Это придало ему большей популярности. Вот только модель всегда оставалась в дефиците: ее выпуск от общего числа не превышал и 15 %.
Но недостаток предложений происходил не только по этой причине. Ведь большая часть производимой предприятием продукции отправлялась на экспорт. Причем его география включали не только дружественные, но и некоторые капстраны Западной Европы. Рядовому покупателю из ГДР доставались только остатки. Поэтому неудивительно, что очереди на Wartburg 353 растягивались на несколько лет.

В первой половине 70-х автомобилем заинтересовалась местная Штази. Поэтому несколько сот Wartburg 353 изготовили в особой комплектации для местных спецслужб. Они получили форсированные двигатели с мощностью достигающей 55,7 л. с. В последующие годы происходит модернизация и улучшения конструкции базовой модели:
✅ 1969 год – мощность мотора довели до 50 л. с
✅ 1970 год – новая приборная панель
✅ 1972 год – новые шатуны и изменения в моторном отсеке
Автомобиль с 50-сильным мотором получил название Wartburg 353-1 (также снижен расход топлива). Седан теперь комплектовали круглым будильником на приборке, а универсал – вентиляционными решетками в задних стойках. В экспортных вариантах имелись свои «навороты»:
✅ анатомические передние сиденья
✅ противотуманные фары
✅ радио
С марта 1967 года эта модель поступила на рынок Великобритании под именем Knight. Если бы девять лет спустя не ввели новые требования по выбросам (двухтактник им не смог соответствовать), то поставки на остров продолжались до самого окончания производства. Крупнейшими западноевропейскими импортерами модели стали Бельгия и Дания. Очень популярен он оказался в соседней Чехословакии. В период до 1985 года в центральноевропейскую страну поступило свыше 127 тысяч Wartburg различных поколений.
Дальнейшие омологации и завершение производства
С 1975 года выпускалась модернизированная версия Wartburg 353W. В ней произошел ряд изменений и улучшений:
✅ безопасная рулевая колонка
✅ двухконтурные тормоза
✅ генератор переменного тока
✅ галогенные фары
✅ изменения приборной и дверной панелей
В 1981 году последовали улучшения во внешнем дизайне. Появился новый передний пластиковый спойлер с местом под противотуманки. Хромированные дверные ручки сменили на черные матовые, а рулевое колесо уменьшили в размерах. Также установили новые сидения с подголовниками и тканевой обивкой. На следующий год автомобиль обзавелся экономичным карбюратором Jikov, позже – пластиковыми бамперами и оконными рамами. В 1983 году изготовители предложили универсальный 2-местный пикап Trans со спальным местом, скрытым брезентом. Последние изменения конструкции произошли в 1985 году.

Последний Wartburg 353W с кузовом седан покинул заводские ворота в октябре 1988 года, универсал – 4 месяца спустя. Сборка двигателей и комплектующих продолжалась до декабря 1990 года. Всего выпущено 1,225 млн. единиц (из них: 356453 – основных и 868976 штук – модифицированных). Грузопассажирских версий собрано 6309. Автомобиль Wartburg 353W стал последним серийным автомобилем предприятия с двухтактным двигателем.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...