Последний двухтактник в семействе – Wartburg 353
На конец 50-х Wartburg 311 считался одним из самых элегантных автомобилей не только в ГДР, но и во всей Восточной Европе. Но время безжалостно, и спустя десятилетие модель стала стремительно устаревать. Восточно-германским производителям пришлось срочно готовить преемника.
В этот период компания VEB Automobilwerk Eisenach (именно ей принадлежал автомобильный бренд Wartburg) усиленно трудилась над созданием прототипа, получившего наименование Р100. Он получил целый ряд обновлений: двигатель за задними сидениями, круглые фонари и отказ от передней маски.
Но все эти ноу-хау оказались бесполезными, т. к. седан в серию так и не вышел. Та же судьба постигла и двухместный родстер, и вариант с передним расположением двигателя, создававшийся в Цвиккау. Но проблема омологации никуда не исчезла.
Хорошо дальнейшие события описаны Энди Томпсоном в книге «Автомобили Восточной Европы». Там замечено, что автопроизводители ГДР из Цвиккау и Айзенаха солидарно отказались от проекта «сотки». Первые сосредоточились на миниатюрных «Трабантах», а вторые – предложили совершенно новый проект.
В конце концов компания представила автомобиль очень сильно отличавшийся внешне от модели «311». Его встретили по-разному, но это не помешало новинке стать в будущем одним из самых узнаваемых автомобилей социалистической эпохи. Он простоял на заводском конвейере более двух десятилетий.
Восточногерманские инженеры оказались в непростой ситуации, когда современная структура соседствовала с заметно устаревшими технологиями. Одним из примеров последнего можно назвать анахроничную рамную конструкцию, которой наделили «353-го». Такой подход сохранялся в производстве грузовиков, но в легковом транспорте от него тогда уже повсеместно отказывались.
Шасси новинки получило независимую подвеску всех колес на винтовых пружинах. Такая конструкция не была впервой для восточных немцев, но стала заметным отходом от комплектации прошлой модели (такая подвеска имелась у переходного Wartburg 312). Да, общего с «312-м» имелось немало: четыре барабанных тормоза и двухтактный двигатель, установленный спереди.
Двигатель, установленный на этот автомобиль, сложно назвать современным агрегатом. При этом на заводе имелись разработки собственного оппозитного четырехтактника. Это был 1,1-литровый мотор с водяным охлаждением. Но руководство страны их заморозило. Поэтому «младший брат» получил двухтактник с сизым выхлопом, а на Wartburg 353 установили силовой агрегат со следующими характеристиками:
✅ рабочий объем – 992 куб. см
✅ мощность – 45 л. с
✅ 4-ступенчатая механическая КПП
Переключатель последней установили на рулевой колонке. Автомобиль имел переднеприводную компоновку. Колесная база осталась той же, что и у предшественника – 2450 мм, а вот электрику перевели на 12-вольтовое питание (у «311-го» устанавливалось 6-вольтовое оборудование). Классический седан заслужил положительные отклики за довольно просторный салон и 525-литровый багажник.
В Восточной Европе того периода существовала традиция представления каждой модели в двух вариациях: базовой и люкс. Новый Wartburg не избежал подобного подхода. Его версия de Luxe получила ряд дополнений в комплектации:
✅ подлокотники во всех дверях
✅ откидные сидения
✅ синхронизированная КПП (с 1967 года)
А вот горизонтально ориентированный спидометр современной конструкции являлся базовым элементов для обоих вариантов исполнения. В октябре 1967 года компания представила версию с кузовом универсал – Tourist. В нем на первое место вышел размер багажного отделения. При сложенных сидениях он достигал без малого 2000 литров. Колесная база сохранилась, а вот другие показатели выросли: кузов (до 4380 мм) и полезная нагрузка (до 450 кг).
Это потребовало усиления рессор в версии «универсал». Сам кузов для него изготавливали в Галле, а для люксовой версии – в Дрездене. Кстати, крышку багажника и задние крылья выполнили из ламината. Wartburg 353 Tourist в итоге предлагал гораздо больший простор за выгодную цену. Это придало ему большей популярности. Вот только модель всегда оставалась в дефиците: ее выпуск от общего числа не превышал и 15 %.
Но недостаток предложений происходил не только по этой причине. Ведь большая часть производимой предприятием продукции отправлялась на экспорт. Причем его география включали не только дружественные, но и некоторые капстраны Западной Европы. Рядовому покупателю из ГДР доставались только остатки. Поэтому неудивительно, что очереди на Wartburg 353 растягивались на несколько лет.
В первой половине 70-х автомобилем заинтересовалась местная Штази. Поэтому несколько сот Wartburg 353 изготовили в особой комплектации для местных спецслужб. Они получили форсированные двигатели с мощностью достигающей 55,7 л. с. В последующие годы происходит модернизация и улучшения конструкции базовой модели:
✅ 1969 год – мощность мотора довели до 50 л. с
✅ 1970 год – новая приборная панель
✅ 1972 год – новые шатуны и изменения в моторном отсеке
Автомобиль с 50-сильным мотором получил название Wartburg 353-1 (также снижен расход топлива). Седан теперь комплектовали круглым будильником на приборке, а универсал – вентиляционными решетками в задних стойках. В экспортных вариантах имелись свои «навороты»:
✅ анатомические передние сиденья
✅ противотуманные фары
✅ радио
С марта 1967 года эта модель поступила на рынок Великобритании под именем Knight. Если бы девять лет спустя не ввели новые требования по выбросам (двухтактник им не смог соответствовать), то поставки на остров продолжались до самого окончания производства. Крупнейшими западноевропейскими импортерами модели стали Бельгия и Дания. Очень популярен он оказался в соседней Чехословакии. В период до 1985 года в центральноевропейскую страну поступило свыше 127 тысяч Wartburg различных поколений.
С 1975 года выпускалась модернизированная версия Wartburg 353W. В ней произошел ряд изменений и улучшений:
✅ безопасная рулевая колонка
✅ двухконтурные тормоза
✅ генератор переменного тока
✅ галогенные фары
✅ изменения приборной и дверной панелей
В 1981 году последовали улучшения во внешнем дизайне. Появился новый передний пластиковый спойлер с местом под противотуманки. Хромированные дверные ручки сменили на черные матовые, а рулевое колесо уменьшили в размерах. Также установили новые сидения с подголовниками и тканевой обивкой. На следующий год автомобиль обзавелся экономичным карбюратором Jikov, позже – пластиковыми бамперами и оконными рамами. В 1983 году изготовители предложили универсальный 2-местный пикап Trans со спальным местом, скрытым брезентом. Последние изменения конструкции произошли в 1985 году.
Последний Wartburg 353W с кузовом седан покинул заводские ворота в октябре 1988 года, универсал – 4 месяца спустя. Сборка двигателей и комплектующих продолжалась до декабря 1990 года. Всего выпущено 1,225 млн. единиц (из них: 356453 – основных и 868976 штук – модифицированных). Грузопассажирских версий собрано 6309. Автомобиль Wartburg 353W стал последним серийным автомобилем предприятия с двухтактным двигателем.
В этот период компания VEB Automobilwerk Eisenach (именно ей принадлежал автомобильный бренд Wartburg) усиленно трудилась над созданием прототипа, получившего наименование Р100. Он получил целый ряд обновлений: двигатель за задними сидениями, круглые фонари и отказ от передней маски.
По очертаниям похож на «Жигули». Фото: youtube.com
Но все эти ноу-хау оказались бесполезными, т. к. седан в серию так и не вышел. Та же судьба постигла и двухместный родстер, и вариант с передним расположением двигателя, создававшийся в Цвиккау. Но проблема омологации никуда не исчезла.
Хорошо дальнейшие события описаны Энди Томпсоном в книге «Автомобили Восточной Европы». Там замечено, что автопроизводители ГДР из Цвиккау и Айзенаха солидарно отказались от проекта «сотки». Первые сосредоточились на миниатюрных «Трабантах», а вторые – предложили совершенно новый проект.
Новый «Вартбург» с изменившимися формами
В конце концов компания представила автомобиль очень сильно отличавшийся внешне от модели «311». Его встретили по-разному, но это не помешало новинке стать в будущем одним из самых узнаваемых автомобилей социалистической эпохи. Он простоял на заводском конвейере более двух десятилетий.
Премьера Wartburg 353 состоялась в июне 1966 года. Он получил угловатые формы с богатым остеклением. Такой дизайн выглядел довольно элегантно и оказался в тренде на ближайшее десятилетие. Хотя у дизайнеров имелись и другие проекты, так что новый автомобиль мог бы выглядеть совсем иначе.
Восточногерманские инженеры оказались в непростой ситуации, когда современная структура соседствовала с заметно устаревшими технологиями. Одним из примеров последнего можно назвать анахроничную рамную конструкцию, которой наделили «353-го». Такой подход сохранялся в производстве грузовиков, но в легковом транспорте от него тогда уже повсеместно отказывались.
Силовой агрегат Wartburg 353. Фото: youtube.com
Шасси новинки получило независимую подвеску всех колес на винтовых пружинах. Такая конструкция не была впервой для восточных немцев, но стала заметным отходом от комплектации прошлой модели (такая подвеска имелась у переходного Wartburg 312). Да, общего с «312-м» имелось немало: четыре барабанных тормоза и двухтактный двигатель, установленный спереди.
Силовой агрегат и параметры Wartburg 353
Двигатель, установленный на этот автомобиль, сложно назвать современным агрегатом. При этом на заводе имелись разработки собственного оппозитного четырехтактника. Это был 1,1-литровый мотор с водяным охлаждением. Но руководство страны их заморозило. Поэтому «младший брат» получил двухтактник с сизым выхлопом, а на Wartburg 353 установили силовой агрегат со следующими характеристиками:
✅ рабочий объем – 992 куб. см
✅ мощность – 45 л. с
✅ 4-ступенчатая механическая КПП
Переключатель последней установили на рулевой колонке. Автомобиль имел переднеприводную компоновку. Колесная база осталась той же, что и у предшественника – 2450 мм, а вот электрику перевели на 12-вольтовое питание (у «311-го» устанавливалось 6-вольтовое оборудование). Классический седан заслужил положительные отклики за довольно просторный салон и 525-литровый багажник.
Модификации и модернизации
В Восточной Европе того периода существовала традиция представления каждой модели в двух вариациях: базовой и люкс. Новый Wartburg не избежал подобного подхода. Его версия de Luxe получила ряд дополнений в комплектации:
✅ подлокотники во всех дверях
✅ откидные сидения
✅ синхронизированная КПП (с 1967 года)
А вот горизонтально ориентированный спидометр современной конструкции являлся базовым элементов для обоих вариантов исполнения. В октябре 1967 года компания представила версию с кузовом универсал – Tourist. В нем на первое место вышел размер багажного отделения. При сложенных сидениях он достигал без малого 2000 литров. Колесная база сохранилась, а вот другие показатели выросли: кузов (до 4380 мм) и полезная нагрузка (до 450 кг).
Вместительный Wartburg 353 Tourist. Фото: youtube.com
Это потребовало усиления рессор в версии «универсал». Сам кузов для него изготавливали в Галле, а для люксовой версии – в Дрездене. Кстати, крышку багажника и задние крылья выполнили из ламината. Wartburg 353 Tourist в итоге предлагал гораздо больший простор за выгодную цену. Это придало ему большей популярности. Вот только модель всегда оставалась в дефиците: ее выпуск от общего числа не превышал и 15 %.
Но недостаток предложений происходил не только по этой причине. Ведь большая часть производимой предприятием продукции отправлялась на экспорт. Причем его география включали не только дружественные, но и некоторые капстраны Западной Европы. Рядовому покупателю из ГДР доставались только остатки. Поэтому неудивительно, что очереди на Wartburg 353 растягивались на несколько лет.
Задние фонари – классика 70-х. Фото: youtube.com
В первой половине 70-х автомобилем заинтересовалась местная Штази. Поэтому несколько сот Wartburg 353 изготовили в особой комплектации для местных спецслужб. Они получили форсированные двигатели с мощностью достигающей 55,7 л. с. В последующие годы происходит модернизация и улучшения конструкции базовой модели:
✅ 1969 год – мощность мотора довели до 50 л. с
✅ 1970 год – новая приборная панель
✅ 1972 год – новые шатуны и изменения в моторном отсеке
Автомобиль с 50-сильным мотором получил название Wartburg 353-1 (также снижен расход топлива). Седан теперь комплектовали круглым будильником на приборке, а универсал – вентиляционными решетками в задних стойках. В экспортных вариантах имелись свои «навороты»:
✅ анатомические передние сиденья
✅ противотуманные фары
✅ радио
С марта 1967 года эта модель поступила на рынок Великобритании под именем Knight. Если бы девять лет спустя не ввели новые требования по выбросам (двухтактник им не смог соответствовать), то поставки на остров продолжались до самого окончания производства. Крупнейшими западноевропейскими импортерами модели стали Бельгия и Дания. Очень популярен он оказался в соседней Чехословакии. В период до 1985 года в центральноевропейскую страну поступило свыше 127 тысяч Wartburg различных поколений.
Дальнейшие омологации и завершение производства
С 1975 года выпускалась модернизированная версия Wartburg 353W. В ней произошел ряд изменений и улучшений:
✅ безопасная рулевая колонка
✅ двухконтурные тормоза
✅ генератор переменного тока
✅ галогенные фары
✅ изменения приборной и дверной панелей
В 1981 году последовали улучшения во внешнем дизайне. Появился новый передний пластиковый спойлер с местом под противотуманки. Хромированные дверные ручки сменили на черные матовые, а рулевое колесо уменьшили в размерах. Также установили новые сидения с подголовниками и тканевой обивкой. На следующий год автомобиль обзавелся экономичным карбюратором Jikov, позже – пластиковыми бамперами и оконными рамами. В 1983 году изготовители предложили универсальный 2-местный пикап Trans со спальным местом, скрытым брезентом. Последние изменения конструкции произошли в 1985 году.
Последний двухтактник. Фото: youtube.com
Последний Wartburg 353W с кузовом седан покинул заводские ворота в октябре 1988 года, универсал – 4 месяца спустя. Сборка двигателей и комплектующих продолжалась до декабря 1990 года. Всего выпущено 1,225 млн. единиц (из них: 356453 – основных и 868976 штук – модифицированных). Грузопассажирских версий собрано 6309. Автомобиль Wartburg 353W стал последним серийным автомобилем предприятия с двухтактным двигателем.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
На производственных площадках бывшего завода John Deere снова «закипела» работа
Предприятие заработало после длительного простоя. О планах и перспективах нового проекта читайте в нашем материале....
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Северный широтный ход – российский мегапроект в Арктике: проблемы и перспективы
Магистраль должны были открыть еще в 2015-м году. К тому же, остается неясной судьба Салехардского моста....
Для российских автомобилистов готовят неожиданные запреты
Уже опубликован текст проекта поправок к соответствующему постановлению правительства. Новые запреты коснутся как «обычных» автолюбителей, так и...
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
В Белоруссии наладят производство сразу трех автомобилей зарубежного бренда
И это не китайская компания. Машины будут стоить на уровне наших Lada, при этом по части оснащения будут даже в чем-то лучше....
АВТОВАЗ еще не выпустил «Искру», но уже занимается удешевлением
Перспективный седан, который займет нишу между «Грантой» и «Вестой», решили немного упростить. Но повлияет ли это на цену машины?...
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
В России появился флагманский вертолет «Аурус»
Все комплектующие произведены в России. Воздушное судно можно эксплуатировать в любых климатических и географических зонах....
Самолет SSJ-100 становится еще более российским
Проект локализации лайнера продолжается. Теперь еще один элемент фюзеляжа производится в России....
При «вскрытии» Гранта удивила автомеханика
Чем может похвастаться «Гранта», которую в столице продают за 1,6 млн рублей? Конечно же, кондиционером, шестнадцатиклапанным двигателем времен «Приоры»,...
Rolls-Royce и будущее авиации: как инновации UltraFan меняют игру в строении авиадвигателей
Бренд Rolls-Royce всегда был синонимом роскоши, инноваций и высоких технологий, но их достижения простираются далеко за пределы автомобилей. Мало кто знает,...
Представлен проект нового российского судна
Автором выступила нижегородская судостроительная компания «Р-Флот». Подробнее о назначении и технических характеристиках корабля читайте в нашем материале....
«Ил» - ВАСО представил свой, полностью композитный воздухозаборник авиационного двигателя
С ним, как ожидается, эффективность сохранения тяги самолета улучшится до оптимальных показателей. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
В России будут производить собственные ратраки
И займется этим одна из крупнейших российских компаний по выпуску транспортных средств – «Синара – Транспортные Машины». Первый заказчик на спецтехнику уже...