Последний двухтактник в семействе – Wartburg 353
3 349

Последний двухтактник в семействе – Wartburg 353

На конец 50-х Wartburg 311 считался одним из самых элегантных автомобилей не только в ГДР, но и во всей Восточной Европе. Но время безжалостно, и спустя десятилетие модель стала стремительно устаревать. Восточно-германским производителям пришлось срочно готовить преемника.


В этот период компания VEB Automobilwerk Eisenach (именно ей принадлежал автомобильный бренд Wartburg) усиленно трудилась над созданием прототипа, получившего наименование Р100. Он получил целый ряд обновлений: двигатель за задними сидениями, круглые фонари и отказ от передней маски.

Последний двухтактник в семействе – Wartburg 353По очертаниям похож на «Жигули». Фото: youtube.com

Но все эти ноу-хау оказались бесполезными, т. к. седан в серию так и не вышел. Та же судьба постигла и двухместный родстер, и вариант с передним расположением двигателя, создававшийся в Цвиккау. Но проблема омологации никуда не исчезла.

Хорошо дальнейшие события описаны Энди Томпсоном в книге «Автомобили Восточной Европы». Там замечено, что автопроизводители ГДР из Цвиккау и Айзенаха солидарно отказались от проекта «сотки». Первые сосредоточились на миниатюрных «Трабантах», а вторые – предложили совершенно новый проект.

Новый «Вартбург» с изменившимися формами


В конце концов компания представила автомобиль очень сильно отличавшийся внешне от модели «311». Его встретили по-разному, но это не помешало новинке стать в будущем одним из самых узнаваемых автомобилей социалистической эпохи. Он простоял на заводском конвейере более двух десятилетий.

Премьера Wartburg 353 состоялась в июне 1966 года. Он получил угловатые формы с богатым остеклением. Такой дизайн выглядел довольно элегантно и оказался в тренде на ближайшее десятилетие. Хотя у дизайнеров имелись и другие проекты, так что новый автомобиль мог бы выглядеть совсем иначе.


Восточногерманские инженеры оказались в непростой ситуации, когда современная структура соседствовала с заметно устаревшими технологиями. Одним из примеров последнего можно назвать анахроничную рамную конструкцию, которой наделили «353-го». Такой подход сохранялся в производстве грузовиков, но в легковом транспорте от него тогда уже повсеместно отказывались.

Силовой агрегат Wartburg 353. Фото: youtube.com

Шасси новинки получило независимую подвеску всех колес на винтовых пружинах. Такая конструкция не была впервой для восточных немцев, но стала заметным отходом от комплектации прошлой модели (такая подвеска имелась у переходного Wartburg 312). Да, общего с «312-м» имелось немало: четыре барабанных тормоза и двухтактный двигатель, установленный спереди.

Силовой агрегат и параметры Wartburg 353


Двигатель, установленный на этот автомобиль, сложно назвать современным агрегатом. При этом на заводе имелись разработки собственного оппозитного четырехтактника. Это был 1,1-литровый мотор с водяным охлаждением. Но руководство страны их заморозило. Поэтому «младший брат» получил двухтактник с сизым выхлопом, а на Wartburg 353 установили силовой агрегат со следующими характеристиками:

✅ рабочий объем – 992 куб. см
✅ мощность – 45 л. с
✅ 4-ступенчатая механическая КПП

Переключатель последней установили на рулевой колонке. Автомобиль имел переднеприводную компоновку. Колесная база осталась той же, что и у предшественника – 2450 мм, а вот электрику перевели на 12-вольтовое питание (у «311-го» устанавливалось 6-вольтовое оборудование). Классический седан заслужил положительные отклики за довольно просторный салон и 525-литровый багажник.

Модификации и модернизации


В Восточной Европе того периода существовала традиция представления каждой модели в двух вариациях: базовой и люкс. Новый Wartburg не избежал подобного подхода. Его версия de Luxe получила ряд дополнений в комплектации:

✅ подлокотники во всех дверях
✅ откидные сидения
✅ синхронизированная КПП (с 1967 года)

А вот горизонтально ориентированный спидометр современной конструкции являлся базовым элементов для обоих вариантов исполнения. В октябре 1967 года компания представила версию с кузовом универсал – Tourist. В нем на первое место вышел размер багажного отделения. При сложенных сидениях он достигал без малого 2000 литров. Колесная база сохранилась, а вот другие показатели выросли: кузов (до 4380 мм) и полезная нагрузка (до 450 кг).

Вместительный Wartburg 353 Tourist. Фото: youtube.com

Это потребовало усиления рессор в версии «универсал». Сам кузов для него изготавливали в Галле, а для люксовой версии – в Дрездене. Кстати, крышку багажника и задние крылья выполнили из ламината. Wartburg 353 Tourist в итоге предлагал гораздо больший простор за выгодную цену. Это придало ему большей популярности. Вот только модель всегда оставалась в дефиците: ее выпуск от общего числа не превышал и 15 %.

Но недостаток предложений происходил не только по этой причине. Ведь большая часть производимой предприятием продукции отправлялась на экспорт. Причем его география включали не только дружественные, но и некоторые капстраны Западной Европы. Рядовому покупателю из ГДР доставались только остатки. Поэтому неудивительно, что очереди на Wartburg 353 растягивались на несколько лет.

Задние фонари – классика 70-х. Фото: youtube.com

В первой половине 70-х автомобилем заинтересовалась местная Штази. Поэтому несколько сот Wartburg 353 изготовили в особой комплектации для местных спецслужб. Они получили форсированные двигатели с мощностью достигающей 55,7 л. с. В последующие годы происходит модернизация и улучшения конструкции базовой модели:

✅ 1969 год – мощность мотора довели до 50 л. с
✅ 1970 год – новая приборная панель
✅ 1972 год – новые шатуны и изменения в моторном отсеке

Автомобиль с 50-сильным мотором получил название Wartburg 353-1 (также снижен расход топлива). Седан теперь комплектовали круглым будильником на приборке, а универсал – вентиляционными решетками в задних стойках. В экспортных вариантах имелись свои «навороты»:

✅ анатомические передние сиденья
✅ противотуманные фары
✅ радио

С марта 1967 года эта модель поступила на рынок Великобритании под именем Knight. Если бы девять лет спустя не ввели новые требования по выбросам (двухтактник им не смог соответствовать), то поставки на остров продолжались до самого окончания производства. Крупнейшими западноевропейскими импортерами модели стали Бельгия и Дания. Очень популярен он оказался в соседней Чехословакии. В период до 1985 года в центральноевропейскую страну поступило свыше 127 тысяч Wartburg различных поколений.

Дальнейшие омологации и завершение производства


С 1975 года выпускалась модернизированная версия Wartburg 353W. В ней произошел ряд изменений и улучшений:

✅ безопасная рулевая колонка
✅ двухконтурные тормоза
✅ генератор переменного тока
✅ галогенные фары
✅ изменения приборной и дверной панелей


В 1981 году последовали улучшения во внешнем дизайне. Появился новый передний пластиковый спойлер с местом под противотуманки. Хромированные дверные ручки сменили на черные матовые, а рулевое колесо уменьшили в размерах. Также установили новые сидения с подголовниками и тканевой обивкой. На следующий год автомобиль обзавелся экономичным карбюратором Jikov, позже – пластиковыми бамперами и оконными рамами. В 1983 году изготовители предложили универсальный 2-местный пикап Trans со спальным местом, скрытым брезентом. Последние изменения конструкции произошли в 1985 году.

Последний двухтактник. Фото: youtube.com

Последний Wartburg 353W с кузовом седан покинул заводские ворота в октябре 1988 года, универсал – 4 месяца спустя. Сборка двигателей и комплектующих продолжалась до декабря 1990 года. Всего выпущено 1,225 млн. единиц (из них: 356453 – основных и 868976 штук – модифицированных). Грузопассажирских версий собрано 6309. Автомобиль Wartburg 353W стал последним серийным автомобилем предприятия с двухтактным двигателем.
Ваше мнение, что лучше: Wartburg 353 или наши «Жигули»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....