Корабль-призрак «Мария Селеста»: недописанный захватывающий детектив
По усредненным статистическим данным, в море ежегодно погибают 200 кораблей. Три из потерпевших крушение исчезают бесследно. Часть судов через годы прибивается к какому-нибудь берегу без команды или с мертвецами на борту. Это корабли-призраки, которые поднимают волну тревоги, любопытства и понимания – как же он еще не изучен, этот мятежный Мировой океан!
Мы рассказываем о самых загадочных судах, без управления дрейфующих в безбрежных водах, кораблях, оставленных людьми по невыясненным обстоятельствам. От историй наподобие «Летучего голландца» можно отмахнуться, как от морских баек: не сохранилось ни документов, ни свидетельств очевидцев. Но включить в список досужих выдумок парусник «Мария Селеста» не получится. Причина – в подлинности существования корабля-призрака.
Все началось радостно: в 1860 году на верфях Новой Шотландии в Канаде заложили киль бригантины. Уже 10 июня следующего года в борт нового судна с именем «Амазонка» полетела и звонко разбилась бутылка шампанского.
Возможно, это звучное имя стало причиной дальнейших несчастий парусника: в былые времена дамы на корабле и женские названия судов предвещали беду. Так или иначе, первый рейс окончился трагедией: капитан умер.
Второй кэп ухитрился в этом же, 1861 году, налететь в Ла-Манше на чужой бриг и потопить его. До 1867 года торговое судно сменило трех шкиперов, когда штормом было выброшено на берег близ острова Кейп-Бретон. Масштабы разрушения корпуса были существенными.
Размеры «Амазонки» водоизмещением 198,42 т относили ее к средним судам:
✅ Длина – 30,3 м
✅ Ширина – 7,8 м
✅ Осадка – 3,6 м
За год поврежденную бригантину трижды перепродавали, и, в конце концов, она попала в руки нью-йоркскому моряку Р. Хэйнсу. Хозяин восстановил посудину и переименовал в «Марию Целесту» («Марию Небесную»), надеясь, видимо, этим актом сменить и судьбу незадачливого парусника. Как оказалось, новое имя принесло еще больше несчастий.
Хэйнс разорился, отдал судно за долги, и вскоре владеть «Марией Селестой» стал консорциум, возглавляемый Дж. Винчестером (запомним этот персонаж). Долей в предприятии владел и будущий капитан парусника Бенджамин Бриггс – отважный и опытный потомственный мореплаватель. К этому моменту капитально отремонтированный бриг имел вторую палубу, длину 31 м при той же ширине и осадку 4,9 м. Водоизмещение увеличилось до 282,28 т.
Набрав команду из 7 человек, взяв жену Сару Бриггс и маленькую дочь Софию, 5 ноября 1872 года 37-летний капитан вывел парусник в плавание. Путь лежал из Нью-Йорка в итальянскую Геную, в трюмах везли бочки со спиртом – 1701 баррель. Первым помощником капитана был Альберт Ричардсон (и его запомним).
Через месяц, 4 декабря, примерно в 400 милях к востоку от острова Санта-Мария судно обнаружил бриг «Деи Грация». Капитан последнего – Дэвид Рид Морхауз – был другом и однокашником Бенджамина Бриггса. Не странное ли стечение обстоятельств?
Высланная Морхаузом на «Марию Селесту» команда обнаружила зловещую картину: тишина, ни единой живой души. Два трюмных люка аккуратно открыты, один сорван с петель (ураган?), но явных следов погрома не было. В трюме стоит морская вода высотой 1 м, что, впрочем, не критично для корабля. Окна кормовой надстройки забиты досками и брезентом, в капитанской каюте на полу разбросаны детские игрушки, стоит швейная машинка с неоконченной работой. На столе шкатулка с драгоценностями жены капитана и большая сумма денег, увязанная в две толстые пачки (про нападение пиратов можно сразу забыть). В кубрике в порядке лежат курительные трубки и плащи моряков.
Навигационный измерительный инструмент секстант и хронометр отсутствовали, что говорило об эвакуации экипажа. Завод в механических часах закончился, компас вырван со своего места и валяется на палубе. Приготовленной на камбузе пищи не оказалось (предусмотрительно забрали с собой?), но полугодовой запас продуктов не тронут.
Спасательная шлюпка была, видимо, спущена на воду, а не сорвана ураганом. Да и не штормило все последние дни, свидетельствовали в дальнейшем экипажи кораблей, находящихся в этих водах.
Документы с парусника пропали. На месте оказался только судовой журнал, последняя пометка в котором относилась к 24 ноября и содержала координаты «Марии Небесной» – 36°57′ с. ш. 27°20′ з. д. На грифельной доске осталась запись, сообщающая, что завтра, в 8 часов утра, бригантина будет в 6 милях от одного из Азорских островов. Почерк на доске, однако, не принадлежал капитану Бриггсу.
Несколько моряков с «Деи Грация» доставили пострадавшее судно в Гибралтар, где началось тщательное расследование случившегося. Дело вел сам генеральный прокурор Фредерик Солли-Флуд.
Материалы по поиску причин трагедии до сих пор хранятся в архивах английского Адмиралтейства и являются самыми достоверными источниками информации. Во всяком случае, по описанию состояния покинутого командой корабля.
Флуд выдвигал версию сговора двух капитанов с целью инсценировать странное исчезновение экипажа, чтобы получить положенную премию за найденный бриг. Очень уж большим было расстояние от последнего места «Марии Селесты» до того, где ее обнаружила «Деи Грация». Неуправляемый корабль не преодолел бы такую дистанцию. Может, «Селеста» нормальным ходом подошла к месту встречи друзей, а дальнейшее – разыгранное представление?
Но где же тогда команда с опустевшего корабля? Пошли на шлюпе к ближайшим островам, но уже действительно сгинули по независящим от них причинам?..
Эту версию отверг приехавший из Нью-Йорка владелец судна Дж. Винчестер: под присягой он свидетельствовал о добропорядочности и набожности шкипера Бриггса. А Винчестер, между прочим, приходился тестем и капитану, и штурману А. Ричардсону. Это обстоятельство наводит на мысль о круговой поруке в семье. Да и однокашник Морхауз как-то странно и кстати тут оказался… Словом, сомнения прокурора понять можно: он подозревал, что капитан «Деи Грация» многое не договаривает.
Но Флуд предположил и не смог доказать еще один сценарий события. Матросы перепились (9 баррелей спирта в Генуе все-таки не досчитались), убили офицеров и женщину с ребенком. Потом обставили все таким образом, чтобы ввести следствие в заблуждение. Далее скрылись на шлюпке и где-то пропали. Однако улик для доказательства преступления рядовых моряков не хватало.
А их было не перечесть: гигантские кальмары, инопланетяне, Морской Змей. Фантастика, мистика – кто на что горазд. За расследование брались ученые, путешественники, писатели, морские археологи.
Не оспариваем змей, осьминогов и плавающие острова, но приведем более популярную гипотезу таинственной драмы. Прокурор Флуд доказал главное: команда покинула корабль без принуждения, добровольно. А какие причины побудили к этому, остается загадкой.
Родственник Бенджамина Бриггса Кобб предположил следующее. В трюме была утечка спирта, пары которого взорвались (сорванная с петель крышка носового люка). Кормовые люки открыли, чтобы проветрить хранилище опасного груза. Прогремел второй взрыв.
Поняв вероятность третьего взрыва, капитан приказывает срочно эвакуироваться. Забирает секстант и хронометр, бумаги, а про судовой журнал забывает. В последний момент посылает матроса за компасом, но тот в панике портит инструмент.
Капитан решает держаться от брига на некотором расстоянии. Для этого шлюп привязывают к кораблю дирик-фалом – корабельной снастью, которой поднимают косой парус. Этим объясняется факт, что на грот-мачте парус был спущен.
А далее катастрофическое развитие: снасть не выдерживает, обрывается, «Марию Селесту» несет в море. Перегруженная лодка тонет.
Книга «Розовый коттедж» о видении Коббом событий 1872 года вышла в 1940 году.
Был еще писатель Лоуренс Киттинг, который, опираясь на свидетельство «выжившего» кока, рассказывает историю, как жену капитана придавило во время качки пианино. Женщина умерла, обезумевший кэп перестал управлять матросами. Те перепились, убили капитана… Дальше можно фантазировать до бесконечности.
«Выжившие» (на деле – самозванцы) через несколько лет после трагедии стали появляться с завидной регулярностью. Рассказывали, как капитан с помощником устроили заплыв вокруг корабля наперегонки. На них напали акулы и съели. Команда перепилась и …
А. И. Ракитин увидел в деле банальную аферу ради обогащения. Мошенничество задумали друзья-капитаны: встретились в море, все ловко подстроили, замаскировали под таинственное исчезновение людей. Продумали каждую мелочь, чтобы следствие не раскрыло план. Но что-то пошло не так, и шлюпка с экипажем «Марии Селесты» затонула.
Злополучный корабль по-настоящему погиб через 12 лет после описанных событий. Нашелся ушлый капитан Гилман Паркер, который, надеясь получить страховку, нарочно посадил бриг на рифы у берегов Гаити. Денег не получил: жульничество вскрылось.
Многострадальная «Мария Селеста» нашла упокоение на тех рифах, лежала забытая и покинутая, занесенная ракушечником и песком более ста лет. В 2001 году мировые СМИ взорвались: нашлись останки корабля-призрака! Сенсация! Ученые взяли древесину с бортов и переборок на анализ, и оказалось, что из этого материала в Канаде начали делать корабли только в 1894 году, то есть через 10 лет после окончательной гибели «Марии Целесты». Не она, значит…
Выходит, тайна исчезновения экипажа с борта парусника так и остается не раскрытой. Детектив не окончен. Каждый волен дописать последнюю главу по своему усмотрению. У вас может получиться мелодрама, фэнтези и даже авантюрный роман. А мы в следующих статьях расскажем о кораблях-призраках современности, из 20-21 веков.
Мы рассказываем о самых загадочных судах, без управления дрейфующих в безбрежных водах, кораблях, оставленных людьми по невыясненным обстоятельствам. От историй наподобие «Летучего голландца» можно отмахнуться, как от морских баек: не сохранилось ни документов, ни свидетельств очевидцев. Но включить в список досужих выдумок парусник «Мария Селеста» не получится. Причина – в подлинности существования корабля-призрака.
Рождение, первое имя и несчастья корабля
Все началось радостно: в 1860 году на верфях Новой Шотландии в Канаде заложили киль бригантины. Уже 10 июня следующего года в борт нового судна с именем «Амазонка» полетела и звонко разбилась бутылка шампанского.
«Амазонка» была двухматчевым торговым кораблем длиной 30,3 м. Фото: YouTube.com
Возможно, это звучное имя стало причиной дальнейших несчастий парусника: в былые времена дамы на корабле и женские названия судов предвещали беду. Так или иначе, первый рейс окончился трагедией: капитан умер.
Второй кэп ухитрился в этом же, 1861 году, налететь в Ла-Манше на чужой бриг и потопить его. До 1867 года торговое судно сменило трех шкиперов, когда штормом было выброшено на берег близ острова Кейп-Бретон. Масштабы разрушения корпуса были существенными.
Размеры «Амазонки» водоизмещением 198,42 т относили ее к средним судам:
✅ Длина – 30,3 м
✅ Ширина – 7,8 м
✅ Осадка – 3,6 м
За год поврежденную бригантину трижды перепродавали, и, в конце концов, она попала в руки нью-йоркскому моряку Р. Хэйнсу. Хозяин восстановил посудину и переименовал в «Марию Целесту» («Марию Небесную»), надеясь, видимо, этим актом сменить и судьбу незадачливого парусника. Как оказалось, новое имя принесло еще больше несчастий.
Хэйнс разорился, отдал судно за долги, и вскоре владеть «Марией Селестой» стал консорциум, возглавляемый Дж. Винчестером (запомним этот персонаж). Долей в предприятии владел и будущий капитан парусника Бенджамин Бриггс – отважный и опытный потомственный мореплаватель. К этому моменту капитально отремонтированный бриг имел вторую палубу, длину 31 м при той же ширине и осадку 4,9 м. Водоизмещение увеличилось до 282,28 т.
Роковой рейс
Набрав команду из 7 человек, взяв жену Сару Бриггс и маленькую дочь Софию, 5 ноября 1872 года 37-летний капитан вывел парусник в плавание. Путь лежал из Нью-Йорка в итальянскую Геную, в трюмах везли бочки со спиртом – 1701 баррель. Первым помощником капитана был Альберт Ричардсон (и его запомним).
Капитан «Марии Селесты» Бенджамин Бриггс. Архивное фото
Через месяц, 4 декабря, примерно в 400 милях к востоку от острова Санта-Мария судно обнаружил бриг «Деи Грация». Капитан последнего – Дэвид Рид Морхауз – был другом и однокашником Бенджамина Бриггса. Не странное ли стечение обстоятельств?
Высланная Морхаузом на «Марию Селесту» команда обнаружила зловещую картину: тишина, ни единой живой души. Два трюмных люка аккуратно открыты, один сорван с петель (ураган?), но явных следов погрома не было. В трюме стоит морская вода высотой 1 м, что, впрочем, не критично для корабля. Окна кормовой надстройки забиты досками и брезентом, в капитанской каюте на полу разбросаны детские игрушки, стоит швейная машинка с неоконченной работой. На столе шкатулка с драгоценностями жены капитана и большая сумма денег, увязанная в две толстые пачки (про нападение пиратов можно сразу забыть). В кубрике в порядке лежат курительные трубки и плащи моряков.
Навигационный измерительный инструмент секстант и хронометр отсутствовали, что говорило об эвакуации экипажа. Завод в механических часах закончился, компас вырван со своего места и валяется на палубе. Приготовленной на камбузе пищи не оказалось (предусмотрительно забрали с собой?), но полугодовой запас продуктов не тронут.
Спасательная шлюпка была, видимо, спущена на воду, а не сорвана ураганом. Да и не штормило все последние дни, свидетельствовали в дальнейшем экипажи кораблей, находящихся в этих водах.
Жена капитана «Марии Селесты» Сара Бриггс с дочерью Софи. Архивное фото
Документы с парусника пропали. На месте оказался только судовой журнал, последняя пометка в котором относилась к 24 ноября и содержала координаты «Марии Небесной» – 36°57′ с. ш. 27°20′ з. д. На грифельной доске осталась запись, сообщающая, что завтра, в 8 часов утра, бригантина будет в 6 милях от одного из Азорских островов. Почерк на доске, однако, не принадлежал капитану Бриггсу.
Следствие
Несколько моряков с «Деи Грация» доставили пострадавшее судно в Гибралтар, где началось тщательное расследование случившегося. Дело вел сам генеральный прокурор Фредерик Солли-Флуд.
Материалы по поиску причин трагедии до сих пор хранятся в архивах английского Адмиралтейства и являются самыми достоверными источниками информации. Во всяком случае, по описанию состояния покинутого командой корабля.
Флуд выдвигал версию сговора двух капитанов с целью инсценировать странное исчезновение экипажа, чтобы получить положенную премию за найденный бриг. Очень уж большим было расстояние от последнего места «Марии Селесты» до того, где ее обнаружила «Деи Грация». Неуправляемый корабль не преодолел бы такую дистанцию. Может, «Селеста» нормальным ходом подошла к месту встречи друзей, а дальнейшее – разыгранное представление?
«Мария Селеста» должна была пересечь Атлантический океан. Фото: YouTube.com
Но где же тогда команда с опустевшего корабля? Пошли на шлюпе к ближайшим островам, но уже действительно сгинули по независящим от них причинам?..
Эту версию отверг приехавший из Нью-Йорка владелец судна Дж. Винчестер: под присягой он свидетельствовал о добропорядочности и набожности шкипера Бриггса. А Винчестер, между прочим, приходился тестем и капитану, и штурману А. Ричардсону. Это обстоятельство наводит на мысль о круговой поруке в семье. Да и однокашник Морхауз как-то странно и кстати тут оказался… Словом, сомнения прокурора понять можно: он подозревал, что капитан «Деи Грация» многое не договаривает.
Но Флуд предположил и не смог доказать еще один сценарий события. Матросы перепились (9 баррелей спирта в Генуе все-таки не досчитались), убили офицеров и женщину с ребенком. Потом обставили все таким образом, чтобы ввести следствие в заблуждение. Далее скрылись на шлюпке и где-то пропали. Однако улик для доказательства преступления рядовых моряков не хватало.
Другие версии
А их было не перечесть: гигантские кальмары, инопланетяне, Морской Змей. Фантастика, мистика – кто на что горазд. За расследование брались ученые, путешественники, писатели, морские археологи.
Не оспариваем змей, осьминогов и плавающие острова, но приведем более популярную гипотезу таинственной драмы. Прокурор Флуд доказал главное: команда покинула корабль без принуждения, добровольно. А какие причины побудили к этому, остается загадкой.
Расследование Кобба
Родственник Бенджамина Бриггса Кобб предположил следующее. В трюме была утечка спирта, пары которого взорвались (сорванная с петель крышка носового люка). Кормовые люки открыли, чтобы проветрить хранилище опасного груза. Прогремел второй взрыв.
Поняв вероятность третьего взрыва, капитан приказывает срочно эвакуироваться. Забирает секстант и хронометр, бумаги, а про судовой журнал забывает. В последний момент посылает матроса за компасом, но тот в панике портит инструмент.
Капитан решает держаться от брига на некотором расстоянии. Для этого шлюп привязывают к кораблю дирик-фалом – корабельной снастью, которой поднимают косой парус. Этим объясняется факт, что на грот-мачте парус был спущен.
Немало парусников, брошенных командой, одиноко дрейфуют в океанических водах. Фото: YouTube.com
А далее катастрофическое развитие: снасть не выдерживает, обрывается, «Марию Селесту» несет в море. Перегруженная лодка тонет.
Книга «Розовый коттедж» о видении Коббом событий 1872 года вышла в 1940 году.
Заключительная часть
Был еще писатель Лоуренс Киттинг, который, опираясь на свидетельство «выжившего» кока, рассказывает историю, как жену капитана придавило во время качки пианино. Женщина умерла, обезумевший кэп перестал управлять матросами. Те перепились, убили капитана… Дальше можно фантазировать до бесконечности.
«Выжившие» (на деле – самозванцы) через несколько лет после трагедии стали появляться с завидной регулярностью. Рассказывали, как капитан с помощником устроили заплыв вокруг корабля наперегонки. На них напали акулы и съели. Команда перепилась и …
А. И. Ракитин увидел в деле банальную аферу ради обогащения. Мошенничество задумали друзья-капитаны: встретились в море, все ловко подстроили, замаскировали под таинственное исчезновение людей. Продумали каждую мелочь, чтобы следствие не раскрыло план. Но что-то пошло не так, и шлюпка с экипажем «Марии Селесты» затонула.
Злополучный корабль по-настоящему погиб через 12 лет после описанных событий. Нашелся ушлый капитан Гилман Паркер, который, надеясь получить страховку, нарочно посадил бриг на рифы у берегов Гаити. Денег не получил: жульничество вскрылось.
Многострадальная «Мария Селеста» нашла упокоение на тех рифах, лежала забытая и покинутая, занесенная ракушечником и песком более ста лет. В 2001 году мировые СМИ взорвались: нашлись останки корабля-призрака! Сенсация! Ученые взяли древесину с бортов и переборок на анализ, и оказалось, что из этого материала в Канаде начали делать корабли только в 1894 году, то есть через 10 лет после окончательной гибели «Марии Целесты». Не она, значит…
Выходит, тайна исчезновения экипажа с борта парусника так и остается не раскрытой. Детектив не окончен. Каждый волен дописать последнюю главу по своему усмотрению. У вас может получиться мелодрама, фэнтези и даже авантюрный роман. А мы в следующих статьях расскажем о кораблях-призраках современности, из 20-21 веков.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....