Syrena Sport – прототип спорткара из социалистической Польши
Традиционно польская автомобильная промышленность не входила в элиту среди стран Восточного блока. Но это не значит, что здесь не было хороших моделей. Во многом местный автопром подтянула помощь итальянской компании FIAT. Но и сами польские инженеры-конструкторы могли предложить что-то необычное.
Об одном из таких проектов мы и расскажем в сегодняшнем материале. В те непростые времена создание новых автомобилей сталкивалось с местной вязкой бюрократической системой. Тем более, если речь идет о каких-то необычных конструкциях.
А рассматриваемый сегодня автомобиль является отчаянной попыткой поляков создать собственный спорткар с достойным дизайном и техническими характеристиками. В условиях, когда центральное планирование в странах с коммунистическим уклоном сосредотачивалось на практичности, это являлось непростой задачей. Можно сказать, инженерным подвигом на фоне общего безразличия к изящному дизайну или удовольствию, получаемому от вождения красивого авто.
В конце 50-х годов прошлого столетия в польской столице располагалась штаб-квартира автомобильной компании FSO (Fabryka samochodow osobowych). Ее название переводилось очень просто: «Завод легковых автомобилей».
Именно в тот период в Варшаве начались разработки прототипа малолитражки Syrena (со временем ей присвоили индекс «100»). Впервые широкой публике новинку представили в 1955 году. Она произвела положительное впечатление и на экспертов, и на рядовых автолюбителей. Это позволило спустя два года выпустить модель в серию.
Постепенно Syrena 100 претерпела ряд модернизаций и обросла множеством модификаций. Имелись также коммерческие версии автомобиля, который простоял на конвейере FSM в Бельско-Беле до 1983 года. К этому времени модель заметно морально устарела, поэтому наша история не относится к тому периоду. Напротив, мы поговорим, когда еще свеженькая малолитражная Syrena будоражила местные инженерные умы. Она имела:
✅ 2 цилиндра
✅ двухтактный двигатель
✅ рабочий объем – ок. 1 л
Так руководство польской компании создало подобие передвижной лаборатории, трудящейся над улучшением конструкции автомобиля. Одно из направлений совершенствования динамики малолитражки – это применение в производстве кузова элементов из пластика. Так можно было добиться значительного снижения веса автомобиля. Но прежде чем все это применить на серийном авто, требовалось проведение тщательных проверок и тестирования новых элементов Syrena 100.
Новаторским идеям дали добро сверху, а дизайнеры предложили изготовить отдельные части кузова из специального ламината, а остекление – из пластика. Необычный прототип наделили спортивным уклоном, что обеспечило ему несомненный успех.
Автомобильная пресса Польши и других стран просто изобиловала восторженными откликами и хвалебными статьями. Все в один голос прочили автомобилю неизменный успех при выходе в серию. Казалось, что повышенный спрос спорткару обеспечен.
И это при том, что создатели изначально не планировали серийного выпуска. Они считали эту модификацию просто прототипом, предназначенным для улучшения характеристик базовой модели. В новых условиях приоритеты срочно переиграли и стартовали интенсивные испытания опытного образца перспективного польского спорткара.
Конструкция Syrena Sport на самом деле оказалась очень успешной и инновационной для своего времени. Одной из причин можно назвать тот факт, что польские конструкторы создавали его с большим энтузиазмом и страстью. Да и большая часть работ выполнялась сверхурочно, в нерабочее время. Все надеялись на прекрасное будущее этой разработки.
Легкий кузов из пластика сделали самонесущим. Компоненты шасси позаимствовали от базовой Syrena 100. Но спорткар не был ее слегка модернизированной версией, скорее наоборот – изменений оказалось слишком много:
✅ вместо листовых рессор – подвеска с торсионами и продольными рычагами
✅ длинный низкий передний капот
✅ отсутствие переднего бампера
Внесли и ряд других изменений, хотя спереди остались классические продольные рычаги с поперечной листовой рессорой. А общий дизайн доверили Цезари Навроту и его команде. Стильный передний капот со скрытым воздухозаборником плавно переходил в небольшой салон. Задняя часть укорочена и, в отличие от передка, заканчивается бампером. Спорткар имел следующие характеристики:
✅ количество мест – 2
✅ длина – ок. 3,8 м
✅ высота – 1,3 м
✅ рабочий объем двигателя – 698 куб. см
✅ мощность – 35 л. с
✅ вес – 710 кг
✅ максимальная скорость – 110 км/ч
Двухтактному двигателю от серийного автомобиля не хватило места в миниатюрном спорткаре. Поэтому Владиславу Скочинскому и Анджею Затоне предложили спроектировать новый агрегат. Их четырехтактный 700-кубовый мотор получил цилиндры с алюминиевыми головками и поршни от мотоцикла SFM Junak. Также установили дополнительный карбюратор с топливным насосом от французского Panhard Dyna Z. Передние колеса приводились в движение 4-ступенчатой механикой с ручкой переключения, расположенной в полу. Сцепление выполнили гидравлическим.
Эстетическое восприятие от Syrena Sport усиливается декоративной полоской на передних крыльях и рядом хромированных деталей (в т. ч., колпаками колес). Они происходят от прототипа преемника Warsazwa (итальянский производитель кузовов Ghia), созданного в 50-х годах. Дворники спорткар позаимствовал у базовой модели, а фары получил оригинальные, круглой формы.
Если остановиться больше на внешнем дизайне, то он на голову выше других моделей, созданных на социалистическом пространстве. Очень сильно его подчеркивал контраст, достигаемый красным кузовом на фоне черной крыши. К сожалению, она была несъемной, так что не имелось возможности наслаждаться ездой под открытым небо.
Хотя у прототипа неудачно установили педаль газа (после ремонта проблему устранили), он накатал на испытательном полигоне ок. 29000 километров в обычном режиме. При том, что в спартанском салоне спорткара отсутствовало отопление и вентиляция.
Испытания проходили успешно, многие компании высказали желание сотрудничать. Внезапно все пошло по иному сценарию. Группа получила приказ срочно прекратить действия и отправить прототип в гаражи Центра исследований и разработок в Варшаве. Некоторые утверждают, что его издали на самом верху. В любом случае, автомобиль сняли с испытаний и законсервировали в гараже.
Спустя полтора десятилетия (вместе с другими нереализованными проектами FSO) прототип отправили в утиль. Так в 1975 году бесславно завершилась история одного из самых красивых спорткаров советской эпохи. Но имелась еще одна разработка стильного спортивного автомобиля. Происходила она в Восточной Германии конца 60-х. Она оказалась более успешной, о чем мы обязательно расскажем вам в будущем.
Об одном из таких проектов мы и расскажем в сегодняшнем материале. В те непростые времена создание новых автомобилей сталкивалось с местной вязкой бюрократической системой. Тем более, если речь идет о каких-то необычных конструкциях.
Стремительные линии спортивного авто. Фото: youtube.com
А рассматриваемый сегодня автомобиль является отчаянной попыткой поляков создать собственный спорткар с достойным дизайном и техническими характеристиками. В условиях, когда центральное планирование в странах с коммунистическим уклоном сосредотачивалось на практичности, это являлось непростой задачей. Можно сказать, инженерным подвигом на фоне общего безразличия к изящному дизайну или удовольствию, получаемому от вождения красивого авто.
Модернизация популярной малолитражки
В конце 50-х годов прошлого столетия в польской столице располагалась штаб-квартира автомобильной компании FSO (Fabryka samochodow osobowych). Ее название переводилось очень просто: «Завод легковых автомобилей».
Именно в тот период в Варшаве начались разработки прототипа малолитражки Syrena (со временем ей присвоили индекс «100»). Впервые широкой публике новинку представили в 1955 году. Она произвела положительное впечатление и на экспертов, и на рядовых автолюбителей. Это позволило спустя два года выпустить модель в серию.
Красный кузов и черная крыша. Фото: youtube.com
Постепенно Syrena 100 претерпела ряд модернизаций и обросла множеством модификаций. Имелись также коммерческие версии автомобиля, который простоял на конвейере FSM в Бельско-Беле до 1983 года. К этому времени модель заметно морально устарела, поэтому наша история не относится к тому периоду. Напротив, мы поговорим, когда еще свеженькая малолитражная Syrena будоражила местные инженерные умы. Она имела:
✅ 2 цилиндра
✅ двухтактный двигатель
✅ рабочий объем – ок. 1 л
Так руководство польской компании создало подобие передвижной лаборатории, трудящейся над улучшением конструкции автомобиля. Одно из направлений совершенствования динамики малолитражки – это применение в производстве кузова элементов из пластика. Так можно было добиться значительного снижения веса автомобиля. Но прежде чем все это применить на серийном авто, требовалось проведение тщательных проверок и тестирования новых элементов Syrena 100.
Рождение польского спорткара
Новаторским идеям дали добро сверху, а дизайнеры предложили изготовить отдельные части кузова из специального ламината, а остекление – из пластика. Необычный прототип наделили спортивным уклоном, что обеспечило ему несомненный успех.
Премьера FSO Syrena Sport состоялась 1 мая 1960 года. Как это часто делалось в коммунистической пропаганде, новинку приурочили к всемирному празднику труда. Эта модель произвела эффект взорвавшейся бомбы. Причем, не только внутри республики, но и за ее пределами.
Автомобильная пресса Польши и других стран просто изобиловала восторженными откликами и хвалебными статьями. Все в один голос прочили автомобилю неизменный успех при выходе в серию. Казалось, что повышенный спрос спорткару обеспечен.
И это при том, что создатели изначально не планировали серийного выпуска. Они считали эту модификацию просто прототипом, предназначенным для улучшения характеристик базовой модели. В новых условиях приоритеты срочно переиграли и стартовали интенсивные испытания опытного образца перспективного польского спорткара.
Минималистическая приборная панель Syrena Sport. Фото: youtube.com
Конструкция Syrena Sport на самом деле оказалась очень успешной и инновационной для своего времени. Одной из причин можно назвать тот факт, что польские конструкторы создавали его с большим энтузиазмом и страстью. Да и большая часть работ выполнялась сверхурочно, в нерабочее время. Все надеялись на прекрасное будущее этой разработки.
Технические параметры новинки от FSO
Легкий кузов из пластика сделали самонесущим. Компоненты шасси позаимствовали от базовой Syrena 100. Но спорткар не был ее слегка модернизированной версией, скорее наоборот – изменений оказалось слишком много:
✅ вместо листовых рессор – подвеска с торсионами и продольными рычагами
✅ длинный низкий передний капот
✅ отсутствие переднего бампера
Внесли и ряд других изменений, хотя спереди остались классические продольные рычаги с поперечной листовой рессорой. А общий дизайн доверили Цезари Навроту и его команде. Стильный передний капот со скрытым воздухозаборником плавно переходил в небольшой салон. Задняя часть укорочена и, в отличие от передка, заканчивается бампером. Спорткар имел следующие характеристики:
✅ количество мест – 2
✅ длина – ок. 3,8 м
✅ высота – 1,3 м
✅ рабочий объем двигателя – 698 куб. см
✅ мощность – 35 л. с
✅ вес – 710 кг
✅ максимальная скорость – 110 км/ч
Двухтактному двигателю от серийного автомобиля не хватило места в миниатюрном спорткаре. Поэтому Владиславу Скочинскому и Анджею Затоне предложили спроектировать новый агрегат. Их четырехтактный 700-кубовый мотор получил цилиндры с алюминиевыми головками и поршни от мотоцикла SFM Junak. Также установили дополнительный карбюратор с топливным насосом от французского Panhard Dyna Z. Передние колеса приводились в движение 4-ступенчатой механикой с ручкой переключения, расположенной в полу. Сцепление выполнили гидравлическим.
Эстетическое восприятие от Syrena Sport усиливается декоративной полоской на передних крыльях и рядом хромированных деталей (в т. ч., колпаками колес). Они происходят от прототипа преемника Warsazwa (итальянский производитель кузовов Ghia), созданного в 50-х годах. Дворники спорткар позаимствовал у базовой модели, а фары получил оригинальные, круглой формы.
Диски колес в духе того времени. Фото: youtube.com
Если остановиться больше на внешнем дизайне, то он на голову выше других моделей, созданных на социалистическом пространстве. Очень сильно его подчеркивал контраст, достигаемый красным кузовом на фоне черной крыши. К сожалению, она была несъемной, так что не имелось возможности наслаждаться ездой под открытым небо.
Успешные испытания, но печальный финал
Хотя у прототипа неудачно установили педаль газа (после ремонта проблему устранили), он накатал на испытательном полигоне ок. 29000 километров в обычном режиме. При том, что в спартанском салоне спорткара отсутствовало отопление и вентиляция.
Испытания проходили успешно, многие компании высказали желание сотрудничать. Внезапно все пошло по иному сценарию. Группа получила приказ срочно прекратить действия и отправить прототип в гаражи Центра исследований и разработок в Варшаве. Некоторые утверждают, что его издали на самом верху. В любом случае, автомобиль сняли с испытаний и законсервировали в гараже.
Сидения в двухцветном исполнении. Фото: youtube.com
Спустя полтора десятилетия (вместе с другими нереализованными проектами FSO) прототип отправили в утиль. Так в 1975 году бесславно завершилась история одного из самых красивых спорткаров советской эпохи. Но имелась еще одна разработка стильного спортивного автомобиля. Происходила она в Восточной Германии конца 60-х. Она оказалась более успешной, о чем мы обязательно расскажем вам в будущем.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....