
Рулевая рейка «Лады Гранта»: неисправности, ремонт, замена
Наблюдая за дорожным потоком и зная возможности нашего населения, без всяких цифр можно сказать, что «Гранта» – лидер продаж в стране. Хотя, почему бы в подтверждение всеобщей любви не назвать количество реализованных в 2022 году машин? А оно приближалось к 98 тыс. единиц. Бестселлер!
Все логично: пользователя устраивает цена, адаптация к российским реалиям, практичность и надежность. Что еще важно – ремонтопригодность. Это владельцы «Мерседесов» и «Лексусов» не лазят под капоты. А грантовод с энтузиазмом возьмется за ремонт, если, например, застучит рулевая рейка. Об этом узле и поговорим.
Рулевой механизм «Лады Гранта» достаточно надежный: во всяком случае, это не «фирменная болячка» машины. Некоторым водителям автокомпонент не доставляет хлопот до 160 тыс. км пробега. Многое, конечно, зависит от количества ухабов, камней и рытвин, которое они собрают на дорогах.
Схематичное устройство рулевой рейки с ЭУР. Фото: YouTube.com
Долговечность – хорошо, но базовые знания по устройству рулевого механизма не помешают. Отметим: на «Ладе Гранта» баранка вращается с привлечением дополнительного устройства – электроусилителя (ЭУР). Этот модуль облегчает водительский труд, улучшает управляемость авто, особенно во время маневров. На рабочий ресурс рулевой рейки ЭУР не влияет, монтируется блок на валу привода руля.
Механическая часть конструкции состоит из следующих элементов:
✅ Руль. Ориентирует движение колес по дороге. Понятно, что в покупной комплект рулевой рейки само колесо не входит
✅ Рулевой вал. Передает вращательное движение руля на ведущую шестерню. Деталь жестко связана с баранкой, состоит из нескольких частей, сопряженных карданными механизмами. Вал находится внутри трубы, составляя вместе с ней рулевую колонку
✅ Рулевая рейка. Горизонтально перемещаемая планка с насечками для связи с косозубой шестерней, которой оканчивается рулевой вал. Рейку проще представить как развернутую прямозубую шестерню
✅ Рулевые тяги и наконечники. Элемент привода непосредственно передает усилие поворота «бублика» на ступичный блок колес – поворотные рычаги стоек передней подвески. Тяги с внутренними резинометаллическими и наружными шаровыми шарнирами располагаются справа и слева от планки. Далее идут рулевые наконечники
Механизм «шестерня-рейка» заключен в трубообразный картер. Принцип работы виден уже в схеме устройства: усилие водителя передается на управляемые колеса по цепочке руль-вал-рейка-тяги-наконечники.
Механизм сигнализирует о неполадках множеством признаков.
Рулевой механизм в подкапотном пространстве «Лады Гранта». Фото: YouTube.com
Еще до окончательной поломки внимательный водитель «Лады Гранта» улавливает следующие симптомы:
✅ Появляются стуки со стороны передней подвески, особенно на плохой дороге
✅ Баранка передает в руки вибрацию
✅ Рулежка усложняется, то есть на поворотах приходится прилагать больше физических усилий. Или, наоборот, руль становится как «ватный»
✅ Ощущается люфт вала в рулевой колонке
✅ Вращение «бублика» не совпадает с поворотом колес
✅ Руль не возвращается в исходное положение, делает это медленно или самопроизвольно вращается
Случается, машина «ерзает» по дороге или баранку «закусывает» в некоторых положениях. И уж совсем точный признак неисправности механизма – горящий значок красного руля на приборке.
Обнаружив нетипичное поведение машины, нужно поискать причины. Рулевая рейка – нагруженный узел. А больше всех достается сцеплению между ведущей шестерней и планкой. Тут может наблюдаться частичная или полная выработка зубьев. Иногда заменяют только шестерню, но чаще на выброс идет и планка.
Порванный пыльник пропускает влагу и грязь в картер механизма. Фото: YouTube.com
Другая распространенная причина – износ и выход из строя рулевой тяги или наконечника. Виновным, как правило, становится разорвавшийся пыльник, из-за чего происходит вымывание смазки. Элементы не восстанавливаются.
Пыльники разгерметизируются по причине естественного старения или, бывает, резиновые кожухи плохо закрепили после ремонта. Например, взяли пластиковые затяжки вместо рекомендованных металлических хомутов. Разгерметизация открывает ворота для грязи, пыли и воды. Это ведет к коррозии, которая и есть главный враг рулевой рейки.
Не сбрасываем со счетов электрическую составляющую рулевого механизма «Лады Гранта». «Глюки» ЭБУ никто не отменял – это раз. Во-вторых, в сам блок ЭУР непостижимым образом может попасть влага и окислить контакты. Тут уж прямая дорога к мастерам-электронщикам.
Сложный выбор. Ведь механизм в сборе стоит немалых денег: настраиваться нужно на 10-18 тыс. рублей. Нападетесь на скидки – сэкономите 5-6 тыс. руб. А восстанавливать деталь можно самостоятельно или в сервисе: рейки после ремонта ходят достаточно долго.
Этап ремонта рулевой рейки «Лада Гранта». Фото: YouTube.com
Прикинем примерный прайс в мастерских:
✅ Замена детали в сборе – от 2 800 руб., но узел нужно приобрести заранее самому
✅ Замена рулевой тяги и наконечников – по 450 руб., однако детали ваши, и приплюсуйте сюда 600 руб. за диагностику
✅ Замена рулевого кардана – 800 и выше руб., опять же купите запчасть сами
✅ Ремонт рулевой рейки – в пределах 6 тыс. руб. Это только работа механика, а необходимые элементы нужно принести
Ремонт своими руками обойдется дешевле, так как заплатить придется только за запчасти, которые, как вариант, можно подобрать на разборках.
Замена и ремонт – не самые простые процедуры. Нужны начальные слесарные навыки, базовый набор инструментов, подходящее помещение. Однако многие собственники берутся за работу и уверенно справляются, особенно с пыльниками.
Для ремонта рулевой рейки нужны слесарные навыки. Фото: YouTube.com
Выбор – ремонт или замена – оставляем за владельцами «Грант». А тем, кто решился на новую рулевую рейку предлагаем рассмотреть следующие варианты:
✅ Рейка рулевая в сборе, артикул 11183340001001, цена – 10 431 руб.
✅ Механизм рулевой с тягами в сборе, артикул 21920340001050, цена – 14 223 руб.
✅ Рейка рулевая в сборе, артикул 11183340001030, цена – 12 157 руб.
Предложенные автокомпоненты отечественного производства. Они подходят всем автомобилям ВАЗ и «Рено» российской сборки. Владельцам «Грант», которым важны иностранные бренды, стоит обратить внимание на американского производителя Moog, немецкую компанию TRW, южнокорейскую фирму Mando.
Рулевая рейка – механизм передачи усилия с руля на ведущие колеса. В «Ладе Гранта» долговечный узел снабжен ЭУР. В процессе эксплуатации износ и поломки конструкции неизбежны.
Замена пыльника – самая простая операция в ремонте рулевой рейки «Лады Гранта». Фото: YouTube.com
Чаще всего неисправности происходят из-за разрушения зубьев шестерен и планки. Губительное действие оказывает коррозия, вызванная разгерметизацией пыльников и попаданием влаги и грязи в картер механизма.
Поломки сопровождаются люфтами, стуками, плохой управляемостью. Последствия могут быть плачевными, вплоть до ДТП. Решить проблему можно заменой узла на новый в сборе, ремонтом в автомастерской или самостоятельно. Самый дешевый вариант – купить рулевую рейку в авторитетном и проверенном магазине б/у запчастей и установить самостоятельно. Как поступить в ситуации – слово за хозяином «Лады Гранта».
Все логично: пользователя устраивает цена, адаптация к российским реалиям, практичность и надежность. Что еще важно – ремонтопригодность. Это владельцы «Мерседесов» и «Лексусов» не лазят под капоты. А грантовод с энтузиазмом возьмется за ремонт, если, например, застучит рулевая рейка. Об этом узле и поговорим.
Об устройстве и принципе работы рулевой рейки
Рулевой механизм «Лады Гранта» достаточно надежный: во всяком случае, это не «фирменная болячка» машины. Некоторым водителям автокомпонент не доставляет хлопот до 160 тыс. км пробега. Многое, конечно, зависит от количества ухабов, камней и рытвин, которое они собрают на дорогах.

Долговечность – хорошо, но базовые знания по устройству рулевого механизма не помешают. Отметим: на «Ладе Гранта» баранка вращается с привлечением дополнительного устройства – электроусилителя (ЭУР). Этот модуль облегчает водительский труд, улучшает управляемость авто, особенно во время маневров. На рабочий ресурс рулевой рейки ЭУР не влияет, монтируется блок на валу привода руля.
Механическая часть конструкции состоит из следующих элементов:
✅ Руль. Ориентирует движение колес по дороге. Понятно, что в покупной комплект рулевой рейки само колесо не входит
✅ Рулевой вал. Передает вращательное движение руля на ведущую шестерню. Деталь жестко связана с баранкой, состоит из нескольких частей, сопряженных карданными механизмами. Вал находится внутри трубы, составляя вместе с ней рулевую колонку
✅ Рулевая рейка. Горизонтально перемещаемая планка с насечками для связи с косозубой шестерней, которой оканчивается рулевой вал. Рейку проще представить как развернутую прямозубую шестерню
✅ Рулевые тяги и наконечники. Элемент привода непосредственно передает усилие поворота «бублика» на ступичный блок колес – поворотные рычаги стоек передней подвески. Тяги с внутренними резинометаллическими и наружными шаровыми шарнирами располагаются справа и слева от планки. Далее идут рулевые наконечники
Механизм «шестерня-рейка» заключен в трубообразный картер. Принцип работы виден уже в схеме устройства: усилие водителя передается на управляемые колеса по цепочке руль-вал-рейка-тяги-наконечники.
Признаки неисправности рулевой рейки «Лады Гранта»
Механизм сигнализирует о неполадках множеством признаков.

Еще до окончательной поломки внимательный водитель «Лады Гранта» улавливает следующие симптомы:
✅ Появляются стуки со стороны передней подвески, особенно на плохой дороге
✅ Баранка передает в руки вибрацию
✅ Рулежка усложняется, то есть на поворотах приходится прилагать больше физических усилий. Или, наоборот, руль становится как «ватный»
✅ Ощущается люфт вала в рулевой колонке
✅ Вращение «бублика» не совпадает с поворотом колес
✅ Руль не возвращается в исходное положение, делает это медленно или самопроизвольно вращается
Случается, машина «ерзает» по дороге или баранку «закусывает» в некоторых положениях. И уж совсем точный признак неисправности механизма – горящий значок красного руля на приборке.
Причины неисправности рулевой рейки «Лады Гранта»
Обнаружив нетипичное поведение машины, нужно поискать причины. Рулевая рейка – нагруженный узел. А больше всех достается сцеплению между ведущей шестерней и планкой. Тут может наблюдаться частичная или полная выработка зубьев. Иногда заменяют только шестерню, но чаще на выброс идет и планка.

Другая распространенная причина – износ и выход из строя рулевой тяги или наконечника. Виновным, как правило, становится разорвавшийся пыльник, из-за чего происходит вымывание смазки. Элементы не восстанавливаются.
Пыльники разгерметизируются по причине естественного старения или, бывает, резиновые кожухи плохо закрепили после ремонта. Например, взяли пластиковые затяжки вместо рекомендованных металлических хомутов. Разгерметизация открывает ворота для грязи, пыли и воды. Это ведет к коррозии, которая и есть главный враг рулевой рейки.
Не сбрасываем со счетов электрическую составляющую рулевого механизма «Лады Гранта». «Глюки» ЭБУ никто не отменял – это раз. Во-вторых, в сам блок ЭУР непостижимым образом может попасть влага и окислить контакты. Тут уж прямая дорога к мастерам-электронщикам.
Ремонт или замена?
Сложный выбор. Ведь механизм в сборе стоит немалых денег: настраиваться нужно на 10-18 тыс. рублей. Нападетесь на скидки – сэкономите 5-6 тыс. руб. А восстанавливать деталь можно самостоятельно или в сервисе: рейки после ремонта ходят достаточно долго.

Прикинем примерный прайс в мастерских:
✅ Замена детали в сборе – от 2 800 руб., но узел нужно приобрести заранее самому
✅ Замена рулевой тяги и наконечников – по 450 руб., однако детали ваши, и приплюсуйте сюда 600 руб. за диагностику
✅ Замена рулевого кардана – 800 и выше руб., опять же купите запчасть сами
✅ Ремонт рулевой рейки – в пределах 6 тыс. руб. Это только работа механика, а необходимые элементы нужно принести
Ремонт своими руками обойдется дешевле, так как заплатить придется только за запчасти, которые, как вариант, можно подобрать на разборках.
Замена и ремонт – не самые простые процедуры. Нужны начальные слесарные навыки, базовый набор инструментов, подходящее помещение. Однако многие собственники берутся за работу и уверенно справляются, особенно с пыльниками.

Выбор – ремонт или замена – оставляем за владельцами «Грант». А тем, кто решился на новую рулевую рейку предлагаем рассмотреть следующие варианты:
✅ Рейка рулевая в сборе, артикул 11183340001001, цена – 10 431 руб.
✅ Механизм рулевой с тягами в сборе, артикул 21920340001050, цена – 14 223 руб.
✅ Рейка рулевая в сборе, артикул 11183340001030, цена – 12 157 руб.
Предложенные автокомпоненты отечественного производства. Они подходят всем автомобилям ВАЗ и «Рено» российской сборки. Владельцам «Грант», которым важны иностранные бренды, стоит обратить внимание на американского производителя Moog, немецкую компанию TRW, южнокорейскую фирму Mando.
Подытожим
Рулевая рейка – механизм передачи усилия с руля на ведущие колеса. В «Ладе Гранта» долговечный узел снабжен ЭУР. В процессе эксплуатации износ и поломки конструкции неизбежны.

Чаще всего неисправности происходят из-за разрушения зубьев шестерен и планки. Губительное действие оказывает коррозия, вызванная разгерметизацией пыльников и попаданием влаги и грязи в картер механизма.
Поломки сопровождаются люфтами, стуками, плохой управляемостью. Последствия могут быть плачевными, вплоть до ДТП. Решить проблему можно заменой узла на новый в сборе, ремонтом в автомастерской или самостоятельно. Самый дешевый вариант – купить рулевую рейку в авторитетном и проверенном магазине б/у запчастей и установить самостоятельно. Как поступить в ситуации – слово за хозяином «Лады Гранта».
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Shacman «приехал» – китайские самосвалы перестанут продавать в России
У Генеральной прокуратуры и главы Минпромторга возникли вопросы к качеству китайской продукции. Все подробности прошедшей проверки можно узнать из нашего...

«Кто крайний?» – строительство нового ракетно-космического комплекса выходит на финишную прямую
И уже формируется очередь из желающих совершить пуски с «Байтерека». Россия оттуда будет запускать свой «Союз-5». Все подробности читайте в нашем материале....

Третьему мосту через Волгу быть – проект одобрен и профинансирован
Президент поспособствовал скорейшему началу возведения. Вместе с ним построят новую магистраль, которая решит транспортные проблемы Ярославля, но не все жители...

Ограничения сняты – ПД-14 получил новый сертификат
Двигатель стал еще на шаг ближе к серийному производству. Силовой установке дали важное разрешение....

МС-21 получит инновационный двигатель
Это будет все тот же ПД-14, но созданный с привлечением новых передовых технологий. Подробнее об этом читайте в нашем материале....

Новый грузовой самолет Nuuva V300 совершил свой первый полет
По сути это беспилотный летательный контейнер, получивший нетипичную для таких аппаратов конструкцию и впечатляющий запас хода. Подробнее о проекте читайте в...

Стало известно, какой ресурс закладывает в новые двигатели АВТОВАЗ – мнения водителей
Инженеры и руководство компании назвали минимальные цифры, на которые нужно ориентироваться. А вот окажутся ли они выше – зависит от множества факторов....

Новинка Алексея Гарагашьяна: что на смену «Шерпа»
Изобретатель, инженер, автогонщик, конструктор. Алексей произвел если не революцию, то уж точно фурор в мире внедорожной техники. При этом скромный и...

В Нижнем Новгороде построят еще 158 кораблей
В их числе сухогрузы и круизные лайнеры. Сумма контракта превышает 162 млрд рублей....

Новый перронный автобус МАЗ умеет то, чего не могут другие
Минский автомобильный завод показал автобус, который может изменить представление о транспорте в аэропортах. На первый взгляд ничего нестандартного. Казалось...

Серийное производство самолетов «Байкал» стартует до конца года
По крайней мере, новый производственный корпус к этому времени построят. И проект контролируется президентом России....

Еще один российский пикап поступил в продажу – у него пять мест и большой грузовой отсек
Это новинка от российского бренда Sollers. Автомобиль, известный как ST8, предлагается с разными типами двигателей....

МАЗ-200 АДС-50: редкое наследие великой страны
Мало кто из современников видел машину воочию, уникальную конструктивно и по функционалу. Разве что посетители саратовского Парка Победы и автомобильного музея...

Новая Honda CR-V – воплощение экономичного и надежного кроссовера
Российский автомобильный рынок давно привык к китайскому автопрому. Поэтому появление новых моделей от ведущих мировых производителей – это всегда событие. Не...

Советские грузовики, которые буквально уничтожали топливо
Советский Союз не страдал от нехватки бензина, поэтому дизельные автомобили там появились достаточно поздно. И не потому, что топливо вдруг начали экономить....

Российский авиалайнер SJ-100 уже почти готов – осталось только совместить два самолета
Сейчас испытания проходят два авиалайнера. Если собрать их в один, получится на 100% импортозамещенный SJ-100....