Рулевая рейка «Лады Гранта»: неисправности, ремонт, замена
Наблюдая за дорожным потоком и зная возможности нашего населения, без всяких цифр можно сказать, что «Гранта» – лидер продаж в стране. Хотя, почему бы в подтверждение всеобщей любви не назвать количество реализованных в 2022 году машин? А оно приближалось к 98 тыс. единиц. Бестселлер!
Все логично: пользователя устраивает цена, адаптация к российским реалиям, практичность и надежность. Что еще важно – ремонтопригодность. Это владельцы «Мерседесов» и «Лексусов» не лазят под капоты. А грантовод с энтузиазмом возьмется за ремонт, если, например, застучит рулевая рейка. Об этом узле и поговорим.
Рулевой механизм «Лады Гранта» достаточно надежный: во всяком случае, это не «фирменная болячка» машины. Некоторым водителям автокомпонент не доставляет хлопот до 160 тыс. км пробега. Многое, конечно, зависит от количества ухабов, камней и рытвин, которое они собрают на дорогах.
Долговечность – хорошо, но базовые знания по устройству рулевого механизма не помешают. Отметим: на «Ладе Гранта» баранка вращается с привлечением дополнительного устройства – электроусилителя (ЭУР). Этот модуль облегчает водительский труд, улучшает управляемость авто, особенно во время маневров. На рабочий ресурс рулевой рейки ЭУР не влияет, монтируется блок на валу привода руля.
Механическая часть конструкции состоит из следующих элементов:
✅ Руль. Ориентирует движение колес по дороге. Понятно, что в покупной комплект рулевой рейки само колесо не входит
✅ Рулевой вал. Передает вращательное движение руля на ведущую шестерню. Деталь жестко связана с баранкой, состоит из нескольких частей, сопряженных карданными механизмами. Вал находится внутри трубы, составляя вместе с ней рулевую колонку
✅ Рулевая рейка. Горизонтально перемещаемая планка с насечками для связи с косозубой шестерней, которой оканчивается рулевой вал. Рейку проще представить как развернутую прямозубую шестерню
✅ Рулевые тяги и наконечники. Элемент привода непосредственно передает усилие поворота «бублика» на ступичный блок колес – поворотные рычаги стоек передней подвески. Тяги с внутренними резинометаллическими и наружными шаровыми шарнирами располагаются справа и слева от планки. Далее идут рулевые наконечники
Механизм «шестерня-рейка» заключен в трубообразный картер. Принцип работы виден уже в схеме устройства: усилие водителя передается на управляемые колеса по цепочке руль-вал-рейка-тяги-наконечники.
Механизм сигнализирует о неполадках множеством признаков.
Еще до окончательной поломки внимательный водитель «Лады Гранта» улавливает следующие симптомы:
✅ Появляются стуки со стороны передней подвески, особенно на плохой дороге
✅ Баранка передает в руки вибрацию
✅ Рулежка усложняется, то есть на поворотах приходится прилагать больше физических усилий. Или, наоборот, руль становится как «ватный»
✅ Ощущается люфт вала в рулевой колонке
✅ Вращение «бублика» не совпадает с поворотом колес
✅ Руль не возвращается в исходное положение, делает это медленно или самопроизвольно вращается
Случается, машина «ерзает» по дороге или баранку «закусывает» в некоторых положениях. И уж совсем точный признак неисправности механизма – горящий значок красного руля на приборке.
Обнаружив нетипичное поведение машины, нужно поискать причины. Рулевая рейка – нагруженный узел. А больше всех достается сцеплению между ведущей шестерней и планкой. Тут может наблюдаться частичная или полная выработка зубьев. Иногда заменяют только шестерню, но чаще на выброс идет и планка.
Другая распространенная причина – износ и выход из строя рулевой тяги или наконечника. Виновным, как правило, становится разорвавшийся пыльник, из-за чего происходит вымывание смазки. Элементы не восстанавливаются.
Пыльники разгерметизируются по причине естественного старения или, бывает, резиновые кожухи плохо закрепили после ремонта. Например, взяли пластиковые затяжки вместо рекомендованных металлических хомутов. Разгерметизация открывает ворота для грязи, пыли и воды. Это ведет к коррозии, которая и есть главный враг рулевой рейки.
Не сбрасываем со счетов электрическую составляющую рулевого механизма «Лады Гранта». «Глюки» ЭБУ никто не отменял – это раз. Во-вторых, в сам блок ЭУР непостижимым образом может попасть влага и окислить контакты. Тут уж прямая дорога к мастерам-электронщикам.
Сложный выбор. Ведь механизм в сборе стоит немалых денег: настраиваться нужно на 10-18 тыс. рублей. Нападетесь на скидки – сэкономите 5-6 тыс. руб. А восстанавливать деталь можно самостоятельно или в сервисе: рейки после ремонта ходят достаточно долго.
Прикинем примерный прайс в мастерских:
✅ Замена детали в сборе – от 2 800 руб., но узел нужно приобрести заранее самому
✅ Замена рулевой тяги и наконечников – по 450 руб., однако детали ваши, и приплюсуйте сюда 600 руб. за диагностику
✅ Замена рулевого кардана – 800 и выше руб., опять же купите запчасть сами
✅ Ремонт рулевой рейки – в пределах 6 тыс. руб. Это только работа механика, а необходимые элементы нужно принести
Ремонт своими руками обойдется дешевле, так как заплатить придется только за запчасти, которые, как вариант, можно подобрать на разборках.
Замена и ремонт – не самые простые процедуры. Нужны начальные слесарные навыки, базовый набор инструментов, подходящее помещение. Однако многие собственники берутся за работу и уверенно справляются, особенно с пыльниками.
Выбор – ремонт или замена – оставляем за владельцами «Грант». А тем, кто решился на новую рулевую рейку предлагаем рассмотреть следующие варианты:
✅ Рейка рулевая в сборе, артикул 11183340001001, цена – 10 431 руб.
✅ Механизм рулевой с тягами в сборе, артикул 21920340001050, цена – 14 223 руб.
✅ Рейка рулевая в сборе, артикул 11183340001030, цена – 12 157 руб.
Предложенные автокомпоненты отечественного производства. Они подходят всем автомобилям ВАЗ и «Рено» российской сборки. Владельцам «Грант», которым важны иностранные бренды, стоит обратить внимание на американского производителя Moog, немецкую компанию TRW, южнокорейскую фирму Mando.
Рулевая рейка – механизм передачи усилия с руля на ведущие колеса. В «Ладе Гранта» долговечный узел снабжен ЭУР. В процессе эксплуатации износ и поломки конструкции неизбежны.
Чаще всего неисправности происходят из-за разрушения зубьев шестерен и планки. Губительное действие оказывает коррозия, вызванная разгерметизацией пыльников и попаданием влаги и грязи в картер механизма.
Поломки сопровождаются люфтами, стуками, плохой управляемостью. Последствия могут быть плачевными, вплоть до ДТП. Решить проблему можно заменой узла на новый в сборе, ремонтом в автомастерской или самостоятельно. Самый дешевый вариант – купить рулевую рейку в авторитетном и проверенном магазине б/у запчастей и установить самостоятельно. Как поступить в ситуации – слово за хозяином «Лады Гранта».
Все логично: пользователя устраивает цена, адаптация к российским реалиям, практичность и надежность. Что еще важно – ремонтопригодность. Это владельцы «Мерседесов» и «Лексусов» не лазят под капоты. А грантовод с энтузиазмом возьмется за ремонт, если, например, застучит рулевая рейка. Об этом узле и поговорим.
Об устройстве и принципе работы рулевой рейки
Рулевой механизм «Лады Гранта» достаточно надежный: во всяком случае, это не «фирменная болячка» машины. Некоторым водителям автокомпонент не доставляет хлопот до 160 тыс. км пробега. Многое, конечно, зависит от количества ухабов, камней и рытвин, которое они собрают на дорогах.
Схематичное устройство рулевой рейки с ЭУР. Фото: YouTube.com
Долговечность – хорошо, но базовые знания по устройству рулевого механизма не помешают. Отметим: на «Ладе Гранта» баранка вращается с привлечением дополнительного устройства – электроусилителя (ЭУР). Этот модуль облегчает водительский труд, улучшает управляемость авто, особенно во время маневров. На рабочий ресурс рулевой рейки ЭУР не влияет, монтируется блок на валу привода руля.
Механическая часть конструкции состоит из следующих элементов:
✅ Руль. Ориентирует движение колес по дороге. Понятно, что в покупной комплект рулевой рейки само колесо не входит
✅ Рулевой вал. Передает вращательное движение руля на ведущую шестерню. Деталь жестко связана с баранкой, состоит из нескольких частей, сопряженных карданными механизмами. Вал находится внутри трубы, составляя вместе с ней рулевую колонку
✅ Рулевая рейка. Горизонтально перемещаемая планка с насечками для связи с косозубой шестерней, которой оканчивается рулевой вал. Рейку проще представить как развернутую прямозубую шестерню
✅ Рулевые тяги и наконечники. Элемент привода непосредственно передает усилие поворота «бублика» на ступичный блок колес – поворотные рычаги стоек передней подвески. Тяги с внутренними резинометаллическими и наружными шаровыми шарнирами располагаются справа и слева от планки. Далее идут рулевые наконечники
Механизм «шестерня-рейка» заключен в трубообразный картер. Принцип работы виден уже в схеме устройства: усилие водителя передается на управляемые колеса по цепочке руль-вал-рейка-тяги-наконечники.
Признаки неисправности рулевой рейки «Лады Гранта»
Механизм сигнализирует о неполадках множеством признаков.
Рулевой механизм в подкапотном пространстве «Лады Гранта». Фото: YouTube.com
Еще до окончательной поломки внимательный водитель «Лады Гранта» улавливает следующие симптомы:
✅ Появляются стуки со стороны передней подвески, особенно на плохой дороге
✅ Баранка передает в руки вибрацию
✅ Рулежка усложняется, то есть на поворотах приходится прилагать больше физических усилий. Или, наоборот, руль становится как «ватный»
✅ Ощущается люфт вала в рулевой колонке
✅ Вращение «бублика» не совпадает с поворотом колес
✅ Руль не возвращается в исходное положение, делает это медленно или самопроизвольно вращается
Случается, машина «ерзает» по дороге или баранку «закусывает» в некоторых положениях. И уж совсем точный признак неисправности механизма – горящий значок красного руля на приборке.
Причины неисправности рулевой рейки «Лады Гранта»
Обнаружив нетипичное поведение машины, нужно поискать причины. Рулевая рейка – нагруженный узел. А больше всех достается сцеплению между ведущей шестерней и планкой. Тут может наблюдаться частичная или полная выработка зубьев. Иногда заменяют только шестерню, но чаще на выброс идет и планка.
Порванный пыльник пропускает влагу и грязь в картер механизма. Фото: YouTube.com
Другая распространенная причина – износ и выход из строя рулевой тяги или наконечника. Виновным, как правило, становится разорвавшийся пыльник, из-за чего происходит вымывание смазки. Элементы не восстанавливаются.
Пыльники разгерметизируются по причине естественного старения или, бывает, резиновые кожухи плохо закрепили после ремонта. Например, взяли пластиковые затяжки вместо рекомендованных металлических хомутов. Разгерметизация открывает ворота для грязи, пыли и воды. Это ведет к коррозии, которая и есть главный враг рулевой рейки.
Не сбрасываем со счетов электрическую составляющую рулевого механизма «Лады Гранта». «Глюки» ЭБУ никто не отменял – это раз. Во-вторых, в сам блок ЭУР непостижимым образом может попасть влага и окислить контакты. Тут уж прямая дорога к мастерам-электронщикам.
Ремонт или замена?
Сложный выбор. Ведь механизм в сборе стоит немалых денег: настраиваться нужно на 10-18 тыс. рублей. Нападетесь на скидки – сэкономите 5-6 тыс. руб. А восстанавливать деталь можно самостоятельно или в сервисе: рейки после ремонта ходят достаточно долго.
Этап ремонта рулевой рейки «Лада Гранта». Фото: YouTube.com
Прикинем примерный прайс в мастерских:
✅ Замена детали в сборе – от 2 800 руб., но узел нужно приобрести заранее самому
✅ Замена рулевой тяги и наконечников – по 450 руб., однако детали ваши, и приплюсуйте сюда 600 руб. за диагностику
✅ Замена рулевого кардана – 800 и выше руб., опять же купите запчасть сами
✅ Ремонт рулевой рейки – в пределах 6 тыс. руб. Это только работа механика, а необходимые элементы нужно принести
Ремонт своими руками обойдется дешевле, так как заплатить придется только за запчасти, которые, как вариант, можно подобрать на разборках.
Замена и ремонт – не самые простые процедуры. Нужны начальные слесарные навыки, базовый набор инструментов, подходящее помещение. Однако многие собственники берутся за работу и уверенно справляются, особенно с пыльниками.
Для ремонта рулевой рейки нужны слесарные навыки. Фото: YouTube.com
Выбор – ремонт или замена – оставляем за владельцами «Грант». А тем, кто решился на новую рулевую рейку предлагаем рассмотреть следующие варианты:
✅ Рейка рулевая в сборе, артикул 11183340001001, цена – 10 431 руб.
✅ Механизм рулевой с тягами в сборе, артикул 21920340001050, цена – 14 223 руб.
✅ Рейка рулевая в сборе, артикул 11183340001030, цена – 12 157 руб.
Предложенные автокомпоненты отечественного производства. Они подходят всем автомобилям ВАЗ и «Рено» российской сборки. Владельцам «Грант», которым важны иностранные бренды, стоит обратить внимание на американского производителя Moog, немецкую компанию TRW, южнокорейскую фирму Mando.
Подытожим
Рулевая рейка – механизм передачи усилия с руля на ведущие колеса. В «Ладе Гранта» долговечный узел снабжен ЭУР. В процессе эксплуатации износ и поломки конструкции неизбежны.
Замена пыльника – самая простая операция в ремонте рулевой рейки «Лады Гранта». Фото: YouTube.com
Чаще всего неисправности происходят из-за разрушения зубьев шестерен и планки. Губительное действие оказывает коррозия, вызванная разгерметизацией пыльников и попаданием влаги и грязи в картер механизма.
Поломки сопровождаются люфтами, стуками, плохой управляемостью. Последствия могут быть плачевными, вплоть до ДТП. Решить проблему можно заменой узла на новый в сборе, ремонтом в автомастерской или самостоятельно. Самый дешевый вариант – купить рулевую рейку в авторитетном и проверенном магазине б/у запчастей и установить самостоятельно. Как поступить в ситуации – слово за хозяином «Лады Гранта».
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Увеличение штрафов в 40 раз и не только – последние изменения для автомобилистов
В новом видео на YouTube-канале «Александр Шумский» автор рассказывает об очередных изменениях в правилах дорожного движения, которые могут значительно...
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....