Рулевая рейка «Лады Гранта»: неисправности, ремонт, замена
Наблюдая за дорожным потоком и зная возможности нашего населения, без всяких цифр можно сказать, что «Гранта» – лидер продаж в стране. Хотя, почему бы в подтверждение всеобщей любви не назвать количество реализованных в 2022 году машин? А оно приближалось к 98 тыс. единиц. Бестселлер!
Все логично: пользователя устраивает цена, адаптация к российским реалиям, практичность и надежность. Что еще важно – ремонтопригодность. Это владельцы «Мерседесов» и «Лексусов» не лазят под капоты. А грантовод с энтузиазмом возьмется за ремонт, если, например, застучит рулевая рейка. Об этом узле и поговорим.
Рулевой механизм «Лады Гранта» достаточно надежный: во всяком случае, это не «фирменная болячка» машины. Некоторым водителям автокомпонент не доставляет хлопот до 160 тыс. км пробега. Многое, конечно, зависит от количества ухабов, камней и рытвин, которое они собрают на дорогах.
Долговечность – хорошо, но базовые знания по устройству рулевого механизма не помешают. Отметим: на «Ладе Гранта» баранка вращается с привлечением дополнительного устройства – электроусилителя (ЭУР). Этот модуль облегчает водительский труд, улучшает управляемость авто, особенно во время маневров. На рабочий ресурс рулевой рейки ЭУР не влияет, монтируется блок на валу привода руля.
Механическая часть конструкции состоит из следующих элементов:
✅ Руль. Ориентирует движение колес по дороге. Понятно, что в покупной комплект рулевой рейки само колесо не входит
✅ Рулевой вал. Передает вращательное движение руля на ведущую шестерню. Деталь жестко связана с баранкой, состоит из нескольких частей, сопряженных карданными механизмами. Вал находится внутри трубы, составляя вместе с ней рулевую колонку
✅ Рулевая рейка. Горизонтально перемещаемая планка с насечками для связи с косозубой шестерней, которой оканчивается рулевой вал. Рейку проще представить как развернутую прямозубую шестерню
✅ Рулевые тяги и наконечники. Элемент привода непосредственно передает усилие поворота «бублика» на ступичный блок колес – поворотные рычаги стоек передней подвески. Тяги с внутренними резинометаллическими и наружными шаровыми шарнирами располагаются справа и слева от планки. Далее идут рулевые наконечники
Механизм «шестерня-рейка» заключен в трубообразный картер. Принцип работы виден уже в схеме устройства: усилие водителя передается на управляемые колеса по цепочке руль-вал-рейка-тяги-наконечники.
Механизм сигнализирует о неполадках множеством признаков.
Еще до окончательной поломки внимательный водитель «Лады Гранта» улавливает следующие симптомы:
✅ Появляются стуки со стороны передней подвески, особенно на плохой дороге
✅ Баранка передает в руки вибрацию
✅ Рулежка усложняется, то есть на поворотах приходится прилагать больше физических усилий. Или, наоборот, руль становится как «ватный»
✅ Ощущается люфт вала в рулевой колонке
✅ Вращение «бублика» не совпадает с поворотом колес
✅ Руль не возвращается в исходное положение, делает это медленно или самопроизвольно вращается
Случается, машина «ерзает» по дороге или баранку «закусывает» в некоторых положениях. И уж совсем точный признак неисправности механизма – горящий значок красного руля на приборке.
Обнаружив нетипичное поведение машины, нужно поискать причины. Рулевая рейка – нагруженный узел. А больше всех достается сцеплению между ведущей шестерней и планкой. Тут может наблюдаться частичная или полная выработка зубьев. Иногда заменяют только шестерню, но чаще на выброс идет и планка.
Другая распространенная причина – износ и выход из строя рулевой тяги или наконечника. Виновным, как правило, становится разорвавшийся пыльник, из-за чего происходит вымывание смазки. Элементы не восстанавливаются.
Пыльники разгерметизируются по причине естественного старения или, бывает, резиновые кожухи плохо закрепили после ремонта. Например, взяли пластиковые затяжки вместо рекомендованных металлических хомутов. Разгерметизация открывает ворота для грязи, пыли и воды. Это ведет к коррозии, которая и есть главный враг рулевой рейки.
Не сбрасываем со счетов электрическую составляющую рулевого механизма «Лады Гранта». «Глюки» ЭБУ никто не отменял – это раз. Во-вторых, в сам блок ЭУР непостижимым образом может попасть влага и окислить контакты. Тут уж прямая дорога к мастерам-электронщикам.
Сложный выбор. Ведь механизм в сборе стоит немалых денег: настраиваться нужно на 10-18 тыс. рублей. Нападетесь на скидки – сэкономите 5-6 тыс. руб. А восстанавливать деталь можно самостоятельно или в сервисе: рейки после ремонта ходят достаточно долго.
Прикинем примерный прайс в мастерских:
✅ Замена детали в сборе – от 2 800 руб., но узел нужно приобрести заранее самому
✅ Замена рулевой тяги и наконечников – по 450 руб., однако детали ваши, и приплюсуйте сюда 600 руб. за диагностику
✅ Замена рулевого кардана – 800 и выше руб., опять же купите запчасть сами
✅ Ремонт рулевой рейки – в пределах 6 тыс. руб. Это только работа механика, а необходимые элементы нужно принести
Ремонт своими руками обойдется дешевле, так как заплатить придется только за запчасти, которые, как вариант, можно подобрать на разборках.
Замена и ремонт – не самые простые процедуры. Нужны начальные слесарные навыки, базовый набор инструментов, подходящее помещение. Однако многие собственники берутся за работу и уверенно справляются, особенно с пыльниками.
Выбор – ремонт или замена – оставляем за владельцами «Грант». А тем, кто решился на новую рулевую рейку предлагаем рассмотреть следующие варианты:
✅ Рейка рулевая в сборе, артикул 11183340001001, цена – 10 431 руб.
✅ Механизм рулевой с тягами в сборе, артикул 21920340001050, цена – 14 223 руб.
✅ Рейка рулевая в сборе, артикул 11183340001030, цена – 12 157 руб.
Предложенные автокомпоненты отечественного производства. Они подходят всем автомобилям ВАЗ и «Рено» российской сборки. Владельцам «Грант», которым важны иностранные бренды, стоит обратить внимание на американского производителя Moog, немецкую компанию TRW, южнокорейскую фирму Mando.
Рулевая рейка – механизм передачи усилия с руля на ведущие колеса. В «Ладе Гранта» долговечный узел снабжен ЭУР. В процессе эксплуатации износ и поломки конструкции неизбежны.
Чаще всего неисправности происходят из-за разрушения зубьев шестерен и планки. Губительное действие оказывает коррозия, вызванная разгерметизацией пыльников и попаданием влаги и грязи в картер механизма.
Поломки сопровождаются люфтами, стуками, плохой управляемостью. Последствия могут быть плачевными, вплоть до ДТП. Решить проблему можно заменой узла на новый в сборе, ремонтом в автомастерской или самостоятельно. Самый дешевый вариант – купить рулевую рейку в авторитетном и проверенном магазине б/у запчастей и установить самостоятельно. Как поступить в ситуации – слово за хозяином «Лады Гранта».
Все логично: пользователя устраивает цена, адаптация к российским реалиям, практичность и надежность. Что еще важно – ремонтопригодность. Это владельцы «Мерседесов» и «Лексусов» не лазят под капоты. А грантовод с энтузиазмом возьмется за ремонт, если, например, застучит рулевая рейка. Об этом узле и поговорим.
Об устройстве и принципе работы рулевой рейки
Рулевой механизм «Лады Гранта» достаточно надежный: во всяком случае, это не «фирменная болячка» машины. Некоторым водителям автокомпонент не доставляет хлопот до 160 тыс. км пробега. Многое, конечно, зависит от количества ухабов, камней и рытвин, которое они собрают на дорогах.
Схематичное устройство рулевой рейки с ЭУР. Фото: YouTube.com
Долговечность – хорошо, но базовые знания по устройству рулевого механизма не помешают. Отметим: на «Ладе Гранта» баранка вращается с привлечением дополнительного устройства – электроусилителя (ЭУР). Этот модуль облегчает водительский труд, улучшает управляемость авто, особенно во время маневров. На рабочий ресурс рулевой рейки ЭУР не влияет, монтируется блок на валу привода руля.
Механическая часть конструкции состоит из следующих элементов:
✅ Руль. Ориентирует движение колес по дороге. Понятно, что в покупной комплект рулевой рейки само колесо не входит
✅ Рулевой вал. Передает вращательное движение руля на ведущую шестерню. Деталь жестко связана с баранкой, состоит из нескольких частей, сопряженных карданными механизмами. Вал находится внутри трубы, составляя вместе с ней рулевую колонку
✅ Рулевая рейка. Горизонтально перемещаемая планка с насечками для связи с косозубой шестерней, которой оканчивается рулевой вал. Рейку проще представить как развернутую прямозубую шестерню
✅ Рулевые тяги и наконечники. Элемент привода непосредственно передает усилие поворота «бублика» на ступичный блок колес – поворотные рычаги стоек передней подвески. Тяги с внутренними резинометаллическими и наружными шаровыми шарнирами располагаются справа и слева от планки. Далее идут рулевые наконечники
Механизм «шестерня-рейка» заключен в трубообразный картер. Принцип работы виден уже в схеме устройства: усилие водителя передается на управляемые колеса по цепочке руль-вал-рейка-тяги-наконечники.
Признаки неисправности рулевой рейки «Лады Гранта»
Механизм сигнализирует о неполадках множеством признаков.
Рулевой механизм в подкапотном пространстве «Лады Гранта». Фото: YouTube.com
Еще до окончательной поломки внимательный водитель «Лады Гранта» улавливает следующие симптомы:
✅ Появляются стуки со стороны передней подвески, особенно на плохой дороге
✅ Баранка передает в руки вибрацию
✅ Рулежка усложняется, то есть на поворотах приходится прилагать больше физических усилий. Или, наоборот, руль становится как «ватный»
✅ Ощущается люфт вала в рулевой колонке
✅ Вращение «бублика» не совпадает с поворотом колес
✅ Руль не возвращается в исходное положение, делает это медленно или самопроизвольно вращается
Случается, машина «ерзает» по дороге или баранку «закусывает» в некоторых положениях. И уж совсем точный признак неисправности механизма – горящий значок красного руля на приборке.
Причины неисправности рулевой рейки «Лады Гранта»
Обнаружив нетипичное поведение машины, нужно поискать причины. Рулевая рейка – нагруженный узел. А больше всех достается сцеплению между ведущей шестерней и планкой. Тут может наблюдаться частичная или полная выработка зубьев. Иногда заменяют только шестерню, но чаще на выброс идет и планка.
Порванный пыльник пропускает влагу и грязь в картер механизма. Фото: YouTube.com
Другая распространенная причина – износ и выход из строя рулевой тяги или наконечника. Виновным, как правило, становится разорвавшийся пыльник, из-за чего происходит вымывание смазки. Элементы не восстанавливаются.
Пыльники разгерметизируются по причине естественного старения или, бывает, резиновые кожухи плохо закрепили после ремонта. Например, взяли пластиковые затяжки вместо рекомендованных металлических хомутов. Разгерметизация открывает ворота для грязи, пыли и воды. Это ведет к коррозии, которая и есть главный враг рулевой рейки.
Не сбрасываем со счетов электрическую составляющую рулевого механизма «Лады Гранта». «Глюки» ЭБУ никто не отменял – это раз. Во-вторых, в сам блок ЭУР непостижимым образом может попасть влага и окислить контакты. Тут уж прямая дорога к мастерам-электронщикам.
Ремонт или замена?
Сложный выбор. Ведь механизм в сборе стоит немалых денег: настраиваться нужно на 10-18 тыс. рублей. Нападетесь на скидки – сэкономите 5-6 тыс. руб. А восстанавливать деталь можно самостоятельно или в сервисе: рейки после ремонта ходят достаточно долго.
Этап ремонта рулевой рейки «Лада Гранта». Фото: YouTube.com
Прикинем примерный прайс в мастерских:
✅ Замена детали в сборе – от 2 800 руб., но узел нужно приобрести заранее самому
✅ Замена рулевой тяги и наконечников – по 450 руб., однако детали ваши, и приплюсуйте сюда 600 руб. за диагностику
✅ Замена рулевого кардана – 800 и выше руб., опять же купите запчасть сами
✅ Ремонт рулевой рейки – в пределах 6 тыс. руб. Это только работа механика, а необходимые элементы нужно принести
Ремонт своими руками обойдется дешевле, так как заплатить придется только за запчасти, которые, как вариант, можно подобрать на разборках.
Замена и ремонт – не самые простые процедуры. Нужны начальные слесарные навыки, базовый набор инструментов, подходящее помещение. Однако многие собственники берутся за работу и уверенно справляются, особенно с пыльниками.
Для ремонта рулевой рейки нужны слесарные навыки. Фото: YouTube.com
Выбор – ремонт или замена – оставляем за владельцами «Грант». А тем, кто решился на новую рулевую рейку предлагаем рассмотреть следующие варианты:
✅ Рейка рулевая в сборе, артикул 11183340001001, цена – 10 431 руб.
✅ Механизм рулевой с тягами в сборе, артикул 21920340001050, цена – 14 223 руб.
✅ Рейка рулевая в сборе, артикул 11183340001030, цена – 12 157 руб.
Предложенные автокомпоненты отечественного производства. Они подходят всем автомобилям ВАЗ и «Рено» российской сборки. Владельцам «Грант», которым важны иностранные бренды, стоит обратить внимание на американского производителя Moog, немецкую компанию TRW, южнокорейскую фирму Mando.
Подытожим
Рулевая рейка – механизм передачи усилия с руля на ведущие колеса. В «Ладе Гранта» долговечный узел снабжен ЭУР. В процессе эксплуатации износ и поломки конструкции неизбежны.
Замена пыльника – самая простая операция в ремонте рулевой рейки «Лады Гранта». Фото: YouTube.com
Чаще всего неисправности происходят из-за разрушения зубьев шестерен и планки. Губительное действие оказывает коррозия, вызванная разгерметизацией пыльников и попаданием влаги и грязи в картер механизма.
Поломки сопровождаются люфтами, стуками, плохой управляемостью. Последствия могут быть плачевными, вплоть до ДТП. Решить проблему можно заменой узла на новый в сборе, ремонтом в автомастерской или самостоятельно. Самый дешевый вариант – купить рулевую рейку в авторитетном и проверенном магазине б/у запчастей и установить самостоятельно. Как поступить в ситуации – слово за хозяином «Лады Гранта».
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....