
ТЭТ-1000: необычный трактор посчитали монстром и не поставили на конвейер
Советской инженерной мысли всегда были присущи смелые технические решения, даже если они потом и не тиражировались в больших масштабах. Электрический трактор ТЭТ-1000 – одно из наглядных тому подтверждений. Необычная техника была создана не просто так, ради эксперимента или из любопытства: машина предназначалась для работы в удаленных районах, куда нужно было сначала добираться своим ходом, и потом заниматься рекультивацией солончаков.
Только колесный или гусеничный трактор с подобной задачей справиться не могли. Первый быстро бы доехал до места работы, но увяз бы в ее процессе. Второй не смог бы добраться до солончаков своим ходом: долго и дорого. У инженеров не было иного выхода, как «соорудить» нечто универсальное. И это удалось!
Машина выглядела и странно и необычно. Архивное фото
Получился трактор, который до рекультивируемых земель мог добираться своим ходом на колесах. Гусеничные поднимаемые тележки располагались поперек: спереди и сзади. При этом выполнялось главное требование: по своим габаритам машина могла спокойно ездить по дорогам общего пользования (ДОП).
Доехав до нужного места, в солончаки (или, например, на пахотные земли), водитель разворачивал машину и посредством гидравлики опускал тележки с гусеницами. Затем кабина переориентировалась вместе с рулевым механизмом под прямым углом. По тем временам это было уникальное техническое решение: ничего подобного в мире на то время не существовало.
Трактор мог работать и на обычных полях. Архивное фото
При необходимости гусеничные тележки демонтировались: тогда ТЭТ-1000 превращался в обычный мощный колесный трактор, на котором можно было пахать или перевозить тяжелые грузы.
Роль силового агрегата играл танковый дизельный мотор Т6ДН, развивающий 700 «лошадей». Стоит сказать: сам трактор весил 32,55 тонны, которые надо было как-то двигать. При перемещении по трассе на колесах, ТЭТ-1000 развивал до 18 км/ч, на гусеницах – 11 км/ч. Тяговое усилие достигало 18-ти тонн.
Давление на грунт составляло 0,5 кг/кв. см (у человека средней комплекции данный параметр равен примерно 0,4 кг/кв. см). Колесная база – 2,65 м. Ширина трактора при езде по трассе – 4,21 м, что гарантировало свободное движение по ДОП. Когда машина вставала на гусеницы, данный параметр возрастал почти в два раза – до 8,12 м.
Трактор получился очень дорогим и сложным в обслуживании. Архивное фото
При ближайшем рассмотрении конструкции ТЭТ-1000 возникает еще один вопрос: буква «Э» в аббревиатуре означает «электрический». Как это понимать? Разумеется, движение за счет аккумуляторов здесь не при чем: для того времени (кстати, и сегодняшнего тоже) сделать трактор «на батарейках» – слишком смело. Здесь в заводском индексе упоминается трансмиссия, которая была электрической. Это позволяло достичь максимальной тяги на небольшой скорости.
Выходит, трактор получился по всем параметрам оригинальным. Причем, настолько, что создается впечатление, как будто конструкторы испугались своей смелости. И действительно: один только внешний вид вызывал, если не благоговение, то недоумение. Опытный образец (к сожалению, машина была изготовлена в единственном экземпляре) проверяли в реальных условиях в Казахстане (г. Кустанай). Были ли испытания успешными? С одной стороны – да: машина показала свои «способности» и полностью отвечала требованиям, которые заложили еще в проекте.
Но существовал и другой момент – экономическая целесообразность: например, расход топлива был запредельным. Тем не менее, изначально предполагалось собрать 25 экземпляров ТЭТ-1000. Но после испытаний к единому мнению о дальнейшей судьбе проекта так и не пришли. А тут еще «подоспел» развал Союза. В итоге уникальную машину просто потихоньку разобрали на запчасти. А жаль! Многие технические решения могли бы пригодиться в будущем…
Создание уникума
Только колесный или гусеничный трактор с подобной задачей справиться не могли. Первый быстро бы доехал до места работы, но увяз бы в ее процессе. Второй не смог бы добраться до солончаков своим ходом: долго и дорого. У инженеров не было иного выхода, как «соорудить» нечто универсальное. И это удалось!

Получился трактор, который до рекультивируемых земель мог добираться своим ходом на колесах. Гусеничные поднимаемые тележки располагались поперек: спереди и сзади. При этом выполнялось главное требование: по своим габаритам машина могла спокойно ездить по дорогам общего пользования (ДОП).
Как работал уникальный трактор
Доехав до нужного места, в солончаки (или, например, на пахотные земли), водитель разворачивал машину и посредством гидравлики опускал тележки с гусеницами. Затем кабина переориентировалась вместе с рулевым механизмом под прямым углом. По тем временам это было уникальное техническое решение: ничего подобного в мире на то время не существовало.

При необходимости гусеничные тележки демонтировались: тогда ТЭТ-1000 превращался в обычный мощный колесный трактор, на котором можно было пахать или перевозить тяжелые грузы.
А что двигало этот монстр?
Роль силового агрегата играл танковый дизельный мотор Т6ДН, развивающий 700 «лошадей». Стоит сказать: сам трактор весил 32,55 тонны, которые надо было как-то двигать. При перемещении по трассе на колесах, ТЭТ-1000 развивал до 18 км/ч, на гусеницах – 11 км/ч. Тяговое усилие достигало 18-ти тонн.
Другие технические параметры
Давление на грунт составляло 0,5 кг/кв. см (у человека средней комплекции данный параметр равен примерно 0,4 кг/кв. см). Колесная база – 2,65 м. Ширина трактора при езде по трассе – 4,21 м, что гарантировало свободное движение по ДОП. Когда машина вставала на гусеницы, данный параметр возрастал почти в два раза – до 8,12 м.

При ближайшем рассмотрении конструкции ТЭТ-1000 возникает еще один вопрос: буква «Э» в аббревиатуре означает «электрический». Как это понимать? Разумеется, движение за счет аккумуляторов здесь не при чем: для того времени (кстати, и сегодняшнего тоже) сделать трактор «на батарейках» – слишком смело. Здесь в заводском индексе упоминается трансмиссия, которая была электрической. Это позволяло достичь максимальной тяги на небольшой скорости.
Резюме
Выходит, трактор получился по всем параметрам оригинальным. Причем, настолько, что создается впечатление, как будто конструкторы испугались своей смелости. И действительно: один только внешний вид вызывал, если не благоговение, то недоумение. Опытный образец (к сожалению, машина была изготовлена в единственном экземпляре) проверяли в реальных условиях в Казахстане (г. Кустанай). Были ли испытания успешными? С одной стороны – да: машина показала свои «способности» и полностью отвечала требованиям, которые заложили еще в проекте.
Но существовал и другой момент – экономическая целесообразность: например, расход топлива был запредельным. Тем не менее, изначально предполагалось собрать 25 экземпляров ТЭТ-1000. Но после испытаний к единому мнению о дальнейшей судьбе проекта так и не пришли. А тут еще «подоспел» развал Союза. В итоге уникальную машину просто потихоньку разобрали на запчасти. А жаль! Многие технические решения могли бы пригодиться в будущем…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...