ТЭТ-1000: необычный трактор посчитали монстром и не поставили на конвейер
Советской инженерной мысли всегда были присущи смелые технические решения, даже если они потом и не тиражировались в больших масштабах. Электрический трактор ТЭТ-1000 – одно из наглядных тому подтверждений. Необычная техника была создана не просто так, ради эксперимента или из любопытства: машина предназначалась для работы в удаленных районах, куда нужно было сначала добираться своим ходом, и потом заниматься рекультивацией солончаков.
Только колесный или гусеничный трактор с подобной задачей справиться не могли. Первый быстро бы доехал до места работы, но увяз бы в ее процессе. Второй не смог бы добраться до солончаков своим ходом: долго и дорого. У инженеров не было иного выхода, как «соорудить» нечто универсальное. И это удалось!
Получился трактор, который до рекультивируемых земель мог добираться своим ходом на колесах. Гусеничные поднимаемые тележки располагались поперек: спереди и сзади. При этом выполнялось главное требование: по своим габаритам машина могла спокойно ездить по дорогам общего пользования (ДОП).
Доехав до нужного места, в солончаки (или, например, на пахотные земли), водитель разворачивал машину и посредством гидравлики опускал тележки с гусеницами. Затем кабина переориентировалась вместе с рулевым механизмом под прямым углом. По тем временам это было уникальное техническое решение: ничего подобного в мире на то время не существовало.
При необходимости гусеничные тележки демонтировались: тогда ТЭТ-1000 превращался в обычный мощный колесный трактор, на котором можно было пахать или перевозить тяжелые грузы.
Роль силового агрегата играл танковый дизельный мотор Т6ДН, развивающий 700 «лошадей». Стоит сказать: сам трактор весил 32,55 тонны, которые надо было как-то двигать. При перемещении по трассе на колесах, ТЭТ-1000 развивал до 18 км/ч, на гусеницах – 11 км/ч. Тяговое усилие достигало 18-ти тонн.
Давление на грунт составляло 0,5 кг/кв. см (у человека средней комплекции данный параметр равен примерно 0,4 кг/кв. см). Колесная база – 2,65 м. Ширина трактора при езде по трассе – 4,21 м, что гарантировало свободное движение по ДОП. Когда машина вставала на гусеницы, данный параметр возрастал почти в два раза – до 8,12 м.
При ближайшем рассмотрении конструкции ТЭТ-1000 возникает еще один вопрос: буква «Э» в аббревиатуре означает «электрический». Как это понимать? Разумеется, движение за счет аккумуляторов здесь не при чем: для того времени (кстати, и сегодняшнего тоже) сделать трактор «на батарейках» – слишком смело. Здесь в заводском индексе упоминается трансмиссия, которая была электрической. Это позволяло достичь максимальной тяги на небольшой скорости.
Выходит, трактор получился по всем параметрам оригинальным. Причем, настолько, что создается впечатление, как будто конструкторы испугались своей смелости. И действительно: один только внешний вид вызывал, если не благоговение, то недоумение. Опытный образец (к сожалению, машина была изготовлена в единственном экземпляре) проверяли в реальных условиях в Казахстане (г. Кустанай). Были ли испытания успешными? С одной стороны – да: машина показала свои «способности» и полностью отвечала требованиям, которые заложили еще в проекте.
Но существовал и другой момент – экономическая целесообразность: например, расход топлива был запредельным. Тем не менее, изначально предполагалось собрать 25 экземпляров ТЭТ-1000. Но после испытаний к единому мнению о дальнейшей судьбе проекта так и не пришли. А тут еще «подоспел» развал Союза. В итоге уникальную машину просто потихоньку разобрали на запчасти. А жаль! Многие технические решения могли бы пригодиться в будущем…
Создание уникума
Только колесный или гусеничный трактор с подобной задачей справиться не могли. Первый быстро бы доехал до места работы, но увяз бы в ее процессе. Второй не смог бы добраться до солончаков своим ходом: долго и дорого. У инженеров не было иного выхода, как «соорудить» нечто универсальное. И это удалось!
Машина выглядела и странно и необычно. Архивное фото
Получился трактор, который до рекультивируемых земель мог добираться своим ходом на колесах. Гусеничные поднимаемые тележки располагались поперек: спереди и сзади. При этом выполнялось главное требование: по своим габаритам машина могла спокойно ездить по дорогам общего пользования (ДОП).
Как работал уникальный трактор
Доехав до нужного места, в солончаки (или, например, на пахотные земли), водитель разворачивал машину и посредством гидравлики опускал тележки с гусеницами. Затем кабина переориентировалась вместе с рулевым механизмом под прямым углом. По тем временам это было уникальное техническое решение: ничего подобного в мире на то время не существовало.
Трактор мог работать и на обычных полях. Архивное фото
При необходимости гусеничные тележки демонтировались: тогда ТЭТ-1000 превращался в обычный мощный колесный трактор, на котором можно было пахать или перевозить тяжелые грузы.
А что двигало этот монстр?
Роль силового агрегата играл танковый дизельный мотор Т6ДН, развивающий 700 «лошадей». Стоит сказать: сам трактор весил 32,55 тонны, которые надо было как-то двигать. При перемещении по трассе на колесах, ТЭТ-1000 развивал до 18 км/ч, на гусеницах – 11 км/ч. Тяговое усилие достигало 18-ти тонн.
Другие технические параметры
Давление на грунт составляло 0,5 кг/кв. см (у человека средней комплекции данный параметр равен примерно 0,4 кг/кв. см). Колесная база – 2,65 м. Ширина трактора при езде по трассе – 4,21 м, что гарантировало свободное движение по ДОП. Когда машина вставала на гусеницы, данный параметр возрастал почти в два раза – до 8,12 м.
Трактор получился очень дорогим и сложным в обслуживании. Архивное фото
При ближайшем рассмотрении конструкции ТЭТ-1000 возникает еще один вопрос: буква «Э» в аббревиатуре означает «электрический». Как это понимать? Разумеется, движение за счет аккумуляторов здесь не при чем: для того времени (кстати, и сегодняшнего тоже) сделать трактор «на батарейках» – слишком смело. Здесь в заводском индексе упоминается трансмиссия, которая была электрической. Это позволяло достичь максимальной тяги на небольшой скорости.
Резюме
Выходит, трактор получился по всем параметрам оригинальным. Причем, настолько, что создается впечатление, как будто конструкторы испугались своей смелости. И действительно: один только внешний вид вызывал, если не благоговение, то недоумение. Опытный образец (к сожалению, машина была изготовлена в единственном экземпляре) проверяли в реальных условиях в Казахстане (г. Кустанай). Были ли испытания успешными? С одной стороны – да: машина показала свои «способности» и полностью отвечала требованиям, которые заложили еще в проекте.
Но существовал и другой момент – экономическая целесообразность: например, расход топлива был запредельным. Тем не менее, изначально предполагалось собрать 25 экземпляров ТЭТ-1000. Но после испытаний к единому мнению о дальнейшей судьбе проекта так и не пришли. А тут еще «подоспел» развал Союза. В итоге уникальную машину просто потихоньку разобрали на запчасти. А жаль! Многие технические решения могли бы пригодиться в будущем…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Байконур»: почему самый большой космодром планеты Земля могут забросить
Уникальный космодром служит человечеству уже почти 70 лет. Но его будущее остается неопределенным....
На производственных площадках бывшего завода John Deere снова «закипела» работа
Предприятие заработало после длительного простоя. О планах и перспективах нового проекта читайте в нашем материале....
Северный широтный ход – российский мегапроект в Арктике: проблемы и перспективы
Магистраль должны были открыть еще в 2015-м году. К тому же, остается неясной судьба Салехардского моста....
Для российских автомобилистов готовят неожиданные запреты
Уже опубликован текст проекта поправок к соответствующему постановлению правительства. Новые запреты коснутся как «обычных» автолюбителей, так и...
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Отечественный самолет «Партизан» подвергся глубокой модернизации
Все доработки были успешно протестированы. Также ведутся работы по улучшению систем автоматического пилотирования. Подробности читайте в нашем материале....
Этот седан опередил свое время, став и революцией, и провалом
Как роторный двигатель Ванкеля стал роковой фишкой автомобиля и привел компанию в упадок?...
Российские автономные паромы признаны перспективными
Это первые в нашей стране суда такого типа. Автономная навигация доказала свои преимущества....
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
«Он едет», или на что еще способен автомобиль за 250 тысяч рублей
Автомобили продолжают дорожать, и водители начинают задумываться, а стоит ли обновлять свою машину. У некоторых рефлексия и вовсе доходит до вопроса: «А нужна...
Российский «Атом» готовится к выходу на международный рынок
Стали известны подробности касательно выбранной методики расширения географии будущих продаж «Атома». В этом материале вы также узнаете, на каком этапе...
АВТОВАЗ еще не выпустил «Искру», но уже занимается удешевлением
Перспективный седан, который займет нишу между «Грантой» и «Вестой», решили немного упростить. Но повлияет ли это на цену машины?...
В Белоруссии наладят производство сразу трех автомобилей зарубежного бренда
И это не китайская компания. Машины будут стоить на уровне наших Lada, при этом по части оснащения будут даже в чем-то лучше....
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
Ледокол «Ленин» вернулся на «постоянное место жительства»
Причиной кратковременного отсутствия в месте «дислокации» первого в мире надводного судна с ядерной установкой стал регламентированный технический осмотр и...
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....