ТЭТ-1000: необычный трактор посчитали монстром и не поставили на конвейер
26 515

ТЭТ-1000: необычный трактор посчитали монстром и не поставили на конвейер

Советской инженерной мысли всегда были присущи смелые технические решения, даже если они потом и не тиражировались в больших масштабах. Электрический трактор ТЭТ-1000 – одно из наглядных тому подтверждений. Необычная техника была создана не просто так, ради эксперимента или из любопытства: машина предназначалась для работы в удаленных районах, куда нужно было сначала добираться своим ходом, и потом заниматься рекультивацией солончаков.


Создание уникума


Только колесный или гусеничный трактор с подобной задачей справиться не могли. Первый быстро бы доехал до места работы, но увяз бы в ее процессе. Второй не смог бы добраться до солончаков своим ходом: долго и дорого. У инженеров не было иного выхода, как «соорудить» нечто универсальное. И это удалось!

ТЭТ-1000: необычный трактор посчитали монстром и не поставили на конвейерМашина выглядела и странно и необычно. Архивное фото

Получился трактор, который до рекультивируемых земель мог добираться своим ходом на колесах. Гусеничные поднимаемые тележки располагались поперек: спереди и сзади. При этом выполнялось главное требование: по своим габаритам машина могла спокойно ездить по дорогам общего пользования (ДОП).

Как работал уникальный трактор


Доехав до нужного места, в солончаки (или, например, на пахотные земли), водитель разворачивал машину и посредством гидравлики опускал тележки с гусеницами. Затем кабина переориентировалась вместе с рулевым механизмом под прямым углом. По тем временам это было уникальное техническое решение: ничего подобного в мире на то время не существовало.

Трактор мог работать и на обычных полях. Архивное фото

При необходимости гусеничные тележки демонтировались: тогда ТЭТ-1000 превращался в обычный мощный колесный трактор, на котором можно было пахать или перевозить тяжелые грузы.

А что двигало этот монстр?


Роль силового агрегата играл танковый дизельный мотор Т6ДН, развивающий 700 «лошадей». Стоит сказать: сам трактор весил 32,55 тонны, которые надо было как-то двигать. При перемещении по трассе на колесах, ТЭТ-1000 развивал до 18 км/ч, на гусеницах – 11 км/ч. Тяговое усилие достигало 18-ти тонн.

Другие технические параметры


Давление на грунт составляло 0,5 кг/кв. см (у человека средней комплекции данный параметр равен примерно 0,4 кг/кв. см). Колесная база – 2,65 м. Ширина трактора при езде по трассе – 4,21 м, что гарантировало свободное движение по ДОП. Когда машина вставала на гусеницы, данный параметр возрастал почти в два раза – до 8,12 м.

Трактор получился очень дорогим и сложным в обслуживании. Архивное фото

При ближайшем рассмотрении конструкции ТЭТ-1000 возникает еще один вопрос: буква «Э» в аббревиатуре означает «электрический». Как это понимать? Разумеется, движение за счет аккумуляторов здесь не при чем: для того времени (кстати, и сегодняшнего тоже) сделать трактор «на батарейках» – слишком смело. Здесь в заводском индексе упоминается трансмиссия, которая была электрической. Это позволяло достичь максимальной тяги на небольшой скорости.

Резюме


Выходит, трактор получился по всем параметрам оригинальным. Причем, настолько, что создается впечатление, как будто конструкторы испугались своей смелости. И действительно: один только внешний вид вызывал, если не благоговение, то недоумение. Опытный образец (к сожалению, машина была изготовлена в единственном экземпляре) проверяли в реальных условиях в Казахстане (г. Кустанай). Были ли испытания успешными? С одной стороны – да: машина показала свои «способности» и полностью отвечала требованиям, которые заложили еще в проекте.

Но существовал и другой момент – экономическая целесообразность: например, расход топлива был запредельным. Тем не менее, изначально предполагалось собрать 25 экземпляров ТЭТ-1000. Но после испытаний к единому мнению о дальнейшей судьбе проекта так и не пришли. А тут еще «подоспел» развал Союза. В итоге уникальную машину просто потихоньку разобрали на запчасти. А жаль! Многие технические решения могли бы пригодиться в будущем…
А вы что думаете о ТЭТ-1000?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....