ТЭТ-1000: необычный трактор посчитали монстром и не поставили на конвейер
Советской инженерной мысли всегда были присущи смелые технические решения, даже если они потом и не тиражировались в больших масштабах. Электрический трактор ТЭТ-1000 – одно из наглядных тому подтверждений. Необычная техника была создана не просто так, ради эксперимента или из любопытства: машина предназначалась для работы в удаленных районах, куда нужно было сначала добираться своим ходом, и потом заниматься рекультивацией солончаков.
Только колесный или гусеничный трактор с подобной задачей справиться не могли. Первый быстро бы доехал до места работы, но увяз бы в ее процессе. Второй не смог бы добраться до солончаков своим ходом: долго и дорого. У инженеров не было иного выхода, как «соорудить» нечто универсальное. И это удалось!
Получился трактор, который до рекультивируемых земель мог добираться своим ходом на колесах. Гусеничные поднимаемые тележки располагались поперек: спереди и сзади. При этом выполнялось главное требование: по своим габаритам машина могла спокойно ездить по дорогам общего пользования (ДОП).
Доехав до нужного места, в солончаки (или, например, на пахотные земли), водитель разворачивал машину и посредством гидравлики опускал тележки с гусеницами. Затем кабина переориентировалась вместе с рулевым механизмом под прямым углом. По тем временам это было уникальное техническое решение: ничего подобного в мире на то время не существовало.
При необходимости гусеничные тележки демонтировались: тогда ТЭТ-1000 превращался в обычный мощный колесный трактор, на котором можно было пахать или перевозить тяжелые грузы.
Роль силового агрегата играл танковый дизельный мотор Т6ДН, развивающий 700 «лошадей». Стоит сказать: сам трактор весил 32,55 тонны, которые надо было как-то двигать. При перемещении по трассе на колесах, ТЭТ-1000 развивал до 18 км/ч, на гусеницах – 11 км/ч. Тяговое усилие достигало 18-ти тонн.
Давление на грунт составляло 0,5 кг/кв. см (у человека средней комплекции данный параметр равен примерно 0,4 кг/кв. см). Колесная база – 2,65 м. Ширина трактора при езде по трассе – 4,21 м, что гарантировало свободное движение по ДОП. Когда машина вставала на гусеницы, данный параметр возрастал почти в два раза – до 8,12 м.
При ближайшем рассмотрении конструкции ТЭТ-1000 возникает еще один вопрос: буква «Э» в аббревиатуре означает «электрический». Как это понимать? Разумеется, движение за счет аккумуляторов здесь не при чем: для того времени (кстати, и сегодняшнего тоже) сделать трактор «на батарейках» – слишком смело. Здесь в заводском индексе упоминается трансмиссия, которая была электрической. Это позволяло достичь максимальной тяги на небольшой скорости.
Выходит, трактор получился по всем параметрам оригинальным. Причем, настолько, что создается впечатление, как будто конструкторы испугались своей смелости. И действительно: один только внешний вид вызывал, если не благоговение, то недоумение. Опытный образец (к сожалению, машина была изготовлена в единственном экземпляре) проверяли в реальных условиях в Казахстане (г. Кустанай). Были ли испытания успешными? С одной стороны – да: машина показала свои «способности» и полностью отвечала требованиям, которые заложили еще в проекте.
Но существовал и другой момент – экономическая целесообразность: например, расход топлива был запредельным. Тем не менее, изначально предполагалось собрать 25 экземпляров ТЭТ-1000. Но после испытаний к единому мнению о дальнейшей судьбе проекта так и не пришли. А тут еще «подоспел» развал Союза. В итоге уникальную машину просто потихоньку разобрали на запчасти. А жаль! Многие технические решения могли бы пригодиться в будущем…
Создание уникума
Только колесный или гусеничный трактор с подобной задачей справиться не могли. Первый быстро бы доехал до места работы, но увяз бы в ее процессе. Второй не смог бы добраться до солончаков своим ходом: долго и дорого. У инженеров не было иного выхода, как «соорудить» нечто универсальное. И это удалось!
Машина выглядела и странно и необычно. Архивное фото
Получился трактор, который до рекультивируемых земель мог добираться своим ходом на колесах. Гусеничные поднимаемые тележки располагались поперек: спереди и сзади. При этом выполнялось главное требование: по своим габаритам машина могла спокойно ездить по дорогам общего пользования (ДОП).
Как работал уникальный трактор
Доехав до нужного места, в солончаки (или, например, на пахотные земли), водитель разворачивал машину и посредством гидравлики опускал тележки с гусеницами. Затем кабина переориентировалась вместе с рулевым механизмом под прямым углом. По тем временам это было уникальное техническое решение: ничего подобного в мире на то время не существовало.
Трактор мог работать и на обычных полях. Архивное фото
При необходимости гусеничные тележки демонтировались: тогда ТЭТ-1000 превращался в обычный мощный колесный трактор, на котором можно было пахать или перевозить тяжелые грузы.
А что двигало этот монстр?
Роль силового агрегата играл танковый дизельный мотор Т6ДН, развивающий 700 «лошадей». Стоит сказать: сам трактор весил 32,55 тонны, которые надо было как-то двигать. При перемещении по трассе на колесах, ТЭТ-1000 развивал до 18 км/ч, на гусеницах – 11 км/ч. Тяговое усилие достигало 18-ти тонн.
Другие технические параметры
Давление на грунт составляло 0,5 кг/кв. см (у человека средней комплекции данный параметр равен примерно 0,4 кг/кв. см). Колесная база – 2,65 м. Ширина трактора при езде по трассе – 4,21 м, что гарантировало свободное движение по ДОП. Когда машина вставала на гусеницы, данный параметр возрастал почти в два раза – до 8,12 м.
Трактор получился очень дорогим и сложным в обслуживании. Архивное фото
При ближайшем рассмотрении конструкции ТЭТ-1000 возникает еще один вопрос: буква «Э» в аббревиатуре означает «электрический». Как это понимать? Разумеется, движение за счет аккумуляторов здесь не при чем: для того времени (кстати, и сегодняшнего тоже) сделать трактор «на батарейках» – слишком смело. Здесь в заводском индексе упоминается трансмиссия, которая была электрической. Это позволяло достичь максимальной тяги на небольшой скорости.
Резюме
Выходит, трактор получился по всем параметрам оригинальным. Причем, настолько, что создается впечатление, как будто конструкторы испугались своей смелости. И действительно: один только внешний вид вызывал, если не благоговение, то недоумение. Опытный образец (к сожалению, машина была изготовлена в единственном экземпляре) проверяли в реальных условиях в Казахстане (г. Кустанай). Были ли испытания успешными? С одной стороны – да: машина показала свои «способности» и полностью отвечала требованиям, которые заложили еще в проекте.
Но существовал и другой момент – экономическая целесообразность: например, расход топлива был запредельным. Тем не менее, изначально предполагалось собрать 25 экземпляров ТЭТ-1000. Но после испытаний к единому мнению о дальнейшей судьбе проекта так и не пришли. А тут еще «подоспел» развал Союза. В итоге уникальную машину просто потихоньку разобрали на запчасти. А жаль! Многие технические решения могли бы пригодиться в будущем…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...