Wartburg 311 – элегантное начало истории марки
Когда многие представители старшего поколения слышат название Wartburg, скорее всего, вспоминают об автомобиле, сильно напоминающем наши «Жигули». И это понятно, ведь та модель выпускалась многие десятилетия, до самого окончания истории предприятия и самого государства ГДР.
Многие из вас удивятся, узнав что до этого у восточногерманского завода имелись и другие модели. Причем первая из них считается самой элегантной и одной из самых красивых среди легковых автомобилей советского периода. А, главное, что она производилась серийно и ее мог купить любой гражданин страны. Правда, имевший необходимую сумму денег и успевший выстоять в очереди на получение (в ГДР существовала та же, что и у нас, система оформления покупки автомобиля и тот же дефицит).
Все началось в далеком 1954 году, когда немцы (пять лет назад официально ставшие Восточной Германией) производили трехцилиндровый IFA F9. На заводе в Цвикове он был в диковинку, хотя его конструкция вела свое происхождение еще с довоенных времен. Ведь DKW, принадлежащий концерну Auto Union, начала разработку новинки еще в конце 30-х. А вот выходу в серию помешало начало масштабных боевых действий в Европе.
Западные немцы смогли внедрить концепцию прошлого десятилетия к концу 40-х на мощностях все того же DKW (бренд возродили на подконтрольной ФРГ территории). Завод начал производство практически идентичной модели F89. Сначала она компоновалась двухцилиндровым двигателем, позже она получила три «котла».
В щекотливой ситуации власти ФРГ вполне могли обратиться в европейский арбитражный суд (тем более, что отношения между двумя Германиями нельзя было назвать добрососедскими). И выиграть юридический спор с коммунистами за право выпуска модели, основанной на конструкции DKW.
Правда, без курьезов не обошлось и здесь. Напомним, что во время коммунистического правления существовал тотальный контроль за всем, особенно, имеющем стратегическое значение. Понятно, что разработка новых моделей автомобилей вполне подпадала под это понятие. Так вот глава предприятия Мартин Циммерман прекрасно понимал, что разрешения на такие действия в инертной социалистической системе можно ожидать годами. А вот проблема с нарушением авторских прав нависала над его головой как «дамоклов меч».
Именно потому, на свой страх и риск, опытный инженер проводил с единомышленниками секретные разработки. Но от Штази ничего не утаишь, и в 1955 году тайное стало явным. Правда, своевольного руководителя не посадили, как это сделали бы в сталинские времена, но на него наложили солидный штраф в 5000 марок ГДР. Но, главное, работы позволили продолжить и успешно завершить!
И этому поспособствовали сразу два фактора. Во-первых, политическая верхушка тоже прекрасно осознавала угрозу юридических тяжб с соседним государством. А, во-вторых, большинству из них пришлась по душе идея создания собственного автомобиля, тем более, такого красивого.
Все это подстегнуло процесс и к осени 1955 года появилась опытная серия Wartburg 311. Ее выпустила компания, уже переименованная в VEB Automobilwerk Eisenach. На следующий год стартовало серийное производство. А что же Циммерман? Он, конечно пострадал материально, но (в соответствии со своей фамилией) не остался в накладке. Даже напротив, за удачную разработку ему выписали солидную премию, которая с лихвой покрыла первоначальный штраф.
Всем понятно, что в такие сжатые сроки просто невозможно разработать новый автомобиль с нуля. Да, «311-я» модель базировалась на спорной IFA F9. Все же имелись и небольшие отличия:
✅ удлиненная на 10 см база (2450 мм)
✅ 15-дюймовые колеса
✅ увеличенная до 36,7 л. с мощность двигателя
Но идентичных элементов имелось гораздо больше. Осталась прежняя рамная конструкция с передним независимым мостом. Сохранилась рессорная подвеска и силовой агрегат. Под элегантным капотом расположили все тот же движок:
✅ рабочий объем – 900 куб. см
✅ 3-цилиндровый двухтактник
✅ жидкостное охлаждение
✅ 4-ступенчатая механическая КПП
В ней применили синхронизацию двух последних ступеней и селектор на рулевой колонке. Горючая смесь заливалась прямо в бак в пропорции 25:1. Мировая премьера нового автомобиля из Айзенаха состоялась весной 1956 года в Лейпциге. Новинку представили сразу в нескольких вариантах кузова.
Базовой моделью стал аккуратный и довольно просторный седан. 4,3-метровый автомобиль получил хромированные решетку радиатора и бампера, что являлось шиком для того времени. Чуть позже вышел «311/2» с кузовом кабриолет и брезентовой складной крышей. Его более роскошный салон оформлен дрезденскими дизайнерами. Затем последовали автомобили с другими типами кузовов.
«311/9» – так назвали созданный в Галле 3-дверный универсал, получивший задние секции с деревянным каркасом. Его задняя спинка складывалась по частям, а крышка багажника открывалась влево. Следующей модификацией порадовали мелких коммерсантов и сельских тружеников.
Пикап Wartburg 311/7 имел двухместную кабину и находящуюся позади грузовую площадку. Учитывая его специфику, автомобиль выпускался ограниченным тиражом на протяжении всей истории модели. Правда, о его количестве данные сильно разнятся.
Ян Тучек, писавший об автомобилях социалистической эпохи, утверждает, что выпуск пикапов прекратили ранее 1960 года, успев собрать не более десяти единиц. В то же время, Энди Томпсон утверждает, о том, что производство длилось на пять лет дольше, подарив миру 4938 единиц грузопассажирской техники. Так или иначе, но речь не идет о регулярном серийном производстве, а автомобиль не предлагался в свободной продаже.
В 1957 году на лейпцигской ярмарке компания представила расширение модельного ряда. 2-дверное купе Wartburg 311/3 получило привлекательную двухцветную окраску. А базовый седан показали в экспортном варианте, с радио и прикуривателем. Также в некоторых автомобилях сделали частично убирающуюся тканевую крышу (для стран с теплым климатом). Все же вишенкой на торте стал 5-дверный универсал «311/5». Он получил ряд преимуществ:
✅ двухцветный кузов
✅ завышенные окна в задней части
✅ убирающийся брезент на крыше багажника
Кроме того, сохранилось открывание багажного отсека влево и возможность соорудить в салоне спальное место. Но самые шикарные версии шли только на экспорт. Как и прототип Bellevue, представленный в 1957 году, с 3-дверным кузовом и кожаной оббивкой салона. Кроме того, над передними сидениями расположили стеклянную крышу, а сзади – убирающийся брезент. Вот только в серию он не пошел (возможно, из-за низкого спроса на модель за океаном).
Wartburg 313/1 Sport является довольно редкой модификацией. Его 3-цилиндровый мотор получил высокую степень сжатия и развивал до 50 л. с. Это сказалось и на скоростных качествах автомобиля, доведя максимальную скорость до 140 км/ч (против 115 км/ч у базового). Роскошная версия с кожаным салоном выпускалась с 1957 до 1960 года (всего – 469 штук). Восемь из них даже попали в США, где в 1958 году получили награду за дизайн на нью-йоркском салоне.
А вот общие продажи (из-за Холодной войны и Берлинской стены) в Америке оказались очень скромными – менее восьмисот автомобилей за три года. В Западной Европе автомобиль, напротив, прижился. Несколько штук его дошло до Китая, а в Аргентине модель собиралась из импортных комплектов CKD.
В начале 60-х Wartburg 313 пытались активно модернизировать, но его жизнь на конвейере приближалась к своему финалу. В начале 1962 года появился легендарный Wartburg 1000, о котором постараемся рассказать в одном из будущих материалов.
Многие из вас удивятся, узнав что до этого у восточногерманского завода имелись и другие модели. Причем первая из них считается самой элегантной и одной из самых красивых среди легковых автомобилей советского периода. А, главное, что она производилась серийно и ее мог купить любой гражданин страны. Правда, имевший необходимую сумму денег и успевший выстоять в очереди на получение (в ГДР существовала та же, что и у нас, система оформления покупки автомобиля и тот же дефицит).
Элегантности ему не занимать. Фото: youtube.com
Все началось в далеком 1954 году, когда немцы (пять лет назад официально ставшие Восточной Германией) производили трехцилиндровый IFA F9. На заводе в Цвикове он был в диковинку, хотя его конструкция вела свое происхождение еще с довоенных времен. Ведь DKW, принадлежащий концерну Auto Union, начала разработку новинки еще в конце 30-х. А вот выходу в серию помешало начало масштабных боевых действий в Европе.
Западные немцы смогли внедрить концепцию прошлого десятилетия к концу 40-х на мощностях все того же DKW (бренд возродили на подконтрольной ФРГ территории). Завод начал производство практически идентичной модели F89. Сначала она компоновалась двухцилиндровым двигателем, позже она получила три «котла».
Новая марка – во избежание юридического спора
В щекотливой ситуации власти ФРГ вполне могли обратиться в европейский арбитражный суд (тем более, что отношения между двумя Германиями нельзя было назвать добрососедскими). И выиграть юридический спор с коммунистами за право выпуска модели, основанной на конструкции DKW.
Все это привело к тому, что появилась модель-преемница, получившая исходное название Wartburg 311. Так вернулся в историю старый бренд, а ГДР смогла избежать щекотливой ситуации.
Правда, без курьезов не обошлось и здесь. Напомним, что во время коммунистического правления существовал тотальный контроль за всем, особенно, имеющем стратегическое значение. Понятно, что разработка новых моделей автомобилей вполне подпадала под это понятие. Так вот глава предприятия Мартин Циммерман прекрасно понимал, что разрешения на такие действия в инертной социалистической системе можно ожидать годами. А вот проблема с нарушением авторских прав нависала над его головой как «дамоклов меч».
Именно потому, на свой страх и риск, опытный инженер проводил с единомышленниками секретные разработки. Но от Штази ничего не утаишь, и в 1955 году тайное стало явным. Правда, своевольного руководителя не посадили, как это сделали бы в сталинские времена, но на него наложили солидный штраф в 5000 марок ГДР. Но, главное, работы позволили продолжить и успешно завершить!
И этому поспособствовали сразу два фактора. Во-первых, политическая верхушка тоже прекрасно осознавала угрозу юридических тяжб с соседним государством. А, во-вторых, большинству из них пришлась по душе идея создания собственного автомобиля, тем более, такого красивого.
900-кубовый двигатель. Фото: youtube.com
Все это подстегнуло процесс и к осени 1955 года появилась опытная серия Wartburg 311. Ее выпустила компания, уже переименованная в VEB Automobilwerk Eisenach. На следующий год стартовало серийное производство. А что же Циммерман? Он, конечно пострадал материально, но (в соответствии со своей фамилией) не остался в накладке. Даже напротив, за удачную разработку ему выписали солидную премию, которая с лихвой покрыла первоначальный штраф.
Не собственная разработка, но успешная конструкция
Всем понятно, что в такие сжатые сроки просто невозможно разработать новый автомобиль с нуля. Да, «311-я» модель базировалась на спорной IFA F9. Все же имелись и небольшие отличия:
✅ удлиненная на 10 см база (2450 мм)
✅ 15-дюймовые колеса
✅ увеличенная до 36,7 л. с мощность двигателя
Но идентичных элементов имелось гораздо больше. Осталась прежняя рамная конструкция с передним независимым мостом. Сохранилась рессорная подвеска и силовой агрегат. Под элегантным капотом расположили все тот же движок:
✅ рабочий объем – 900 куб. см
✅ 3-цилиндровый двухтактник
✅ жидкостное охлаждение
✅ 4-ступенчатая механическая КПП
В ней применили синхронизацию двух последних ступеней и селектор на рулевой колонке. Горючая смесь заливалась прямо в бак в пропорции 25:1. Мировая премьера нового автомобиля из Айзенаха состоялась весной 1956 года в Лейпциге. Новинку представили сразу в нескольких вариантах кузова.
Модификации и технические особенности
Базовой моделью стал аккуратный и довольно просторный седан. 4,3-метровый автомобиль получил хромированные решетку радиатора и бампера, что являлось шиком для того времени. Чуть позже вышел «311/2» с кузовом кабриолет и брезентовой складной крышей. Его более роскошный салон оформлен дрезденскими дизайнерами. Затем последовали автомобили с другими типами кузовов.
Побольше хрома и кожи в салоне. Фото: youtube.com
«311/9» – так назвали созданный в Галле 3-дверный универсал, получивший задние секции с деревянным каркасом. Его задняя спинка складывалась по частям, а крышка багажника открывалась влево. Следующей модификацией порадовали мелких коммерсантов и сельских тружеников.
Пикап Wartburg 311/7 имел двухместную кабину и находящуюся позади грузовую площадку. Учитывая его специфику, автомобиль выпускался ограниченным тиражом на протяжении всей истории модели. Правда, о его количестве данные сильно разнятся.
Ян Тучек, писавший об автомобилях социалистической эпохи, утверждает, что выпуск пикапов прекратили ранее 1960 года, успев собрать не более десяти единиц. В то же время, Энди Томпсон утверждает, о том, что производство длилось на пять лет дольше, подарив миру 4938 единиц грузопассажирской техники. Так или иначе, но речь не идет о регулярном серийном производстве, а автомобиль не предлагался в свободной продаже.
Wartburg 313 в двухцветном оформлении. Фото: youtube.com
В 1957 году на лейпцигской ярмарке компания представила расширение модельного ряда. 2-дверное купе Wartburg 311/3 получило привлекательную двухцветную окраску. А базовый седан показали в экспортном варианте, с радио и прикуривателем. Также в некоторых автомобилях сделали частично убирающуюся тканевую крышу (для стран с теплым климатом). Все же вишенкой на торте стал 5-дверный универсал «311/5». Он получил ряд преимуществ:
✅ двухцветный кузов
✅ завышенные окна в задней части
✅ убирающийся брезент на крыше багажника
Кроме того, сохранилось открывание багажного отсека влево и возможность соорудить в салоне спальное место. Но самые шикарные версии шли только на экспорт. Как и прототип Bellevue, представленный в 1957 году, с 3-дверным кузовом и кожаной оббивкой салона. Кроме того, над передними сидениями расположили стеклянную крышу, а сзади – убирающийся брезент. Вот только в серию он не пошел (возможно, из-за низкого спроса на модель за океаном).
Экспорт и спортивная версия
Wartburg 313/1 Sport является довольно редкой модификацией. Его 3-цилиндровый мотор получил высокую степень сжатия и развивал до 50 л. с. Это сказалось и на скоростных качествах автомобиля, доведя максимальную скорость до 140 км/ч (против 115 км/ч у базового). Роскошная версия с кожаным салоном выпускалась с 1957 до 1960 года (всего – 469 штук). Восемь из них даже попали в США, где в 1958 году получили награду за дизайн на нью-йоркском салоне.
Современный слет любителей модели. Фото: youtube.com
А вот общие продажи (из-за Холодной войны и Берлинской стены) в Америке оказались очень скромными – менее восьмисот автомобилей за три года. В Западной Европе автомобиль, напротив, прижился. Несколько штук его дошло до Китая, а в Аргентине модель собиралась из импортных комплектов CKD.
В начале 60-х Wartburg 313 пытались активно модернизировать, но его жизнь на конвейере приближалась к своему финалу. В начале 1962 года появился легендарный Wartburg 1000, о котором постараемся рассказать в одном из будущих материалов.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...