
Wartburg 311 – элегантное начало истории марки
Когда многие представители старшего поколения слышат название Wartburg, скорее всего, вспоминают об автомобиле, сильно напоминающем наши «Жигули». И это понятно, ведь та модель выпускалась многие десятилетия, до самого окончания истории предприятия и самого государства ГДР.
Многие из вас удивятся, узнав что до этого у восточногерманского завода имелись и другие модели. Причем первая из них считается самой элегантной и одной из самых красивых среди легковых автомобилей советского периода. А, главное, что она производилась серийно и ее мог купить любой гражданин страны. Правда, имевший необходимую сумму денег и успевший выстоять в очереди на получение (в ГДР существовала та же, что и у нас, система оформления покупки автомобиля и тот же дефицит).
Элегантности ему не занимать. Фото: youtube.com
Все началось в далеком 1954 году, когда немцы (пять лет назад официально ставшие Восточной Германией) производили трехцилиндровый IFA F9. На заводе в Цвикове он был в диковинку, хотя его конструкция вела свое происхождение еще с довоенных времен. Ведь DKW, принадлежащий концерну Auto Union, начала разработку новинки еще в конце 30-х. А вот выходу в серию помешало начало масштабных боевых действий в Европе.
Западные немцы смогли внедрить концепцию прошлого десятилетия к концу 40-х на мощностях все того же DKW (бренд возродили на подконтрольной ФРГ территории). Завод начал производство практически идентичной модели F89. Сначала она компоновалась двухцилиндровым двигателем, позже она получила три «котла».
В щекотливой ситуации власти ФРГ вполне могли обратиться в европейский арбитражный суд (тем более, что отношения между двумя Германиями нельзя было назвать добрососедскими). И выиграть юридический спор с коммунистами за право выпуска модели, основанной на конструкции DKW.
Правда, без курьезов не обошлось и здесь. Напомним, что во время коммунистического правления существовал тотальный контроль за всем, особенно, имеющем стратегическое значение. Понятно, что разработка новых моделей автомобилей вполне подпадала под это понятие. Так вот глава предприятия Мартин Циммерман прекрасно понимал, что разрешения на такие действия в инертной социалистической системе можно ожидать годами. А вот проблема с нарушением авторских прав нависала над его головой как «дамоклов меч».
Именно потому, на свой страх и риск, опытный инженер проводил с единомышленниками секретные разработки. Но от Штази ничего не утаишь, и в 1955 году тайное стало явным. Правда, своевольного руководителя не посадили, как это сделали бы в сталинские времена, но на него наложили солидный штраф в 5000 марок ГДР. Но, главное, работы позволили продолжить и успешно завершить!
И этому поспособствовали сразу два фактора. Во-первых, политическая верхушка тоже прекрасно осознавала угрозу юридических тяжб с соседним государством. А, во-вторых, большинству из них пришлась по душе идея создания собственного автомобиля, тем более, такого красивого.
900-кубовый двигатель. Фото: youtube.com
Все это подстегнуло процесс и к осени 1955 года появилась опытная серия Wartburg 311. Ее выпустила компания, уже переименованная в VEB Automobilwerk Eisenach. На следующий год стартовало серийное производство. А что же Циммерман? Он, конечно пострадал материально, но (в соответствии со своей фамилией) не остался в накладке. Даже напротив, за удачную разработку ему выписали солидную премию, которая с лихвой покрыла первоначальный штраф.
Всем понятно, что в такие сжатые сроки просто невозможно разработать новый автомобиль с нуля. Да, «311-я» модель базировалась на спорной IFA F9. Все же имелись и небольшие отличия:
✅ удлиненная на 10 см база (2450 мм)
✅ 15-дюймовые колеса
✅ увеличенная до 36,7 л. с мощность двигателя
Но идентичных элементов имелось гораздо больше. Осталась прежняя рамная конструкция с передним независимым мостом. Сохранилась рессорная подвеска и силовой агрегат. Под элегантным капотом расположили все тот же движок:
✅ рабочий объем – 900 куб. см
✅ 3-цилиндровый двухтактник
✅ жидкостное охлаждение
✅ 4-ступенчатая механическая КПП
В ней применили синхронизацию двух последних ступеней и селектор на рулевой колонке. Горючая смесь заливалась прямо в бак в пропорции 25:1. Мировая премьера нового автомобиля из Айзенаха состоялась весной 1956 года в Лейпциге. Новинку представили сразу в нескольких вариантах кузова.
Базовой моделью стал аккуратный и довольно просторный седан. 4,3-метровый автомобиль получил хромированные решетку радиатора и бампера, что являлось шиком для того времени. Чуть позже вышел «311/2» с кузовом кабриолет и брезентовой складной крышей. Его более роскошный салон оформлен дрезденскими дизайнерами. Затем последовали автомобили с другими типами кузовов.
Побольше хрома и кожи в салоне. Фото: youtube.com
«311/9» – так назвали созданный в Галле 3-дверный универсал, получивший задние секции с деревянным каркасом. Его задняя спинка складывалась по частям, а крышка багажника открывалась влево. Следующей модификацией порадовали мелких коммерсантов и сельских тружеников.
Пикап Wartburg 311/7 имел двухместную кабину и находящуюся позади грузовую площадку. Учитывая его специфику, автомобиль выпускался ограниченным тиражом на протяжении всей истории модели. Правда, о его количестве данные сильно разнятся.
Ян Тучек, писавший об автомобилях социалистической эпохи, утверждает, что выпуск пикапов прекратили ранее 1960 года, успев собрать не более десяти единиц. В то же время, Энди Томпсон утверждает, о том, что производство длилось на пять лет дольше, подарив миру 4938 единиц грузопассажирской техники. Так или иначе, но речь не идет о регулярном серийном производстве, а автомобиль не предлагался в свободной продаже.
Wartburg 313 в двухцветном оформлении. Фото: youtube.com
В 1957 году на лейпцигской ярмарке компания представила расширение модельного ряда. 2-дверное купе Wartburg 311/3 получило привлекательную двухцветную окраску. А базовый седан показали в экспортном варианте, с радио и прикуривателем. Также в некоторых автомобилях сделали частично убирающуюся тканевую крышу (для стран с теплым климатом). Все же вишенкой на торте стал 5-дверный универсал «311/5». Он получил ряд преимуществ:
✅ двухцветный кузов
✅ завышенные окна в задней части
✅ убирающийся брезент на крыше багажника
Кроме того, сохранилось открывание багажного отсека влево и возможность соорудить в салоне спальное место. Но самые шикарные версии шли только на экспорт. Как и прототип Bellevue, представленный в 1957 году, с 3-дверным кузовом и кожаной оббивкой салона. Кроме того, над передними сидениями расположили стеклянную крышу, а сзади – убирающийся брезент. Вот только в серию он не пошел (возможно, из-за низкого спроса на модель за океаном).
Wartburg 313/1 Sport является довольно редкой модификацией. Его 3-цилиндровый мотор получил высокую степень сжатия и развивал до 50 л. с. Это сказалось и на скоростных качествах автомобиля, доведя максимальную скорость до 140 км/ч (против 115 км/ч у базового). Роскошная версия с кожаным салоном выпускалась с 1957 до 1960 года (всего – 469 штук). Восемь из них даже попали в США, где в 1958 году получили награду за дизайн на нью-йоркском салоне.
Современный слет любителей модели. Фото: youtube.com
А вот общие продажи (из-за Холодной войны и Берлинской стены) в Америке оказались очень скромными – менее восьмисот автомобилей за три года. В Западной Европе автомобиль, напротив, прижился. Несколько штук его дошло до Китая, а в Аргентине модель собиралась из импортных комплектов CKD.
В начале 60-х Wartburg 313 пытались активно модернизировать, но его жизнь на конвейере приближалась к своему финалу. В начале 1962 года появился легендарный Wartburg 1000, о котором постараемся рассказать в одном из будущих материалов.
Многие из вас удивятся, узнав что до этого у восточногерманского завода имелись и другие модели. Причем первая из них считается самой элегантной и одной из самых красивых среди легковых автомобилей советского периода. А, главное, что она производилась серийно и ее мог купить любой гражданин страны. Правда, имевший необходимую сумму денег и успевший выстоять в очереди на получение (в ГДР существовала та же, что и у нас, система оформления покупки автомобиля и тот же дефицит).

Все началось в далеком 1954 году, когда немцы (пять лет назад официально ставшие Восточной Германией) производили трехцилиндровый IFA F9. На заводе в Цвикове он был в диковинку, хотя его конструкция вела свое происхождение еще с довоенных времен. Ведь DKW, принадлежащий концерну Auto Union, начала разработку новинки еще в конце 30-х. А вот выходу в серию помешало начало масштабных боевых действий в Европе.
Западные немцы смогли внедрить концепцию прошлого десятилетия к концу 40-х на мощностях все того же DKW (бренд возродили на подконтрольной ФРГ территории). Завод начал производство практически идентичной модели F89. Сначала она компоновалась двухцилиндровым двигателем, позже она получила три «котла».
Новая марка – во избежание юридического спора
В щекотливой ситуации власти ФРГ вполне могли обратиться в европейский арбитражный суд (тем более, что отношения между двумя Германиями нельзя было назвать добрососедскими). И выиграть юридический спор с коммунистами за право выпуска модели, основанной на конструкции DKW.
Все это привело к тому, что появилась модель-преемница, получившая исходное название Wartburg 311. Так вернулся в историю старый бренд, а ГДР смогла избежать щекотливой ситуации.
Правда, без курьезов не обошлось и здесь. Напомним, что во время коммунистического правления существовал тотальный контроль за всем, особенно, имеющем стратегическое значение. Понятно, что разработка новых моделей автомобилей вполне подпадала под это понятие. Так вот глава предприятия Мартин Циммерман прекрасно понимал, что разрешения на такие действия в инертной социалистической системе можно ожидать годами. А вот проблема с нарушением авторских прав нависала над его головой как «дамоклов меч».
Именно потому, на свой страх и риск, опытный инженер проводил с единомышленниками секретные разработки. Но от Штази ничего не утаишь, и в 1955 году тайное стало явным. Правда, своевольного руководителя не посадили, как это сделали бы в сталинские времена, но на него наложили солидный штраф в 5000 марок ГДР. Но, главное, работы позволили продолжить и успешно завершить!
И этому поспособствовали сразу два фактора. Во-первых, политическая верхушка тоже прекрасно осознавала угрозу юридических тяжб с соседним государством. А, во-вторых, большинству из них пришлась по душе идея создания собственного автомобиля, тем более, такого красивого.

Все это подстегнуло процесс и к осени 1955 года появилась опытная серия Wartburg 311. Ее выпустила компания, уже переименованная в VEB Automobilwerk Eisenach. На следующий год стартовало серийное производство. А что же Циммерман? Он, конечно пострадал материально, но (в соответствии со своей фамилией) не остался в накладке. Даже напротив, за удачную разработку ему выписали солидную премию, которая с лихвой покрыла первоначальный штраф.
Не собственная разработка, но успешная конструкция
Всем понятно, что в такие сжатые сроки просто невозможно разработать новый автомобиль с нуля. Да, «311-я» модель базировалась на спорной IFA F9. Все же имелись и небольшие отличия:
✅ удлиненная на 10 см база (2450 мм)
✅ 15-дюймовые колеса
✅ увеличенная до 36,7 л. с мощность двигателя
Но идентичных элементов имелось гораздо больше. Осталась прежняя рамная конструкция с передним независимым мостом. Сохранилась рессорная подвеска и силовой агрегат. Под элегантным капотом расположили все тот же движок:
✅ рабочий объем – 900 куб. см
✅ 3-цилиндровый двухтактник
✅ жидкостное охлаждение
✅ 4-ступенчатая механическая КПП
В ней применили синхронизацию двух последних ступеней и селектор на рулевой колонке. Горючая смесь заливалась прямо в бак в пропорции 25:1. Мировая премьера нового автомобиля из Айзенаха состоялась весной 1956 года в Лейпциге. Новинку представили сразу в нескольких вариантах кузова.
Модификации и технические особенности
Базовой моделью стал аккуратный и довольно просторный седан. 4,3-метровый автомобиль получил хромированные решетку радиатора и бампера, что являлось шиком для того времени. Чуть позже вышел «311/2» с кузовом кабриолет и брезентовой складной крышей. Его более роскошный салон оформлен дрезденскими дизайнерами. Затем последовали автомобили с другими типами кузовов.

«311/9» – так назвали созданный в Галле 3-дверный универсал, получивший задние секции с деревянным каркасом. Его задняя спинка складывалась по частям, а крышка багажника открывалась влево. Следующей модификацией порадовали мелких коммерсантов и сельских тружеников.
Пикап Wartburg 311/7 имел двухместную кабину и находящуюся позади грузовую площадку. Учитывая его специфику, автомобиль выпускался ограниченным тиражом на протяжении всей истории модели. Правда, о его количестве данные сильно разнятся.
Ян Тучек, писавший об автомобилях социалистической эпохи, утверждает, что выпуск пикапов прекратили ранее 1960 года, успев собрать не более десяти единиц. В то же время, Энди Томпсон утверждает, о том, что производство длилось на пять лет дольше, подарив миру 4938 единиц грузопассажирской техники. Так или иначе, но речь не идет о регулярном серийном производстве, а автомобиль не предлагался в свободной продаже.

В 1957 году на лейпцигской ярмарке компания представила расширение модельного ряда. 2-дверное купе Wartburg 311/3 получило привлекательную двухцветную окраску. А базовый седан показали в экспортном варианте, с радио и прикуривателем. Также в некоторых автомобилях сделали частично убирающуюся тканевую крышу (для стран с теплым климатом). Все же вишенкой на торте стал 5-дверный универсал «311/5». Он получил ряд преимуществ:
✅ двухцветный кузов
✅ завышенные окна в задней части
✅ убирающийся брезент на крыше багажника
Кроме того, сохранилось открывание багажного отсека влево и возможность соорудить в салоне спальное место. Но самые шикарные версии шли только на экспорт. Как и прототип Bellevue, представленный в 1957 году, с 3-дверным кузовом и кожаной оббивкой салона. Кроме того, над передними сидениями расположили стеклянную крышу, а сзади – убирающийся брезент. Вот только в серию он не пошел (возможно, из-за низкого спроса на модель за океаном).
Экспорт и спортивная версия
Wartburg 313/1 Sport является довольно редкой модификацией. Его 3-цилиндровый мотор получил высокую степень сжатия и развивал до 50 л. с. Это сказалось и на скоростных качествах автомобиля, доведя максимальную скорость до 140 км/ч (против 115 км/ч у базового). Роскошная версия с кожаным салоном выпускалась с 1957 до 1960 года (всего – 469 штук). Восемь из них даже попали в США, где в 1958 году получили награду за дизайн на нью-йоркском салоне.

А вот общие продажи (из-за Холодной войны и Берлинской стены) в Америке оказались очень скромными – менее восьмисот автомобилей за три года. В Западной Европе автомобиль, напротив, прижился. Несколько штук его дошло до Китая, а в Аргентине модель собиралась из импортных комплектов CKD.
В начале 60-х Wartburg 313 пытались активно модернизировать, но его жизнь на конвейере приближалась к своему финалу. В начале 1962 года появился легендарный Wartburg 1000, о котором постараемся рассказать в одном из будущих материалов.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...