
Aero 50 Roadster – память об исчезнувшей стране
Не беремся судить, почему на карте мира теперь нет Чехословакии. Народ-то остался, трудолюбивый и талантливый, со сложной, порой, драматической судьбой.
У них, чехов, все было в ногу со временем: промышленность, культура, архитектура, спорт. На территории маленькой страны работало несколько автомобильных заводов. Один из них – старейший «Аэро». Модель, которая попала сегодня в поле нашего зрения, как раз оттуда – из далекого довоенного времени. Марка не так популярна, как «Шкода», мало кому известна, но достойна внимания.
Авиационный завод Aero Vodochody a.s., созданный в 1919 году на окраине Праги, здравствует и поныне. Цели производства были мирными – гражданские самолеты собственной разработки. Когда в середине 20-х прошлого века спрос на продукцию упал, на заводе открыли автомобильную линию.
Фирменный шильдик Aero 50 Roadster – как будто небрежной рукой оставленный автограф. Фото: YouTube.com
Сначала, в 1929 году, выпускали сайкл-кары – одноцилиндровые 2-тактные модели «Туре 500», которые заводили тросом прямо из салона. Моторы отдавали 10 л. с. Потом появились «Туре 662» с 2-цилиндровыми агрегатами мощностью 18 л. с. Словом, прогресс не стоял на месте, а завод Aero не отставал от него.
В 1934 году вышла Aero 30, на которой чешский путешественник Б. Турек проехал по СССР 10 тыс. км. Автомобиль ни разу не поломался, писали газеты. И уже в 1936 году пришла очередь героя нашего рассказа – Aero 50 Roadster.
В те времена родстер, как тип кузова, был очень модным. Не самый практичный, но имиджевый, демонстрирующий динамику и спортивный характер автомобиля. Впрочем, складной или открытый верх в тренде и теперь.
Бережно восстановленный родстер Aero 50. Фото: YouTube.com
По тогдашней мировой автомобилестроительной практике в заводских кузовах шла только малая часть машин. Производители предлагали пользователям голые шасси, а корпус можно было выбрать самому. Много кузовов Aero 50, а точнее – 119 единиц, было изготовлено старинным ателье Sodomka (год образования – 1895). Всего с 1936 по 1941 года завод построил 1 205 экземпляров Aero 50. В это число входили седаны, кабриолеты и родстеры.
Габаритные размеры «Аэро» 50 мелкими не назовешь:
✅ Длина – 4 310 мм
✅ Ширина – 1 500 мм
✅ Высота – 1 600 мм
✅ Расстояние между осями – 2 940 мм
Машина базировалась на лестничной раме из стальных профилей и весила 980 кг.
Двигатель располагался продольно спереди, привод шел на переднюю ось. Подвеска по кругу на рессорах: спереди – независимая, сзади – полунезависимая конструкция. Тормозная система состояла из барабанных механизмов на гидроприводе.
Вот он, живой и на ходу, Aero 50 Roadster. Фото: YouTube.com
Параметры бензиновой силовой установки:
✅ Объем – 1 997 см3
✅ Степень сжатия – 6.2:1
✅ Выходная мощность – 50 л. с. при 3,5 тыс. об/мин
✅ Максимальная скорость – 125 км/ч
Мотор для Aero 50 Roadster – рядную «четверку» – чешские инженеры сделали простым до гениальности способом. Взяли два 1-литровых 2-цилиндровых двигателя от предыдущей модели и объединили. Конструкцию оборудовали головкой блока из алюминия. Впервые в 50-ой «Аэро» разработчики заменили термосифонное охлаждение радиатора на вентилятор. Прорывное решение для своего времени.
Простая приборная панель Aero 50 Roadster, но какой стильный руль. Фото: YouTube.com
Расход топлива показался бы нам обременительным – 12-16 л на 100 км пути. Но тогда это было нормально, даже вполне экономично. Важно: бензин нужно было смешивать с маслом в соотношении 1 к 30. О разгонной динамике сведений не сохранилось.
Цена автомобиля в момент выпуска была 40 тыс. крон, что соответствовало 2,4 тыс. долларов. Удивительно, но несколько экземпляров дошли до наших дней: найдены, как всегда, на свалках или в старых гаражах. Абсолютную развалюху хозяин в 2013 году продал за 11,5 тыс. долларов. Кузова таких машин обычно отлично реставрируют, но оригинальный мотор можно найти разве что в музеях. Запросы о покупке старинного родстера сегодня результатов не дали.
У них, чехов, все было в ногу со временем: промышленность, культура, архитектура, спорт. На территории маленькой страны работало несколько автомобильных заводов. Один из них – старейший «Аэро». Модель, которая попала сегодня в поле нашего зрения, как раз оттуда – из далекого довоенного времени. Марка не так популярна, как «Шкода», мало кому известна, но достойна внимания.
О производителе и истории создания Aero 50
Авиационный завод Aero Vodochody a.s., созданный в 1919 году на окраине Праги, здравствует и поныне. Цели производства были мирными – гражданские самолеты собственной разработки. Когда в середине 20-х прошлого века спрос на продукцию упал, на заводе открыли автомобильную линию.

Сначала, в 1929 году, выпускали сайкл-кары – одноцилиндровые 2-тактные модели «Туре 500», которые заводили тросом прямо из салона. Моторы отдавали 10 л. с. Потом появились «Туре 662» с 2-цилиндровыми агрегатами мощностью 18 л. с. Словом, прогресс не стоял на месте, а завод Aero не отставал от него.
В 1934 году вышла Aero 30, на которой чешский путешественник Б. Турек проехал по СССР 10 тыс. км. Автомобиль ни разу не поломался, писали газеты. И уже в 1936 году пришла очередь героя нашего рассказа – Aero 50 Roadster.
Обзор модели
В те времена родстер, как тип кузова, был очень модным. Не самый практичный, но имиджевый, демонстрирующий динамику и спортивный характер автомобиля. Впрочем, складной или открытый верх в тренде и теперь.

По тогдашней мировой автомобилестроительной практике в заводских кузовах шла только малая часть машин. Производители предлагали пользователям голые шасси, а корпус можно было выбрать самому. Много кузовов Aero 50, а точнее – 119 единиц, было изготовлено старинным ателье Sodomka (год образования – 1895). Всего с 1936 по 1941 года завод построил 1 205 экземпляров Aero 50. В это число входили седаны, кабриолеты и родстеры.
Габаритные размеры «Аэро» 50 мелкими не назовешь:
✅ Длина – 4 310 мм
✅ Ширина – 1 500 мм
✅ Высота – 1 600 мм
✅ Расстояние между осями – 2 940 мм
Машина базировалась на лестничной раме из стальных профилей и весила 980 кг.
Ходовая и мотор
Двигатель располагался продольно спереди, привод шел на переднюю ось. Подвеска по кругу на рессорах: спереди – независимая, сзади – полунезависимая конструкция. Тормозная система состояла из барабанных механизмов на гидроприводе.

Параметры бензиновой силовой установки:
✅ Объем – 1 997 см3
✅ Степень сжатия – 6.2:1
✅ Выходная мощность – 50 л. с. при 3,5 тыс. об/мин
✅ Максимальная скорость – 125 км/ч
Мотор для Aero 50 Roadster – рядную «четверку» – чешские инженеры сделали простым до гениальности способом. Взяли два 1-литровых 2-цилиндровых двигателя от предыдущей модели и объединили. Конструкцию оборудовали головкой блока из алюминия. Впервые в 50-ой «Аэро» разработчики заменили термосифонное охлаждение радиатора на вентилятор. Прорывное решение для своего времени.

Расход топлива показался бы нам обременительным – 12-16 л на 100 км пути. Но тогда это было нормально, даже вполне экономично. Важно: бензин нужно было смешивать с маслом в соотношении 1 к 30. О разгонной динамике сведений не сохранилось.
Цена автомобиля в момент выпуска была 40 тыс. крон, что соответствовало 2,4 тыс. долларов. Удивительно, но несколько экземпляров дошли до наших дней: найдены, как всегда, на свалках или в старых гаражах. Абсолютную развалюху хозяин в 2013 году продал за 11,5 тыс. долларов. Кузова таких машин обычно отлично реставрируют, но оригинальный мотор можно найти разве что в музеях. Запросы о покупке старинного родстера сегодня результатов не дали.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...