УТС-800: учебный самолет от Уральского авиазавода ждет запуска в серию
Летом 2021-го глава Минобороны РФ Шойгу заявил, что страна нуждается в обновлении парка учебно-тренировочных машин. И в ближайшее время на конкурсной основе будут проведены испытания пары перспективных самолетов: Як-152 и УТС-800.
Последний проект разрабатывается Уральским авиазаводом – УзГА. Данных о новом детище предприятия не так много. Известно, что машина в принципе отличается от творения КБ Яковлева: на УТС-800 установлен турбовинтовой двигатель ВК-800ПС, сделанный компанией «ОДК-Климов».
Машина предназначена для обучения летного состава простому и усложненному пилотажу на высотах 1000-8000 м. Самолет может взлетать и садиться на неподготовленные ВПП с грунтовым покрытием.
Машина заправляется двумя типами горючего: для продолжительных перелетов или тренировок по выполнению пилотажных фигур. Самолет комплектуется двигателем, максимальная мощность которого при взлете составляет 806 «лошадей». Тягу вперед обеспечивает четырехлопастный винт российского производства АВ-410П (возможен и 5-лопастный вариант: окончательное решение пока не принято). Применение российского силового агрегата гарантирует сравнительно невысокую стоимость летного часа.
Все главные системы воздушного судна зарезервированы. Компоновка самолета в плане аэродинамики сделана с учетом предсказуемости реакции летательного аппарата на возможные ошибки обучаемого пилота. Планер машины сделан из российских композитов, что гарантирует эффективную эксплуатацию в плане массы и экономии горючего, а также длительный ресурс конструкции.
Например, в случае выхода машины на критический угол атаки возникает предупреждающая тряска. Также предусмотрен вход и выход из штопора без фатальных последствий. Для удобного и простого маневрирования по аэродрому тормозная система по каждому колесу – раздельная, а передняя стойка шасси – управляемая. Еще машина оснащена ограничивающим щитком, который вступает в работу автоматически, если превышена критическая скорость. Имеющаяся на борту система пожаротушения гарантирует своевременное получение информации о возгорании как в моторном, так и иных отсеках УТС-800.
Для экипажа предусмотрен максимум возможного комфорта. Имеется кондиционер, работает вентиляционная система, есть кислородное оборудование и спецкостюмы пилотам при полетах на больших высотах. Для лучшей безопасности кабина оснащена козырьком, уменьшающим последствия в случае столкновений с птицами. Также имеются аварийные средства, позволяющие покинуть машину в экстремально опасной для жизни ситуации на любой высоте (катапультная система с креслами К-93).
УТС-800 предназначен для летных училищ, аэроклубов, различных центров, занимающихся подготовкой начинающих пилотов.
При этом в плане техобслуживания у машины из Екатеринбурга есть свои преимущества перед Як-152. В первую очередь, это двигатель – на машине КБ Яковлева установлен зарубежный дизель RED A03 V12 производства ФРГ (RED Aircraft GmbH) В РФ пока недостаточно опыта техобслуживания подобных авиамоторов. Да и импортозамещение не отменялось. Поэтому на данном этапе Як-152, разрабатываемый с начала 2000-х, всего лишь частый гость всевозможных авиашоу. Но кто победит в конкурсе, покажет время.
Последний проект разрабатывается Уральским авиазаводом – УзГА. Данных о новом детище предприятия не так много. Известно, что машина в принципе отличается от творения КБ Яковлева: на УТС-800 установлен турбовинтовой двигатель ВК-800ПС, сделанный компанией «ОДК-Климов».
Конкурент УТС Як-152. Фото: YouTube.com[/sizer]
Машина предназначена для обучения летного состава простому и усложненному пилотажу на высотах 1000-8000 м. Самолет может взлетать и садиться на неподготовленные ВПП с грунтовым покрытием.
Конструкция
Машина заправляется двумя типами горючего: для продолжительных перелетов или тренировок по выполнению пилотажных фигур. Самолет комплектуется двигателем, максимальная мощность которого при взлете составляет 806 «лошадей». Тягу вперед обеспечивает четырехлопастный винт российского производства АВ-410П (возможен и 5-лопастный вариант: окончательное решение пока не принято). Применение российского силового агрегата гарантирует сравнительно невысокую стоимость летного часа.
Не исключено, что количество лопастей уменьшат до четырех. Фото: YouTube.com[/sizer]
Все главные системы воздушного судна зарезервированы. Компоновка самолета в плане аэродинамики сделана с учетом предсказуемости реакции летательного аппарата на возможные ошибки обучаемого пилота. Планер машины сделан из российских композитов, что гарантирует эффективную эксплуатацию в плане массы и экономии горючего, а также длительный ресурс конструкции.
Безопасность
Например, в случае выхода машины на критический угол атаки возникает предупреждающая тряска. Также предусмотрен вход и выход из штопора без фатальных последствий. Для удобного и простого маневрирования по аэродрому тормозная система по каждому колесу – раздельная, а передняя стойка шасси – управляемая. Еще машина оснащена ограничивающим щитком, который вступает в работу автоматически, если превышена критическая скорость. Имеющаяся на борту система пожаротушения гарантирует своевременное получение информации о возгорании как в моторном, так и иных отсеках УТС-800.
Кабина
Для экипажа предусмотрен максимум возможного комфорта. Имеется кондиционер, работает вентиляционная система, есть кислородное оборудование и спецкостюмы пилотам при полетах на больших высотах. Для лучшей безопасности кабина оснащена козырьком, уменьшающим последствия в случае столкновений с птицами. Также имеются аварийные средства, позволяющие покинуть машину в экстремально опасной для жизни ситуации на любой высоте (катапультная система с креслами К-93).
На выставке любой желающий может посидеть в кабине УТС. Фото: YouTube.com[/sizer]
Все управление дублировано для удобства обучения: инструктор держит под контролем действия курсанта. В ходе тренировочных полетов возможна имитация отказа двигателя, БРЭО и иных систем самолета. Навигационное оборудование машины позволяет обучать курсантов полетам в сложных метеорологических условиях.
УТС-800 предназначен для летных училищ, аэроклубов, различных центров, занимающихся подготовкой начинающих пилотов.
УТС-800 готовят к демонстрации на выставке «Армия-2021». Фото: YouTube.com[/sizer]
При этом в плане техобслуживания у машины из Екатеринбурга есть свои преимущества перед Як-152. В первую очередь, это двигатель – на машине КБ Яковлева установлен зарубежный дизель RED A03 V12 производства ФРГ (RED Aircraft GmbH) В РФ пока недостаточно опыта техобслуживания подобных авиамоторов. Да и импортозамещение не отменялось. Поэтому на данном этапе Як-152, разрабатываемый с начала 2000-х, всего лишь частый гость всевозможных авиашоу. Но кто победит в конкурсе, покажет время.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...