
УТС-800: учебный самолет от Уральского авиазавода ждет запуска в серию
Летом 2021-го глава Минобороны РФ Шойгу заявил, что страна нуждается в обновлении парка учебно-тренировочных машин. И в ближайшее время на конкурсной основе будут проведены испытания пары перспективных самолетов: Як-152 и УТС-800.
Последний проект разрабатывается Уральским авиазаводом – УзГА. Данных о новом детище предприятия не так много. Известно, что машина в принципе отличается от творения КБ Яковлева: на УТС-800 установлен турбовинтовой двигатель ВК-800ПС, сделанный компанией «ОДК-Климов».
Конкурент УТС Як-152. Фото: YouTube.com[/sizer]
Машина предназначена для обучения летного состава простому и усложненному пилотажу на высотах 1000-8000 м. Самолет может взлетать и садиться на неподготовленные ВПП с грунтовым покрытием.
Машина заправляется двумя типами горючего: для продолжительных перелетов или тренировок по выполнению пилотажных фигур. Самолет комплектуется двигателем, максимальная мощность которого при взлете составляет 806 «лошадей». Тягу вперед обеспечивает четырехлопастный винт российского производства АВ-410П (возможен и 5-лопастный вариант: окончательное решение пока не принято). Применение российского силового агрегата гарантирует сравнительно невысокую стоимость летного часа.
Не исключено, что количество лопастей уменьшат до четырех. Фото: YouTube.com[/sizer]
Все главные системы воздушного судна зарезервированы. Компоновка самолета в плане аэродинамики сделана с учетом предсказуемости реакции летательного аппарата на возможные ошибки обучаемого пилота. Планер машины сделан из российских композитов, что гарантирует эффективную эксплуатацию в плане массы и экономии горючего, а также длительный ресурс конструкции.
Например, в случае выхода машины на критический угол атаки возникает предупреждающая тряска. Также предусмотрен вход и выход из штопора без фатальных последствий. Для удобного и простого маневрирования по аэродрому тормозная система по каждому колесу – раздельная, а передняя стойка шасси – управляемая. Еще машина оснащена ограничивающим щитком, который вступает в работу автоматически, если превышена критическая скорость. Имеющаяся на борту система пожаротушения гарантирует своевременное получение информации о возгорании как в моторном, так и иных отсеках УТС-800.
Для экипажа предусмотрен максимум возможного комфорта. Имеется кондиционер, работает вентиляционная система, есть кислородное оборудование и спецкостюмы пилотам при полетах на больших высотах. Для лучшей безопасности кабина оснащена козырьком, уменьшающим последствия в случае столкновений с птицами. Также имеются аварийные средства, позволяющие покинуть машину в экстремально опасной для жизни ситуации на любой высоте (катапультная система с креслами К-93).
На выставке любой желающий может посидеть в кабине УТС. Фото: YouTube.com[/sizer]
УТС-800 предназначен для летных училищ, аэроклубов, различных центров, занимающихся подготовкой начинающих пилотов.
УТС-800 готовят к демонстрации на выставке «Армия-2021». Фото: YouTube.com[/sizer]
При этом в плане техобслуживания у машины из Екатеринбурга есть свои преимущества перед Як-152. В первую очередь, это двигатель – на машине КБ Яковлева установлен зарубежный дизель RED A03 V12 производства ФРГ (RED Aircraft GmbH) В РФ пока недостаточно опыта техобслуживания подобных авиамоторов. Да и импортозамещение не отменялось. Поэтому на данном этапе Як-152, разрабатываемый с начала 2000-х, всего лишь частый гость всевозможных авиашоу. Но кто победит в конкурсе, покажет время.
Последний проект разрабатывается Уральским авиазаводом – УзГА. Данных о новом детище предприятия не так много. Известно, что машина в принципе отличается от творения КБ Яковлева: на УТС-800 установлен турбовинтовой двигатель ВК-800ПС, сделанный компанией «ОДК-Климов».

Машина предназначена для обучения летного состава простому и усложненному пилотажу на высотах 1000-8000 м. Самолет может взлетать и садиться на неподготовленные ВПП с грунтовым покрытием.
Конструкция
Машина заправляется двумя типами горючего: для продолжительных перелетов или тренировок по выполнению пилотажных фигур. Самолет комплектуется двигателем, максимальная мощность которого при взлете составляет 806 «лошадей». Тягу вперед обеспечивает четырехлопастный винт российского производства АВ-410П (возможен и 5-лопастный вариант: окончательное решение пока не принято). Применение российского силового агрегата гарантирует сравнительно невысокую стоимость летного часа.

Все главные системы воздушного судна зарезервированы. Компоновка самолета в плане аэродинамики сделана с учетом предсказуемости реакции летательного аппарата на возможные ошибки обучаемого пилота. Планер машины сделан из российских композитов, что гарантирует эффективную эксплуатацию в плане массы и экономии горючего, а также длительный ресурс конструкции.
Безопасность
Например, в случае выхода машины на критический угол атаки возникает предупреждающая тряска. Также предусмотрен вход и выход из штопора без фатальных последствий. Для удобного и простого маневрирования по аэродрому тормозная система по каждому колесу – раздельная, а передняя стойка шасси – управляемая. Еще машина оснащена ограничивающим щитком, который вступает в работу автоматически, если превышена критическая скорость. Имеющаяся на борту система пожаротушения гарантирует своевременное получение информации о возгорании как в моторном, так и иных отсеках УТС-800.
Кабина
Для экипажа предусмотрен максимум возможного комфорта. Имеется кондиционер, работает вентиляционная система, есть кислородное оборудование и спецкостюмы пилотам при полетах на больших высотах. Для лучшей безопасности кабина оснащена козырьком, уменьшающим последствия в случае столкновений с птицами. Также имеются аварийные средства, позволяющие покинуть машину в экстремально опасной для жизни ситуации на любой высоте (катапультная система с креслами К-93).

Все управление дублировано для удобства обучения: инструктор держит под контролем действия курсанта. В ходе тренировочных полетов возможна имитация отказа двигателя, БРЭО и иных систем самолета. Навигационное оборудование машины позволяет обучать курсантов полетам в сложных метеорологических условиях.
УТС-800 предназначен для летных училищ, аэроклубов, различных центров, занимающихся подготовкой начинающих пилотов.

При этом в плане техобслуживания у машины из Екатеринбурга есть свои преимущества перед Як-152. В первую очередь, это двигатель – на машине КБ Яковлева установлен зарубежный дизель RED A03 V12 производства ФРГ (RED Aircraft GmbH) В РФ пока недостаточно опыта техобслуживания подобных авиамоторов. Да и импортозамещение не отменялось. Поэтому на данном этапе Як-152, разрабатываемый с начала 2000-х, всего лишь частый гость всевозможных авиашоу. Но кто победит в конкурсе, покажет время.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....