УТС-800: учебный самолет от Уральского авиазавода ждет запуска в серию
Летом 2021-го глава Минобороны РФ Шойгу заявил, что страна нуждается в обновлении парка учебно-тренировочных машин. И в ближайшее время на конкурсной основе будут проведены испытания пары перспективных самолетов: Як-152 и УТС-800.
Последний проект разрабатывается Уральским авиазаводом – УзГА. Данных о новом детище предприятия не так много. Известно, что машина в принципе отличается от творения КБ Яковлева: на УТС-800 установлен турбовинтовой двигатель ВК-800ПС, сделанный компанией «ОДК-Климов».
Машина предназначена для обучения летного состава простому и усложненному пилотажу на высотах 1000-8000 м. Самолет может взлетать и садиться на неподготовленные ВПП с грунтовым покрытием.
Машина заправляется двумя типами горючего: для продолжительных перелетов или тренировок по выполнению пилотажных фигур. Самолет комплектуется двигателем, максимальная мощность которого при взлете составляет 806 «лошадей». Тягу вперед обеспечивает четырехлопастный винт российского производства АВ-410П (возможен и 5-лопастный вариант: окончательное решение пока не принято). Применение российского силового агрегата гарантирует сравнительно невысокую стоимость летного часа.
Все главные системы воздушного судна зарезервированы. Компоновка самолета в плане аэродинамики сделана с учетом предсказуемости реакции летательного аппарата на возможные ошибки обучаемого пилота. Планер машины сделан из российских композитов, что гарантирует эффективную эксплуатацию в плане массы и экономии горючего, а также длительный ресурс конструкции.
Например, в случае выхода машины на критический угол атаки возникает предупреждающая тряска. Также предусмотрен вход и выход из штопора без фатальных последствий. Для удобного и простого маневрирования по аэродрому тормозная система по каждому колесу – раздельная, а передняя стойка шасси – управляемая. Еще машина оснащена ограничивающим щитком, который вступает в работу автоматически, если превышена критическая скорость. Имеющаяся на борту система пожаротушения гарантирует своевременное получение информации о возгорании как в моторном, так и иных отсеках УТС-800.
Для экипажа предусмотрен максимум возможного комфорта. Имеется кондиционер, работает вентиляционная система, есть кислородное оборудование и спецкостюмы пилотам при полетах на больших высотах. Для лучшей безопасности кабина оснащена козырьком, уменьшающим последствия в случае столкновений с птицами. Также имеются аварийные средства, позволяющие покинуть машину в экстремально опасной для жизни ситуации на любой высоте (катапультная система с креслами К-93).
УТС-800 предназначен для летных училищ, аэроклубов, различных центров, занимающихся подготовкой начинающих пилотов.
При этом в плане техобслуживания у машины из Екатеринбурга есть свои преимущества перед Як-152. В первую очередь, это двигатель – на машине КБ Яковлева установлен зарубежный дизель RED A03 V12 производства ФРГ (RED Aircraft GmbH) В РФ пока недостаточно опыта техобслуживания подобных авиамоторов. Да и импортозамещение не отменялось. Поэтому на данном этапе Як-152, разрабатываемый с начала 2000-х, всего лишь частый гость всевозможных авиашоу. Но кто победит в конкурсе, покажет время.
Последний проект разрабатывается Уральским авиазаводом – УзГА. Данных о новом детище предприятия не так много. Известно, что машина в принципе отличается от творения КБ Яковлева: на УТС-800 установлен турбовинтовой двигатель ВК-800ПС, сделанный компанией «ОДК-Климов».
Конкурент УТС Як-152. Фото: YouTube.com[/sizer]
Машина предназначена для обучения летного состава простому и усложненному пилотажу на высотах 1000-8000 м. Самолет может взлетать и садиться на неподготовленные ВПП с грунтовым покрытием.
Конструкция
Машина заправляется двумя типами горючего: для продолжительных перелетов или тренировок по выполнению пилотажных фигур. Самолет комплектуется двигателем, максимальная мощность которого при взлете составляет 806 «лошадей». Тягу вперед обеспечивает четырехлопастный винт российского производства АВ-410П (возможен и 5-лопастный вариант: окончательное решение пока не принято). Применение российского силового агрегата гарантирует сравнительно невысокую стоимость летного часа.
Не исключено, что количество лопастей уменьшат до четырех. Фото: YouTube.com[/sizer]
Все главные системы воздушного судна зарезервированы. Компоновка самолета в плане аэродинамики сделана с учетом предсказуемости реакции летательного аппарата на возможные ошибки обучаемого пилота. Планер машины сделан из российских композитов, что гарантирует эффективную эксплуатацию в плане массы и экономии горючего, а также длительный ресурс конструкции.
Безопасность
Например, в случае выхода машины на критический угол атаки возникает предупреждающая тряска. Также предусмотрен вход и выход из штопора без фатальных последствий. Для удобного и простого маневрирования по аэродрому тормозная система по каждому колесу – раздельная, а передняя стойка шасси – управляемая. Еще машина оснащена ограничивающим щитком, который вступает в работу автоматически, если превышена критическая скорость. Имеющаяся на борту система пожаротушения гарантирует своевременное получение информации о возгорании как в моторном, так и иных отсеках УТС-800.
Кабина
Для экипажа предусмотрен максимум возможного комфорта. Имеется кондиционер, работает вентиляционная система, есть кислородное оборудование и спецкостюмы пилотам при полетах на больших высотах. Для лучшей безопасности кабина оснащена козырьком, уменьшающим последствия в случае столкновений с птицами. Также имеются аварийные средства, позволяющие покинуть машину в экстремально опасной для жизни ситуации на любой высоте (катапультная система с креслами К-93).
На выставке любой желающий может посидеть в кабине УТС. Фото: YouTube.com[/sizer]
Все управление дублировано для удобства обучения: инструктор держит под контролем действия курсанта. В ходе тренировочных полетов возможна имитация отказа двигателя, БРЭО и иных систем самолета. Навигационное оборудование машины позволяет обучать курсантов полетам в сложных метеорологических условиях.
УТС-800 предназначен для летных училищ, аэроклубов, различных центров, занимающихся подготовкой начинающих пилотов.
УТС-800 готовят к демонстрации на выставке «Армия-2021». Фото: YouTube.com[/sizer]
При этом в плане техобслуживания у машины из Екатеринбурга есть свои преимущества перед Як-152. В первую очередь, это двигатель – на машине КБ Яковлева установлен зарубежный дизель RED A03 V12 производства ФРГ (RED Aircraft GmbH) В РФ пока недостаточно опыта техобслуживания подобных авиамоторов. Да и импортозамещение не отменялось. Поэтому на данном этапе Як-152, разрабатываемый с начала 2000-х, всего лишь частый гость всевозможных авиашоу. Но кто победит в конкурсе, покажет время.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....