Последний проект разрабатывается Уральским авиазаводом – УзГА. Данных о новом детище предприятия не так много. Известно, что машина в принципе отличается от творения КБ Яковлева: на УТС-800 установлен турбовинтовой двигатель ВК-800ПС, сделанный компанией «ОДК-Климов».
Конкурент УТС Як-152. Фото: YouTube.com[/sizer]
Машина предназначена для обучения летного состава простому и усложненному пилотажу на высотах 1000-8000 м. Самолет может взлетать и садиться на неподготовленные ВПП с грунтовым покрытием.
Конструкция
Машина заправляется двумя типами горючего: для продолжительных перелетов или тренировок по выполнению пилотажных фигур. Самолет комплектуется двигателем, максимальная мощность которого при взлете составляет 806 «лошадей». Тягу вперед обеспечивает четырехлопастный винт российского производства АВ-410П (возможен и 5-лопастный вариант: окончательное решение пока не принято). Применение российского силового агрегата гарантирует сравнительно невысокую стоимость летного часа.
Не исключено, что количество лопастей уменьшат до четырех. Фото: YouTube.com[/sizer]
Все главные системы воздушного судна зарезервированы. Компоновка самолета в плане аэродинамики сделана с учетом предсказуемости реакции летательного аппарата на возможные ошибки обучаемого пилота. Планер машины сделан из российских композитов, что гарантирует эффективную эксплуатацию в плане массы и экономии горючего, а также длительный ресурс конструкции.
Безопасность
Например, в случае выхода машины на критический угол атаки возникает предупреждающая тряска. Также предусмотрен вход и выход из штопора без фатальных последствий. Для удобного и простого маневрирования по аэродрому тормозная система по каждому колесу – раздельная, а передняя стойка шасси – управляемая. Еще машина оснащена ограничивающим щитком, который вступает в работу автоматически, если превышена критическая скорость. Имеющаяся на борту система пожаротушения гарантирует своевременное получение информации о возгорании как в моторном, так и иных отсеках УТС-800.
Кабина
Для экипажа предусмотрен максимум возможного комфорта. Имеется кондиционер, работает вентиляционная система, есть кислородное оборудование и спецкостюмы пилотам при полетах на больших высотах. Для лучшей безопасности кабина оснащена козырьком, уменьшающим последствия в случае столкновений с птицами. Также имеются аварийные средства, позволяющие покинуть машину в экстремально опасной для жизни ситуации на любой высоте (катапультная система с креслами К-93).
На выставке любой желающий может посидеть в кабине УТС. Фото: YouTube.com[/sizer]
Все управление дублировано для удобства обучения: инструктор держит под контролем действия курсанта. В ходе тренировочных полетов возможна имитация отказа двигателя, БРЭО и иных систем самолета. Навигационное оборудование машины позволяет обучать курсантов полетам в сложных метеорологических условиях.
УТС-800 предназначен для летных училищ, аэроклубов, различных центров, занимающихся подготовкой начинающих пилотов.
УТС-800 готовят к демонстрации на выставке «Армия-2021». Фото: YouTube.com[/sizer]
При этом в плане техобслуживания у машины из Екатеринбурга есть свои преимущества перед Як-152. В первую очередь, это двигатель – на машине КБ Яковлева установлен зарубежный дизель RED A03 V12 производства ФРГ (RED Aircraft GmbH) В РФ пока недостаточно опыта техобслуживания подобных авиамоторов. Да и импортозамещение не отменялось. Поэтому на данном этапе Як-152, разрабатываемый с начала 2000-х, всего лишь частый гость всевозможных авиашоу. Но кто победит в конкурсе, покажет время.