Спецзаправщик для испытуемых советских лимузинов – ЗИЛ-113г «Чебурашка»
У многих народов есть поговорки вроде того, что тот, кто не знает точно, придумывает свое объяснение. В советское время под грифом секретности находилось слишком много информации об объектах, разработках и т. д. Поэтому советские люди и придумывали самые невероятные объяснения тому, что от них пытались скрывать.
К примеру, необычный автомобиль, о котором мы поговорим сегодня, мог удивить и нынешних искушенных зрителей. Ведь ролики на youtube, в которых 600-сильный ЗИЛ развивает немыслимую скорость и показывает невероятные ходовые качества, собирают сотни тысяч просмотров. А как бы подобная техника смотрелась пять-шесть десятилетий назад? Ясное дело, что это было бы что-то из области фантастики.
Но похожая конструкция мощного спецавтомобиля, полученного симбиозом грузовика и бронированного лимузина, на самом деле существовала в СССР. И даже не в одном экземпляре. Эти суперкары имели очень важное государственное значение, поэтому постоянно находились под грифом «строго секретно». Ну а те, кто имел отношение к их разработке, условиям эксплуатации и предназначению, были под колпаком подписанного им документа «о неразглашении». Сейчас это может показаться смешным, но в те времена все было по-серьезному, и за нарушение можно было схлопотать реальный тюремный срок.
Именно по вышеназванной причине немногие посвященные держали рот на замке, а те, кто просто видел автомобиль в деле, строили свои, порой самые фантастические, догадки. Одни говорили, что это – транспорт для коммуникации в подземных бункерах, оборудованных для высших чинов советской страны на случай начала ядерной войны (видимо, на такие размышления наводили маленькие колеса «недогрузовика»).
Не удивительно, ведь в то время отличительной чертой любого грузового автомобиля являлись огромные и широкие колеса, позволявшие ему уверенно чувствовать себя на любом бездорожье, которого хватало на необъятных просторах страны.
Те же, кому такая версия казалась надуманной, предлагали что-то более приземленного. Как, например, испытание новой бронемашины, «упакованной» в такую дивную обертку. Или спецавтомобиль для транспортировки группы спецназа. Выдвигались даже версии подготовки транспорта для участия в необычных гонках. В общем, версий множество – выбирай любую. Но все они оказались слишком далекими от истины.
Да, лимузины, на которых ездили члены правительства (позже их так и называли – «членовозы»), не просто представляли советскую страну. Часто они транслировали по телевидению, где за процессом наблюдали сотни миллионов людей в разных странах. Представляете, какой случился бы конфуз, если бы величественный автомобиль просто заглох во время одного из приемов?! Такого никто не мог допустить, поэтому транспорт со специальными силовыми агрегатами под капотом проходил самые тщательные испытания перед отправкой к пользователям.
Они проходили на спецполигонах и дорогах общего пользования, где имелись немалые сложности со стационарными заправками. Поэтому требовался особый автомобиль – заправщик тестируемой правительственной техники. Вот только для корректного использования такого транспорта, он должен был соответствовать скоростных характеристикам испытуемых лимузинов. А, как вы сами понимаете, речь шла о немыслимых для того времени цифрах – 150 км/ч!
Ясное дело, что обычный грузовик-заправщик мог выдать от силы половину желаемого показателя. Сотрудничать с таким «медляком» было, мягко говоря, очень неудобно. Поэтому перед советскими конструкторами поставили задачу сварганить что-то способное выполнять поставленные задачи и при этом разгоняться до нужных показателей. Все это включало ряд требований:
✅ грузовая платформа с достаточным запасом горючего
✅ возможность разгоняться до 170 км/ч
✅ надежная и устойчивая конструкция
Все вышеуказанные требования и пожелания инженеры смогли воплотить в спецтранспорте, получившем название ЗИЛ-113г. Теперь сотрудники конструкторских лабораторий могли с облегчением вздохнуть. Больше не будет случаев, когда заправщик оставался далеко за горизонтом, а испытуемый автомобиль вынужден был долго ожидать подачи топлива. Но это был не первый опыт.
В такой ситуации когда имелся заметный перерыв в движении, результаты испытаний могли стать не информативными. Шустрая новинка – предшественник «сто тринадцатого» сняла эти вопросы с повестки дня. Теперь А-72 в емкостях быстро подвозился к будущим элементам правительственного кортежа. Его конструкции изготовили, используя различные элементы:
✅ шасси – от бронированного ЗИС-115
✅ кабина – от ЗИЛ-157
✅ укороченная платформа с откидным бортом
✅ максимальная скорость – 120 км/ч
Но к началу 80-х первый спецзаправщик немного устарел и нуждался в более современном преемнике. Конструкторы, как и прежде, пошли по проторенной дорожке. Они не стали моделировать что-то новое, изготавливать чертежи и проводить согласования. Вопрос решали, как и прежде, из подручных средств:
✅ базовая модель – ЗИЛ-114
✅ кабина – от армейского ЗИЛ-131
✅ двигатель мощностью 300 л. с
✅ рабочий объем – 7 л
Чтобы придать автомобилю лучшей аэродинамики и привлекательной внешности, его снабдили спойлером на крыше и бампером с клыками. Венчали конструкцию специальные противотуманные фары. Инженеры не остановились на достигнутом, а продолжали дорабатывать конструкцию спецзаправщика. Это позволило создать еще одну версию, с двигателем мощнее прежнего на 15 «лошадок» и автоматической трансмиссией.
Именно тогда и поползли по Москве слухи. Советские люди, пережившие сталинские репрессии и хрущевскую «оттепель», к времени застоя значительно осмелели. Уже не только ходили анекдоты о Брежневе, но и обсуждались многие запретные и секретные темы. Зеваки, сумевшие заглянуть в окошко спецзаправщика, оживленно делились со знакомыми своими догадками о назначении этого монстра (теми, о которых мы упоминали вначале). А посмотреть внутри было на что:
✅ кожаные сидения
✅ рулевая колонка с регулировкой положения
✅ особая «приборка» и музыкальная система
Общий вид дополняла бортовая платформа откидной конструкции. В воображении зевак это рисовало способ для быстрой перевозки группы спецназа. В условиях недостатка информации и милитаристской политики государства, такое объяснение могло показаться вполне реальным.
С наступлением горбачевской перестройки, многое в стране подверглось кардинальным переменам. Даже правительственные лимузины в 1988 году признали излишеством и пережитком тоталитарной эпохи. Поэтому, с исчезновением «членовозов», ЗИЛ-113г, прислуживавшие им, также оказались не у дел. Правда, оставалась небольшая надежда «воскреснуть» уже в другом качестве.
В новых реалиях 90-х малотоннажные грузовики с маленькими колесами (для движения по асфальтированным улицам мегаполисов) вдруг стали очень востребованными. Правда, оригинальные «чебурашки» были слишком дорогими для серийного производства. Поэтому постарались, взяв за основу особенности их конструкции, сделать что-то новенькое. Так появился грузовой ЗИЛ-4305.
К примеру, необычный автомобиль, о котором мы поговорим сегодня, мог удивить и нынешних искушенных зрителей. Ведь ролики на youtube, в которых 600-сильный ЗИЛ развивает немыслимую скорость и показывает невероятные ходовые качества, собирают сотни тысяч просмотров. А как бы подобная техника смотрелась пять-шесть десятилетий назад? Ясное дело, что это было бы что-то из области фантастики.
Необычная для советского времени конструкция. Фото Константина Константинова
Но похожая конструкция мощного спецавтомобиля, полученного симбиозом грузовика и бронированного лимузина, на самом деле существовала в СССР. И даже не в одном экземпляре. Эти суперкары имели очень важное государственное значение, поэтому постоянно находились под грифом «строго секретно». Ну а те, кто имел отношение к их разработке, условиям эксплуатации и предназначению, были под колпаком подписанного им документа «о неразглашении». Сейчас это может показаться смешным, но в те времена все было по-серьезному, и за нарушение можно было схлопотать реальный тюремный срок.
Люди терялись в догадках
Именно по вышеназванной причине немногие посвященные держали рот на замке, а те, кто просто видел автомобиль в деле, строили свои, порой самые фантастические, догадки. Одни говорили, что это – транспорт для коммуникации в подземных бункерах, оборудованных для высших чинов советской страны на случай начала ядерной войны (видимо, на такие размышления наводили маленькие колеса «недогрузовика»).
Не удивительно, ведь в то время отличительной чертой любого грузового автомобиля являлись огромные и широкие колеса, позволявшие ему уверенно чувствовать себя на любом бездорожье, которого хватало на необъятных просторах страны.
Первый вариант спецтранспорта. Фото Максима Шелепенкова
Те же, кому такая версия казалась надуманной, предлагали что-то более приземленного. Как, например, испытание новой бронемашины, «упакованной» в такую дивную обертку. Или спецавтомобиль для транспортировки группы спецназа. Выдвигались даже версии подготовки транспорта для участия в необычных гонках. В общем, версий множество – выбирай любую. Но все они оказались слишком далекими от истины.
Членам правительства и самым высоким чиновникам СССР полагался спецтранспорт – лимузины. Но они также нуждались в проведении предварительных испытаний. Аппетиты у транспорта были немалые, поэтому требовался дозаправщик с подходящими скоростными свойствами. Им и стал необычный «чебурашка» – ЗИЛ 113г.
Да, лимузины, на которых ездили члены правительства (позже их так и называли – «членовозы»), не просто представляли советскую страну. Часто они транслировали по телевидению, где за процессом наблюдали сотни миллионов людей в разных странах. Представляете, какой случился бы конфуз, если бы величественный автомобиль просто заглох во время одного из приемов?! Такого никто не мог допустить, поэтому транспорт со специальными силовыми агрегатами под капотом проходил самые тщательные испытания перед отправкой к пользователям.
Они проходили на спецполигонах и дорогах общего пользования, где имелись немалые сложности со стационарными заправками. Поэтому требовался особый автомобиль – заправщик тестируемой правительственной техники. Вот только для корректного использования такого транспорта, он должен был соответствовать скоростных характеристикам испытуемых лимузинов. А, как вы сами понимаете, речь шла о немыслимых для того времени цифрах – 150 км/ч!
Под тентом могло прятаться что угодно. Архивное фото
Ясное дело, что обычный грузовик-заправщик мог выдать от силы половину желаемого показателя. Сотрудничать с таким «медляком» было, мягко говоря, очень неудобно. Поэтому перед советскими конструкторами поставили задачу сварганить что-то способное выполнять поставленные задачи и при этом разгоняться до нужных показателей. Все это включало ряд требований:
✅ грузовая платформа с достаточным запасом горючего
✅ возможность разгоняться до 170 км/ч
✅ надежная и устойчивая конструкция
Все вышеуказанные требования и пожелания инженеры смогли воплотить в спецтранспорте, получившем название ЗИЛ-113г. Теперь сотрудники конструкторских лабораторий могли с облегчением вздохнуть. Больше не будет случаев, когда заправщик оставался далеко за горизонтом, а испытуемый автомобиль вынужден был долго ожидать подачи топлива. Но это был не первый опыт.
В такой ситуации когда имелся заметный перерыв в движении, результаты испытаний могли стать не информативными. Шустрая новинка – предшественник «сто тринадцатого» сняла эти вопросы с повестки дня. Теперь А-72 в емкостях быстро подвозился к будущим элементам правительственного кортежа. Его конструкции изготовили, используя различные элементы:
✅ шасси – от бронированного ЗИС-115
✅ кабина – от ЗИЛ-157
✅ укороченная платформа с откидным бортом
✅ максимальная скорость – 120 км/ч
Но к началу 80-х первый спецзаправщик немного устарел и нуждался в более современном преемнике. Конструкторы, как и прежде, пошли по проторенной дорожке. Они не стали моделировать что-то новое, изготавливать чертежи и проводить согласования. Вопрос решали, как и прежде, из подручных средств:
✅ базовая модель – ЗИЛ-114
✅ кабина – от армейского ЗИЛ-131
✅ двигатель мощностью 300 л. с
✅ рабочий объем – 7 л
Чтобы придать автомобилю лучшей аэродинамики и привлекательной внешности, его снабдили спойлером на крыше и бампером с клыками. Венчали конструкцию специальные противотуманные фары. Инженеры не остановились на достигнутом, а продолжали дорабатывать конструкцию спецзаправщика. Это позволило создать еще одну версию, с двигателем мощнее прежнего на 15 «лошадок» и автоматической трансмиссией.
ЗИЛ-114, выступивший как базовая модель. Фото: youtube.com
Именно тогда и поползли по Москве слухи. Советские люди, пережившие сталинские репрессии и хрущевскую «оттепель», к времени застоя значительно осмелели. Уже не только ходили анекдоты о Брежневе, но и обсуждались многие запретные и секретные темы. Зеваки, сумевшие заглянуть в окошко спецзаправщика, оживленно делились со знакомыми своими догадками о назначении этого монстра (теми, о которых мы упоминали вначале). А посмотреть внутри было на что:
✅ кожаные сидения
✅ рулевая колонка с регулировкой положения
✅ особая «приборка» и музыкальная система
Общий вид дополняла бортовая платформа откидной конструкции. В воображении зевак это рисовало способ для быстрой перевозки группы спецназа. В условиях недостатка информации и милитаристской политики государства, такое объяснение могло показаться вполне реальным.
Современные последователи «Чебурашки»
С наступлением горбачевской перестройки, многое в стране подверглось кардинальным переменам. Даже правительственные лимузины в 1988 году признали излишеством и пережитком тоталитарной эпохи. Поэтому, с исчезновением «членовозов», ЗИЛ-113г, прислуживавшие им, также оказались не у дел. Правда, оставалась небольшая надежда «воскреснуть» уже в другом качестве.
В новых реалиях 90-х малотоннажные грузовики с маленькими колесами (для движения по асфальтированным улицам мегаполисов) вдруг стали очень востребованными. Правда, оригинальные «чебурашки» были слишком дорогими для серийного производства. Поэтому постарались, взяв за основу особенности их конструкции, сделать что-то новенькое. Так появился грузовой ЗИЛ-4305.
- Иван Гончаров
- youtube.com, архивные фото, фото Максима Шелепенкова, Константина Константинова
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...