
Спецзаправщик для испытуемых советских лимузинов – ЗИЛ-113г «Чебурашка»
У многих народов есть поговорки вроде того, что тот, кто не знает точно, придумывает свое объяснение. В советское время под грифом секретности находилось слишком много информации об объектах, разработках и т. д. Поэтому советские люди и придумывали самые невероятные объяснения тому, что от них пытались скрывать.
К примеру, необычный автомобиль, о котором мы поговорим сегодня, мог удивить и нынешних искушенных зрителей. Ведь ролики на youtube, в которых 600-сильный ЗИЛ развивает немыслимую скорость и показывает невероятные ходовые качества, собирают сотни тысяч просмотров. А как бы подобная техника смотрелась пять-шесть десятилетий назад? Ясное дело, что это было бы что-то из области фантастики.
Необычная для советского времени конструкция. Фото Константина Константинова
Но похожая конструкция мощного спецавтомобиля, полученного симбиозом грузовика и бронированного лимузина, на самом деле существовала в СССР. И даже не в одном экземпляре. Эти суперкары имели очень важное государственное значение, поэтому постоянно находились под грифом «строго секретно». Ну а те, кто имел отношение к их разработке, условиям эксплуатации и предназначению, были под колпаком подписанного им документа «о неразглашении». Сейчас это может показаться смешным, но в те времена все было по-серьезному, и за нарушение можно было схлопотать реальный тюремный срок.
Именно по вышеназванной причине немногие посвященные держали рот на замке, а те, кто просто видел автомобиль в деле, строили свои, порой самые фантастические, догадки. Одни говорили, что это – транспорт для коммуникации в подземных бункерах, оборудованных для высших чинов советской страны на случай начала ядерной войны (видимо, на такие размышления наводили маленькие колеса «недогрузовика»).
Не удивительно, ведь в то время отличительной чертой любого грузового автомобиля являлись огромные и широкие колеса, позволявшие ему уверенно чувствовать себя на любом бездорожье, которого хватало на необъятных просторах страны.
Первый вариант спецтранспорта. Фото Максима Шелепенкова
Те же, кому такая версия казалась надуманной, предлагали что-то более приземленного. Как, например, испытание новой бронемашины, «упакованной» в такую дивную обертку. Или спецавтомобиль для транспортировки группы спецназа. Выдвигались даже версии подготовки транспорта для участия в необычных гонках. В общем, версий множество – выбирай любую. Но все они оказались слишком далекими от истины.
Да, лимузины, на которых ездили члены правительства (позже их так и называли – «членовозы»), не просто представляли советскую страну. Часто они транслировали по телевидению, где за процессом наблюдали сотни миллионов людей в разных странах. Представляете, какой случился бы конфуз, если бы величественный автомобиль просто заглох во время одного из приемов?! Такого никто не мог допустить, поэтому транспорт со специальными силовыми агрегатами под капотом проходил самые тщательные испытания перед отправкой к пользователям.
Они проходили на спецполигонах и дорогах общего пользования, где имелись немалые сложности со стационарными заправками. Поэтому требовался особый автомобиль – заправщик тестируемой правительственной техники. Вот только для корректного использования такого транспорта, он должен был соответствовать скоростных характеристикам испытуемых лимузинов. А, как вы сами понимаете, речь шла о немыслимых для того времени цифрах – 150 км/ч!
Под тентом могло прятаться что угодно. Архивное фото
Ясное дело, что обычный грузовик-заправщик мог выдать от силы половину желаемого показателя. Сотрудничать с таким «медляком» было, мягко говоря, очень неудобно. Поэтому перед советскими конструкторами поставили задачу сварганить что-то способное выполнять поставленные задачи и при этом разгоняться до нужных показателей. Все это включало ряд требований:
✅ грузовая платформа с достаточным запасом горючего
✅ возможность разгоняться до 170 км/ч
✅ надежная и устойчивая конструкция
Все вышеуказанные требования и пожелания инженеры смогли воплотить в спецтранспорте, получившем название ЗИЛ-113г. Теперь сотрудники конструкторских лабораторий могли с облегчением вздохнуть. Больше не будет случаев, когда заправщик оставался далеко за горизонтом, а испытуемый автомобиль вынужден был долго ожидать подачи топлива. Но это был не первый опыт.
В такой ситуации когда имелся заметный перерыв в движении, результаты испытаний могли стать не информативными. Шустрая новинка – предшественник «сто тринадцатого» сняла эти вопросы с повестки дня. Теперь А-72 в емкостях быстро подвозился к будущим элементам правительственного кортежа. Его конструкции изготовили, используя различные элементы:
✅ шасси – от бронированного ЗИС-115
✅ кабина – от ЗИЛ-157
✅ укороченная платформа с откидным бортом
✅ максимальная скорость – 120 км/ч
Но к началу 80-х первый спецзаправщик немного устарел и нуждался в более современном преемнике. Конструкторы, как и прежде, пошли по проторенной дорожке. Они не стали моделировать что-то новое, изготавливать чертежи и проводить согласования. Вопрос решали, как и прежде, из подручных средств:
✅ базовая модель – ЗИЛ-114
✅ кабина – от армейского ЗИЛ-131
✅ двигатель мощностью 300 л. с
✅ рабочий объем – 7 л
Чтобы придать автомобилю лучшей аэродинамики и привлекательной внешности, его снабдили спойлером на крыше и бампером с клыками. Венчали конструкцию специальные противотуманные фары. Инженеры не остановились на достигнутом, а продолжали дорабатывать конструкцию спецзаправщика. Это позволило создать еще одну версию, с двигателем мощнее прежнего на 15 «лошадок» и автоматической трансмиссией.
ЗИЛ-114, выступивший как базовая модель. Фото: youtube.com
Именно тогда и поползли по Москве слухи. Советские люди, пережившие сталинские репрессии и хрущевскую «оттепель», к времени застоя значительно осмелели. Уже не только ходили анекдоты о Брежневе, но и обсуждались многие запретные и секретные темы. Зеваки, сумевшие заглянуть в окошко спецзаправщика, оживленно делились со знакомыми своими догадками о назначении этого монстра (теми, о которых мы упоминали вначале). А посмотреть внутри было на что:
✅ кожаные сидения
✅ рулевая колонка с регулировкой положения
✅ особая «приборка» и музыкальная система
Общий вид дополняла бортовая платформа откидной конструкции. В воображении зевак это рисовало способ для быстрой перевозки группы спецназа. В условиях недостатка информации и милитаристской политики государства, такое объяснение могло показаться вполне реальным.
С наступлением горбачевской перестройки, многое в стране подверглось кардинальным переменам. Даже правительственные лимузины в 1988 году признали излишеством и пережитком тоталитарной эпохи. Поэтому, с исчезновением «членовозов», ЗИЛ-113г, прислуживавшие им, также оказались не у дел. Правда, оставалась небольшая надежда «воскреснуть» уже в другом качестве.
В новых реалиях 90-х малотоннажные грузовики с маленькими колесами (для движения по асфальтированным улицам мегаполисов) вдруг стали очень востребованными. Правда, оригинальные «чебурашки» были слишком дорогими для серийного производства. Поэтому постарались, взяв за основу особенности их конструкции, сделать что-то новенькое. Так появился грузовой ЗИЛ-4305.
К примеру, необычный автомобиль, о котором мы поговорим сегодня, мог удивить и нынешних искушенных зрителей. Ведь ролики на youtube, в которых 600-сильный ЗИЛ развивает немыслимую скорость и показывает невероятные ходовые качества, собирают сотни тысяч просмотров. А как бы подобная техника смотрелась пять-шесть десятилетий назад? Ясное дело, что это было бы что-то из области фантастики.

Но похожая конструкция мощного спецавтомобиля, полученного симбиозом грузовика и бронированного лимузина, на самом деле существовала в СССР. И даже не в одном экземпляре. Эти суперкары имели очень важное государственное значение, поэтому постоянно находились под грифом «строго секретно». Ну а те, кто имел отношение к их разработке, условиям эксплуатации и предназначению, были под колпаком подписанного им документа «о неразглашении». Сейчас это может показаться смешным, но в те времена все было по-серьезному, и за нарушение можно было схлопотать реальный тюремный срок.
Люди терялись в догадках
Именно по вышеназванной причине немногие посвященные держали рот на замке, а те, кто просто видел автомобиль в деле, строили свои, порой самые фантастические, догадки. Одни говорили, что это – транспорт для коммуникации в подземных бункерах, оборудованных для высших чинов советской страны на случай начала ядерной войны (видимо, на такие размышления наводили маленькие колеса «недогрузовика»).
Не удивительно, ведь в то время отличительной чертой любого грузового автомобиля являлись огромные и широкие колеса, позволявшие ему уверенно чувствовать себя на любом бездорожье, которого хватало на необъятных просторах страны.

Те же, кому такая версия казалась надуманной, предлагали что-то более приземленного. Как, например, испытание новой бронемашины, «упакованной» в такую дивную обертку. Или спецавтомобиль для транспортировки группы спецназа. Выдвигались даже версии подготовки транспорта для участия в необычных гонках. В общем, версий множество – выбирай любую. Но все они оказались слишком далекими от истины.
Членам правительства и самым высоким чиновникам СССР полагался спецтранспорт – лимузины. Но они также нуждались в проведении предварительных испытаний. Аппетиты у транспорта были немалые, поэтому требовался дозаправщик с подходящими скоростными свойствами. Им и стал необычный «чебурашка» – ЗИЛ 113г.
Да, лимузины, на которых ездили члены правительства (позже их так и называли – «членовозы»), не просто представляли советскую страну. Часто они транслировали по телевидению, где за процессом наблюдали сотни миллионов людей в разных странах. Представляете, какой случился бы конфуз, если бы величественный автомобиль просто заглох во время одного из приемов?! Такого никто не мог допустить, поэтому транспорт со специальными силовыми агрегатами под капотом проходил самые тщательные испытания перед отправкой к пользователям.
Они проходили на спецполигонах и дорогах общего пользования, где имелись немалые сложности со стационарными заправками. Поэтому требовался особый автомобиль – заправщик тестируемой правительственной техники. Вот только для корректного использования такого транспорта, он должен был соответствовать скоростных характеристикам испытуемых лимузинов. А, как вы сами понимаете, речь шла о немыслимых для того времени цифрах – 150 км/ч!

Ясное дело, что обычный грузовик-заправщик мог выдать от силы половину желаемого показателя. Сотрудничать с таким «медляком» было, мягко говоря, очень неудобно. Поэтому перед советскими конструкторами поставили задачу сварганить что-то способное выполнять поставленные задачи и при этом разгоняться до нужных показателей. Все это включало ряд требований:
✅ грузовая платформа с достаточным запасом горючего
✅ возможность разгоняться до 170 км/ч
✅ надежная и устойчивая конструкция
Все вышеуказанные требования и пожелания инженеры смогли воплотить в спецтранспорте, получившем название ЗИЛ-113г. Теперь сотрудники конструкторских лабораторий могли с облегчением вздохнуть. Больше не будет случаев, когда заправщик оставался далеко за горизонтом, а испытуемый автомобиль вынужден был долго ожидать подачи топлива. Но это был не первый опыт.
В такой ситуации когда имелся заметный перерыв в движении, результаты испытаний могли стать не информативными. Шустрая новинка – предшественник «сто тринадцатого» сняла эти вопросы с повестки дня. Теперь А-72 в емкостях быстро подвозился к будущим элементам правительственного кортежа. Его конструкции изготовили, используя различные элементы:
✅ шасси – от бронированного ЗИС-115
✅ кабина – от ЗИЛ-157
✅ укороченная платформа с откидным бортом
✅ максимальная скорость – 120 км/ч
Но к началу 80-х первый спецзаправщик немного устарел и нуждался в более современном преемнике. Конструкторы, как и прежде, пошли по проторенной дорожке. Они не стали моделировать что-то новое, изготавливать чертежи и проводить согласования. Вопрос решали, как и прежде, из подручных средств:
✅ базовая модель – ЗИЛ-114
✅ кабина – от армейского ЗИЛ-131
✅ двигатель мощностью 300 л. с
✅ рабочий объем – 7 л
Чтобы придать автомобилю лучшей аэродинамики и привлекательной внешности, его снабдили спойлером на крыше и бампером с клыками. Венчали конструкцию специальные противотуманные фары. Инженеры не остановились на достигнутом, а продолжали дорабатывать конструкцию спецзаправщика. Это позволило создать еще одну версию, с двигателем мощнее прежнего на 15 «лошадок» и автоматической трансмиссией.

Именно тогда и поползли по Москве слухи. Советские люди, пережившие сталинские репрессии и хрущевскую «оттепель», к времени застоя значительно осмелели. Уже не только ходили анекдоты о Брежневе, но и обсуждались многие запретные и секретные темы. Зеваки, сумевшие заглянуть в окошко спецзаправщика, оживленно делились со знакомыми своими догадками о назначении этого монстра (теми, о которых мы упоминали вначале). А посмотреть внутри было на что:
✅ кожаные сидения
✅ рулевая колонка с регулировкой положения
✅ особая «приборка» и музыкальная система
Общий вид дополняла бортовая платформа откидной конструкции. В воображении зевак это рисовало способ для быстрой перевозки группы спецназа. В условиях недостатка информации и милитаристской политики государства, такое объяснение могло показаться вполне реальным.
Современные последователи «Чебурашки»
С наступлением горбачевской перестройки, многое в стране подверглось кардинальным переменам. Даже правительственные лимузины в 1988 году признали излишеством и пережитком тоталитарной эпохи. Поэтому, с исчезновением «членовозов», ЗИЛ-113г, прислуживавшие им, также оказались не у дел. Правда, оставалась небольшая надежда «воскреснуть» уже в другом качестве.
В новых реалиях 90-х малотоннажные грузовики с маленькими колесами (для движения по асфальтированным улицам мегаполисов) вдруг стали очень востребованными. Правда, оригинальные «чебурашки» были слишком дорогими для серийного производства. Поэтому постарались, взяв за основу особенности их конструкции, сделать что-то новенькое. Так появился грузовой ЗИЛ-4305.
- Иван Гончаров
- youtube.com, архивные фото, фото Максима Шелепенкова, Константина Константинова
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....