К-710: от «Ильича» до «Станислава» – и все мимо
Отношение к этой супермашине, оставшейся в прошлом, двоякое. Кто-то, ностальгируя, вспоминает ее с теплотой, другие считают мощный трактор никчемным экспериментом. Однако К-710 реально существовал, правда, всего лишь в пяти экземплярах: в серию он так и не пошел. Но почему и зачем тогда он появился?
Ближе к концу 1959-го года Никита Хрущев отправился с визитом в США, где встречался с президентом Эйзенхауэром. В Америке генсеку продемонстрировали ее гордость – заводы компании John Deere, которая и сегодня является одним из ведущих производителей сельхозтехники. Никите Сергеевичу продемонстрировали модель 8010 Goliath с впечатляющим на то время движком в 215 «лошадей».
Вернувшись домой, Хрущев инициировал разработку схожего по характеристикам трактора. Такая машина могла бы хорошо помочь восстановлению пострадавшего в годы войны сельскому хозяйству, не говоря уже о казахстанской целине.
Руководить работами назначили Жозефа Котина, являвшегося главным конструктором Кировского завода. Это его «перу» принадлежат такие успешные военные проекты, как танки ИС и КВ. Поэтому неудивительно, что в будущем предполагалось: трактор К-710 станет машиной двойного назначения. В случае войны агрегат сможет выступать в роли тягача для транспортировки ракет, артиллерийских установок, в мирное время – обрабатывать землю.
Изначально хотели изучить тот самый, показанные Хрущеву John Deere, чтобы на его основе сделать что-то свое. Но увы: к этому времени отношения с Америкой ухудшились и пришлось купить похожий трактор в Швеции: одну из наиболее мощных моделей компании Wagner. Именно эту конструкцию и взяли за основу будущего сверхмощного советского трактора. Однако инженерные идеи, воплощенные в серийном К-700 тоже не были забыты.
Партия новых машин вышла к 110-летнему юбилею Владимира Ленина. Поэтому монстр и получил собственное имя «Ильич».
Эта колесная махина предназначалась для выполнения практически любых сельскохозяйственных работ, а также транспортировки крупных прицепов, сельхозагрегатов. Для использования последних был предусмотрен трехточечный маятниковый подвесной механизм.
Общая конструкция имела отличия от «классической кировской». В основе К-710 – две полурамы, сочлененные между собой посредством шарниров. Повороты и маневрирование трактора осуществлялось именно за счет этого механизма. Все просто: поворачивались не колеса, а полурамы. Точно такая же система успешно использовалась на другом широко распространенном серийном тракторе Т-150К.
В передней части К-710 устанавливался дизельный турбированный двенадцатицилиндровый агрегат ЯМЗ-8403, выдававший 500 «лошадей». Движок заводился из кабины с помощью электрического стартера – никаких «пускачей» не предусматривалось!
В сильные морозы для старта мотора использовалась электро-факельная система, плюс предпусковой обогреватель. Мотор был настолько мощным и, соответственно, габаритным, что подъем капота осуществлялся через газонаполненные цилиндры. Другие технические данные «Ильича»:
✅ мощность и объем силового агрегата – 500 «лошадей» и 25,86 л
✅ крутящий момент – до 2744 Н*м
✅ средний расход горючего – до 70 л за час работы
✅ вес двигателя – 2,05 т
✅ давление на грунт – не более 0,8 кг/кв. см
В отношении последнего параметра: для сравнения, человек массой в 100 кг давит на почву с усилием в 0,4 кг/кв. см. Если сравнивать производительность К-710 с К-700, то она оказалась выше в два раза. В свою очередь, серийный «Кировец» превосходил по этой характеристике любой иной трактор, как минимум, втрое.
В трансмиссию входила полужесткая муфта, механическая КПП на восемь скоростей с двумя режимами, ведущие мосты, плюс, карданные валы. Крутящий момент распределял межосевой дифференциал. На трактор устанавливалось сухое сцепление с пружинно-фрикционным демпфером. У машины оба моста – ведущие. Передний крепился к «своей» полураме через рессоры, задний – посредством специальных стремянок. В состав каждого моста входила главная и конечная передачи, плюс, дифференциал.
Первые «обувались» в шины низкого давления, при этом использовались разборные диски для облегчения монтажа скатов. Тормозная система – пневматическая, «ручник» – дисковый, устанавливался на фланце раздаточного вала КПП. Управление монстром осуществлялось с помощью гидравлики: распределитель и цилиндры, работая в паре, смещали полурамы в нужном направлении, которое «указывал» через руль тракторист.
Имеет цельнометаллическую конструкцию, зафиксированную посредством амортизирующих устройств на передней полураме, и рассчитана на двух человек.
При изготовлении кабины использовались термоизоляционные материалы. Предусмотрены системы вентилирования и обогрева, обеспечивавшие комфортный для тракториста микроклимат.
Оба сиденья – на рессорах с гидроамортизаторами, регулируются в зависимости от массы сидящего человека. И еще в этом тракторе была немыслимая для того времени опция – кондиционер!
В годовщину дня рождения Ленина (22.04.1980) трактору торжественно присвоили название «Ильич». Кстати: в этом «олимпийском» году с конвейера Кировского завода сошел 200-тысячный К-700 вместе с его модификациями. Да, «Ильич» в серию так и не пошел: слишком громоздкий, много потреблял топлива и дорогой. Однако технические решения, положенные в конструкцию машины, впоследствии были реализованы в модели К-701М, вставшей на конвейер в 1985-м. В этот же год из ворот Ленинградского завода вышел уже 300-тысячный экземпляр «Кировца».
В начале 2010-х мысль о супертаркторе вновь «посетила умы» инженеров машиностроительного завода теперь уже Санкт-Петербурга. Из ворот предприятия вышла опытная партия машин К-710С под именем «Станислав». По сравнению с предшественником, новинка получила балансир в рамной конструкции на подмоторном мосту. Особо разработчики гордились кабиной, оснащенной каркасом безопасности и кондиционером, входившим теперь в базовый вариант комплектации. К-710С оптимизировали по ширине, чтобы он мог спокойно передвигаться по дорогам общего пользования.
Также поставили другой – китайский силовой агрегат рядного типа CS11SB320, выдававший 320 «лошадей». Машина получила бак под горючее емкостью в 450 л. В перспективе передняя полурама рассчитывалась под движок до 600 л. с. Трактор мог работать не только с сельскохозяйственными, но и строительными навесками: например, ковшами разных типов, бульдозерными отвалами.
Уже целая эпоха миновала с момента «выезда в свет» К-710. Но до сих пор сельхозтракторов подобных «Ильичу», так и не было создано. Наиболее мощной машиной Петербургского завода «Кировец» является модель К-744Р4 с «мерседесовским» движком в 428 «лошадей». Правда, John Deere предлагает трактора серии 9R мощностью чуть более 500 «лошадей». А в РФ К-710 так и остался «непобежденным».
Ближе к концу 1959-го года Никита Хрущев отправился с визитом в США, где встречался с президентом Эйзенхауэром. В Америке генсеку продемонстрировали ее гордость – заводы компании John Deere, которая и сегодня является одним из ведущих производителей сельхозтехники. Никите Сергеевичу продемонстрировали модель 8010 Goliath с впечатляющим на то время движком в 215 «лошадей».
Тот самый John Deere 8410 в работе. Фото: YouTube.com
Вернувшись домой, Хрущев инициировал разработку схожего по характеристикам трактора. Такая машина могла бы хорошо помочь восстановлению пострадавшего в годы войны сельскому хозяйству, не говоря уже о казахстанской целине.
Как начинали создавать К-710
Руководить работами назначили Жозефа Котина, являвшегося главным конструктором Кировского завода. Это его «перу» принадлежат такие успешные военные проекты, как танки ИС и КВ. Поэтому неудивительно, что в будущем предполагалось: трактор К-710 станет машиной двойного назначения. В случае войны агрегат сможет выступать в роли тягача для транспортировки ракет, артиллерийских установок, в мирное время – обрабатывать землю.
По мощности советская машина превосходила западного конкурента. Архивное фото
Изначально хотели изучить тот самый, показанные Хрущеву John Deere, чтобы на его основе сделать что-то свое. Но увы: к этому времени отношения с Америкой ухудшились и пришлось купить похожий трактор в Швеции: одну из наиболее мощных моделей компании Wagner. Именно эту конструкцию и взяли за основу будущего сверхмощного советского трактора. Однако инженерные идеи, воплощенные в серийном К-700 тоже не были забыты.
Особенности конструкции
Партия новых машин вышла к 110-летнему юбилею Владимира Ленина. Поэтому монстр и получил собственное имя «Ильич».
Под аплодисменты машине дали «личный» буквенный индекс. Архивное фото
К-710 – первый в СССР трактор восьмого тягового класса.
Эта колесная махина предназначалась для выполнения практически любых сельскохозяйственных работ, а также транспортировки крупных прицепов, сельхозагрегатов. Для использования последних был предусмотрен трехточечный маятниковый подвесной механизм.
Общая конструкция имела отличия от «классической кировской». В основе К-710 – две полурамы, сочлененные между собой посредством шарниров. Повороты и маневрирование трактора осуществлялось именно за счет этого механизма. Все просто: поворачивались не колеса, а полурамы. Точно такая же система успешно использовалась на другом широко распространенном серийном тракторе Т-150К.
Двигатель
В передней части К-710 устанавливался дизельный турбированный двенадцатицилиндровый агрегат ЯМЗ-8403, выдававший 500 «лошадей». Движок заводился из кабины с помощью электрического стартера – никаких «пускачей» не предусматривалось!
Движок обеспечивал немыслимые для той поры 500 л. с. Архивное фото
В сильные морозы для старта мотора использовалась электро-факельная система, плюс предпусковой обогреватель. Мотор был настолько мощным и, соответственно, габаритным, что подъем капота осуществлялся через газонаполненные цилиндры. Другие технические данные «Ильича»:
✅ мощность и объем силового агрегата – 500 «лошадей» и 25,86 л
✅ крутящий момент – до 2744 Н*м
✅ средний расход горючего – до 70 л за час работы
✅ вес двигателя – 2,05 т
✅ давление на грунт – не более 0,8 кг/кв. см
В отношении последнего параметра: для сравнения, человек массой в 100 кг давит на почву с усилием в 0,4 кг/кв. см. Если сравнивать производительность К-710 с К-700, то она оказалась выше в два раза. В свою очередь, серийный «Кировец» превосходил по этой характеристике любой иной трактор, как минимум, втрое.
Другие системы К-710
В трансмиссию входила полужесткая муфта, механическая КПП на восемь скоростей с двумя режимами, ведущие мосты, плюс, карданные валы. Крутящий момент распределял межосевой дифференциал. На трактор устанавливалось сухое сцепление с пружинно-фрикционным демпфером. У машины оба моста – ведущие. Передний крепился к «своей» полураме через рессоры, задний – посредством специальных стремянок. В состав каждого моста входила главная и конечная передачи, плюс, дифференциал.
Колеса и тормоза
Первые «обувались» в шины низкого давления, при этом использовались разборные диски для облегчения монтажа скатов. Тормозная система – пневматическая, «ручник» – дисковый, устанавливался на фланце раздаточного вала КПП. Управление монстром осуществлялось с помощью гидравлики: распределитель и цилиндры, работая в паре, смещали полурамы в нужном направлении, которое «указывал» через руль тракторист.
Кабина
Имеет цельнометаллическую конструкцию, зафиксированную посредством амортизирующих устройств на передней полураме, и рассчитана на двух человек.
Впервые мировой общественности К-710 был продемонстрирован в 1968-м году на выставке, посвященной достижениям в области сельхозтехники (ФРГ). Тогда трактор получил золотую медаль. А в 1969-м на схожем мероприятии в Париже машина была признана самым мощным колесным трактором в мире.
При изготовлении кабины использовались термоизоляционные материалы. Предусмотрены системы вентилирования и обогрева, обеспечивавшие комфортный для тракториста микроклимат.
Для того времени кабина была довольно комфортной. Архивное фото
Оба сиденья – на рессорах с гидроамортизаторами, регулируются в зависимости от массы сидящего человека. И еще в этом тракторе была немыслимая для того времени опция – кондиционер!
А что в итоге?
В годовщину дня рождения Ленина (22.04.1980) трактору торжественно присвоили название «Ильич». Кстати: в этом «олимпийском» году с конвейера Кировского завода сошел 200-тысячный К-700 вместе с его модификациями. Да, «Ильич» в серию так и не пошел: слишком громоздкий, много потреблял топлива и дорогой. Однако технические решения, положенные в конструкцию машины, впоследствии были реализованы в модели К-701М, вставшей на конвейер в 1985-м. В этот же год из ворот Ленинградского завода вышел уже 300-тысячный экземпляр «Кировца».
«Станислав»
В начале 2010-х мысль о супертаркторе вновь «посетила умы» инженеров машиностроительного завода теперь уже Санкт-Петербурга. Из ворот предприятия вышла опытная партия машин К-710С под именем «Станислав». По сравнению с предшественником, новинка получила балансир в рамной конструкции на подмоторном мосту. Особо разработчики гордились кабиной, оснащенной каркасом безопасности и кондиционером, входившим теперь в базовый вариант комплектации. К-710С оптимизировали по ширине, чтобы он мог спокойно передвигаться по дорогам общего пользования.
«Станислав» К-704-4Р мощностью 400 л.с. можно купить и сегодня. Фото: YouTube.com
Также поставили другой – китайский силовой агрегат рядного типа CS11SB320, выдававший 320 «лошадей». Машина получила бак под горючее емкостью в 450 л. В перспективе передняя полурама рассчитывалась под движок до 600 л. с. Трактор мог работать не только с сельскохозяйственными, но и строительными навесками: например, ковшами разных типов, бульдозерными отвалами.
Резюме
Уже целая эпоха миновала с момента «выезда в свет» К-710. Но до сих пор сельхозтракторов подобных «Ильичу», так и не было создано. Наиболее мощной машиной Петербургского завода «Кировец» является модель К-744Р4 с «мерседесовским» движком в 428 «лошадей». Правда, John Deere предлагает трактора серии 9R мощностью чуть более 500 «лошадей». А в РФ К-710 так и остался «непобежденным».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....