К-710: от «Ильича» до «Станислава» – и все мимо
Отношение к этой супермашине, оставшейся в прошлом, двоякое. Кто-то, ностальгируя, вспоминает ее с теплотой, другие считают мощный трактор никчемным экспериментом. Однако К-710 реально существовал, правда, всего лишь в пяти экземплярах: в серию он так и не пошел. Но почему и зачем тогда он появился?
Ближе к концу 1959-го года Никита Хрущев отправился с визитом в США, где встречался с президентом Эйзенхауэром. В Америке генсеку продемонстрировали ее гордость – заводы компании John Deere, которая и сегодня является одним из ведущих производителей сельхозтехники. Никите Сергеевичу продемонстрировали модель 8010 Goliath с впечатляющим на то время движком в 215 «лошадей».
Вернувшись домой, Хрущев инициировал разработку схожего по характеристикам трактора. Такая машина могла бы хорошо помочь восстановлению пострадавшего в годы войны сельскому хозяйству, не говоря уже о казахстанской целине.
Руководить работами назначили Жозефа Котина, являвшегося главным конструктором Кировского завода. Это его «перу» принадлежат такие успешные военные проекты, как танки ИС и КВ. Поэтому неудивительно, что в будущем предполагалось: трактор К-710 станет машиной двойного назначения. В случае войны агрегат сможет выступать в роли тягача для транспортировки ракет, артиллерийских установок, в мирное время – обрабатывать землю.
Изначально хотели изучить тот самый, показанные Хрущеву John Deere, чтобы на его основе сделать что-то свое. Но увы: к этому времени отношения с Америкой ухудшились и пришлось купить похожий трактор в Швеции: одну из наиболее мощных моделей компании Wagner. Именно эту конструкцию и взяли за основу будущего сверхмощного советского трактора. Однако инженерные идеи, воплощенные в серийном К-700 тоже не были забыты.
Партия новых машин вышла к 110-летнему юбилею Владимира Ленина. Поэтому монстр и получил собственное имя «Ильич».
Эта колесная махина предназначалась для выполнения практически любых сельскохозяйственных работ, а также транспортировки крупных прицепов, сельхозагрегатов. Для использования последних был предусмотрен трехточечный маятниковый подвесной механизм.
Общая конструкция имела отличия от «классической кировской». В основе К-710 – две полурамы, сочлененные между собой посредством шарниров. Повороты и маневрирование трактора осуществлялось именно за счет этого механизма. Все просто: поворачивались не колеса, а полурамы. Точно такая же система успешно использовалась на другом широко распространенном серийном тракторе Т-150К.
В передней части К-710 устанавливался дизельный турбированный двенадцатицилиндровый агрегат ЯМЗ-8403, выдававший 500 «лошадей». Движок заводился из кабины с помощью электрического стартера – никаких «пускачей» не предусматривалось!
В сильные морозы для старта мотора использовалась электро-факельная система, плюс предпусковой обогреватель. Мотор был настолько мощным и, соответственно, габаритным, что подъем капота осуществлялся через газонаполненные цилиндры. Другие технические данные «Ильича»:
✅ мощность и объем силового агрегата – 500 «лошадей» и 25,86 л
✅ крутящий момент – до 2744 Н*м
✅ средний расход горючего – до 70 л за час работы
✅ вес двигателя – 2,05 т
✅ давление на грунт – не более 0,8 кг/кв. см
В отношении последнего параметра: для сравнения, человек массой в 100 кг давит на почву с усилием в 0,4 кг/кв. см. Если сравнивать производительность К-710 с К-700, то она оказалась выше в два раза. В свою очередь, серийный «Кировец» превосходил по этой характеристике любой иной трактор, как минимум, втрое.
В трансмиссию входила полужесткая муфта, механическая КПП на восемь скоростей с двумя режимами, ведущие мосты, плюс, карданные валы. Крутящий момент распределял межосевой дифференциал. На трактор устанавливалось сухое сцепление с пружинно-фрикционным демпфером. У машины оба моста – ведущие. Передний крепился к «своей» полураме через рессоры, задний – посредством специальных стремянок. В состав каждого моста входила главная и конечная передачи, плюс, дифференциал.
Первые «обувались» в шины низкого давления, при этом использовались разборные диски для облегчения монтажа скатов. Тормозная система – пневматическая, «ручник» – дисковый, устанавливался на фланце раздаточного вала КПП. Управление монстром осуществлялось с помощью гидравлики: распределитель и цилиндры, работая в паре, смещали полурамы в нужном направлении, которое «указывал» через руль тракторист.
Имеет цельнометаллическую конструкцию, зафиксированную посредством амортизирующих устройств на передней полураме, и рассчитана на двух человек.
При изготовлении кабины использовались термоизоляционные материалы. Предусмотрены системы вентилирования и обогрева, обеспечивавшие комфортный для тракториста микроклимат.
Оба сиденья – на рессорах с гидроамортизаторами, регулируются в зависимости от массы сидящего человека. И еще в этом тракторе была немыслимая для того времени опция – кондиционер!
В годовщину дня рождения Ленина (22.04.1980) трактору торжественно присвоили название «Ильич». Кстати: в этом «олимпийском» году с конвейера Кировского завода сошел 200-тысячный К-700 вместе с его модификациями. Да, «Ильич» в серию так и не пошел: слишком громоздкий, много потреблял топлива и дорогой. Однако технические решения, положенные в конструкцию машины, впоследствии были реализованы в модели К-701М, вставшей на конвейер в 1985-м. В этот же год из ворот Ленинградского завода вышел уже 300-тысячный экземпляр «Кировца».
В начале 2010-х мысль о супертаркторе вновь «посетила умы» инженеров машиностроительного завода теперь уже Санкт-Петербурга. Из ворот предприятия вышла опытная партия машин К-710С под именем «Станислав». По сравнению с предшественником, новинка получила балансир в рамной конструкции на подмоторном мосту. Особо разработчики гордились кабиной, оснащенной каркасом безопасности и кондиционером, входившим теперь в базовый вариант комплектации. К-710С оптимизировали по ширине, чтобы он мог спокойно передвигаться по дорогам общего пользования.
Также поставили другой – китайский силовой агрегат рядного типа CS11SB320, выдававший 320 «лошадей». Машина получила бак под горючее емкостью в 450 л. В перспективе передняя полурама рассчитывалась под движок до 600 л. с. Трактор мог работать не только с сельскохозяйственными, но и строительными навесками: например, ковшами разных типов, бульдозерными отвалами.
Уже целая эпоха миновала с момента «выезда в свет» К-710. Но до сих пор сельхозтракторов подобных «Ильичу», так и не было создано. Наиболее мощной машиной Петербургского завода «Кировец» является модель К-744Р4 с «мерседесовским» движком в 428 «лошадей». Правда, John Deere предлагает трактора серии 9R мощностью чуть более 500 «лошадей». А в РФ К-710 так и остался «непобежденным».
Ближе к концу 1959-го года Никита Хрущев отправился с визитом в США, где встречался с президентом Эйзенхауэром. В Америке генсеку продемонстрировали ее гордость – заводы компании John Deere, которая и сегодня является одним из ведущих производителей сельхозтехники. Никите Сергеевичу продемонстрировали модель 8010 Goliath с впечатляющим на то время движком в 215 «лошадей».
Тот самый John Deere 8410 в работе. Фото: YouTube.com
Вернувшись домой, Хрущев инициировал разработку схожего по характеристикам трактора. Такая машина могла бы хорошо помочь восстановлению пострадавшего в годы войны сельскому хозяйству, не говоря уже о казахстанской целине.
Как начинали создавать К-710
Руководить работами назначили Жозефа Котина, являвшегося главным конструктором Кировского завода. Это его «перу» принадлежат такие успешные военные проекты, как танки ИС и КВ. Поэтому неудивительно, что в будущем предполагалось: трактор К-710 станет машиной двойного назначения. В случае войны агрегат сможет выступать в роли тягача для транспортировки ракет, артиллерийских установок, в мирное время – обрабатывать землю.
По мощности советская машина превосходила западного конкурента. Архивное фото
Изначально хотели изучить тот самый, показанные Хрущеву John Deere, чтобы на его основе сделать что-то свое. Но увы: к этому времени отношения с Америкой ухудшились и пришлось купить похожий трактор в Швеции: одну из наиболее мощных моделей компании Wagner. Именно эту конструкцию и взяли за основу будущего сверхмощного советского трактора. Однако инженерные идеи, воплощенные в серийном К-700 тоже не были забыты.
Особенности конструкции
Партия новых машин вышла к 110-летнему юбилею Владимира Ленина. Поэтому монстр и получил собственное имя «Ильич».
Под аплодисменты машине дали «личный» буквенный индекс. Архивное фото
К-710 – первый в СССР трактор восьмого тягового класса.
Эта колесная махина предназначалась для выполнения практически любых сельскохозяйственных работ, а также транспортировки крупных прицепов, сельхозагрегатов. Для использования последних был предусмотрен трехточечный маятниковый подвесной механизм.
Общая конструкция имела отличия от «классической кировской». В основе К-710 – две полурамы, сочлененные между собой посредством шарниров. Повороты и маневрирование трактора осуществлялось именно за счет этого механизма. Все просто: поворачивались не колеса, а полурамы. Точно такая же система успешно использовалась на другом широко распространенном серийном тракторе Т-150К.
Двигатель
В передней части К-710 устанавливался дизельный турбированный двенадцатицилиндровый агрегат ЯМЗ-8403, выдававший 500 «лошадей». Движок заводился из кабины с помощью электрического стартера – никаких «пускачей» не предусматривалось!
Движок обеспечивал немыслимые для той поры 500 л. с. Архивное фото
В сильные морозы для старта мотора использовалась электро-факельная система, плюс предпусковой обогреватель. Мотор был настолько мощным и, соответственно, габаритным, что подъем капота осуществлялся через газонаполненные цилиндры. Другие технические данные «Ильича»:
✅ мощность и объем силового агрегата – 500 «лошадей» и 25,86 л
✅ крутящий момент – до 2744 Н*м
✅ средний расход горючего – до 70 л за час работы
✅ вес двигателя – 2,05 т
✅ давление на грунт – не более 0,8 кг/кв. см
В отношении последнего параметра: для сравнения, человек массой в 100 кг давит на почву с усилием в 0,4 кг/кв. см. Если сравнивать производительность К-710 с К-700, то она оказалась выше в два раза. В свою очередь, серийный «Кировец» превосходил по этой характеристике любой иной трактор, как минимум, втрое.
Другие системы К-710
В трансмиссию входила полужесткая муфта, механическая КПП на восемь скоростей с двумя режимами, ведущие мосты, плюс, карданные валы. Крутящий момент распределял межосевой дифференциал. На трактор устанавливалось сухое сцепление с пружинно-фрикционным демпфером. У машины оба моста – ведущие. Передний крепился к «своей» полураме через рессоры, задний – посредством специальных стремянок. В состав каждого моста входила главная и конечная передачи, плюс, дифференциал.
Колеса и тормоза
Первые «обувались» в шины низкого давления, при этом использовались разборные диски для облегчения монтажа скатов. Тормозная система – пневматическая, «ручник» – дисковый, устанавливался на фланце раздаточного вала КПП. Управление монстром осуществлялось с помощью гидравлики: распределитель и цилиндры, работая в паре, смещали полурамы в нужном направлении, которое «указывал» через руль тракторист.
Кабина
Имеет цельнометаллическую конструкцию, зафиксированную посредством амортизирующих устройств на передней полураме, и рассчитана на двух человек.
Впервые мировой общественности К-710 был продемонстрирован в 1968-м году на выставке, посвященной достижениям в области сельхозтехники (ФРГ). Тогда трактор получил золотую медаль. А в 1969-м на схожем мероприятии в Париже машина была признана самым мощным колесным трактором в мире.
При изготовлении кабины использовались термоизоляционные материалы. Предусмотрены системы вентилирования и обогрева, обеспечивавшие комфортный для тракториста микроклимат.
Для того времени кабина была довольно комфортной. Архивное фото
Оба сиденья – на рессорах с гидроамортизаторами, регулируются в зависимости от массы сидящего человека. И еще в этом тракторе была немыслимая для того времени опция – кондиционер!
А что в итоге?
В годовщину дня рождения Ленина (22.04.1980) трактору торжественно присвоили название «Ильич». Кстати: в этом «олимпийском» году с конвейера Кировского завода сошел 200-тысячный К-700 вместе с его модификациями. Да, «Ильич» в серию так и не пошел: слишком громоздкий, много потреблял топлива и дорогой. Однако технические решения, положенные в конструкцию машины, впоследствии были реализованы в модели К-701М, вставшей на конвейер в 1985-м. В этот же год из ворот Ленинградского завода вышел уже 300-тысячный экземпляр «Кировца».
«Станислав»
В начале 2010-х мысль о супертаркторе вновь «посетила умы» инженеров машиностроительного завода теперь уже Санкт-Петербурга. Из ворот предприятия вышла опытная партия машин К-710С под именем «Станислав». По сравнению с предшественником, новинка получила балансир в рамной конструкции на подмоторном мосту. Особо разработчики гордились кабиной, оснащенной каркасом безопасности и кондиционером, входившим теперь в базовый вариант комплектации. К-710С оптимизировали по ширине, чтобы он мог спокойно передвигаться по дорогам общего пользования.
«Станислав» К-704-4Р мощностью 400 л.с. можно купить и сегодня. Фото: YouTube.com
Также поставили другой – китайский силовой агрегат рядного типа CS11SB320, выдававший 320 «лошадей». Машина получила бак под горючее емкостью в 450 л. В перспективе передняя полурама рассчитывалась под движок до 600 л. с. Трактор мог работать не только с сельскохозяйственными, но и строительными навесками: например, ковшами разных типов, бульдозерными отвалами.
Резюме
Уже целая эпоха миновала с момента «выезда в свет» К-710. Но до сих пор сельхозтракторов подобных «Ильичу», так и не было создано. Наиболее мощной машиной Петербургского завода «Кировец» является модель К-744Р4 с «мерседесовским» движком в 428 «лошадей». Правда, John Deere предлагает трактора серии 9R мощностью чуть более 500 «лошадей». А в РФ К-710 так и остался «непобежденным».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...