К-710: от «Ильича» до «Станислава» – и все мимо
7 603

К-710: от «Ильича» до «Станислава» – и все мимо

Отношение к этой супермашине, оставшейся в прошлом, двоякое. Кто-то, ностальгируя, вспоминает ее с теплотой, другие считают мощный трактор никчемным экспериментом. Однако К-710 реально существовал, правда, всего лишь в пяти экземплярах: в серию он так и не пошел. Но почему и зачем тогда он появился?


Ближе к концу 1959-го года Никита Хрущев отправился с визитом в США, где встречался с президентом Эйзенхауэром. В Америке генсеку продемонстрировали ее гордость – заводы компании John Deere, которая и сегодня является одним из ведущих производителей сельхозтехники. Никите Сергеевичу продемонстрировали модель 8010 Goliath с впечатляющим на то время движком в 215 «лошадей».

К-710: от «Ильича» до «Станислава» – и все мимоТот самый John Deere 8410 в работе. Фото: YouTube.com

Вернувшись домой, Хрущев инициировал разработку схожего по характеристикам трактора. Такая машина могла бы хорошо помочь восстановлению пострадавшего в годы войны сельскому хозяйству, не говоря уже о казахстанской целине.

Как начинали создавать К-710


Руководить работами назначили Жозефа Котина, являвшегося главным конструктором Кировского завода. Это его «перу» принадлежат такие успешные военные проекты, как танки ИС и КВ. Поэтому неудивительно, что в будущем предполагалось: трактор К-710 станет машиной двойного назначения. В случае войны агрегат сможет выступать в роли тягача для транспортировки ракет, артиллерийских установок, в мирное время – обрабатывать землю.

По мощности советская машина превосходила западного конкурента. Архивное фото

Изначально хотели изучить тот самый, показанные Хрущеву John Deere, чтобы на его основе сделать что-то свое. Но увы: к этому времени отношения с Америкой ухудшились и пришлось купить похожий трактор в Швеции: одну из наиболее мощных моделей компании Wagner. Именно эту конструкцию и взяли за основу будущего сверхмощного советского трактора. Однако инженерные идеи, воплощенные в серийном К-700 тоже не были забыты.

Особенности конструкции


Партия новых машин вышла к 110-летнему юбилею Владимира Ленина. Поэтому монстр и получил собственное имя «Ильич».

Под аплодисменты машине дали «личный» буквенный индекс. Архивное фото

К-710 – первый в СССР трактор восьмого тягового класса.

Эта колесная махина предназначалась для выполнения практически любых сельскохозяйственных работ, а также транспортировки крупных прицепов, сельхозагрегатов. Для использования последних был предусмотрен трехточечный маятниковый подвесной механизм.

Общая конструкция имела отличия от «классической кировской». В основе К-710 – две полурамы, сочлененные между собой посредством шарниров. Повороты и маневрирование трактора осуществлялось именно за счет этого механизма. Все просто: поворачивались не колеса, а полурамы. Точно такая же система успешно использовалась на другом широко распространенном серийном тракторе Т-150К.

Двигатель


В передней части К-710 устанавливался дизельный турбированный двенадцатицилиндровый агрегат ЯМЗ-8403, выдававший 500 «лошадей». Движок заводился из кабины с помощью электрического стартера – никаких «пускачей» не предусматривалось!

Движок обеспечивал немыслимые для той поры 500 л. с. Архивное фото

В сильные морозы для старта мотора использовалась электро-факельная система, плюс предпусковой обогреватель. Мотор был настолько мощным и, соответственно, габаритным, что подъем капота осуществлялся через газонаполненные цилиндры. Другие технические данные «Ильича»:

✅ мощность и объем силового агрегата – 500 «лошадей» и 25,86 л
✅ крутящий момент – до 2744 Н*м
✅ средний расход горючего – до 70 л за час работы
✅ вес двигателя – 2,05 т
✅ давление на грунт – не более 0,8 кг/кв. см

В отношении последнего параметра: для сравнения, человек массой в 100 кг давит на почву с усилием в 0,4 кг/кв. см. Если сравнивать производительность К-710 с К-700, то она оказалась выше в два раза. В свою очередь, серийный «Кировец» превосходил по этой характеристике любой иной трактор, как минимум, втрое.

Другие системы К-710


В трансмиссию входила полужесткая муфта, механическая КПП на восемь скоростей с двумя режимами, ведущие мосты, плюс, карданные валы. Крутящий момент распределял межосевой дифференциал. На трактор устанавливалось сухое сцепление с пружинно-фрикционным демпфером. У машины оба моста – ведущие. Передний крепился к «своей» полураме через рессоры, задний – посредством специальных стремянок. В состав каждого моста входила главная и конечная передачи, плюс, дифференциал.

Колеса и тормоза


Первые «обувались» в шины низкого давления, при этом использовались разборные диски для облегчения монтажа скатов. Тормозная система – пневматическая, «ручник» – дисковый, устанавливался на фланце раздаточного вала КПП. Управление монстром осуществлялось с помощью гидравлики: распределитель и цилиндры, работая в паре, смещали полурамы в нужном направлении, которое «указывал» через руль тракторист.

Кабина


Имеет цельнометаллическую конструкцию, зафиксированную посредством амортизирующих устройств на передней полураме, и рассчитана на двух человек.

Впервые мировой общественности К-710 был продемонстрирован в 1968-м году на выставке, посвященной достижениям в области сельхозтехники (ФРГ). Тогда трактор получил золотую медаль. А в 1969-м на схожем мероприятии в Париже машина была признана самым мощным колесным трактором в мире.

При изготовлении кабины использовались термоизоляционные материалы. Предусмотрены системы вентилирования и обогрева, обеспечивавшие комфортный для тракториста микроклимат.

Для того времени кабина была довольно комфортной. Архивное фото

Оба сиденья – на рессорах с гидроамортизаторами, регулируются в зависимости от массы сидящего человека. И еще в этом тракторе была немыслимая для того времени опция – кондиционер!

А что в итоге?


В годовщину дня рождения Ленина (22.04.1980) трактору торжественно присвоили название «Ильич». Кстати: в этом «олимпийском» году с конвейера Кировского завода сошел 200-тысячный К-700 вместе с его модификациями. Да, «Ильич» в серию так и не пошел: слишком громоздкий, много потреблял топлива и дорогой. Однако технические решения, положенные в конструкцию машины, впоследствии были реализованы в модели К-701М, вставшей на конвейер в 1985-м. В этот же год из ворот Ленинградского завода вышел уже 300-тысячный экземпляр «Кировца».

«Станислав»


В начале 2010-х мысль о супертаркторе вновь «посетила умы» инженеров машиностроительного завода теперь уже Санкт-Петербурга. Из ворот предприятия вышла опытная партия машин К-710С под именем «Станислав». По сравнению с предшественником, новинка получила балансир в рамной конструкции на подмоторном мосту. Особо разработчики гордились кабиной, оснащенной каркасом безопасности и кондиционером, входившим теперь в базовый вариант комплектации. К-710С оптимизировали по ширине, чтобы он мог спокойно передвигаться по дорогам общего пользования.

«Станислав» К-704-4Р мощностью 400 л.с. можно купить и сегодня. Фото: YouTube.com

Также поставили другой – китайский силовой агрегат рядного типа CS11SB320, выдававший 320 «лошадей». Машина получила бак под горючее емкостью в 450 л. В перспективе передняя полурама рассчитывалась под движок до 600 л. с. Трактор мог работать не только с сельскохозяйственными, но и строительными навесками: например, ковшами разных типов, бульдозерными отвалами.

Резюме


Уже целая эпоха миновала с момента «выезда в свет» К-710. Но до сих пор сельхозтракторов подобных «Ильичу», так и не было создано. Наиболее мощной машиной Петербургского завода «Кировец» является модель К-744Р4 с «мерседесовским» движком в 428 «лошадей». Правда, John Deere предлагает трактора серии 9R мощностью чуть более 500 «лошадей». А в РФ К-710 так и остался «непобежденным».
А вы что думаете о К-710?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....