
К-710: от «Ильича» до «Станислава» – и все мимо
Отношение к этой супермашине, оставшейся в прошлом, двоякое. Кто-то, ностальгируя, вспоминает ее с теплотой, другие считают мощный трактор никчемным экспериментом. Однако К-710 реально существовал, правда, всего лишь в пяти экземплярах: в серию он так и не пошел. Но почему и зачем тогда он появился?
Ближе к концу 1959-го года Никита Хрущев отправился с визитом в США, где встречался с президентом Эйзенхауэром. В Америке генсеку продемонстрировали ее гордость – заводы компании John Deere, которая и сегодня является одним из ведущих производителей сельхозтехники. Никите Сергеевичу продемонстрировали модель 8010 Goliath с впечатляющим на то время движком в 215 «лошадей».
Тот самый John Deere 8410 в работе. Фото: YouTube.com
Вернувшись домой, Хрущев инициировал разработку схожего по характеристикам трактора. Такая машина могла бы хорошо помочь восстановлению пострадавшего в годы войны сельскому хозяйству, не говоря уже о казахстанской целине.
Руководить работами назначили Жозефа Котина, являвшегося главным конструктором Кировского завода. Это его «перу» принадлежат такие успешные военные проекты, как танки ИС и КВ. Поэтому неудивительно, что в будущем предполагалось: трактор К-710 станет машиной двойного назначения. В случае войны агрегат сможет выступать в роли тягача для транспортировки ракет, артиллерийских установок, в мирное время – обрабатывать землю.
По мощности советская машина превосходила западного конкурента. Архивное фото
Изначально хотели изучить тот самый, показанные Хрущеву John Deere, чтобы на его основе сделать что-то свое. Но увы: к этому времени отношения с Америкой ухудшились и пришлось купить похожий трактор в Швеции: одну из наиболее мощных моделей компании Wagner. Именно эту конструкцию и взяли за основу будущего сверхмощного советского трактора. Однако инженерные идеи, воплощенные в серийном К-700 тоже не были забыты.
Партия новых машин вышла к 110-летнему юбилею Владимира Ленина. Поэтому монстр и получил собственное имя «Ильич».
Под аплодисменты машине дали «личный» буквенный индекс. Архивное фото
Эта колесная махина предназначалась для выполнения практически любых сельскохозяйственных работ, а также транспортировки крупных прицепов, сельхозагрегатов. Для использования последних был предусмотрен трехточечный маятниковый подвесной механизм.
Общая конструкция имела отличия от «классической кировской». В основе К-710 – две полурамы, сочлененные между собой посредством шарниров. Повороты и маневрирование трактора осуществлялось именно за счет этого механизма. Все просто: поворачивались не колеса, а полурамы. Точно такая же система успешно использовалась на другом широко распространенном серийном тракторе Т-150К.
В передней части К-710 устанавливался дизельный турбированный двенадцатицилиндровый агрегат ЯМЗ-8403, выдававший 500 «лошадей». Движок заводился из кабины с помощью электрического стартера – никаких «пускачей» не предусматривалось!
Движок обеспечивал немыслимые для той поры 500 л. с. Архивное фото
В сильные морозы для старта мотора использовалась электро-факельная система, плюс предпусковой обогреватель. Мотор был настолько мощным и, соответственно, габаритным, что подъем капота осуществлялся через газонаполненные цилиндры. Другие технические данные «Ильича»:
✅ мощность и объем силового агрегата – 500 «лошадей» и 25,86 л
✅ крутящий момент – до 2744 Н*м
✅ средний расход горючего – до 70 л за час работы
✅ вес двигателя – 2,05 т
✅ давление на грунт – не более 0,8 кг/кв. см
В отношении последнего параметра: для сравнения, человек массой в 100 кг давит на почву с усилием в 0,4 кг/кв. см. Если сравнивать производительность К-710 с К-700, то она оказалась выше в два раза. В свою очередь, серийный «Кировец» превосходил по этой характеристике любой иной трактор, как минимум, втрое.
В трансмиссию входила полужесткая муфта, механическая КПП на восемь скоростей с двумя режимами, ведущие мосты, плюс, карданные валы. Крутящий момент распределял межосевой дифференциал. На трактор устанавливалось сухое сцепление с пружинно-фрикционным демпфером. У машины оба моста – ведущие. Передний крепился к «своей» полураме через рессоры, задний – посредством специальных стремянок. В состав каждого моста входила главная и конечная передачи, плюс, дифференциал.
Первые «обувались» в шины низкого давления, при этом использовались разборные диски для облегчения монтажа скатов. Тормозная система – пневматическая, «ручник» – дисковый, устанавливался на фланце раздаточного вала КПП. Управление монстром осуществлялось с помощью гидравлики: распределитель и цилиндры, работая в паре, смещали полурамы в нужном направлении, которое «указывал» через руль тракторист.
Имеет цельнометаллическую конструкцию, зафиксированную посредством амортизирующих устройств на передней полураме, и рассчитана на двух человек.
При изготовлении кабины использовались термоизоляционные материалы. Предусмотрены системы вентилирования и обогрева, обеспечивавшие комфортный для тракториста микроклимат.
Для того времени кабина была довольно комфортной. Архивное фото
Оба сиденья – на рессорах с гидроамортизаторами, регулируются в зависимости от массы сидящего человека. И еще в этом тракторе была немыслимая для того времени опция – кондиционер!
В годовщину дня рождения Ленина (22.04.1980) трактору торжественно присвоили название «Ильич». Кстати: в этом «олимпийском» году с конвейера Кировского завода сошел 200-тысячный К-700 вместе с его модификациями. Да, «Ильич» в серию так и не пошел: слишком громоздкий, много потреблял топлива и дорогой. Однако технические решения, положенные в конструкцию машины, впоследствии были реализованы в модели К-701М, вставшей на конвейер в 1985-м. В этот же год из ворот Ленинградского завода вышел уже 300-тысячный экземпляр «Кировца».
В начале 2010-х мысль о супертаркторе вновь «посетила умы» инженеров машиностроительного завода теперь уже Санкт-Петербурга. Из ворот предприятия вышла опытная партия машин К-710С под именем «Станислав». По сравнению с предшественником, новинка получила балансир в рамной конструкции на подмоторном мосту. Особо разработчики гордились кабиной, оснащенной каркасом безопасности и кондиционером, входившим теперь в базовый вариант комплектации. К-710С оптимизировали по ширине, чтобы он мог спокойно передвигаться по дорогам общего пользования.
«Станислав» К-704-4Р мощностью 400 л.с. можно купить и сегодня. Фото: YouTube.com
Также поставили другой – китайский силовой агрегат рядного типа CS11SB320, выдававший 320 «лошадей». Машина получила бак под горючее емкостью в 450 л. В перспективе передняя полурама рассчитывалась под движок до 600 л. с. Трактор мог работать не только с сельскохозяйственными, но и строительными навесками: например, ковшами разных типов, бульдозерными отвалами.
Уже целая эпоха миновала с момента «выезда в свет» К-710. Но до сих пор сельхозтракторов подобных «Ильичу», так и не было создано. Наиболее мощной машиной Петербургского завода «Кировец» является модель К-744Р4 с «мерседесовским» движком в 428 «лошадей». Правда, John Deere предлагает трактора серии 9R мощностью чуть более 500 «лошадей». А в РФ К-710 так и остался «непобежденным».
Ближе к концу 1959-го года Никита Хрущев отправился с визитом в США, где встречался с президентом Эйзенхауэром. В Америке генсеку продемонстрировали ее гордость – заводы компании John Deere, которая и сегодня является одним из ведущих производителей сельхозтехники. Никите Сергеевичу продемонстрировали модель 8010 Goliath с впечатляющим на то время движком в 215 «лошадей».

Вернувшись домой, Хрущев инициировал разработку схожего по характеристикам трактора. Такая машина могла бы хорошо помочь восстановлению пострадавшего в годы войны сельскому хозяйству, не говоря уже о казахстанской целине.
Как начинали создавать К-710
Руководить работами назначили Жозефа Котина, являвшегося главным конструктором Кировского завода. Это его «перу» принадлежат такие успешные военные проекты, как танки ИС и КВ. Поэтому неудивительно, что в будущем предполагалось: трактор К-710 станет машиной двойного назначения. В случае войны агрегат сможет выступать в роли тягача для транспортировки ракет, артиллерийских установок, в мирное время – обрабатывать землю.

Изначально хотели изучить тот самый, показанные Хрущеву John Deere, чтобы на его основе сделать что-то свое. Но увы: к этому времени отношения с Америкой ухудшились и пришлось купить похожий трактор в Швеции: одну из наиболее мощных моделей компании Wagner. Именно эту конструкцию и взяли за основу будущего сверхмощного советского трактора. Однако инженерные идеи, воплощенные в серийном К-700 тоже не были забыты.
Особенности конструкции
Партия новых машин вышла к 110-летнему юбилею Владимира Ленина. Поэтому монстр и получил собственное имя «Ильич».

К-710 – первый в СССР трактор восьмого тягового класса.
Эта колесная махина предназначалась для выполнения практически любых сельскохозяйственных работ, а также транспортировки крупных прицепов, сельхозагрегатов. Для использования последних был предусмотрен трехточечный маятниковый подвесной механизм.
Общая конструкция имела отличия от «классической кировской». В основе К-710 – две полурамы, сочлененные между собой посредством шарниров. Повороты и маневрирование трактора осуществлялось именно за счет этого механизма. Все просто: поворачивались не колеса, а полурамы. Точно такая же система успешно использовалась на другом широко распространенном серийном тракторе Т-150К.
Двигатель
В передней части К-710 устанавливался дизельный турбированный двенадцатицилиндровый агрегат ЯМЗ-8403, выдававший 500 «лошадей». Движок заводился из кабины с помощью электрического стартера – никаких «пускачей» не предусматривалось!

В сильные морозы для старта мотора использовалась электро-факельная система, плюс предпусковой обогреватель. Мотор был настолько мощным и, соответственно, габаритным, что подъем капота осуществлялся через газонаполненные цилиндры. Другие технические данные «Ильича»:
✅ мощность и объем силового агрегата – 500 «лошадей» и 25,86 л
✅ крутящий момент – до 2744 Н*м
✅ средний расход горючего – до 70 л за час работы
✅ вес двигателя – 2,05 т
✅ давление на грунт – не более 0,8 кг/кв. см
В отношении последнего параметра: для сравнения, человек массой в 100 кг давит на почву с усилием в 0,4 кг/кв. см. Если сравнивать производительность К-710 с К-700, то она оказалась выше в два раза. В свою очередь, серийный «Кировец» превосходил по этой характеристике любой иной трактор, как минимум, втрое.
Другие системы К-710
В трансмиссию входила полужесткая муфта, механическая КПП на восемь скоростей с двумя режимами, ведущие мосты, плюс, карданные валы. Крутящий момент распределял межосевой дифференциал. На трактор устанавливалось сухое сцепление с пружинно-фрикционным демпфером. У машины оба моста – ведущие. Передний крепился к «своей» полураме через рессоры, задний – посредством специальных стремянок. В состав каждого моста входила главная и конечная передачи, плюс, дифференциал.
Колеса и тормоза
Первые «обувались» в шины низкого давления, при этом использовались разборные диски для облегчения монтажа скатов. Тормозная система – пневматическая, «ручник» – дисковый, устанавливался на фланце раздаточного вала КПП. Управление монстром осуществлялось с помощью гидравлики: распределитель и цилиндры, работая в паре, смещали полурамы в нужном направлении, которое «указывал» через руль тракторист.
Кабина
Имеет цельнометаллическую конструкцию, зафиксированную посредством амортизирующих устройств на передней полураме, и рассчитана на двух человек.
Впервые мировой общественности К-710 был продемонстрирован в 1968-м году на выставке, посвященной достижениям в области сельхозтехники (ФРГ). Тогда трактор получил золотую медаль. А в 1969-м на схожем мероприятии в Париже машина была признана самым мощным колесным трактором в мире.
При изготовлении кабины использовались термоизоляционные материалы. Предусмотрены системы вентилирования и обогрева, обеспечивавшие комфортный для тракториста микроклимат.

Оба сиденья – на рессорах с гидроамортизаторами, регулируются в зависимости от массы сидящего человека. И еще в этом тракторе была немыслимая для того времени опция – кондиционер!
А что в итоге?
В годовщину дня рождения Ленина (22.04.1980) трактору торжественно присвоили название «Ильич». Кстати: в этом «олимпийском» году с конвейера Кировского завода сошел 200-тысячный К-700 вместе с его модификациями. Да, «Ильич» в серию так и не пошел: слишком громоздкий, много потреблял топлива и дорогой. Однако технические решения, положенные в конструкцию машины, впоследствии были реализованы в модели К-701М, вставшей на конвейер в 1985-м. В этот же год из ворот Ленинградского завода вышел уже 300-тысячный экземпляр «Кировца».
«Станислав»
В начале 2010-х мысль о супертаркторе вновь «посетила умы» инженеров машиностроительного завода теперь уже Санкт-Петербурга. Из ворот предприятия вышла опытная партия машин К-710С под именем «Станислав». По сравнению с предшественником, новинка получила балансир в рамной конструкции на подмоторном мосту. Особо разработчики гордились кабиной, оснащенной каркасом безопасности и кондиционером, входившим теперь в базовый вариант комплектации. К-710С оптимизировали по ширине, чтобы он мог спокойно передвигаться по дорогам общего пользования.

Также поставили другой – китайский силовой агрегат рядного типа CS11SB320, выдававший 320 «лошадей». Машина получила бак под горючее емкостью в 450 л. В перспективе передняя полурама рассчитывалась под движок до 600 л. с. Трактор мог работать не только с сельскохозяйственными, но и строительными навесками: например, ковшами разных типов, бульдозерными отвалами.
Резюме
Уже целая эпоха миновала с момента «выезда в свет» К-710. Но до сих пор сельхозтракторов подобных «Ильичу», так и не было создано. Наиболее мощной машиной Петербургского завода «Кировец» является модель К-744Р4 с «мерседесовским» движком в 428 «лошадей». Правда, John Deere предлагает трактора серии 9R мощностью чуть более 500 «лошадей». А в РФ К-710 так и остался «непобежденным».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

УАЗ показал «внешность» новейшего «Патриота»
Автомобиль уже во всю испытывают на тестовых площадках и дорогах общего пользования. Компания активно готовится к серийному производству....

Подтверждены сроки выхода перспективного российско-белорусского самолета «Освей»
Проектирование и разработка идут «по плану». Совсем скоро состоится презентация технического облика проекта....

Депутаты заступились за водителей: штрафы уменьшат и могут вернуть уже оплаченные
Российских водителей снова ожидают масштабные изменения в ПДД, которые вызвали горячие споры в Госдуме. Депутаты выступили против повышения штрафов и...

Гибридный дирижабль на воздушной подушке Z1 скоро поступит в эксплуатацию – появился первый заказчик
И даже два. Так что, учитывая тенденции последнего времени, скоро воздушное пространство пополнится десятками, а то и сотнями, таких огромных управляемых...

Новый российский трактор FT-741 – никаких китайских узлов и агрегатов
Пока производители автомобилей постепенно осваивают китайские двигатели, коробки передач и машины целиком, завод ДСТ-Урал неожиданно выпустил интересную модель...

Российский авиадвигатель ПД-8 – наконец он полетел
На днях в небо поднялся импортозамещенный региональный авиалайнер SJ-100. Это событие могло бы случиться раньше, но увы – двигателей не хватало. Сейчас эта...

В Новочеркасске создают комплекс для производства крыльев МС-21
Импортозамещение коснулось столь высоких и сложных технологий. На проект выделили 600 млн рублей....

Испытания SJ-100 ускоряют – линию сборки модернизировали
Стало известно, сколько всего самолетов уже находится в работе. Некоторые экземпляры оказались в шаге от испытаний в воздухе....

Samsung построит девять танкеров-челноков за 1,34 млрд долларов
Они займутся транспортировкой нефти в акватории Бразилии. Прямо сейчас строят еще три таких судна....

Под Санкт-Петербургом доработают промышленный дизель М756Б-2 для Беларуси
1000-сильная установка получит электронную регулировки скорости. Основное применение – дизель-поезда....

Прорыв в небо: первый полет SJ-100 с ПД-8 и будущее МС-21
В мире гражданской авиации наметился важный поворот: Россия делает уверенные шаги в сторону полной импортозамещенности своих авиалайнеров. Видео на...

Два уникальных грузовика ЗИЛ на бездорожье – инженеры против «самодельщиков»
В очередной раз не дают покоя авторам канала «Полигон-98» лавры советских инженеров. В новой поездке они решили проверить, какой грузовик ЗИЛ лучше – заводской...

Lada Iskra станет первой моделью АВТОВАЗ с системой iTPMS
Она проще и надежнее, чем dTPMS. Теперь российские машины станут немного безопаснее....

«Конструктор Егоров» вышел в первый рейс
Корабль умеет ходить и по рекам, и по морям. Поддерживает автоматизированное управление....

Автомобиль до 200 тысяч рублей – вот что можно купить в Беларуси
Купить автомобиль недорого сейчас просто. Главное, чтобы он был на ходу и в более или менее хорошем состоянии. Это значит, что ржавчина может быть на кузове,...

МВ-650 – советский мотоцикл с полным приводом
Двухколесная техника в армии применялась относительно часто, в особенности во времена Советского Союза. Ярким представителем сегмента можно считать МВ-650....