
Стильный красавец 60-х Jaguar E-type
Для самой Великобритании, да и для мира в целом, имя Jaguar однозначно ассоциируется с красотой, стилем и спортивными успехами. Именно последним автомобили марки обязаны и высокому коммерческому спросу во множестве стран на разных континентах. В чем же секрет этой мега-популярности? Кажется, ответ на этот вопрос, прозвучавший много десятилетий назад, не утратил своей актуальности: «Jaguar нельзя назвать лучшим в своем классе, но это – самая доступная роскошная машина».
А все начиналось еще в середине 40-х, когда уже было абсолютно понятно, что до мирного времени остаются считанные дни. И в нем понадобится уже совсем не тот транспорт, на который делалась ставка в первой половине десятилетия. Эту аксиому прекрасно понимали и инженеры Jaguar, которые незамедлительно приступили к проектированию и разработке серии двигателей с двумя верхними распределительными валами для замены стандартных, с толкателями.
Двигатель ХК-Е – одна из основных причин успеха модели. Фото: youtube.com
Именно ими впоследствии и комплектовался весь модельный ряд марки: от 1,5-литровых до 3,5-литровых моторов. Первые экспериментальные двигатели носили двойное буквенное обозначение: Х – основное и вторая буква – по алфавиту, в зависимости от модернизации. Так вот главный инженер предприятия ставил ясную цель – дойти до английской «К» (т. е. до шестого поколения прототипов), чтобы получить конструкцию, максимально приближенную к совершенной.
Первые результаты оказались вполне успешными. Их представили публике в 1948 году как 4-цилиндровый ХК-100 и 6-цилиндровый ХК-120. Хотя первый не пошел в серию, второй показал всю свою мощь. Он стал сенсацией, после того как состоялся показательный заезд RMV Sutton на шоссе Яббеке-Остенде в Бельгии. Там двухместный Jaguar XK-120 разогнался до 213,4 км/час. Оставалось только ждать от двигателей марки усовершенствованных моделей и покорения новых высот.
За 13-летнюю историю конструирования отличных моторов, инженеры, набравшись серьезного опыта, выдвинулись на недосягаемую высоту. Поэтому к началу шестого десятилетия они смогли представить что-то совсем умопомрачительное.
Jaguar E-type стал производным вариантом от предыдущего D-type с влиянием XK-SS (не снискавшего большой славы) и прототипа, представленного Бриггсом Каннингемом в Ле-Мане годом ранее. Большинство изменений по сравнению с ним – это технические улучшения. Но имелись и обычные шаги для адаптации к выходу в серию.
Главной фишкой стало то, что конструкция кузова спорткара является не последствием многократных испытаний в аэродинамической трубе. Она – плод простого математического вычисления, выполненного специалистом компании по аэродинамике Малькольмом Сэйером. Поэтому низкое сопротивление у авто показали только практические испытания. Чтобы лучше всего оценить автомобиль, его представили для ознакомительной поездки журналистам из «Автомобиль и водитель».
Американским мастерам пера предоставили родстер Jaguar E-type. Они должны были совершить на нем поездки из Нью-Йорка до Детройта и обратно. Ну, и поделиться личными впечатлениями от новинки. Их предварительный отчет уже оказался многозначительным: автомобиль отлично выглядит, но его внешний лоск никоим образом не затмевает технических характеристик.
Панель с круглыми приборами. Фото: youtube.com
Спустя неделю и 2200 миль за плечами, отзывы стали чуть многословнее и конкретней: это прекрасный автомобиль, особенно, учитывая его цену в 5620 долларов (на 1961 год). Также Jaguar E-type за океаном признали стабильным авто, которое понравилось ребятам больше других, тестируемых ими за последнее время. А вот местные зеваки, впервые видевшие спорткар вживую, в один голос согласились, что фото в журналах не способно полноценно передать весь его шик. Ну, не будем забывать, что 60 лет назад полиграфия еще не продвинулась так далеко как сейчас. Вот что поразило их больше всего:
✅ рулевое колесо гоночного типа
✅ большие круглые приборы
✅ проволочные колеса
✅ общая низкая конструкция автомобиля
Все эти элементы придали ему особенно деловой вид. Со временем E-type признали лучшим спорткаром Jaguar. Кое-кто даже сравнил вызванный им фурор с мировым переворотом, вызванным упомянутым двигателем Х-120 в 1948 году. Удивительно, но он смог даже затмить современные ему модели Aston Martin или Ferrari.
Спицованные колеса – мода тех лет. Фото: youtube.com
Так в 1961 году сэр Уильям Лайонс явил миру красивейшую и, в то же время, технически совершенную машину, бросающую вызов заданным критериям всех марок. Заявленная создателями скорость 241 км/ч казалась фантастической (правда, ее достигли только первые экземпляры, реальная была в районе 230 км/ч). Но и в этом случае с ней могли конкурировать только итальянские спорткары. Вот только последние отставали от Jaguar в грации и управляемости.
Сидения автомобиля выполнили в привлекательной ковшеобразной форме. Их подушки изготовили из дерева и металла, обтянутых поролоном. Единственным минусом стало отсутствие регулировки наклона спинки. При долгой езде или дефектах спины у пассажира, посадка станет тяжелой и неудобной. Правда, в последующих версиях регулировка появилась. Но, не будем забывать, что мы имеем дело с изящным и стремительным (и при этом – с минималистической кабиной) спорткаром, в котором человеку выше 180 см всегда будет немного неуютно.
Как-то спасало ситуацию то, что сиденья утопили максимально низко, а руль с тремя спицами в деревянной оправе имел регулировку и по высоте, и по вылету. Так смогли оптимально снизить усталость водителя при длительном сидении за баранкой. Из-за недостатка пространства внутри, пострадало и управление педалями. Между ними – минимум зазора, а акселератор органного типа рядом с подвесным тормозом слегка затрудняет переход с пяточки на носочек во время движения. С непривычки нередки были случаи одновременного нажатия на тормоз и сцепление.
Двойной выхлоп, способствовавший закапчиванию номерного знака. Фото: youtube.com
Еще одним примером минимизации внутреннего пространства можно считать крайне маленький бардачок и отсутствие дверных карманов и полочек за сидениями. Рулевое колесо, работающее через рейку и шестерню, обеспечивало автомобилю прекрасную маневренность. Отдача тяжелая, но придавала спорткару большую курсовую устойчивость (так на скорости более 100 км/ч можно ненадолго безнаказанно отпустить руль).
Лучшим доказательством преимуществ автомобиля стали его несомненные спортивные успехи в первом же сезоне. Это: победа в Оултон-парке, третье место – там же и второе на Гран-при Спа. В Хрустальном дворце на гонке GT им и вовсе не было равных – сразу два высших места на итоговом пьедестале. Этому поспособствовали характеристики мотора:
✅ рабочий объем – 3,8 л
✅ мощность – б. 300 л. с
✅ впрыск топлива
✅ максимальная скорость – 230-241 км/ч
Для ночных поездок имелся свой необходимый набор. Это изменяемое освещение приборов, зеркало заднего вида с антибликовым покрытием и пластиковые колпаки над фарами, придающие им ночной загадочности. Дым и копоть от двойного выхлопа очень быстро покрывало номерной знак и фонари заднего хода, поэтому их приходилось чистить каждые 500 миль или чуть реже.
За почти 15-летнюю историю автомобиль пережил три серии, а общий выпуск составил 72507 штук. Из них: № 1 (1961-1964) – 15496 автомобилей; серия 1,5 (1964-1968) – 22916 единиц; 2-й серии – 18808; последней 3-й серии (1971-1975) – 15287 штук. Самый быстрый автомобиль Великобритании 60-х и самый желанный в мире в том десятилетии он навсегда вписан в мировую автомобильную историю золотыми буквами. Сегодня им можно полюбоваться в Музее современного искусства города Нью-Йорка.
Новая версия Jaguar E-type. Фото: youtube.com
Но это еще не конец истории. В год 60-летия легенды подразделение Jaguar Classic выпустило 12 обновленных E-type. Это – шесть купе и столько же кабриолетов, которые стали украшением различных коллекций. На них установили двигатели с теми же параметрами: 3,8-литровый мотор мощностью 269 л. с. Начальная цена на них составила 315000 фунтов стерлингов.
А все начиналось еще в середине 40-х, когда уже было абсолютно понятно, что до мирного времени остаются считанные дни. И в нем понадобится уже совсем не тот транспорт, на который делалась ставка в первой половине десятилетия. Эту аксиому прекрасно понимали и инженеры Jaguar, которые незамедлительно приступили к проектированию и разработке серии двигателей с двумя верхними распределительными валами для замены стандартных, с толкателями.

Именно ими впоследствии и комплектовался весь модельный ряд марки: от 1,5-литровых до 3,5-литровых моторов. Первые экспериментальные двигатели носили двойное буквенное обозначение: Х – основное и вторая буква – по алфавиту, в зависимости от модернизации. Так вот главный инженер предприятия ставил ясную цель – дойти до английской «К» (т. е. до шестого поколения прототипов), чтобы получить конструкцию, максимально приближенную к совершенной.
Первые результаты оказались вполне успешными. Их представили публике в 1948 году как 4-цилиндровый ХК-100 и 6-цилиндровый ХК-120. Хотя первый не пошел в серию, второй показал всю свою мощь. Он стал сенсацией, после того как состоялся показательный заезд RMV Sutton на шоссе Яббеке-Остенде в Бельгии. Там двухместный Jaguar XK-120 разогнался до 213,4 км/час. Оставалось только ждать от двигателей марки усовершенствованных моделей и покорения новых высот.
Сенсация 1961 года
За 13-летнюю историю конструирования отличных моторов, инженеры, набравшись серьезного опыта, выдвинулись на недосягаемую высоту. Поэтому к началу шестого десятилетия они смогли представить что-то совсем умопомрачительное.
3,8-литровый двигатель ХК-Е стал новейшей разработкой компании 1961 года. Его установили под капот автомобилю компании того года Jaguar E-type. Уже на заре его истории эксперты пророчили ему грандиозное будущее и они не ошиблись.
Jaguar E-type стал производным вариантом от предыдущего D-type с влиянием XK-SS (не снискавшего большой славы) и прототипа, представленного Бриггсом Каннингемом в Ле-Мане годом ранее. Большинство изменений по сравнению с ним – это технические улучшения. Но имелись и обычные шаги для адаптации к выходу в серию.
Главной фишкой стало то, что конструкция кузова спорткара является не последствием многократных испытаний в аэродинамической трубе. Она – плод простого математического вычисления, выполненного специалистом компании по аэродинамике Малькольмом Сэйером. Поэтому низкое сопротивление у авто показали только практические испытания. Чтобы лучше всего оценить автомобиль, его представили для ознакомительной поездки журналистам из «Автомобиль и водитель».
Приговор от американских журналистов
Американским мастерам пера предоставили родстер Jaguar E-type. Они должны были совершить на нем поездки из Нью-Йорка до Детройта и обратно. Ну, и поделиться личными впечатлениями от новинки. Их предварительный отчет уже оказался многозначительным: автомобиль отлично выглядит, но его внешний лоск никоим образом не затмевает технических характеристик.

Спустя неделю и 2200 миль за плечами, отзывы стали чуть многословнее и конкретней: это прекрасный автомобиль, особенно, учитывая его цену в 5620 долларов (на 1961 год). Также Jaguar E-type за океаном признали стабильным авто, которое понравилось ребятам больше других, тестируемых ими за последнее время. А вот местные зеваки, впервые видевшие спорткар вживую, в один голос согласились, что фото в журналах не способно полноценно передать весь его шик. Ну, не будем забывать, что 60 лет назад полиграфия еще не продвинулась так далеко как сейчас. Вот что поразило их больше всего:
✅ рулевое колесо гоночного типа
✅ большие круглые приборы
✅ проволочные колеса
✅ общая низкая конструкция автомобиля
Все эти элементы придали ему особенно деловой вид. Со временем E-type признали лучшим спорткаром Jaguar. Кое-кто даже сравнил вызванный им фурор с мировым переворотом, вызванным упомянутым двигателем Х-120 в 1948 году. Удивительно, но он смог даже затмить современные ему модели Aston Martin или Ferrari.

Так в 1961 году сэр Уильям Лайонс явил миру красивейшую и, в то же время, технически совершенную машину, бросающую вызов заданным критериям всех марок. Заявленная создателями скорость 241 км/ч казалась фантастической (правда, ее достигли только первые экземпляры, реальная была в районе 230 км/ч). Но и в этом случае с ней могли конкурировать только итальянские спорткары. Вот только последние отставали от Jaguar в грации и управляемости.
Технические особенности Jaguar E-type
Сидения автомобиля выполнили в привлекательной ковшеобразной форме. Их подушки изготовили из дерева и металла, обтянутых поролоном. Единственным минусом стало отсутствие регулировки наклона спинки. При долгой езде или дефектах спины у пассажира, посадка станет тяжелой и неудобной. Правда, в последующих версиях регулировка появилась. Но, не будем забывать, что мы имеем дело с изящным и стремительным (и при этом – с минималистической кабиной) спорткаром, в котором человеку выше 180 см всегда будет немного неуютно.
Как-то спасало ситуацию то, что сиденья утопили максимально низко, а руль с тремя спицами в деревянной оправе имел регулировку и по высоте, и по вылету. Так смогли оптимально снизить усталость водителя при длительном сидении за баранкой. Из-за недостатка пространства внутри, пострадало и управление педалями. Между ними – минимум зазора, а акселератор органного типа рядом с подвесным тормозом слегка затрудняет переход с пяточки на носочек во время движения. С непривычки нередки были случаи одновременного нажатия на тормоз и сцепление.

Еще одним примером минимизации внутреннего пространства можно считать крайне маленький бардачок и отсутствие дверных карманов и полочек за сидениями. Рулевое колесо, работающее через рейку и шестерню, обеспечивало автомобилю прекрасную маневренность. Отдача тяжелая, но придавала спорткару большую курсовую устойчивость (так на скорости более 100 км/ч можно ненадолго безнаказанно отпустить руль).
Лучшим доказательством преимуществ автомобиля стали его несомненные спортивные успехи в первом же сезоне. Это: победа в Оултон-парке, третье место – там же и второе на Гран-при Спа. В Хрустальном дворце на гонке GT им и вовсе не было равных – сразу два высших места на итоговом пьедестале. Этому поспособствовали характеристики мотора:
✅ рабочий объем – 3,8 л
✅ мощность – б. 300 л. с
✅ впрыск топлива
✅ максимальная скорость – 230-241 км/ч
Для ночных поездок имелся свой необходимый набор. Это изменяемое освещение приборов, зеркало заднего вида с антибликовым покрытием и пластиковые колпаки над фарами, придающие им ночной загадочности. Дым и копоть от двойного выхлопа очень быстро покрывало номерной знак и фонари заднего хода, поэтому их приходилось чистить каждые 500 миль или чуть реже.
Современная память о легенде
За почти 15-летнюю историю автомобиль пережил три серии, а общий выпуск составил 72507 штук. Из них: № 1 (1961-1964) – 15496 автомобилей; серия 1,5 (1964-1968) – 22916 единиц; 2-й серии – 18808; последней 3-й серии (1971-1975) – 15287 штук. Самый быстрый автомобиль Великобритании 60-х и самый желанный в мире в том десятилетии он навсегда вписан в мировую автомобильную историю золотыми буквами. Сегодня им можно полюбоваться в Музее современного искусства города Нью-Йорка.

Но это еще не конец истории. В год 60-летия легенды подразделение Jaguar Classic выпустило 12 обновленных E-type. Это – шесть купе и столько же кабриолетов, которые стали украшением различных коллекций. На них установили двигатели с теми же параметрами: 3,8-литровый мотор мощностью 269 л. с. Начальная цена на них составила 315000 фунтов стерлингов.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...