Стильный красавец 60-х Jaguar E-type
221

Стильный красавец 60-х Jaguar E-type

Для самой Великобритании, да и для мира в целом, имя Jaguar однозначно ассоциируется с красотой, стилем и спортивными успехами. Именно последним автомобили марки обязаны и высокому коммерческому спросу во множестве стран на разных континентах. В чем же секрет этой мега-популярности? Кажется, ответ на этот вопрос, прозвучавший много десятилетий назад, не утратил своей актуальности: «Jaguar нельзя назвать лучшим в своем классе, но это – самая доступная роскошная машина».


А все начиналось еще в середине 40-х, когда уже было абсолютно понятно, что до мирного времени остаются считанные дни. И в нем понадобится уже совсем не тот транспорт, на который делалась ставка в первой половине десятилетия. Эту аксиому прекрасно понимали и инженеры Jaguar, которые незамедлительно приступили к проектированию и разработке серии двигателей с двумя верхними распределительными валами для замены стандартных, с толкателями.

Стильный красавец 60-х Jaguar E-typeДвигатель ХК-Е – одна из основных причин успеха модели. Фото: youtube.com

Именно ими впоследствии и комплектовался весь модельный ряд марки: от 1,5-литровых до 3,5-литровых моторов. Первые экспериментальные двигатели носили двойное буквенное обозначение: Х – основное и вторая буква – по алфавиту, в зависимости от модернизации. Так вот главный инженер предприятия ставил ясную цель – дойти до английской «К» (т. е. до шестого поколения прототипов), чтобы получить конструкцию, максимально приближенную к совершенной.

Первые результаты оказались вполне успешными. Их представили публике в 1948 году как 4-цилиндровый ХК-100 и 6-цилиндровый ХК-120. Хотя первый не пошел в серию, второй показал всю свою мощь. Он стал сенсацией, после того как состоялся показательный заезд RMV Sutton на шоссе Яббеке-Остенде в Бельгии. Там двухместный Jaguar XK-120 разогнался до 213,4 км/час. Оставалось только ждать от двигателей марки усовершенствованных моделей и покорения новых высот.

Сенсация 1961 года


За 13-летнюю историю конструирования отличных моторов, инженеры, набравшись серьезного опыта, выдвинулись на недосягаемую высоту. Поэтому к началу шестого десятилетия они смогли представить что-то совсем умопомрачительное.

3,8-литровый двигатель ХК-Е стал новейшей разработкой компании 1961 года. Его установили под капот автомобилю компании того года Jaguar E-type. Уже на заре его истории эксперты пророчили ему грандиозное будущее и они не ошиблись.


Jaguar E-type стал производным вариантом от предыдущего D-type с влиянием XK-SS (не снискавшего большой славы) и прототипа, представленного Бриггсом Каннингемом в Ле-Мане годом ранее. Большинство изменений по сравнению с ним – это технические улучшения. Но имелись и обычные шаги для адаптации к выходу в серию.

Главной фишкой стало то, что конструкция кузова спорткара является не последствием многократных испытаний в аэродинамической трубе. Она – плод простого математического вычисления, выполненного специалистом компании по аэродинамике Малькольмом Сэйером. Поэтому низкое сопротивление у авто показали только практические испытания. Чтобы лучше всего оценить автомобиль, его представили для ознакомительной поездки журналистам из «Автомобиль и водитель».

Приговор от американских журналистов


Американским мастерам пера предоставили родстер Jaguar E-type. Они должны были совершить на нем поездки из Нью-Йорка до Детройта и обратно. Ну, и поделиться личными впечатлениями от новинки. Их предварительный отчет уже оказался многозначительным: автомобиль отлично выглядит, но его внешний лоск никоим образом не затмевает технических характеристик.

Панель с круглыми приборами. Фото: youtube.com

Спустя неделю и 2200 миль за плечами, отзывы стали чуть многословнее и конкретней: это прекрасный автомобиль, особенно, учитывая его цену в 5620 долларов (на 1961 год). Также Jaguar E-type за океаном признали стабильным авто, которое понравилось ребятам больше других, тестируемых ими за последнее время. А вот местные зеваки, впервые видевшие спорткар вживую, в один голос согласились, что фото в журналах не способно полноценно передать весь его шик. Ну, не будем забывать, что 60 лет назад полиграфия еще не продвинулась так далеко как сейчас. Вот что поразило их больше всего:

✅ рулевое колесо гоночного типа
✅ большие круглые приборы
✅ проволочные колеса
✅ общая низкая конструкция автомобиля

Все эти элементы придали ему особенно деловой вид. Со временем E-type признали лучшим спорткаром Jaguar. Кое-кто даже сравнил вызванный им фурор с мировым переворотом, вызванным упомянутым двигателем Х-120 в 1948 году. Удивительно, но он смог даже затмить современные ему модели Aston Martin или Ferrari.

Спицованные колеса – мода тех лет. Фото: youtube.com

Так в 1961 году сэр Уильям Лайонс явил миру красивейшую и, в то же время, технически совершенную машину, бросающую вызов заданным критериям всех марок. Заявленная создателями скорость 241 км/ч казалась фантастической (правда, ее достигли только первые экземпляры, реальная была в районе 230 км/ч). Но и в этом случае с ней могли конкурировать только итальянские спорткары. Вот только последние отставали от Jaguar в грации и управляемости.

Технические особенности Jaguar E-type


Сидения автомобиля выполнили в привлекательной ковшеобразной форме. Их подушки изготовили из дерева и металла, обтянутых поролоном. Единственным минусом стало отсутствие регулировки наклона спинки. При долгой езде или дефектах спины у пассажира, посадка станет тяжелой и неудобной. Правда, в последующих версиях регулировка появилась. Но, не будем забывать, что мы имеем дело с изящным и стремительным (и при этом – с минималистической кабиной) спорткаром, в котором человеку выше 180 см всегда будет немного неуютно.

Как-то спасало ситуацию то, что сиденья утопили максимально низко, а руль с тремя спицами в деревянной оправе имел регулировку и по высоте, и по вылету. Так смогли оптимально снизить усталость водителя при длительном сидении за баранкой. Из-за недостатка пространства внутри, пострадало и управление педалями. Между ними – минимум зазора, а акселератор органного типа рядом с подвесным тормозом слегка затрудняет переход с пяточки на носочек во время движения. С непривычки нередки были случаи одновременного нажатия на тормоз и сцепление.

Двойной выхлоп, способствовавший закапчиванию номерного знака. Фото: youtube.com

Еще одним примером минимизации внутреннего пространства можно считать крайне маленький бардачок и отсутствие дверных карманов и полочек за сидениями. Рулевое колесо, работающее через рейку и шестерню, обеспечивало автомобилю прекрасную маневренность. Отдача тяжелая, но придавала спорткару большую курсовую устойчивость (так на скорости более 100 км/ч можно ненадолго безнаказанно отпустить руль).

Лучшим доказательством преимуществ автомобиля стали его несомненные спортивные успехи в первом же сезоне. Это: победа в Оултон-парке, третье место – там же и второе на Гран-при Спа. В Хрустальном дворце на гонке GT им и вовсе не было равных – сразу два высших места на итоговом пьедестале. Этому поспособствовали характеристики мотора:

✅ рабочий объем – 3,8 л
✅ мощность – б. 300 л. с
✅ впрыск топлива
✅ максимальная скорость – 230-241 км/ч

Для ночных поездок имелся свой необходимый набор. Это изменяемое освещение приборов, зеркало заднего вида с антибликовым покрытием и пластиковые колпаки над фарами, придающие им ночной загадочности. Дым и копоть от двойного выхлопа очень быстро покрывало номерной знак и фонари заднего хода, поэтому их приходилось чистить каждые 500 миль или чуть реже.

Современная память о легенде


За почти 15-летнюю историю автомобиль пережил три серии, а общий выпуск составил 72507 штук. Из них: № 1 (1961-1964) – 15496 автомобилей; серия 1,5 (1964-1968) – 22916 единиц; 2-й серии – 18808; последней 3-й серии (1971-1975) – 15287 штук. Самый быстрый автомобиль Великобритании 60-х и самый желанный в мире в том десятилетии он навсегда вписан в мировую автомобильную историю золотыми буквами. Сегодня им можно полюбоваться в Музее современного искусства города Нью-Йорка.

Новая версия Jaguar E-type. Фото: youtube.com

Но это еще не конец истории. В год 60-летия легенды подразделение Jaguar Classic выпустило 12 обновленных E-type. Это – шесть купе и столько же кабриолетов, которые стали украшением различных коллекций. На них установили двигатели с теми же параметрами: 3,8-литровый мотор мощностью 269 л. с. Начальная цена на них составила 315000 фунтов стерлингов.
А вы согласны, что Jaguar E-type – самый крутой спорткар 60-х?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Як-18Т снова вернут в «строй»

Як-18Т снова вернут в «строй»

С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Полируем фары картоном

Полируем фары картоном

Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...