Стильный красавец 60-х Jaguar E-type
Для самой Великобритании, да и для мира в целом, имя Jaguar однозначно ассоциируется с красотой, стилем и спортивными успехами. Именно последним автомобили марки обязаны и высокому коммерческому спросу во множестве стран на разных континентах. В чем же секрет этой мега-популярности? Кажется, ответ на этот вопрос, прозвучавший много десятилетий назад, не утратил своей актуальности: «Jaguar нельзя назвать лучшим в своем классе, но это – самая доступная роскошная машина».
А все начиналось еще в середине 40-х, когда уже было абсолютно понятно, что до мирного времени остаются считанные дни. И в нем понадобится уже совсем не тот транспорт, на который делалась ставка в первой половине десятилетия. Эту аксиому прекрасно понимали и инженеры Jaguar, которые незамедлительно приступили к проектированию и разработке серии двигателей с двумя верхними распределительными валами для замены стандартных, с толкателями.
Именно ими впоследствии и комплектовался весь модельный ряд марки: от 1,5-литровых до 3,5-литровых моторов. Первые экспериментальные двигатели носили двойное буквенное обозначение: Х – основное и вторая буква – по алфавиту, в зависимости от модернизации. Так вот главный инженер предприятия ставил ясную цель – дойти до английской «К» (т. е. до шестого поколения прототипов), чтобы получить конструкцию, максимально приближенную к совершенной.
Первые результаты оказались вполне успешными. Их представили публике в 1948 году как 4-цилиндровый ХК-100 и 6-цилиндровый ХК-120. Хотя первый не пошел в серию, второй показал всю свою мощь. Он стал сенсацией, после того как состоялся показательный заезд RMV Sutton на шоссе Яббеке-Остенде в Бельгии. Там двухместный Jaguar XK-120 разогнался до 213,4 км/час. Оставалось только ждать от двигателей марки усовершенствованных моделей и покорения новых высот.
За 13-летнюю историю конструирования отличных моторов, инженеры, набравшись серьезного опыта, выдвинулись на недосягаемую высоту. Поэтому к началу шестого десятилетия они смогли представить что-то совсем умопомрачительное.
Jaguar E-type стал производным вариантом от предыдущего D-type с влиянием XK-SS (не снискавшего большой славы) и прототипа, представленного Бриггсом Каннингемом в Ле-Мане годом ранее. Большинство изменений по сравнению с ним – это технические улучшения. Но имелись и обычные шаги для адаптации к выходу в серию.
Главной фишкой стало то, что конструкция кузова спорткара является не последствием многократных испытаний в аэродинамической трубе. Она – плод простого математического вычисления, выполненного специалистом компании по аэродинамике Малькольмом Сэйером. Поэтому низкое сопротивление у авто показали только практические испытания. Чтобы лучше всего оценить автомобиль, его представили для ознакомительной поездки журналистам из «Автомобиль и водитель».
Американским мастерам пера предоставили родстер Jaguar E-type. Они должны были совершить на нем поездки из Нью-Йорка до Детройта и обратно. Ну, и поделиться личными впечатлениями от новинки. Их предварительный отчет уже оказался многозначительным: автомобиль отлично выглядит, но его внешний лоск никоим образом не затмевает технических характеристик.
Спустя неделю и 2200 миль за плечами, отзывы стали чуть многословнее и конкретней: это прекрасный автомобиль, особенно, учитывая его цену в 5620 долларов (на 1961 год). Также Jaguar E-type за океаном признали стабильным авто, которое понравилось ребятам больше других, тестируемых ими за последнее время. А вот местные зеваки, впервые видевшие спорткар вживую, в один голос согласились, что фото в журналах не способно полноценно передать весь его шик. Ну, не будем забывать, что 60 лет назад полиграфия еще не продвинулась так далеко как сейчас. Вот что поразило их больше всего:
✅ рулевое колесо гоночного типа
✅ большие круглые приборы
✅ проволочные колеса
✅ общая низкая конструкция автомобиля
Все эти элементы придали ему особенно деловой вид. Со временем E-type признали лучшим спорткаром Jaguar. Кое-кто даже сравнил вызванный им фурор с мировым переворотом, вызванным упомянутым двигателем Х-120 в 1948 году. Удивительно, но он смог даже затмить современные ему модели Aston Martin или Ferrari.
Так в 1961 году сэр Уильям Лайонс явил миру красивейшую и, в то же время, технически совершенную машину, бросающую вызов заданным критериям всех марок. Заявленная создателями скорость 241 км/ч казалась фантастической (правда, ее достигли только первые экземпляры, реальная была в районе 230 км/ч). Но и в этом случае с ней могли конкурировать только итальянские спорткары. Вот только последние отставали от Jaguar в грации и управляемости.
Сидения автомобиля выполнили в привлекательной ковшеобразной форме. Их подушки изготовили из дерева и металла, обтянутых поролоном. Единственным минусом стало отсутствие регулировки наклона спинки. При долгой езде или дефектах спины у пассажира, посадка станет тяжелой и неудобной. Правда, в последующих версиях регулировка появилась. Но, не будем забывать, что мы имеем дело с изящным и стремительным (и при этом – с минималистической кабиной) спорткаром, в котором человеку выше 180 см всегда будет немного неуютно.
Как-то спасало ситуацию то, что сиденья утопили максимально низко, а руль с тремя спицами в деревянной оправе имел регулировку и по высоте, и по вылету. Так смогли оптимально снизить усталость водителя при длительном сидении за баранкой. Из-за недостатка пространства внутри, пострадало и управление педалями. Между ними – минимум зазора, а акселератор органного типа рядом с подвесным тормозом слегка затрудняет переход с пяточки на носочек во время движения. С непривычки нередки были случаи одновременного нажатия на тормоз и сцепление.
Еще одним примером минимизации внутреннего пространства можно считать крайне маленький бардачок и отсутствие дверных карманов и полочек за сидениями. Рулевое колесо, работающее через рейку и шестерню, обеспечивало автомобилю прекрасную маневренность. Отдача тяжелая, но придавала спорткару большую курсовую устойчивость (так на скорости более 100 км/ч можно ненадолго безнаказанно отпустить руль).
Лучшим доказательством преимуществ автомобиля стали его несомненные спортивные успехи в первом же сезоне. Это: победа в Оултон-парке, третье место – там же и второе на Гран-при Спа. В Хрустальном дворце на гонке GT им и вовсе не было равных – сразу два высших места на итоговом пьедестале. Этому поспособствовали характеристики мотора:
✅ рабочий объем – 3,8 л
✅ мощность – б. 300 л. с
✅ впрыск топлива
✅ максимальная скорость – 230-241 км/ч
Для ночных поездок имелся свой необходимый набор. Это изменяемое освещение приборов, зеркало заднего вида с антибликовым покрытием и пластиковые колпаки над фарами, придающие им ночной загадочности. Дым и копоть от двойного выхлопа очень быстро покрывало номерной знак и фонари заднего хода, поэтому их приходилось чистить каждые 500 миль или чуть реже.
За почти 15-летнюю историю автомобиль пережил три серии, а общий выпуск составил 72507 штук. Из них: № 1 (1961-1964) – 15496 автомобилей; серия 1,5 (1964-1968) – 22916 единиц; 2-й серии – 18808; последней 3-й серии (1971-1975) – 15287 штук. Самый быстрый автомобиль Великобритании 60-х и самый желанный в мире в том десятилетии он навсегда вписан в мировую автомобильную историю золотыми буквами. Сегодня им можно полюбоваться в Музее современного искусства города Нью-Йорка.
Но это еще не конец истории. В год 60-летия легенды подразделение Jaguar Classic выпустило 12 обновленных E-type. Это – шесть купе и столько же кабриолетов, которые стали украшением различных коллекций. На них установили двигатели с теми же параметрами: 3,8-литровый мотор мощностью 269 л. с. Начальная цена на них составила 315000 фунтов стерлингов.
А все начиналось еще в середине 40-х, когда уже было абсолютно понятно, что до мирного времени остаются считанные дни. И в нем понадобится уже совсем не тот транспорт, на который делалась ставка в первой половине десятилетия. Эту аксиому прекрасно понимали и инженеры Jaguar, которые незамедлительно приступили к проектированию и разработке серии двигателей с двумя верхними распределительными валами для замены стандартных, с толкателями.
Двигатель ХК-Е – одна из основных причин успеха модели. Фото: youtube.com
Именно ими впоследствии и комплектовался весь модельный ряд марки: от 1,5-литровых до 3,5-литровых моторов. Первые экспериментальные двигатели носили двойное буквенное обозначение: Х – основное и вторая буква – по алфавиту, в зависимости от модернизации. Так вот главный инженер предприятия ставил ясную цель – дойти до английской «К» (т. е. до шестого поколения прототипов), чтобы получить конструкцию, максимально приближенную к совершенной.
Первые результаты оказались вполне успешными. Их представили публике в 1948 году как 4-цилиндровый ХК-100 и 6-цилиндровый ХК-120. Хотя первый не пошел в серию, второй показал всю свою мощь. Он стал сенсацией, после того как состоялся показательный заезд RMV Sutton на шоссе Яббеке-Остенде в Бельгии. Там двухместный Jaguar XK-120 разогнался до 213,4 км/час. Оставалось только ждать от двигателей марки усовершенствованных моделей и покорения новых высот.
Сенсация 1961 года
За 13-летнюю историю конструирования отличных моторов, инженеры, набравшись серьезного опыта, выдвинулись на недосягаемую высоту. Поэтому к началу шестого десятилетия они смогли представить что-то совсем умопомрачительное.
3,8-литровый двигатель ХК-Е стал новейшей разработкой компании 1961 года. Его установили под капот автомобилю компании того года Jaguar E-type. Уже на заре его истории эксперты пророчили ему грандиозное будущее и они не ошиблись.
Jaguar E-type стал производным вариантом от предыдущего D-type с влиянием XK-SS (не снискавшего большой славы) и прототипа, представленного Бриггсом Каннингемом в Ле-Мане годом ранее. Большинство изменений по сравнению с ним – это технические улучшения. Но имелись и обычные шаги для адаптации к выходу в серию.
Главной фишкой стало то, что конструкция кузова спорткара является не последствием многократных испытаний в аэродинамической трубе. Она – плод простого математического вычисления, выполненного специалистом компании по аэродинамике Малькольмом Сэйером. Поэтому низкое сопротивление у авто показали только практические испытания. Чтобы лучше всего оценить автомобиль, его представили для ознакомительной поездки журналистам из «Автомобиль и водитель».
Приговор от американских журналистов
Американским мастерам пера предоставили родстер Jaguar E-type. Они должны были совершить на нем поездки из Нью-Йорка до Детройта и обратно. Ну, и поделиться личными впечатлениями от новинки. Их предварительный отчет уже оказался многозначительным: автомобиль отлично выглядит, но его внешний лоск никоим образом не затмевает технических характеристик.
Панель с круглыми приборами. Фото: youtube.com
Спустя неделю и 2200 миль за плечами, отзывы стали чуть многословнее и конкретней: это прекрасный автомобиль, особенно, учитывая его цену в 5620 долларов (на 1961 год). Также Jaguar E-type за океаном признали стабильным авто, которое понравилось ребятам больше других, тестируемых ими за последнее время. А вот местные зеваки, впервые видевшие спорткар вживую, в один голос согласились, что фото в журналах не способно полноценно передать весь его шик. Ну, не будем забывать, что 60 лет назад полиграфия еще не продвинулась так далеко как сейчас. Вот что поразило их больше всего:
✅ рулевое колесо гоночного типа
✅ большие круглые приборы
✅ проволочные колеса
✅ общая низкая конструкция автомобиля
Все эти элементы придали ему особенно деловой вид. Со временем E-type признали лучшим спорткаром Jaguar. Кое-кто даже сравнил вызванный им фурор с мировым переворотом, вызванным упомянутым двигателем Х-120 в 1948 году. Удивительно, но он смог даже затмить современные ему модели Aston Martin или Ferrari.
Спицованные колеса – мода тех лет. Фото: youtube.com
Так в 1961 году сэр Уильям Лайонс явил миру красивейшую и, в то же время, технически совершенную машину, бросающую вызов заданным критериям всех марок. Заявленная создателями скорость 241 км/ч казалась фантастической (правда, ее достигли только первые экземпляры, реальная была в районе 230 км/ч). Но и в этом случае с ней могли конкурировать только итальянские спорткары. Вот только последние отставали от Jaguar в грации и управляемости.
Технические особенности Jaguar E-type
Сидения автомобиля выполнили в привлекательной ковшеобразной форме. Их подушки изготовили из дерева и металла, обтянутых поролоном. Единственным минусом стало отсутствие регулировки наклона спинки. При долгой езде или дефектах спины у пассажира, посадка станет тяжелой и неудобной. Правда, в последующих версиях регулировка появилась. Но, не будем забывать, что мы имеем дело с изящным и стремительным (и при этом – с минималистической кабиной) спорткаром, в котором человеку выше 180 см всегда будет немного неуютно.
Как-то спасало ситуацию то, что сиденья утопили максимально низко, а руль с тремя спицами в деревянной оправе имел регулировку и по высоте, и по вылету. Так смогли оптимально снизить усталость водителя при длительном сидении за баранкой. Из-за недостатка пространства внутри, пострадало и управление педалями. Между ними – минимум зазора, а акселератор органного типа рядом с подвесным тормозом слегка затрудняет переход с пяточки на носочек во время движения. С непривычки нередки были случаи одновременного нажатия на тормоз и сцепление.
Двойной выхлоп, способствовавший закапчиванию номерного знака. Фото: youtube.com
Еще одним примером минимизации внутреннего пространства можно считать крайне маленький бардачок и отсутствие дверных карманов и полочек за сидениями. Рулевое колесо, работающее через рейку и шестерню, обеспечивало автомобилю прекрасную маневренность. Отдача тяжелая, но придавала спорткару большую курсовую устойчивость (так на скорости более 100 км/ч можно ненадолго безнаказанно отпустить руль).
Лучшим доказательством преимуществ автомобиля стали его несомненные спортивные успехи в первом же сезоне. Это: победа в Оултон-парке, третье место – там же и второе на Гран-при Спа. В Хрустальном дворце на гонке GT им и вовсе не было равных – сразу два высших места на итоговом пьедестале. Этому поспособствовали характеристики мотора:
✅ рабочий объем – 3,8 л
✅ мощность – б. 300 л. с
✅ впрыск топлива
✅ максимальная скорость – 230-241 км/ч
Для ночных поездок имелся свой необходимый набор. Это изменяемое освещение приборов, зеркало заднего вида с антибликовым покрытием и пластиковые колпаки над фарами, придающие им ночной загадочности. Дым и копоть от двойного выхлопа очень быстро покрывало номерной знак и фонари заднего хода, поэтому их приходилось чистить каждые 500 миль или чуть реже.
Современная память о легенде
За почти 15-летнюю историю автомобиль пережил три серии, а общий выпуск составил 72507 штук. Из них: № 1 (1961-1964) – 15496 автомобилей; серия 1,5 (1964-1968) – 22916 единиц; 2-й серии – 18808; последней 3-й серии (1971-1975) – 15287 штук. Самый быстрый автомобиль Великобритании 60-х и самый желанный в мире в том десятилетии он навсегда вписан в мировую автомобильную историю золотыми буквами. Сегодня им можно полюбоваться в Музее современного искусства города Нью-Йорка.
Новая версия Jaguar E-type. Фото: youtube.com
Но это еще не конец истории. В год 60-летия легенды подразделение Jaguar Classic выпустило 12 обновленных E-type. Это – шесть купе и столько же кабриолетов, которые стали украшением различных коллекций. На них установили двигатели с теми же параметрами: 3,8-литровый мотор мощностью 269 л. с. Начальная цена на них составила 315000 фунтов стерлингов.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Увеличение штрафов в 40 раз и не только – последние изменения для автомобилистов
В новом видео на YouTube-канале «Александр Шумский» автор рассказывает об очередных изменениях в правилах дорожного движения, которые могут значительно...
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....
Полируем фары картоном
Старые пожелтевшие фары не добавят презентабельности вашему автомобилю, даже если все остальные части кузова блестят так, что глаза слепит. Покупать новые –...
Узкоколейкам – достойную эксплуатацию
Удобная железная мини-дорога может служить не только забавой для детей. В ролике на канале Everything Old & Vintage этот вид транспорта выполняет...