Стильный красавец 60-х Jaguar E-type
Для самой Великобритании, да и для мира в целом, имя Jaguar однозначно ассоциируется с красотой, стилем и спортивными успехами. Именно последним автомобили марки обязаны и высокому коммерческому спросу во множестве стран на разных континентах. В чем же секрет этой мега-популярности? Кажется, ответ на этот вопрос, прозвучавший много десятилетий назад, не утратил своей актуальности: «Jaguar нельзя назвать лучшим в своем классе, но это – самая доступная роскошная машина».
А все начиналось еще в середине 40-х, когда уже было абсолютно понятно, что до мирного времени остаются считанные дни. И в нем понадобится уже совсем не тот транспорт, на который делалась ставка в первой половине десятилетия. Эту аксиому прекрасно понимали и инженеры Jaguar, которые незамедлительно приступили к проектированию и разработке серии двигателей с двумя верхними распределительными валами для замены стандартных, с толкателями.
Именно ими впоследствии и комплектовался весь модельный ряд марки: от 1,5-литровых до 3,5-литровых моторов. Первые экспериментальные двигатели носили двойное буквенное обозначение: Х – основное и вторая буква – по алфавиту, в зависимости от модернизации. Так вот главный инженер предприятия ставил ясную цель – дойти до английской «К» (т. е. до шестого поколения прототипов), чтобы получить конструкцию, максимально приближенную к совершенной.
Первые результаты оказались вполне успешными. Их представили публике в 1948 году как 4-цилиндровый ХК-100 и 6-цилиндровый ХК-120. Хотя первый не пошел в серию, второй показал всю свою мощь. Он стал сенсацией, после того как состоялся показательный заезд RMV Sutton на шоссе Яббеке-Остенде в Бельгии. Там двухместный Jaguar XK-120 разогнался до 213,4 км/час. Оставалось только ждать от двигателей марки усовершенствованных моделей и покорения новых высот.
За 13-летнюю историю конструирования отличных моторов, инженеры, набравшись серьезного опыта, выдвинулись на недосягаемую высоту. Поэтому к началу шестого десятилетия они смогли представить что-то совсем умопомрачительное.
Jaguar E-type стал производным вариантом от предыдущего D-type с влиянием XK-SS (не снискавшего большой славы) и прототипа, представленного Бриггсом Каннингемом в Ле-Мане годом ранее. Большинство изменений по сравнению с ним – это технические улучшения. Но имелись и обычные шаги для адаптации к выходу в серию.
Главной фишкой стало то, что конструкция кузова спорткара является не последствием многократных испытаний в аэродинамической трубе. Она – плод простого математического вычисления, выполненного специалистом компании по аэродинамике Малькольмом Сэйером. Поэтому низкое сопротивление у авто показали только практические испытания. Чтобы лучше всего оценить автомобиль, его представили для ознакомительной поездки журналистам из «Автомобиль и водитель».
Американским мастерам пера предоставили родстер Jaguar E-type. Они должны были совершить на нем поездки из Нью-Йорка до Детройта и обратно. Ну, и поделиться личными впечатлениями от новинки. Их предварительный отчет уже оказался многозначительным: автомобиль отлично выглядит, но его внешний лоск никоим образом не затмевает технических характеристик.
Спустя неделю и 2200 миль за плечами, отзывы стали чуть многословнее и конкретней: это прекрасный автомобиль, особенно, учитывая его цену в 5620 долларов (на 1961 год). Также Jaguar E-type за океаном признали стабильным авто, которое понравилось ребятам больше других, тестируемых ими за последнее время. А вот местные зеваки, впервые видевшие спорткар вживую, в один голос согласились, что фото в журналах не способно полноценно передать весь его шик. Ну, не будем забывать, что 60 лет назад полиграфия еще не продвинулась так далеко как сейчас. Вот что поразило их больше всего:
✅ рулевое колесо гоночного типа
✅ большие круглые приборы
✅ проволочные колеса
✅ общая низкая конструкция автомобиля
Все эти элементы придали ему особенно деловой вид. Со временем E-type признали лучшим спорткаром Jaguar. Кое-кто даже сравнил вызванный им фурор с мировым переворотом, вызванным упомянутым двигателем Х-120 в 1948 году. Удивительно, но он смог даже затмить современные ему модели Aston Martin или Ferrari.
Так в 1961 году сэр Уильям Лайонс явил миру красивейшую и, в то же время, технически совершенную машину, бросающую вызов заданным критериям всех марок. Заявленная создателями скорость 241 км/ч казалась фантастической (правда, ее достигли только первые экземпляры, реальная была в районе 230 км/ч). Но и в этом случае с ней могли конкурировать только итальянские спорткары. Вот только последние отставали от Jaguar в грации и управляемости.
Сидения автомобиля выполнили в привлекательной ковшеобразной форме. Их подушки изготовили из дерева и металла, обтянутых поролоном. Единственным минусом стало отсутствие регулировки наклона спинки. При долгой езде или дефектах спины у пассажира, посадка станет тяжелой и неудобной. Правда, в последующих версиях регулировка появилась. Но, не будем забывать, что мы имеем дело с изящным и стремительным (и при этом – с минималистической кабиной) спорткаром, в котором человеку выше 180 см всегда будет немного неуютно.
Как-то спасало ситуацию то, что сиденья утопили максимально низко, а руль с тремя спицами в деревянной оправе имел регулировку и по высоте, и по вылету. Так смогли оптимально снизить усталость водителя при длительном сидении за баранкой. Из-за недостатка пространства внутри, пострадало и управление педалями. Между ними – минимум зазора, а акселератор органного типа рядом с подвесным тормозом слегка затрудняет переход с пяточки на носочек во время движения. С непривычки нередки были случаи одновременного нажатия на тормоз и сцепление.
Еще одним примером минимизации внутреннего пространства можно считать крайне маленький бардачок и отсутствие дверных карманов и полочек за сидениями. Рулевое колесо, работающее через рейку и шестерню, обеспечивало автомобилю прекрасную маневренность. Отдача тяжелая, но придавала спорткару большую курсовую устойчивость (так на скорости более 100 км/ч можно ненадолго безнаказанно отпустить руль).
Лучшим доказательством преимуществ автомобиля стали его несомненные спортивные успехи в первом же сезоне. Это: победа в Оултон-парке, третье место – там же и второе на Гран-при Спа. В Хрустальном дворце на гонке GT им и вовсе не было равных – сразу два высших места на итоговом пьедестале. Этому поспособствовали характеристики мотора:
✅ рабочий объем – 3,8 л
✅ мощность – б. 300 л. с
✅ впрыск топлива
✅ максимальная скорость – 230-241 км/ч
Для ночных поездок имелся свой необходимый набор. Это изменяемое освещение приборов, зеркало заднего вида с антибликовым покрытием и пластиковые колпаки над фарами, придающие им ночной загадочности. Дым и копоть от двойного выхлопа очень быстро покрывало номерной знак и фонари заднего хода, поэтому их приходилось чистить каждые 500 миль или чуть реже.
За почти 15-летнюю историю автомобиль пережил три серии, а общий выпуск составил 72507 штук. Из них: № 1 (1961-1964) – 15496 автомобилей; серия 1,5 (1964-1968) – 22916 единиц; 2-й серии – 18808; последней 3-й серии (1971-1975) – 15287 штук. Самый быстрый автомобиль Великобритании 60-х и самый желанный в мире в том десятилетии он навсегда вписан в мировую автомобильную историю золотыми буквами. Сегодня им можно полюбоваться в Музее современного искусства города Нью-Йорка.
Но это еще не конец истории. В год 60-летия легенды подразделение Jaguar Classic выпустило 12 обновленных E-type. Это – шесть купе и столько же кабриолетов, которые стали украшением различных коллекций. На них установили двигатели с теми же параметрами: 3,8-литровый мотор мощностью 269 л. с. Начальная цена на них составила 315000 фунтов стерлингов.
А все начиналось еще в середине 40-х, когда уже было абсолютно понятно, что до мирного времени остаются считанные дни. И в нем понадобится уже совсем не тот транспорт, на который делалась ставка в первой половине десятилетия. Эту аксиому прекрасно понимали и инженеры Jaguar, которые незамедлительно приступили к проектированию и разработке серии двигателей с двумя верхними распределительными валами для замены стандартных, с толкателями.
Двигатель ХК-Е – одна из основных причин успеха модели. Фото: youtube.com
Именно ими впоследствии и комплектовался весь модельный ряд марки: от 1,5-литровых до 3,5-литровых моторов. Первые экспериментальные двигатели носили двойное буквенное обозначение: Х – основное и вторая буква – по алфавиту, в зависимости от модернизации. Так вот главный инженер предприятия ставил ясную цель – дойти до английской «К» (т. е. до шестого поколения прототипов), чтобы получить конструкцию, максимально приближенную к совершенной.
Первые результаты оказались вполне успешными. Их представили публике в 1948 году как 4-цилиндровый ХК-100 и 6-цилиндровый ХК-120. Хотя первый не пошел в серию, второй показал всю свою мощь. Он стал сенсацией, после того как состоялся показательный заезд RMV Sutton на шоссе Яббеке-Остенде в Бельгии. Там двухместный Jaguar XK-120 разогнался до 213,4 км/час. Оставалось только ждать от двигателей марки усовершенствованных моделей и покорения новых высот.
Сенсация 1961 года
За 13-летнюю историю конструирования отличных моторов, инженеры, набравшись серьезного опыта, выдвинулись на недосягаемую высоту. Поэтому к началу шестого десятилетия они смогли представить что-то совсем умопомрачительное.
3,8-литровый двигатель ХК-Е стал новейшей разработкой компании 1961 года. Его установили под капот автомобилю компании того года Jaguar E-type. Уже на заре его истории эксперты пророчили ему грандиозное будущее и они не ошиблись.
Jaguar E-type стал производным вариантом от предыдущего D-type с влиянием XK-SS (не снискавшего большой славы) и прототипа, представленного Бриггсом Каннингемом в Ле-Мане годом ранее. Большинство изменений по сравнению с ним – это технические улучшения. Но имелись и обычные шаги для адаптации к выходу в серию.
Главной фишкой стало то, что конструкция кузова спорткара является не последствием многократных испытаний в аэродинамической трубе. Она – плод простого математического вычисления, выполненного специалистом компании по аэродинамике Малькольмом Сэйером. Поэтому низкое сопротивление у авто показали только практические испытания. Чтобы лучше всего оценить автомобиль, его представили для ознакомительной поездки журналистам из «Автомобиль и водитель».
Приговор от американских журналистов
Американским мастерам пера предоставили родстер Jaguar E-type. Они должны были совершить на нем поездки из Нью-Йорка до Детройта и обратно. Ну, и поделиться личными впечатлениями от новинки. Их предварительный отчет уже оказался многозначительным: автомобиль отлично выглядит, но его внешний лоск никоим образом не затмевает технических характеристик.
Панель с круглыми приборами. Фото: youtube.com
Спустя неделю и 2200 миль за плечами, отзывы стали чуть многословнее и конкретней: это прекрасный автомобиль, особенно, учитывая его цену в 5620 долларов (на 1961 год). Также Jaguar E-type за океаном признали стабильным авто, которое понравилось ребятам больше других, тестируемых ими за последнее время. А вот местные зеваки, впервые видевшие спорткар вживую, в один голос согласились, что фото в журналах не способно полноценно передать весь его шик. Ну, не будем забывать, что 60 лет назад полиграфия еще не продвинулась так далеко как сейчас. Вот что поразило их больше всего:
✅ рулевое колесо гоночного типа
✅ большие круглые приборы
✅ проволочные колеса
✅ общая низкая конструкция автомобиля
Все эти элементы придали ему особенно деловой вид. Со временем E-type признали лучшим спорткаром Jaguar. Кое-кто даже сравнил вызванный им фурор с мировым переворотом, вызванным упомянутым двигателем Х-120 в 1948 году. Удивительно, но он смог даже затмить современные ему модели Aston Martin или Ferrari.
Спицованные колеса – мода тех лет. Фото: youtube.com
Так в 1961 году сэр Уильям Лайонс явил миру красивейшую и, в то же время, технически совершенную машину, бросающую вызов заданным критериям всех марок. Заявленная создателями скорость 241 км/ч казалась фантастической (правда, ее достигли только первые экземпляры, реальная была в районе 230 км/ч). Но и в этом случае с ней могли конкурировать только итальянские спорткары. Вот только последние отставали от Jaguar в грации и управляемости.
Технические особенности Jaguar E-type
Сидения автомобиля выполнили в привлекательной ковшеобразной форме. Их подушки изготовили из дерева и металла, обтянутых поролоном. Единственным минусом стало отсутствие регулировки наклона спинки. При долгой езде или дефектах спины у пассажира, посадка станет тяжелой и неудобной. Правда, в последующих версиях регулировка появилась. Но, не будем забывать, что мы имеем дело с изящным и стремительным (и при этом – с минималистической кабиной) спорткаром, в котором человеку выше 180 см всегда будет немного неуютно.
Как-то спасало ситуацию то, что сиденья утопили максимально низко, а руль с тремя спицами в деревянной оправе имел регулировку и по высоте, и по вылету. Так смогли оптимально снизить усталость водителя при длительном сидении за баранкой. Из-за недостатка пространства внутри, пострадало и управление педалями. Между ними – минимум зазора, а акселератор органного типа рядом с подвесным тормозом слегка затрудняет переход с пяточки на носочек во время движения. С непривычки нередки были случаи одновременного нажатия на тормоз и сцепление.
Двойной выхлоп, способствовавший закапчиванию номерного знака. Фото: youtube.com
Еще одним примером минимизации внутреннего пространства можно считать крайне маленький бардачок и отсутствие дверных карманов и полочек за сидениями. Рулевое колесо, работающее через рейку и шестерню, обеспечивало автомобилю прекрасную маневренность. Отдача тяжелая, но придавала спорткару большую курсовую устойчивость (так на скорости более 100 км/ч можно ненадолго безнаказанно отпустить руль).
Лучшим доказательством преимуществ автомобиля стали его несомненные спортивные успехи в первом же сезоне. Это: победа в Оултон-парке, третье место – там же и второе на Гран-при Спа. В Хрустальном дворце на гонке GT им и вовсе не было равных – сразу два высших места на итоговом пьедестале. Этому поспособствовали характеристики мотора:
✅ рабочий объем – 3,8 л
✅ мощность – б. 300 л. с
✅ впрыск топлива
✅ максимальная скорость – 230-241 км/ч
Для ночных поездок имелся свой необходимый набор. Это изменяемое освещение приборов, зеркало заднего вида с антибликовым покрытием и пластиковые колпаки над фарами, придающие им ночной загадочности. Дым и копоть от двойного выхлопа очень быстро покрывало номерной знак и фонари заднего хода, поэтому их приходилось чистить каждые 500 миль или чуть реже.
Современная память о легенде
За почти 15-летнюю историю автомобиль пережил три серии, а общий выпуск составил 72507 штук. Из них: № 1 (1961-1964) – 15496 автомобилей; серия 1,5 (1964-1968) – 22916 единиц; 2-й серии – 18808; последней 3-й серии (1971-1975) – 15287 штук. Самый быстрый автомобиль Великобритании 60-х и самый желанный в мире в том десятилетии он навсегда вписан в мировую автомобильную историю золотыми буквами. Сегодня им можно полюбоваться в Музее современного искусства города Нью-Йорка.
Новая версия Jaguar E-type. Фото: youtube.com
Но это еще не конец истории. В год 60-летия легенды подразделение Jaguar Classic выпустило 12 обновленных E-type. Это – шесть купе и столько же кабриолетов, которые стали украшением различных коллекций. На них установили двигатели с теми же параметрами: 3,8-литровый мотор мощностью 269 л. с. Начальная цена на них составила 315000 фунтов стерлингов.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....