Система кондиционирования – зачем она нужна зимой и как правильно ее обслуживать
Казалось бы, кондиционер – сугубо «летнее» устройство и на зиму о нем можно забыть. Однако это не совсем правильно. Агрегат в холодное время все же нужно иногда включать для уменьшения влажности в салоне и сохранения работоспособности в предстоящем жарком сезоне. Несколько десятилетий назад кондиционер считался роскошью, но сегодня это устройство устанавливают даже на некоторые бюджетные автомобили. Как оно работает, что входит в его обслуживание, позволяющее продлить ресурс недешевого агрегата?
Здесь все устроено точно так же, как в обычном холодильнике. Все работает по физическим законам, согласно которым вещество при переходе из жидкого состояния в газообразное поглощает тепло. В ходе обратного процесса оно наоборот, выделяется. Этими действиями в автокондиционере «занимается» хладагент – фреон. Он поглощает тепло в салоне машины и в конечном итоге выводит его за борт.
Существует два вида устройств. В первом поток хладагента настраивается посредством ТРВ (терморегулирующего вентиля) и ресивера осушителя. Такая компоновка свойственна азиатским, итальянским и французским машинам. Во втором типе автокондиционеров регулировка потока фреона производится с помощью дросселя и аккумулятора (в нем содержится осушающее вещество, удаляющее влагу). Такое управление хладагентом характерно для авто из США и некоторых немецких марок: например, VW, Audi. Основные компоненты охлаждающего агрегата:
Если говорить проще о работе системы, то фреон сначала сжимается в компрессоре, затем накапливается в конденсаторе, лишается влаги в осушителе, теряет давление в ТРВ и кипит в испарителе, превращаясь в газ. Затем цикл повторяется.
В автомобилях с ручной настройкой системы водителю приходится самому делать наиболее комфортную температуру в салоне, постоянно выставляя ее. Для этого меняется число оборотов вентилятора, подающего свежий воздух, и открываются (закрываются) соответствующие заслонки.
В машинах с автоматической регулировкой достаточно установить заранее желаемую температуру и нажать нужную кнопку. Микроклимат будет создаваться и поддерживаться без вмешательства водителя. При этом внутри авто бывает одна, две-три, а то и четыре (в VIP-моделях) зоны кондиционирования. В каждой из них могут задаваться отдельные параметры.
Наличие этого устройства в машине вызывает естественную радость у автовладельца, если ранее у него не было такого агрегата. Поэтому, сев в перегретый салон, такой водитель сразу «врубает» «кондишн» на всю катушку, чего делать не рекомендуется. Резкое охлаждение может повредить здоровью самого автовладельца и его пассажиров. К тому же работа агрегата на полную мощность сократит срок службы недешевого устройства. Поэтому, сев в нагретую машину, откройте окна, чтобы хоть немного сравнять температуру в салоне и за бортом. Есть и другие несложные правила:
Для нормальной работы кондиционера его необходимо правильно обслуживать, а раз в год проводить диагностику в специализированной мастерской. Это поможет избежать дорогостоящего ремонта.
В холодное время года автокондиционер может использоваться, как осушающее устройство. Например, для быстрой очистки стекол в случае их обмерзания. В некоторых современных машинах при понижении температуры за бортом до определенного значения система автоматически переключается в режим сушки.
Проблемы могут возникнуть из-за отрицательной температуры, учитывая которую, срабатывает электроника. Количество фреона за год уменьшается примерно на 10%. Летом это почти незаметно, т. к. давления, благодаря расширению хладагента, для запуска системы хватит.
Чтобы включить кондиционер, попробуйте загнать авто в теплый гараж, а если такой возможности нет, поездите некоторое время. Температура в моторном отсеке повысится и компрессор включится.
Плохая работа охлаждающего устройства может заключаться в поломке, износе любого компонента системы. Ниже рассмотрен каждый из главных элементов автокондиционера с указанием признаков и причин поломок.
Самая дорогая часть системы. О неисправности этого узла можно судить в первую очередь по снижению эффективности работы автокондиционера. Другие признаки:
Также причинами плохой работы компрессора может быть нарушение в электрических соединениях, ослабление приводного ремня, малое количество хладагента в системе.
О неисправности этого узла говорит плохое охлаждение воздуха и появление маслянистых пятен на корпусе. Причинами выхода из строя конденсатора является его износ и вызываемая им коррозия, а также механические повреждения. Но чаще всего узел плохо функционирует из-за загрязнений: налипшей грязи, пыли.
Он находится в салоне и о том, что с ним не все в порядке, говорит появление затхлого запаха и воды на полу. Первый признак является следствием износа узла из-за коррозии или механического повреждения. Появление влаги на полу свидетельствует о закупорке дренажных трубок, выводящих воду на улицу.
При их плохой работе наблюдаются частые и непроизвольные отключения компрессора. Еще одно свидетельство неисправности этих компонентов системы – обмерзающие патрубки, шланги. Неприятности связаны с непрофессиональным ремонтом и (или) загрязнением системы.
В первую очередь – соблюдение чистоты. Это относится к радиатору кондиционера. Он находится снаружи и поэтому забивается листьями, пылью, насекомыми и т. п. Процедура может оказаться непростой: на некоторых авто придется демонтировать бампер, а иногда и вентилятор.
Второй момент – внешний осмотр трубок системы. Появление на них масляных подтеков, инея или запотеваний говорит об утечке хладагента через, например, неплотно закрученные соединения. Также прислушивайтесь к работе вентилятора и компрессора: появление постороннего шума может говорить о скорой поломке подшипников. Два раза в год меняйте салонный фильтр.
Если автомобиль новый, делать это нужно через 2-3 года после начала эксплуатации. Для машины возрастом более 7 лет, посещать сервис в плане проверки состояния фреона рекомендуется спустя 1-2 года от последней замены хладагента.
Заправить систему фреоном можно и самостоятельно. Но для этого потребуется специальное оборудование, покупка которого вряд ли целесообразна. Стоимость услуги в сервисах сильно зависит от марки машины, модели, года выпуска. Цена заправки отечественного авто начинается от 900-1000 рублей. За обслуживание попросят не менее 2000 руб., в зависимости от того, что в него входит.
Принцип действия
Здесь все устроено точно так же, как в обычном холодильнике. Все работает по физическим законам, согласно которым вещество при переходе из жидкого состояния в газообразное поглощает тепло. В ходе обратного процесса оно наоборот, выделяется. Этими действиями в автокондиционере «занимается» хладагент – фреон. Он поглощает тепло в салоне машины и в конечном итоге выводит его за борт.
Компоновка системы и ее основные элементы
Существует два вида устройств. В первом поток хладагента настраивается посредством ТРВ (терморегулирующего вентиля) и ресивера осушителя. Такая компоновка свойственна азиатским, итальянским и французским машинам. Во втором типе автокондиционеров регулировка потока фреона производится с помощью дросселя и аккумулятора (в нем содержится осушающее вещество, удаляющее влагу). Такое управление хладагентом характерно для авто из США и некоторых немецких марок: например, VW, Audi. Основные компоненты охлаждающего агрегата:
- ? конденсатор (расположен вне салона) представляет собой теплообменник, сделанный из меди или алюминия, где фреон превращается в газ
- ? вентилятор подает прохладный воздух в салон
- ? компрессор сжимает газообразный хладагент
- ? испаритель (стоит в салоне) – радиатор, охлаждающий воздух
- ? датчики – посылают сигналы в БУ о температуре жидкости, испарителя
- ? блок управления – обрабатывает поступившие данные и включает/выключает исполнительные механизмы
Если говорить проще о работе системы, то фреон сначала сжимается в компрессоре, затем накапливается в конденсаторе, лишается влаги в осушителе, теряет давление в ТРВ и кипит в испарителе, превращаясь в газ. Затем цикл повторяется.
Способы управления кондиционером
В автомобилях с ручной настройкой системы водителю приходится самому делать наиболее комфортную температуру в салоне, постоянно выставляя ее. Для этого меняется число оборотов вентилятора, подающего свежий воздух, и открываются (закрываются) соответствующие заслонки.
В машинах с автоматической регулировкой достаточно установить заранее желаемую температуру и нажать нужную кнопку. Микроклимат будет создаваться и поддерживаться без вмешательства водителя. При этом внутри авто бывает одна, две-три, а то и четыре (в VIP-моделях) зоны кондиционирования. В каждой из них могут задаваться отдельные параметры.
Как правильно пользоваться автокондиционером летом
Наличие этого устройства в машине вызывает естественную радость у автовладельца, если ранее у него не было такого агрегата. Поэтому, сев в перегретый салон, такой водитель сразу «врубает» «кондишн» на всю катушку, чего делать не рекомендуется. Резкое охлаждение может повредить здоровью самого автовладельца и его пассажиров. К тому же работа агрегата на полную мощность сократит срок службы недешевого устройства. Поэтому, сев в нагретую машину, откройте окна, чтобы хоть немного сравнять температуру в салоне и за бортом. Есть и другие несложные правила:
- ? отрегулируйте кондиционер так, чтобы воздух в авто охлаждался постепенно
- ? старайтесь не пользоваться максимальным режимом
- ? поток воздуха направляйте не на себя (пассажиров), а в сторону, чтобы не простудиться
- ? при езде с работающим автокондиционером закрывайте окна и люк (при его наличии) на крыше
- ? если планируете скоро остановиться – выключайте агрегат заранее, чтобы выйдя из машины не получить тепловой удар
Для нормальной работы кондиционера его необходимо правильно обслуживать, а раз в год проводить диагностику в специализированной мастерской. Это поможет избежать дорогостоящего ремонта.
Особенности зимней эксплуатации
В холодное время года автокондиционер может использоваться, как осушающее устройство. Например, для быстрой очистки стекол в случае их обмерзания. В некоторых современных машинах при понижении температуры за бортом до определенного значения система автоматически переключается в режим сушки.
Если у вас обычный кондиционер, рекомендуется в зимнее время включать его раз в две-три недели хотя бы минут на 15. Это даст возможность фреону и компрессорному маслу пройти по магистралям. Такая профилактика исключит разгерметизацию из-за рассыхания сальников, уплотняющих прокладок.
Как включить кондиционер зимой
Проблемы могут возникнуть из-за отрицательной температуры, учитывая которую, срабатывает электроника. Количество фреона за год уменьшается примерно на 10%. Летом это почти незаметно, т. к. давления, благодаря расширению хладагента, для запуска системы хватит.
Чтобы включить кондиционер, попробуйте загнать авто в теплый гараж, а если такой возможности нет, поездите некоторое время. Температура в моторном отсеке повысится и компрессор включится.
Неисправности основных узлов и элементов автокондиционера
Плохая работа охлаждающего устройства может заключаться в поломке, износе любого компонента системы. Ниже рассмотрен каждый из главных элементов автокондиционера с указанием признаков и причин поломок.
Компрессор
Самая дорогая часть системы. О неисправности этого узла можно судить в первую очередь по снижению эффективности работы автокондиционера. Другие признаки:
- ? повышенный шум со стороны компрессора, вызываемый износом (поломкой) подшипников
- ? следы масла на агрегате из-за износа сальников
Также причинами плохой работы компрессора может быть нарушение в электрических соединениях, ослабление приводного ремня, малое количество хладагента в системе.
Конденсатор
О неисправности этого узла говорит плохое охлаждение воздуха и появление маслянистых пятен на корпусе. Причинами выхода из строя конденсатора является его износ и вызываемая им коррозия, а также механические повреждения. Но чаще всего узел плохо функционирует из-за загрязнений: налипшей грязи, пыли.
Испаритель
Он находится в салоне и о том, что с ним не все в порядке, говорит появление затхлого запаха и воды на полу. Первый признак является следствием износа узла из-за коррозии или механического повреждения. Появление влаги на полу свидетельствует о закупорке дренажных трубок, выводящих воду на улицу.
Фильтр-осушитель и термовентиль (ТРВ)
При их плохой работе наблюдаются частые и непроизвольные отключения компрессора. Еще одно свидетельство неисправности этих компонентов системы – обмерзающие патрубки, шланги. Неприятности связаны с непрофессиональным ремонтом и (или) загрязнением системы.
Что входит в обслуживание
В первую очередь – соблюдение чистоты. Это относится к радиатору кондиционера. Он находится снаружи и поэтому забивается листьями, пылью, насекомыми и т. п. Процедура может оказаться непростой: на некоторых авто придется демонтировать бампер, а иногда и вентилятор.
Второй момент – внешний осмотр трубок системы. Появление на них масляных подтеков, инея или запотеваний говорит об утечке хладагента через, например, неплотно закрученные соединения. Также прислушивайтесь к работе вентилятора и компрессора: появление постороннего шума может говорить о скорой поломке подшипников. Два раза в год меняйте салонный фильтр.
Зима – подходящее время для приведения системы кондиционирования в порядок: «готовь сани летом – телегу зимой»!
О заправке кондиционера и стоимости процедуры
Если автомобиль новый, делать это нужно через 2-3 года после начала эксплуатации. Для машины возрастом более 7 лет, посещать сервис в плане проверки состояния фреона рекомендуется спустя 1-2 года от последней замены хладагента.
Заправить систему фреоном можно и самостоятельно. Но для этого потребуется специальное оборудование, покупка которого вряд ли целесообразна. Стоимость услуги в сервисах сильно зависит от марки машины, модели, года выпуска. Цена заправки отечественного авто начинается от 900-1000 рублей. За обслуживание попросят не менее 2000 руб., в зависимости от того, что в него входит.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....