Система кондиционирования – зачем она нужна зимой и как правильно ее обслуживать
2 807

Система кондиционирования – зачем она нужна зимой и как правильно ее обслуживать

Казалось бы, кондиционер – сугубо «летнее» устройство и на зиму о нем можно забыть. Однако это не совсем правильно. Агрегат в холодное время все же нужно иногда включать для уменьшения влажности в салоне и сохранения работоспособности в предстоящем жарком сезоне. Несколько десятилетий назад кондиционер считался роскошью, но сегодня это устройство устанавливают даже на некоторые бюджетные автомобили. Как оно работает, что входит в его обслуживание, позволяющее продлить ресурс недешевого агрегата?


Принцип действия


Здесь все устроено точно так же, как в обычном холодильнике. Все работает по физическим законам, согласно которым вещество при переходе из жидкого состояния в газообразное поглощает тепло. В ходе обратного процесса оно наоборот, выделяется. Этими действиями в автокондиционере «занимается» хладагент – фреон. Он поглощает тепло в салоне машины и в конечном итоге выводит его за борт.

Компоновка системы и ее основные элементы


Существует два вида устройств. В первом поток хладагента настраивается посредством ТРВ (терморегулирующего вентиля) и ресивера осушителя. Такая компоновка свойственна азиатским, итальянским и французским машинам. Во втором типе автокондиционеров регулировка потока фреона производится с помощью дросселя и аккумулятора (в нем содержится осушающее вещество, удаляющее влагу). Такое управление хладагентом характерно для авто из США и некоторых немецких марок: например, VW, Audi. Основные компоненты охлаждающего агрегата:

  • ? конденсатор (расположен вне салона) представляет собой теплообменник, сделанный из меди или алюминия, где фреон превращается в газ
  • ? вентилятор подает прохладный воздух в салон
  • ? компрессор сжимает газообразный хладагент
  • ? испаритель (стоит в салоне) – радиатор, охлаждающий воздух
  • ? датчики – посылают сигналы в БУ о температуре жидкости, испарителя
  • ? блок управления – обрабатывает поступившие данные и включает/выключает исполнительные механизмы


Если говорить проще о работе системы, то фреон сначала сжимается в компрессоре, затем накапливается в конденсаторе, лишается влаги в осушителе, теряет давление в ТРВ и кипит в испарителе, превращаясь в газ. Затем цикл повторяется.

Способы управления кондиционером


В автомобилях с ручной настройкой системы водителю приходится самому делать наиболее комфортную температуру в салоне, постоянно выставляя ее. Для этого меняется число оборотов вентилятора, подающего свежий воздух, и открываются (закрываются) соответствующие заслонки.

В машинах с автоматической регулировкой достаточно установить заранее желаемую температуру и нажать нужную кнопку. Микроклимат будет создаваться и поддерживаться без вмешательства водителя. При этом внутри авто бывает одна, две-три, а то и четыре (в VIP-моделях) зоны кондиционирования. В каждой из них могут задаваться отдельные параметры.

Включение автоматического режима кондиционера в Hyundai Solaris. Фото: Youtube. com


Как правильно пользоваться автокондиционером летом


Наличие этого устройства в машине вызывает естественную радость у автовладельца, если ранее у него не было такого агрегата. Поэтому, сев в перегретый салон, такой водитель сразу «врубает» «кондишн» на всю катушку, чего делать не рекомендуется. Резкое охлаждение может повредить здоровью самого автовладельца и его пассажиров. К тому же работа агрегата на полную мощность сократит срок службы недешевого устройства. Поэтому, сев в нагретую машину, откройте окна, чтобы хоть немного сравнять температуру в салоне и за бортом. Есть и другие несложные правила:

  • ? отрегулируйте кондиционер так, чтобы воздух в авто охлаждался постепенно
  • ? старайтесь не пользоваться максимальным режимом
  • ? поток воздуха направляйте не на себя (пассажиров), а в сторону, чтобы не простудиться
  • ? при езде с работающим автокондиционером закрывайте окна и люк (при его наличии) на крыше
  • ? если планируете скоро остановиться – выключайте агрегат заранее, чтобы выйдя из машины не получить тепловой удар


Для нормальной работы кондиционера его необходимо правильно обслуживать, а раз в год проводить диагностику в специализированной мастерской. Это поможет избежать дорогостоящего ремонта.

Особенности зимней эксплуатации


В холодное время года автокондиционер может использоваться, как осушающее устройство. Например, для быстрой очистки стекол в случае их обмерзания. В некоторых современных машинах при понижении температуры за бортом до определенного значения система автоматически переключается в режим сушки.

Если у вас обычный кондиционер, рекомендуется в зимнее время включать его раз в две-три недели хотя бы минут на 15. Это даст возможность фреону и компрессорному маслу пройти по магистралям. Такая профилактика исключит разгерметизацию из-за рассыхания сальников, уплотняющих прокладок.


Как включить кондиционер зимой



Проблемы могут возникнуть из-за отрицательной температуры, учитывая которую, срабатывает электроника. Количество фреона за год уменьшается примерно на 10%. Летом это почти незаметно, т. к. давления, благодаря расширению хладагента, для запуска системы хватит.

Чтобы включить кондиционер, попробуйте загнать авто в теплый гараж, а если такой возможности нет, поездите некоторое время. Температура в моторном отсеке повысится и компрессор включится.

Неисправности основных узлов и элементов автокондиционера


Плохая работа охлаждающего устройства может заключаться в поломке, износе любого компонента системы. Ниже рассмотрен каждый из главных элементов автокондиционера с указанием признаков и причин поломок.

Компрессор


Самая дорогая часть системы. О неисправности этого узла можно судить в первую очередь по снижению эффективности работы автокондиционера. Другие признаки:

  • ? повышенный шум со стороны компрессора, вызываемый износом (поломкой) подшипников
  • ? следы масла на агрегате из-за износа сальников


Также причинами плохой работы компрессора может быть нарушение в электрических соединениях, ослабление приводного ремня, малое количество хладагента в системе.

Компрессор автокондиционера имеет небольшие размеры. Фото: Youtube. com


Конденсатор


О неисправности этого узла говорит плохое охлаждение воздуха и появление маслянистых пятен на корпусе. Причинами выхода из строя конденсатора является его износ и вызываемая им коррозия, а также механические повреждения. Но чаще всего узел плохо функционирует из-за загрязнений: налипшей грязи, пыли.

Месторасположение конденсатора в Opel Zafira. Фото: Youtube. com


Испаритель


Он находится в салоне и о том, что с ним не все в порядке, говорит появление затхлого запаха и воды на полу. Первый признак является следствием износа узла из-за коррозии или механического повреждения. Появление влаги на полу свидетельствует о закупорке дренажных трубок, выводящих воду на улицу.

Демонтированный испаритель: пора чистить! Фото: Youtube. com


Фильтр-осушитель и термовентиль (ТРВ)


При их плохой работе наблюдаются частые и непроизвольные отключения компрессора. Еще одно свидетельство неисправности этих компонентов системы – обмерзающие патрубки, шланги. Неприятности связаны с непрофессиональным ремонтом и (или) загрязнением системы.

Что входит в обслуживание


В первую очередь – соблюдение чистоты. Это относится к радиатору кондиционера. Он находится снаружи и поэтому забивается листьями, пылью, насекомыми и т. п. Процедура может оказаться непростой: на некоторых авто придется демонтировать бампер, а иногда и вентилятор.

Второй момент – внешний осмотр трубок системы. Появление на них масляных подтеков, инея или запотеваний говорит об утечке хладагента через, например, неплотно закрученные соединения. Также прислушивайтесь к работе вентилятора и компрессора: появление постороннего шума может говорить о скорой поломке подшипников. Два раза в год меняйте салонный фильтр.

Салонный фильтр VW Polo находится перед пассажирским креслом. Фото: Youtube. com


Зима – подходящее время для приведения системы кондиционирования в порядок: «готовь сани летом – телегу зимой»!


О заправке кондиционера и стоимости процедуры


Если автомобиль новый, делать это нужно через 2-3 года после начала эксплуатации. Для машины возрастом более 7 лет, посещать сервис в плане проверки состояния фреона рекомендуется спустя 1-2 года от последней замены хладагента.

Оборудование, необходимое для заправки кондиционера фреоном. Фото: Youtube. com


Заправить систему фреоном можно и самостоятельно. Но для этого потребуется специальное оборудование, покупка которого вряд ли целесообразна. Стоимость услуги в сервисах сильно зависит от марки машины, модели, года выпуска. Цена заправки отечественного авто начинается от 900-1000 рублей. За обслуживание попросят не менее 2000 руб., в зависимости от того, что в него входит.
А вы когда обслуживаете кондиционер?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...