Система кондиционирования – зачем она нужна зимой и как правильно ее обслуживать
Казалось бы, кондиционер – сугубо «летнее» устройство и на зиму о нем можно забыть. Однако это не совсем правильно. Агрегат в холодное время все же нужно иногда включать для уменьшения влажности в салоне и сохранения работоспособности в предстоящем жарком сезоне. Несколько десятилетий назад кондиционер считался роскошью, но сегодня это устройство устанавливают даже на некоторые бюджетные автомобили. Как оно работает, что входит в его обслуживание, позволяющее продлить ресурс недешевого агрегата?
Здесь все устроено точно так же, как в обычном холодильнике. Все работает по физическим законам, согласно которым вещество при переходе из жидкого состояния в газообразное поглощает тепло. В ходе обратного процесса оно наоборот, выделяется. Этими действиями в автокондиционере «занимается» хладагент – фреон. Он поглощает тепло в салоне машины и в конечном итоге выводит его за борт.
Существует два вида устройств. В первом поток хладагента настраивается посредством ТРВ (терморегулирующего вентиля) и ресивера осушителя. Такая компоновка свойственна азиатским, итальянским и французским машинам. Во втором типе автокондиционеров регулировка потока фреона производится с помощью дросселя и аккумулятора (в нем содержится осушающее вещество, удаляющее влагу). Такое управление хладагентом характерно для авто из США и некоторых немецких марок: например, VW, Audi. Основные компоненты охлаждающего агрегата:
Если говорить проще о работе системы, то фреон сначала сжимается в компрессоре, затем накапливается в конденсаторе, лишается влаги в осушителе, теряет давление в ТРВ и кипит в испарителе, превращаясь в газ. Затем цикл повторяется.
В автомобилях с ручной настройкой системы водителю приходится самому делать наиболее комфортную температуру в салоне, постоянно выставляя ее. Для этого меняется число оборотов вентилятора, подающего свежий воздух, и открываются (закрываются) соответствующие заслонки.
В машинах с автоматической регулировкой достаточно установить заранее желаемую температуру и нажать нужную кнопку. Микроклимат будет создаваться и поддерживаться без вмешательства водителя. При этом внутри авто бывает одна, две-три, а то и четыре (в VIP-моделях) зоны кондиционирования. В каждой из них могут задаваться отдельные параметры.
Наличие этого устройства в машине вызывает естественную радость у автовладельца, если ранее у него не было такого агрегата. Поэтому, сев в перегретый салон, такой водитель сразу «врубает» «кондишн» на всю катушку, чего делать не рекомендуется. Резкое охлаждение может повредить здоровью самого автовладельца и его пассажиров. К тому же работа агрегата на полную мощность сократит срок службы недешевого устройства. Поэтому, сев в нагретую машину, откройте окна, чтобы хоть немного сравнять температуру в салоне и за бортом. Есть и другие несложные правила:
Для нормальной работы кондиционера его необходимо правильно обслуживать, а раз в год проводить диагностику в специализированной мастерской. Это поможет избежать дорогостоящего ремонта.
В холодное время года автокондиционер может использоваться, как осушающее устройство. Например, для быстрой очистки стекол в случае их обмерзания. В некоторых современных машинах при понижении температуры за бортом до определенного значения система автоматически переключается в режим сушки.
Проблемы могут возникнуть из-за отрицательной температуры, учитывая которую, срабатывает электроника. Количество фреона за год уменьшается примерно на 10%. Летом это почти незаметно, т. к. давления, благодаря расширению хладагента, для запуска системы хватит.
Чтобы включить кондиционер, попробуйте загнать авто в теплый гараж, а если такой возможности нет, поездите некоторое время. Температура в моторном отсеке повысится и компрессор включится.
Плохая работа охлаждающего устройства может заключаться в поломке, износе любого компонента системы. Ниже рассмотрен каждый из главных элементов автокондиционера с указанием признаков и причин поломок.
Самая дорогая часть системы. О неисправности этого узла можно судить в первую очередь по снижению эффективности работы автокондиционера. Другие признаки:
Также причинами плохой работы компрессора может быть нарушение в электрических соединениях, ослабление приводного ремня, малое количество хладагента в системе.
О неисправности этого узла говорит плохое охлаждение воздуха и появление маслянистых пятен на корпусе. Причинами выхода из строя конденсатора является его износ и вызываемая им коррозия, а также механические повреждения. Но чаще всего узел плохо функционирует из-за загрязнений: налипшей грязи, пыли.
Он находится в салоне и о том, что с ним не все в порядке, говорит появление затхлого запаха и воды на полу. Первый признак является следствием износа узла из-за коррозии или механического повреждения. Появление влаги на полу свидетельствует о закупорке дренажных трубок, выводящих воду на улицу.
При их плохой работе наблюдаются частые и непроизвольные отключения компрессора. Еще одно свидетельство неисправности этих компонентов системы – обмерзающие патрубки, шланги. Неприятности связаны с непрофессиональным ремонтом и (или) загрязнением системы.
В первую очередь – соблюдение чистоты. Это относится к радиатору кондиционера. Он находится снаружи и поэтому забивается листьями, пылью, насекомыми и т. п. Процедура может оказаться непростой: на некоторых авто придется демонтировать бампер, а иногда и вентилятор.
Второй момент – внешний осмотр трубок системы. Появление на них масляных подтеков, инея или запотеваний говорит об утечке хладагента через, например, неплотно закрученные соединения. Также прислушивайтесь к работе вентилятора и компрессора: появление постороннего шума может говорить о скорой поломке подшипников. Два раза в год меняйте салонный фильтр.
Если автомобиль новый, делать это нужно через 2-3 года после начала эксплуатации. Для машины возрастом более 7 лет, посещать сервис в плане проверки состояния фреона рекомендуется спустя 1-2 года от последней замены хладагента.
Заправить систему фреоном можно и самостоятельно. Но для этого потребуется специальное оборудование, покупка которого вряд ли целесообразна. Стоимость услуги в сервисах сильно зависит от марки машины, модели, года выпуска. Цена заправки отечественного авто начинается от 900-1000 рублей. За обслуживание попросят не менее 2000 руб., в зависимости от того, что в него входит.
Принцип действия
Здесь все устроено точно так же, как в обычном холодильнике. Все работает по физическим законам, согласно которым вещество при переходе из жидкого состояния в газообразное поглощает тепло. В ходе обратного процесса оно наоборот, выделяется. Этими действиями в автокондиционере «занимается» хладагент – фреон. Он поглощает тепло в салоне машины и в конечном итоге выводит его за борт.
Компоновка системы и ее основные элементы
Существует два вида устройств. В первом поток хладагента настраивается посредством ТРВ (терморегулирующего вентиля) и ресивера осушителя. Такая компоновка свойственна азиатским, итальянским и французским машинам. Во втором типе автокондиционеров регулировка потока фреона производится с помощью дросселя и аккумулятора (в нем содержится осушающее вещество, удаляющее влагу). Такое управление хладагентом характерно для авто из США и некоторых немецких марок: например, VW, Audi. Основные компоненты охлаждающего агрегата:
- ? конденсатор (расположен вне салона) представляет собой теплообменник, сделанный из меди или алюминия, где фреон превращается в газ
- ? вентилятор подает прохладный воздух в салон
- ? компрессор сжимает газообразный хладагент
- ? испаритель (стоит в салоне) – радиатор, охлаждающий воздух
- ? датчики – посылают сигналы в БУ о температуре жидкости, испарителя
- ? блок управления – обрабатывает поступившие данные и включает/выключает исполнительные механизмы
Если говорить проще о работе системы, то фреон сначала сжимается в компрессоре, затем накапливается в конденсаторе, лишается влаги в осушителе, теряет давление в ТРВ и кипит в испарителе, превращаясь в газ. Затем цикл повторяется.
Способы управления кондиционером
В автомобилях с ручной настройкой системы водителю приходится самому делать наиболее комфортную температуру в салоне, постоянно выставляя ее. Для этого меняется число оборотов вентилятора, подающего свежий воздух, и открываются (закрываются) соответствующие заслонки.
В машинах с автоматической регулировкой достаточно установить заранее желаемую температуру и нажать нужную кнопку. Микроклимат будет создаваться и поддерживаться без вмешательства водителя. При этом внутри авто бывает одна, две-три, а то и четыре (в VIP-моделях) зоны кондиционирования. В каждой из них могут задаваться отдельные параметры.
Как правильно пользоваться автокондиционером летом
Наличие этого устройства в машине вызывает естественную радость у автовладельца, если ранее у него не было такого агрегата. Поэтому, сев в перегретый салон, такой водитель сразу «врубает» «кондишн» на всю катушку, чего делать не рекомендуется. Резкое охлаждение может повредить здоровью самого автовладельца и его пассажиров. К тому же работа агрегата на полную мощность сократит срок службы недешевого устройства. Поэтому, сев в нагретую машину, откройте окна, чтобы хоть немного сравнять температуру в салоне и за бортом. Есть и другие несложные правила:
- ? отрегулируйте кондиционер так, чтобы воздух в авто охлаждался постепенно
- ? старайтесь не пользоваться максимальным режимом
- ? поток воздуха направляйте не на себя (пассажиров), а в сторону, чтобы не простудиться
- ? при езде с работающим автокондиционером закрывайте окна и люк (при его наличии) на крыше
- ? если планируете скоро остановиться – выключайте агрегат заранее, чтобы выйдя из машины не получить тепловой удар
Для нормальной работы кондиционера его необходимо правильно обслуживать, а раз в год проводить диагностику в специализированной мастерской. Это поможет избежать дорогостоящего ремонта.
Особенности зимней эксплуатации
В холодное время года автокондиционер может использоваться, как осушающее устройство. Например, для быстрой очистки стекол в случае их обмерзания. В некоторых современных машинах при понижении температуры за бортом до определенного значения система автоматически переключается в режим сушки.
Если у вас обычный кондиционер, рекомендуется в зимнее время включать его раз в две-три недели хотя бы минут на 15. Это даст возможность фреону и компрессорному маслу пройти по магистралям. Такая профилактика исключит разгерметизацию из-за рассыхания сальников, уплотняющих прокладок.
Как включить кондиционер зимой
Проблемы могут возникнуть из-за отрицательной температуры, учитывая которую, срабатывает электроника. Количество фреона за год уменьшается примерно на 10%. Летом это почти незаметно, т. к. давления, благодаря расширению хладагента, для запуска системы хватит.
Чтобы включить кондиционер, попробуйте загнать авто в теплый гараж, а если такой возможности нет, поездите некоторое время. Температура в моторном отсеке повысится и компрессор включится.
Неисправности основных узлов и элементов автокондиционера
Плохая работа охлаждающего устройства может заключаться в поломке, износе любого компонента системы. Ниже рассмотрен каждый из главных элементов автокондиционера с указанием признаков и причин поломок.
Компрессор
Самая дорогая часть системы. О неисправности этого узла можно судить в первую очередь по снижению эффективности работы автокондиционера. Другие признаки:
- ? повышенный шум со стороны компрессора, вызываемый износом (поломкой) подшипников
- ? следы масла на агрегате из-за износа сальников
Также причинами плохой работы компрессора может быть нарушение в электрических соединениях, ослабление приводного ремня, малое количество хладагента в системе.
Конденсатор
О неисправности этого узла говорит плохое охлаждение воздуха и появление маслянистых пятен на корпусе. Причинами выхода из строя конденсатора является его износ и вызываемая им коррозия, а также механические повреждения. Но чаще всего узел плохо функционирует из-за загрязнений: налипшей грязи, пыли.
Испаритель
Он находится в салоне и о том, что с ним не все в порядке, говорит появление затхлого запаха и воды на полу. Первый признак является следствием износа узла из-за коррозии или механического повреждения. Появление влаги на полу свидетельствует о закупорке дренажных трубок, выводящих воду на улицу.
Фильтр-осушитель и термовентиль (ТРВ)
При их плохой работе наблюдаются частые и непроизвольные отключения компрессора. Еще одно свидетельство неисправности этих компонентов системы – обмерзающие патрубки, шланги. Неприятности связаны с непрофессиональным ремонтом и (или) загрязнением системы.
Что входит в обслуживание
В первую очередь – соблюдение чистоты. Это относится к радиатору кондиционера. Он находится снаружи и поэтому забивается листьями, пылью, насекомыми и т. п. Процедура может оказаться непростой: на некоторых авто придется демонтировать бампер, а иногда и вентилятор.
Второй момент – внешний осмотр трубок системы. Появление на них масляных подтеков, инея или запотеваний говорит об утечке хладагента через, например, неплотно закрученные соединения. Также прислушивайтесь к работе вентилятора и компрессора: появление постороннего шума может говорить о скорой поломке подшипников. Два раза в год меняйте салонный фильтр.
Зима – подходящее время для приведения системы кондиционирования в порядок: «готовь сани летом – телегу зимой»!
О заправке кондиционера и стоимости процедуры
Если автомобиль новый, делать это нужно через 2-3 года после начала эксплуатации. Для машины возрастом более 7 лет, посещать сервис в плане проверки состояния фреона рекомендуется спустя 1-2 года от последней замены хладагента.
Заправить систему фреоном можно и самостоятельно. Но для этого потребуется специальное оборудование, покупка которого вряд ли целесообразна. Стоимость услуги в сервисах сильно зависит от марки машины, модели, года выпуска. Цена заправки отечественного авто начинается от 900-1000 рублей. За обслуживание попросят не менее 2000 руб., в зависимости от того, что в него входит.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....
Купил ржавый МАЗ-5551 по цене металлолома и зарабатывает
Это только на первый взгляд кажется, что попасть обычному человеку в категорию владельцев грузовиков сложно. На самом деле, для того, кто не боится трудностей,...