УзГА: завод вчера, сегодня и завтра
Уральский завод гражданской авиации, большую часть своей истории занимавшийся ремонтом самолетных и вертолетных двигателей, постепенно превращается в одного из заметного производителя авиатехники. Сегодня УзГА предлагает воздушные суда малого класса L-410, DA-40, Da-42, вертолеты Bell 407GXP. В перспективе – L-610, «Байкал», «Ладога» (ТВРС-44). Последний будет выпускаться серийно с 2026-го года на площадке в г. Арамиль.
В 1930-х никакого завода не было: существовали скромные авиаремонтные мастерские, обслуживавшие воздушные суда, летавшие из столицы в Иркутск, Свердловск, Магнитогорск и обратно. Видимо, успехи предприятия на этом поприще помогли ему получить статус самостоятельной производственной единицы ГВФ СССР. В марте 1939 и образовался завод №404, известный ныне, как УзГА.
В войну свердловчане накапливали опыт, ремонтируя авиадвигатели боевых машин. Уже тогда на заводе производили сборку истребителей «Чаек» И-15 и «Ишачков» И-16, бомбардировщика СБ. За всю войну завод восстановил 560 самолетов и отремонтировал 1500 двигателей: в основном это был АШ-62ИР. После войны заводчане осваивали новый двигатель АШ-82В, устанавливавшийся на Ил-12. А в 60-е, по мере развития вертолетостроения, начал осваивать капремонт главного редуктора машин Ми-4.
В 70-е годы завод неуклонно поднимал свою «планку» и начал ремонтировать газотурбинный силовой агрегат ТВ2-117А. К 1975-му завод №404 увеличил свои объемы с пяти двигателей в месяц до рекордных 180! В эти же годы предприятие запатентовала особую методику сборки авиамоторов с испытаниями.
В 1980-е завод обзавелся собственной лабораторией, позволявшей тестировать отдельные элементы авиадвигателей и ввел в эксплуатацию станцию по их испытаниям.
Конечно, после развала Союза, разразившийся кризис ударил и по заводу. Но он не обанкротился, сумел сохранить и развить производство. Был освоен капремонт вертолетных моторов ТВЗ-117 и ГТД-350. В двухтысячные УЗГА занимался восстановлением АИ-9В и ВР-24.
Важное событие произошло в 2007-м: на предприятии впервые разработали свой двигатель НК12-СТ, который испытали менее чем через год. Такой короткий срок был достигнут благодаря проведенной модернизации завода.
В конце лета 2013-го УзГА договорился с компанией Diamond Aircraft Industries (Австрия) о самостоятельной сборке легких самолетов моделей DA-40, 42. В то время эти четырехместные аппараты, оснащенные одним поршневым движком, стоили сравнительно недорого и пользовались популярностью. Уже к осени этого же года из ворот завода выкатывали первую партию машин в 49 единиц техники. К 2015-му заводчане освоили выпуск второй модели с парой двигателей – DA-42 (сегодня производится его улучшенная модификация DA42-VI).
Предприятие не только собирало самолеты из готовых комплектов, но и активно занималось локализацией производства: изначально был достигнут уровень в 30 %, позже он вырос до 70 %. В перспективе все узлы и агрегаты должны производиться в РФ. Например, на сегодня планер Da-40 и 42 полностью собирается из российских композитных материалов. Это стало возможным благодаря сотрудничеству с компанией UMATEX, являющейся филиалом «Росатома», занимающегося производством инновационных материалов.
К сборке первого приступили в 2021-м году. Это турбовинтовой самолет, рассчитанный на 19 пассажиров, разработан чешской компанией Let Kunovice.
На L-410 стали монтировать российское электронное оборудование, обычное, поплавковое и лыжное шасси. В ближайшем будущем на самолет хотят устанавливать специально разработанную модификацию двигателя ВК-800С.
Пока на самолете стоит авиамотор GE H80-200. Сегодня УзГА предлагает наиболее востребованные версии самолета – L-410 UVP E20 и NG.
Первые собирались в рамках соглашения с компанией Bell Helicopter, подписанного в 2015-м. Речь тогда шла об одномоторной модели Bell-407GXP. Она была собрана и отправлена заказчику в том же году. А вот БПЛА начали выпускать раньше: еще в 2013-м.
Это были аппараты «Застава» и «Форпост», являющиеся лицензионными копиями израильских дронов Bird-Eye 400 и SearcherII.
До 2030-го на УзГА собираются собрать свыше сотни этих самолетов: так обозначил перспективу глава предприятия Сергей Федоров. Именно столько запросила Единая дальневосточная компания. Завод в Екатеринбурге планирует выпускать как пассажирские, так и грузовые машины, серийное производство которых должно стартовать в следующем году.
В этом уже было подписано соглашение с авиакомпанией «Витязь-Аэро» и «Аврора» на поставку трех и десяти летательных аппаратов соответственно.
Это турбовинтовой «региональник», рассчитанный на перевозку 44-х человек. Самолет, второе название которого ТВРС-44, предназначен для эксплуатации в сложных условиях и может использоваться на грунтовых, травянистых и заснеженных полосах. По сути, это модернизированный L-610. Опытные экземпляры «Ладоги» собирают в Самаре (предприятие «Авиакор») и Смоленском авиазаводе. Силовой установкой ТВ7-117СТ-02 с российскими винтами АВ-44 занимается «ОДК-Климов» в Санкт-Петербурге. Но собирать машину буду в свердловской области, в подразделении УзГА. Выделены средства из госбюджета на расширение мощностей производственной площадки – кредит в 1 млрд. руб.
Сертификация «Ладоги» запланирована на 2024-й год. Сегодняшняя стоимость авиалайнера пока не озвучена. На 2021-й она составляла (в соответствии с подсчетами УзГА) примерно 12 млн. американских долларов.
Прототип учебно-тренировочной машины впервые продемонстрировали на форуме «Армия-2021». Самолет комплектуется российским двигателем ВК-800С, сертификация которого планируется на конец 2024-го года. Агрегат испытывается совместно с «ОДК-Климов» на стендах УзГА. Основной конкурент УТС-8090 – Як-152.
Любопытно, что для обоих самолетов Институт авиамоторостроения им. Баранова предлагает свой, поршневой движок АПД-500. В качестве эксперимента он устанавливался на Як-18Т, который неплохо показал себя на мероприятии «МАКС-2021».
Если взглянуть на официальный сайт завода, то из авиационной техники он предлагает вертолет Bell 407GX, самолеты Diamond DA40, DA42-VI и L-410 NG и UVP E20.
Также УзГА обеспечивает техническое сопровождение произведенных моделей. Ну и конечно же, предприятие занимается и «профильными» работами по восстановлению двигателей ТВ2-117, ГТД-350 и вертолетных редукторов к машинам Ми-2, Ми-8, Ми-24 и другим.
Начиная с 2017-го, завод в соответствии с сертификатом, получил право на техобслуживание агрегата ПС-90 ГП-2, используемого в газодобывающей промышленности для перекачки «голубого» топлива. Это еще одно, помимо авиации, направление деятельности предприятия.
Как все начиналось
В 1930-х никакого завода не было: существовали скромные авиаремонтные мастерские, обслуживавшие воздушные суда, летавшие из столицы в Иркутск, Свердловск, Магнитогорск и обратно. Видимо, успехи предприятия на этом поприще помогли ему получить статус самостоятельной производственной единицы ГВФ СССР. В марте 1939 и образовался завод №404, известный ныне, как УзГА.
Из 40-х в 80-е
В войну свердловчане накапливали опыт, ремонтируя авиадвигатели боевых машин. Уже тогда на заводе производили сборку истребителей «Чаек» И-15 и «Ишачков» И-16, бомбардировщика СБ. За всю войну завод восстановил 560 самолетов и отремонтировал 1500 двигателей: в основном это был АШ-62ИР. После войны заводчане осваивали новый двигатель АШ-82В, устанавливавшийся на Ил-12. А в 60-е, по мере развития вертолетостроения, начал осваивать капремонт главного редуктора машин Ми-4.
АШ-62ИР: когда-то завод ремонтировал такие двигатели. Фото: YouTube.com
В 70-е годы завод неуклонно поднимал свою «планку» и начал ремонтировать газотурбинный силовой агрегат ТВ2-117А. К 1975-му завод №404 увеличил свои объемы с пяти двигателей в месяц до рекордных 180! В эти же годы предприятие запатентовала особую методику сборки авиамоторов с испытаниями.
Ремонт авиамоторов – главное направление деятельности завода. Фото: YouTube.com
В 1980-е завод обзавелся собственной лабораторией, позволявшей тестировать отдельные элементы авиадвигателей и ввел в эксплуатацию станцию по их испытаниям.
Девяностые и двухтысячные
Конечно, после развала Союза, разразившийся кризис ударил и по заводу. Но он не обанкротился, сумел сохранить и развить производство. Был освоен капремонт вертолетных моторов ТВЗ-117 и ГТД-350. В двухтысячные УЗГА занимался восстановлением АИ-9В и ВР-24.
Макет ТГД НК-12. Фото: YouTube.com
Важное событие произошло в 2007-м: на предприятии впервые разработали свой двигатель НК12-СТ, который испытали менее чем через год. Такой короткий срок был достигнут благодаря проведенной модернизации завода.
Производство DA-40 и DA-42
В конце лета 2013-го УзГА договорился с компанией Diamond Aircraft Industries (Австрия) о самостоятельной сборке легких самолетов моделей DA-40, 42. В то время эти четырехместные аппараты, оснащенные одним поршневым движком, стоили сравнительно недорого и пользовались популярностью. Уже к осени этого же года из ворот завода выкатывали первую партию машин в 49 единиц техники. К 2015-му заводчане освоили выпуск второй модели с парой двигателей – DA-42 (сегодня производится его улучшенная модификация DA42-VI).
DA-42 на фоне L-410 выглядит современно. Фото: YouTube.com
Предприятие не только собирало самолеты из готовых комплектов, но и активно занималось локализацией производства: изначально был достигнут уровень в 30 %, позже он вырос до 70 %. В перспективе все узлы и агрегаты должны производиться в РФ. Например, на сегодня планер Da-40 и 42 полностью собирается из российских композитных материалов. Это стало возможным благодаря сотрудничеству с компанией UMATEX, являющейся филиалом «Росатома», занимающегося производством инновационных материалов.
Let L-410
К сборке первого приступили в 2021-м году. Это турбовинтовой самолет, рассчитанный на 19 пассажиров, разработан чешской компанией Let Kunovice.
Погибающий в 2000-х завод выкупила «Уральская Горно-металлургическая компания»: с тех пор дела предприятия пошли в «гору». В 2018-м 100 % акций Let Kunovice переданы российской компании «Остов». Однако неизбежное давление со стороны Запада и угроза санкций вынудило собственника продать предприятие чешской группе OMNIPOL.
Модернизированный вариант L-410 с индексом NG. Фото: YouTube.com
На L-410 стали монтировать российское электронное оборудование, обычное, поплавковое и лыжное шасси. В ближайшем будущем на самолет хотят устанавливать специально разработанную модификацию двигателя ВК-800С.
Последняя версия L-410 с индексом UPV E20. Фото: YouTube.com
Пока на самолете стоит авиамотор GE H80-200. Сегодня УзГА предлагает наиболее востребованные версии самолета – L-410 UVP E20 и NG.
Вертолеты и «беспилотники»
Первые собирались в рамках соглашения с компанией Bell Helicopter, подписанного в 2015-м. Речь тогда шла об одномоторной модели Bell-407GXP. Она была собрана и отправлена заказчику в том же году. А вот БПЛА начали выпускать раньше: еще в 2013-м.
Модернизированный БПЛА «Форпост-Р». Фото: YouTube.com
Это были аппараты «Застава» и «Форпост», являющиеся лицензионными копиями израильских дронов Bird-Eye 400 и SearcherII.
«Байкал»
До 2030-го на УзГА собираются собрать свыше сотни этих самолетов: так обозначил перспективу глава предприятия Сергей Федоров. Именно столько запросила Единая дальневосточная компания. Завод в Екатеринбурге планирует выпускать как пассажирские, так и грузовые машины, серийное производство которых должно стартовать в следующем году.
«Байкал» в цехе УзГА показывают журналистам. Фото: YouTube.com
В этом уже было подписано соглашение с авиакомпанией «Витязь-Аэро» и «Аврора» на поставку трех и десяти летательных аппаратов соответственно.
«Ладога»
Это турбовинтовой «региональник», рассчитанный на перевозку 44-х человек. Самолет, второе название которого ТВРС-44, предназначен для эксплуатации в сложных условиях и может использоваться на грунтовых, травянистых и заснеженных полосах. По сути, это модернизированный L-610. Опытные экземпляры «Ладоги» собирают в Самаре (предприятие «Авиакор») и Смоленском авиазаводе. Силовой установкой ТВ7-117СТ-02 с российскими винтами АВ-44 занимается «ОДК-Климов» в Санкт-Петербурге. Но собирать машину буду в свердловской области, в подразделении УзГА. Выделены средства из госбюджета на расширение мощностей производственной площадки – кредит в 1 млрд. руб.
Сборка центропланов идет полным ходом. Фото: YouTube.com
Сертификация «Ладоги» запланирована на 2024-й год. Сегодняшняя стоимость авиалайнера пока не озвучена. На 2021-й она составляла (в соответствии с подсчетами УзГА) примерно 12 млн. американских долларов.
УТС-800
Прототип учебно-тренировочной машины впервые продемонстрировали на форуме «Армия-2021». Самолет комплектуется российским двигателем ВК-800С, сертификация которого планируется на конец 2024-го года. Агрегат испытывается совместно с «ОДК-Климов» на стендах УзГА. Основной конкурент УТС-8090 – Як-152.
УТС-800 на выставке. Фото: YouTube.com
Любопытно, что для обоих самолетов Институт авиамоторостроения им. Баранова предлагает свой, поршневой движок АПД-500. В качестве эксперимента он устанавливался на Як-18Т, который неплохо показал себя на мероприятии «МАКС-2021».
УзГА сегодня
Если взглянуть на официальный сайт завода, то из авиационной техники он предлагает вертолет Bell 407GX, самолеты Diamond DA40, DA42-VI и L-410 NG и UVP E20.
Готовая продукция ждет покупателей. Фото: YouTube.com
Также УзГА обеспечивает техническое сопровождение произведенных моделей. Ну и конечно же, предприятие занимается и «профильными» работами по восстановлению двигателей ТВ2-117, ГТД-350 и вертолетных редукторов к машинам Ми-2, Ми-8, Ми-24 и другим.
Видно, как в заводских цехах собирают и DA и L-410. Фото: YouTube.com
Начиная с 2017-го, завод в соответствии с сертификатом, получил право на техобслуживание агрегата ПС-90 ГП-2, используемого в газодобывающей промышленности для перекачки «голубого» топлива. Это еще одно, помимо авиации, направление деятельности предприятия.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...