УзГА: завод вчера, сегодня и завтра
Уральский завод гражданской авиации, большую часть своей истории занимавшийся ремонтом самолетных и вертолетных двигателей, постепенно превращается в одного из заметного производителя авиатехники. Сегодня УзГА предлагает воздушные суда малого класса L-410, DA-40, Da-42, вертолеты Bell 407GXP. В перспективе – L-610, «Байкал», «Ладога» (ТВРС-44). Последний будет выпускаться серийно с 2026-го года на площадке в г. Арамиль.
В 1930-х никакого завода не было: существовали скромные авиаремонтные мастерские, обслуживавшие воздушные суда, летавшие из столицы в Иркутск, Свердловск, Магнитогорск и обратно. Видимо, успехи предприятия на этом поприще помогли ему получить статус самостоятельной производственной единицы ГВФ СССР. В марте 1939 и образовался завод №404, известный ныне, как УзГА.
В войну свердловчане накапливали опыт, ремонтируя авиадвигатели боевых машин. Уже тогда на заводе производили сборку истребителей «Чаек» И-15 и «Ишачков» И-16, бомбардировщика СБ. За всю войну завод восстановил 560 самолетов и отремонтировал 1500 двигателей: в основном это был АШ-62ИР. После войны заводчане осваивали новый двигатель АШ-82В, устанавливавшийся на Ил-12. А в 60-е, по мере развития вертолетостроения, начал осваивать капремонт главного редуктора машин Ми-4.
В 70-е годы завод неуклонно поднимал свою «планку» и начал ремонтировать газотурбинный силовой агрегат ТВ2-117А. К 1975-му завод №404 увеличил свои объемы с пяти двигателей в месяц до рекордных 180! В эти же годы предприятие запатентовала особую методику сборки авиамоторов с испытаниями.
В 1980-е завод обзавелся собственной лабораторией, позволявшей тестировать отдельные элементы авиадвигателей и ввел в эксплуатацию станцию по их испытаниям.
Конечно, после развала Союза, разразившийся кризис ударил и по заводу. Но он не обанкротился, сумел сохранить и развить производство. Был освоен капремонт вертолетных моторов ТВЗ-117 и ГТД-350. В двухтысячные УЗГА занимался восстановлением АИ-9В и ВР-24.
Важное событие произошло в 2007-м: на предприятии впервые разработали свой двигатель НК12-СТ, который испытали менее чем через год. Такой короткий срок был достигнут благодаря проведенной модернизации завода.
В конце лета 2013-го УзГА договорился с компанией Diamond Aircraft Industries (Австрия) о самостоятельной сборке легких самолетов моделей DA-40, 42. В то время эти четырехместные аппараты, оснащенные одним поршневым движком, стоили сравнительно недорого и пользовались популярностью. Уже к осени этого же года из ворот завода выкатывали первую партию машин в 49 единиц техники. К 2015-му заводчане освоили выпуск второй модели с парой двигателей – DA-42 (сегодня производится его улучшенная модификация DA42-VI).
Предприятие не только собирало самолеты из готовых комплектов, но и активно занималось локализацией производства: изначально был достигнут уровень в 30 %, позже он вырос до 70 %. В перспективе все узлы и агрегаты должны производиться в РФ. Например, на сегодня планер Da-40 и 42 полностью собирается из российских композитных материалов. Это стало возможным благодаря сотрудничеству с компанией UMATEX, являющейся филиалом «Росатома», занимающегося производством инновационных материалов.
К сборке первого приступили в 2021-м году. Это турбовинтовой самолет, рассчитанный на 19 пассажиров, разработан чешской компанией Let Kunovice.
На L-410 стали монтировать российское электронное оборудование, обычное, поплавковое и лыжное шасси. В ближайшем будущем на самолет хотят устанавливать специально разработанную модификацию двигателя ВК-800С.
Пока на самолете стоит авиамотор GE H80-200. Сегодня УзГА предлагает наиболее востребованные версии самолета – L-410 UVP E20 и NG.
Первые собирались в рамках соглашения с компанией Bell Helicopter, подписанного в 2015-м. Речь тогда шла об одномоторной модели Bell-407GXP. Она была собрана и отправлена заказчику в том же году. А вот БПЛА начали выпускать раньше: еще в 2013-м.
Это были аппараты «Застава» и «Форпост», являющиеся лицензионными копиями израильских дронов Bird-Eye 400 и SearcherII.
До 2030-го на УзГА собираются собрать свыше сотни этих самолетов: так обозначил перспективу глава предприятия Сергей Федоров. Именно столько запросила Единая дальневосточная компания. Завод в Екатеринбурге планирует выпускать как пассажирские, так и грузовые машины, серийное производство которых должно стартовать в следующем году.
В этом уже было подписано соглашение с авиакомпанией «Витязь-Аэро» и «Аврора» на поставку трех и десяти летательных аппаратов соответственно.
Это турбовинтовой «региональник», рассчитанный на перевозку 44-х человек. Самолет, второе название которого ТВРС-44, предназначен для эксплуатации в сложных условиях и может использоваться на грунтовых, травянистых и заснеженных полосах. По сути, это модернизированный L-610. Опытные экземпляры «Ладоги» собирают в Самаре (предприятие «Авиакор») и Смоленском авиазаводе. Силовой установкой ТВ7-117СТ-02 с российскими винтами АВ-44 занимается «ОДК-Климов» в Санкт-Петербурге. Но собирать машину буду в свердловской области, в подразделении УзГА. Выделены средства из госбюджета на расширение мощностей производственной площадки – кредит в 1 млрд. руб.
Сертификация «Ладоги» запланирована на 2024-й год. Сегодняшняя стоимость авиалайнера пока не озвучена. На 2021-й она составляла (в соответствии с подсчетами УзГА) примерно 12 млн. американских долларов.
Прототип учебно-тренировочной машины впервые продемонстрировали на форуме «Армия-2021». Самолет комплектуется российским двигателем ВК-800С, сертификация которого планируется на конец 2024-го года. Агрегат испытывается совместно с «ОДК-Климов» на стендах УзГА. Основной конкурент УТС-8090 – Як-152.
Любопытно, что для обоих самолетов Институт авиамоторостроения им. Баранова предлагает свой, поршневой движок АПД-500. В качестве эксперимента он устанавливался на Як-18Т, который неплохо показал себя на мероприятии «МАКС-2021».
Если взглянуть на официальный сайт завода, то из авиационной техники он предлагает вертолет Bell 407GX, самолеты Diamond DA40, DA42-VI и L-410 NG и UVP E20.
Также УзГА обеспечивает техническое сопровождение произведенных моделей. Ну и конечно же, предприятие занимается и «профильными» работами по восстановлению двигателей ТВ2-117, ГТД-350 и вертолетных редукторов к машинам Ми-2, Ми-8, Ми-24 и другим.
Начиная с 2017-го, завод в соответствии с сертификатом, получил право на техобслуживание агрегата ПС-90 ГП-2, используемого в газодобывающей промышленности для перекачки «голубого» топлива. Это еще одно, помимо авиации, направление деятельности предприятия.
Как все начиналось
В 1930-х никакого завода не было: существовали скромные авиаремонтные мастерские, обслуживавшие воздушные суда, летавшие из столицы в Иркутск, Свердловск, Магнитогорск и обратно. Видимо, успехи предприятия на этом поприще помогли ему получить статус самостоятельной производственной единицы ГВФ СССР. В марте 1939 и образовался завод №404, известный ныне, как УзГА.
Из 40-х в 80-е
В войну свердловчане накапливали опыт, ремонтируя авиадвигатели боевых машин. Уже тогда на заводе производили сборку истребителей «Чаек» И-15 и «Ишачков» И-16, бомбардировщика СБ. За всю войну завод восстановил 560 самолетов и отремонтировал 1500 двигателей: в основном это был АШ-62ИР. После войны заводчане осваивали новый двигатель АШ-82В, устанавливавшийся на Ил-12. А в 60-е, по мере развития вертолетостроения, начал осваивать капремонт главного редуктора машин Ми-4.
АШ-62ИР: когда-то завод ремонтировал такие двигатели. Фото: YouTube.com
В 70-е годы завод неуклонно поднимал свою «планку» и начал ремонтировать газотурбинный силовой агрегат ТВ2-117А. К 1975-му завод №404 увеличил свои объемы с пяти двигателей в месяц до рекордных 180! В эти же годы предприятие запатентовала особую методику сборки авиамоторов с испытаниями.
Ремонт авиамоторов – главное направление деятельности завода. Фото: YouTube.com
В 1980-е завод обзавелся собственной лабораторией, позволявшей тестировать отдельные элементы авиадвигателей и ввел в эксплуатацию станцию по их испытаниям.
Девяностые и двухтысячные
Конечно, после развала Союза, разразившийся кризис ударил и по заводу. Но он не обанкротился, сумел сохранить и развить производство. Был освоен капремонт вертолетных моторов ТВЗ-117 и ГТД-350. В двухтысячные УЗГА занимался восстановлением АИ-9В и ВР-24.
Макет ТГД НК-12. Фото: YouTube.com
Важное событие произошло в 2007-м: на предприятии впервые разработали свой двигатель НК12-СТ, который испытали менее чем через год. Такой короткий срок был достигнут благодаря проведенной модернизации завода.
Производство DA-40 и DA-42
В конце лета 2013-го УзГА договорился с компанией Diamond Aircraft Industries (Австрия) о самостоятельной сборке легких самолетов моделей DA-40, 42. В то время эти четырехместные аппараты, оснащенные одним поршневым движком, стоили сравнительно недорого и пользовались популярностью. Уже к осени этого же года из ворот завода выкатывали первую партию машин в 49 единиц техники. К 2015-му заводчане освоили выпуск второй модели с парой двигателей – DA-42 (сегодня производится его улучшенная модификация DA42-VI).
DA-42 на фоне L-410 выглядит современно. Фото: YouTube.com
Предприятие не только собирало самолеты из готовых комплектов, но и активно занималось локализацией производства: изначально был достигнут уровень в 30 %, позже он вырос до 70 %. В перспективе все узлы и агрегаты должны производиться в РФ. Например, на сегодня планер Da-40 и 42 полностью собирается из российских композитных материалов. Это стало возможным благодаря сотрудничеству с компанией UMATEX, являющейся филиалом «Росатома», занимающегося производством инновационных материалов.
Let L-410
К сборке первого приступили в 2021-м году. Это турбовинтовой самолет, рассчитанный на 19 пассажиров, разработан чешской компанией Let Kunovice.
Погибающий в 2000-х завод выкупила «Уральская Горно-металлургическая компания»: с тех пор дела предприятия пошли в «гору». В 2018-м 100 % акций Let Kunovice переданы российской компании «Остов». Однако неизбежное давление со стороны Запада и угроза санкций вынудило собственника продать предприятие чешской группе OMNIPOL.
Модернизированный вариант L-410 с индексом NG. Фото: YouTube.com
На L-410 стали монтировать российское электронное оборудование, обычное, поплавковое и лыжное шасси. В ближайшем будущем на самолет хотят устанавливать специально разработанную модификацию двигателя ВК-800С.
Последняя версия L-410 с индексом UPV E20. Фото: YouTube.com
Пока на самолете стоит авиамотор GE H80-200. Сегодня УзГА предлагает наиболее востребованные версии самолета – L-410 UVP E20 и NG.
Вертолеты и «беспилотники»
Первые собирались в рамках соглашения с компанией Bell Helicopter, подписанного в 2015-м. Речь тогда шла об одномоторной модели Bell-407GXP. Она была собрана и отправлена заказчику в том же году. А вот БПЛА начали выпускать раньше: еще в 2013-м.
Модернизированный БПЛА «Форпост-Р». Фото: YouTube.com
Это были аппараты «Застава» и «Форпост», являющиеся лицензионными копиями израильских дронов Bird-Eye 400 и SearcherII.
«Байкал»
До 2030-го на УзГА собираются собрать свыше сотни этих самолетов: так обозначил перспективу глава предприятия Сергей Федоров. Именно столько запросила Единая дальневосточная компания. Завод в Екатеринбурге планирует выпускать как пассажирские, так и грузовые машины, серийное производство которых должно стартовать в следующем году.
«Байкал» в цехе УзГА показывают журналистам. Фото: YouTube.com
В этом уже было подписано соглашение с авиакомпанией «Витязь-Аэро» и «Аврора» на поставку трех и десяти летательных аппаратов соответственно.
«Ладога»
Это турбовинтовой «региональник», рассчитанный на перевозку 44-х человек. Самолет, второе название которого ТВРС-44, предназначен для эксплуатации в сложных условиях и может использоваться на грунтовых, травянистых и заснеженных полосах. По сути, это модернизированный L-610. Опытные экземпляры «Ладоги» собирают в Самаре (предприятие «Авиакор») и Смоленском авиазаводе. Силовой установкой ТВ7-117СТ-02 с российскими винтами АВ-44 занимается «ОДК-Климов» в Санкт-Петербурге. Но собирать машину буду в свердловской области, в подразделении УзГА. Выделены средства из госбюджета на расширение мощностей производственной площадки – кредит в 1 млрд. руб.
Сборка центропланов идет полным ходом. Фото: YouTube.com
Сертификация «Ладоги» запланирована на 2024-й год. Сегодняшняя стоимость авиалайнера пока не озвучена. На 2021-й она составляла (в соответствии с подсчетами УзГА) примерно 12 млн. американских долларов.
УТС-800
Прототип учебно-тренировочной машины впервые продемонстрировали на форуме «Армия-2021». Самолет комплектуется российским двигателем ВК-800С, сертификация которого планируется на конец 2024-го года. Агрегат испытывается совместно с «ОДК-Климов» на стендах УзГА. Основной конкурент УТС-8090 – Як-152.
УТС-800 на выставке. Фото: YouTube.com
Любопытно, что для обоих самолетов Институт авиамоторостроения им. Баранова предлагает свой, поршневой движок АПД-500. В качестве эксперимента он устанавливался на Як-18Т, который неплохо показал себя на мероприятии «МАКС-2021».
УзГА сегодня
Если взглянуть на официальный сайт завода, то из авиационной техники он предлагает вертолет Bell 407GX, самолеты Diamond DA40, DA42-VI и L-410 NG и UVP E20.
Готовая продукция ждет покупателей. Фото: YouTube.com
Также УзГА обеспечивает техническое сопровождение произведенных моделей. Ну и конечно же, предприятие занимается и «профильными» работами по восстановлению двигателей ТВ2-117, ГТД-350 и вертолетных редукторов к машинам Ми-2, Ми-8, Ми-24 и другим.
Видно, как в заводских цехах собирают и DA и L-410. Фото: YouTube.com
Начиная с 2017-го, завод в соответствии с сертификатом, получил право на техобслуживание агрегата ПС-90 ГП-2, используемого в газодобывающей промышленности для перекачки «голубого» топлива. Это еще одно, помимо авиации, направление деятельности предприятия.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....
Toyota готовит большое обновление культового внедорожника
Похоже, это будет полноценное следующее поколение. Кроме визуальных «отличий», анонсированы изменения и по технической части. Подробнее читайте в нашем...