
«Летучий голландец»: история одного корабля и не только
Их действительно много – кораблей, брошенных командой, одиноко и бесцельно дрейфующих в океанических водах. Некоторые, как миражи, появляются и исчезают на горизонте. Другие норовят таранить идущее навстречу судно, но в последнюю минуту растворяются в эфире.
В ряде случаев морякам удается заснять призрак на пленку и даже высадиться на борт, где обнаруживаются останки членов команды. Бывает, наоборот, на брошенных кораблях не находят следов присутствия людей. Корабельное оборудование и бытовые предметы на местах, а команда как будто испарилась в одночасье. Тогда власти проводят расследования, собирают материалы и улики. Следователи анализируют ситуацию, строят догадки, но не всегда достигают успеха.
Начнем, однако, с самого популярного морского скитальца, на палубу которого не ступила пока еще ни одна живая душа, не говоря о следователях.
Многочисленные тайны, которые так хорошо умеет хранить океан, часто потрясают, ставят в тупик, вызывают недоверие скептиков. Взять хоть этого «Летучего голландца».
Корабль-призрак «Летучий голландец». Фото: YouTube.com
Кто в него верит? Оказывается, верят! Те, кто воочию видел его, кто пережил благоговейный ужас при приближении этого древнего полугнилого фрегата с оборванными черными парусами и сломанными мачтами.
Их, правда, много теперь в морях. Они из разных веков, но есть один, Первый и Главный, тот, который стал владельцем бренда. Да, самого настоящего бренда «Летучий голландец». Ведь по мотивам легенды (хотя, для кого – легенда, а для кого – истинная правда) сняты фильмы, написаны картины и книги, а Рихард Вагнер даже создал оперу. Самая знаменитая кинолента про «Летучего голландца» – «Пираты Карибского моря».
Удивительно, как много выдающихся мореплавателей дала миру маленькая Голландия. Отличный торговый флот, судостроительные верфи, высококлассные морские инженеры – все это сосредоточилось в Нидерландах. Вот и капитан Хендрик Ван дер Декен оттуда.
Этому, не знающему страха, человеку приписывают свирепый и беспощадный нрав. Шкипер всегда носил с собой плеть со свинцовым наконечником, которая то и дело опускалась на спины ослушавшихся матросов. Его рыжая борода вспыхивала огнем во время грозы. Команду капитан набирал из головорезов, висельников, убийц. А кто бы еще согласился служить злобному тирану?
Фантом всегда появляется неожиданно. Фото: YouTube.com
Фрегат Ван дер Декена был приписан к Голландской Ост-Индской компании. В первой половине 1600-х годов моряк успешно водил свое судно к Яве и Антильским островам, в Индию. В трюмах перевозили краску, специи, шелка. Но поговаривали, что морской волк торговал и «живым» товаром. Рабы умирали от голода и жажды и шли на корм «милым рыбешкам» – акулам. Слава и деньги – все, что было нужно Хендрику.
Рифы, водовороты, бури были нипочем отважному мореплавателю. В родной Амстердам капитан приводил бриг без единой царапинки. Тогда-то его и заподозрили в связи с самим дьяволом.
Во всех портах мира знали опытного морехода, гуляку, сквернослова и богохульника. Когда он заваливался со своими головорезами в таверну, завсегдатаи бросались врассыпную. Хозяин трясущимися руками подавал лучшие вина, ром и пиво. Денег не брал, от греха подальше.
Дело было в 1641 году. Корабль Ван дер Декена держал курс с острова Мартиника в Карибском море до архипелага Хуан-Фернандес в юго-восточной части Тихого океана. К слову, на одном из островов архипелага обитал наш любимец Робинзон Крузо. Но это было позднее и к «Летучему голландцу» отношения не имеет.
Время не щадит «Летучего голландца». Фото: YouTube.com
На Мартинике к капитану подошел прилично одетый молодой человек и пообещал щедрое вознаграждение за одну услугу. Его с невестой нужно было доставить на остров Хуан-Фернандес, чтобы умирающий отец девушки благословил брак молодой пары.
Кэп согласился. Но в пути узнал, что молодой человек везет с собой много золота. Позарившись на богатство и юную красавицу, убил жениха, выбросил за борт, а девушке предложил в мужья себя. Как раз в тот момент фрегат проходил мыс Горн – опаснейшее для мореплавателей место, где встречаются неистовые течения Тихого и Атлантического океанов.
Сраженная гибелью возлюбленного гордая девица ответила отказом: предпочла последовать за женихом. Но перед тем, как броситься в темную морскую пучину, она прокляла капитана и пожелала, чтобы он никогда не сошел на берег. Ну, раз женщина сказала…
В ту же минуту разразилась страшная буря: горы воды обрушивались на корабль, по палубе катались огромные градины, черное небо рассекали гигантские зигзаги молний. Стихия разбушевалась не на шутку. Штурман предложил Ван дер Декену повернуть назад, укрыться в какой-нибудь бухте.
Вот так в подзорной трубе однажды может появиться «Летучий голландец». Фото: YouTube.com
Но кэп никогда не сдавался. Представив, что будет выглядеть трусом и посмешищем в глазах команды, убил штурмана и еще нескольких недовольных матросов. И поклялся матерью, что никто не покинет бриг, пока он не обогнет злополучный мыс, даже, если на это уйдет вечность. Все так и получилось: корабль с неуязвимым и бессмертным капитаном и такой же командой будет ходить по волнам до второго пришествия.
Прозвучала базовая, с элементами романтики, версия превращения корабля в фантом. Но есть и другие варианты, без влюбленных.
Итак, у мыса Горн разразился ураган. Боцман предложил вернуться, команда его поддержала. Бунт! Капитан убил кого нужно и воскликнул, что готов огибать мыс до судного дня. Тут над ним появилась некая эфемерная сущность и вежливо уточнила, не врет ли? Моряк подтвердил. Теперь так и ходит по морям с командой, которая давно превратилась в скелеты.
Появление «Летучего голландца» всегда предвещает беду. Фото: YouTube.com
Еще утверждают, что Хендрик не выполнил святое неписанное морское правило – не помог тонущему кораблю и за это получил проклятие. Более драматичный вариант: Ван дер Декен где-то встретился с пиратской бригантиной-призраком «Кинару», одолел ее, получил проклятие и сам стал призраком. Это – как убить вампира, но получить укус.
Если бы «Летучий голландец» был детской сказкой, ученые мужья не брались бы расследовать дело и искать объяснение явлению. А все началось со свидетельств. Первое упоминание о фрегате-призраке относится к 1790 году, о чем написал в своей книге Д. Макдональд.
Через пять лет английский писатель Д. Баррингтон посвящает труд бригу, обреченному на вечное скитание по семи морям. За основу он берет рассказы очевидцев. Наиболее убедительные свидетельства встречи с призраком исходили от британских монархов – будущего короля Георга V и принца Альберта Виктора. Событие было в 1881 году у берегов Австралии.
В королевском отчете записано:
Когда корабль с британцами подошел к месту встречи с видением, оно исчезло. Впередсмотрящий, первым заметивший призрака, в тот же день упал с мачты и погиб. И это логично: встреча с вечным странником всегда приносит беду.
Когда свидетельств собралось изрядное количество, историки начали копаться в портовых документах. Обнаружили реальное лицо – прототипа капитана Хендрика Ван дер Декена. Удачливого шкипера звали Бернард Фокке. Он в те же годы служил в упомянутой компании, курсировал между Амстердамом и Явой. Фокке преодолевал расстояние в рекордные сроки – три с половиной месяца. Как такое возможно?.. Все указывало на связь с самим морским дьяволом.
Но для ученых черти и прочая нечисть – не аргумент. А вот оптическое явление «Фата-моргана» – достойное объяснение видению. Там дело связано с несколькими формами миражей, преломлениями лучей, прочей сложной наукой. Если просто, выходит так: очень отдаленный предмет в море предстает перед вами в виде миража.
Корабль-призрак преследует свои жертвы. Фото: YouTube.com
Тут еще уместно вспомнить про огни святого Эльма. Можно себе представить, что тот корабль за горизонтом еще и был перед грозой объят блуждающими огнями. «Бесовское» свечение всегда наблюдается на заостренных предметах.
Альберт Эйнштейн внес свою лепту в разрушение легенды, выступив с теорией относительности. Согласно его доктрине, вместе с реальностью существуют параллельные миры. Иногда они пересекаются, и тогда мы видим картинки из прошлого или будущего. Словом, эти ученые вечно находят физическое начало во всяком феномене и разрушают красивые легенды.
К счастью, осталась одна интрига. Дьявол, который обрек Хендрика Ван дер Декена на вечное скитание, дал ему все же шанс. Мол, если какая-нибудь красавица влюбится в тебя и выйдет замуж, то умрешь по-человечески, в кругу безутешной родни.
Для этого капитан каждые семь лет приближается к берегу, ждет невесту, но пока безрезультатно. И если дьявол злорадствует по этому поводу, то зря: плохо он знает современных блогерш. За лайки под фото со свадьбы они готовы замуж за кого угодно, лишь бы конкурентку переплюнуть.
В одном из следующих материалов мы обязательно расскажем о других, вполне реальных кораблях-призраках. Тех, что уже с радиопередатчиками и современными средствами навигации почему-то одиноко дрейфуют в безбрежных водах океана.
В ряде случаев морякам удается заснять призрак на пленку и даже высадиться на борт, где обнаруживаются останки членов команды. Бывает, наоборот, на брошенных кораблях не находят следов присутствия людей. Корабельное оборудование и бытовые предметы на местах, а команда как будто испарилась в одночасье. Тогда власти проводят расследования, собирают материалы и улики. Следователи анализируют ситуацию, строят догадки, но не всегда достигают успеха.
Начнем, однако, с самого популярного морского скитальца, на палубу которого не ступила пока еще ни одна живая душа, не говоря о следователях.
«Летучий голландец»
Многочисленные тайны, которые так хорошо умеет хранить океан, часто потрясают, ставят в тупик, вызывают недоверие скептиков. Взять хоть этого «Летучего голландца».

Кто в него верит? Оказывается, верят! Те, кто воочию видел его, кто пережил благоговейный ужас при приближении этого древнего полугнилого фрегата с оборванными черными парусами и сломанными мачтами.
Их, правда, много теперь в морях. Они из разных веков, но есть один, Первый и Главный, тот, который стал владельцем бренда. Да, самого настоящего бренда «Летучий голландец». Ведь по мотивам легенды (хотя, для кого – легенда, а для кого – истинная правда) сняты фильмы, написаны картины и книги, а Рихард Вагнер даже создал оперу. Самая знаменитая кинолента про «Летучего голландца» – «Пираты Карибского моря».
Удивительно, как много выдающихся мореплавателей дала миру маленькая Голландия. Отличный торговый флот, судостроительные верфи, высококлассные морские инженеры – все это сосредоточилось в Нидерландах. Вот и капитан Хендрик Ван дер Декен оттуда.
Этому, не знающему страха, человеку приписывают свирепый и беспощадный нрав. Шкипер всегда носил с собой плеть со свинцовым наконечником, которая то и дело опускалась на спины ослушавшихся матросов. Его рыжая борода вспыхивала огнем во время грозы. Команду капитан набирал из головорезов, висельников, убийц. А кто бы еще согласился служить злобному тирану?

Фрегат Ван дер Декена был приписан к Голландской Ост-Индской компании. В первой половине 1600-х годов моряк успешно водил свое судно к Яве и Антильским островам, в Индию. В трюмах перевозили краску, специи, шелка. Но поговаривали, что морской волк торговал и «живым» товаром. Рабы умирали от голода и жажды и шли на корм «милым рыбешкам» – акулам. Слава и деньги – все, что было нужно Хендрику.
Рифы, водовороты, бури были нипочем отважному мореплавателю. В родной Амстердам капитан приводил бриг без единой царапинки. Тогда-то его и заподозрили в связи с самим дьяволом.
Во всех портах мира знали опытного морехода, гуляку, сквернослова и богохульника. Когда он заваливался со своими головорезами в таверну, завсегдатаи бросались врассыпную. Хозяин трясущимися руками подавал лучшие вина, ром и пиво. Денег не брал, от греха подальше.
Как корабль стал призраком
Дело было в 1641 году. Корабль Ван дер Декена держал курс с острова Мартиника в Карибском море до архипелага Хуан-Фернандес в юго-восточной части Тихого океана. К слову, на одном из островов архипелага обитал наш любимец Робинзон Крузо. Но это было позднее и к «Летучему голландцу» отношения не имеет.

На Мартинике к капитану подошел прилично одетый молодой человек и пообещал щедрое вознаграждение за одну услугу. Его с невестой нужно было доставить на остров Хуан-Фернандес, чтобы умирающий отец девушки благословил брак молодой пары.
Кэп согласился. Но в пути узнал, что молодой человек везет с собой много золота. Позарившись на богатство и юную красавицу, убил жениха, выбросил за борт, а девушке предложил в мужья себя. Как раз в тот момент фрегат проходил мыс Горн – опаснейшее для мореплавателей место, где встречаются неистовые течения Тихого и Атлантического океанов.
Сраженная гибелью возлюбленного гордая девица ответила отказом: предпочла последовать за женихом. Но перед тем, как броситься в темную морскую пучину, она прокляла капитана и пожелала, чтобы он никогда не сошел на берег. Ну, раз женщина сказала…
В ту же минуту разразилась страшная буря: горы воды обрушивались на корабль, по палубе катались огромные градины, черное небо рассекали гигантские зигзаги молний. Стихия разбушевалась не на шутку. Штурман предложил Ван дер Декену повернуть назад, укрыться в какой-нибудь бухте.

Но кэп никогда не сдавался. Представив, что будет выглядеть трусом и посмешищем в глазах команды, убил штурмана и еще нескольких недовольных матросов. И поклялся матерью, что никто не покинет бриг, пока он не обогнет злополучный мыс, даже, если на это уйдет вечность. Все так и получилось: корабль с неуязвимым и бессмертным капитаном и такой же командой будет ходить по волнам до второго пришествия.
Другие версии
Прозвучала базовая, с элементами романтики, версия превращения корабля в фантом. Но есть и другие варианты, без влюбленных.
Итак, у мыса Горн разразился ураган. Боцман предложил вернуться, команда его поддержала. Бунт! Капитан убил кого нужно и воскликнул, что готов огибать мыс до судного дня. Тут над ним появилась некая эфемерная сущность и вежливо уточнила, не врет ли? Моряк подтвердил. Теперь так и ходит по морям с командой, которая давно превратилась в скелеты.

Еще утверждают, что Хендрик не выполнил святое неписанное морское правило – не помог тонущему кораблю и за это получил проклятие. Более драматичный вариант: Ван дер Декен где-то встретился с пиратской бригантиной-призраком «Кинару», одолел ее, получил проклятие и сам стал призраком. Это – как убить вампира, но получить укус.
Свидетельства очевидцев и гипотезы
Если бы «Летучий голландец» был детской сказкой, ученые мужья не брались бы расследовать дело и искать объяснение явлению. А все началось со свидетельств. Первое упоминание о фрегате-призраке относится к 1790 году, о чем написал в своей книге Д. Макдональд.
Через пять лет английский писатель Д. Баррингтон посвящает труд бригу, обреченному на вечное скитание по семи морям. За основу он берет рассказы очевидцев. Наиболее убедительные свидетельства встречи с призраком исходили от британских монархов – будущего короля Георга V и принца Альберта Виктора. Событие было в 1881 году у берегов Австралии.
В королевском отчете записано:
Странный красный свет, как у призрачного корабля, все светится, посреди которого мачты, рангоут и паруса брига, находящегося на расстоянии 200 ярдов, выделялись с сильным рельефом, когда он подходил к носу левого борта
Когда корабль с британцами подошел к месту встречи с видением, оно исчезло. Впередсмотрящий, первым заметивший призрака, в тот же день упал с мачты и погиб. И это логично: встреча с вечным странником всегда приносит беду.
Когда свидетельств собралось изрядное количество, историки начали копаться в портовых документах. Обнаружили реальное лицо – прототипа капитана Хендрика Ван дер Декена. Удачливого шкипера звали Бернард Фокке. Он в те же годы служил в упомянутой компании, курсировал между Амстердамом и Явой. Фокке преодолевал расстояние в рекордные сроки – три с половиной месяца. Как такое возможно?.. Все указывало на связь с самим морским дьяволом.
Но для ученых черти и прочая нечисть – не аргумент. А вот оптическое явление «Фата-моргана» – достойное объяснение видению. Там дело связано с несколькими формами миражей, преломлениями лучей, прочей сложной наукой. Если просто, выходит так: очень отдаленный предмет в море предстает перед вами в виде миража.

Тут еще уместно вспомнить про огни святого Эльма. Можно себе представить, что тот корабль за горизонтом еще и был перед грозой объят блуждающими огнями. «Бесовское» свечение всегда наблюдается на заостренных предметах.
Альберт Эйнштейн внес свою лепту в разрушение легенды, выступив с теорией относительности. Согласно его доктрине, вместе с реальностью существуют параллельные миры. Иногда они пересекаются, и тогда мы видим картинки из прошлого или будущего. Словом, эти ученые вечно находят физическое начало во всяком феномене и разрушают красивые легенды.
К счастью, осталась одна интрига. Дьявол, который обрек Хендрика Ван дер Декена на вечное скитание, дал ему все же шанс. Мол, если какая-нибудь красавица влюбится в тебя и выйдет замуж, то умрешь по-человечески, в кругу безутешной родни.
Для этого капитан каждые семь лет приближается к берегу, ждет невесту, но пока безрезультатно. И если дьявол злорадствует по этому поводу, то зря: плохо он знает современных блогерш. За лайки под фото со свадьбы они готовы замуж за кого угодно, лишь бы конкурентку переплюнуть.
В одном из следующих материалов мы обязательно расскажем о других, вполне реальных кораблях-призраках. Тех, что уже с радиопередатчиками и современными средствами навигации почему-то одиноко дрейфуют в безбрежных водах океана.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....