.d-md-none .d-lg-block bibimot

«Летучий голландец»: история одного корабля и не только

«Летучий голландец»: история одного корабля и не только
Их действительно много – кораблей, брошенных командой, одиноко и бесцельно дрейфующих в океанических водах. Некоторые, как миражи, появляются и исчезают на горизонте. Другие норовят таранить идущее навстречу судно, но в последнюю минуту растворяются в эфире.


В ряде случаев морякам удается заснять призрак на пленку и даже высадиться на борт, где обнаруживаются останки членов команды. Бывает, наоборот, на брошенных кораблях не находят следов присутствия людей. Корабельное оборудование и бытовые предметы на местах, а команда как будто испарилась в одночасье. Тогда власти проводят расследования, собирают материалы и улики. Следователи анализируют ситуацию, строят догадки, но не всегда достигают успеха.

Начнем, однако, с самого популярного морского скитальца, на палубу которого не ступила пока еще ни одна живая душа, не говоря о следователях.

«Летучий голландец»


Многочисленные тайны, которые так хорошо умеет хранить океан, часто потрясают, ставят в тупик, вызывают недоверие скептиков. Взять хоть этого «Летучего голландца».

«Летучий голландец»: история одного корабля и не толькоКорабль-призрак «Летучий голландец». Фото: YouTube.com

Кто в него верит? Оказывается, верят! Те, кто воочию видел его, кто пережил благоговейный ужас при приближении этого древнего полугнилого фрегата с оборванными черными парусами и сломанными мачтами.

Их, правда, много теперь в морях. Они из разных веков, но есть один, Первый и Главный, тот, который стал владельцем бренда. Да, самого настоящего бренда «Летучий голландец». Ведь по мотивам легенды (хотя, для кого – легенда, а для кого – истинная правда) сняты фильмы, написаны картины и книги, а Рихард Вагнер даже создал оперу. Самая знаменитая кинолента про «Летучего голландца» – «Пираты Карибского моря».

Удивительно, как много выдающихся мореплавателей дала миру маленькая Голландия. Отличный торговый флот, судостроительные верфи, высококлассные морские инженеры – все это сосредоточилось в Нидерландах. Вот и капитан Хендрик Ван дер Декен оттуда.

Этому, не знающему страха, человеку приписывают свирепый и беспощадный нрав. Шкипер всегда носил с собой плеть со свинцовым наконечником, которая то и дело опускалась на спины ослушавшихся матросов. Его рыжая борода вспыхивала огнем во время грозы. Команду капитан набирал из головорезов, висельников, убийц. А кто бы еще согласился служить злобному тирану?

Фантом всегда появляется неожиданно. Фото: YouTube.com

Фрегат Ван дер Декена был приписан к Голландской Ост-Индской компании. В первой половине 1600-х годов моряк успешно водил свое судно к Яве и Антильским островам, в Индию. В трюмах перевозили краску, специи, шелка. Но поговаривали, что морской волк торговал и «живым» товаром. Рабы умирали от голода и жажды и шли на корм «милым рыбешкам» – акулам. Слава и деньги – все, что было нужно Хендрику.

Рифы, водовороты, бури были нипочем отважному мореплавателю. В родной Амстердам капитан приводил бриг без единой царапинки. Тогда-то его и заподозрили в связи с самим дьяволом.

Во всех портах мира знали опытного морехода, гуляку, сквернослова и богохульника. Когда он заваливался со своими головорезами в таверну, завсегдатаи бросались врассыпную. Хозяин трясущимися руками подавал лучшие вина, ром и пиво. Денег не брал, от греха подальше.


Как корабль стал призраком


Дело было в 1641 году. Корабль Ван дер Декена держал курс с острова Мартиника в Карибском море до архипелага Хуан-Фернандес в юго-восточной части Тихого океана. К слову, на одном из островов архипелага обитал наш любимец Робинзон Крузо. Но это было позднее и к «Летучему голландцу» отношения не имеет.

Время не щадит «Летучего голландца». Фото: YouTube.com

На Мартинике к капитану подошел прилично одетый молодой человек и пообещал щедрое вознаграждение за одну услугу. Его с невестой нужно было доставить на остров Хуан-Фернандес, чтобы умирающий отец девушки благословил брак молодой пары.

Кэп согласился. Но в пути узнал, что молодой человек везет с собой много золота. Позарившись на богатство и юную красавицу, убил жениха, выбросил за борт, а девушке предложил в мужья себя. Как раз в тот момент фрегат проходил мыс Горн – опаснейшее для мореплавателей место, где встречаются неистовые течения Тихого и Атлантического океанов.

Сраженная гибелью возлюбленного гордая девица ответила отказом: предпочла последовать за женихом. Но перед тем, как броситься в темную морскую пучину, она прокляла капитана и пожелала, чтобы он никогда не сошел на берег. Ну, раз женщина сказала…

В ту же минуту разразилась страшная буря: горы воды обрушивались на корабль, по палубе катались огромные градины, черное небо рассекали гигантские зигзаги молний. Стихия разбушевалась не на шутку. Штурман предложил Ван дер Декену повернуть назад, укрыться в какой-нибудь бухте.

Вот так в подзорной трубе однажды может появиться «Летучий голландец». Фото: YouTube.com

Но кэп никогда не сдавался. Представив, что будет выглядеть трусом и посмешищем в глазах команды, убил штурмана и еще нескольких недовольных матросов. И поклялся матерью, что никто не покинет бриг, пока он не обогнет злополучный мыс, даже, если на это уйдет вечность. Все так и получилось: корабль с неуязвимым и бессмертным капитаном и такой же командой будет ходить по волнам до второго пришествия.

Другие версии


Прозвучала базовая, с элементами романтики, версия превращения корабля в фантом. Но есть и другие варианты, без влюбленных.

Итак, у мыса Горн разразился ураган. Боцман предложил вернуться, команда его поддержала. Бунт! Капитан убил кого нужно и воскликнул, что готов огибать мыс до судного дня. Тут над ним появилась некая эфемерная сущность и вежливо уточнила, не врет ли? Моряк подтвердил. Теперь так и ходит по морям с командой, которая давно превратилась в скелеты.

Появление «Летучего голландца» всегда предвещает беду. Фото: YouTube.com

Еще утверждают, что Хендрик не выполнил святое неписанное морское правило – не помог тонущему кораблю и за это получил проклятие. Более драматичный вариант: Ван дер Декен где-то встретился с пиратской бригантиной-призраком «Кинару», одолел ее, получил проклятие и сам стал призраком. Это – как убить вампира, но получить укус.

Свидетельства очевидцев и гипотезы


Если бы «Летучий голландец» был детской сказкой, ученые мужья не брались бы расследовать дело и искать объяснение явлению. А все началось со свидетельств. Первое упоминание о фрегате-призраке относится к 1790 году, о чем написал в своей книге Д. Макдональд.

Через пять лет английский писатель Д. Баррингтон посвящает труд бригу, обреченному на вечное скитание по семи морям. За основу он берет рассказы очевидцев. Наиболее убедительные свидетельства встречи с призраком исходили от британских монархов – будущего короля Георга V и принца Альберта Виктора. Событие было в 1881 году у берегов Австралии.

В королевском отчете записано:

Странный красный свет, как у призрачного корабля, все светится, посреди которого мачты, рангоут и паруса брига, находящегося на расстоянии 200 ярдов, выделялись с сильным рельефом, когда он подходил к носу левого борта


Когда корабль с британцами подошел к месту встречи с видением, оно исчезло. Впередсмотрящий, первым заметивший призрака, в тот же день упал с мачты и погиб. И это логично: встреча с вечным странником всегда приносит беду.

Когда свидетельств собралось изрядное количество, историки начали копаться в портовых документах. Обнаружили реальное лицо – прототипа капитана Хендрика Ван дер Декена. Удачливого шкипера звали Бернард Фокке. Он в те же годы служил в упомянутой компании, курсировал между Амстердамом и Явой. Фокке преодолевал расстояние в рекордные сроки – три с половиной месяца. Как такое возможно?.. Все указывало на связь с самим морским дьяволом.

Но для ученых черти и прочая нечисть – не аргумент. А вот оптическое явление «Фата-моргана» – достойное объяснение видению. Там дело связано с несколькими формами миражей, преломлениями лучей, прочей сложной наукой. Если просто, выходит так: очень отдаленный предмет в море предстает перед вами в виде миража.

Корабль-призрак преследует свои жертвы. Фото: YouTube.com

Тут еще уместно вспомнить про огни святого Эльма. Можно себе представить, что тот корабль за горизонтом еще и был перед грозой объят блуждающими огнями. «Бесовское» свечение всегда наблюдается на заостренных предметах.

Альберт Эйнштейн внес свою лепту в разрушение легенды, выступив с теорией относительности. Согласно его доктрине, вместе с реальностью существуют параллельные миры. Иногда они пересекаются, и тогда мы видим картинки из прошлого или будущего. Словом, эти ученые вечно находят физическое начало во всяком феномене и разрушают красивые легенды.

К счастью, осталась одна интрига. Дьявол, который обрек Хендрика Ван дер Декена на вечное скитание, дал ему все же шанс. Мол, если какая-нибудь красавица влюбится в тебя и выйдет замуж, то умрешь по-человечески, в кругу безутешной родни.

Для этого капитан каждые семь лет приближается к берегу, ждет невесту, но пока безрезультатно. И если дьявол злорадствует по этому поводу, то зря: плохо он знает современных блогерш. За лайки под фото со свадьбы они готовы замуж за кого угодно, лишь бы конкурентку переплюнуть.

В одном из следующих материалов мы обязательно расскажем о других, вполне реальных кораблях-призраках. Тех, что уже с радиопередатчиками и современными средствами навигации почему-то одиноко дрейфуют в безбрежных водах океана.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

А что для вас значит «Летучий голландец»?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Корабли викингов – они сделали скандинавов великими мореплавателями«Лидер» – самый мощный в мире ледокол

Шедевр Pininfarina: Fiat 124 Spider 1800

Шедевр Pininfarina: Fiat 124 Spider 1800

Создавая спортивный кабриолет Fiat 124 Spider, компания Pininfarina преследовала определенные цели. Кажется, все прошло отлично, ведь этот автомобиль и сегодня...
  • 840
G-Moto Cross X – пожалуй, лучший мопед для России

G-Moto Cross X – пожалуй, лучший мопед для России

В СССР мопеды популярностью у взрослых не пользовались. Считалось, что ездить на них не солидно. Все мечтали об автомобилях. А двухколесная малокубатурная...
  • 333