«Союз – Аполлон»: успех или фикция?
В конце 60-х и начале 70-х между главой НАСА Томасом Пейном и президентом АН СССР Мстиславом Келдышем шла активная переписка, в ходе которой американская сторона предложила осуществить совместный орбитальный полет. Первая рабочая встреча специалистов США и СССР состоялась осенью 1970-го, затем в 1971-м. Идея встречи на орбите получила поддержку на самом высоком уровне: со стороны Генсека Л. Брежнева и президента Р. Никсона.
Итогом стала разработка специальной программы, утвержденной 24.05.1972 года. Речь идет о подписанном с обеих сторон договоре, предусматривающим сотрудничество двух держав по исследованию космоса, а также использованию его исключительно в мирных целях.
Со стороны США соглашение подписал президент Р. Никсон, СССР – Глава Совмина А. Косыгин. Совместное пребывание на орбите было преподнесено мировой общественности как доказательство нежелания двух великих держав развязывать ядерную войну: все будет хорошо!
Необходимо было решить задачи по поиску в космосе летательных аппаратов, их сближению и стыковке. Нужно было совместить системы жизнеобеспечения при переходе из одного модуля в другой, работу средств связи и т. д.
В рамках программы «Союз – Аполлон» разработали специальный стыковочный узел, который присоединили к Apollo. С американской стороны в состав экипажа входил его командир Т. Стаффорд, Д. Слейтон и В. Бранд. Первый из них находился на лунной орбите, когда другие астронавты спускались на спутник Земли. Советскую сторону представлял А. Леонов, совершивший первый выход в космос, и В. Кубасов, уже летавший на «Союз-6».
Это отдельный вопрос: в американском корабле астронавты дышат чистым кислородом при относительно небольшом давлении в 280 мм рт. ст. В «Союзе» – обычная атмосфера, по составу и давлению максимально приближенная к земной. В итоге решили к «Аполлону» пристыковать дополнительный модуль, где атмосферы обоих кораблей будут смешиваться, выравниваться. Еще советским ученым пришлось срочно разработать специальный полимер для костюмов космонавтов: обычные в атмосфере, перенасыщенной кислородом, были пожароопасными.
В ходе выполнения программы Советский Союз построил 6 (!) аппаратов 7К-ТМ. Три из них совершили пару полетов в беспилотном режиме, один – под управлением космонавтов. Это «Союз-16» под командой Анатолия Филипченко. Еще один корабль находился в резерве. И вот что любопытно: в США никаких испытательных работ не проводили: просто сели и полетели.
Оба корабля поднялись в небо с разных континентов 15.07.1975 года. Сначала «Союз», через 7,5 ч – «Аполлон». Последний на следующий день перешел на круговую орбиту на высоте 165 км.
В советском корабле в это время шел ремонт телевизионной системы, почему-то отказавшей при запуске ракеты. В этот же день, после успешного ремонта, состоялся первый репортаж. В 16.30 17.07.1975 начались маневры по стыковке, которая состоялась в 19.09. Но не сразу: была заминка, на «Аполлоне» возникла какая-то неисправность, но с ней быстро справились. После проверочных работ два командира пожали друг другу руки. Вся операция произошла точно по графику. В последующие дни совершенствовалась процедура стыковки, велись научные эксперименты. «Союз-19» опустился на Землю 21 числа в Казахстане, американцы – 25-го июля в районе Гавайских островов.
Официально было объявлено, что цели программы выполнены. Это стыковка двух разных кораблей, переход из одного в другой, взаимодействие с ЦУПом и совместное проведение научных экспериментов.
Следующий полет представителей двух стран – США и уже России осуществился только через двадцать лет, в соответствии с программой «Мир – «Шаттл».
В последние годы (да и раньше) стыковка космических кораблей СССР и США не раз подвергалась сомнению. Какие аргументы приводят в свою пользу сторонники версии, согласно которой программа не была осуществлена, и американцы с нами на орбите не встречались?
Во-первых, есть политические моменты, а именно: с какой стати две антагониста в разгар «холодной» войны ни с того ни с сего вдруг решили встретиться в космосе? Но если оставить в покое политику, стоит обратить внимание на технические неувязки и совпадения. Например, советская сторона активно занималась подготовкой, в то время, как американская в этом направлении ничего не делала. В США «достали со склада запылившийся» «Аполлон» и туту же прикрепили к нему шлюзовый двухтонный (!) переходной модуль. Это когда каждый десяток граммов, не то, что килограмм, на счету!
По версии сторонников идеи, что американцы никуда не летали, видео с орбиты было записано заранее. Причем репортажи шли с нашего «Союза», а не со спутников. Последние висят на огромной высоте, и определить, откуда идет сигнал, с Земли было бы очень просто. А как показывали невесомость? Ничего сложного нет: она возникает в любом самолете, пикирующем с высоты 10 тыс. м и длится не более 40 сек.
И вот оно совпадение: ни один из официальных, показанных по телевидению роликов, связанных с невесомостью, не крутится больше этого времени. Да и картинка размазанная.
Второй момент по репортажам – проигрыватель. Чтобы показать видео с орбиты его нужно туда доставить. А в то время такая штуковина весила 200 кг. В «Союзе» каждый грамм был на учете. Но слава советским ученым! В баки ракеты закачали керосин, охлажденный до +8° и его влезло больше. Так доставили лишний вес на орбиту.
При взлете внезапно выяснилось, что система ТВ не работает. В ЦУПе началась паника, но Москва дала четкий приказ: лететь! На починку аппаратуры у советского экипажа ушло 28 часов. За это время к ней можно было подключить видеопроигрыватель. Как только это произошло, американцы чудесным образом тут же починили стыковочный узел.
И последний важный технический момент: на официальных роликах показывают стыковку. Любой космонавт, специалист в этой области скажет, что в это время обязательно работают двигатели ориентации. Все сопровождается хорошо видными вспышками, которых бывает до нескольких в секунду. Но их нет, причем ни одной! А без двигателей ориентации стыковка невозможна.
А почему не видели два корабля с Земли? Все предусмотрено: на радарах что пара соединенных объектов, что один, не различить Телескопы днем бессильны: мешает яркое небо, облака. А ночью орбитальные станции в тени, их не видно. Саму стыковку можно было снять и в СССР, где существовали очень реалистичные макеты, на которых отрабатывали детали процесса.
СССР в начале 70-х бурно развивается нефте- и газодобывающая отрасли. Углеводороды стали поставлять в Европу, чему содействует не только она сама, но и американцы, предоставляя кредиты и трубы. Потом, поставки последних правда, прекратились из-за ухудшения отношений с американцами, но СССР смог наладить собственное производство. Опять же, в начале 70-х поставки газа и нефти в Европу выросли в 4 (!) раза. Тогда же стартовало строительство Камского автозавода и подписано Соглашение об ограничении ПРО, ОСВ-1. Эти договоры экономили Советскому Союзу миллиарды рублей. А что взамен? СССР просто подтвердил высадку американцев на Луну и участие в программе «Союз – Аполлон». Но это все версии, а что было на самом деле, расскажет только главный судья – время.
Итогом стала разработка специальной программы, утвержденной 24.05.1972 года. Речь идет о подписанном с обеих сторон договоре, предусматривающим сотрудничество двух держав по исследованию космоса, а также использованию его исключительно в мирных целях.
В советских документах это ЭПАС – «Экспериментальная программа «Аполлон» «Союз», американских – Apollo–Soyuz Test Project (ASTP).
Со стороны США соглашение подписал президент Р. Никсон, СССР – Глава Совмина А. Косыгин. Совместное пребывание на орбите было преподнесено мировой общественности как доказательство нежелания двух великих держав развязывать ядерную войну: все будет хорошо!
Технические проблемы и подготовка
Необходимо было решить задачи по поиску в космосе летательных аппаратов, их сближению и стыковке. Нужно было совместить системы жизнеобеспечения при переходе из одного модуля в другой, работу средств связи и т. д.
СССР тщательно готовился к полету, чего нельзя сказать о США. Фото: YouTube.com
Чтобы астронавты могли писать в невесомости, американцы создали особые фломастеры, затратив на это несколько миллионов долларов. Советские космонавты использовали для этих целей карандаши.
В рамках программы «Союз – Аполлон» разработали специальный стыковочный узел, который присоединили к Apollo. С американской стороны в состав экипажа входил его командир Т. Стаффорд, Д. Слейтон и В. Бранд. Первый из них находился на лунной орбите, когда другие астронавты спускались на спутник Земли. Советскую сторону представлял А. Леонов, совершивший первый выход в космос, и В. Кубасов, уже летавший на «Союз-6».
Атмосфера в жилых отсеках
Это отдельный вопрос: в американском корабле астронавты дышат чистым кислородом при относительно небольшом давлении в 280 мм рт. ст. В «Союзе» – обычная атмосфера, по составу и давлению максимально приближенная к земной. В итоге решили к «Аполлону» пристыковать дополнительный модуль, где атмосферы обоих кораблей будут смешиваться, выравниваться. Еще советским ученым пришлось срочно разработать специальный полимер для костюмов космонавтов: обычные в атмосфере, перенасыщенной кислородом, были пожароопасными.
Космические корабли и испытания
В ходе выполнения программы Советский Союз построил 6 (!) аппаратов 7К-ТМ. Три из них совершили пару полетов в беспилотном режиме, один – под управлением космонавтов. Это «Союз-16» под командой Анатолия Филипченко. Еще один корабль находился в резерве. И вот что любопытно: в США никаких испытательных работ не проводили: просто сели и полетели.
Старт, стыковка и спуск
Оба корабля поднялись в небо с разных континентов 15.07.1975 года. Сначала «Союз», через 7,5 ч – «Аполлон». Последний на следующий день перешел на круговую орбиту на высоте 165 км.
Старт советской ракеты с Байконура. Фото: YouTube.com
В советском корабле в это время шел ремонт телевизионной системы, почему-то отказавшей при запуске ракеты. В этот же день, после успешного ремонта, состоялся первый репортаж. В 16.30 17.07.1975 начались маневры по стыковке, которая состоялась в 19.09. Но не сразу: была заминка, на «Аполлоне» возникла какая-то неисправность, но с ней быстро справились. После проверочных работ два командира пожали друг другу руки. Вся операция произошла точно по графику. В последующие дни совершенствовалась процедура стыковки, велись научные эксперименты. «Союз-19» опустился на Землю 21 числа в Казахстане, американцы – 25-го июля в районе Гавайских островов.
Символическое рукопожатие. Фото: YouTube.com
Официально было объявлено, что цели программы выполнены. Это стыковка двух разных кораблей, переход из одного в другой, взаимодействие с ЦУПом и совместное проведение научных экспериментов.
«Союз» отправляется на Землю. Фото: YouTube.com
Следующий полет представителей двух стран – США и уже России осуществился только через двадцать лет, в соответствии с программой «Мир – «Шаттл».
Сомнения
В последние годы (да и раньше) стыковка космических кораблей СССР и США не раз подвергалась сомнению. Какие аргументы приводят в свою пользу сторонники версии, согласно которой программа не была осуществлена, и американцы с нами на орбите не встречались?
Стыковка – через несколько секунд. Но была ли она? Фото: YouTube.com
Во-первых, есть политические моменты, а именно: с какой стати две антагониста в разгар «холодной» войны ни с того ни с сего вдруг решили встретиться в космосе? Но если оставить в покое политику, стоит обратить внимание на технические неувязки и совпадения. Например, советская сторона активно занималась подготовкой, в то время, как американская в этом направлении ничего не делала. В США «достали со склада запылившийся» «Аполлон» и туту же прикрепили к нему шлюзовый двухтонный (!) переходной модуль. Это когда каждый десяток граммов, не то, что килограмм, на счету!
Телерепортажи
По версии сторонников идеи, что американцы никуда не летали, видео с орбиты было записано заранее. Причем репортажи шли с нашего «Союза», а не со спутников. Последние висят на огромной высоте, и определить, откуда идет сигнал, с Земли было бы очень просто. А как показывали невесомость? Ничего сложного нет: она возникает в любом самолете, пикирующем с высоты 10 тыс. м и длится не более 40 сек.
Невесомость в Ил-76МДК. Фото: YouTube.com
И вот оно совпадение: ни один из официальных, показанных по телевидению роликов, связанных с невесомостью, не крутится больше этого времени. Да и картинка размазанная.
За встречу! Но в тюбиках был борщ. Фото: YouTube.com
Второй момент по репортажам – проигрыватель. Чтобы показать видео с орбиты его нужно туда доставить. А в то время такая штуковина весила 200 кг. В «Союзе» каждый грамм был на учете. Но слава советским ученым! В баки ракеты закачали керосин, охлажденный до +8° и его влезло больше. Так доставили лишний вес на орбиту.
Репортажи из космоса шли регулярно. Фото: YouTube.com
При взлете внезапно выяснилось, что система ТВ не работает. В ЦУПе началась паника, но Москва дала четкий приказ: лететь! На починку аппаратуры у советского экипажа ушло 28 часов. За это время к ней можно было подключить видеопроигрыватель. Как только это произошло, американцы чудесным образом тут же починили стыковочный узел.
Если американцев не было в космосе, то в ЦУПе об этом точно не знали. Фото: YouTube.com
И последний важный технический момент: на официальных роликах показывают стыковку. Любой космонавт, специалист в этой области скажет, что в это время обязательно работают двигатели ориентации. Все сопровождается хорошо видными вспышками, которых бывает до нескольких в секунду. Но их нет, причем ни одной! А без двигателей ориентации стыковка невозможна.
Моменты стыковки. Фото: YouTube.com
А почему не видели два корабля с Земли? Все предусмотрено: на радарах что пара соединенных объектов, что один, не различить Телескопы днем бессильны: мешает яркое небо, облака. А ночью орбитальные станции в тени, их не видно. Саму стыковку можно было снять и в СССР, где существовали очень реалистичные макеты, на которых отрабатывали детали процесса.
Результаты
СССР в начале 70-х бурно развивается нефте- и газодобывающая отрасли. Углеводороды стали поставлять в Европу, чему содействует не только она сама, но и американцы, предоставляя кредиты и трубы. Потом, поставки последних правда, прекратились из-за ухудшения отношений с американцами, но СССР смог наладить собственное производство. Опять же, в начале 70-х поставки газа и нефти в Европу выросли в 4 (!) раза. Тогда же стартовало строительство Камского автозавода и подписано Соглашение об ограничении ПРО, ОСВ-1. Эти договоры экономили Советскому Союзу миллиарды рублей. А что взамен? СССР просто подтвердил высадку американцев на Луну и участие в программе «Союз – Аполлон». Но это все версии, а что было на самом деле, расскажет только главный судья – время.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....