
«Союз – Аполлон»: успех или фикция?
В конце 60-х и начале 70-х между главой НАСА Томасом Пейном и президентом АН СССР Мстиславом Келдышем шла активная переписка, в ходе которой американская сторона предложила осуществить совместный орбитальный полет. Первая рабочая встреча специалистов США и СССР состоялась осенью 1970-го, затем в 1971-м. Идея встречи на орбите получила поддержку на самом высоком уровне: со стороны Генсека Л. Брежнева и президента Р. Никсона.
Итогом стала разработка специальной программы, утвержденной 24.05.1972 года. Речь идет о подписанном с обеих сторон договоре, предусматривающим сотрудничество двух держав по исследованию космоса, а также использованию его исключительно в мирных целях.
Со стороны США соглашение подписал президент Р. Никсон, СССР – Глава Совмина А. Косыгин. Совместное пребывание на орбите было преподнесено мировой общественности как доказательство нежелания двух великих держав развязывать ядерную войну: все будет хорошо!
Необходимо было решить задачи по поиску в космосе летательных аппаратов, их сближению и стыковке. Нужно было совместить системы жизнеобеспечения при переходе из одного модуля в другой, работу средств связи и т. д.
СССР тщательно готовился к полету, чего нельзя сказать о США. Фото: YouTube.com
В рамках программы «Союз – Аполлон» разработали специальный стыковочный узел, который присоединили к Apollo. С американской стороны в состав экипажа входил его командир Т. Стаффорд, Д. Слейтон и В. Бранд. Первый из них находился на лунной орбите, когда другие астронавты спускались на спутник Земли. Советскую сторону представлял А. Леонов, совершивший первый выход в космос, и В. Кубасов, уже летавший на «Союз-6».
Это отдельный вопрос: в американском корабле астронавты дышат чистым кислородом при относительно небольшом давлении в 280 мм рт. ст. В «Союзе» – обычная атмосфера, по составу и давлению максимально приближенная к земной. В итоге решили к «Аполлону» пристыковать дополнительный модуль, где атмосферы обоих кораблей будут смешиваться, выравниваться. Еще советским ученым пришлось срочно разработать специальный полимер для костюмов космонавтов: обычные в атмосфере, перенасыщенной кислородом, были пожароопасными.
В ходе выполнения программы Советский Союз построил 6 (!) аппаратов 7К-ТМ. Три из них совершили пару полетов в беспилотном режиме, один – под управлением космонавтов. Это «Союз-16» под командой Анатолия Филипченко. Еще один корабль находился в резерве. И вот что любопытно: в США никаких испытательных работ не проводили: просто сели и полетели.
Оба корабля поднялись в небо с разных континентов 15.07.1975 года. Сначала «Союз», через 7,5 ч – «Аполлон». Последний на следующий день перешел на круговую орбиту на высоте 165 км.
Старт советской ракеты с Байконура. Фото: YouTube.com
В советском корабле в это время шел ремонт телевизионной системы, почему-то отказавшей при запуске ракеты. В этот же день, после успешного ремонта, состоялся первый репортаж. В 16.30 17.07.1975 начались маневры по стыковке, которая состоялась в 19.09. Но не сразу: была заминка, на «Аполлоне» возникла какая-то неисправность, но с ней быстро справились. После проверочных работ два командира пожали друг другу руки. Вся операция произошла точно по графику. В последующие дни совершенствовалась процедура стыковки, велись научные эксперименты. «Союз-19» опустился на Землю 21 числа в Казахстане, американцы – 25-го июля в районе Гавайских островов.
Символическое рукопожатие. Фото: YouTube.com
Официально было объявлено, что цели программы выполнены. Это стыковка двух разных кораблей, переход из одного в другой, взаимодействие с ЦУПом и совместное проведение научных экспериментов.
«Союз» отправляется на Землю. Фото: YouTube.com
Следующий полет представителей двух стран – США и уже России осуществился только через двадцать лет, в соответствии с программой «Мир – «Шаттл».
В последние годы (да и раньше) стыковка космических кораблей СССР и США не раз подвергалась сомнению. Какие аргументы приводят в свою пользу сторонники версии, согласно которой программа не была осуществлена, и американцы с нами на орбите не встречались?
Стыковка – через несколько секунд. Но была ли она? Фото: YouTube.com
Во-первых, есть политические моменты, а именно: с какой стати две антагониста в разгар «холодной» войны ни с того ни с сего вдруг решили встретиться в космосе? Но если оставить в покое политику, стоит обратить внимание на технические неувязки и совпадения. Например, советская сторона активно занималась подготовкой, в то время, как американская в этом направлении ничего не делала. В США «достали со склада запылившийся» «Аполлон» и туту же прикрепили к нему шлюзовый двухтонный (!) переходной модуль. Это когда каждый десяток граммов, не то, что килограмм, на счету!
По версии сторонников идеи, что американцы никуда не летали, видео с орбиты было записано заранее. Причем репортажи шли с нашего «Союза», а не со спутников. Последние висят на огромной высоте, и определить, откуда идет сигнал, с Земли было бы очень просто. А как показывали невесомость? Ничего сложного нет: она возникает в любом самолете, пикирующем с высоты 10 тыс. м и длится не более 40 сек.
Невесомость в Ил-76МДК. Фото: YouTube.com
И вот оно совпадение: ни один из официальных, показанных по телевидению роликов, связанных с невесомостью, не крутится больше этого времени. Да и картинка размазанная.
За встречу! Но в тюбиках был борщ. Фото: YouTube.com
Второй момент по репортажам – проигрыватель. Чтобы показать видео с орбиты его нужно туда доставить. А в то время такая штуковина весила 200 кг. В «Союзе» каждый грамм был на учете. Но слава советским ученым! В баки ракеты закачали керосин, охлажденный до +8° и его влезло больше. Так доставили лишний вес на орбиту.
Репортажи из космоса шли регулярно. Фото: YouTube.com
При взлете внезапно выяснилось, что система ТВ не работает. В ЦУПе началась паника, но Москва дала четкий приказ: лететь! На починку аппаратуры у советского экипажа ушло 28 часов. За это время к ней можно было подключить видеопроигрыватель. Как только это произошло, американцы чудесным образом тут же починили стыковочный узел.
Если американцев не было в космосе, то в ЦУПе об этом точно не знали. Фото: YouTube.com
И последний важный технический момент: на официальных роликах показывают стыковку. Любой космонавт, специалист в этой области скажет, что в это время обязательно работают двигатели ориентации. Все сопровождается хорошо видными вспышками, которых бывает до нескольких в секунду. Но их нет, причем ни одной! А без двигателей ориентации стыковка невозможна.
Моменты стыковки. Фото: YouTube.com
А почему не видели два корабля с Земли? Все предусмотрено: на радарах что пара соединенных объектов, что один, не различить Телескопы днем бессильны: мешает яркое небо, облака. А ночью орбитальные станции в тени, их не видно. Саму стыковку можно было снять и в СССР, где существовали очень реалистичные макеты, на которых отрабатывали детали процесса.
СССР в начале 70-х бурно развивается нефте- и газодобывающая отрасли. Углеводороды стали поставлять в Европу, чему содействует не только она сама, но и американцы, предоставляя кредиты и трубы. Потом, поставки последних правда, прекратились из-за ухудшения отношений с американцами, но СССР смог наладить собственное производство. Опять же, в начале 70-х поставки газа и нефти в Европу выросли в 4 (!) раза. Тогда же стартовало строительство Камского автозавода и подписано Соглашение об ограничении ПРО, ОСВ-1. Эти договоры экономили Советскому Союзу миллиарды рублей. А что взамен? СССР просто подтвердил высадку американцев на Луну и участие в программе «Союз – Аполлон». Но это все версии, а что было на самом деле, расскажет только главный судья – время.
Итогом стала разработка специальной программы, утвержденной 24.05.1972 года. Речь идет о подписанном с обеих сторон договоре, предусматривающим сотрудничество двух держав по исследованию космоса, а также использованию его исключительно в мирных целях.
В советских документах это ЭПАС – «Экспериментальная программа «Аполлон» «Союз», американских – Apollo–Soyuz Test Project (ASTP).
Со стороны США соглашение подписал президент Р. Никсон, СССР – Глава Совмина А. Косыгин. Совместное пребывание на орбите было преподнесено мировой общественности как доказательство нежелания двух великих держав развязывать ядерную войну: все будет хорошо!
Технические проблемы и подготовка
Необходимо было решить задачи по поиску в космосе летательных аппаратов, их сближению и стыковке. Нужно было совместить системы жизнеобеспечения при переходе из одного модуля в другой, работу средств связи и т. д.

Чтобы астронавты могли писать в невесомости, американцы создали особые фломастеры, затратив на это несколько миллионов долларов. Советские космонавты использовали для этих целей карандаши.
В рамках программы «Союз – Аполлон» разработали специальный стыковочный узел, который присоединили к Apollo. С американской стороны в состав экипажа входил его командир Т. Стаффорд, Д. Слейтон и В. Бранд. Первый из них находился на лунной орбите, когда другие астронавты спускались на спутник Земли. Советскую сторону представлял А. Леонов, совершивший первый выход в космос, и В. Кубасов, уже летавший на «Союз-6».
Атмосфера в жилых отсеках
Это отдельный вопрос: в американском корабле астронавты дышат чистым кислородом при относительно небольшом давлении в 280 мм рт. ст. В «Союзе» – обычная атмосфера, по составу и давлению максимально приближенная к земной. В итоге решили к «Аполлону» пристыковать дополнительный модуль, где атмосферы обоих кораблей будут смешиваться, выравниваться. Еще советским ученым пришлось срочно разработать специальный полимер для костюмов космонавтов: обычные в атмосфере, перенасыщенной кислородом, были пожароопасными.
Космические корабли и испытания
В ходе выполнения программы Советский Союз построил 6 (!) аппаратов 7К-ТМ. Три из них совершили пару полетов в беспилотном режиме, один – под управлением космонавтов. Это «Союз-16» под командой Анатолия Филипченко. Еще один корабль находился в резерве. И вот что любопытно: в США никаких испытательных работ не проводили: просто сели и полетели.
Старт, стыковка и спуск
Оба корабля поднялись в небо с разных континентов 15.07.1975 года. Сначала «Союз», через 7,5 ч – «Аполлон». Последний на следующий день перешел на круговую орбиту на высоте 165 км.

В советском корабле в это время шел ремонт телевизионной системы, почему-то отказавшей при запуске ракеты. В этот же день, после успешного ремонта, состоялся первый репортаж. В 16.30 17.07.1975 начались маневры по стыковке, которая состоялась в 19.09. Но не сразу: была заминка, на «Аполлоне» возникла какая-то неисправность, но с ней быстро справились. После проверочных работ два командира пожали друг другу руки. Вся операция произошла точно по графику. В последующие дни совершенствовалась процедура стыковки, велись научные эксперименты. «Союз-19» опустился на Землю 21 числа в Казахстане, американцы – 25-го июля в районе Гавайских островов.

Официально было объявлено, что цели программы выполнены. Это стыковка двух разных кораблей, переход из одного в другой, взаимодействие с ЦУПом и совместное проведение научных экспериментов.

Следующий полет представителей двух стран – США и уже России осуществился только через двадцать лет, в соответствии с программой «Мир – «Шаттл».
Сомнения
В последние годы (да и раньше) стыковка космических кораблей СССР и США не раз подвергалась сомнению. Какие аргументы приводят в свою пользу сторонники версии, согласно которой программа не была осуществлена, и американцы с нами на орбите не встречались?

Во-первых, есть политические моменты, а именно: с какой стати две антагониста в разгар «холодной» войны ни с того ни с сего вдруг решили встретиться в космосе? Но если оставить в покое политику, стоит обратить внимание на технические неувязки и совпадения. Например, советская сторона активно занималась подготовкой, в то время, как американская в этом направлении ничего не делала. В США «достали со склада запылившийся» «Аполлон» и туту же прикрепили к нему шлюзовый двухтонный (!) переходной модуль. Это когда каждый десяток граммов, не то, что килограмм, на счету!
Телерепортажи
По версии сторонников идеи, что американцы никуда не летали, видео с орбиты было записано заранее. Причем репортажи шли с нашего «Союза», а не со спутников. Последние висят на огромной высоте, и определить, откуда идет сигнал, с Земли было бы очень просто. А как показывали невесомость? Ничего сложного нет: она возникает в любом самолете, пикирующем с высоты 10 тыс. м и длится не более 40 сек.

И вот оно совпадение: ни один из официальных, показанных по телевидению роликов, связанных с невесомостью, не крутится больше этого времени. Да и картинка размазанная.

Второй момент по репортажам – проигрыватель. Чтобы показать видео с орбиты его нужно туда доставить. А в то время такая штуковина весила 200 кг. В «Союзе» каждый грамм был на учете. Но слава советским ученым! В баки ракеты закачали керосин, охлажденный до +8° и его влезло больше. Так доставили лишний вес на орбиту.

При взлете внезапно выяснилось, что система ТВ не работает. В ЦУПе началась паника, но Москва дала четкий приказ: лететь! На починку аппаратуры у советского экипажа ушло 28 часов. За это время к ней можно было подключить видеопроигрыватель. Как только это произошло, американцы чудесным образом тут же починили стыковочный узел.

И последний важный технический момент: на официальных роликах показывают стыковку. Любой космонавт, специалист в этой области скажет, что в это время обязательно работают двигатели ориентации. Все сопровождается хорошо видными вспышками, которых бывает до нескольких в секунду. Но их нет, причем ни одной! А без двигателей ориентации стыковка невозможна.

А почему не видели два корабля с Земли? Все предусмотрено: на радарах что пара соединенных объектов, что один, не различить Телескопы днем бессильны: мешает яркое небо, облака. А ночью орбитальные станции в тени, их не видно. Саму стыковку можно было снять и в СССР, где существовали очень реалистичные макеты, на которых отрабатывали детали процесса.
Результаты
СССР в начале 70-х бурно развивается нефте- и газодобывающая отрасли. Углеводороды стали поставлять в Европу, чему содействует не только она сама, но и американцы, предоставляя кредиты и трубы. Потом, поставки последних правда, прекратились из-за ухудшения отношений с американцами, но СССР смог наладить собственное производство. Опять же, в начале 70-х поставки газа и нефти в Европу выросли в 4 (!) раза. Тогда же стартовало строительство Камского автозавода и подписано Соглашение об ограничении ПРО, ОСВ-1. Эти договоры экономили Советскому Союзу миллиарды рублей. А что взамен? СССР просто подтвердил высадку американцев на Луну и участие в программе «Союз – Аполлон». Но это все версии, а что было на самом деле, расскажет только главный судья – время.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....