«Союз – Аполлон»: успех или фикция?
В конце 60-х и начале 70-х между главой НАСА Томасом Пейном и президентом АН СССР Мстиславом Келдышем шла активная переписка, в ходе которой американская сторона предложила осуществить совместный орбитальный полет. Первая рабочая встреча специалистов США и СССР состоялась осенью 1970-го, затем в 1971-м. Идея встречи на орбите получила поддержку на самом высоком уровне: со стороны Генсека Л. Брежнева и президента Р. Никсона.
Итогом стала разработка специальной программы, утвержденной 24.05.1972 года. Речь идет о подписанном с обеих сторон договоре, предусматривающим сотрудничество двух держав по исследованию космоса, а также использованию его исключительно в мирных целях.
Со стороны США соглашение подписал президент Р. Никсон, СССР – Глава Совмина А. Косыгин. Совместное пребывание на орбите было преподнесено мировой общественности как доказательство нежелания двух великих держав развязывать ядерную войну: все будет хорошо!
Необходимо было решить задачи по поиску в космосе летательных аппаратов, их сближению и стыковке. Нужно было совместить системы жизнеобеспечения при переходе из одного модуля в другой, работу средств связи и т. д.
В рамках программы «Союз – Аполлон» разработали специальный стыковочный узел, который присоединили к Apollo. С американской стороны в состав экипажа входил его командир Т. Стаффорд, Д. Слейтон и В. Бранд. Первый из них находился на лунной орбите, когда другие астронавты спускались на спутник Земли. Советскую сторону представлял А. Леонов, совершивший первый выход в космос, и В. Кубасов, уже летавший на «Союз-6».
Это отдельный вопрос: в американском корабле астронавты дышат чистым кислородом при относительно небольшом давлении в 280 мм рт. ст. В «Союзе» – обычная атмосфера, по составу и давлению максимально приближенная к земной. В итоге решили к «Аполлону» пристыковать дополнительный модуль, где атмосферы обоих кораблей будут смешиваться, выравниваться. Еще советским ученым пришлось срочно разработать специальный полимер для костюмов космонавтов: обычные в атмосфере, перенасыщенной кислородом, были пожароопасными.
В ходе выполнения программы Советский Союз построил 6 (!) аппаратов 7К-ТМ. Три из них совершили пару полетов в беспилотном режиме, один – под управлением космонавтов. Это «Союз-16» под командой Анатолия Филипченко. Еще один корабль находился в резерве. И вот что любопытно: в США никаких испытательных работ не проводили: просто сели и полетели.
Оба корабля поднялись в небо с разных континентов 15.07.1975 года. Сначала «Союз», через 7,5 ч – «Аполлон». Последний на следующий день перешел на круговую орбиту на высоте 165 км.
В советском корабле в это время шел ремонт телевизионной системы, почему-то отказавшей при запуске ракеты. В этот же день, после успешного ремонта, состоялся первый репортаж. В 16.30 17.07.1975 начались маневры по стыковке, которая состоялась в 19.09. Но не сразу: была заминка, на «Аполлоне» возникла какая-то неисправность, но с ней быстро справились. После проверочных работ два командира пожали друг другу руки. Вся операция произошла точно по графику. В последующие дни совершенствовалась процедура стыковки, велись научные эксперименты. «Союз-19» опустился на Землю 21 числа в Казахстане, американцы – 25-го июля в районе Гавайских островов.
Официально было объявлено, что цели программы выполнены. Это стыковка двух разных кораблей, переход из одного в другой, взаимодействие с ЦУПом и совместное проведение научных экспериментов.
Следующий полет представителей двух стран – США и уже России осуществился только через двадцать лет, в соответствии с программой «Мир – «Шаттл».
В последние годы (да и раньше) стыковка космических кораблей СССР и США не раз подвергалась сомнению. Какие аргументы приводят в свою пользу сторонники версии, согласно которой программа не была осуществлена, и американцы с нами на орбите не встречались?
Во-первых, есть политические моменты, а именно: с какой стати две антагониста в разгар «холодной» войны ни с того ни с сего вдруг решили встретиться в космосе? Но если оставить в покое политику, стоит обратить внимание на технические неувязки и совпадения. Например, советская сторона активно занималась подготовкой, в то время, как американская в этом направлении ничего не делала. В США «достали со склада запылившийся» «Аполлон» и туту же прикрепили к нему шлюзовый двухтонный (!) переходной модуль. Это когда каждый десяток граммов, не то, что килограмм, на счету!
По версии сторонников идеи, что американцы никуда не летали, видео с орбиты было записано заранее. Причем репортажи шли с нашего «Союза», а не со спутников. Последние висят на огромной высоте, и определить, откуда идет сигнал, с Земли было бы очень просто. А как показывали невесомость? Ничего сложного нет: она возникает в любом самолете, пикирующем с высоты 10 тыс. м и длится не более 40 сек.
И вот оно совпадение: ни один из официальных, показанных по телевидению роликов, связанных с невесомостью, не крутится больше этого времени. Да и картинка размазанная.
Второй момент по репортажам – проигрыватель. Чтобы показать видео с орбиты его нужно туда доставить. А в то время такая штуковина весила 200 кг. В «Союзе» каждый грамм был на учете. Но слава советским ученым! В баки ракеты закачали керосин, охлажденный до +8° и его влезло больше. Так доставили лишний вес на орбиту.
При взлете внезапно выяснилось, что система ТВ не работает. В ЦУПе началась паника, но Москва дала четкий приказ: лететь! На починку аппаратуры у советского экипажа ушло 28 часов. За это время к ней можно было подключить видеопроигрыватель. Как только это произошло, американцы чудесным образом тут же починили стыковочный узел.
И последний важный технический момент: на официальных роликах показывают стыковку. Любой космонавт, специалист в этой области скажет, что в это время обязательно работают двигатели ориентации. Все сопровождается хорошо видными вспышками, которых бывает до нескольких в секунду. Но их нет, причем ни одной! А без двигателей ориентации стыковка невозможна.
А почему не видели два корабля с Земли? Все предусмотрено: на радарах что пара соединенных объектов, что один, не различить Телескопы днем бессильны: мешает яркое небо, облака. А ночью орбитальные станции в тени, их не видно. Саму стыковку можно было снять и в СССР, где существовали очень реалистичные макеты, на которых отрабатывали детали процесса.
СССР в начале 70-х бурно развивается нефте- и газодобывающая отрасли. Углеводороды стали поставлять в Европу, чему содействует не только она сама, но и американцы, предоставляя кредиты и трубы. Потом, поставки последних правда, прекратились из-за ухудшения отношений с американцами, но СССР смог наладить собственное производство. Опять же, в начале 70-х поставки газа и нефти в Европу выросли в 4 (!) раза. Тогда же стартовало строительство Камского автозавода и подписано Соглашение об ограничении ПРО, ОСВ-1. Эти договоры экономили Советскому Союзу миллиарды рублей. А что взамен? СССР просто подтвердил высадку американцев на Луну и участие в программе «Союз – Аполлон». Но это все версии, а что было на самом деле, расскажет только главный судья – время.
Итогом стала разработка специальной программы, утвержденной 24.05.1972 года. Речь идет о подписанном с обеих сторон договоре, предусматривающим сотрудничество двух держав по исследованию космоса, а также использованию его исключительно в мирных целях.
В советских документах это ЭПАС – «Экспериментальная программа «Аполлон» «Союз», американских – Apollo–Soyuz Test Project (ASTP).
Со стороны США соглашение подписал президент Р. Никсон, СССР – Глава Совмина А. Косыгин. Совместное пребывание на орбите было преподнесено мировой общественности как доказательство нежелания двух великих держав развязывать ядерную войну: все будет хорошо!
Технические проблемы и подготовка
Необходимо было решить задачи по поиску в космосе летательных аппаратов, их сближению и стыковке. Нужно было совместить системы жизнеобеспечения при переходе из одного модуля в другой, работу средств связи и т. д.
СССР тщательно готовился к полету, чего нельзя сказать о США. Фото: YouTube.com
Чтобы астронавты могли писать в невесомости, американцы создали особые фломастеры, затратив на это несколько миллионов долларов. Советские космонавты использовали для этих целей карандаши.
В рамках программы «Союз – Аполлон» разработали специальный стыковочный узел, который присоединили к Apollo. С американской стороны в состав экипажа входил его командир Т. Стаффорд, Д. Слейтон и В. Бранд. Первый из них находился на лунной орбите, когда другие астронавты спускались на спутник Земли. Советскую сторону представлял А. Леонов, совершивший первый выход в космос, и В. Кубасов, уже летавший на «Союз-6».
Атмосфера в жилых отсеках
Это отдельный вопрос: в американском корабле астронавты дышат чистым кислородом при относительно небольшом давлении в 280 мм рт. ст. В «Союзе» – обычная атмосфера, по составу и давлению максимально приближенная к земной. В итоге решили к «Аполлону» пристыковать дополнительный модуль, где атмосферы обоих кораблей будут смешиваться, выравниваться. Еще советским ученым пришлось срочно разработать специальный полимер для костюмов космонавтов: обычные в атмосфере, перенасыщенной кислородом, были пожароопасными.
Космические корабли и испытания
В ходе выполнения программы Советский Союз построил 6 (!) аппаратов 7К-ТМ. Три из них совершили пару полетов в беспилотном режиме, один – под управлением космонавтов. Это «Союз-16» под командой Анатолия Филипченко. Еще один корабль находился в резерве. И вот что любопытно: в США никаких испытательных работ не проводили: просто сели и полетели.
Старт, стыковка и спуск
Оба корабля поднялись в небо с разных континентов 15.07.1975 года. Сначала «Союз», через 7,5 ч – «Аполлон». Последний на следующий день перешел на круговую орбиту на высоте 165 км.
Старт советской ракеты с Байконура. Фото: YouTube.com
В советском корабле в это время шел ремонт телевизионной системы, почему-то отказавшей при запуске ракеты. В этот же день, после успешного ремонта, состоялся первый репортаж. В 16.30 17.07.1975 начались маневры по стыковке, которая состоялась в 19.09. Но не сразу: была заминка, на «Аполлоне» возникла какая-то неисправность, но с ней быстро справились. После проверочных работ два командира пожали друг другу руки. Вся операция произошла точно по графику. В последующие дни совершенствовалась процедура стыковки, велись научные эксперименты. «Союз-19» опустился на Землю 21 числа в Казахстане, американцы – 25-го июля в районе Гавайских островов.
Символическое рукопожатие. Фото: YouTube.com
Официально было объявлено, что цели программы выполнены. Это стыковка двух разных кораблей, переход из одного в другой, взаимодействие с ЦУПом и совместное проведение научных экспериментов.
«Союз» отправляется на Землю. Фото: YouTube.com
Следующий полет представителей двух стран – США и уже России осуществился только через двадцать лет, в соответствии с программой «Мир – «Шаттл».
Сомнения
В последние годы (да и раньше) стыковка космических кораблей СССР и США не раз подвергалась сомнению. Какие аргументы приводят в свою пользу сторонники версии, согласно которой программа не была осуществлена, и американцы с нами на орбите не встречались?
Стыковка – через несколько секунд. Но была ли она? Фото: YouTube.com
Во-первых, есть политические моменты, а именно: с какой стати две антагониста в разгар «холодной» войны ни с того ни с сего вдруг решили встретиться в космосе? Но если оставить в покое политику, стоит обратить внимание на технические неувязки и совпадения. Например, советская сторона активно занималась подготовкой, в то время, как американская в этом направлении ничего не делала. В США «достали со склада запылившийся» «Аполлон» и туту же прикрепили к нему шлюзовый двухтонный (!) переходной модуль. Это когда каждый десяток граммов, не то, что килограмм, на счету!
Телерепортажи
По версии сторонников идеи, что американцы никуда не летали, видео с орбиты было записано заранее. Причем репортажи шли с нашего «Союза», а не со спутников. Последние висят на огромной высоте, и определить, откуда идет сигнал, с Земли было бы очень просто. А как показывали невесомость? Ничего сложного нет: она возникает в любом самолете, пикирующем с высоты 10 тыс. м и длится не более 40 сек.
Невесомость в Ил-76МДК. Фото: YouTube.com
И вот оно совпадение: ни один из официальных, показанных по телевидению роликов, связанных с невесомостью, не крутится больше этого времени. Да и картинка размазанная.
За встречу! Но в тюбиках был борщ. Фото: YouTube.com
Второй момент по репортажам – проигрыватель. Чтобы показать видео с орбиты его нужно туда доставить. А в то время такая штуковина весила 200 кг. В «Союзе» каждый грамм был на учете. Но слава советским ученым! В баки ракеты закачали керосин, охлажденный до +8° и его влезло больше. Так доставили лишний вес на орбиту.
Репортажи из космоса шли регулярно. Фото: YouTube.com
При взлете внезапно выяснилось, что система ТВ не работает. В ЦУПе началась паника, но Москва дала четкий приказ: лететь! На починку аппаратуры у советского экипажа ушло 28 часов. За это время к ней можно было подключить видеопроигрыватель. Как только это произошло, американцы чудесным образом тут же починили стыковочный узел.
Если американцев не было в космосе, то в ЦУПе об этом точно не знали. Фото: YouTube.com
И последний важный технический момент: на официальных роликах показывают стыковку. Любой космонавт, специалист в этой области скажет, что в это время обязательно работают двигатели ориентации. Все сопровождается хорошо видными вспышками, которых бывает до нескольких в секунду. Но их нет, причем ни одной! А без двигателей ориентации стыковка невозможна.
Моменты стыковки. Фото: YouTube.com
А почему не видели два корабля с Земли? Все предусмотрено: на радарах что пара соединенных объектов, что один, не различить Телескопы днем бессильны: мешает яркое небо, облака. А ночью орбитальные станции в тени, их не видно. Саму стыковку можно было снять и в СССР, где существовали очень реалистичные макеты, на которых отрабатывали детали процесса.
Результаты
СССР в начале 70-х бурно развивается нефте- и газодобывающая отрасли. Углеводороды стали поставлять в Европу, чему содействует не только она сама, но и американцы, предоставляя кредиты и трубы. Потом, поставки последних правда, прекратились из-за ухудшения отношений с американцами, но СССР смог наладить собственное производство. Опять же, в начале 70-х поставки газа и нефти в Европу выросли в 4 (!) раза. Тогда же стартовало строительство Камского автозавода и подписано Соглашение об ограничении ПРО, ОСВ-1. Эти договоры экономили Советскому Союзу миллиарды рублей. А что взамен? СССР просто подтвердил высадку американцев на Луну и участие в программе «Союз – Аполлон». Но это все версии, а что было на самом деле, расскажет только главный судья – время.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...