
МАЗ-505: полноприводная попытка Минска
Как и большинство советских автозаводов, МАЗ имел в ассортименте полноприводной капотный грузовик повышенной проходимости с индексом «502». Однако машина получилась не очень и спросом не пользовалась. На рубеже 60-х минчане поставили на конвейер одну из самых популярных своих моделей – бескапотный МАЗ-500 и почти сразу приступили к разработке полноприводной версии – МАЗ-505.
Единственный образец впервые выехал за ворота завода в 1962-м году. Это двухмостовая бортовая машина формулы 4Х4 и двигателем, размещенным под кабиной. Автомобиль комплектовался двухступенчатой раздаточной коробкой с блокирующимся дифференциалом. Специально для этой модели разработали передний мост, оснащенный редукторами, интегрированными в колеса.
МАЗ-505 базировался на прочной раме из стальных лонжеронов. Передняя и задняя подвески на рессорах, зависимые. Тормозная система с барабанами, работает от пневматики. Колеса односкатные: 15.00-20, комплектовались внедорожными покрышками с крупными грунтозацепами. Цельнометаллическая кабина по тем временам считалась довольно комфортной.
Бескапотная кабина в то время была в диковинку. Архивное фото
Под ней находился шестицилиндровый дизельный мотор ЯМЗ-236, выдававший 180 «лошадей» и сагрегатированный с пятиступенчатой «механикой». Сзади – стальная платформа с полезной площадью 8,7 кв. м. Кроме того, автомобиль рассчитан на буксировку прицепа весом до 12 т.
Тестирование машины стартовало в 1963-м и практически сразу же выявило много минусов. Первый заключался в излишнем весе грузовика: при собственной массе в 6,1 т, он мог брать на борт 5 т, а на бездорожье и вовсе 4 т. В результате осевые нагрузки получались довольно далекими от идеала. На передок приходилось 5,3 т, на задний мост – 5,8 т: машина плохо проходила бездорожье, особенно если грунт был слабонесущим.
Примерно в это же время вовсю готовился к постановке на конвейер, ставший легендарным, Урал-375. Автомобиль по всем основным характеристикам серьезно превосходил своего минского конкурента. Поэтому неудивительно, что предпочтение в плане крупномасштабного производства было отдано грузовику из Миасса. В этом же, 1963-м году проект «МАЗ-505» официально закрыли, а единственную экспериментальную машину со временем разобрали.
Полученный опыт при разработке полноприводного грузовика, а также некоторые его агрегаты, в частности, мост с блокирующимся дифференциалом, позже использовали при создании лесовоза МАЗ-509, который стал первым серийным полноприводным минским грузовиком. Перед ним собрали еще одну модель – «переходный» МАЗ-509П, легко узнаваемый по выпирающим ступицам передних колес, где «прятались» редукторы. Получилось неплохо и минчане выпустили примерно 2 тыс. единицы этой техники. Если сюда еще приплюсовать 26,6 тыс. произведенных лесовозов, то станет ясно, что над «прародителем» МАЗов с колесной формулой 4Х4, потрудились не зря.
У МАЗ-509 была более счастливая судьба. Архивное фото
Были и другие потомки полноприводного МАЗ-505 с двухскатной ошиновкой – например, МАЗ-509Ш. Предполагалось, что это будет шасси под различные надстройки. Машину испытывали на Севере с бортовой деревянной платформой. Всего выпустили только пару экземпляров, о судьбе которых ничего не известно. Еще сделали полноприводной самосвал МАЗ-509С; к тому моменту он уже имел стандартную, а не одноместную, как первые образцы, кабину. Машину испытывали в одиночку и в «комплекте» с самосвальным прицепом, имевшим индекс «847». И напоследок в это семейство полноприводных МАЗов стоит добавить экспериментальный седельный тягач МАЗ-508, тоже не добравшийся до серийного производства.
Единственный образец впервые выехал за ворота завода в 1962-м году. Это двухмостовая бортовая машина формулы 4Х4 и двигателем, размещенным под кабиной. Автомобиль комплектовался двухступенчатой раздаточной коробкой с блокирующимся дифференциалом. Специально для этой модели разработали передний мост, оснащенный редукторами, интегрированными в колеса.
Другие особенности конструкции
МАЗ-505 базировался на прочной раме из стальных лонжеронов. Передняя и задняя подвески на рессорах, зависимые. Тормозная система с барабанами, работает от пневматики. Колеса односкатные: 15.00-20, комплектовались внедорожными покрышками с крупными грунтозацепами. Цельнометаллическая кабина по тем временам считалась довольно комфортной.

Под ней находился шестицилиндровый дизельный мотор ЯМЗ-236, выдававший 180 «лошадей» и сагрегатированный с пятиступенчатой «механикой». Сзади – стальная платформа с полезной площадью 8,7 кв. м. Кроме того, автомобиль рассчитан на буксировку прицепа весом до 12 т.
Испытания и результаты
Тестирование машины стартовало в 1963-м и практически сразу же выявило много минусов. Первый заключался в излишнем весе грузовика: при собственной массе в 6,1 т, он мог брать на борт 5 т, а на бездорожье и вовсе 4 т. В результате осевые нагрузки получались довольно далекими от идеала. На передок приходилось 5,3 т, на задний мост – 5,8 т: машина плохо проходила бездорожье, особенно если грунт был слабонесущим.
Финал
Примерно в это же время вовсю готовился к постановке на конвейер, ставший легендарным, Урал-375. Автомобиль по всем основным характеристикам серьезно превосходил своего минского конкурента. Поэтому неудивительно, что предпочтение в плане крупномасштабного производства было отдано грузовику из Миасса. В этом же, 1963-м году проект «МАЗ-505» официально закрыли, а единственную экспериментальную машину со временем разобрали.
«Потомство»
Полученный опыт при разработке полноприводного грузовика, а также некоторые его агрегаты, в частности, мост с блокирующимся дифференциалом, позже использовали при создании лесовоза МАЗ-509, который стал первым серийным полноприводным минским грузовиком. Перед ним собрали еще одну модель – «переходный» МАЗ-509П, легко узнаваемый по выпирающим ступицам передних колес, где «прятались» редукторы. Получилось неплохо и минчане выпустили примерно 2 тыс. единицы этой техники. Если сюда еще приплюсовать 26,6 тыс. произведенных лесовозов, то станет ясно, что над «прародителем» МАЗов с колесной формулой 4Х4, потрудились не зря.

Были и другие потомки полноприводного МАЗ-505 с двухскатной ошиновкой – например, МАЗ-509Ш. Предполагалось, что это будет шасси под различные надстройки. Машину испытывали на Севере с бортовой деревянной платформой. Всего выпустили только пару экземпляров, о судьбе которых ничего не известно. Еще сделали полноприводной самосвал МАЗ-509С; к тому моменту он уже имел стандартную, а не одноместную, как первые образцы, кабину. Машину испытывали в одиночку и в «комплекте» с самосвальным прицепом, имевшим индекс «847». И напоследок в это семейство полноприводных МАЗов стоит добавить экспериментальный седельный тягач МАЗ-508, тоже не добравшийся до серийного производства.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....