.d-md-none .d-lg-block bibimot

Грузовички Multicar М21, М22 и М24 – начало становления марки из ГДР

Грузовички Multicar М21, М22 и М24 – начало становления марки из ГДР
В наших прошлых материалах мы уже рассказали о советском периоде истории грузовичков Multicar. Поведали и о ее современном продолжении. Сегодня мы заканчиваем рассказ об этой коммунальной технике, вспомнив с чего все начиналось. Для этого нам придется вернуться в конец 50-х годов прошлого столетия.


Тот период ознаменовался тем, что все страны мира активно развивались по множеству направлений. Проектирование новой автомобильной техники шло ускоренными темпами как в Европе, так и за океаном. Инженеры и дизайнеры прилагали все усилия, чтобы удивить и эпатировать публику, получив больше внимания и контрактов. В общем, чтобы одержать верх в конкурентной борьбе.

Грузовички Multicar М21, М22 и М24 – начало становления марки из ГДРТак осуществлялась посадка в Multicar М21. Фото: youtube.com

Но развивались и другие отрасли хозяйства. Например, коммунальная сфера (для более эффективной работы) нуждалась в специальном транспорте: маневренном, надежном и экономичном. Разные страны решали эти вопросы по-своему. В Восточной Германии к проблеме подошли так основательно, что последователи разработок тех лет до сих пор колесят по дорогам многих стран мира.

Скромный грузовичок с открытой кабиной


В середине 50-х немецкая компания Multicar Spezialfahrzeuge GmbH выпускает в Вальтерсхаузене первую в истории модель Multicar. Правда, она имеет маркировку Dieselkarren DkB. Автомобиль впервые появился в 1956 году. По сути, это была простая бортовая платформа, где в передней части хранился небольшой открытый дизельный двигатель. Водитель стоял впереди и управлял этой машиной ногами.

Серийное производство стартовало в 1958 году. Спустя два года появилось хорошо знакомое нам сегодня название Multicar. Платформа с открытым мотором получила индекс М21.


Несмотря на простоту конструкции, М21 очень быстро завоевал популярность и любовь многих пользователей. В течение долгих лет эта платформа служила на ряде заводов и кооперативов ГДР и некоторых соседних стран. Особенно он прижился в Польше и Чехословакии. Это помогло в последующие годы успешно экспортировать в эти и другие страны и следующие модели завода Multicar Spezialfahrzeuge GmbH. Чтобы удовлетворить потребности различных клиентов, со временем появилось три модификации платформенного грузовичка:

✅ бортовая платформа обозначавшаяся Pritsche P
✅ односторонний самосвал типа M (Muldenkipper)
✅ тип D – трехсторонний самосвал

Надстройки, имевшиеся в двух последних типах, хранились в задней части грузовичка. Независимо от компоновки определенной единицы, всегда сохранялся специфический стиль управления транспортным средством. Думаю, на этом стоит остановиться подробнее.

Непростое вождение и одноцилиндровый мотор


Да, вождение было интересным и очень необычным. Водитель не имел посадочного места, а просто стоял спиной к моторному отсеку. С правой стороны находился рычаг, которым правой рукой можно было руководить сцеплением и поворотным дросселем мотоциклетного типа. Левый рычаг отвечал за две тормозные системы автомобиля. Здесь же располагалось и переключение передач (3+1).

Модификации с кузовом самосвал комплектовалась дополнительным рычагом гидравлического насоса и управлением опрокидывания. Само же рулевое управление зависело от наклона борта, на котором стоял водитель транспортного средства. Чтобы совершить поворот, ему приходилось задействовать вес собственного тела. Да, необычное решение, которое сегодня может вызывать удивление и неподдельный интерес. А вот тем, кто водил эти необычные платформы, приходилось сначала немало потренироваться и проявлять определенную ловкость.

Вместо сидения – мягкий бордюр для спины. Фото: youtube.com

Обратим отдельное внимание на силовой агрегат, установленный на Multicar М21. Он разрабатывался компанией Deutz. А вот в ГДР оказался по лицензии VEB Motorenwerk Cunevalde. Ему присвоили маркировку 1 Н65. Его основные характеристики:

✅ одноцилиндровый с продольной установкой
✅ четырехтактный дизель
✅ рабочий объем – 650 куб. см
✅ мощность – 6,5 л. с
✅ запас топлива – 13 литров

Установленный на платформу цилиндр имел диаметр 85 мм. Смазку двигателя обеспечивала циркулирующая подача под давлением с поршневым насосом. Охлаждение происходило при помощи воды, испарявшейся во время работы мотора. Ее запас составлял 12 литров. Поэтому одним из важных заданий в обслуживании транспортного средства являлось своевременное пополнение запасов жидкости.

Впрыск для дизельного мотора обеспечивал насос L' Orange PO 1A3, работавший при давлении 120 бар. Кроме этого имелось однодисковое сухое сцепление и барабанные тормоза сзади. Стояночный тормоз был карданным. КПП имела три передние передачи и одну заднюю. Амортизацию конструкции обеспечивали листовые рессоры, установленные как спереди, так и сзади.

Ехать с открытой дверцей не безопасно. Фото: youtube.com

Небольшой открытый коммунальный грузовичок с шинами 23х5 получил немалое распространение. Более чем каждый четвертый собранный экземпляр отправился на работу за границы ГДР. Автомобиль выпускался вплоть до 1964 года. За это время успели собрать почти 14 тысяч М21. Такое благоприятное развитие позволило компании конструировать новые, более совершенные модели коммунальной техники. На конвейере первый Multicar сменила следующая модель – М22.

Multicar М22 и другие модели компании


Новинка оказалась не только более современной, но и с увеличенными мощностными характеристиками двигателя. А еще, она намного дольше провела времени на заводском конвейере. В общей сложности – около 14 лет.

Новый Multicar М22, появившийся в 1964 году оказался намного серьезнее своего предшественника. В его производстве участвовали несколько компаний-смежников. Впервые автомобили компании получили кабину крытой конструкции.


Правда, она располагала всего одним посадочным местом. Зато двигатель был помощнее и другие технические показатели также подтянулись. И объемы выпуска выросли почти в три раза по сравнению с предшественником. Вот характеристики силового агрегата М22:

✅ 2-цилиндровый, четырехтактный
✅ рабочий объем – 0,81 куб. см
✅ мощность – 13 л. с
✅ воздушное охлаждение осевым вентилятором

В 1968 году пришло время модернизации. В ее процессе увеличили до 26 л объем бака, изменили переднюю часть кабины и ее вентиляцию. Все это подтверждало интерес к автомобилю со стороны потребителей, что и побуждало производителя внедрять в его конструкцию прогрессивные изменения.

Одноместная кабина в М22. Фото: youtube.com

Всего Multicar М22 собран в количестве 42,5 тысячи экземпляров. После него пытались освоить «23-ю» модель, но она не пошла в производство. Однако ее идеи пригодились позже. Ведь уже с 1974 года на конвейер встал Multicar М24. В течение почти пяти лет он соседствовал на нем с прежней моделью.

Изначально у «24-го» была такая же одноместная кабина. Но это оказалось очень неудобно для коммунальных бригад, состоявших из двух или более человек. Поэтому через несколько лет предложили модификацию 24-0 с кабиной на два посадочных места (технологически сходной с не пошедшим в серию «23-м»).

Этот грузовик имел серьезный 2-литровый двигатель мощностью 45 л. с. Здесь применили конструкцию наклонной кабины, 4-ступенчатую КПП и совершенно новую подвеску. М24 мог перевозить до 2 тонн груза, развивая максимальную скорость в 50 км/ч. Автомобиль смог завоевать даже западный рынок. А всего из 25,6 тысяч собранных грузовиков за границу продали 48 %.

Сохранившиеся экземпляры имеют непрезентабельный вид. Фото: youtube.com

Следующей моделью стал легенда советского коммунального хозяйства 80-х М25. Не многие из тех старых трудяг сохранились в живых. После списания их разбирали на металлолом или переделывали на какую-то кустарную самоходную технику. Но коллекционеры в Германии не отчаиваются и даже создали клуб любителей Multicar. Помнят их и в нашей стране.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Какой Multicar выбрали бы вы?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Советская коммунальная легенда Мulticar в XXI веке (М26 и М27)Многофункциональные и современные Multicar M 27 В, С и М 31

G-Moto Cross X – пожалуй, лучший мопед для России

G-Moto Cross X – пожалуй, лучший мопед для России

В СССР мопеды популярностью у взрослых не пользовались. Считалось, что ездить на них не солидно. Все мечтали об автомобилях. А двухколесная малокубатурная...
  • 690