
Грузовички Multicar М21, М22 и М24 – начало становления марки из ГДР
В наших прошлых материалах мы уже рассказали о советском периоде истории грузовичков Multicar. Поведали и о ее современном продолжении. Сегодня мы заканчиваем рассказ об этой коммунальной технике, вспомнив с чего все начиналось. Для этого нам придется вернуться в конец 50-х годов прошлого столетия.
Тот период ознаменовался тем, что все страны мира активно развивались по множеству направлений. Проектирование новой автомобильной техники шло ускоренными темпами как в Европе, так и за океаном. Инженеры и дизайнеры прилагали все усилия, чтобы удивить и эпатировать публику, получив больше внимания и контрактов. В общем, чтобы одержать верх в конкурентной борьбе.
Так осуществлялась посадка в Multicar М21. Фото: youtube.com
Но развивались и другие отрасли хозяйства. Например, коммунальная сфера (для более эффективной работы) нуждалась в специальном транспорте: маневренном, надежном и экономичном. Разные страны решали эти вопросы по-своему. В Восточной Германии к проблеме подошли так основательно, что последователи разработок тех лет до сих пор колесят по дорогам многих стран мира.
В середине 50-х немецкая компания Multicar Spezialfahrzeuge GmbH выпускает в Вальтерсхаузене первую в истории модель Multicar. Правда, она имеет маркировку Dieselkarren DkB. Автомобиль впервые появился в 1956 году. По сути, это была простая бортовая платформа, где в передней части хранился небольшой открытый дизельный двигатель. Водитель стоял впереди и управлял этой машиной ногами.
Несмотря на простоту конструкции, М21 очень быстро завоевал популярность и любовь многих пользователей. В течение долгих лет эта платформа служила на ряде заводов и кооперативов ГДР и некоторых соседних стран. Особенно он прижился в Польше и Чехословакии. Это помогло в последующие годы успешно экспортировать в эти и другие страны и следующие модели завода Multicar Spezialfahrzeuge GmbH. Чтобы удовлетворить потребности различных клиентов, со временем появилось три модификации платформенного грузовичка:
✅ бортовая платформа обозначавшаяся Pritsche P
✅ односторонний самосвал типа M (Muldenkipper)
✅ тип D – трехсторонний самосвал
Надстройки, имевшиеся в двух последних типах, хранились в задней части грузовичка. Независимо от компоновки определенной единицы, всегда сохранялся специфический стиль управления транспортным средством. Думаю, на этом стоит остановиться подробнее.
Да, вождение было интересным и очень необычным. Водитель не имел посадочного места, а просто стоял спиной к моторному отсеку. С правой стороны находился рычаг, которым правой рукой можно было руководить сцеплением и поворотным дросселем мотоциклетного типа. Левый рычаг отвечал за две тормозные системы автомобиля. Здесь же располагалось и переключение передач (3+1).
Модификации с кузовом самосвал комплектовалась дополнительным рычагом гидравлического насоса и управлением опрокидывания. Само же рулевое управление зависело от наклона борта, на котором стоял водитель транспортного средства. Чтобы совершить поворот, ему приходилось задействовать вес собственного тела. Да, необычное решение, которое сегодня может вызывать удивление и неподдельный интерес. А вот тем, кто водил эти необычные платформы, приходилось сначала немало потренироваться и проявлять определенную ловкость.
Вместо сидения – мягкий бордюр для спины. Фото: youtube.com
Обратим отдельное внимание на силовой агрегат, установленный на Multicar М21. Он разрабатывался компанией Deutz. А вот в ГДР оказался по лицензии VEB Motorenwerk Cunevalde. Ему присвоили маркировку 1 Н65. Его основные характеристики:
✅ одноцилиндровый с продольной установкой
✅ четырехтактный дизель
✅ рабочий объем – 650 куб. см
✅ мощность – 6,5 л. с
✅ запас топлива – 13 литров
Установленный на платформу цилиндр имел диаметр 85 мм. Смазку двигателя обеспечивала циркулирующая подача под давлением с поршневым насосом. Охлаждение происходило при помощи воды, испарявшейся во время работы мотора. Ее запас составлял 12 литров. Поэтому одним из важных заданий в обслуживании транспортного средства являлось своевременное пополнение запасов жидкости.
Впрыск для дизельного мотора обеспечивал насос L' Orange PO 1A3, работавший при давлении 120 бар. Кроме этого имелось однодисковое сухое сцепление и барабанные тормоза сзади. Стояночный тормоз был карданным. КПП имела три передние передачи и одну заднюю. Амортизацию конструкции обеспечивали листовые рессоры, установленные как спереди, так и сзади.
Ехать с открытой дверцей не безопасно. Фото: youtube.com
Небольшой открытый коммунальный грузовичок с шинами 23х5 получил немалое распространение. Более чем каждый четвертый собранный экземпляр отправился на работу за границы ГДР. Автомобиль выпускался вплоть до 1964 года. За это время успели собрать почти 14 тысяч М21. Такое благоприятное развитие позволило компании конструировать новые, более совершенные модели коммунальной техники. На конвейере первый Multicar сменила следующая модель – М22.
Новинка оказалась не только более современной, но и с увеличенными мощностными характеристиками двигателя. А еще, она намного дольше провела времени на заводском конвейере. В общей сложности – около 14 лет.
Правда, она располагала всего одним посадочным местом. Зато двигатель был помощнее и другие технические показатели также подтянулись. И объемы выпуска выросли почти в три раза по сравнению с предшественником. Вот характеристики силового агрегата М22:
✅ 2-цилиндровый, четырехтактный
✅ рабочий объем – 0,81 куб. см
✅ мощность – 13 л. с
✅ воздушное охлаждение осевым вентилятором
В 1968 году пришло время модернизации. В ее процессе увеличили до 26 л объем бака, изменили переднюю часть кабины и ее вентиляцию. Все это подтверждало интерес к автомобилю со стороны потребителей, что и побуждало производителя внедрять в его конструкцию прогрессивные изменения.
Одноместная кабина в М22. Фото: youtube.com
Всего Multicar М22 собран в количестве 42,5 тысячи экземпляров. После него пытались освоить «23-ю» модель, но она не пошла в производство. Однако ее идеи пригодились позже. Ведь уже с 1974 года на конвейер встал Multicar М24. В течение почти пяти лет он соседствовал на нем с прежней моделью.
Изначально у «24-го» была такая же одноместная кабина. Но это оказалось очень неудобно для коммунальных бригад, состоявших из двух или более человек. Поэтому через несколько лет предложили модификацию 24-0 с кабиной на два посадочных места (технологически сходной с не пошедшим в серию «23-м»).
Этот грузовик имел серьезный 2-литровый двигатель мощностью 45 л. с. Здесь применили конструкцию наклонной кабины, 4-ступенчатую КПП и совершенно новую подвеску. М24 мог перевозить до 2 тонн груза, развивая максимальную скорость в 50 км/ч. Автомобиль смог завоевать даже западный рынок. А всего из 25,6 тысяч собранных грузовиков за границу продали 48 %.
Сохранившиеся экземпляры имеют непрезентабельный вид. Фото: youtube.com
Следующей моделью стал легенда советского коммунального хозяйства 80-х М25. Не многие из тех старых трудяг сохранились в живых. После списания их разбирали на металлолом или переделывали на какую-то кустарную самоходную технику. Но коллекционеры в Германии не отчаиваются и даже создали клуб любителей Multicar. Помнят их и в нашей стране.
Тот период ознаменовался тем, что все страны мира активно развивались по множеству направлений. Проектирование новой автомобильной техники шло ускоренными темпами как в Европе, так и за океаном. Инженеры и дизайнеры прилагали все усилия, чтобы удивить и эпатировать публику, получив больше внимания и контрактов. В общем, чтобы одержать верх в конкурентной борьбе.

Но развивались и другие отрасли хозяйства. Например, коммунальная сфера (для более эффективной работы) нуждалась в специальном транспорте: маневренном, надежном и экономичном. Разные страны решали эти вопросы по-своему. В Восточной Германии к проблеме подошли так основательно, что последователи разработок тех лет до сих пор колесят по дорогам многих стран мира.
Скромный грузовичок с открытой кабиной
В середине 50-х немецкая компания Multicar Spezialfahrzeuge GmbH выпускает в Вальтерсхаузене первую в истории модель Multicar. Правда, она имеет маркировку Dieselkarren DkB. Автомобиль впервые появился в 1956 году. По сути, это была простая бортовая платформа, где в передней части хранился небольшой открытый дизельный двигатель. Водитель стоял впереди и управлял этой машиной ногами.
Серийное производство стартовало в 1958 году. Спустя два года появилось хорошо знакомое нам сегодня название Multicar. Платформа с открытым мотором получила индекс М21.
Несмотря на простоту конструкции, М21 очень быстро завоевал популярность и любовь многих пользователей. В течение долгих лет эта платформа служила на ряде заводов и кооперативов ГДР и некоторых соседних стран. Особенно он прижился в Польше и Чехословакии. Это помогло в последующие годы успешно экспортировать в эти и другие страны и следующие модели завода Multicar Spezialfahrzeuge GmbH. Чтобы удовлетворить потребности различных клиентов, со временем появилось три модификации платформенного грузовичка:
✅ бортовая платформа обозначавшаяся Pritsche P
✅ односторонний самосвал типа M (Muldenkipper)
✅ тип D – трехсторонний самосвал
Надстройки, имевшиеся в двух последних типах, хранились в задней части грузовичка. Независимо от компоновки определенной единицы, всегда сохранялся специфический стиль управления транспортным средством. Думаю, на этом стоит остановиться подробнее.
Непростое вождение и одноцилиндровый мотор
Да, вождение было интересным и очень необычным. Водитель не имел посадочного места, а просто стоял спиной к моторному отсеку. С правой стороны находился рычаг, которым правой рукой можно было руководить сцеплением и поворотным дросселем мотоциклетного типа. Левый рычаг отвечал за две тормозные системы автомобиля. Здесь же располагалось и переключение передач (3+1).
Модификации с кузовом самосвал комплектовалась дополнительным рычагом гидравлического насоса и управлением опрокидывания. Само же рулевое управление зависело от наклона борта, на котором стоял водитель транспортного средства. Чтобы совершить поворот, ему приходилось задействовать вес собственного тела. Да, необычное решение, которое сегодня может вызывать удивление и неподдельный интерес. А вот тем, кто водил эти необычные платформы, приходилось сначала немало потренироваться и проявлять определенную ловкость.

Обратим отдельное внимание на силовой агрегат, установленный на Multicar М21. Он разрабатывался компанией Deutz. А вот в ГДР оказался по лицензии VEB Motorenwerk Cunevalde. Ему присвоили маркировку 1 Н65. Его основные характеристики:
✅ одноцилиндровый с продольной установкой
✅ четырехтактный дизель
✅ рабочий объем – 650 куб. см
✅ мощность – 6,5 л. с
✅ запас топлива – 13 литров
Установленный на платформу цилиндр имел диаметр 85 мм. Смазку двигателя обеспечивала циркулирующая подача под давлением с поршневым насосом. Охлаждение происходило при помощи воды, испарявшейся во время работы мотора. Ее запас составлял 12 литров. Поэтому одним из важных заданий в обслуживании транспортного средства являлось своевременное пополнение запасов жидкости.
Впрыск для дизельного мотора обеспечивал насос L' Orange PO 1A3, работавший при давлении 120 бар. Кроме этого имелось однодисковое сухое сцепление и барабанные тормоза сзади. Стояночный тормоз был карданным. КПП имела три передние передачи и одну заднюю. Амортизацию конструкции обеспечивали листовые рессоры, установленные как спереди, так и сзади.

Небольшой открытый коммунальный грузовичок с шинами 23х5 получил немалое распространение. Более чем каждый четвертый собранный экземпляр отправился на работу за границы ГДР. Автомобиль выпускался вплоть до 1964 года. За это время успели собрать почти 14 тысяч М21. Такое благоприятное развитие позволило компании конструировать новые, более совершенные модели коммунальной техники. На конвейере первый Multicar сменила следующая модель – М22.
Multicar М22 и другие модели компании
Новинка оказалась не только более современной, но и с увеличенными мощностными характеристиками двигателя. А еще, она намного дольше провела времени на заводском конвейере. В общей сложности – около 14 лет.
Новый Multicar М22, появившийся в 1964 году оказался намного серьезнее своего предшественника. В его производстве участвовали несколько компаний-смежников. Впервые автомобили компании получили кабину крытой конструкции.
Правда, она располагала всего одним посадочным местом. Зато двигатель был помощнее и другие технические показатели также подтянулись. И объемы выпуска выросли почти в три раза по сравнению с предшественником. Вот характеристики силового агрегата М22:
✅ 2-цилиндровый, четырехтактный
✅ рабочий объем – 0,81 куб. см
✅ мощность – 13 л. с
✅ воздушное охлаждение осевым вентилятором
В 1968 году пришло время модернизации. В ее процессе увеличили до 26 л объем бака, изменили переднюю часть кабины и ее вентиляцию. Все это подтверждало интерес к автомобилю со стороны потребителей, что и побуждало производителя внедрять в его конструкцию прогрессивные изменения.

Всего Multicar М22 собран в количестве 42,5 тысячи экземпляров. После него пытались освоить «23-ю» модель, но она не пошла в производство. Однако ее идеи пригодились позже. Ведь уже с 1974 года на конвейер встал Multicar М24. В течение почти пяти лет он соседствовал на нем с прежней моделью.
Изначально у «24-го» была такая же одноместная кабина. Но это оказалось очень неудобно для коммунальных бригад, состоявших из двух или более человек. Поэтому через несколько лет предложили модификацию 24-0 с кабиной на два посадочных места (технологически сходной с не пошедшим в серию «23-м»).
Этот грузовик имел серьезный 2-литровый двигатель мощностью 45 л. с. Здесь применили конструкцию наклонной кабины, 4-ступенчатую КПП и совершенно новую подвеску. М24 мог перевозить до 2 тонн груза, развивая максимальную скорость в 50 км/ч. Автомобиль смог завоевать даже западный рынок. А всего из 25,6 тысяч собранных грузовиков за границу продали 48 %.

Следующей моделью стал легенда советского коммунального хозяйства 80-х М25. Не многие из тех старых трудяг сохранились в живых. После списания их разбирали на металлолом или переделывали на какую-то кустарную самоходную технику. Но коллекционеры в Германии не отчаиваются и даже создали клуб любителей Multicar. Помнят их и в нашей стране.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....