Трактор Zetor Z-25 – транспорт с чехословацким знаком качества
Чехословацкое машиностроение в 30-е годы прошлого века испытывало небывалый подъем. Этому способствовал целый ряд факторов: страна имела один из самых демократических парламентов в Европе, сам континент полностью оправился от последствий Первой мировой войны, в стране имелось достаточно квалифицированных инженеров-конструкторов.
О том, как бурно в тот период развивалось местное авто- и мотостроение, мы уже неоднократно писали на страницах нашего издания. Но в Чехословакии существовали не только городские жители, нуждающиеся в качественных двух- или четырехколесных средствах передвижения. В стране неплохо развивалось и сельское хозяйство. А ему тоже требовался различный спецтранспорт.
Сегодня мы расскажем вам об одном местном предприятии, ориентированном именно на жителей села и фермерские хозяйства. Оно и сейчас, спустя много десятилетий, успешно работает, выпуская продукцию отличного качества, востребованную у производителей овощей и фруктов или животноводов.
Как и многие его коллеги в разных странах, чешский завод с/х техники начинал совершенно в другом профиле. Около 100 лет назад в промзоне Забрдовице (после получения лицензии британской Parsons) начали производство паровых турбин. Оно проходило с переменным успехом, поэтому в 1936 году площадка перешла в собственной оружейников (компания Zbrojovka Brno). Кроме работы по профилю, здесь освоили выпуск легких автомобилей с двухтактными двигателями марки «Z».
После фашистской оккупации и перевода всех чехословацких предприятий машиностроения на военные рельсы Рейха, оно получило новое наименование Reichswerke Hermann Goring AG, Brno и стало работать для нужд фашистской армии.
Думаю, не стоит лишний раз напоминать, что все военные объекты являются первостепенной целью. Поэтому, после бомбардировок союзников и ударов Советской армии, к маю 1945 года цеха предприятия представляли печальное зрелище: более половины их них оказались серьезно поврежденными. Несмотря на это, уже через пару месяцев завод вновь стал в строй, сосредоточившись больше на мирном ассортименте:
✅ автоматическое весовое оборудование
✅ мотоциклетные (или автомобильные) двигатели
✅ пишущие машинки
✅ трансмиссии для сельхозтехники
Хотя выпуск оружия в Брно также продолжился, но основное направление определил последний пункт вышеприведенного списка. Да, кроме производства комплектующих для тракторов разных моделей, здесь мечтали о собственных разработках. И это были не просто мечты. Спустя пару месяцев после наступления мира в Европе брненские конструкторы, вдохновляемые инженером Франтишеком Мусилом, вступили в фазу активной подготовки будущих чехословацких тракторов.
Первая серийная модель получила индекс Z-25. Ее освоили к концу лета следующего года. О потребности в такой техники хорошо свидетельствует тот факт, что к началу 1947-го успели собрать почти 3400 единиц тракторов для села. Эта модель не только оказалась успешной, но и проложила путь для своих последователей, собирающихся на мощностях завода в чешском Брно уже более семи с половиной десятилетий.
Техника получилась миниатюрной и довольно симпатичной. К этому приложил руки не только упомянутый Мусил, но и инженер-дизайнер Ярослав Микш. В сентябре 1946 года новый трактор представили на пражской ярмарке. Позже первые шесть единиц передали в торжественной обстановке новым владельцам Zetor Z-25.
Пика производственных мощностей предприятие достигло в 1951 году. За тот год было собрано 8500 единиц техники для села. Но, потребность оказалась гораздо выше. Поэтому приняли решение о расширении производства, с открытием филиала в Лишно. Со временем успешная конструкция обросла рядом модификаций:
✅ 25А (тягач)
✅ 25К (культиватор)
✅ 25Н (сеялка)
✅ гусеничный 25A Z-76
Модификация «А» стала фактически продолжением базовой версии. Старый вариант просто отличался отсутствием нижних тяг и стартера. Тягач предназначался к буксировке сельхозмашин или перевозки различного оборудования. К обновленному варианту предприятие перешло в 1951 году.
Версия транспорта для культивационных работ имела дополнительный гидропривод для навесной техники. также модификацию «К» отличали еще несколько моментов:
✅ повышенный клиренс
✅ иная конструкция переднего моста
✅ задние шины другой конфигурации
Учитывая специфику использования, технику наделили специальными настройками максимальных оборотов двигателя и другим распределением передаточных чисел. Именно на базе первых двух модификаций создали еще два варианта исполнения трактора «25-й» модели. Причем в одном случае речь идет не о заводской, а, скажем так, кустарной версии машины.
Полугусеничная техника Z-76 отличается от оригинала лишь наличием тяговых гусениц вместо задней пары колес. Ее изготовили для использования на зыбком или слишком влажном грунте. А вот в случае с трактором-сеялкой речь идет о проделках «кулибиных». На инженерно-тракторной станции города Годонин (STS) увидели необходимость в транспорте, подходящем для садовых работ. У ребят под руками оказался ряд списанных тракторов Zetor Z-25К. Немного поработав с ними, талантливые молодые инженеры получили новую модификацию 25Н – трактор-сеялку.
Еще одним отличием садового помощника стал демонтаж кабины, устанавливаемый на все модификации по умолчанию (кроме полугусеничной). Это позволило уменьшить параметры техники, что немаловажно для скромных садовых площадей. А, учитывая местный характер проводимых работ, без защиты от непогоды можно было вполне обойтись.
Кабина трактора имела продолжение в угловатых крыльях. Для проветривания небольшого помещения конструкцию снабдили открывающимися окнами с отдельными фрамугами. Рядом с водителем имелось еще одно пассажирское сидение. Позже производители улучшили комфорт, заменив его на более мягкий и качественный вариант. Технические параметры у трактора имелись следующие:
✅ 2-цилиндровый двигатель с непрямым впрыском
✅ рабочий объем – 2078 куб. см
✅ мощность – 26 л. с
✅ максимальная скорость – 32 км/ч
✅ запас топлива – 45 л
✅ 6-ступенчатая коробка передач
Из них половина предназначалась для полевых работ, а другая – для движения по твердому грунту. Композицию дополняло однодисковое сцепление и водяное охлаждение двигателя. Во время вспашки расход топлива составлял 4 л / 100 км или 14,7 л на 1 вспаханный гектар.
Всего к 1961 году завод в Брно произвел 158570 тракторов этой серии. Более половины из них (97000 шт.) отправились на экспорт, что ясно говорит о качестве чешской техники. После этого на конвейер должен был встать Z-30, но он так и не вышел в производство. Это удалось сделать только модели type 35 с четырехцилиндровым двигателем.
Но тогда предприятие работало над первой в мире серией унифицированной тракторной техники UR 1. Имелись в то время и другие интересные модели у завода, о которых постараемся рассказать в следующих материалах. Полностью выпуск «25-й» серии во всех модификаций прекращен в 1968 году.
О том, как бурно в тот период развивалось местное авто- и мотостроение, мы уже неоднократно писали на страницах нашего издания. Но в Чехословакии существовали не только городские жители, нуждающиеся в качественных двух- или четырехколесных средствах передвижения. В стране неплохо развивалось и сельское хозяйство. А ему тоже требовался различный спецтранспорт.
Zetor Z-25 способен перевозил солидные прицепы. Фото: youtube.com
Сегодня мы расскажем вам об одном местном предприятии, ориентированном именно на жителей села и фермерские хозяйства. Оно и сейчас, спустя много десятилетий, успешно работает, выпуская продукцию отличного качества, востребованную у производителей овощей и фруктов или животноводов.
Скромное начало
Как и многие его коллеги в разных странах, чешский завод с/х техники начинал совершенно в другом профиле. Около 100 лет назад в промзоне Забрдовице (после получения лицензии британской Parsons) начали производство паровых турбин. Оно проходило с переменным успехом, поэтому в 1936 году площадка перешла в собственной оружейников (компания Zbrojovka Brno). Кроме работы по профилю, здесь освоили выпуск легких автомобилей с двухтактными двигателями марки «Z».
После фашистской оккупации и перевода всех чехословацких предприятий машиностроения на военные рельсы Рейха, оно получило новое наименование Reichswerke Hermann Goring AG, Brno и стало работать для нужд фашистской армии.
Версия с кабиной выглядит посолиднее. Фото: youtube.com
Думаю, не стоит лишний раз напоминать, что все военные объекты являются первостепенной целью. Поэтому, после бомбардировок союзников и ударов Советской армии, к маю 1945 года цеха предприятия представляли печальное зрелище: более половины их них оказались серьезно поврежденными. Несмотря на это, уже через пару месяцев завод вновь стал в строй, сосредоточившись больше на мирном ассортименте:
✅ автоматическое весовое оборудование
✅ мотоциклетные (или автомобильные) двигатели
✅ пишущие машинки
✅ трансмиссии для сельхозтехники
Хотя выпуск оружия в Брно также продолжился, но основное направление определил последний пункт вышеприведенного списка. Да, кроме производства комплектующих для тракторов разных моделей, здесь мечтали о собственных разработках. И это были не просто мечты. Спустя пару месяцев после наступления мира в Европе брненские конструкторы, вдохновляемые инженером Франтишеком Мусилом, вступили в фазу активной подготовки будущих чехословацких тракторов.
Отправная точка наступила 14 ноября 1945 года. Именно в этот день, спустя менее пяти месяцев активных поисков и разработок, представлен первый опытный образец новой с/х техники. Понадобилось еще примерно столько же времени, чтобы Торгово-промышленная палата Чехословацкой Республики подтвердила рождение в стране нового трактора. Так появилась торговая марка Zetor.
Первая серийная модель получила индекс Z-25. Ее освоили к концу лета следующего года. О потребности в такой техники хорошо свидетельствует тот факт, что к началу 1947-го успели собрать почти 3400 единиц тракторов для села. Эта модель не только оказалась успешной, но и проложила путь для своих последователей, собирающихся на мощностях завода в чешском Брно уже более семи с половиной десятилетий.
Zetor Z-25 – первенец завода с хорошими характеристиками
Техника получилась миниатюрной и довольно симпатичной. К этому приложил руки не только упомянутый Мусил, но и инженер-дизайнер Ярослав Микш. В сентябре 1946 года новый трактор представили на пражской ярмарке. Позже первые шесть единиц передали в торжественной обстановке новым владельцам Zetor Z-25.
Покос травы на Zetor Z-25. Фото: youtube.com
Пика производственных мощностей предприятие достигло в 1951 году. За тот год было собрано 8500 единиц техники для села. Но, потребность оказалась гораздо выше. Поэтому приняли решение о расширении производства, с открытием филиала в Лишно. Со временем успешная конструкция обросла рядом модификаций:
✅ 25А (тягач)
✅ 25К (культиватор)
✅ 25Н (сеялка)
✅ гусеничный 25A Z-76
Модификация «А» стала фактически продолжением базовой версии. Старый вариант просто отличался отсутствием нижних тяг и стартера. Тягач предназначался к буксировке сельхозмашин или перевозки различного оборудования. К обновленному варианту предприятие перешло в 1951 году.
Версия транспорта для культивационных работ имела дополнительный гидропривод для навесной техники. также модификацию «К» отличали еще несколько моментов:
✅ повышенный клиренс
✅ иная конструкция переднего моста
✅ задние шины другой конфигурации
Учитывая специфику использования, технику наделили специальными настройками максимальных оборотов двигателя и другим распределением передаточных чисел. Именно на базе первых двух модификаций создали еще два варианта исполнения трактора «25-й» модели. Причем в одном случае речь идет не о заводской, а, скажем так, кустарной версии машины.
26-сильный силовой агрегат. Фото: youtube.com
Полугусеничная техника Z-76 отличается от оригинала лишь наличием тяговых гусениц вместо задней пары колес. Ее изготовили для использования на зыбком или слишком влажном грунте. А вот в случае с трактором-сеялкой речь идет о проделках «кулибиных». На инженерно-тракторной станции города Годонин (STS) увидели необходимость в транспорте, подходящем для садовых работ. У ребят под руками оказался ряд списанных тракторов Zetor Z-25К. Немного поработав с ними, талантливые молодые инженеры получили новую модификацию 25Н – трактор-сеялку.
Еще одним отличием садового помощника стал демонтаж кабины, устанавливаемый на все модификации по умолчанию (кроме полугусеничной). Это позволило уменьшить параметры техники, что немаловажно для скромных садовых площадей. А, учитывая местный характер проводимых работ, без защиты от непогоды можно было вполне обойтись.
Техническая сторона модели
Кабина трактора имела продолжение в угловатых крыльях. Для проветривания небольшого помещения конструкцию снабдили открывающимися окнами с отдельными фрамугами. Рядом с водителем имелось еще одно пассажирское сидение. Позже производители улучшили комфорт, заменив его на более мягкий и качественный вариант. Технические параметры у трактора имелись следующие:
✅ 2-цилиндровый двигатель с непрямым впрыском
✅ рабочий объем – 2078 куб. см
✅ мощность – 26 л. с
✅ максимальная скорость – 32 км/ч
✅ запас топлива – 45 л
✅ 6-ступенчатая коробка передач
Из них половина предназначалась для полевых работ, а другая – для движения по твердому грунту. Композицию дополняло однодисковое сцепление и водяное охлаждение двигателя. Во время вспашки расход топлива составлял 4 л / 100 км или 14,7 л на 1 вспаханный гектар.
Всего к 1961 году завод в Брно произвел 158570 тракторов этой серии. Более половины из них (97000 шт.) отправились на экспорт, что ясно говорит о качестве чешской техники. После этого на конвейер должен был встать Z-30, но он так и не вышел в производство. Это удалось сделать только модели type 35 с четырехцилиндровым двигателем.
Сегодня любители занимаются реставрацией старых тракторов. Фото: youtube.com
Но тогда предприятие работало над первой в мире серией унифицированной тракторной техники UR 1. Имелись в то время и другие интересные модели у завода, о которых постараемся рассказать в следующих материалах. Полностью выпуск «25-й» серии во всех модификаций прекращен в 1968 году.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...