«Уралы», которые умеют плавать
К 1969-м году Миасскому заводу поручили разработать амфибию на базе серийного «Урала». При этом внешне плавающий автомобиль не должен сильно отличаться от обычного сухопутного. В это время на предприятии уже проектировали два наиболее подходящих для этих целей грузовика: Урал-379 (с тремя мостами) и 395 (с четырьмя осями). Обе модели и стали «донорами» будущих амфибий. В документах машины получили индексы 375П и 395П.
Первые действующие образцы плавающей техники изготовили в начале 70-х. Машины такого типа не имели аналогов за рубежом: по сути, это серийные автомобили, которые после небольших доработок способны перевозить по воде груз весом до 7-ми тонн при скорости до 6 км/ч.
От сухопутных версий они отличались находящимися сзади винтами. Кузов сделали цельнометаллическим, с не откидывающимися бортами, закрытый тентом. Кабину частично герметизировали. При движении на плаву дополнительную тягу создавали вращающиеся колеса с высоким протектором. В случае затруднений при выходе на берег использовалась лебедка и система, снижающая давление в шинах.
Плавающий автомобиль с бескапотной схемой оснащался десятицилиндровым силовым агрегатом ЯМЗ-741, развивавшим 260 «лошадей». Кабину и кузов, а также днище амфибии герметизировали пенополиуретаном. Из этого же материала были сделаны съемные поплавки, улучшающие плавучесть.
Испытания модели «395П» проходили в 1972-73 годах. Машина получилась неповоротливой и тяжелой: в серию она не пошла, но был получен бесценный опыт, который использовали позже.
Капотный грузовик имел сзади четырехлопастной винт диаметром 55 см, вращавшийся от вала «раздатки». Попытка герметизировать кабину успехом не увенчалась: водителя просто одели в спецкостюм Л-1: получился этакий водолаз за рулем. Плюс под одно место положили подушки, а чтобы головой не упираться в потолок, сделали в крыше вырез, закрываемый брезентом.
Ну, и еще прорезали несколько дополнительных отверстий для слива воды из кабины после выхода на сушу.
Общий вес оснащения, обеспечивающего плавучесть автомобиля, достигал 725 кг. Когда машина передвигалась по земле, поплавки мирно покоились за кабиной: «запаску» пришлось перенести на задний борт, под которым торчали винты. Превращение авто в «корабль» посредством усилий трех человек происходило в течение 12-ти минут. В плавучем положении машина могла транспортировать 2,5 тонны груза.
Для разворота Урал-375П при движении по воде с помощью винтов, требовалось 16 м. Если крутились только колеса – 11 м. Амфибия комплектовалась восьмицилиндровым двигателем Урал-2Э640, выдававшим 200 «лошадей». Трансмиссия – от серийного Урал-375Д.
Интересно была решена проблема герметизации шасси: в узлах с помощью штатной системы подкачки в узлах ходовой части создали избыточное давление. Подобная технология подтвердила свою работоспособность при использовании на серийных машинах для преодоления бродов. Кузов тоже неплохо выдержал испытания: в нем был установлен агрегат для аварийной откачки воды, способный «переправить» за борт при необходимости 525 л в минуту. Но система так и не понадобилась: за 2 ч внутрь проникло 14 литров.
Плавающий Урал-375П на испытаниях показал себя с лучшей стороны по сравнению с Урал-395П. Особенно по таким критериям, как унификация с серийными машинами и степень усложнения стандартной модели. Поэтому дальнейшая разработка 395-й амфибии больше не производилась. «375П» на конвейер тоже не встал: но конструкционные решения, итоги испытаний пригодились через несколько лет, в ходе реализации следующего проекта, о котором речь пойдет дальше.
Первую капотную трехмостовую модель собрали в 1978-м году. Ее плавающая версия получила индекс «43221». От чисто сухопутных «собратьев» внешне она отличалась парой гребных винтов (у 375П и 395П стоял только один), находящихся в задней части кузова.
Последний был герметизирован и имел высокие борта. При переводе автомобиля в «плавучее» состояние впереди устанавливался съемный волноотражающий щит, также защищавший моторный отсек от излишней воды. Еще был изготовлен бескапотный вариант трехосной амфибии – Урал-43221А.
Они проходили в Челябинской области: для тестирования использовали озеро Тургоярк. Результаты были вполне удовлетворительными: машина уверенно держалась на воде, несмотря на небольшие волны, и сумела набрать скорость в 7 км/ч, что было очень даже неплохо. Наземные испытания проходили в жестких условиях пустыни Кара-Кум (Туркмения), а также по общим магистралям.
Всего грузовик «накатал» почти 30 тыс. км. Автомобиль-амфибию полностью одобрили и рекомендовали к крупномасштабному производству. Однако пока машину готовили к постановке на конвейер в 1985 году, грянула перестройка и водоплавающий «Урал» стал как-то не нужен – об уникальной технике просто забыли.
Фактически это продолжение «эпопеи» водоплавающих автомобилей. Новая модель по основным конструкционным узлам повторяет предшественника – Урал-43221А. Это четырехмостовый автомобиль массой в семь тонн способен плавать без поплавков, передвигаясь с помощью винтов и крутящихся колес при полном приводе. Здесь тоже передок оснащался заградительным щитом, в котором имелся воздуховод для охлаждения подкапотного пространства. На амфибию устанавливался десятицилиндровый дизельный мотор ЯМЗ-741, выдававший 260 «лошадей» при крутящем моменте 765 Н*м.
МКПП – пятискоростная, «раздатка» – двухступенчатая. Машина разгонялась до 80 км/ч при движении по суше. Расход горючего в среднем – 40 л на «сотню». Топливные баки обеспечивали запас хода в 750 километров (при установке дополнительных емкостей – до 1000 км). До крупносерийного производства и здесь дело не дошло. Но полученные наработки пригодились позже.
Это автомобиль на шасси Урал-4320, получивший название «АЦ-4,0». В отличие от грузовика из Миасса, здесь установлена «камазовская» кабина. По сути, это первая российская плавающая автоцистерна, презентованная на мероприятии «Интерполитех». Разработкой и постройкой пожарной машины занималась компания «Приоритет» из того же Миасса.
В авто произведена герметизация всех агрегатов и узлов, в т. ч. специальное отделение для противопожарного инвентаря и мотопомпы. В саму емкость помещается, как это видно из названия, до четырех тонн воды или смеси для тушения огня. Попадающая в кабину влага откачивается посредством специальной установки через отверстия в задней стойке. На воде пожарный автомобиль с помощью гребных винтов развивает скорость до 7,4 км/ч. Здесь также, как и на вышеописанных моделях, впереди установлен съемный волноотбойный щит. Забор воды в цистерну из реки, пруда или озера осуществляется напрямую, через насос.
Уникальные качества автоцистерны подтвердились в ходе испытаний, проводившихся с участием МЧС. Производитель уверяет, что амфибия имеет универсальную платформу, на которой можно устанавливать другие надстройки: например, штаб по ЧС или спасательный, санитарный комплекс.
Первые действующие образцы плавающей техники изготовили в начале 70-х. Машины такого типа не имели аналогов за рубежом: по сути, это серийные автомобили, которые после небольших доработок способны перевозить по воде груз весом до 7-ми тонн при скорости до 6 км/ч.
Технические особенности амфибий
От сухопутных версий они отличались находящимися сзади винтами. Кузов сделали цельнометаллическим, с не откидывающимися бортами, закрытый тентом. Кабину частично герметизировали. При движении на плаву дополнительную тягу создавали вращающиеся колеса с высоким протектором. В случае затруднений при выходе на берег использовалась лебедка и система, снижающая давление в шинах.
Урал-395П
Плавающий автомобиль с бескапотной схемой оснащался десятицилиндровым силовым агрегатом ЯМЗ-741, развивавшим 260 «лошадей». Кабину и кузов, а также днище амфибии герметизировали пенополиуретаном. Из этого же материала были сделаны съемные поплавки, улучшающие плавучесть.
Урал-395П выходит на сушу. Фото: YouTube.com
Испытания модели «395П» проходили в 1972-73 годах. Машина получилась неповоротливой и тяжелой: в серию она не пошла, но был получен бесценный опыт, который использовали позже.
Урал-375П
Капотный грузовик имел сзади четырехлопастной винт диаметром 55 см, вращавшийся от вала «раздатки». Попытка герметизировать кабину успехом не увенчалась: водителя просто одели в спецкостюм Л-1: получился этакий водолаз за рулем. Плюс под одно место положили подушки, а чтобы головой не упираться в потолок, сделали в крыше вырез, закрываемый брезентом.
Водителю не позавидуешь! Фото: YouTube.com
Ну, и еще прорезали несколько дополнительных отверстий для слива воды из кабины после выхода на сушу.
Некоторые характеристики Урал-375П
Общий вес оснащения, обеспечивающего плавучесть автомобиля, достигал 725 кг. Когда машина передвигалась по земле, поплавки мирно покоились за кабиной: «запаску» пришлось перенести на задний борт, под которым торчали винты. Превращение авто в «корабль» посредством усилий трех человек происходило в течение 12-ти минут. В плавучем положении машина могла транспортировать 2,5 тонны груза.
Выход на сушу: хорошо виден волноотбойник. Фото: YouTube.com
Для разворота Урал-375П при движении по воде с помощью винтов, требовалось 16 м. Если крутились только колеса – 11 м. Амфибия комплектовалась восьмицилиндровым двигателем Урал-2Э640, выдававшим 200 «лошадей». Трансмиссия – от серийного Урал-375Д.
Испытания и результат
Интересно была решена проблема герметизации шасси: в узлах с помощью штатной системы подкачки в узлах ходовой части создали избыточное давление. Подобная технология подтвердила свою работоспособность при использовании на серийных машинах для преодоления бродов. Кузов тоже неплохо выдержал испытания: в нем был установлен агрегат для аварийной откачки воды, способный «переправить» за борт при необходимости 525 л в минуту. Но система так и не понадобилась: за 2 ч внутрь проникло 14 литров.
В случае опасности эвакуироваться можно через крышу. Фото: YouTube.com
Плавающий Урал-375П на испытаниях показал себя с лучшей стороны по сравнению с Урал-395П. Особенно по таким критериям, как унификация с серийными машинами и степень усложнения стандартной модели. Поэтому дальнейшая разработка 395-й амфибии больше не производилась. «375П» на конвейер тоже не встал: но конструкционные решения, итоги испытаний пригодились через несколько лет, в ходе реализации следующего проекта, о котором речь пойдет дальше.
Урал-4322П семейства «Суша»
Первую капотную трехмостовую модель собрали в 1978-м году. Ее плавающая версия получила индекс «43221». От чисто сухопутных «собратьев» внешне она отличалась парой гребных винтов (у 375П и 395П стоял только один), находящихся в задней части кузова.
Модель «43221» выходит из воды. Архивное фото
Последний был герметизирован и имел высокие борта. При переводе автомобиля в «плавучее» состояние впереди устанавливался съемный волноотражающий щит, также защищавший моторный отсек от излишней воды. Еще был изготовлен бескапотный вариант трехосной амфибии – Урал-43221А.
Испытания
Они проходили в Челябинской области: для тестирования использовали озеро Тургоярк. Результаты были вполне удовлетворительными: машина уверенно держалась на воде, несмотря на небольшие волны, и сумела набрать скорость в 7 км/ч, что было очень даже неплохо. Наземные испытания проходили в жестких условиях пустыни Кара-Кум (Туркмения), а также по общим магистралям.
Из внешних отличий амфибии выделяется кузов с высокими бортами. Архивное фото.
Всего грузовик «накатал» почти 30 тыс. км. Автомобиль-амфибию полностью одобрили и рекомендовали к крупномасштабному производству. Однако пока машину готовили к постановке на конвейер в 1985 году, грянула перестройка и водоплавающий «Урал» стал как-то не нужен – об уникальной технике просто забыли.
Урал-5322П
Фактически это продолжение «эпопеи» водоплавающих автомобилей. Новая модель по основным конструкционным узлам повторяет предшественника – Урал-43221А. Это четырехмостовый автомобиль массой в семь тонн способен плавать без поплавков, передвигаясь с помощью винтов и крутящихся колес при полном приводе. Здесь тоже передок оснащался заградительным щитом, в котором имелся воздуховод для охлаждения подкапотного пространства. На амфибию устанавливался десятицилиндровый дизельный мотор ЯМЗ-741, выдававший 260 «лошадей» при крутящем моменте 765 Н*м.
Урал-53221 – продолжение плавающей 395-й модели. Архивное фото.
МКПП – пятискоростная, «раздатка» – двухступенчатая. Машина разгонялась до 80 км/ч при движении по суше. Расход горючего в среднем – 40 л на «сотню». Топливные баки обеспечивали запас хода в 750 километров (при установке дополнительных емкостей – до 1000 км). До крупносерийного производства и здесь дело не дошло. Но полученные наработки пригодились позже.
Плавающая пожарная машина
Это автомобиль на шасси Урал-4320, получивший название «АЦ-4,0». В отличие от грузовика из Миасса, здесь установлена «камазовская» кабина. По сути, это первая российская плавающая автоцистерна, презентованная на мероприятии «Интерполитех». Разработкой и постройкой пожарной машины занималась компания «Приоритет» из того же Миасса.
За водой – в воду! Фото: YouTube.com
В авто произведена герметизация всех агрегатов и узлов, в т. ч. специальное отделение для противопожарного инвентаря и мотопомпы. В саму емкость помещается, как это видно из названия, до четырех тонн воды или смеси для тушения огня. Попадающая в кабину влага откачивается посредством специальной установки через отверстия в задней стойке. На воде пожарный автомобиль с помощью гребных винтов развивает скорость до 7,4 км/ч. Здесь также, как и на вышеописанных моделях, впереди установлен съемный волноотбойный щит. Забор воды в цистерну из реки, пруда или озера осуществляется напрямую, через насос.
Подготовка к плаванию. Фото: YouTube.com
Уникальные качества автоцистерны подтвердились в ходе испытаний, проводившихся с участием МЧС. Производитель уверяет, что амфибия имеет универсальную платформу, на которой можно устанавливать другие надстройки: например, штаб по ЧС или спасательный, санитарный комплекс.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...