.d-md-none .d-lg-block bibimot

«Уралы», которые умеют плавать

«Уралы», которые умеют плавать
К 1969-м году Миасскому заводу поручили разработать амфибию на базе серийного «Урала». При этом внешне плавающий автомобиль не должен сильно отличаться от обычного сухопутного. В это время на предприятии уже проектировали два наиболее подходящих для этих целей грузовика: Урал-379 (с тремя мостами) и 395 (с четырьмя осями). Обе модели и стали «донорами» будущих амфибий. В документах машины получили индексы 375П и 395П.


Первые действующие образцы плавающей техники изготовили в начале 70-х. Машины такого типа не имели аналогов за рубежом: по сути, это серийные автомобили, которые после небольших доработок способны перевозить по воде груз весом до 7-ми тонн при скорости до 6 км/ч.

Технические особенности амфибий


От сухопутных версий они отличались находящимися сзади винтами. Кузов сделали цельнометаллическим, с не откидывающимися бортами, закрытый тентом. Кабину частично герметизировали. При движении на плаву дополнительную тягу создавали вращающиеся колеса с высоким протектором. В случае затруднений при выходе на берег использовалась лебедка и система, снижающая давление в шинах.

Урал-395П


Плавающий автомобиль с бескапотной схемой оснащался десятицилиндровым силовым агрегатом ЯМЗ-741, развивавшим 260 «лошадей». Кабину и кузов, а также днище амфибии герметизировали пенополиуретаном. Из этого же материала были сделаны съемные поплавки, улучшающие плавучесть.

«Уралы», которые умеют плаватьУрал-395П выходит на сушу. Фото: YouTube.com

Испытания модели «395П» проходили в 1972-73 годах. Машина получилась неповоротливой и тяжелой: в серию она не пошла, но был получен бесценный опыт, который использовали позже.

Урал-375П


Капотный грузовик имел сзади четырехлопастной винт диаметром 55 см, вращавшийся от вала «раздатки». Попытка герметизировать кабину успехом не увенчалась: водителя просто одели в спецкостюм Л-1: получился этакий водолаз за рулем. Плюс под одно место положили подушки, а чтобы головой не упираться в потолок, сделали в крыше вырез, закрываемый брезентом.

Водителю не позавидуешь! Фото: YouTube.com

Ну, и еще прорезали несколько дополнительных отверстий для слива воды из кабины после выхода на сушу.

Некоторые характеристики Урал-375П


Общий вес оснащения, обеспечивающего плавучесть автомобиля, достигал 725 кг. Когда машина передвигалась по земле, поплавки мирно покоились за кабиной: «запаску» пришлось перенести на задний борт, под которым торчали винты. Превращение авто в «корабль» посредством усилий трех человек происходило в течение 12-ти минут. В плавучем положении машина могла транспортировать 2,5 тонны груза.

Выход на сушу: хорошо виден волноотбойник. Фото: YouTube.com

Для разворота Урал-375П при движении по воде с помощью винтов, требовалось 16 м. Если крутились только колеса – 11 м. Амфибия комплектовалась восьмицилиндровым двигателем Урал-2Э640, выдававшим 200 «лошадей». Трансмиссия – от серийного Урал-375Д.

Испытания и результат


Интересно была решена проблема герметизации шасси: в узлах с помощью штатной системы подкачки в узлах ходовой части создали избыточное давление. Подобная технология подтвердила свою работоспособность при использовании на серийных машинах для преодоления бродов. Кузов тоже неплохо выдержал испытания: в нем был установлен агрегат для аварийной откачки воды, способный «переправить» за борт при необходимости 525 л в минуту. Но система так и не понадобилась: за 2 ч внутрь проникло 14 литров.

В случае опасности эвакуироваться можно через крышу. Фото: YouTube.com

Плавающий Урал-375П на испытаниях показал себя с лучшей стороны по сравнению с Урал-395П. Особенно по таким критериям, как унификация с серийными машинами и степень усложнения стандартной модели. Поэтому дальнейшая разработка 395-й амфибии больше не производилась. «375П» на конвейер тоже не встал: но конструкционные решения, итоги испытаний пригодились через несколько лет, в ходе реализации следующего проекта, о котором речь пойдет дальше.

Урал-4322П семейства «Суша»


Первую капотную трехмостовую модель собрали в 1978-м году. Ее плавающая версия получила индекс «43221». От чисто сухопутных «собратьев» внешне она отличалась парой гребных винтов (у 375П и 395П стоял только один), находящихся в задней части кузова.

Модель «43221» выходит из воды. Архивное фото

Последний был герметизирован и имел высокие борта. При переводе автомобиля в «плавучее» состояние впереди устанавливался съемный волноотражающий щит, также защищавший моторный отсек от излишней воды. Еще был изготовлен бескапотный вариант трехосной амфибии – Урал-43221А.

Испытания


Они проходили в Челябинской области: для тестирования использовали озеро Тургоярк. Результаты были вполне удовлетворительными: машина уверенно держалась на воде, несмотря на небольшие волны, и сумела набрать скорость в 7 км/ч, что было очень даже неплохо. Наземные испытания проходили в жестких условиях пустыни Кара-Кум (Туркмения), а также по общим магистралям.

Из внешних отличий амфибии выделяется кузов с высокими бортами. Архивное фото.

Всего грузовик «накатал» почти 30 тыс. км. Автомобиль-амфибию полностью одобрили и рекомендовали к крупномасштабному производству. Однако пока машину готовили к постановке на конвейер в 1985 году, грянула перестройка и водоплавающий «Урал» стал как-то не нужен – об уникальной технике просто забыли.

Урал-5322П


Фактически это продолжение «эпопеи» водоплавающих автомобилей. Новая модель по основным конструкционным узлам повторяет предшественника – Урал-43221А. Это четырехмостовый автомобиль массой в семь тонн способен плавать без поплавков, передвигаясь с помощью винтов и крутящихся колес при полном приводе. Здесь тоже передок оснащался заградительным щитом, в котором имелся воздуховод для охлаждения подкапотного пространства. На амфибию устанавливался десятицилиндровый дизельный мотор ЯМЗ-741, выдававший 260 «лошадей» при крутящем моменте 765 Н*м.

Урал-53221 – продолжение плавающей 395-й модели. Архивное фото.

МКПП – пятискоростная, «раздатка» – двухступенчатая. Машина разгонялась до 80 км/ч при движении по суше. Расход горючего в среднем – 40 л на «сотню». Топливные баки обеспечивали запас хода в 750 километров (при установке дополнительных емкостей – до 1000 км). До крупносерийного производства и здесь дело не дошло. Но полученные наработки пригодились позже.

Плавающая пожарная машина


Это автомобиль на шасси Урал-4320, получивший название «АЦ-4,0». В отличие от грузовика из Миасса, здесь установлена «камазовская» кабина. По сути, это первая российская плавающая автоцистерна, презентованная на мероприятии «Интерполитех». Разработкой и постройкой пожарной машины занималась компания «Приоритет» из того же Миасса.

За водой – в воду! Фото: YouTube.com

В авто произведена герметизация всех агрегатов и узлов, в т. ч. специальное отделение для противопожарного инвентаря и мотопомпы. В саму емкость помещается, как это видно из названия, до четырех тонн воды или смеси для тушения огня. Попадающая в кабину влага откачивается посредством специальной установки через отверстия в задней стойке. На воде пожарный автомобиль с помощью гребных винтов развивает скорость до 7,4 км/ч. Здесь также, как и на вышеописанных моделях, впереди установлен съемный волноотбойный щит. Забор воды в цистерну из реки, пруда или озера осуществляется напрямую, через насос.

Подготовка к плаванию. Фото: YouTube.com

Уникальные качества автоцистерны подтвердились в ходе испытаний, проводившихся с участием МЧС. Производитель уверяет, что амфибия имеет универсальную платформу, на которой можно устанавливать другие надстройки: например, штаб по ЧС или спасательный, санитарный комплекс.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете о водоплавающих «Уралах»?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Урал-6370 – этот грузовик был создан для конкуренции с КАМАЗУрал «Соло» – редкий российский мотоцикл-одиночка от ИМЗ