Самолеты без пилотов – появятся или нет?
Соединенные Штаты являются одной из стран, где на каждого жителя приходится больше всего автомобилей. По статистике Нацсовета безопасности за минувшее десятилетие смертность при использовании машин оказалась в 1606 раз выше, чем при полете на авиалайнерах. Так почему же полностью автономные автомобили уже существуют, а самолетов без летчиков нет?
Технологии создания новых БПЛА очень быстро совершенствуются: сегодня никто не удивляется использованию дронов, в виде инструмента, для создания аэро- или фотосъемок местности.
А это важнейший элемент в таких отраслях, как строительство, сельское хозяйство, не говоря уже об армии. Об исчезновении профессии пилота сегодня говорить рано: все зависит от скорости внедрения автономной техники в нашу жизнь.
Не считая видео- и фотосъемок, в первую очередь это доставка грузов. Наиболее масштабные перемены в данном направлении ожидаются в ближайшие 5-7 лет. В быстрой доставке товара к потребителю нуждаются такие «монстры» IT, как, например, Alibaba, Amazon. Речь идет о т. н. «последней миле», когда груз оказывается у дверей заказчика. Абсолютное большинство товаров имеют массу менее 5 кг, поэтому очень скоро курьеры передадут свою работу БПЛА. Лидером в этом направлении является КНР. Примером может служить БПЛА Ehang DHL.
Впервые широкой публике аппарат продемонстрировали в 2019-м. При испытаниях дрон преодолел 8 км в городе за восемь минут. Автомобиль доставил товар за 40 мин. Эксперты делают выводы: применение БПЛА сокращает расходы по транспортировке на 80 %.
Доставка пиццы или иной мелочи – одно, а товаров массой до полутора тонн – совсем другой. И здесь впереди оказались китайцы. Компания Star UAV System уже запустила в серию производство АТ200: беспилотника, способного перемещать до 1,5 т груза на расстояние в 2100 км.
Дрон поскромнее представила фирма China Aerospace Science and Technology. Ее детище Feihong 98 способно перевозить все что угодно такой же массы, но на 1200 км. Любопытно: этот китайский дрон – не что иное, как немного переделанный советский Ан-2.
У американцев в компании «Наутилус» тоже есть свои разработки: проектируемый БПЛА доставляет 3,5 т на 1500 км. В России получила известность разработка мини-класса: дрон Hi-Fly Cargo может перевезти 170 кг на расстояние в 20 км.
Вроде, немного, но есть существенная оговорка: БПЛА умеет доставить не только груз, но и человека – например, больного или пострадавшего из труднодоступного места (того же альпиниста из расщелины в горах). Пока в аппарате 70 % комплектующих из РФ, но в ближайшее время цифра дойдет и до 100 %, как заявляют разработчики.
И здесь Китай «впереди планеты всей»: аппарат из Поднебесной EHang 216, правда, разработанный при участии Австрии, еще в 2019-м прошел все тесты на летную годность, и, как уверяет производитель, может вставать на конвейер. Правда, это не самолет, а, скорее беспилотное такси-квадрокоптер, eVTOL.
В этом направлении есть серьезные подвижки и у немцев: созданное и испытанное компанией Volocopter городское аэротакси имеет дальность в 35 км и способно разгоняться до 110 км/ч.
На первом этапе машина будет управляться летчиком, но затем появится беспилотная модель. Есть подобные разработки у лидеров авиаиндустрии: «Боинг» занимается проектом NEXt, «Аэрбас» продемонстрировал беспилотник-такси Vahana.
В сегменте дальнемагистральных пассажирских БПЛА, способных летать на расстояния от 6-ти до 12-ти тыс. км, все находится на стадии очень отдаленной перспективы.
Основное препятствие – совсем не конструкторы и не инженеры-программисты. Проблема, как это ни странно – в самих людях. А точнее, в их психологии. Начать здесь стоит с пилотов: действительно ли компьютер может стать полноценной заменой летчикам? Далеко не всегда искусственный интеллект способен также быстро реагировать на возникшую проблему, как человек. Да и решать ее компьютер не умеет с, например, «творческим подходом», импровизируя уже на ходу. Человеческий мозг одновременно воспринимает и анализирует огромное количество информации и может найти нестандартный, не предусмотренный заранее выход из самой сложной ситуации. У всех на слуху полностью электронные суда Boeing 737MAX, когда неверные из-за обледенения сигналы компьютер понял по-своему и стабилизатор отработал на пикировании.
В итоге в двух авиакатастрофах погибло 350 пассажиров, а воздушные суда этого типа были сняты с маршрутов. И все же можно сказать, что здесь тоже сработал пресловутый «человеческий фактор»: ведь неправильно функционировавшие программы создавал кто-то живой! Вероятнее всего, в будущем пилоты по-прежнему останутся у штурвала, чтобы взять управление на себя в экстремальной ситуации. Но все же профессия уже будет похожа на деятельность оператора, а не летчика в сегодняшнем понимании.
А представьте, если в работу автоматики и компьютерных программ вмешается какой-нибудь хакер с расстроенной психикой? Случаи, когда это происходило с авто, напичканными современной электроникой до нельзя, уже зафиксированы.
А теперь о пассажирах: сегодня далеко не все из них желают доверять свою жизнь «машине» и садиться в «пустой» самолет. Хотя с беспилотными автомобилями так дело не обстоит: многие готовы пользоваться подобными системами. Что касается самолетов, не исключено: общественное мнение будет постепенно меняться и люди привыкнут к мысли, что их жизнь зависит не от человека в пилотской кабине, а оператора, который находится на земле.
Это еще одно препятствие на пути к автономным полетам. Сегодня в соответствии с требованиями, например, FAA в кабине должно быть, как минимум, два пилота, хотя современные технологии позволяют все необходимое делать и одному. Тем не менее, европейский регулятор, несмотря на сопротивление авиакомпаний (особенно активным оно было в пандемию: мол, и так пилотов не хватает), «оставил» в самолете второго летчика, как минимум, до 2030-го года. Это сделано для безопасности.
Но в направлении беспилотных аппаратов и их сертификации FAA, а также иным авиационным «властям» работать придется. Например, «Боинг» уже представил на рассмотрение автономную машину Wisk. И регулятор начал разработку программы сертификации подобных аппаратов-беспилотников.
Тут есть и обратная сторона: FAA может стать чрезмерно «услужливым», в угоду интересам авиапроизводителей. Пример – тот же Boeing MAX. Во главу угла регулятор обязан ставить интересы пассажиров, т. е. безопасность – так считает большинство экспертов.
Процесс автоматизации медленно и неуклонно продолжает совершенствоваться. Например, рядом со штаб-квартирой «Аэрбас» (аэропорт Тулузы) испытывается новейший комплекс систем помощи пилоту, названный DragonFly («стрекоза»). Самолет «учат», чтобы он, как это насекомое, распознавал ориентиры на земле: характерные особенности ландшафта. Система уже умеет сажать авиалайнер в пределах действия датчиков, приборов. В перспективе самолет научат и взлетать.
Когда исчезнет профессия пилота?
Технологии создания новых БПЛА очень быстро совершенствуются: сегодня никто не удивляется использованию дронов, в виде инструмента, для создания аэро- или фотосъемок местности.
Первый авиационный автопилот появился в 1910-х (!) годах в виде гироскопа, указывающего горизонтальное направление полета.
А это важнейший элемент в таких отраслях, как строительство, сельское хозяйство, не говоря уже об армии. Об исчезновении профессии пилота сегодня говорить рано: все зависит от скорости внедрения автономной техники в нашу жизнь.
Как развивается беспилотная авиация?
Не считая видео- и фотосъемок, в первую очередь это доставка грузов. Наиболее масштабные перемены в данном направлении ожидаются в ближайшие 5-7 лет. В быстрой доставке товара к потребителю нуждаются такие «монстры» IT, как, например, Alibaba, Amazon. Речь идет о т. н. «последней миле», когда груз оказывается у дверей заказчика. Абсолютное большинство товаров имеют массу менее 5 кг, поэтому очень скоро курьеры передадут свою работу БПЛА. Лидером в этом направлении является КНР. Примером может служить БПЛА Ehang DHL.
Ehang DHL доставляет товар заказчику. Фото: YouTube.com
Впервые широкой публике аппарат продемонстрировали в 2019-м. При испытаниях дрон преодолел 8 км в городе за восемь минут. Автомобиль доставил товар за 40 мин. Эксперты делают выводы: применение БПЛА сокращает расходы по транспортировке на 80 %.
Большегрузные дроны
Доставка пиццы или иной мелочи – одно, а товаров массой до полутора тонн – совсем другой. И здесь впереди оказались китайцы. Компания Star UAV System уже запустила в серию производство АТ200: беспилотника, способного перемещать до 1,5 т груза на расстояние в 2100 км.
Испытания АТ200 прошли успешно – пора в ангар (2017-й год). Фото: YouTube.com
Дрон поскромнее представила фирма China Aerospace Science and Technology. Ее детище Feihong 98 способно перевозить все что угодно такой же массы, но на 1200 км. Любопытно: этот китайский дрон – не что иное, как немного переделанный советский Ан-2.
Китайский беспилотный Ан-2. Фото: YouTube.com
У американцев в компании «Наутилус» тоже есть свои разработки: проектируемый БПЛА доставляет 3,5 т на 1500 км. В России получила известность разработка мини-класса: дрон Hi-Fly Cargo может перевезти 170 кг на расстояние в 20 км.
Российский дрон поднимается с грузом. Фото: YouTube.com
Вроде, немного, но есть существенная оговорка: БПЛА умеет доставить не только груз, но и человека – например, больного или пострадавшего из труднодоступного места (того же альпиниста из расщелины в горах). Пока в аппарате 70 % комплектующих из РФ, но в ближайшее время цифра дойдет и до 100 %, как заявляют разработчики.
Пассажирские БПЛА
И здесь Китай «впереди планеты всей»: аппарат из Поднебесной EHang 216, правда, разработанный при участии Австрии, еще в 2019-м прошел все тесты на летную годность, и, как уверяет производитель, может вставать на конвейер. Правда, это не самолет, а, скорее беспилотное такси-квадрокоптер, eVTOL.
Ehang 216 вызвал интерес даже у японцев. Фото: YouTube.com
В этом направлении есть серьезные подвижки и у немцев: созданное и испытанное компанией Volocopter городское аэротакси имеет дальность в 35 км и способно разгоняться до 110 км/ч.
БПЛА из ФРГ испытан и ждет сертификации. Фото: YouTube.com
На первом этапе машина будет управляться летчиком, но затем появится беспилотная модель. Есть подобные разработки у лидеров авиаиндустрии: «Боинг» занимается проектом NEXt, «Аэрбас» продемонстрировал беспилотник-такси Vahana.
Vahana в воздухе: сразу и не поймешь, где нос, где корма. Фото: YouTube.com
В сегменте дальнемагистральных пассажирских БПЛА, способных летать на расстояния от 6-ти до 12-ти тыс. км, все находится на стадии очень отдаленной перспективы.
Почему так медленно разрабатываются беспилотные пассажирские самолеты
Основное препятствие – совсем не конструкторы и не инженеры-программисты. Проблема, как это ни странно – в самих людях. А точнее, в их психологии. Начать здесь стоит с пилотов: действительно ли компьютер может стать полноценной заменой летчикам? Далеко не всегда искусственный интеллект способен также быстро реагировать на возникшую проблему, как человек. Да и решать ее компьютер не умеет с, например, «творческим подходом», импровизируя уже на ходу. Человеческий мозг одновременно воспринимает и анализирует огромное количество информации и может найти нестандартный, не предусмотренный заранее выход из самой сложной ситуации. У всех на слуху полностью электронные суда Boeing 737MAX, когда неверные из-за обледенения сигналы компьютер понял по-своему и стабилизатор отработал на пикировании.
Печально известная модификация 737-го МАХ. Фото: YouTube.com
В итоге в двух авиакатастрофах погибло 350 пассажиров, а воздушные суда этого типа были сняты с маршрутов. И все же можно сказать, что здесь тоже сработал пресловутый «человеческий фактор»: ведь неправильно функционировавшие программы создавал кто-то живой! Вероятнее всего, в будущем пилоты по-прежнему останутся у штурвала, чтобы взять управление на себя в экстремальной ситуации. Но все же профессия уже будет похожа на деятельность оператора, а не летчика в сегодняшнем понимании.
Беспилотные грузовики испытываются на трассе Санкт-Петербург – Москва. Фото: YouTube.com
А представьте, если в работу автоматики и компьютерных программ вмешается какой-нибудь хакер с расстроенной психикой? Случаи, когда это происходило с авто, напичканными современной электроникой до нельзя, уже зафиксированы.
В 2010-м году у пассажирского авиалайнера Qantas A380 взорвался двигатель: да так, что из-за перегрузок бортовой компьютер вышел из строя. Но опытный экипаж посадил самолет в аэропорту вылета «вручную».
А теперь о пассажирах: сегодня далеко не все из них желают доверять свою жизнь «машине» и садиться в «пустой» самолет. Хотя с беспилотными автомобилями так дело не обстоит: многие готовы пользоваться подобными системами. Что касается самолетов, не исключено: общественное мнение будет постепенно меняться и люди привыкнут к мысли, что их жизнь зависит не от человека в пилотской кабине, а оператора, который находится на земле.
Необходимость сертификации
Это еще одно препятствие на пути к автономным полетам. Сегодня в соответствии с требованиями, например, FAA в кабине должно быть, как минимум, два пилота, хотя современные технологии позволяют все необходимое делать и одному. Тем не менее, европейский регулятор, несмотря на сопротивление авиакомпаний (особенно активным оно было в пандемию: мол, и так пилотов не хватает), «оставил» в самолете второго летчика, как минимум, до 2030-го года. Это сделано для безопасности.
Но в направлении беспилотных аппаратов и их сертификации FAA, а также иным авиационным «властям» работать придется. Например, «Боинг» уже представил на рассмотрение автономную машину Wisk. И регулятор начал разработку программы сертификации подобных аппаратов-беспилотников.
БПЛА Wisk на испытаниях. Фото: YouTube.com
Тут есть и обратная сторона: FAA может стать чрезмерно «услужливым», в угоду интересам авиапроизводителей. Пример – тот же Boeing MAX. Во главу угла регулятор обязан ставить интересы пассажиров, т. е. безопасность – так считает большинство экспертов.
А что сегодня?
Процесс автоматизации медленно и неуклонно продолжает совершенствоваться. Например, рядом со штаб-квартирой «Аэрбас» (аэропорт Тулузы) испытывается новейший комплекс систем помощи пилоту, названный DragonFly («стрекоза»). Самолет «учат», чтобы он, как это насекомое, распознавал ориентиры на земле: характерные особенности ландшафта. Система уже умеет сажать авиалайнер в пределах действия датчиков, приборов. В перспективе самолет научат и взлетать.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...