Volvo F88/F89 – одни из лучших тягачей «Совтрансавто»
Шведский производитель грузовых и легковых автомобилей в начале 60-х сделал очень важный шаг. Компания Volvo отчетливо уловила «куда дует ветер» и постаралась нанести удар на упреждение. Дальнейшее развитие международных экономических связей требовало специального грузового транспорта: выносливого, мощного и надежного. Модели грузовиков прошлых десятилетий больше не соответствовали требованиям, предъявляемым компаниями, занимающимися международными перевозками.
Конечно, новые веяния осознавали все, но именно шведский производитель стал в авангарде производства автомобилей, как сказали бы сегодня, для дальнобоя. А здесь упор делался не только на производительность, но и на комфорт рабочего места. Ведь, учитывая огромные расстояния, на которые пришлось бы перевозить большие партии груза, водителю приходилось буквально жить в кабине. Значит, условия пребывания в ней стоило максимально приблизить к домашним, учитывая многие мелочи.
Так прототип кабины для нового автомобиля опробовали уже в 1964 году на Titan Tiptop. А вот механическую часть тщательно дорабатывали в течение всего следующего года. Так новый силовой агрегат получил 8-ступенчатую КПП, а шасси и подвеску заметно переработали, добавив прочности и надежности.
Конечно, создатели надеялись, что их новое детище придется по душе многим потребителям. Но такого грандиозного успеха, думаю, не ожидали и они. Тем более, что он растянулся на несколько десятилетий. А также охватил целый ряд европейских стран. Притом, в их числе оказались Советский Союз, Чехословакия и другие страны континента, имевшие, кстати, и собственное хорошо развитое производство грузового транспорта. Но шведы покорили всех.
Успешный грузовик выпускался в течение 12 лет и послужил базой для следующей более мощной модификации, о которой мы еще расскажем ниже. В качестве силового агрегата для этого автомобиля выступили два 9,6-литровых мотора. Первый из них – Volvo D100, дизель мощностью 200 л. с. Параллельно компания комплектовала свои грузовики более мощной версией, имевшей турбонаддув – Volvo TD100 (турбодизель мощностью 260-312 л. с). Оба варианта соседствовали на сборочной линий весь период выпуска модели (1965-1977 гг.).
Автомобиль получил прекрасные отклики и заслужил репутацию тягача с крепкой кабиной. Но постепенно поднимался вопрос и большей грузоподъемности автопоездов. Это побудило производителей в 1970 году представить новую модификацию F88. Грузовик получил переднюю ось, вынесенную на 300 мм вперед. Такой шаг позволил увеличить полную массу автопоезда до 52,5 тонны. Но в компании Volvo прекрасно понимали, что это – всего лишь временная полумера. Поэтому, конструирование более мощного тягача уже встало на повестке дня.
Кроме упомянутых стран, являвшихся хорошим рынком сбыта мощных грузовиков, имелся еще один серьезный клиент – Федеративная Республика Германия. А это – очень серьезно и лучшее подтверждение качества шведского автомобиля. Ведь страна, имевшая в своем распоряжении MAN и Mercedes, уж точно не стала бы покупать тягач со средненькими характеристиками. Поэтому при конструировании новой модификации, учли западногерманские правила и пожелания.
Работы по созданию нового 12-литрового мотора стартовали еще в 1969 году. Его выпуск позволил компании и дальше продавать тягачи самого тяжелого класса. В итоге «89-й» стал первым Volvo, который предлагался потребителям исключительно в турбированном варианте. Новый мотор получил наименование Volvo TD120.
Интересно, что из-за больших габаритов мощного двигателя его не смогли установить под кабиной на месте прежнего. Конструкторам пришлось как-то выходить из создавшегося положения. Поэтому мотор расположили по диагонали с небольшим наклоном. На внешности грузовика эти манипуляции никак не отразились. Зато пострадала механика.
Все дело в том, что базовая версия Volvo F89 предлагалась с левым рулем. Но география продаж заметно выросла, и в нее попали страны с левосторонним движением (к примеру, Великобритания). А это, в свою очередь, требовало выпуска версии автомобиля с правым рулем. Из-за диагональной установки нового силового агрегата такие манипуляции оказались невозможными.
Из ситуации вышли, предложив пользователям доработанный грузовик первой модификации с самым мощным вариантом турбированного 9,6-литрового мотора. Мощность такой версии Volvo F88 довели до 312 л. с. В целом, имелись три версии компоновки силовыми агрегатами:
✅ 9602 куб. см при 200 л. с (дизель)
✅ 9602 куб. см при 260 (с правым рулем – 312) л. с (турбодизель)
✅ 11979 куб. см при 330 л. с (с 1970 по 1977 для Volvo F89)
Так к магистральным Volvo F88 добавилась более мощная версия «89-й» модели. Производитель со временем предложил целый ряд вариантов ее сборки и комплектации. Это еще больше расширило спектр использования грузовика. В целом он имел:
✅ 6-цилиндровый мотор
✅ 16-ступенчатую коробка передач
✅ возможность буксировки многотонного прицепа
Именно последняя способность тягача, в совокупности с повышенным комфортом кабины, стали основной причиной его высокой популярности в Советском Союзе. Более того, красивый автомобиль был увековечен в целом ряде популярных советских приключенческих кинолент. Но, об этом стоит поговорить более подробно и по порядку.
Компания, которая занималась в Советском Союзе дальними и международными перевозками, на стыке шестого и седьмого десятилетий прошлого века находилась в активном поиске подходящего автотранспорта. Все дело в том, что к тому времени страна не только оправилась от послевоенной разрухи, но и наладила торговые отношения со многими соседними государствами. К тому же, и внутренние грузоперевозки значительно возросли.
Все это требовало надежного и подходящего по параметрам транспорта. Долго выручал первый бескапотный МАЗ. Но ни в плане комфорта, ни мощностных или скоростных характеристик он не выдерживал никакой критики. После этого пришел черед чехословацких Skoda-LIAZ-706. Они были уже чуть получше, но для представления нашей страны на международном уровне тоже не очень подходили. Поэтому руководство «Совтрансавто» усиленно продолжало поиски.
Все началось с того, что в 1969 году совместно со шведской Linjebuss открыли коммерческую линию Гетеборг – Москва. В качестве базового транспорта шведы предложили Volvo F88-32 с полуприцепами ASJ-Forss. После того как они наколесили больше миллиона километров без серьезных поломок, советская сторона была полностью готова к еще более плотному сотрудничеству.
Тем более, что появилась новая, более мощная версия грузовика. Так составили двухсторонний договор на поставку 100 штук трехосных Volvo F89-32 с усиленным шасси. Их доставили в 1973 году, разделив между московским и ленинградским филиалами советской внешнеторговой компании. Их компоновали французскими полуприцепами Trailor грузоподъемностью 24 тонны. И мощный мотор, и комфортная, просторная кабина, и сразу два спальника – все это оказалось на голову выше прошлого транспорта компании «Совтрансавто».
Не удивительно, что парк надежных авто через пару лет увеличился в 2,5 раза. А до самого распада Союза он обновлялся и регулярно рос с небольшими интервалами минимум на полсотни F89 за раз. К 1989 году количество шведской техники перевалило за тысячу экземпляров и все они успешно трудились на международных маршрутах. К сожалению, через несколько лет страна прекратила свое существование, а вместе с ней и компания-покупатель, положив конец взаимовыгодному сотрудничеству.
Конечно, новые веяния осознавали все, но именно шведский производитель стал в авангарде производства автомобилей, как сказали бы сегодня, для дальнобоя. А здесь упор делался не только на производительность, но и на комфорт рабочего места. Ведь, учитывая огромные расстояния, на которые пришлось бы перевозить большие партии груза, водителю приходилось буквально жить в кабине. Значит, условия пребывания в ней стоило максимально приблизить к домашним, учитывая многие мелочи.
Тентовые грузовики часто использовались с прицепом. Фото: youtube.com
Так прототип кабины для нового автомобиля опробовали уже в 1964 году на Titan Tiptop. А вот механическую часть тщательно дорабатывали в течение всего следующего года. Так новый силовой агрегат получил 8-ступенчатую КПП, а шасси и подвеску заметно переработали, добавив прочности и надежности.
Появление Volvo F88
Конечно, создатели надеялись, что их новое детище придется по душе многим потребителям. Но такого грандиозного успеха, думаю, не ожидали и они. Тем более, что он растянулся на несколько десятилетий. А также охватил целый ряд европейских стран. Притом, в их числе оказались Советский Союз, Чехословакия и другие страны континента, имевшие, кстати, и собственное хорошо развитое производство грузового транспорта. Но шведы покорили всех.
Представленный в 1965 году Volvo F88 изначально позиционировался как модель для экспорта. Задумка прекрасно удалась и новинку быстренько начали продавать сразу в несколько европейских государств. Именно эта модель проложила тропинку к всемирной славе шведского качества и надежности.
Успешный грузовик выпускался в течение 12 лет и послужил базой для следующей более мощной модификации, о которой мы еще расскажем ниже. В качестве силового агрегата для этого автомобиля выступили два 9,6-литровых мотора. Первый из них – Volvo D100, дизель мощностью 200 л. с. Параллельно компания комплектовала свои грузовики более мощной версией, имевшей турбонаддув – Volvo TD100 (турбодизель мощностью 260-312 л. с). Оба варианта соседствовали на сборочной линий весь период выпуска модели (1965-1977 гг.).
С полуприцепом-цистерной. Фото: youtube.com
Автомобиль получил прекрасные отклики и заслужил репутацию тягача с крепкой кабиной. Но постепенно поднимался вопрос и большей грузоподъемности автопоездов. Это побудило производителей в 1970 году представить новую модификацию F88. Грузовик получил переднюю ось, вынесенную на 300 мм вперед. Такой шаг позволил увеличить полную массу автопоезда до 52,5 тонны. Но в компании Volvo прекрасно понимали, что это – всего лишь временная полумера. Поэтому, конструирование более мощного тягача уже встало на повестке дня.
Более мощный и крупный Volvo F89
Кроме упомянутых стран, являвшихся хорошим рынком сбыта мощных грузовиков, имелся еще один серьезный клиент – Федеративная Республика Германия. А это – очень серьезно и лучшее подтверждение качества шведского автомобиля. Ведь страна, имевшая в своем распоряжении MAN и Mercedes, уж точно не стала бы покупать тягач со средненькими характеристиками. Поэтому при конструировании новой модификации, учли западногерманские правила и пожелания.
Появившийся в 1971 году Volvo F89 разрабатывали так, чтобы соотношение мощности к полной массе не нарушало законодательно установленные в ФРГ пределы. Это потребовало разработки нового силового агрегата.
Работы по созданию нового 12-литрового мотора стартовали еще в 1969 году. Его выпуск позволил компании и дальше продавать тягачи самого тяжелого класса. В итоге «89-й» стал первым Volvo, который предлагался потребителям исключительно в турбированном варианте. Новый мотор получил наименование Volvo TD120.
Интересно, что из-за больших габаритов мощного двигателя его не смогли установить под кабиной на месте прежнего. Конструкторам пришлось как-то выходить из создавшегося положения. Поэтому мотор расположили по диагонали с небольшим наклоном. На внешности грузовика эти манипуляции никак не отразились. Зато пострадала механика.
Все дело в том, что базовая версия Volvo F89 предлагалась с левым рулем. Но география продаж заметно выросла, и в нее попали страны с левосторонним движением (к примеру, Великобритания). А это, в свою очередь, требовало выпуска версии автомобиля с правым рулем. Из-за диагональной установки нового силового агрегата такие манипуляции оказались невозможными.
Volvo с открытым полуприцепом. Фото: youtube.com
Из ситуации вышли, предложив пользователям доработанный грузовик первой модификации с самым мощным вариантом турбированного 9,6-литрового мотора. Мощность такой версии Volvo F88 довели до 312 л. с. В целом, имелись три версии компоновки силовыми агрегатами:
✅ 9602 куб. см при 200 л. с (дизель)
✅ 9602 куб. см при 260 (с правым рулем – 312) л. с (турбодизель)
✅ 11979 куб. см при 330 л. с (с 1970 по 1977 для Volvo F89)
Так к магистральным Volvo F88 добавилась более мощная версия «89-й» модели. Производитель со временем предложил целый ряд вариантов ее сборки и комплектации. Это еще больше расширило спектр использования грузовика. В целом он имел:
✅ 6-цилиндровый мотор
✅ 16-ступенчатую коробка передач
✅ возможность буксировки многотонного прицепа
Именно последняя способность тягача, в совокупности с повышенным комфортом кабины, стали основной причиной его высокой популярности в Советском Союзе. Более того, красивый автомобиль был увековечен в целом ряде популярных советских приключенческих кинолент. Но, об этом стоит поговорить более подробно и по порядку.
Volvo F89 для компании «Совтрансавто»
Компания, которая занималась в Советском Союзе дальними и международными перевозками, на стыке шестого и седьмого десятилетий прошлого века находилась в активном поиске подходящего автотранспорта. Все дело в том, что к тому времени страна не только оправилась от послевоенной разрухи, но и наладила торговые отношения со многими соседними государствами. К тому же, и внутренние грузоперевозки значительно возросли.
Хоть сейчас отправляй на Париж-Дакар. Фото: youtube.com
Все это требовало надежного и подходящего по параметрам транспорта. Долго выручал первый бескапотный МАЗ. Но ни в плане комфорта, ни мощностных или скоростных характеристик он не выдерживал никакой критики. После этого пришел черед чехословацких Skoda-LIAZ-706. Они были уже чуть получше, но для представления нашей страны на международном уровне тоже не очень подходили. Поэтому руководство «Совтрансавто» усиленно продолжало поиски.
Все началось с того, что в 1969 году совместно со шведской Linjebuss открыли коммерческую линию Гетеборг – Москва. В качестве базового транспорта шведы предложили Volvo F88-32 с полуприцепами ASJ-Forss. После того как они наколесили больше миллиона километров без серьезных поломок, советская сторона была полностью готова к еще более плотному сотрудничеству.
Тем более, что появилась новая, более мощная версия грузовика. Так составили двухсторонний договор на поставку 100 штук трехосных Volvo F89-32 с усиленным шасси. Их доставили в 1973 году, разделив между московским и ленинградским филиалами советской внешнеторговой компании. Их компоновали французскими полуприцепами Trailor грузоподъемностью 24 тонны. И мощный мотор, и комфортная, просторная кабина, и сразу два спальника – все это оказалось на голову выше прошлого транспорта компании «Совтрансавто».
Кадр из фильма «Дорога в ад» с Volvo F89. Фото: youtube.com
Не удивительно, что парк надежных авто через пару лет увеличился в 2,5 раза. А до самого распада Союза он обновлялся и регулярно рос с небольшими интервалами минимум на полсотни F89 за раз. К 1989 году количество шведской техники перевалило за тысячу экземпляров и все они успешно трудились на международных маршрутах. К сожалению, через несколько лет страна прекратила свое существование, а вместе с ней и компания-покупатель, положив конец взаимовыгодному сотрудничеству.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...