
Volvo F88/F89 – одни из лучших тягачей «Совтрансавто»
Шведский производитель грузовых и легковых автомобилей в начале 60-х сделал очень важный шаг. Компания Volvo отчетливо уловила «куда дует ветер» и постаралась нанести удар на упреждение. Дальнейшее развитие международных экономических связей требовало специального грузового транспорта: выносливого, мощного и надежного. Модели грузовиков прошлых десятилетий больше не соответствовали требованиям, предъявляемым компаниями, занимающимися международными перевозками.
Конечно, новые веяния осознавали все, но именно шведский производитель стал в авангарде производства автомобилей, как сказали бы сегодня, для дальнобоя. А здесь упор делался не только на производительность, но и на комфорт рабочего места. Ведь, учитывая огромные расстояния, на которые пришлось бы перевозить большие партии груза, водителю приходилось буквально жить в кабине. Значит, условия пребывания в ней стоило максимально приблизить к домашним, учитывая многие мелочи.
Тентовые грузовики часто использовались с прицепом. Фото: youtube.com
Так прототип кабины для нового автомобиля опробовали уже в 1964 году на Titan Tiptop. А вот механическую часть тщательно дорабатывали в течение всего следующего года. Так новый силовой агрегат получил 8-ступенчатую КПП, а шасси и подвеску заметно переработали, добавив прочности и надежности.
Конечно, создатели надеялись, что их новое детище придется по душе многим потребителям. Но такого грандиозного успеха, думаю, не ожидали и они. Тем более, что он растянулся на несколько десятилетий. А также охватил целый ряд европейских стран. Притом, в их числе оказались Советский Союз, Чехословакия и другие страны континента, имевшие, кстати, и собственное хорошо развитое производство грузового транспорта. Но шведы покорили всех.
Успешный грузовик выпускался в течение 12 лет и послужил базой для следующей более мощной модификации, о которой мы еще расскажем ниже. В качестве силового агрегата для этого автомобиля выступили два 9,6-литровых мотора. Первый из них – Volvo D100, дизель мощностью 200 л. с. Параллельно компания комплектовала свои грузовики более мощной версией, имевшей турбонаддув – Volvo TD100 (турбодизель мощностью 260-312 л. с). Оба варианта соседствовали на сборочной линий весь период выпуска модели (1965-1977 гг.).
С полуприцепом-цистерной. Фото: youtube.com
Автомобиль получил прекрасные отклики и заслужил репутацию тягача с крепкой кабиной. Но постепенно поднимался вопрос и большей грузоподъемности автопоездов. Это побудило производителей в 1970 году представить новую модификацию F88. Грузовик получил переднюю ось, вынесенную на 300 мм вперед. Такой шаг позволил увеличить полную массу автопоезда до 52,5 тонны. Но в компании Volvo прекрасно понимали, что это – всего лишь временная полумера. Поэтому, конструирование более мощного тягача уже встало на повестке дня.
Кроме упомянутых стран, являвшихся хорошим рынком сбыта мощных грузовиков, имелся еще один серьезный клиент – Федеративная Республика Германия. А это – очень серьезно и лучшее подтверждение качества шведского автомобиля. Ведь страна, имевшая в своем распоряжении MAN и Mercedes, уж точно не стала бы покупать тягач со средненькими характеристиками. Поэтому при конструировании новой модификации, учли западногерманские правила и пожелания.
Работы по созданию нового 12-литрового мотора стартовали еще в 1969 году. Его выпуск позволил компании и дальше продавать тягачи самого тяжелого класса. В итоге «89-й» стал первым Volvo, который предлагался потребителям исключительно в турбированном варианте. Новый мотор получил наименование Volvo TD120.
Интересно, что из-за больших габаритов мощного двигателя его не смогли установить под кабиной на месте прежнего. Конструкторам пришлось как-то выходить из создавшегося положения. Поэтому мотор расположили по диагонали с небольшим наклоном. На внешности грузовика эти манипуляции никак не отразились. Зато пострадала механика.
Все дело в том, что базовая версия Volvo F89 предлагалась с левым рулем. Но география продаж заметно выросла, и в нее попали страны с левосторонним движением (к примеру, Великобритания). А это, в свою очередь, требовало выпуска версии автомобиля с правым рулем. Из-за диагональной установки нового силового агрегата такие манипуляции оказались невозможными.
Volvo с открытым полуприцепом. Фото: youtube.com
Из ситуации вышли, предложив пользователям доработанный грузовик первой модификации с самым мощным вариантом турбированного 9,6-литрового мотора. Мощность такой версии Volvo F88 довели до 312 л. с. В целом, имелись три версии компоновки силовыми агрегатами:
✅ 9602 куб. см при 200 л. с (дизель)
✅ 9602 куб. см при 260 (с правым рулем – 312) л. с (турбодизель)
✅ 11979 куб. см при 330 л. с (с 1970 по 1977 для Volvo F89)
Так к магистральным Volvo F88 добавилась более мощная версия «89-й» модели. Производитель со временем предложил целый ряд вариантов ее сборки и комплектации. Это еще больше расширило спектр использования грузовика. В целом он имел:
✅ 6-цилиндровый мотор
✅ 16-ступенчатую коробка передач
✅ возможность буксировки многотонного прицепа
Именно последняя способность тягача, в совокупности с повышенным комфортом кабины, стали основной причиной его высокой популярности в Советском Союзе. Более того, красивый автомобиль был увековечен в целом ряде популярных советских приключенческих кинолент. Но, об этом стоит поговорить более подробно и по порядку.
Компания, которая занималась в Советском Союзе дальними и международными перевозками, на стыке шестого и седьмого десятилетий прошлого века находилась в активном поиске подходящего автотранспорта. Все дело в том, что к тому времени страна не только оправилась от послевоенной разрухи, но и наладила торговые отношения со многими соседними государствами. К тому же, и внутренние грузоперевозки значительно возросли.
Хоть сейчас отправляй на Париж-Дакар. Фото: youtube.com
Все это требовало надежного и подходящего по параметрам транспорта. Долго выручал первый бескапотный МАЗ. Но ни в плане комфорта, ни мощностных или скоростных характеристик он не выдерживал никакой критики. После этого пришел черед чехословацких Skoda-LIAZ-706. Они были уже чуть получше, но для представления нашей страны на международном уровне тоже не очень подходили. Поэтому руководство «Совтрансавто» усиленно продолжало поиски.
Все началось с того, что в 1969 году совместно со шведской Linjebuss открыли коммерческую линию Гетеборг – Москва. В качестве базового транспорта шведы предложили Volvo F88-32 с полуприцепами ASJ-Forss. После того как они наколесили больше миллиона километров без серьезных поломок, советская сторона была полностью готова к еще более плотному сотрудничеству.
Тем более, что появилась новая, более мощная версия грузовика. Так составили двухсторонний договор на поставку 100 штук трехосных Volvo F89-32 с усиленным шасси. Их доставили в 1973 году, разделив между московским и ленинградским филиалами советской внешнеторговой компании. Их компоновали французскими полуприцепами Trailor грузоподъемностью 24 тонны. И мощный мотор, и комфортная, просторная кабина, и сразу два спальника – все это оказалось на голову выше прошлого транспорта компании «Совтрансавто».
Кадр из фильма «Дорога в ад» с Volvo F89. Фото: youtube.com
Не удивительно, что парк надежных авто через пару лет увеличился в 2,5 раза. А до самого распада Союза он обновлялся и регулярно рос с небольшими интервалами минимум на полсотни F89 за раз. К 1989 году количество шведской техники перевалило за тысячу экземпляров и все они успешно трудились на международных маршрутах. К сожалению, через несколько лет страна прекратила свое существование, а вместе с ней и компания-покупатель, положив конец взаимовыгодному сотрудничеству.
Конечно, новые веяния осознавали все, но именно шведский производитель стал в авангарде производства автомобилей, как сказали бы сегодня, для дальнобоя. А здесь упор делался не только на производительность, но и на комфорт рабочего места. Ведь, учитывая огромные расстояния, на которые пришлось бы перевозить большие партии груза, водителю приходилось буквально жить в кабине. Значит, условия пребывания в ней стоило максимально приблизить к домашним, учитывая многие мелочи.

Так прототип кабины для нового автомобиля опробовали уже в 1964 году на Titan Tiptop. А вот механическую часть тщательно дорабатывали в течение всего следующего года. Так новый силовой агрегат получил 8-ступенчатую КПП, а шасси и подвеску заметно переработали, добавив прочности и надежности.
Появление Volvo F88
Конечно, создатели надеялись, что их новое детище придется по душе многим потребителям. Но такого грандиозного успеха, думаю, не ожидали и они. Тем более, что он растянулся на несколько десятилетий. А также охватил целый ряд европейских стран. Притом, в их числе оказались Советский Союз, Чехословакия и другие страны континента, имевшие, кстати, и собственное хорошо развитое производство грузового транспорта. Но шведы покорили всех.
Представленный в 1965 году Volvo F88 изначально позиционировался как модель для экспорта. Задумка прекрасно удалась и новинку быстренько начали продавать сразу в несколько европейских государств. Именно эта модель проложила тропинку к всемирной славе шведского качества и надежности.
Успешный грузовик выпускался в течение 12 лет и послужил базой для следующей более мощной модификации, о которой мы еще расскажем ниже. В качестве силового агрегата для этого автомобиля выступили два 9,6-литровых мотора. Первый из них – Volvo D100, дизель мощностью 200 л. с. Параллельно компания комплектовала свои грузовики более мощной версией, имевшей турбонаддув – Volvo TD100 (турбодизель мощностью 260-312 л. с). Оба варианта соседствовали на сборочной линий весь период выпуска модели (1965-1977 гг.).

Автомобиль получил прекрасные отклики и заслужил репутацию тягача с крепкой кабиной. Но постепенно поднимался вопрос и большей грузоподъемности автопоездов. Это побудило производителей в 1970 году представить новую модификацию F88. Грузовик получил переднюю ось, вынесенную на 300 мм вперед. Такой шаг позволил увеличить полную массу автопоезда до 52,5 тонны. Но в компании Volvo прекрасно понимали, что это – всего лишь временная полумера. Поэтому, конструирование более мощного тягача уже встало на повестке дня.
Более мощный и крупный Volvo F89
Кроме упомянутых стран, являвшихся хорошим рынком сбыта мощных грузовиков, имелся еще один серьезный клиент – Федеративная Республика Германия. А это – очень серьезно и лучшее подтверждение качества шведского автомобиля. Ведь страна, имевшая в своем распоряжении MAN и Mercedes, уж точно не стала бы покупать тягач со средненькими характеристиками. Поэтому при конструировании новой модификации, учли западногерманские правила и пожелания.
Появившийся в 1971 году Volvo F89 разрабатывали так, чтобы соотношение мощности к полной массе не нарушало законодательно установленные в ФРГ пределы. Это потребовало разработки нового силового агрегата.
Работы по созданию нового 12-литрового мотора стартовали еще в 1969 году. Его выпуск позволил компании и дальше продавать тягачи самого тяжелого класса. В итоге «89-й» стал первым Volvo, который предлагался потребителям исключительно в турбированном варианте. Новый мотор получил наименование Volvo TD120.
Интересно, что из-за больших габаритов мощного двигателя его не смогли установить под кабиной на месте прежнего. Конструкторам пришлось как-то выходить из создавшегося положения. Поэтому мотор расположили по диагонали с небольшим наклоном. На внешности грузовика эти манипуляции никак не отразились. Зато пострадала механика.
Все дело в том, что базовая версия Volvo F89 предлагалась с левым рулем. Но география продаж заметно выросла, и в нее попали страны с левосторонним движением (к примеру, Великобритания). А это, в свою очередь, требовало выпуска версии автомобиля с правым рулем. Из-за диагональной установки нового силового агрегата такие манипуляции оказались невозможными.

Из ситуации вышли, предложив пользователям доработанный грузовик первой модификации с самым мощным вариантом турбированного 9,6-литрового мотора. Мощность такой версии Volvo F88 довели до 312 л. с. В целом, имелись три версии компоновки силовыми агрегатами:
✅ 9602 куб. см при 200 л. с (дизель)
✅ 9602 куб. см при 260 (с правым рулем – 312) л. с (турбодизель)
✅ 11979 куб. см при 330 л. с (с 1970 по 1977 для Volvo F89)
Так к магистральным Volvo F88 добавилась более мощная версия «89-й» модели. Производитель со временем предложил целый ряд вариантов ее сборки и комплектации. Это еще больше расширило спектр использования грузовика. В целом он имел:
✅ 6-цилиндровый мотор
✅ 16-ступенчатую коробка передач
✅ возможность буксировки многотонного прицепа
Именно последняя способность тягача, в совокупности с повышенным комфортом кабины, стали основной причиной его высокой популярности в Советском Союзе. Более того, красивый автомобиль был увековечен в целом ряде популярных советских приключенческих кинолент. Но, об этом стоит поговорить более подробно и по порядку.
Volvo F89 для компании «Совтрансавто»
Компания, которая занималась в Советском Союзе дальними и международными перевозками, на стыке шестого и седьмого десятилетий прошлого века находилась в активном поиске подходящего автотранспорта. Все дело в том, что к тому времени страна не только оправилась от послевоенной разрухи, но и наладила торговые отношения со многими соседними государствами. К тому же, и внутренние грузоперевозки значительно возросли.

Все это требовало надежного и подходящего по параметрам транспорта. Долго выручал первый бескапотный МАЗ. Но ни в плане комфорта, ни мощностных или скоростных характеристик он не выдерживал никакой критики. После этого пришел черед чехословацких Skoda-LIAZ-706. Они были уже чуть получше, но для представления нашей страны на международном уровне тоже не очень подходили. Поэтому руководство «Совтрансавто» усиленно продолжало поиски.
Все началось с того, что в 1969 году совместно со шведской Linjebuss открыли коммерческую линию Гетеборг – Москва. В качестве базового транспорта шведы предложили Volvo F88-32 с полуприцепами ASJ-Forss. После того как они наколесили больше миллиона километров без серьезных поломок, советская сторона была полностью готова к еще более плотному сотрудничеству.
Тем более, что появилась новая, более мощная версия грузовика. Так составили двухсторонний договор на поставку 100 штук трехосных Volvo F89-32 с усиленным шасси. Их доставили в 1973 году, разделив между московским и ленинградским филиалами советской внешнеторговой компании. Их компоновали французскими полуприцепами Trailor грузоподъемностью 24 тонны. И мощный мотор, и комфортная, просторная кабина, и сразу два спальника – все это оказалось на голову выше прошлого транспорта компании «Совтрансавто».

Не удивительно, что парк надежных авто через пару лет увеличился в 2,5 раза. А до самого распада Союза он обновлялся и регулярно рос с небольшими интервалами минимум на полсотни F89 за раз. К 1989 году количество шведской техники перевалило за тысячу экземпляров и все они успешно трудились на международных маршрутах. К сожалению, через несколько лет страна прекратила свое существование, а вместе с ней и компания-покупатель, положив конец взаимовыгодному сотрудничеству.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....