.d-md-none .d-lg-block bibimot

Volvo F88/F89 – одни из лучших тягачей «Совтрансавто»

Volvo F88/F89 – одни из лучших тягачей «Совтрансавто»
Шведский производитель грузовых и легковых автомобилей в начале 60-х сделал очень важный шаг. Компания Volvo отчетливо уловила «куда дует ветер» и постаралась нанести удар на упреждение. Дальнейшее развитие международных экономических связей требовало специального грузового транспорта: выносливого, мощного и надежного. Модели грузовиков прошлых десятилетий больше не соответствовали требованиям, предъявляемым компаниями, занимающимися международными перевозками.


Конечно, новые веяния осознавали все, но именно шведский производитель стал в авангарде производства автомобилей, как сказали бы сегодня, для дальнобоя. А здесь упор делался не только на производительность, но и на комфорт рабочего места. Ведь, учитывая огромные расстояния, на которые пришлось бы перевозить большие партии груза, водителю приходилось буквально жить в кабине. Значит, условия пребывания в ней стоило максимально приблизить к домашним, учитывая многие мелочи.

Volvo F88/F89 – одни из лучших тягачей «Совтрансавто»Тентовые грузовики часто использовались с прицепом. Фото: youtube.com

Так прототип кабины для нового автомобиля опробовали уже в 1964 году на Titan Tiptop. А вот механическую часть тщательно дорабатывали в течение всего следующего года. Так новый силовой агрегат получил 8-ступенчатую КПП, а шасси и подвеску заметно переработали, добавив прочности и надежности.

Появление Volvo F88


Конечно, создатели надеялись, что их новое детище придется по душе многим потребителям. Но такого грандиозного успеха, думаю, не ожидали и они. Тем более, что он растянулся на несколько десятилетий. А также охватил целый ряд европейских стран. Притом, в их числе оказались Советский Союз, Чехословакия и другие страны континента, имевшие, кстати, и собственное хорошо развитое производство грузового транспорта. Но шведы покорили всех.

Представленный в 1965 году Volvo F88 изначально позиционировался как модель для экспорта. Задумка прекрасно удалась и новинку быстренько начали продавать сразу в несколько европейских государств. Именно эта модель проложила тропинку к всемирной славе шведского качества и надежности.


Успешный грузовик выпускался в течение 12 лет и послужил базой для следующей более мощной модификации, о которой мы еще расскажем ниже. В качестве силового агрегата для этого автомобиля выступили два 9,6-литровых мотора. Первый из них – Volvo D100, дизель мощностью 200 л. с. Параллельно компания комплектовала свои грузовики более мощной версией, имевшей турбонаддув – Volvo TD100 (турбодизель мощностью 260-312 л. с). Оба варианта соседствовали на сборочной линий весь период выпуска модели (1965-1977 гг.).

С полуприцепом-цистерной. Фото: youtube.com

Автомобиль получил прекрасные отклики и заслужил репутацию тягача с крепкой кабиной. Но постепенно поднимался вопрос и большей грузоподъемности автопоездов. Это побудило производителей в 1970 году представить новую модификацию F88. Грузовик получил переднюю ось, вынесенную на 300 мм вперед. Такой шаг позволил увеличить полную массу автопоезда до 52,5 тонны. Но в компании Volvo прекрасно понимали, что это – всего лишь временная полумера. Поэтому, конструирование более мощного тягача уже встало на повестке дня.

Более мощный и крупный Volvo F89


Кроме упомянутых стран, являвшихся хорошим рынком сбыта мощных грузовиков, имелся еще один серьезный клиент – Федеративная Республика Германия. А это – очень серьезно и лучшее подтверждение качества шведского автомобиля. Ведь страна, имевшая в своем распоряжении MAN и Mercedes, уж точно не стала бы покупать тягач со средненькими характеристиками. Поэтому при конструировании новой модификации, учли западногерманские правила и пожелания.

Появившийся в 1971 году Volvo F89 разрабатывали так, чтобы соотношение мощности к полной массе не нарушало законодательно установленные в ФРГ пределы. Это потребовало разработки нового силового агрегата.


Работы по созданию нового 12-литрового мотора стартовали еще в 1969 году. Его выпуск позволил компании и дальше продавать тягачи самого тяжелого класса. В итоге «89-й» стал первым Volvo, который предлагался потребителям исключительно в турбированном варианте. Новый мотор получил наименование Volvo TD120.

Интересно, что из-за больших габаритов мощного двигателя его не смогли установить под кабиной на месте прежнего. Конструкторам пришлось как-то выходить из создавшегося положения. Поэтому мотор расположили по диагонали с небольшим наклоном. На внешности грузовика эти манипуляции никак не отразились. Зато пострадала механика.

Все дело в том, что базовая версия Volvo F89 предлагалась с левым рулем. Но география продаж заметно выросла, и в нее попали страны с левосторонним движением (к примеру, Великобритания). А это, в свою очередь, требовало выпуска версии автомобиля с правым рулем. Из-за диагональной установки нового силового агрегата такие манипуляции оказались невозможными.

Volvo с открытым полуприцепом. Фото: youtube.com

Из ситуации вышли, предложив пользователям доработанный грузовик первой модификации с самым мощным вариантом турбированного 9,6-литрового мотора. Мощность такой версии Volvo F88 довели до 312 л. с. В целом, имелись три версии компоновки силовыми агрегатами:

✅ 9602 куб. см при 200 л. с (дизель)
✅ 9602 куб. см при 260 (с правым рулем – 312) л. с (турбодизель)
✅ 11979 куб. см при 330 л. с (с 1970 по 1977 для Volvo F89)

Так к магистральным Volvo F88 добавилась более мощная версия «89-й» модели. Производитель со временем предложил целый ряд вариантов ее сборки и комплектации. Это еще больше расширило спектр использования грузовика. В целом он имел:

✅ 6-цилиндровый мотор
✅ 16-ступенчатую коробка передач
✅ возможность буксировки многотонного прицепа

Именно последняя способность тягача, в совокупности с повышенным комфортом кабины, стали основной причиной его высокой популярности в Советском Союзе. Более того, красивый автомобиль был увековечен в целом ряде популярных советских приключенческих кинолент. Но, об этом стоит поговорить более подробно и по порядку.

Volvo F89 для компании «Совтрансавто»


Компания, которая занималась в Советском Союзе дальними и международными перевозками, на стыке шестого и седьмого десятилетий прошлого века находилась в активном поиске подходящего автотранспорта. Все дело в том, что к тому времени страна не только оправилась от послевоенной разрухи, но и наладила торговые отношения со многими соседними государствами. К тому же, и внутренние грузоперевозки значительно возросли.

Хоть сейчас отправляй на Париж-Дакар. Фото: youtube.com

Все это требовало надежного и подходящего по параметрам транспорта. Долго выручал первый бескапотный МАЗ. Но ни в плане комфорта, ни мощностных или скоростных характеристик он не выдерживал никакой критики. После этого пришел черед чехословацких Skoda-LIAZ-706. Они были уже чуть получше, но для представления нашей страны на международном уровне тоже не очень подходили. Поэтому руководство «Совтрансавто» усиленно продолжало поиски.

Все началось с того, что в 1969 году совместно со шведской Linjebuss открыли коммерческую линию Гетеборг – Москва. В качестве базового транспорта шведы предложили Volvo F88-32 с полуприцепами ASJ-Forss. После того как они наколесили больше миллиона километров без серьезных поломок, советская сторона была полностью готова к еще более плотному сотрудничеству.

Тем более, что появилась новая, более мощная версия грузовика. Так составили двухсторонний договор на поставку 100 штук трехосных Volvo F89-32 с усиленным шасси. Их доставили в 1973 году, разделив между московским и ленинградским филиалами советской внешнеторговой компании. Их компоновали французскими полуприцепами Trailor грузоподъемностью 24 тонны. И мощный мотор, и комфортная, просторная кабина, и сразу два спальника – все это оказалось на голову выше прошлого транспорта компании «Совтрансавто».

Кадр из фильма «Дорога в ад» с Volvo F89. Фото: youtube.com

Не удивительно, что парк надежных авто через пару лет увеличился в 2,5 раза. А до самого распада Союза он обновлялся и регулярно рос с небольшими интервалами минимум на полсотни F89 за раз. К 1989 году количество шведской техники перевалило за тысячу экземпляров и все они успешно трудились на международных маршрутах. К сожалению, через несколько лет страна прекратила свое существование, а вместе с ней и компания-покупатель, положив конец взаимовыгодному сотрудничеству.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Какой лучше по-вашему: Volvo F88 или F89?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Популярный тягач автопоездов советского периода Volvo F12Mercedes 2232 – как ФРГ помогала строить в СССР коммунизм