Мотоцикл CZ-175/450 – дальний предок нашего «Восхода»
На постсоветском пространстве найдется немало поклонников «Явы-старушки». Многие считают ее самой стильной, но, думаю, дело немного в другом. Это как первая любовь, ведь именно с этого мотоцикла началась долгая и мега-успешная история чехословацких мотоциклов в Советском Союзе.
Но, как все прекрасно знают, у чехов имелось сразу два мотоциклетных завода. Поэтому наша молодежь 60-70-х годов часто разделялась на «явистов» и «чезетников», отдавая свои предпочтения той или иной чехословацкой марке. А ведь у прямых конкурентов «Явы» тоже имелись свои легендарные мотоциклы.
Поставки в нашу страну в начале 60-х начались со 175-кубовой модели. И она не только нашла своих почитателей, но и сыграла важную роль в становлении одного из советских мотоциклетных заводов. Но это произошло чуть позже, а пока углубимся в историю и вспомним как все развивалось у самих чехов.
Когда в Чехословакии окончательно установилась социалистическая форма правления, это кардинально сказалось на экономике страны и самой концепции работы предприятий. Получив прекрасный и бездонный рынок сбыта в виде СССР, чехи параллельно лишились многих механизмов развития рынка. Например, конкуренция, имеющаяся между двумя основными производителями мотоциклов в стране, совсем не устраивала коммунистов, которые хотели единства и общности интересов.
Теперь оба эти предприятия оказались национализированными, а, значит, полностью управляемыми со стороны новой власти. А там наверху решили: теперь будет не два предприятия, а одно с разными филиалами. Так в 1953 году появилась унифицированная линейка продукции Jawa-CZ. Конечно, это не только лишило завод в Страконице самостоятельности, но и перевело его на вторые роли по сравнению с более успешными коллегами.
А, с другой стороны, местное предприятие получило возможность применять на своих моделях самую передовую механическую систему Kyvacka. Правда «младший брат» получил в наследие меньший класс (до 175 куб. см). Зато унифицированная конструкция мотоциклов помогла подтянуться CZ, встав вровень с Jawa. Проведя во второй половине 50-х модернизацию модельного ряда, CZ представил две новые модели с рабочим объемом двигателя 125 и 175 куб. см. Более мощная получила индекс «450».
Впоследствии именно она стала первым мотоциклом этой марки, поставляемым на советский рынок. Удивительно, но и сейчас, более шести десятилетий спустя, некоторые из них на ходу и нежно хранятся своими хозяевами – любителями мотостарины.
Но, история развития чехословацкого мотостроения получило новый виток в следующем десятилетии. Стало ясно, что авантюра с объединением двух заводов – дело неперспективное, поэтому каждому из предприятий позволили вновь развиваться автономно. Так «чезеты» вынесли из этого союза конструктивные плюсы, позволившие им сделать заметный шаг вперед. А в цветовой гамме к «явовскому красному» теперь добавились уже самостоятельные CZ в черном исполнении.
Да, во внешности оставалось еще слишком много общего (если не видеть логотип производителя на баке, то сразу и не скажешь от какого завода данный экземпляр), разность подхода в сборке была уже хорошо заметна. Так доработав модель «356/175», в Страконце перешли к выпуску обновленной и более мощной «450-й».
Учитывая сравнительно небольшой объем двигателя, мотоцикл нельзя назвать мощой техникой. Все же, по сравнению с предшественником, мощность двигателя смогли незначительно увеличить (с 8 до 10 л. с). Также конструкторы поработали с передаточными числами, чтобы он имел оптимальные показатели при невысокой мощности двигателя. В целом, отличий от «356-го» имелось сразу несколько:
✅ изменены окна цилиндров (чтобы увеличить мощность)
✅ одна выхлопная труба вместо двух
✅ рама из эллиптических труб
✅ добавлен натяжитель цепи
Также многие мотоциклы получили стильный черный окрас и инструментальные ящики с иным замком. Мотоцикл стал базовой моделью нового семейства, в котором позже появилась и спортивная версия «470» для мотокросса в классе 175 куб. см. В ней установлен более широкий руль с перекладиной (для большей жесткости). Также эти спортбайки комплектовались 19-дюймовыми колесами, что потребовало модификации передней и задней вилок.
Хотя CZ 175/450 технически основали на предыдущих моделях, у него имелись нововведения, позволившие предприятию развиваться дальше, усовершенствуя конструкцию своей мототехники. В первую очередь – новая головка блока цилиндров, с повышенной степенью сжатия, увеличившей производительность мотора. Эти изменения потребовали также отказаться от одной выхлопной трубы (осталась только левая, сигарообразная большего диаметра).
После «мягкого развода» с конкурентом, завод CZ вернулся к привычной для себя конструкции рамы из труб круглой, а не квадратной формы. Коробка передач, в свою очередь, получила звездочки с проушинами лучшего качества, а вторую шестерню закрепили на главном валу стопорным кольцом. Это улучшило точность переключения передач. Рулевая колонка добавила в размерах 2,8 мм, а фара стала более стильной и компактной.
Интересно и то, что мотоциклы, поставляемые в Советский Союз заметно отличались от первых экземпляров серии. Это связано с тем, что в 1962 году произошла коренная модернизация мотоцикла (появился т. н. тип 03). Он получил новую панель на руле, иной спидометр и другие обновления. По этой причине мотоцикл наделили новым прозвищем Panelka (из-за внешнего вида спидометра). Именно такие мотоциклы и разъезжают сегодня, шесть десятков лет спустя, по бывшим советским просторам.
Немного позже представили модификацию 450.05 de luxe, конструктивно имевшую внешнюю схожесть с Jawa 250/559. Руль у этого роскошного аппарата составлял цельный ансамбль с верхней крышкой фонаря. В нее также вставлялся новый овальный тахометр и распределительная коробка с верхней выдвижной крышкой из пластика. Все это имело пыльник, служащий как защита от дождя. Имелись и другие предметы роскоши:
✅ шикарный руль
✅ стильные органы управления передним светом
✅ иная кнопка включения звукового сигнала
✅ красивый задний фонарь с пластиковой линзой
Стоп-сигнал получил новый кронштейн для крепления, а поворотники – обновленные переключатели. Все эти навороты привели к тому, что в 1968 году такая модификация стоила 7600 чехословацких крон (в то время валютный курс составлял 100 крон за 12,5 советских рублей). Общие показатели у модели имелись следующие:
✅ количество мест – 2
✅ количество цилиндров – 1
✅ рабочий объем – 171,7 куб. см
✅ мощность – 10 л. с
✅ масса – 115 кг
✅ максимальная скорость – 95 км/ч
✅ расход топлива – 2,5 л / 100 км
Тормозная система у мотоцикла – механическая барабанная. Электрооборудование – 6-вольтовое, охлаждение – воздушное. Производство «450-й» серии полностью завершилось в 1969 году. Но, как мы уже упоминали раньше, их история продолжается и по сей день. Такая надежная (хотя и не очень мощная) техника популярна не только у наших любителей, но и среди ценителей старины в самой Чешской Республике.
Но, как все прекрасно знают, у чехов имелось сразу два мотоциклетных завода. Поэтому наша молодежь 60-70-х годов часто разделялась на «явистов» и «чезетников», отдавая свои предпочтения той или иной чехословацкой марке. А ведь у прямых конкурентов «Явы» тоже имелись свои легендарные мотоциклы.
Так выглядел базовый вариант модели. Фото: youtube.com
Поставки в нашу страну в начале 60-х начались со 175-кубовой модели. И она не только нашла своих почитателей, но и сыграла важную роль в становлении одного из советских мотоциклетных заводов. Но это произошло чуть позже, а пока углубимся в историю и вспомним как все развивалось у самих чехов.
Слияние заводов и их дальнейшее разделение
Когда в Чехословакии окончательно установилась социалистическая форма правления, это кардинально сказалось на экономике страны и самой концепции работы предприятий. Получив прекрасный и бездонный рынок сбыта в виде СССР, чехи параллельно лишились многих механизмов развития рынка. Например, конкуренция, имеющаяся между двумя основными производителями мотоциклов в стране, совсем не устраивала коммунистов, которые хотели единства и общности интересов.
Теперь оба эти предприятия оказались национализированными, а, значит, полностью управляемыми со стороны новой власти. А там наверху решили: теперь будет не два предприятия, а одно с разными филиалами. Так в 1953 году появилась унифицированная линейка продукции Jawa-CZ. Конечно, это не только лишило завод в Страконице самостоятельности, но и перевело его на вторые роли по сравнению с более успешными коллегами.
16-дюймовые колеса спереди и сзади. Фото: youtube.com
А, с другой стороны, местное предприятие получило возможность применять на своих моделях самую передовую механическую систему Kyvacka. Правда «младший брат» получил в наследие меньший класс (до 175 куб. см). Зато унифицированная конструкция мотоциклов помогла подтянуться CZ, встав вровень с Jawa. Проведя во второй половине 50-х модернизацию модельного ряда, CZ представил две новые модели с рабочим объемом двигателя 125 и 175 куб. см. Более мощная получила индекс «450».
Впоследствии именно она стала первым мотоциклом этой марки, поставляемым на советский рынок. Удивительно, но и сейчас, более шести десятилетий спустя, некоторые из них на ходу и нежно хранятся своими хозяевами – любителями мотостарины.
Но, история развития чехословацкого мотостроения получило новый виток в следующем десятилетии. Стало ясно, что авантюра с объединением двух заводов – дело неперспективное, поэтому каждому из предприятий позволили вновь развиваться автономно. Так «чезеты» вынесли из этого союза конструктивные плюсы, позволившие им сделать заметный шаг вперед. А в цветовой гамме к «явовскому красному» теперь добавились уже самостоятельные CZ в черном исполнении.
Классический спидометр. Фото: youtube.com
Да, во внешности оставалось еще слишком много общего (если не видеть логотип производителя на баке, то сразу и не скажешь от какого завода данный экземпляр), разность подхода в сборке была уже хорошо заметна. Так доработав модель «356/175», в Страконце перешли к выпуску обновленной и более мощной «450-й».
Новинка была полностью готова к 1959 году. Серийное производство стартовало уже в следующем году. Оно продлилось в течение всего шестого десятилетия прошлого века.
Учитывая сравнительно небольшой объем двигателя, мотоцикл нельзя назвать мощой техникой. Все же, по сравнению с предшественником, мощность двигателя смогли незначительно увеличить (с 8 до 10 л. с). Также конструкторы поработали с передаточными числами, чтобы он имел оптимальные показатели при невысокой мощности двигателя. В целом, отличий от «356-го» имелось сразу несколько:
✅ изменены окна цилиндров (чтобы увеличить мощность)
✅ одна выхлопная труба вместо двух
✅ рама из эллиптических труб
✅ добавлен натяжитель цепи
Также многие мотоциклы получили стильный черный окрас и инструментальные ящики с иным замком. Мотоцикл стал базовой моделью нового семейства, в котором позже появилась и спортивная версия «470» для мотокросса в классе 175 куб. см. В ней установлен более широкий руль с перекладиной (для большей жесткости). Также эти спортбайки комплектовались 19-дюймовыми колесами, что потребовало модификации передней и задней вилок.
Техническая сторона ведущей модели 60-х завода CZ
Хотя CZ 175/450 технически основали на предыдущих моделях, у него имелись нововведения, позволившие предприятию развиваться дальше, усовершенствуя конструкцию своей мототехники. В первую очередь – новая головка блока цилиндров, с повышенной степенью сжатия, увеличившей производительность мотора. Эти изменения потребовали также отказаться от одной выхлопной трубы (осталась только левая, сигарообразная большего диаметра).
Задний фонарь люксовой модификации. Фото: youtube.com
После «мягкого развода» с конкурентом, завод CZ вернулся к привычной для себя конструкции рамы из труб круглой, а не квадратной формы. Коробка передач, в свою очередь, получила звездочки с проушинами лучшего качества, а вторую шестерню закрепили на главном валу стопорным кольцом. Это улучшило точность переключения передач. Рулевая колонка добавила в размерах 2,8 мм, а фара стала более стильной и компактной.
Интересно и то, что мотоциклы, поставляемые в Советский Союз заметно отличались от первых экземпляров серии. Это связано с тем, что в 1962 году произошла коренная модернизация мотоцикла (появился т. н. тип 03). Он получил новую панель на руле, иной спидометр и другие обновления. По этой причине мотоцикл наделили новым прозвищем Panelka (из-за внешнего вида спидометра). Именно такие мотоциклы и разъезжают сегодня, шесть десятков лет спустя, по бывшим советским просторам.
Такой движок способен у многих вызвать ностальгию. Фото: youtube.com
Немного позже представили модификацию 450.05 de luxe, конструктивно имевшую внешнюю схожесть с Jawa 250/559. Руль у этого роскошного аппарата составлял цельный ансамбль с верхней крышкой фонаря. В нее также вставлялся новый овальный тахометр и распределительная коробка с верхней выдвижной крышкой из пластика. Все это имело пыльник, служащий как защита от дождя. Имелись и другие предметы роскоши:
✅ шикарный руль
✅ стильные органы управления передним светом
✅ иная кнопка включения звукового сигнала
✅ красивый задний фонарь с пластиковой линзой
Стоп-сигнал получил новый кронштейн для крепления, а поворотники – обновленные переключатели. Все эти навороты привели к тому, что в 1968 году такая модификация стоила 7600 чехословацких крон (в то время валютный курс составлял 100 крон за 12,5 советских рублей). Общие показатели у модели имелись следующие:
✅ количество мест – 2
✅ количество цилиндров – 1
✅ рабочий объем – 171,7 куб. см
✅ мощность – 10 л. с
✅ масса – 115 кг
✅ максимальная скорость – 95 км/ч
✅ расход топлива – 2,5 л / 100 км
Тормозная система у мотоцикла – механическая барабанная. Электрооборудование – 6-вольтовое, охлаждение – воздушное. Производство «450-й» серии полностью завершилось в 1969 году. Но, как мы уже упоминали раньше, их история продолжается и по сей день. Такая надежная (хотя и не очень мощная) техника популярна не только у наших любителей, но и среди ценителей старины в самой Чешской Республике.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...