Мотоцикл CZ-175/450 – дальний предок нашего «Восхода»
На постсоветском пространстве найдется немало поклонников «Явы-старушки». Многие считают ее самой стильной, но, думаю, дело немного в другом. Это как первая любовь, ведь именно с этого мотоцикла началась долгая и мега-успешная история чехословацких мотоциклов в Советском Союзе.
Но, как все прекрасно знают, у чехов имелось сразу два мотоциклетных завода. Поэтому наша молодежь 60-70-х годов часто разделялась на «явистов» и «чезетников», отдавая свои предпочтения той или иной чехословацкой марке. А ведь у прямых конкурентов «Явы» тоже имелись свои легендарные мотоциклы.
Поставки в нашу страну в начале 60-х начались со 175-кубовой модели. И она не только нашла своих почитателей, но и сыграла важную роль в становлении одного из советских мотоциклетных заводов. Но это произошло чуть позже, а пока углубимся в историю и вспомним как все развивалось у самих чехов.
Когда в Чехословакии окончательно установилась социалистическая форма правления, это кардинально сказалось на экономике страны и самой концепции работы предприятий. Получив прекрасный и бездонный рынок сбыта в виде СССР, чехи параллельно лишились многих механизмов развития рынка. Например, конкуренция, имеющаяся между двумя основными производителями мотоциклов в стране, совсем не устраивала коммунистов, которые хотели единства и общности интересов.
Теперь оба эти предприятия оказались национализированными, а, значит, полностью управляемыми со стороны новой власти. А там наверху решили: теперь будет не два предприятия, а одно с разными филиалами. Так в 1953 году появилась унифицированная линейка продукции Jawa-CZ. Конечно, это не только лишило завод в Страконице самостоятельности, но и перевело его на вторые роли по сравнению с более успешными коллегами.
А, с другой стороны, местное предприятие получило возможность применять на своих моделях самую передовую механическую систему Kyvacka. Правда «младший брат» получил в наследие меньший класс (до 175 куб. см). Зато унифицированная конструкция мотоциклов помогла подтянуться CZ, встав вровень с Jawa. Проведя во второй половине 50-х модернизацию модельного ряда, CZ представил две новые модели с рабочим объемом двигателя 125 и 175 куб. см. Более мощная получила индекс «450».
Впоследствии именно она стала первым мотоциклом этой марки, поставляемым на советский рынок. Удивительно, но и сейчас, более шести десятилетий спустя, некоторые из них на ходу и нежно хранятся своими хозяевами – любителями мотостарины.
Но, история развития чехословацкого мотостроения получило новый виток в следующем десятилетии. Стало ясно, что авантюра с объединением двух заводов – дело неперспективное, поэтому каждому из предприятий позволили вновь развиваться автономно. Так «чезеты» вынесли из этого союза конструктивные плюсы, позволившие им сделать заметный шаг вперед. А в цветовой гамме к «явовскому красному» теперь добавились уже самостоятельные CZ в черном исполнении.
Да, во внешности оставалось еще слишком много общего (если не видеть логотип производителя на баке, то сразу и не скажешь от какого завода данный экземпляр), разность подхода в сборке была уже хорошо заметна. Так доработав модель «356/175», в Страконце перешли к выпуску обновленной и более мощной «450-й».
Учитывая сравнительно небольшой объем двигателя, мотоцикл нельзя назвать мощой техникой. Все же, по сравнению с предшественником, мощность двигателя смогли незначительно увеличить (с 8 до 10 л. с). Также конструкторы поработали с передаточными числами, чтобы он имел оптимальные показатели при невысокой мощности двигателя. В целом, отличий от «356-го» имелось сразу несколько:
✅ изменены окна цилиндров (чтобы увеличить мощность)
✅ одна выхлопная труба вместо двух
✅ рама из эллиптических труб
✅ добавлен натяжитель цепи
Также многие мотоциклы получили стильный черный окрас и инструментальные ящики с иным замком. Мотоцикл стал базовой моделью нового семейства, в котором позже появилась и спортивная версия «470» для мотокросса в классе 175 куб. см. В ней установлен более широкий руль с перекладиной (для большей жесткости). Также эти спортбайки комплектовались 19-дюймовыми колесами, что потребовало модификации передней и задней вилок.
Хотя CZ 175/450 технически основали на предыдущих моделях, у него имелись нововведения, позволившие предприятию развиваться дальше, усовершенствуя конструкцию своей мототехники. В первую очередь – новая головка блока цилиндров, с повышенной степенью сжатия, увеличившей производительность мотора. Эти изменения потребовали также отказаться от одной выхлопной трубы (осталась только левая, сигарообразная большего диаметра).
После «мягкого развода» с конкурентом, завод CZ вернулся к привычной для себя конструкции рамы из труб круглой, а не квадратной формы. Коробка передач, в свою очередь, получила звездочки с проушинами лучшего качества, а вторую шестерню закрепили на главном валу стопорным кольцом. Это улучшило точность переключения передач. Рулевая колонка добавила в размерах 2,8 мм, а фара стала более стильной и компактной.
Интересно и то, что мотоциклы, поставляемые в Советский Союз заметно отличались от первых экземпляров серии. Это связано с тем, что в 1962 году произошла коренная модернизация мотоцикла (появился т. н. тип 03). Он получил новую панель на руле, иной спидометр и другие обновления. По этой причине мотоцикл наделили новым прозвищем Panelka (из-за внешнего вида спидометра). Именно такие мотоциклы и разъезжают сегодня, шесть десятков лет спустя, по бывшим советским просторам.
Немного позже представили модификацию 450.05 de luxe, конструктивно имевшую внешнюю схожесть с Jawa 250/559. Руль у этого роскошного аппарата составлял цельный ансамбль с верхней крышкой фонаря. В нее также вставлялся новый овальный тахометр и распределительная коробка с верхней выдвижной крышкой из пластика. Все это имело пыльник, служащий как защита от дождя. Имелись и другие предметы роскоши:
✅ шикарный руль
✅ стильные органы управления передним светом
✅ иная кнопка включения звукового сигнала
✅ красивый задний фонарь с пластиковой линзой
Стоп-сигнал получил новый кронштейн для крепления, а поворотники – обновленные переключатели. Все эти навороты привели к тому, что в 1968 году такая модификация стоила 7600 чехословацких крон (в то время валютный курс составлял 100 крон за 12,5 советских рублей). Общие показатели у модели имелись следующие:
✅ количество мест – 2
✅ количество цилиндров – 1
✅ рабочий объем – 171,7 куб. см
✅ мощность – 10 л. с
✅ масса – 115 кг
✅ максимальная скорость – 95 км/ч
✅ расход топлива – 2,5 л / 100 км
Тормозная система у мотоцикла – механическая барабанная. Электрооборудование – 6-вольтовое, охлаждение – воздушное. Производство «450-й» серии полностью завершилось в 1969 году. Но, как мы уже упоминали раньше, их история продолжается и по сей день. Такая надежная (хотя и не очень мощная) техника популярна не только у наших любителей, но и среди ценителей старины в самой Чешской Республике.
Но, как все прекрасно знают, у чехов имелось сразу два мотоциклетных завода. Поэтому наша молодежь 60-70-х годов часто разделялась на «явистов» и «чезетников», отдавая свои предпочтения той или иной чехословацкой марке. А ведь у прямых конкурентов «Явы» тоже имелись свои легендарные мотоциклы.
Так выглядел базовый вариант модели. Фото: youtube.com
Поставки в нашу страну в начале 60-х начались со 175-кубовой модели. И она не только нашла своих почитателей, но и сыграла важную роль в становлении одного из советских мотоциклетных заводов. Но это произошло чуть позже, а пока углубимся в историю и вспомним как все развивалось у самих чехов.
Слияние заводов и их дальнейшее разделение
Когда в Чехословакии окончательно установилась социалистическая форма правления, это кардинально сказалось на экономике страны и самой концепции работы предприятий. Получив прекрасный и бездонный рынок сбыта в виде СССР, чехи параллельно лишились многих механизмов развития рынка. Например, конкуренция, имеющаяся между двумя основными производителями мотоциклов в стране, совсем не устраивала коммунистов, которые хотели единства и общности интересов.
Теперь оба эти предприятия оказались национализированными, а, значит, полностью управляемыми со стороны новой власти. А там наверху решили: теперь будет не два предприятия, а одно с разными филиалами. Так в 1953 году появилась унифицированная линейка продукции Jawa-CZ. Конечно, это не только лишило завод в Страконице самостоятельности, но и перевело его на вторые роли по сравнению с более успешными коллегами.
16-дюймовые колеса спереди и сзади. Фото: youtube.com
А, с другой стороны, местное предприятие получило возможность применять на своих моделях самую передовую механическую систему Kyvacka. Правда «младший брат» получил в наследие меньший класс (до 175 куб. см). Зато унифицированная конструкция мотоциклов помогла подтянуться CZ, встав вровень с Jawa. Проведя во второй половине 50-х модернизацию модельного ряда, CZ представил две новые модели с рабочим объемом двигателя 125 и 175 куб. см. Более мощная получила индекс «450».
Впоследствии именно она стала первым мотоциклом этой марки, поставляемым на советский рынок. Удивительно, но и сейчас, более шести десятилетий спустя, некоторые из них на ходу и нежно хранятся своими хозяевами – любителями мотостарины.
Но, история развития чехословацкого мотостроения получило новый виток в следующем десятилетии. Стало ясно, что авантюра с объединением двух заводов – дело неперспективное, поэтому каждому из предприятий позволили вновь развиваться автономно. Так «чезеты» вынесли из этого союза конструктивные плюсы, позволившие им сделать заметный шаг вперед. А в цветовой гамме к «явовскому красному» теперь добавились уже самостоятельные CZ в черном исполнении.
Классический спидометр. Фото: youtube.com
Да, во внешности оставалось еще слишком много общего (если не видеть логотип производителя на баке, то сразу и не скажешь от какого завода данный экземпляр), разность подхода в сборке была уже хорошо заметна. Так доработав модель «356/175», в Страконце перешли к выпуску обновленной и более мощной «450-й».
Новинка была полностью готова к 1959 году. Серийное производство стартовало уже в следующем году. Оно продлилось в течение всего шестого десятилетия прошлого века.
Учитывая сравнительно небольшой объем двигателя, мотоцикл нельзя назвать мощой техникой. Все же, по сравнению с предшественником, мощность двигателя смогли незначительно увеличить (с 8 до 10 л. с). Также конструкторы поработали с передаточными числами, чтобы он имел оптимальные показатели при невысокой мощности двигателя. В целом, отличий от «356-го» имелось сразу несколько:
✅ изменены окна цилиндров (чтобы увеличить мощность)
✅ одна выхлопная труба вместо двух
✅ рама из эллиптических труб
✅ добавлен натяжитель цепи
Также многие мотоциклы получили стильный черный окрас и инструментальные ящики с иным замком. Мотоцикл стал базовой моделью нового семейства, в котором позже появилась и спортивная версия «470» для мотокросса в классе 175 куб. см. В ней установлен более широкий руль с перекладиной (для большей жесткости). Также эти спортбайки комплектовались 19-дюймовыми колесами, что потребовало модификации передней и задней вилок.
Техническая сторона ведущей модели 60-х завода CZ
Хотя CZ 175/450 технически основали на предыдущих моделях, у него имелись нововведения, позволившие предприятию развиваться дальше, усовершенствуя конструкцию своей мототехники. В первую очередь – новая головка блока цилиндров, с повышенной степенью сжатия, увеличившей производительность мотора. Эти изменения потребовали также отказаться от одной выхлопной трубы (осталась только левая, сигарообразная большего диаметра).
Задний фонарь люксовой модификации. Фото: youtube.com
После «мягкого развода» с конкурентом, завод CZ вернулся к привычной для себя конструкции рамы из труб круглой, а не квадратной формы. Коробка передач, в свою очередь, получила звездочки с проушинами лучшего качества, а вторую шестерню закрепили на главном валу стопорным кольцом. Это улучшило точность переключения передач. Рулевая колонка добавила в размерах 2,8 мм, а фара стала более стильной и компактной.
Интересно и то, что мотоциклы, поставляемые в Советский Союз заметно отличались от первых экземпляров серии. Это связано с тем, что в 1962 году произошла коренная модернизация мотоцикла (появился т. н. тип 03). Он получил новую панель на руле, иной спидометр и другие обновления. По этой причине мотоцикл наделили новым прозвищем Panelka (из-за внешнего вида спидометра). Именно такие мотоциклы и разъезжают сегодня, шесть десятков лет спустя, по бывшим советским просторам.
Такой движок способен у многих вызвать ностальгию. Фото: youtube.com
Немного позже представили модификацию 450.05 de luxe, конструктивно имевшую внешнюю схожесть с Jawa 250/559. Руль у этого роскошного аппарата составлял цельный ансамбль с верхней крышкой фонаря. В нее также вставлялся новый овальный тахометр и распределительная коробка с верхней выдвижной крышкой из пластика. Все это имело пыльник, служащий как защита от дождя. Имелись и другие предметы роскоши:
✅ шикарный руль
✅ стильные органы управления передним светом
✅ иная кнопка включения звукового сигнала
✅ красивый задний фонарь с пластиковой линзой
Стоп-сигнал получил новый кронштейн для крепления, а поворотники – обновленные переключатели. Все эти навороты привели к тому, что в 1968 году такая модификация стоила 7600 чехословацких крон (в то время валютный курс составлял 100 крон за 12,5 советских рублей). Общие показатели у модели имелись следующие:
✅ количество мест – 2
✅ количество цилиндров – 1
✅ рабочий объем – 171,7 куб. см
✅ мощность – 10 л. с
✅ масса – 115 кг
✅ максимальная скорость – 95 км/ч
✅ расход топлива – 2,5 л / 100 км
Тормозная система у мотоцикла – механическая барабанная. Электрооборудование – 6-вольтовое, охлаждение – воздушное. Производство «450-й» серии полностью завершилось в 1969 году. Но, как мы уже упоминали раньше, их история продолжается и по сей день. Такая надежная (хотя и не очень мощная) техника популярна не только у наших любителей, но и среди ценителей старины в самой Чешской Республике.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...