Забытое семейство Урал-4322 и 43223
3 213

Забытое семейство Урал-4322 и 43223

С началом строительства Байкало-Амурской магистрали «внезапно» выяснилось, что в стране совсем мало тяжелых грузовиков, способных работать в сложных климатических условиях. Чтобы восполнить пробел, немедленно было закуплено в ФРГ примерно 10 тыс. Magirus-Deutz. Эти неприхотливые и надежные машины оснащались движками воздушного охлаждения, разработанными еще в 30-е годы. Несмотря на солидный возраст, моторы отлично себя зарекомендовали, бесперебойно работая при экстремальных температурах.


Но в СССР не собирались постоянно закупать в капиталистической стране грузовики и решили приобрести лицензию на агрегат F8L413 V8, чтобы самостоятельно делать нужные машины, а потом и моторы. Производство двигателей поручили Кустанайскому дизельному заводу (Казахстан): предприятие в то время являлось частью УралАЗа. Оставалось разработать саму машину под лицензионный мотор. Плюс, было «пожелание» от военных; автомобиль должен уметь плавать!

Урал-4322


Особо долго не думали: взяли серийный миасский грузовик, приспособили к нему кабину от КамАЗ-5320, изменив немного компоновку под капотную схему и облицовку.

Забытое семейство Урал-4322 и 43223Решетка радиатора выделяла «4322» среди других «Уралов». Архивное фото

Были и другие отличия от Урал-4320: все основные узлы герметизировали (в надежде на военные заказы) и в КПП установили пневматический усилитель. Новому семейству присвоили название «Суша».

Особенности модели и результаты испытаний


Трехосный вариант водоплавающего Урала-4322 представлял собой модернизацию модели «43221», оснащенную лебедкой. Снаружи новый грузовик практически ничем не отличался от своих серийных «собратьев». Распознать машину можно было по металлическому кузову с высокими бортами и гребными винтами, расположенными в задней части авто. При необходимости пересечь водную преграду, впереди устанавливался съемный щит, целью которого являлось отражение волн и охлаждение двигателя через воздуховод.

Испытания на воде с защитных кожухом впереди. Архивное фото

По итогам испытаний конструкторам выдали рекомендации по устранению недостатков. В серию амфибия «первой волны» так и не пошла.

Урал-43223


К 1987-му году завод продемонстрировал новый автомобиль с удлиненной базой грузоподъемностью шесть тонн. Машина (уже не водоплавающая) оснащалась восьмицилиндровым силовым агрегатом воздушного охлаждения с индексом «744.10». Других отличий от предшествующей модели было не так много: это вохдухозаборник в виде патрубка, автономный обогреватель в кабине, плюс сиденье водителя на рессорах, которое можно было регулировать.

Урал-43223 с кабиной от КамАЗа. Архивное фото

Кузов представлял собой металлическую глухую платформу длиной 4,7 м с ровным полом. В комплекте полагалась лебедка на 8 т, трос которой выдвигался как вперед, так и назад. Машина могла тащить за собой прицеп с грузом общим весом до 11,5 т. По шоссе автомобиль разгонялся до 93 км/ч, расходуя в среднем 34 л на 100 км. техника могла выпускаться в виде версии для северных регионов, а также, как вахтовый автобус либо самосвал с индексом «55224». Особенность последнего варианта с односторонней разгрузкой заключается в подогреве кузова выхлопными газами.

Панель приборов немного отличалась от КамАЗа. Архивное фото

В 1991-м создали гоночный Урал-43223, участвовавший в 1992-м в пробеге Париж-Москва-Пекин, где авто оказалось на 46-м месте.

Однако была и сельскохозяйственная версия «55223». Здесь платформа могла наклоняться в любое из трех направлений.

Дальнейшая судьба семейства Урал-43223


Мелкосерийный выпуск двигателей на КДЗ наладили только в 1990-м. Серийное производство грузовиков стартовало в следующем году. После распада СССР завод в Казахстане пришел в упадок и смог поставить на УралАЗ всего лишь 405 агрегатов. Примерно столько же (чуть меньше) было произведено грузовиков семейства «43223».

Урал-43223 в роли вахтового автобуса (радиоуправляемая модель). Фото: YouTube.com

Последний автомобиль – седельный тягач Урал-44223 (1993-й год). Те, что остались, в своем большинстве дорабатывают ресурс в родном Миассе.
А вы что думаете о семействе Урал-4322?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...