
Забытое семейство Урал-4322 и 43223
С началом строительства Байкало-Амурской магистрали «внезапно» выяснилось, что в стране совсем мало тяжелых грузовиков, способных работать в сложных климатических условиях. Чтобы восполнить пробел, немедленно было закуплено в ФРГ примерно 10 тыс. Magirus-Deutz. Эти неприхотливые и надежные машины оснащались движками воздушного охлаждения, разработанными еще в 30-е годы. Несмотря на солидный возраст, моторы отлично себя зарекомендовали, бесперебойно работая при экстремальных температурах.
Но в СССР не собирались постоянно закупать в капиталистической стране грузовики и решили приобрести лицензию на агрегат F8L413 V8, чтобы самостоятельно делать нужные машины, а потом и моторы. Производство двигателей поручили Кустанайскому дизельному заводу (Казахстан): предприятие в то время являлось частью УралАЗа. Оставалось разработать саму машину под лицензионный мотор. Плюс, было «пожелание» от военных; автомобиль должен уметь плавать!
Особо долго не думали: взяли серийный миасский грузовик, приспособили к нему кабину от КамАЗ-5320, изменив немного компоновку под капотную схему и облицовку.
Решетка радиатора выделяла «4322» среди других «Уралов». Архивное фото
Были и другие отличия от Урал-4320: все основные узлы герметизировали (в надежде на военные заказы) и в КПП установили пневматический усилитель. Новому семейству присвоили название «Суша».
Трехосный вариант водоплавающего Урала-4322 представлял собой модернизацию модели «43221», оснащенную лебедкой. Снаружи новый грузовик практически ничем не отличался от своих серийных «собратьев». Распознать машину можно было по металлическому кузову с высокими бортами и гребными винтами, расположенными в задней части авто. При необходимости пересечь водную преграду, впереди устанавливался съемный щит, целью которого являлось отражение волн и охлаждение двигателя через воздуховод.
Испытания на воде с защитных кожухом впереди. Архивное фото
По итогам испытаний конструкторам выдали рекомендации по устранению недостатков. В серию амфибия «первой волны» так и не пошла.
К 1987-му году завод продемонстрировал новый автомобиль с удлиненной базой грузоподъемностью шесть тонн. Машина (уже не водоплавающая) оснащалась восьмицилиндровым силовым агрегатом воздушного охлаждения с индексом «744.10». Других отличий от предшествующей модели было не так много: это вохдухозаборник в виде патрубка, автономный обогреватель в кабине, плюс сиденье водителя на рессорах, которое можно было регулировать.
Урал-43223 с кабиной от КамАЗа. Архивное фото
Кузов представлял собой металлическую глухую платформу длиной 4,7 м с ровным полом. В комплекте полагалась лебедка на 8 т, трос которой выдвигался как вперед, так и назад. Машина могла тащить за собой прицеп с грузом общим весом до 11,5 т. По шоссе автомобиль разгонялся до 93 км/ч, расходуя в среднем 34 л на 100 км. техника могла выпускаться в виде версии для северных регионов, а также, как вахтовый автобус либо самосвал с индексом «55224». Особенность последнего варианта с односторонней разгрузкой заключается в подогреве кузова выхлопными газами.
Панель приборов немного отличалась от КамАЗа. Архивное фото
Однако была и сельскохозяйственная версия «55223». Здесь платформа могла наклоняться в любое из трех направлений.
Мелкосерийный выпуск двигателей на КДЗ наладили только в 1990-м. Серийное производство грузовиков стартовало в следующем году. После распада СССР завод в Казахстане пришел в упадок и смог поставить на УралАЗ всего лишь 405 агрегатов. Примерно столько же (чуть меньше) было произведено грузовиков семейства «43223».
Урал-43223 в роли вахтового автобуса (радиоуправляемая модель). Фото: YouTube.com
Последний автомобиль – седельный тягач Урал-44223 (1993-й год). Те, что остались, в своем большинстве дорабатывают ресурс в родном Миассе.
Но в СССР не собирались постоянно закупать в капиталистической стране грузовики и решили приобрести лицензию на агрегат F8L413 V8, чтобы самостоятельно делать нужные машины, а потом и моторы. Производство двигателей поручили Кустанайскому дизельному заводу (Казахстан): предприятие в то время являлось частью УралАЗа. Оставалось разработать саму машину под лицензионный мотор. Плюс, было «пожелание» от военных; автомобиль должен уметь плавать!
Урал-4322
Особо долго не думали: взяли серийный миасский грузовик, приспособили к нему кабину от КамАЗ-5320, изменив немного компоновку под капотную схему и облицовку.

Были и другие отличия от Урал-4320: все основные узлы герметизировали (в надежде на военные заказы) и в КПП установили пневматический усилитель. Новому семейству присвоили название «Суша».
Особенности модели и результаты испытаний
Трехосный вариант водоплавающего Урала-4322 представлял собой модернизацию модели «43221», оснащенную лебедкой. Снаружи новый грузовик практически ничем не отличался от своих серийных «собратьев». Распознать машину можно было по металлическому кузову с высокими бортами и гребными винтами, расположенными в задней части авто. При необходимости пересечь водную преграду, впереди устанавливался съемный щит, целью которого являлось отражение волн и охлаждение двигателя через воздуховод.

По итогам испытаний конструкторам выдали рекомендации по устранению недостатков. В серию амфибия «первой волны» так и не пошла.
Урал-43223
К 1987-му году завод продемонстрировал новый автомобиль с удлиненной базой грузоподъемностью шесть тонн. Машина (уже не водоплавающая) оснащалась восьмицилиндровым силовым агрегатом воздушного охлаждения с индексом «744.10». Других отличий от предшествующей модели было не так много: это вохдухозаборник в виде патрубка, автономный обогреватель в кабине, плюс сиденье водителя на рессорах, которое можно было регулировать.

Кузов представлял собой металлическую глухую платформу длиной 4,7 м с ровным полом. В комплекте полагалась лебедка на 8 т, трос которой выдвигался как вперед, так и назад. Машина могла тащить за собой прицеп с грузом общим весом до 11,5 т. По шоссе автомобиль разгонялся до 93 км/ч, расходуя в среднем 34 л на 100 км. техника могла выпускаться в виде версии для северных регионов, а также, как вахтовый автобус либо самосвал с индексом «55224». Особенность последнего варианта с односторонней разгрузкой заключается в подогреве кузова выхлопными газами.

В 1991-м создали гоночный Урал-43223, участвовавший в 1992-м в пробеге Париж-Москва-Пекин, где авто оказалось на 46-м месте.
Однако была и сельскохозяйственная версия «55223». Здесь платформа могла наклоняться в любое из трех направлений.
Дальнейшая судьба семейства Урал-43223
Мелкосерийный выпуск двигателей на КДЗ наладили только в 1990-м. Серийное производство грузовиков стартовало в следующем году. После распада СССР завод в Казахстане пришел в упадок и смог поставить на УралАЗ всего лишь 405 агрегатов. Примерно столько же (чуть меньше) было произведено грузовиков семейства «43223».

Последний автомобиль – седельный тягач Урал-44223 (1993-й год). Те, что остались, в своем большинстве дорабатывают ресурс в родном Миассе.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....