Забытое семейство Урал-4322 и 43223
С началом строительства Байкало-Амурской магистрали «внезапно» выяснилось, что в стране совсем мало тяжелых грузовиков, способных работать в сложных климатических условиях. Чтобы восполнить пробел, немедленно было закуплено в ФРГ примерно 10 тыс. Magirus-Deutz. Эти неприхотливые и надежные машины оснащались движками воздушного охлаждения, разработанными еще в 30-е годы. Несмотря на солидный возраст, моторы отлично себя зарекомендовали, бесперебойно работая при экстремальных температурах.
Но в СССР не собирались постоянно закупать в капиталистической стране грузовики и решили приобрести лицензию на агрегат F8L413 V8, чтобы самостоятельно делать нужные машины, а потом и моторы. Производство двигателей поручили Кустанайскому дизельному заводу (Казахстан): предприятие в то время являлось частью УралАЗа. Оставалось разработать саму машину под лицензионный мотор. Плюс, было «пожелание» от военных; автомобиль должен уметь плавать!
Особо долго не думали: взяли серийный миасский грузовик, приспособили к нему кабину от КамАЗ-5320, изменив немного компоновку под капотную схему и облицовку.
Были и другие отличия от Урал-4320: все основные узлы герметизировали (в надежде на военные заказы) и в КПП установили пневматический усилитель. Новому семейству присвоили название «Суша».
Трехосный вариант водоплавающего Урала-4322 представлял собой модернизацию модели «43221», оснащенную лебедкой. Снаружи новый грузовик практически ничем не отличался от своих серийных «собратьев». Распознать машину можно было по металлическому кузову с высокими бортами и гребными винтами, расположенными в задней части авто. При необходимости пересечь водную преграду, впереди устанавливался съемный щит, целью которого являлось отражение волн и охлаждение двигателя через воздуховод.
По итогам испытаний конструкторам выдали рекомендации по устранению недостатков. В серию амфибия «первой волны» так и не пошла.
К 1987-му году завод продемонстрировал новый автомобиль с удлиненной базой грузоподъемностью шесть тонн. Машина (уже не водоплавающая) оснащалась восьмицилиндровым силовым агрегатом воздушного охлаждения с индексом «744.10». Других отличий от предшествующей модели было не так много: это вохдухозаборник в виде патрубка, автономный обогреватель в кабине, плюс сиденье водителя на рессорах, которое можно было регулировать.
Кузов представлял собой металлическую глухую платформу длиной 4,7 м с ровным полом. В комплекте полагалась лебедка на 8 т, трос которой выдвигался как вперед, так и назад. Машина могла тащить за собой прицеп с грузом общим весом до 11,5 т. По шоссе автомобиль разгонялся до 93 км/ч, расходуя в среднем 34 л на 100 км. техника могла выпускаться в виде версии для северных регионов, а также, как вахтовый автобус либо самосвал с индексом «55224». Особенность последнего варианта с односторонней разгрузкой заключается в подогреве кузова выхлопными газами.
Однако была и сельскохозяйственная версия «55223». Здесь платформа могла наклоняться в любое из трех направлений.
Мелкосерийный выпуск двигателей на КДЗ наладили только в 1990-м. Серийное производство грузовиков стартовало в следующем году. После распада СССР завод в Казахстане пришел в упадок и смог поставить на УралАЗ всего лишь 405 агрегатов. Примерно столько же (чуть меньше) было произведено грузовиков семейства «43223».
Последний автомобиль – седельный тягач Урал-44223 (1993-й год). Те, что остались, в своем большинстве дорабатывают ресурс в родном Миассе.
Но в СССР не собирались постоянно закупать в капиталистической стране грузовики и решили приобрести лицензию на агрегат F8L413 V8, чтобы самостоятельно делать нужные машины, а потом и моторы. Производство двигателей поручили Кустанайскому дизельному заводу (Казахстан): предприятие в то время являлось частью УралАЗа. Оставалось разработать саму машину под лицензионный мотор. Плюс, было «пожелание» от военных; автомобиль должен уметь плавать!
Урал-4322
Особо долго не думали: взяли серийный миасский грузовик, приспособили к нему кабину от КамАЗ-5320, изменив немного компоновку под капотную схему и облицовку.
Решетка радиатора выделяла «4322» среди других «Уралов». Архивное фото
Были и другие отличия от Урал-4320: все основные узлы герметизировали (в надежде на военные заказы) и в КПП установили пневматический усилитель. Новому семейству присвоили название «Суша».
Особенности модели и результаты испытаний
Трехосный вариант водоплавающего Урала-4322 представлял собой модернизацию модели «43221», оснащенную лебедкой. Снаружи новый грузовик практически ничем не отличался от своих серийных «собратьев». Распознать машину можно было по металлическому кузову с высокими бортами и гребными винтами, расположенными в задней части авто. При необходимости пересечь водную преграду, впереди устанавливался съемный щит, целью которого являлось отражение волн и охлаждение двигателя через воздуховод.
Испытания на воде с защитных кожухом впереди. Архивное фото
По итогам испытаний конструкторам выдали рекомендации по устранению недостатков. В серию амфибия «первой волны» так и не пошла.
Урал-43223
К 1987-му году завод продемонстрировал новый автомобиль с удлиненной базой грузоподъемностью шесть тонн. Машина (уже не водоплавающая) оснащалась восьмицилиндровым силовым агрегатом воздушного охлаждения с индексом «744.10». Других отличий от предшествующей модели было не так много: это вохдухозаборник в виде патрубка, автономный обогреватель в кабине, плюс сиденье водителя на рессорах, которое можно было регулировать.
Урал-43223 с кабиной от КамАЗа. Архивное фото
Кузов представлял собой металлическую глухую платформу длиной 4,7 м с ровным полом. В комплекте полагалась лебедка на 8 т, трос которой выдвигался как вперед, так и назад. Машина могла тащить за собой прицеп с грузом общим весом до 11,5 т. По шоссе автомобиль разгонялся до 93 км/ч, расходуя в среднем 34 л на 100 км. техника могла выпускаться в виде версии для северных регионов, а также, как вахтовый автобус либо самосвал с индексом «55224». Особенность последнего варианта с односторонней разгрузкой заключается в подогреве кузова выхлопными газами.
Панель приборов немного отличалась от КамАЗа. Архивное фото
В 1991-м создали гоночный Урал-43223, участвовавший в 1992-м в пробеге Париж-Москва-Пекин, где авто оказалось на 46-м месте.
Однако была и сельскохозяйственная версия «55223». Здесь платформа могла наклоняться в любое из трех направлений.
Дальнейшая судьба семейства Урал-43223
Мелкосерийный выпуск двигателей на КДЗ наладили только в 1990-м. Серийное производство грузовиков стартовало в следующем году. После распада СССР завод в Казахстане пришел в упадок и смог поставить на УралАЗ всего лишь 405 агрегатов. Примерно столько же (чуть меньше) было произведено грузовиков семейства «43223».
Урал-43223 в роли вахтового автобуса (радиоуправляемая модель). Фото: YouTube.com
Последний автомобиль – седельный тягач Урал-44223 (1993-й год). Те, что остались, в своем большинстве дорабатывают ресурс в родном Миассе.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...