Забытое семейство Урал-4322 и 43223
С началом строительства Байкало-Амурской магистрали «внезапно» выяснилось, что в стране совсем мало тяжелых грузовиков, способных работать в сложных климатических условиях. Чтобы восполнить пробел, немедленно было закуплено в ФРГ примерно 10 тыс. Magirus-Deutz. Эти неприхотливые и надежные машины оснащались движками воздушного охлаждения, разработанными еще в 30-е годы. Несмотря на солидный возраст, моторы отлично себя зарекомендовали, бесперебойно работая при экстремальных температурах.
Но в СССР не собирались постоянно закупать в капиталистической стране грузовики и решили приобрести лицензию на агрегат F8L413 V8, чтобы самостоятельно делать нужные машины, а потом и моторы. Производство двигателей поручили Кустанайскому дизельному заводу (Казахстан): предприятие в то время являлось частью УралАЗа. Оставалось разработать саму машину под лицензионный мотор. Плюс, было «пожелание» от военных; автомобиль должен уметь плавать!
Особо долго не думали: взяли серийный миасский грузовик, приспособили к нему кабину от КамАЗ-5320, изменив немного компоновку под капотную схему и облицовку.
Были и другие отличия от Урал-4320: все основные узлы герметизировали (в надежде на военные заказы) и в КПП установили пневматический усилитель. Новому семейству присвоили название «Суша».
Трехосный вариант водоплавающего Урала-4322 представлял собой модернизацию модели «43221», оснащенную лебедкой. Снаружи новый грузовик практически ничем не отличался от своих серийных «собратьев». Распознать машину можно было по металлическому кузову с высокими бортами и гребными винтами, расположенными в задней части авто. При необходимости пересечь водную преграду, впереди устанавливался съемный щит, целью которого являлось отражение волн и охлаждение двигателя через воздуховод.
По итогам испытаний конструкторам выдали рекомендации по устранению недостатков. В серию амфибия «первой волны» так и не пошла.
К 1987-му году завод продемонстрировал новый автомобиль с удлиненной базой грузоподъемностью шесть тонн. Машина (уже не водоплавающая) оснащалась восьмицилиндровым силовым агрегатом воздушного охлаждения с индексом «744.10». Других отличий от предшествующей модели было не так много: это вохдухозаборник в виде патрубка, автономный обогреватель в кабине, плюс сиденье водителя на рессорах, которое можно было регулировать.
Кузов представлял собой металлическую глухую платформу длиной 4,7 м с ровным полом. В комплекте полагалась лебедка на 8 т, трос которой выдвигался как вперед, так и назад. Машина могла тащить за собой прицеп с грузом общим весом до 11,5 т. По шоссе автомобиль разгонялся до 93 км/ч, расходуя в среднем 34 л на 100 км. техника могла выпускаться в виде версии для северных регионов, а также, как вахтовый автобус либо самосвал с индексом «55224». Особенность последнего варианта с односторонней разгрузкой заключается в подогреве кузова выхлопными газами.
Однако была и сельскохозяйственная версия «55223». Здесь платформа могла наклоняться в любое из трех направлений.
Мелкосерийный выпуск двигателей на КДЗ наладили только в 1990-м. Серийное производство грузовиков стартовало в следующем году. После распада СССР завод в Казахстане пришел в упадок и смог поставить на УралАЗ всего лишь 405 агрегатов. Примерно столько же (чуть меньше) было произведено грузовиков семейства «43223».
Последний автомобиль – седельный тягач Урал-44223 (1993-й год). Те, что остались, в своем большинстве дорабатывают ресурс в родном Миассе.
Но в СССР не собирались постоянно закупать в капиталистической стране грузовики и решили приобрести лицензию на агрегат F8L413 V8, чтобы самостоятельно делать нужные машины, а потом и моторы. Производство двигателей поручили Кустанайскому дизельному заводу (Казахстан): предприятие в то время являлось частью УралАЗа. Оставалось разработать саму машину под лицензионный мотор. Плюс, было «пожелание» от военных; автомобиль должен уметь плавать!
Урал-4322
Особо долго не думали: взяли серийный миасский грузовик, приспособили к нему кабину от КамАЗ-5320, изменив немного компоновку под капотную схему и облицовку.
Решетка радиатора выделяла «4322» среди других «Уралов». Архивное фото
Были и другие отличия от Урал-4320: все основные узлы герметизировали (в надежде на военные заказы) и в КПП установили пневматический усилитель. Новому семейству присвоили название «Суша».
Особенности модели и результаты испытаний
Трехосный вариант водоплавающего Урала-4322 представлял собой модернизацию модели «43221», оснащенную лебедкой. Снаружи новый грузовик практически ничем не отличался от своих серийных «собратьев». Распознать машину можно было по металлическому кузову с высокими бортами и гребными винтами, расположенными в задней части авто. При необходимости пересечь водную преграду, впереди устанавливался съемный щит, целью которого являлось отражение волн и охлаждение двигателя через воздуховод.
Испытания на воде с защитных кожухом впереди. Архивное фото
По итогам испытаний конструкторам выдали рекомендации по устранению недостатков. В серию амфибия «первой волны» так и не пошла.
Урал-43223
К 1987-му году завод продемонстрировал новый автомобиль с удлиненной базой грузоподъемностью шесть тонн. Машина (уже не водоплавающая) оснащалась восьмицилиндровым силовым агрегатом воздушного охлаждения с индексом «744.10». Других отличий от предшествующей модели было не так много: это вохдухозаборник в виде патрубка, автономный обогреватель в кабине, плюс сиденье водителя на рессорах, которое можно было регулировать.
Урал-43223 с кабиной от КамАЗа. Архивное фото
Кузов представлял собой металлическую глухую платформу длиной 4,7 м с ровным полом. В комплекте полагалась лебедка на 8 т, трос которой выдвигался как вперед, так и назад. Машина могла тащить за собой прицеп с грузом общим весом до 11,5 т. По шоссе автомобиль разгонялся до 93 км/ч, расходуя в среднем 34 л на 100 км. техника могла выпускаться в виде версии для северных регионов, а также, как вахтовый автобус либо самосвал с индексом «55224». Особенность последнего варианта с односторонней разгрузкой заключается в подогреве кузова выхлопными газами.
Панель приборов немного отличалась от КамАЗа. Архивное фото
В 1991-м создали гоночный Урал-43223, участвовавший в 1992-м в пробеге Париж-Москва-Пекин, где авто оказалось на 46-м месте.
Однако была и сельскохозяйственная версия «55223». Здесь платформа могла наклоняться в любое из трех направлений.
Дальнейшая судьба семейства Урал-43223
Мелкосерийный выпуск двигателей на КДЗ наладили только в 1990-м. Серийное производство грузовиков стартовало в следующем году. После распада СССР завод в Казахстане пришел в упадок и смог поставить на УралАЗ всего лишь 405 агрегатов. Примерно столько же (чуть меньше) было произведено грузовиков семейства «43223».
Урал-43223 в роли вахтового автобуса (радиоуправляемая модель). Фото: YouTube.com
Последний автомобиль – седельный тягач Урал-44223 (1993-й год). Те, что остались, в своем большинстве дорабатывают ресурс в родном Миассе.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...