Автокран «Ивановец» – «возрожденный из пепла»
В конце 40-х перед страной стояла главная задача: отстроить заново все, что было разрушено во время войны. А для этого нужна техника и в первую очередь – подъемные краны. Наибольшим спросом пользовались устройства на базе автомобильных шасси.
Они были, но их количество – мизерное, а конструкция – примитивная. В основном это краны на шасси ГАЗов и ЗиСов грузоподъемностью до 3-х т и приводом от «раздатки».
Поэтому в 1948-м Совмин СССР отдает распоряжение о строительстве специального завода, который будет заниматься производством автокранов на автомобильном шасси. Местом возведения предприятия выбрали Ивановскую область.
В 1953-м сдали первый цех, а через год из ворот предприятия (Ивановский завод автокранов – ИЗАК) выехала модель К-51 с механическим приводом грузоподъемностью 5 т, базировавшаяся на ЯАЗ-200. От довоенной техники машина отличалась прямой, а не изломанной, как это было принято, стрелой, вылет которой составлял 7 м.
К-51 получился удачным и быстро завоевал популярность: его даже отправляли на экспорт, в Китай. Воодушевившись успехом, КБ в 1960-м ставит на конвейер новую модель «Ивановца» – К-61. Причем это была не одиночная конструкция, а целое семейство подъемной техники. Базовый автокран оснащался ручным управлением, К-64 имел пневматические приводы, а К-67 представлял собой дизель-электрический вариант.
Вся техника поднимала до 7,5 т груза. Успех предприятия был замечен и оценен: вскоре МО СССР размещает свои заказы: военные нуждаются в автокранах для инженерных и строительных войск.
ЯАЗ переименовывается в МАЗ: производство грузовиков переносится в Минск, а Ярославль сосредотачивается на выпуске двигателей. В 1962-м сотрудничество с военными дало свои плоды: ивановцы разработали и запустили в серию автокран 8Т210. Изначально он предназначался для отправки в ракетные войска, но позже вышел на внутренний, а затем и внешний рынки. Кран, разработанный на базе Урал-374Д, обладал некоторыми новшествами: его стрела уже задвигалась внутрь, чтобы уменьшить общие габариты. Подъем грузов осуществлялся через электрические движки: энергия поступала от генератора. Впрочем, была возможность «запитаться» от внешнего источника, для чего предусматривались кабели, входившие в комплект поставки. 8Т210 выпускался на протяжении 20-ти лет.
!968-м год стал своеобразной вехой в истории завода: на конвейер встает новая модель грузоподъемностью 10 т – КС-3562А. Автокран имел гидравлический привод, поворотные опоры. Здесь, наконец, подумали о комфорте работающего специалиста: кабина подъемного механизма оснащалась стеклоочистителем, предусмотрен вентилятор и обогреватель.
В СССР производством автокранов занималось не только предприятие в Иваново: существовало еще 6 заводов. На «верху» решили провести реорганизацию и объединить производителей. А, как сказали бы сегодня, «головной офис» организовать в Иваново на ИЗАК. В итоге появилась организация «Автокран». Как результат кооперации, «на арену» выходит новая машина – КС-3571.
Особенность техники заключается в телескопической стреле со «штатной» длиной 8 м, а в максимальном виде – 14 м. Машина поднимает груз весом до 10 т. Кран, массовый выпуск которого стартовал в 1974-м, в 1978-м удостоился госнаграды: «Знака качества СССР».
Однако не стоит думать, что, начав выпуск подъемной техники с телескопической стрелой, все остальные модели завод «забросил». Например, К-64 с механическим приводом сняли с производства в 1972-м, К-67 с электромоторами в 1976-м, а 8Т210 – в 1982-м. Рекорд по долгожительству поставил КС-3562Б (у него стрела в виде решетки), выпускавшийся до 1987-го.
Развал Союза пока еще никто даже и не предполагает, но «перестройка», «гласность» уже начали свое дело. 1985-й год стал пиком производства ИЗАК: предприятие отчиталось о выпуске 5359 единиц техники. Основную часть «тиража» занимали модели КС-2573 и КС-3576. Первая из них представляет собой автокран-«семитонник» на базе Урал-4320. Вторая имеет в основе КрАЗ-260 и поднимает 10 т.
В начале 90-х предприятие получает новое имя: АОЗТ «Автокран». Несмотря на хаос, творившийся в экономике, заводчанам удается выпустить очередную машину КС-3574 на базе того же «Урал» 6Х6 грузоподъемностью 14 т. Дальше – больше. В 1995 демонстрируется трехсекционный КС-35715 на основе МАЗ-5337, осиливавший 16 т.
Позже конструкцию устанавливали на КамАЗы и Урал-5557. Во второй половине десятилетия на конвейере – КС-45717, поднимавший 25 т и модернизированный в 1999-м.
В последующее время именно «двадцатипятитонники» стали основной продукцией завода: доля этих машин составляла не менее 80 %.
Ивановский завод продолжает расширять модельную линейку в направлении увеличения грузоподъемности. Так появляется КС-55717, способный поднимать уже 32 т. Дальнейшее повышение этой важнейшей характеристики требовало применения иного шасси: серийные КамАЗы и «Уралы» уже не годились. И вот в начале 2000-х их ворот предприятия выезжает гигант, поднимающий 50 т – автокран КС-6973 на шасси МЗКТ-6923 (еще – вариант на БАЗ-69098) с восемью колесами, четыре из которых – ведущие (8Х8 для машины Брянского завода). И, наконец, появляется «монстр» – модель, осиливающая 100 т: КС-8973 на пятиосном БАЗ-8973. Также на подобном шасси позже выпускались автокраны, поднимавшие от 32-х до 80-ти тонн.
В период рыночных реформ предприятие уверенно держалось на плаву и производство не останавливалось: в 2008-м выпущено 2488 единиц техники. В начале 2010-х на заводе осуществилась реконструкция, завезено новейшее оборудование, стали осваиваться новые технологии, позволявшие полностью распрощаться с архаичными решетчато-коробчатыми конструкциями.
Рыночные потрясения не прошли даром – к 2017-му году завод все же признали банкротом: почему так произошло, доподлинно неизвестно, однако с новым владельцем предприятию повезло. Руководство восстановило весь модельный ряд машин грузоподъемностью от 16 до 40 т: производство фактически перезапустили – в год за ворота цехов выехало всего 367 машин. Но это позволило выплатить зарплату сотрудникам, которая имела многолетнюю задержку. Также весь штат завода был сохранен, а это более тысячи человек.
Сегодня предприятие выпускает подъемную технику, в которой 90 % комплектующих делают на самом заводе. В ближайшее время планируется выйти на мировой рынок с 32-тонными машинами. Потенциальные покупатели – африканские государства и страны Юго-Восточной Азии, а также СНГ.
Уверенно поднимая производство, предприятие недавно приняло интересное решение: соединить пару символов Ивановской области – роспись в стиле «Палех» и свой бренд в виде «И» в круге. Плюс, добавлена птица Феникс, которая, как и завод, сумела возродиться из пепла.
Они были, но их количество – мизерное, а конструкция – примитивная. В основном это краны на шасси ГАЗов и ЗиСов грузоподъемностью до 3-х т и приводом от «раздатки».
Кранов К-31 на всех не хватало. Архивное фото
Поэтому в 1948-м Совмин СССР отдает распоряжение о строительстве специального завода, который будет заниматься производством автокранов на автомобильном шасси. Местом возведения предприятия выбрали Ивановскую область.
Начало
В 1953-м сдали первый цех, а через год из ворот предприятия (Ивановский завод автокранов – ИЗАК) выехала модель К-51 с механическим приводом грузоподъемностью 5 т, базировавшаяся на ЯАЗ-200. От довоенной техники машина отличалась прямой, а не изломанной, как это было принято, стрелой, вылет которой составлял 7 м.
Трудяга К-51 на строительстве «хрущоб» в 50-е. Архивное фото
Автокран К-51 разработан на Одесском заводе им. Январского восстания, почти заново отстроенным после войны. Модель, покинувшая цеха в 1949-м, называлась «Январец». Мощностей предприятия не хватало и выпуск техники позже перенесли в Иваново.
К-51 получился удачным и быстро завоевал популярность: его даже отправляли на экспорт, в Китай. Воодушевившись успехом, КБ в 1960-м ставит на конвейер новую модель «Ивановца» – К-61. Причем это была не одиночная конструкция, а целое семейство подъемной техники. Базовый автокран оснащался ручным управлением, К-64 имел пневматические приводы, а К-67 представлял собой дизель-электрический вариант.
КС-67 на базе МАЗ-500 (модель 1:43). Фото: YouTube.com
Вся техника поднимала до 7,5 т груза. Успех предприятия был замечен и оценен: вскоре МО СССР размещает свои заказы: военные нуждаются в автокранах для инженерных и строительных войск.
Расцвет в шестидесятые и семидесятые
ЯАЗ переименовывается в МАЗ: производство грузовиков переносится в Минск, а Ярославль сосредотачивается на выпуске двигателей. В 1962-м сотрудничество с военными дало свои плоды: ивановцы разработали и запустили в серию автокран 8Т210. Изначально он предназначался для отправки в ракетные войска, но позже вышел на внутренний, а затем и внешний рынки. Кран, разработанный на базе Урал-374Д, обладал некоторыми новшествами: его стрела уже задвигалась внутрь, чтобы уменьшить общие габариты. Подъем грузов осуществлялся через электрические движки: энергия поступала от генератора. Впрочем, была возможность «запитаться» от внешнего источника, для чего предусматривались кабели, входившие в комплект поставки. 8Т210 выпускался на протяжении 20-ти лет.
Кран 8Т210 был популярен и в войсках и в народном хозяйстве (модель 1:43). Фото: YouTube.com
!968-м год стал своеобразной вехой в истории завода: на конвейер встает новая модель грузоподъемностью 10 т – КС-3562А. Автокран имел гидравлический привод, поворотные опоры. Здесь, наконец, подумали о комфорте работающего специалиста: кабина подъемного механизма оснащалась стеклоочистителем, предусмотрен вентилятор и обогреватель.
В 1970-м Ивановский завод за год выпустил 2600 единиц техники.
В СССР производством автокранов занималось не только предприятие в Иваново: существовало еще 6 заводов. На «верху» решили провести реорганизацию и объединить производителей. А, как сказали бы сегодня, «головной офис» организовать в Иваново на ИЗАК. В итоге появилась организация «Автокран». Как результат кооперации, «на арену» выходит новая машина – КС-3571.
Особенность техники заключается в телескопической стреле со «штатной» длиной 8 м, а в максимальном виде – 14 м. Машина поднимает груз весом до 10 т. Кран, массовый выпуск которого стартовал в 1974-м, в 1978-м удостоился госнаграды: «Знака качества СССР».
Стрела в 14 м позволяла расширить область применения автокрана. Фото: YouTube.com
Однако не стоит думать, что, начав выпуск подъемной техники с телескопической стрелой, все остальные модели завод «забросил». Например, К-64 с механическим приводом сняли с производства в 1972-м, К-67 с электромоторами в 1976-м, а 8Т210 – в 1982-м. Рекорд по долгожительству поставил КС-3562Б (у него стрела в виде решетки), выпускавшийся до 1987-го.
Восьмидесятые и девяностые
Развал Союза пока еще никто даже и не предполагает, но «перестройка», «гласность» уже начали свое дело. 1985-й год стал пиком производства ИЗАК: предприятие отчиталось о выпуске 5359 единиц техники. Основную часть «тиража» занимали модели КС-2573 и КС-3576. Первая из них представляет собой автокран-«семитонник» на базе Урал-4320. Вторая имеет в основе КрАЗ-260 и поднимает 10 т.
КС-2573 чаще можно было встретить в армии, нежели на «гражданке». Фото: YouTube.com
В начале 90-х предприятие получает новое имя: АОЗТ «Автокран». Несмотря на хаос, творившийся в экономике, заводчанам удается выпустить очередную машину КС-3574 на базе того же «Урал» 6Х6 грузоподъемностью 14 т. Дальше – больше. В 1995 демонстрируется трехсекционный КС-35715 на основе МАЗ-5337, осиливавший 16 т.
«Ивановец» на базе КамАЗ. Фото: YouTube.com
Позже конструкцию устанавливали на КамАЗы и Урал-5557. Во второй половине десятилетия на конвейере – КС-45717, поднимавший 25 т и модернизированный в 1999-м.
КС-45717 – один из вариантов 25-тонного автокрана. Фото: YouTube.com
В последующее время именно «двадцатипятитонники» стали основной продукцией завода: доля этих машин составляла не менее 80 %.
На рубеже веков
Ивановский завод продолжает расширять модельную линейку в направлении увеличения грузоподъемности. Так появляется КС-55717, способный поднимать уже 32 т. Дальнейшее повышение этой важнейшей характеристики требовало применения иного шасси: серийные КамАЗы и «Уралы» уже не годились. И вот в начале 2000-х их ворот предприятия выезжает гигант, поднимающий 50 т – автокран КС-6973 на шасси МЗКТ-6923 (еще – вариант на БАЗ-69098) с восемью колесами, четыре из которых – ведущие (8Х8 для машины Брянского завода). И, наконец, появляется «монстр» – модель, осиливающая 100 т: КС-8973 на пятиосном БАЗ-8973. Также на подобном шасси позже выпускались автокраны, поднимавшие от 32-х до 80-ти тонн.
Ивановский автокран-«стотонник». Фото: YouTube.com
В период рыночных реформ предприятие уверенно держалось на плаву и производство не останавливалось: в 2008-м выпущено 2488 единиц техники. В начале 2010-х на заводе осуществилась реконструкция, завезено новейшее оборудование, стали осваиваться новые технологии, позволявшие полностью распрощаться с архаичными решетчато-коробчатыми конструкциями.
Новейшая история
Рыночные потрясения не прошли даром – к 2017-му году завод все же признали банкротом: почему так произошло, доподлинно неизвестно, однако с новым владельцем предприятию повезло. Руководство восстановило весь модельный ряд машин грузоподъемностью от 16 до 40 т: производство фактически перезапустили – в год за ворота цехов выехало всего 367 машин. Но это позволило выплатить зарплату сотрудникам, которая имела многолетнюю задержку. Также весь штат завода был сохранен, а это более тысячи человек.
Завод занимает огромную территорию. Фото: YouTube.com
Сегодня предприятие выпускает подъемную технику, в которой 90 % комплектующих делают на самом заводе. В ближайшее время планируется выйти на мировой рынок с 32-тонными машинами. Потенциальные покупатели – африканские государства и страны Юго-Восточной Азии, а также СНГ.
Одна из флагманских моделей – автокран-«пятидесятитонник» с вылетом стрелы 35 м. Фото: YouTube.com
Уверенно поднимая производство, предприятие недавно приняло интересное решение: соединить пару символов Ивановской области – роспись в стиле «Палех» и свой бренд в виде «И» в круге. Плюс, добавлена птица Феникс, которая, как и завод, сумела возродиться из пепла.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...