Автокран «Ивановец» – «возрожденный из пепла»
В конце 40-х перед страной стояла главная задача: отстроить заново все, что было разрушено во время войны. А для этого нужна техника и в первую очередь – подъемные краны. Наибольшим спросом пользовались устройства на базе автомобильных шасси.
Они были, но их количество – мизерное, а конструкция – примитивная. В основном это краны на шасси ГАЗов и ЗиСов грузоподъемностью до 3-х т и приводом от «раздатки».
Поэтому в 1948-м Совмин СССР отдает распоряжение о строительстве специального завода, который будет заниматься производством автокранов на автомобильном шасси. Местом возведения предприятия выбрали Ивановскую область.
В 1953-м сдали первый цех, а через год из ворот предприятия (Ивановский завод автокранов – ИЗАК) выехала модель К-51 с механическим приводом грузоподъемностью 5 т, базировавшаяся на ЯАЗ-200. От довоенной техники машина отличалась прямой, а не изломанной, как это было принято, стрелой, вылет которой составлял 7 м.
К-51 получился удачным и быстро завоевал популярность: его даже отправляли на экспорт, в Китай. Воодушевившись успехом, КБ в 1960-м ставит на конвейер новую модель «Ивановца» – К-61. Причем это была не одиночная конструкция, а целое семейство подъемной техники. Базовый автокран оснащался ручным управлением, К-64 имел пневматические приводы, а К-67 представлял собой дизель-электрический вариант.
Вся техника поднимала до 7,5 т груза. Успех предприятия был замечен и оценен: вскоре МО СССР размещает свои заказы: военные нуждаются в автокранах для инженерных и строительных войск.
ЯАЗ переименовывается в МАЗ: производство грузовиков переносится в Минск, а Ярославль сосредотачивается на выпуске двигателей. В 1962-м сотрудничество с военными дало свои плоды: ивановцы разработали и запустили в серию автокран 8Т210. Изначально он предназначался для отправки в ракетные войска, но позже вышел на внутренний, а затем и внешний рынки. Кран, разработанный на базе Урал-374Д, обладал некоторыми новшествами: его стрела уже задвигалась внутрь, чтобы уменьшить общие габариты. Подъем грузов осуществлялся через электрические движки: энергия поступала от генератора. Впрочем, была возможность «запитаться» от внешнего источника, для чего предусматривались кабели, входившие в комплект поставки. 8Т210 выпускался на протяжении 20-ти лет.
!968-м год стал своеобразной вехой в истории завода: на конвейер встает новая модель грузоподъемностью 10 т – КС-3562А. Автокран имел гидравлический привод, поворотные опоры. Здесь, наконец, подумали о комфорте работающего специалиста: кабина подъемного механизма оснащалась стеклоочистителем, предусмотрен вентилятор и обогреватель.
В СССР производством автокранов занималось не только предприятие в Иваново: существовало еще 6 заводов. На «верху» решили провести реорганизацию и объединить производителей. А, как сказали бы сегодня, «головной офис» организовать в Иваново на ИЗАК. В итоге появилась организация «Автокран». Как результат кооперации, «на арену» выходит новая машина – КС-3571.
Особенность техники заключается в телескопической стреле со «штатной» длиной 8 м, а в максимальном виде – 14 м. Машина поднимает груз весом до 10 т. Кран, массовый выпуск которого стартовал в 1974-м, в 1978-м удостоился госнаграды: «Знака качества СССР».
Однако не стоит думать, что, начав выпуск подъемной техники с телескопической стрелой, все остальные модели завод «забросил». Например, К-64 с механическим приводом сняли с производства в 1972-м, К-67 с электромоторами в 1976-м, а 8Т210 – в 1982-м. Рекорд по долгожительству поставил КС-3562Б (у него стрела в виде решетки), выпускавшийся до 1987-го.
Развал Союза пока еще никто даже и не предполагает, но «перестройка», «гласность» уже начали свое дело. 1985-й год стал пиком производства ИЗАК: предприятие отчиталось о выпуске 5359 единиц техники. Основную часть «тиража» занимали модели КС-2573 и КС-3576. Первая из них представляет собой автокран-«семитонник» на базе Урал-4320. Вторая имеет в основе КрАЗ-260 и поднимает 10 т.
В начале 90-х предприятие получает новое имя: АОЗТ «Автокран». Несмотря на хаос, творившийся в экономике, заводчанам удается выпустить очередную машину КС-3574 на базе того же «Урал» 6Х6 грузоподъемностью 14 т. Дальше – больше. В 1995 демонстрируется трехсекционный КС-35715 на основе МАЗ-5337, осиливавший 16 т.
Позже конструкцию устанавливали на КамАЗы и Урал-5557. Во второй половине десятилетия на конвейере – КС-45717, поднимавший 25 т и модернизированный в 1999-м.
В последующее время именно «двадцатипятитонники» стали основной продукцией завода: доля этих машин составляла не менее 80 %.
Ивановский завод продолжает расширять модельную линейку в направлении увеличения грузоподъемности. Так появляется КС-55717, способный поднимать уже 32 т. Дальнейшее повышение этой важнейшей характеристики требовало применения иного шасси: серийные КамАЗы и «Уралы» уже не годились. И вот в начале 2000-х их ворот предприятия выезжает гигант, поднимающий 50 т – автокран КС-6973 на шасси МЗКТ-6923 (еще – вариант на БАЗ-69098) с восемью колесами, четыре из которых – ведущие (8Х8 для машины Брянского завода). И, наконец, появляется «монстр» – модель, осиливающая 100 т: КС-8973 на пятиосном БАЗ-8973. Также на подобном шасси позже выпускались автокраны, поднимавшие от 32-х до 80-ти тонн.
В период рыночных реформ предприятие уверенно держалось на плаву и производство не останавливалось: в 2008-м выпущено 2488 единиц техники. В начале 2010-х на заводе осуществилась реконструкция, завезено новейшее оборудование, стали осваиваться новые технологии, позволявшие полностью распрощаться с архаичными решетчато-коробчатыми конструкциями.
Рыночные потрясения не прошли даром – к 2017-му году завод все же признали банкротом: почему так произошло, доподлинно неизвестно, однако с новым владельцем предприятию повезло. Руководство восстановило весь модельный ряд машин грузоподъемностью от 16 до 40 т: производство фактически перезапустили – в год за ворота цехов выехало всего 367 машин. Но это позволило выплатить зарплату сотрудникам, которая имела многолетнюю задержку. Также весь штат завода был сохранен, а это более тысячи человек.
Сегодня предприятие выпускает подъемную технику, в которой 90 % комплектующих делают на самом заводе. В ближайшее время планируется выйти на мировой рынок с 32-тонными машинами. Потенциальные покупатели – африканские государства и страны Юго-Восточной Азии, а также СНГ.
Уверенно поднимая производство, предприятие недавно приняло интересное решение: соединить пару символов Ивановской области – роспись в стиле «Палех» и свой бренд в виде «И» в круге. Плюс, добавлена птица Феникс, которая, как и завод, сумела возродиться из пепла.
Они были, но их количество – мизерное, а конструкция – примитивная. В основном это краны на шасси ГАЗов и ЗиСов грузоподъемностью до 3-х т и приводом от «раздатки».
Кранов К-31 на всех не хватало. Архивное фото
Поэтому в 1948-м Совмин СССР отдает распоряжение о строительстве специального завода, который будет заниматься производством автокранов на автомобильном шасси. Местом возведения предприятия выбрали Ивановскую область.
Начало
В 1953-м сдали первый цех, а через год из ворот предприятия (Ивановский завод автокранов – ИЗАК) выехала модель К-51 с механическим приводом грузоподъемностью 5 т, базировавшаяся на ЯАЗ-200. От довоенной техники машина отличалась прямой, а не изломанной, как это было принято, стрелой, вылет которой составлял 7 м.
Трудяга К-51 на строительстве «хрущоб» в 50-е. Архивное фото
Автокран К-51 разработан на Одесском заводе им. Январского восстания, почти заново отстроенным после войны. Модель, покинувшая цеха в 1949-м, называлась «Январец». Мощностей предприятия не хватало и выпуск техники позже перенесли в Иваново.
К-51 получился удачным и быстро завоевал популярность: его даже отправляли на экспорт, в Китай. Воодушевившись успехом, КБ в 1960-м ставит на конвейер новую модель «Ивановца» – К-61. Причем это была не одиночная конструкция, а целое семейство подъемной техники. Базовый автокран оснащался ручным управлением, К-64 имел пневматические приводы, а К-67 представлял собой дизель-электрический вариант.
КС-67 на базе МАЗ-500 (модель 1:43). Фото: YouTube.com
Вся техника поднимала до 7,5 т груза. Успех предприятия был замечен и оценен: вскоре МО СССР размещает свои заказы: военные нуждаются в автокранах для инженерных и строительных войск.
Расцвет в шестидесятые и семидесятые
ЯАЗ переименовывается в МАЗ: производство грузовиков переносится в Минск, а Ярославль сосредотачивается на выпуске двигателей. В 1962-м сотрудничество с военными дало свои плоды: ивановцы разработали и запустили в серию автокран 8Т210. Изначально он предназначался для отправки в ракетные войска, но позже вышел на внутренний, а затем и внешний рынки. Кран, разработанный на базе Урал-374Д, обладал некоторыми новшествами: его стрела уже задвигалась внутрь, чтобы уменьшить общие габариты. Подъем грузов осуществлялся через электрические движки: энергия поступала от генератора. Впрочем, была возможность «запитаться» от внешнего источника, для чего предусматривались кабели, входившие в комплект поставки. 8Т210 выпускался на протяжении 20-ти лет.
Кран 8Т210 был популярен и в войсках и в народном хозяйстве (модель 1:43). Фото: YouTube.com
!968-м год стал своеобразной вехой в истории завода: на конвейер встает новая модель грузоподъемностью 10 т – КС-3562А. Автокран имел гидравлический привод, поворотные опоры. Здесь, наконец, подумали о комфорте работающего специалиста: кабина подъемного механизма оснащалась стеклоочистителем, предусмотрен вентилятор и обогреватель.
В 1970-м Ивановский завод за год выпустил 2600 единиц техники.
В СССР производством автокранов занималось не только предприятие в Иваново: существовало еще 6 заводов. На «верху» решили провести реорганизацию и объединить производителей. А, как сказали бы сегодня, «головной офис» организовать в Иваново на ИЗАК. В итоге появилась организация «Автокран». Как результат кооперации, «на арену» выходит новая машина – КС-3571.
Особенность техники заключается в телескопической стреле со «штатной» длиной 8 м, а в максимальном виде – 14 м. Машина поднимает груз весом до 10 т. Кран, массовый выпуск которого стартовал в 1974-м, в 1978-м удостоился госнаграды: «Знака качества СССР».
Стрела в 14 м позволяла расширить область применения автокрана. Фото: YouTube.com
Однако не стоит думать, что, начав выпуск подъемной техники с телескопической стрелой, все остальные модели завод «забросил». Например, К-64 с механическим приводом сняли с производства в 1972-м, К-67 с электромоторами в 1976-м, а 8Т210 – в 1982-м. Рекорд по долгожительству поставил КС-3562Б (у него стрела в виде решетки), выпускавшийся до 1987-го.
Восьмидесятые и девяностые
Развал Союза пока еще никто даже и не предполагает, но «перестройка», «гласность» уже начали свое дело. 1985-й год стал пиком производства ИЗАК: предприятие отчиталось о выпуске 5359 единиц техники. Основную часть «тиража» занимали модели КС-2573 и КС-3576. Первая из них представляет собой автокран-«семитонник» на базе Урал-4320. Вторая имеет в основе КрАЗ-260 и поднимает 10 т.
КС-2573 чаще можно было встретить в армии, нежели на «гражданке». Фото: YouTube.com
В начале 90-х предприятие получает новое имя: АОЗТ «Автокран». Несмотря на хаос, творившийся в экономике, заводчанам удается выпустить очередную машину КС-3574 на базе того же «Урал» 6Х6 грузоподъемностью 14 т. Дальше – больше. В 1995 демонстрируется трехсекционный КС-35715 на основе МАЗ-5337, осиливавший 16 т.
«Ивановец» на базе КамАЗ. Фото: YouTube.com
Позже конструкцию устанавливали на КамАЗы и Урал-5557. Во второй половине десятилетия на конвейере – КС-45717, поднимавший 25 т и модернизированный в 1999-м.
КС-45717 – один из вариантов 25-тонного автокрана. Фото: YouTube.com
В последующее время именно «двадцатипятитонники» стали основной продукцией завода: доля этих машин составляла не менее 80 %.
На рубеже веков
Ивановский завод продолжает расширять модельную линейку в направлении увеличения грузоподъемности. Так появляется КС-55717, способный поднимать уже 32 т. Дальнейшее повышение этой важнейшей характеристики требовало применения иного шасси: серийные КамАЗы и «Уралы» уже не годились. И вот в начале 2000-х их ворот предприятия выезжает гигант, поднимающий 50 т – автокран КС-6973 на шасси МЗКТ-6923 (еще – вариант на БАЗ-69098) с восемью колесами, четыре из которых – ведущие (8Х8 для машины Брянского завода). И, наконец, появляется «монстр» – модель, осиливающая 100 т: КС-8973 на пятиосном БАЗ-8973. Также на подобном шасси позже выпускались автокраны, поднимавшие от 32-х до 80-ти тонн.
Ивановский автокран-«стотонник». Фото: YouTube.com
В период рыночных реформ предприятие уверенно держалось на плаву и производство не останавливалось: в 2008-м выпущено 2488 единиц техники. В начале 2010-х на заводе осуществилась реконструкция, завезено новейшее оборудование, стали осваиваться новые технологии, позволявшие полностью распрощаться с архаичными решетчато-коробчатыми конструкциями.
Новейшая история
Рыночные потрясения не прошли даром – к 2017-му году завод все же признали банкротом: почему так произошло, доподлинно неизвестно, однако с новым владельцем предприятию повезло. Руководство восстановило весь модельный ряд машин грузоподъемностью от 16 до 40 т: производство фактически перезапустили – в год за ворота цехов выехало всего 367 машин. Но это позволило выплатить зарплату сотрудникам, которая имела многолетнюю задержку. Также весь штат завода был сохранен, а это более тысячи человек.
Завод занимает огромную территорию. Фото: YouTube.com
Сегодня предприятие выпускает подъемную технику, в которой 90 % комплектующих делают на самом заводе. В ближайшее время планируется выйти на мировой рынок с 32-тонными машинами. Потенциальные покупатели – африканские государства и страны Юго-Восточной Азии, а также СНГ.
Одна из флагманских моделей – автокран-«пятидесятитонник» с вылетом стрелы 35 м. Фото: YouTube.com
Уверенно поднимая производство, предприятие недавно приняло интересное решение: соединить пару символов Ивановской области – роспись в стиле «Палех» и свой бренд в виде «И» в круге. Плюс, добавлена птица Феникс, которая, как и завод, сумела возродиться из пепла.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...