Автокран «Ивановец» – «возрожденный из пепла»
В конце 40-х перед страной стояла главная задача: отстроить заново все, что было разрушено во время войны. А для этого нужна техника и в первую очередь – подъемные краны. Наибольшим спросом пользовались устройства на базе автомобильных шасси.
Они были, но их количество – мизерное, а конструкция – примитивная. В основном это краны на шасси ГАЗов и ЗиСов грузоподъемностью до 3-х т и приводом от «раздатки».
Поэтому в 1948-м Совмин СССР отдает распоряжение о строительстве специального завода, который будет заниматься производством автокранов на автомобильном шасси. Местом возведения предприятия выбрали Ивановскую область.
В 1953-м сдали первый цех, а через год из ворот предприятия (Ивановский завод автокранов – ИЗАК) выехала модель К-51 с механическим приводом грузоподъемностью 5 т, базировавшаяся на ЯАЗ-200. От довоенной техники машина отличалась прямой, а не изломанной, как это было принято, стрелой, вылет которой составлял 7 м.
К-51 получился удачным и быстро завоевал популярность: его даже отправляли на экспорт, в Китай. Воодушевившись успехом, КБ в 1960-м ставит на конвейер новую модель «Ивановца» – К-61. Причем это была не одиночная конструкция, а целое семейство подъемной техники. Базовый автокран оснащался ручным управлением, К-64 имел пневматические приводы, а К-67 представлял собой дизель-электрический вариант.
Вся техника поднимала до 7,5 т груза. Успех предприятия был замечен и оценен: вскоре МО СССР размещает свои заказы: военные нуждаются в автокранах для инженерных и строительных войск.
ЯАЗ переименовывается в МАЗ: производство грузовиков переносится в Минск, а Ярославль сосредотачивается на выпуске двигателей. В 1962-м сотрудничество с военными дало свои плоды: ивановцы разработали и запустили в серию автокран 8Т210. Изначально он предназначался для отправки в ракетные войска, но позже вышел на внутренний, а затем и внешний рынки. Кран, разработанный на базе Урал-374Д, обладал некоторыми новшествами: его стрела уже задвигалась внутрь, чтобы уменьшить общие габариты. Подъем грузов осуществлялся через электрические движки: энергия поступала от генератора. Впрочем, была возможность «запитаться» от внешнего источника, для чего предусматривались кабели, входившие в комплект поставки. 8Т210 выпускался на протяжении 20-ти лет.
!968-м год стал своеобразной вехой в истории завода: на конвейер встает новая модель грузоподъемностью 10 т – КС-3562А. Автокран имел гидравлический привод, поворотные опоры. Здесь, наконец, подумали о комфорте работающего специалиста: кабина подъемного механизма оснащалась стеклоочистителем, предусмотрен вентилятор и обогреватель.
В СССР производством автокранов занималось не только предприятие в Иваново: существовало еще 6 заводов. На «верху» решили провести реорганизацию и объединить производителей. А, как сказали бы сегодня, «головной офис» организовать в Иваново на ИЗАК. В итоге появилась организация «Автокран». Как результат кооперации, «на арену» выходит новая машина – КС-3571.
Особенность техники заключается в телескопической стреле со «штатной» длиной 8 м, а в максимальном виде – 14 м. Машина поднимает груз весом до 10 т. Кран, массовый выпуск которого стартовал в 1974-м, в 1978-м удостоился госнаграды: «Знака качества СССР».
Однако не стоит думать, что, начав выпуск подъемной техники с телескопической стрелой, все остальные модели завод «забросил». Например, К-64 с механическим приводом сняли с производства в 1972-м, К-67 с электромоторами в 1976-м, а 8Т210 – в 1982-м. Рекорд по долгожительству поставил КС-3562Б (у него стрела в виде решетки), выпускавшийся до 1987-го.
Развал Союза пока еще никто даже и не предполагает, но «перестройка», «гласность» уже начали свое дело. 1985-й год стал пиком производства ИЗАК: предприятие отчиталось о выпуске 5359 единиц техники. Основную часть «тиража» занимали модели КС-2573 и КС-3576. Первая из них представляет собой автокран-«семитонник» на базе Урал-4320. Вторая имеет в основе КрАЗ-260 и поднимает 10 т.
В начале 90-х предприятие получает новое имя: АОЗТ «Автокран». Несмотря на хаос, творившийся в экономике, заводчанам удается выпустить очередную машину КС-3574 на базе того же «Урал» 6Х6 грузоподъемностью 14 т. Дальше – больше. В 1995 демонстрируется трехсекционный КС-35715 на основе МАЗ-5337, осиливавший 16 т.
Позже конструкцию устанавливали на КамАЗы и Урал-5557. Во второй половине десятилетия на конвейере – КС-45717, поднимавший 25 т и модернизированный в 1999-м.
В последующее время именно «двадцатипятитонники» стали основной продукцией завода: доля этих машин составляла не менее 80 %.
Ивановский завод продолжает расширять модельную линейку в направлении увеличения грузоподъемности. Так появляется КС-55717, способный поднимать уже 32 т. Дальнейшее повышение этой важнейшей характеристики требовало применения иного шасси: серийные КамАЗы и «Уралы» уже не годились. И вот в начале 2000-х их ворот предприятия выезжает гигант, поднимающий 50 т – автокран КС-6973 на шасси МЗКТ-6923 (еще – вариант на БАЗ-69098) с восемью колесами, четыре из которых – ведущие (8Х8 для машины Брянского завода). И, наконец, появляется «монстр» – модель, осиливающая 100 т: КС-8973 на пятиосном БАЗ-8973. Также на подобном шасси позже выпускались автокраны, поднимавшие от 32-х до 80-ти тонн.
В период рыночных реформ предприятие уверенно держалось на плаву и производство не останавливалось: в 2008-м выпущено 2488 единиц техники. В начале 2010-х на заводе осуществилась реконструкция, завезено новейшее оборудование, стали осваиваться новые технологии, позволявшие полностью распрощаться с архаичными решетчато-коробчатыми конструкциями.
Рыночные потрясения не прошли даром – к 2017-му году завод все же признали банкротом: почему так произошло, доподлинно неизвестно, однако с новым владельцем предприятию повезло. Руководство восстановило весь модельный ряд машин грузоподъемностью от 16 до 40 т: производство фактически перезапустили – в год за ворота цехов выехало всего 367 машин. Но это позволило выплатить зарплату сотрудникам, которая имела многолетнюю задержку. Также весь штат завода был сохранен, а это более тысячи человек.
Сегодня предприятие выпускает подъемную технику, в которой 90 % комплектующих делают на самом заводе. В ближайшее время планируется выйти на мировой рынок с 32-тонными машинами. Потенциальные покупатели – африканские государства и страны Юго-Восточной Азии, а также СНГ.
Уверенно поднимая производство, предприятие недавно приняло интересное решение: соединить пару символов Ивановской области – роспись в стиле «Палех» и свой бренд в виде «И» в круге. Плюс, добавлена птица Феникс, которая, как и завод, сумела возродиться из пепла.
Они были, но их количество – мизерное, а конструкция – примитивная. В основном это краны на шасси ГАЗов и ЗиСов грузоподъемностью до 3-х т и приводом от «раздатки».
Кранов К-31 на всех не хватало. Архивное фото
Поэтому в 1948-м Совмин СССР отдает распоряжение о строительстве специального завода, который будет заниматься производством автокранов на автомобильном шасси. Местом возведения предприятия выбрали Ивановскую область.
Начало
В 1953-м сдали первый цех, а через год из ворот предприятия (Ивановский завод автокранов – ИЗАК) выехала модель К-51 с механическим приводом грузоподъемностью 5 т, базировавшаяся на ЯАЗ-200. От довоенной техники машина отличалась прямой, а не изломанной, как это было принято, стрелой, вылет которой составлял 7 м.
Трудяга К-51 на строительстве «хрущоб» в 50-е. Архивное фото
Автокран К-51 разработан на Одесском заводе им. Январского восстания, почти заново отстроенным после войны. Модель, покинувшая цеха в 1949-м, называлась «Январец». Мощностей предприятия не хватало и выпуск техники позже перенесли в Иваново.
К-51 получился удачным и быстро завоевал популярность: его даже отправляли на экспорт, в Китай. Воодушевившись успехом, КБ в 1960-м ставит на конвейер новую модель «Ивановца» – К-61. Причем это была не одиночная конструкция, а целое семейство подъемной техники. Базовый автокран оснащался ручным управлением, К-64 имел пневматические приводы, а К-67 представлял собой дизель-электрический вариант.
КС-67 на базе МАЗ-500 (модель 1:43). Фото: YouTube.com
Вся техника поднимала до 7,5 т груза. Успех предприятия был замечен и оценен: вскоре МО СССР размещает свои заказы: военные нуждаются в автокранах для инженерных и строительных войск.
Расцвет в шестидесятые и семидесятые
ЯАЗ переименовывается в МАЗ: производство грузовиков переносится в Минск, а Ярославль сосредотачивается на выпуске двигателей. В 1962-м сотрудничество с военными дало свои плоды: ивановцы разработали и запустили в серию автокран 8Т210. Изначально он предназначался для отправки в ракетные войска, но позже вышел на внутренний, а затем и внешний рынки. Кран, разработанный на базе Урал-374Д, обладал некоторыми новшествами: его стрела уже задвигалась внутрь, чтобы уменьшить общие габариты. Подъем грузов осуществлялся через электрические движки: энергия поступала от генератора. Впрочем, была возможность «запитаться» от внешнего источника, для чего предусматривались кабели, входившие в комплект поставки. 8Т210 выпускался на протяжении 20-ти лет.
Кран 8Т210 был популярен и в войсках и в народном хозяйстве (модель 1:43). Фото: YouTube.com
!968-м год стал своеобразной вехой в истории завода: на конвейер встает новая модель грузоподъемностью 10 т – КС-3562А. Автокран имел гидравлический привод, поворотные опоры. Здесь, наконец, подумали о комфорте работающего специалиста: кабина подъемного механизма оснащалась стеклоочистителем, предусмотрен вентилятор и обогреватель.
В 1970-м Ивановский завод за год выпустил 2600 единиц техники.
В СССР производством автокранов занималось не только предприятие в Иваново: существовало еще 6 заводов. На «верху» решили провести реорганизацию и объединить производителей. А, как сказали бы сегодня, «головной офис» организовать в Иваново на ИЗАК. В итоге появилась организация «Автокран». Как результат кооперации, «на арену» выходит новая машина – КС-3571.
Особенность техники заключается в телескопической стреле со «штатной» длиной 8 м, а в максимальном виде – 14 м. Машина поднимает груз весом до 10 т. Кран, массовый выпуск которого стартовал в 1974-м, в 1978-м удостоился госнаграды: «Знака качества СССР».
Стрела в 14 м позволяла расширить область применения автокрана. Фото: YouTube.com
Однако не стоит думать, что, начав выпуск подъемной техники с телескопической стрелой, все остальные модели завод «забросил». Например, К-64 с механическим приводом сняли с производства в 1972-м, К-67 с электромоторами в 1976-м, а 8Т210 – в 1982-м. Рекорд по долгожительству поставил КС-3562Б (у него стрела в виде решетки), выпускавшийся до 1987-го.
Восьмидесятые и девяностые
Развал Союза пока еще никто даже и не предполагает, но «перестройка», «гласность» уже начали свое дело. 1985-й год стал пиком производства ИЗАК: предприятие отчиталось о выпуске 5359 единиц техники. Основную часть «тиража» занимали модели КС-2573 и КС-3576. Первая из них представляет собой автокран-«семитонник» на базе Урал-4320. Вторая имеет в основе КрАЗ-260 и поднимает 10 т.
КС-2573 чаще можно было встретить в армии, нежели на «гражданке». Фото: YouTube.com
В начале 90-х предприятие получает новое имя: АОЗТ «Автокран». Несмотря на хаос, творившийся в экономике, заводчанам удается выпустить очередную машину КС-3574 на базе того же «Урал» 6Х6 грузоподъемностью 14 т. Дальше – больше. В 1995 демонстрируется трехсекционный КС-35715 на основе МАЗ-5337, осиливавший 16 т.
«Ивановец» на базе КамАЗ. Фото: YouTube.com
Позже конструкцию устанавливали на КамАЗы и Урал-5557. Во второй половине десятилетия на конвейере – КС-45717, поднимавший 25 т и модернизированный в 1999-м.
КС-45717 – один из вариантов 25-тонного автокрана. Фото: YouTube.com
В последующее время именно «двадцатипятитонники» стали основной продукцией завода: доля этих машин составляла не менее 80 %.
На рубеже веков
Ивановский завод продолжает расширять модельную линейку в направлении увеличения грузоподъемности. Так появляется КС-55717, способный поднимать уже 32 т. Дальнейшее повышение этой важнейшей характеристики требовало применения иного шасси: серийные КамАЗы и «Уралы» уже не годились. И вот в начале 2000-х их ворот предприятия выезжает гигант, поднимающий 50 т – автокран КС-6973 на шасси МЗКТ-6923 (еще – вариант на БАЗ-69098) с восемью колесами, четыре из которых – ведущие (8Х8 для машины Брянского завода). И, наконец, появляется «монстр» – модель, осиливающая 100 т: КС-8973 на пятиосном БАЗ-8973. Также на подобном шасси позже выпускались автокраны, поднимавшие от 32-х до 80-ти тонн.
Ивановский автокран-«стотонник». Фото: YouTube.com
В период рыночных реформ предприятие уверенно держалось на плаву и производство не останавливалось: в 2008-м выпущено 2488 единиц техники. В начале 2010-х на заводе осуществилась реконструкция, завезено новейшее оборудование, стали осваиваться новые технологии, позволявшие полностью распрощаться с архаичными решетчато-коробчатыми конструкциями.
Новейшая история
Рыночные потрясения не прошли даром – к 2017-му году завод все же признали банкротом: почему так произошло, доподлинно неизвестно, однако с новым владельцем предприятию повезло. Руководство восстановило весь модельный ряд машин грузоподъемностью от 16 до 40 т: производство фактически перезапустили – в год за ворота цехов выехало всего 367 машин. Но это позволило выплатить зарплату сотрудникам, которая имела многолетнюю задержку. Также весь штат завода был сохранен, а это более тысячи человек.
Завод занимает огромную территорию. Фото: YouTube.com
Сегодня предприятие выпускает подъемную технику, в которой 90 % комплектующих делают на самом заводе. В ближайшее время планируется выйти на мировой рынок с 32-тонными машинами. Потенциальные покупатели – африканские государства и страны Юго-Восточной Азии, а также СНГ.
Одна из флагманских моделей – автокран-«пятидесятитонник» с вылетом стрелы 35 м. Фото: YouTube.com
Уверенно поднимая производство, предприятие недавно приняло интересное решение: соединить пару символов Ивановской области – роспись в стиле «Палех» и свой бренд в виде «И» в круге. Плюс, добавлена птица Феникс, которая, как и завод, сумела возродиться из пепла.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...