Автокран «Ивановец» – «возрожденный из пепла»
14 931

Автокран «Ивановец» – «возрожденный из пепла»

В конце 40-х перед страной стояла главная задача: отстроить заново все, что было разрушено во время войны. А для этого нужна техника и в первую очередь – подъемные краны. Наибольшим спросом пользовались устройства на базе автомобильных шасси.


Они были, но их количество – мизерное, а конструкция – примитивная. В основном это краны на шасси ГАЗов и ЗиСов грузоподъемностью до 3-х т и приводом от «раздатки».

Автокран «Ивановец» – «возрожденный из пепла»Кранов К-31 на всех не хватало. Архивное фото

Поэтому в 1948-м Совмин СССР отдает распоряжение о строительстве специального завода, который будет заниматься производством автокранов на автомобильном шасси. Местом возведения предприятия выбрали Ивановскую область.

Начало


В 1953-м сдали первый цех, а через год из ворот предприятия (Ивановский завод автокранов – ИЗАК) выехала модель К-51 с механическим приводом грузоподъемностью 5 т, базировавшаяся на ЯАЗ-200. От довоенной техники машина отличалась прямой, а не изломанной, как это было принято, стрелой, вылет которой составлял 7 м.

Трудяга К-51 на строительстве «хрущоб» в 50-е. Архивное фото

Автокран К-51 разработан на Одесском заводе им. Январского восстания, почти заново отстроенным после войны. Модель, покинувшая цеха в 1949-м, называлась «Январец». Мощностей предприятия не хватало и выпуск техники позже перенесли в Иваново.

К-51 получился удачным и быстро завоевал популярность: его даже отправляли на экспорт, в Китай. Воодушевившись успехом, КБ в 1960-м ставит на конвейер новую модель «Ивановца» – К-61. Причем это была не одиночная конструкция, а целое семейство подъемной техники. Базовый автокран оснащался ручным управлением, К-64 имел пневматические приводы, а К-67 представлял собой дизель-электрический вариант.

КС-67 на базе МАЗ-500 (модель 1:43). Фото: YouTube.com

Вся техника поднимала до 7,5 т груза. Успех предприятия был замечен и оценен: вскоре МО СССР размещает свои заказы: военные нуждаются в автокранах для инженерных и строительных войск.

Расцвет в шестидесятые и семидесятые


ЯАЗ переименовывается в МАЗ: производство грузовиков переносится в Минск, а Ярославль сосредотачивается на выпуске двигателей. В 1962-м сотрудничество с военными дало свои плоды: ивановцы разработали и запустили в серию автокран 8Т210. Изначально он предназначался для отправки в ракетные войска, но позже вышел на внутренний, а затем и внешний рынки. Кран, разработанный на базе Урал-374Д, обладал некоторыми новшествами: его стрела уже задвигалась внутрь, чтобы уменьшить общие габариты. Подъем грузов осуществлялся через электрические движки: энергия поступала от генератора. Впрочем, была возможность «запитаться» от внешнего источника, для чего предусматривались кабели, входившие в комплект поставки. 8Т210 выпускался на протяжении 20-ти лет.

Кран 8Т210 был популярен и в войсках и в народном хозяйстве (модель 1:43). Фото: YouTube.com

!968-м год стал своеобразной вехой в истории завода: на конвейер встает новая модель грузоподъемностью 10 т – КС-3562А. Автокран имел гидравлический привод, поворотные опоры. Здесь, наконец, подумали о комфорте работающего специалиста: кабина подъемного механизма оснащалась стеклоочистителем, предусмотрен вентилятор и обогреватель.

В 1970-м Ивановский завод за год выпустил 2600 единиц техники.

В СССР производством автокранов занималось не только предприятие в Иваново: существовало еще 6 заводов. На «верху» решили провести реорганизацию и объединить производителей. А, как сказали бы сегодня, «головной офис» организовать в Иваново на ИЗАК. В итоге появилась организация «Автокран». Как результат кооперации, «на арену» выходит новая машина – КС-3571.

Особенность техники заключается в телескопической стреле со «штатной» длиной 8 м, а в максимальном виде – 14 м. Машина поднимает груз весом до 10 т. Кран, массовый выпуск которого стартовал в 1974-м, в 1978-м удостоился госнаграды: «Знака качества СССР».

Стрела в 14 м позволяла расширить область применения автокрана. Фото: YouTube.com

Однако не стоит думать, что, начав выпуск подъемной техники с телескопической стрелой, все остальные модели завод «забросил». Например, К-64 с механическим приводом сняли с производства в 1972-м, К-67 с электромоторами в 1976-м, а 8Т210 – в 1982-м. Рекорд по долгожительству поставил КС-3562Б (у него стрела в виде решетки), выпускавшийся до 1987-го.

Восьмидесятые и девяностые


Развал Союза пока еще никто даже и не предполагает, но «перестройка», «гласность» уже начали свое дело. 1985-й год стал пиком производства ИЗАК: предприятие отчиталось о выпуске 5359 единиц техники. Основную часть «тиража» занимали модели КС-2573 и КС-3576. Первая из них представляет собой автокран-«семитонник» на базе Урал-4320. Вторая имеет в основе КрАЗ-260 и поднимает 10 т.

КС-2573 чаще можно было встретить в армии, нежели на «гражданке». Фото: YouTube.com

В начале 90-х предприятие получает новое имя: АОЗТ «Автокран». Несмотря на хаос, творившийся в экономике, заводчанам удается выпустить очередную машину КС-3574 на базе того же «Урал» 6Х6 грузоподъемностью 14 т. Дальше – больше. В 1995 демонстрируется трехсекционный КС-35715 на основе МАЗ-5337, осиливавший 16 т.

«Ивановец» на базе КамАЗ. Фото: YouTube.com

Позже конструкцию устанавливали на КамАЗы и Урал-5557. Во второй половине десятилетия на конвейере – КС-45717, поднимавший 25 т и модернизированный в 1999-м.

КС-45717 – один из вариантов 25-тонного автокрана. Фото: YouTube.com

В последующее время именно «двадцатипятитонники» стали основной продукцией завода: доля этих машин составляла не менее 80 %.

На рубеже веков


Ивановский завод продолжает расширять модельную линейку в направлении увеличения грузоподъемности. Так появляется КС-55717, способный поднимать уже 32 т. Дальнейшее повышение этой важнейшей характеристики требовало применения иного шасси: серийные КамАЗы и «Уралы» уже не годились. И вот в начале 2000-х их ворот предприятия выезжает гигант, поднимающий 50 т – автокран КС-6973 на шасси МЗКТ-6923 (еще – вариант на БАЗ-69098) с восемью колесами, четыре из которых – ведущие (8Х8 для машины Брянского завода). И, наконец, появляется «монстр» – модель, осиливающая 100 т: КС-8973 на пятиосном БАЗ-8973. Также на подобном шасси позже выпускались автокраны, поднимавшие от 32-х до 80-ти тонн.

Ивановский автокран-«стотонник». Фото: YouTube.com

В период рыночных реформ предприятие уверенно держалось на плаву и производство не останавливалось: в 2008-м выпущено 2488 единиц техники. В начале 2010-х на заводе осуществилась реконструкция, завезено новейшее оборудование, стали осваиваться новые технологии, позволявшие полностью распрощаться с архаичными решетчато-коробчатыми конструкциями.

Новейшая история


Рыночные потрясения не прошли даром – к 2017-му году завод все же признали банкротом: почему так произошло, доподлинно неизвестно, однако с новым владельцем предприятию повезло. Руководство восстановило весь модельный ряд машин грузоподъемностью от 16 до 40 т: производство фактически перезапустили – в год за ворота цехов выехало всего 367 машин. Но это позволило выплатить зарплату сотрудникам, которая имела многолетнюю задержку. Также весь штат завода был сохранен, а это более тысячи человек.

Завод занимает огромную территорию. Фото: YouTube.com

Сегодня предприятие выпускает подъемную технику, в которой 90 % комплектующих делают на самом заводе. В ближайшее время планируется выйти на мировой рынок с 32-тонными машинами. Потенциальные покупатели – африканские государства и страны Юго-Восточной Азии, а также СНГ.

Одна из флагманских моделей – автокран-«пятидесятитонник» с вылетом стрелы 35 м. Фото: YouTube.com

Уверенно поднимая производство, предприятие недавно приняло интересное решение: соединить пару символов Ивановской области – роспись в стиле «Палех» и свой бренд в виде «И» в круге. Плюс, добавлена птица Феникс, которая, как и завод, сумела возродиться из пепла.
А вы что думаете об автокранах Ивановец?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...