Ил-114: через «тернии» – снова в небо
К началу 80-х в стране явственно обозначилась тенденция к увеличению пассажирских и грузовых авиаперевозок на местных воздушных линиях (МВЛ). Работавший на них Ан-24 к этому времени морально устарел и его уже начинали потихоньку списывать из-за выработанного ресурса. Необходим новый самолет, вмещающий 60-70 пассажиров.
В 1982-м группа конструкторов во главе с учеником Ильюшина Г. Новожиловым, изучив опыт эксплуатации зарубежных лайнеров подобного класса и своего Ан-24, предложила разработать новое воздушное судно. На Западе проектированием турбовинтовых машин для местных линий начали заниматься еще в конце 70-х. Они должны были заменить самолеты, выпущенные в 60-х. Но уже появились новые требования к лайнерам: если раньше одним из главных критериев оценки была скорость и вместимость, то после топливного кризиса сюда добавилась экономичность. По оценкам экспертов к 80-м мир нуждался не менее, чем в 2000 машин для МВЛ.
Инициативу по созданию Ил-114 активно поддержало Министерство ГА. Тут же определили потребность в самолетах данного типа: ни много ни мало – 1500 единиц техники. Новое воздушное судно должно обладать рядом особенностей, в отличие от западных аналогов.
Пассажировместимость определена в 60 человек. Но при этом необходим выпуск модификации, способной перевозить до полутора тонн коммерческого груза на расстояние в 4 тыс. 800 км. Дальность для пассажирского варианта – 1000 км при скорости 500 км/ч с практическим потолком 7,2 км. Также страна нуждалась в версиях самолета для ледовой и рыболовецкой разведки, патрулирования и перевозки VIP-пассажиров. Еще одно условие – воздушное судно должно эксплуатироваться на аэродромах как с бетонной, так и грунтовой ВПП.
Это моноплан с низкорасположенным крылом и традиционным оперением. Роль силовой установки играет пара турбовинтовых моторов ТВ7-117С: их созданием занималось опытное КБ «Завод им. Климова». Двигатели оснащены отечественными винтами СВ-34 диаметром 3,6 м от КБ «Аэросила», способными флюгировать в автоматическом режиме. При изготовлении планера применяли новые металлические сплавы и композиты.
Крыло собрано всего из пары длинномерных панелей: для сравнения – у АН-24 их девять. Такая конструкция увеличивает безопасность полета, препятствуя быстрому разрушению плоскостей. Плюс, уменьшается масса крыла и количество всевозможных разъемов.
Автоматизированный пилотажный комплекс разработан НИИ авиаоборудования. Система обеспечивает безопасный полет и посадку в любую погоду и время суток, а также дает возможность управлять машиной двум пилотам. Наблюдать за функционированием систем и агрегатов судна можно по пяти цветным мониторам.
При его разработке ставилась цель: обеспечить пассажирам уровень комфорта, соизмеримый с тем, что имеется в среднемагистральных самолетах. Фюзеляж Ил-114 имеет компоновку с парой рядов (ширина проход 0,45 м), в каждом из которых по два кресла.
Особое внимание уделено проблеме звукоизоляции. Снижение шума обеспечивается винтами, синхронизированными по вращению. А также уменьшением скорости воздушных потоков в системе кондиционирования и применением при отделке салона звукоизоляционных материалов.
К началу лета 1989-го создали бригаду пилотов, которым предстояло первыми осваивать новый самолет. В конце года опытный экземпляр машины выкатили из заводских цехов. Первый полет Ил-114 состоялся 29.03.1990-го. Испытания шли с самолетом сопровождения. После пары проходов лайнер благополучно приземлился. Однако до серийного производства было еще очень далеко: чтобы получить сертификат соответствия, необходимо выполнить не менее 800 полетов.
Из-за развала Союза все резко усложнилось: проект «Ил-114» стал финансироваться по остаточному принципу – все усилия и средства шли на доводку Ил-96-300. Постановку воздушного судна на конвейер отодвинула и катастрофа: второй из трех выпущенных самолетов разбился 5.07.1993. Тем не менее, к апрелю 1997-го документ подписали, а в мае закончили последние испытательные полеты. Один из авиалайнеров был поставлен национальному перевозчику в Узбекистан. Там же, в Ташкенте, планировалось организовать серийное производство машины.
В 1997-м в ходе визита президента Узбекистана Каримова был подписан документ о совместном финансировании разработок и сертификации Ил-114 и Ил-76.
После прекращения существования СССР Росси было совсем мало дела до Ил-114, к тому же производившемуся в Ташкенте. А у самолета были проблемы, и, в первую очередь, с силовой установкой. ТВ7-117С недоработан: его бы «привели в нормальное состояние, но развал страны и отсутствие финансирования помешали. Надо было что-то делать: тогда поставили канадский PW-127Н.
А дальше – по «накатанной дорожке». Советская БРЭО – пилотажная система ЦПНК-114, на начало 90-х считавшаяся «верхом прогресса», тоже оказалась «сырой» и ненадежной. К тому же к моменту сертификации в 1997-м она уже начала устаревать. Такие же претензии предъявлялись к вспомогательной силовой установке ВД-100. В итоге первую заменили на Rockwell Collins (США), а ВСУ – на американскую же Allied Signal 36-150KL.
В результате от советского Ил-114, выпускаемого в Ташкенте остался разве что планер до шасси. Доля агрегатов и узлов, производимых в РФ, упала с 93 % до 25 %. В перспективе Узбекистан вообще планировал полностью перейти на западные комплектующие.
Вновь проект открыли в ноябре 2015-го. Самолет пытаются не возродить, а фактически построить с «нуля» на предприятии МиГ в Луховицах. Предусматривается сотрудничество с ВАСО из Воронежа и Нижегородским авиазаводом «Сокол». Соответствующие договоры оформлены в 2017-м.
Работы по доводке самолета ведутся параллельно с усилиями «ОДК-Климов», направленных на совершенствование силовых агрегатов ТВ7-117СМ-01, а также ТВС7-117СТ-01. Всего предусматривается выпуск трех версий самолета:
✅ Ил-114 – основной вариант с моторами ТВ7-117С
✅ Ил-114-100 – оснащается двигателями PW127H
✅ Ил-114-300 – последняя модель с агрегатами ТВ7-117СТ-01
Кроме того, существуют проекты га стадии эскизов патрульного воздушного судна с индексом «П», фотокартографического («ФК»), рыбного разведчика «ОРР». На сегодня единственный (не считая опытного «300») эксплуатируемый Ил-114 – самолет-лаборатория с индексом «ЛЛ», предназначенный для тестирования БРЭО.
В конце 2020-го новый Ил-114-300 выполнил первый полет в Жуковском. До 2025-го на организацию крупномасштабного производства Ил-114 из бюджета будет выделено почти 50 млрд. руб. В соответствии с планами поставок, к 2030-му году хотят изготовить 100 машин. Из них 50 предназначено для коммерческого использования авиаперевозчиками, 35 – для государственных и оборонных структур, 15 – на экспорт. Получение летного сертификата запланировано на конец текущего года.
В 1982-м группа конструкторов во главе с учеником Ильюшина Г. Новожиловым, изучив опыт эксплуатации зарубежных лайнеров подобного класса и своего Ан-24, предложила разработать новое воздушное судно. На Западе проектированием турбовинтовых машин для местных линий начали заниматься еще в конце 70-х. Они должны были заменить самолеты, выпущенные в 60-х. Но уже появились новые требования к лайнерам: если раньше одним из главных критериев оценки была скорость и вместимость, то после топливного кризиса сюда добавилась экономичность. По оценкам экспертов к 80-м мир нуждался не менее, чем в 2000 машин для МВЛ.
Российские особенности
Инициативу по созданию Ил-114 активно поддержало Министерство ГА. Тут же определили потребность в самолетах данного типа: ни много ни мало – 1500 единиц техники. Новое воздушное судно должно обладать рядом особенностей, в отличие от западных аналогов.
Предполагалось создать несколько версий лайнера. Фото: YouTube.com
Пассажировместимость определена в 60 человек. Но при этом необходим выпуск модификации, способной перевозить до полутора тонн коммерческого груза на расстояние в 4 тыс. 800 км. Дальность для пассажирского варианта – 1000 км при скорости 500 км/ч с практическим потолком 7,2 км. Также страна нуждалась в версиях самолета для ледовой и рыболовецкой разведки, патрулирования и перевозки VIP-пассажиров. Еще одно условие – воздушное судно должно эксплуатироваться на аэродромах как с бетонной, так и грунтовой ВПП.
Конструкция
Это моноплан с низкорасположенным крылом и традиционным оперением. Роль силовой установки играет пара турбовинтовых моторов ТВ7-117С: их созданием занималось опытное КБ «Завод им. Климова». Двигатели оснащены отечественными винтами СВ-34 диаметром 3,6 м от КБ «Аэросила», способными флюгировать в автоматическом режиме. При изготовлении планера применяли новые металлические сплавы и композиты.
Винты – российского производства. Фото: YouTube.com
Крыло собрано всего из пары длинномерных панелей: для сравнения – у АН-24 их девять. Такая конструкция увеличивает безопасность полета, препятствуя быстрому разрушению плоскостей. Плюс, уменьшается масса крыла и количество всевозможных разъемов.
Самолет летает при любой погоде днем и ночью. Фото: YouTube.com
Автоматизированный пилотажный комплекс разработан НИИ авиаоборудования. Система обеспечивает безопасный полет и посадку в любую погоду и время суток, а также дает возможность управлять машиной двум пилотам. Наблюдать за функционированием систем и агрегатов судна можно по пяти цветным мониторам.
Салон
При его разработке ставилась цель: обеспечить пассажирам уровень комфорта, соизмеримый с тем, что имеется в среднемагистральных самолетах. Фюзеляж Ил-114 имеет компоновку с парой рядов (ширина проход 0,45 м), в каждом из которых по два кресла.
В салоне использована двухрядная компоновка кресел. Фото: YouTube.com
Особое внимание уделено проблеме звукоизоляции. Снижение шума обеспечивается винтами, синхронизированными по вращению. А также уменьшением скорости воздушных потоков в системе кондиционирования и применением при отделке салона звукоизоляционных материалов.
Испытания
К началу лета 1989-го создали бригаду пилотов, которым предстояло первыми осваивать новый самолет. В конце года опытный экземпляр машины выкатили из заводских цехов. Первый полет Ил-114 состоялся 29.03.1990-го. Испытания шли с самолетом сопровождения. После пары проходов лайнер благополучно приземлился. Однако до серийного производства было еще очень далеко: чтобы получить сертификат соответствия, необходимо выполнить не менее 800 полетов.
Некоторое время самолет производился на Ташкентском авиазаводе. Фото: YouTube.com
Из-за развала Союза все резко усложнилось: проект «Ил-114» стал финансироваться по остаточному принципу – все усилия и средства шли на доводку Ил-96-300. Постановку воздушного судна на конвейер отодвинула и катастрофа: второй из трех выпущенных самолетов разбился 5.07.1993. Тем не менее, к апрелю 1997-го документ подписали, а в мае закончили последние испытательные полеты. Один из авиалайнеров был поставлен национальному перевозчику в Узбекистан. Там же, в Ташкенте, планировалось организовать серийное производство машины.
В 1996-м Иран изъявил желание выпускать Ил-114 по лицензии. Но натянутые отношения этой страны с Узбекистаном сорвали сделку. В итоге Иран заключил контракт на поставку АН-140, который даже еще и не выполнил своего первого полета.
Тренажерный комплекс для обучения пилотов на Ил-114 с канадскими двигателями. Фото: YouTube.com
В 1997-м в ходе визита президента Узбекистана Каримова был подписан документ о совместном финансировании разработок и сертификации Ил-114 и Ил-76.
Проблемы с двигателем
После прекращения существования СССР Росси было совсем мало дела до Ил-114, к тому же производившемуся в Ташкенте. А у самолета были проблемы, и, в первую очередь, с силовой установкой. ТВ7-117С недоработан: его бы «привели в нормальное состояние, но развал страны и отсутствие финансирования помешали. Надо было что-то делать: тогда поставили канадский PW-127Н.
Сегодня на самолете стоят «климовские» двигатели. Фото: YouTube.com
А дальше – по «накатанной дорожке». Советская БРЭО – пилотажная система ЦПНК-114, на начало 90-х считавшаяся «верхом прогресса», тоже оказалась «сырой» и ненадежной. К тому же к моменту сертификации в 1997-м она уже начала устаревать. Такие же претензии предъявлялись к вспомогательной силовой установке ВД-100. В итоге первую заменили на Rockwell Collins (США), а ВСУ – на американскую же Allied Signal 36-150KL.
К концу 90-х советская БРЭО устарела. Фото: YouTube.com
В результате от советского Ил-114, выпускаемого в Ташкенте остался разве что планер до шасси. Доля агрегатов и узлов, производимых в РФ, упала с 93 % до 25 %. В перспективе Узбекистан вообще планировал полностью перейти на западные комплектующие.
Что сегодня с Ил-114
Вновь проект открыли в ноябре 2015-го. Самолет пытаются не возродить, а фактически построить с «нуля» на предприятии МиГ в Луховицах. Предусматривается сотрудничество с ВАСО из Воронежа и Нижегородским авиазаводом «Сокол». Соответствующие договоры оформлены в 2017-м.
В кабине пилотов – самое современное БРЭО. Фото: YouTube.com
В 2018-м компания Uzbekistan Airways, в распоряжении которой имелось семь авиалайнеров Ил-114, прекратила их использование. Причины: «увеличение рентабельности авиалиний» и «унификация летного парка».
Работы по доводке самолета ведутся параллельно с усилиями «ОДК-Климов», направленных на совершенствование силовых агрегатов ТВ7-117СМ-01, а также ТВС7-117СТ-01. Всего предусматривается выпуск трех версий самолета:
✅ Ил-114 – основной вариант с моторами ТВ7-117С
✅ Ил-114-100 – оснащается двигателями PW127H
✅ Ил-114-300 – последняя модель с агрегатами ТВ7-117СТ-01
Кроме того, существуют проекты га стадии эскизов патрульного воздушного судна с индексом «П», фотокартографического («ФК»), рыбного разведчика «ОРР». На сегодня единственный (не считая опытного «300») эксплуатируемый Ил-114 – самолет-лаборатория с индексом «ЛЛ», предназначенный для тестирования БРЭО.
Испытательные полеты на Ил-114-300 продолжаются. Фото: YouTube.com
В конце 2020-го новый Ил-114-300 выполнил первый полет в Жуковском. До 2025-го на организацию крупномасштабного производства Ил-114 из бюджета будет выделено почти 50 млрд. руб. В соответствии с планами поставок, к 2030-му году хотят изготовить 100 машин. Из них 50 предназначено для коммерческого использования авиаперевозчиками, 35 – для государственных и оборонных структур, 15 – на экспорт. Получение летного сертификата запланировано на конец текущего года.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть
Пока это только демонстратор, но производитель уверен – за ним будущее авиации. Boom Supersonic XB-1 совершил уже одиннадцатый полет....
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....