В Норвегии данная технология будет внедрена на отрезке дороги около автобусной станции. Предполагается, что благодаря специализированному участку будут подзаряжаться электробусы, курсирующие по местным маршрутам.
Строительство опытного участка в Норвегии. Фото: YouTube.com
Также норвежцы справедливо рассчитывают: «электрифицированная» дорога позволит применять на общественном транспорте батареи меньших габаритов. Цель-максимум – строительство трассы в г. Тронхейм (2029-й год), по которой, кроме автобусов, смогут ездить такси и грузовики. Однако, как это будет осуществляться на практике и что это такое: «индуктивная зарядка»?
«Умная» дорога
В качестве примера можно привести систему восполнения емкости аккумуляторов смартфонов. Технология Qi позволяет подзаряжать гаджеты, не подключаясь к адаптеру. Примерно то же самое буде происходить и на дорогах. Как известно, главная проблема электрокаров – малый запас хода, плюс, сравнительно долгое время, затрачиваемое на подзарядку.
Сверху хорошо видны модули, встраиваемые в дорогу. Фото: YouTube.com
Дорога из столицы в Санкт-Петербург займет примерно семь часов. Для полного набора емкости аккумулятором потребуется не менее 3 ч. В зависимости от времени года придется подзаряжаться несколько раз. Вот и приплюсуйте время в пути к процессу восполнения емкости АКБ. А если очередь?
Чтобы система функционировала, по обочине дороги устанавливают преобразователи напряжения. Они будут подавать энергию индукционным катушкам, вмонтированным прямо в асфальт на глубину примерно 8 см. В свою очередь, транспортные средства оборудуются приемниками электричества, вмонтированными в шасси или колеса авто. По конструкции это тоже катушки-модули, которых может быть несколько, если машина мощная. Причем подзарядка осуществляется как на стоянке, так и во время движения.
Практические результаты
В начале 2021-го года Electreon создала подзаряжающую систему на участке дороги длиной 1,9 км недалеко от Тель-Авива. Для испытаний использовали легковушку Reno Zoe (8,5 кВт) и электробус. Система проработала успешно: оба транспортных средства подзарядились на 91 %. Таких же положительных результатов израильская компания добилась в Италии, когда в ходе испытаний «электризованной» дороги за час езды по ней аккумуляторы в среднем получают до 70 кВт электроэнергии.
Снег и лед – не помеха для зарядных устройств в асфальте. Фото: YouTube.com
А в мае текущего года Electreon установил своеобразный рекорд. Модернизированная Toyota RAV4 PHEV по специально сделанной замкнутой магистрали с вмонтированными модулями проехала без подзарядки более 1924 км, на что было потрачено 100 ч и усилия 55-ти водителей. По итогам испытаний израильтяне подписали соглашение с Toyota, по которому будут вместе разрабатывать технологии беспроводной зарядки и соответствующих устройств под вновь выпускаемые модели, а также производить комплекты для установки в уже выпущенные машины.
Кроме того, Electreon заявила о проектах по индуктивным дорогам, которые будут строится в Германии для электробусов, Бельгии, Швеции. Объем сделки оценивается в 3,2 млн. евро. Также ведутся переговоры по проведению тестовых испытаний в США, штате Мичиган.