ГАЗ-6: первая серийная советская машина с закрытым кузовом седан
Известно два собственных имени этого редчайшего советского довоенного автомобиля; «Пионер» и «Фордор». С чем связано первое прозвище , не очень понятно: скорее всего, потому, что ГАЗ-6 являлся первой легковой машиной СССР, выпускаемой серийно в кузове «седан». А вот со вторым именем все более-менее ясно: корпус автомобиля разрабатывали, используя американскую модель Ford Model A Fordor Sedan. Что же необычного у ГАЗ-6 и почему его выпустили небольшим – примерно шестьдесят единиц техники, тиражом?
Выпускаемый советской промышленностью ГАЗ-А имел серьезный недостаток в виде открытого верха. Машины типа «фаэтон» для эксплуатации в суровых российских климатических условиях явно не годились. Пользователи, даже из районов ближе к югу страны, жаловались на неудобства, которые доставлял открытый кузов. Причем речь идет не о каких-то там «частниках», а чиновниках высокого ранга, получивших авто для служебного пользования. Были и другие минусы в виде отсутствия нормального багажника и неудовлетворительного комфорта: такие машины не могли использоваться в качестве такси. Жалобы возымели действие и 21.08.1933 года увидело свет специальное Постановление Совнаркома. В нем предписывалось всем автозаводам производить легковушки с закрытыми кузовами.
В своей основе это модернизированная версия ГАЗ-А. Оснастить новый автомобиль закрытым кузовом оказалось непростым делом. Правда, существовало соглашение с американским Ford о технической помощи. Однако компания из США в этом мало чем могла помочь: «фордовцы» сами кузовов не делали: их заказывали в сторонней фирме – у спецателье «Бриггс» и «Мюррей». В результате на ГАЗе решили, что кузов разработают сами, используя модели Tudor Sedan и Ford Model A Fordor Sedan.Благо, проектную документацию на них советская сторона получила вместе с чертежами фаэтонов.
В основе создаваемого кузова – кабина грузовика ГАЗ-АА. От него взяли стальные двери, проем под ветровое стекло. Тыльная часть представляла собой деревянный остов, обтянутый брезентом. В то время у завода не было возможности сделать кузов цельнометаллическим – выходило слишком дорого, да и технологии штамповки больших деталей не существовало.
В «ходу» – почти полностью ручной труд: т. к. штампы отсутствовали, тыл кузова сваривали из отдельных элементов. Их, в свою очередь выколачивали на деревянных оправках, а потом по месту подгоняли. И хорошо еще, если был пневмоинструмент! Поэтому темпы постройки авто – крайне медленные, а его себестоимость – высокая. Это являлось одной из причин выпуска небольшой серии ГАЗ-6. Автомобиль оснастили «багажником»: это откидная решетка сзади, на которую устанавливался деревянный ящик.
«Запаска» располагалась на переднем крыле сбоку, как и у большинства тогдашних легковушек. Интересно, что, взяв кабину от ГАЗ-АА, на его приборную панель не «позарились», а установили оригинальную.
Они появились в 1934-м году: семь машин покинули заводские цеха. Чуть позднее организовали мелкосерийное производство авто, которым занимался кузовной отдел, именовавшийся экспериментальным. Всего собрали 60 (точно неизвестно) экземпляров авто: основная часть «тиража» так и осталась в Горьком.
Машины работали в таксомоторных парках, использовались госучреждениями в качестве служебного транспорта.
Тут ничего оригинального нет: движок – объемом 3,3 выдавал 42 «лошади». КПП – на три передачи, без синхронизаторов. Интерес представляет карданный вал, который «протянут» к заднему мосту в особом кожухе – трубе. Сейчас, наверное, такая мысль современным конструкторам в голову и не придет.
Большинство авто сгинули во время войны. Один из ГАЗ-6 чудом сохранился в Вологодской области. Его выкупили у хозяина и восстановили.
Есть также реплики ветерана, некоторые из них участвовали в киносъемках.
Кузовная «эпопея»
Выпускаемый советской промышленностью ГАЗ-А имел серьезный недостаток в виде открытого верха. Машины типа «фаэтон» для эксплуатации в суровых российских климатических условиях явно не годились. Пользователи, даже из районов ближе к югу страны, жаловались на неудобства, которые доставлял открытый кузов. Причем речь идет не о каких-то там «частниках», а чиновниках высокого ранга, получивших авто для служебного пользования. Были и другие минусы в виде отсутствия нормального багажника и неудовлетворительного комфорта: такие машины не могли использоваться в качестве такси. Жалобы возымели действие и 21.08.1933 года увидело свет специальное Постановление Совнаркома. В нем предписывалось всем автозаводам производить легковушки с закрытыми кузовами.
Как делали ГАЗ-6
В своей основе это модернизированная версия ГАЗ-А. Оснастить новый автомобиль закрытым кузовом оказалось непростым делом. Правда, существовало соглашение с американским Ford о технической помощи. Однако компания из США в этом мало чем могла помочь: «фордовцы» сами кузовов не делали: их заказывали в сторонней фирме – у спецателье «Бриггс» и «Мюррей». В результате на ГАЗе решили, что кузов разработают сами, используя модели Tudor Sedan и Ford Model A Fordor Sedan.Благо, проектную документацию на них советская сторона получила вместе с чертежами фаэтонов.
ГАЗ-6: перед кузова от грузовика, задняя часть – от фаэтона. Фото: YouTube.com
В основе создаваемого кузова – кабина грузовика ГАЗ-АА. От него взяли стальные двери, проем под ветровое стекло. Тыльная часть представляла собой деревянный остов, обтянутый брезентом. В то время у завода не было возможности сделать кузов цельнометаллическим – выходило слишком дорого, да и технологии штамповки больших деталей не существовало.
Авто с кузовом фаэтон хорошо снимать в кино летом, а вот ездить зимой – не очень... Фото: YouTube.com
В «ходу» – почти полностью ручной труд: т. к. штампы отсутствовали, тыл кузова сваривали из отдельных элементов. Их, в свою очередь выколачивали на деревянных оправках, а потом по месту подгоняли. И хорошо еще, если был пневмоинструмент! Поэтому темпы постройки авто – крайне медленные, а его себестоимость – высокая. Это являлось одной из причин выпуска небольшой серии ГАЗ-6. Автомобиль оснастили «багажником»: это откидная решетка сзади, на которую устанавливался деревянный ящик.
Вот так выглядел багажник в начале 30-х. Фото: YouTube.com
«Запаска» располагалась на переднем крыле сбоку, как и у большинства тогдашних легковушек. Интересно, что, взяв кабину от ГАЗ-АА, на его приборную панель не «позарились», а установили оригинальную.
Первые образцы
Они появились в 1934-м году: семь машин покинули заводские цеха. Чуть позднее организовали мелкосерийное производство авто, которым занимался кузовной отдел, именовавшийся экспериментальным. Всего собрали 60 (точно неизвестно) экземпляров авто: основная часть «тиража» так и осталась в Горьком.
Модель 1:43 выполнена не очень точно: запаска должна быть на крыле, там же – прорези воздухозаборника. Фото: YouTube.com
Машины работали в таксомоторных парках, использовались госучреждениями в качестве служебного транспорта.
Техническая часть
Тут ничего оригинального нет: движок – объемом 3,3 выдавал 42 «лошади». КПП – на три передачи, без синхронизаторов. Интерес представляет карданный вал, который «протянут» к заднему мосту в особом кожухе – трубе. Сейчас, наверное, такая мысль современным конструкторам в голову и не придет.
Сегодня
Большинство авто сгинули во время войны. Один из ГАЗ-6 чудом сохранился в Вологодской области. Его выкупили у хозяина и восстановили.
Этот ГАЗ-6 еще ждет реставрации. Фото: YouTube.com
Есть также реплики ветерана, некоторые из них участвовали в киносъемках.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...