ГАЗ-6: первая серийная советская машина с закрытым кузовом седан
3 086

ГАЗ-6: первая серийная советская машина с закрытым кузовом седан

Известно два собственных имени этого редчайшего советского довоенного автомобиля; «Пионер» и «Фордор». С чем связано первое прозвище , не очень понятно: скорее всего, потому, что ГАЗ-6 являлся первой легковой машиной СССР, выпускаемой серийно в кузове «седан». А вот со вторым именем все более-менее ясно: корпус автомобиля разрабатывали, используя американскую модель Ford Model A Fordor Sedan. Что же необычного у ГАЗ-6 и почему его выпустили небольшим – примерно шестьдесят единиц техники, тиражом?


Кузовная «эпопея»


Выпускаемый советской промышленностью ГАЗ-А имел серьезный недостаток в виде открытого верха. Машины типа «фаэтон» для эксплуатации в суровых российских климатических условиях явно не годились. Пользователи, даже из районов ближе к югу страны, жаловались на неудобства, которые доставлял открытый кузов. Причем речь идет не о каких-то там «частниках», а чиновниках высокого ранга, получивших авто для служебного пользования. Были и другие минусы в виде отсутствия нормального багажника и неудовлетворительного комфорта: такие машины не могли использоваться в качестве такси. Жалобы возымели действие и 21.08.1933 года увидело свет специальное Постановление Совнаркома. В нем предписывалось всем автозаводам производить легковушки с закрытыми кузовами.

Как делали ГАЗ-6


В своей основе это модернизированная версия ГАЗ-А. Оснастить новый автомобиль закрытым кузовом оказалось непростым делом. Правда, существовало соглашение с американским Ford о технической помощи. Однако компания из США в этом мало чем могла помочь: «фордовцы» сами кузовов не делали: их заказывали в сторонней фирме – у спецателье «Бриггс» и «Мюррей». В результате на ГАЗе решили, что кузов разработают сами, используя модели Tudor Sedan и Ford Model A Fordor Sedan.Благо, проектную документацию на них советская сторона получила вместе с чертежами фаэтонов.

ГАЗ-6: первая серийная советская машина с закрытым кузовом седанГАЗ-6: перед кузова от грузовика, задняя часть – от фаэтона. Фото: YouTube.com

В основе создаваемого кузова – кабина грузовика ГАЗ-АА. От него взяли стальные двери, проем под ветровое стекло. Тыльная часть представляла собой деревянный остов, обтянутый брезентом. В то время у завода не было возможности сделать кузов цельнометаллическим – выходило слишком дорого, да и технологии штамповки больших деталей не существовало.

Авто с кузовом фаэтон хорошо снимать в кино летом, а вот ездить зимой – не очень... Фото: YouTube.com

В «ходу» – почти полностью ручной труд: т. к. штампы отсутствовали, тыл кузова сваривали из отдельных элементов. Их, в свою очередь выколачивали на деревянных оправках, а потом по месту подгоняли. И хорошо еще, если был пневмоинструмент! Поэтому темпы постройки авто – крайне медленные, а его себестоимость – высокая. Это являлось одной из причин выпуска небольшой серии ГАЗ-6. Автомобиль оснастили «багажником»: это откидная решетка сзади, на которую устанавливался деревянный ящик.

Вот так выглядел багажник в начале 30-х. Фото: YouTube.com

«Запаска» располагалась на переднем крыле сбоку, как и у большинства тогдашних легковушек. Интересно, что, взяв кабину от ГАЗ-АА, на его приборную панель не «позарились», а установили оригинальную.

Первые образцы


Они появились в 1934-м году: семь машин покинули заводские цеха. Чуть позднее организовали мелкосерийное производство авто, которым занимался кузовной отдел, именовавшийся экспериментальным. Всего собрали 60 (точно неизвестно) экземпляров авто: основная часть «тиража» так и осталась в Горьком.

Модель 1:43 выполнена не очень точно: запаска должна быть на крыле, там же – прорези воздухозаборника. Фото: YouTube.com

Машины работали в таксомоторных парках, использовались госучреждениями в качестве служебного транспорта.

Техническая часть


Тут ничего оригинального нет: движок – объемом 3,3 выдавал 42 «лошади». КПП – на три передачи, без синхронизаторов. Интерес представляет карданный вал, который «протянут» к заднему мосту в особом кожухе – трубе. Сейчас, наверное, такая мысль современным конструкторам в голову и не придет.

Сегодня


Большинство авто сгинули во время войны. Один из ГАЗ-6 чудом сохранился в Вологодской области. Его выкупили у хозяина и восстановили.

Этот ГАЗ-6 еще ждет реставрации. Фото: YouTube.com

Есть также реплики ветерана, некоторые из них участвовали в киносъемках.
А вы что думаете о ГАЗ-6?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...