
Советские маршрутки: а были ли они?
Зарождение маршрутных такси у многих ассоциируется с «лихими 90-ми», когда пассажиров перевозили разбитые «ГАЗели», которыми управляли «безбашенные» водители, обгонявшие попутный транспорт по тротуарам. Сегодня, разумеется, во всем этом наведен более-менее приличный порядок. Однако он существовал и ранее, как и сами «маршрутки».
Маломестное «общественное такси» появилось еще в 30-е годы: их роль играли совсем недешевые автомобили ЗиС-101, позднее ЗиС-110. Первый из них был рассчитан на семь мест. Также использовались ГАЗ-М1, куда помещалось пять пассажиров, реже – другие марки авто.
ГАЗ-М1 в роли маршрутного такси. Архивное фото.
Выпускаемое количество ЗиС-101 значительно перекрывало потребность в них у чиновников всех рангов. Вот и решили показать миру, что советская модель общества выходит на качественно новый уровень. В 1936-м году первые «маршрутки» стали ездить по Садовому кольцу. В основном такси курсировали между крупными объектами Москвы.
Маршрутный ЗиС-101 на вокзале. Фото: YouTube.com
Например, линии пролегали от ВСХВ (ВДНХ), крупных парков, стадионов до вокзалов, аэропортов и пристаней. Существовала проезд между городами, обслуживаемый новым видом такси: от столицы до Бронниц и Ногинска. В 1939-м доставку гостей столицы на ВСВХ, помимо традиционного общественного транспорта, осуществляли 120 «маршруток».
В отличие от правительственных и чиновничьих лимузинов, ЗиС-101-такси окрашивали в белый, синий или желтый цвет. Архивное фото.
В отличие от обычных таксомоторов, как их тогда называли, плата за проезд в «маршрутках» была фиксированной и зависела от конкретного участка. При этом пассажир мог потребовать остановиться там, где ему удобно, если это не противоречило Правилам дорожного движения.
Возрождение «маршруток» началось после Победы в 1945-м. Первым приступил к работе Третий таксомоторный парк. Расконсервированные ЗиС-101 стали курсировать по Садовому, Бульварному кольцу, а также на линии от пл. Свердлова до Рижского вокзала.
Еще в 1947-м автобусные маршруты стали обслуживать первые тридцать ЗиС-110. В послевоенной стране восстановление работы общественного транспорта проходило трудно и медленно. Поэтому ЗиС-110 часто ездили между загородными населенными пунктами. В то же время появился еще один вид «маршруток» – грузопассажирское такси. Они ездили от вокзалов к рынкам: перевозили сельчан, приехавших в столицу продавать собственноручно выращенную продукцию. Используемые авто – грузовые ГАЗ-ММ: пассажиры сидели прямо в кузове с мешками да сумками.
В кузов полуторки ставили лавки, и – маршрутное трузотакси готово! Фото: YouTube.com
Зачастую водитель подсаживал желающих доехать до нужного места «мимо кассы»: требуемая сумма за проезд делилась на всех сидящих. Со временем государство решило, что проще навести порядок в перевозочном «бизнесе», а не бороться с ним. Так в 50-е появились междугородные маршруты на большие расстояния по фиксированной плате: пассажир мог купить билет заранее, в кассе.
Междугородное маршрутное такси у вокзала. Архивное фото.
Между столицей и Харьковым, Рязанью, Владимиром, Симферополем и Тулой курсировали комфортные ЗиС-110. На Трубецкой улице организовали спецгараж для авто, курсирующих между городами, укомплектованный «Победами», а потом ГАЗ-21.
В 1957 году на улицах изредка встречалось маршрутное такси в виде 10-местного РАФ-10 с агрегатами от ГАЗ-М20. Архивное фото.
В 58-м маршрутные ЗиС-110 начали массово списывать: на замену пришли более современные ЗиМы (ГАЗ-12). Как раз эти машины открыли первый междугородный маршрут в Ленинграде: от пл. Мира, где находился автовокзал, до Нарвы, Новгорода и других близлежащих населенных пунктов.
В эти годы «маршрутки» окончательно «узаконились» и заняло промежуточное место между автобусами, трамваями троллейбусами и обычным такси. Шестидесятые ознаменовались парой знаковых событий для «малого» общественного транспорта: «Победы» окончательно заменили «Волги» ГАЗ-21, плюс, на улицах появились микроавтобусы РАФ-977ДМ «Латвия», рассчитанные на 12 пассажиров.
Микроавтобус «Латвия» постепенно «завоевал всю страну». Архивное фото.
Их использование обходилось дешевле, чем легковушек, да и стоимость проезда стала ниже.
РАФ-980Д: версия для аэропортов. Архивное фото.
Интересная деталь: в 60-е в Москве существовал целый десяток «ночных линий», на которых работали маршрутки с 3-х часов утра до 6-ти. Сейчас такого, вроде, не наблюдается: вот идея для современных перевозчиков! В 1962-м произошло еще одно любопытное событие: появился пункт проката авто. Этим занимался специальный комбинат в Ермаковой роще, который еще и «содержал» 3 автоколонны «Латвий».
Внутри РАФа 60-х было сравнительно комфортно. Архивное фото.
Правда, в 1968-м легковушки предоставлять в прокат перестали и на базе предприятия организовали таксомоторный парк №14.
К 1976-му в нем насчитывалось более четырехсот «РАФиков», обслуживавших 40 линий. А недалеко от Риги уже возводили стены нового завода, рассчитанного на выпуск тысячи микроавтобусов в месяц. Тогда же, в 1976-м был официально продемонстрирован РАФ-2203, в основе которого – ГАЗ-24. «Маршрутка» вмещала одиннадцать пассажиров и производилась до 1997-го.
Рижская фабрика в год выпускала более 15 тыс. РАФ. Архивное фото.
Микроавтобус сразу стал популярным и востребованным: постепенно «2203» появился во всех крупных городах СССР. Ездить в маршрутке того времени было достаточно комфортно: «стоячие места» не предусматривались, машина останавливалась по требованию пассажира, если не нарушались ПДД. Горожане с удовольствием пользовались возможностью проезда на РАФ, хотя цена по сравнению и обычным общественным транспортом была в три раза выше: вместо пяти копеек – пятнадцать. К тому же на таких такси не предусматривалось использование проездных билетов и иных льгот: плати полную сумму и садись!
До того, как в стране в 1987-м окрепло и стало развиваться кооперативное движение, все «маршрутки» обслуживались в автобусных либо таксомоторных парках. В зависимости от местонахождения, «общественное такси» использовалось на разных маршрутах. Например, в Москве оно доставляло пассажиров от станций метро до популярных в городе объектов: торговых комплексов, заводов, аэропортов и т. п.
РАФики быстро заполнили городские улицы. Архивное фото.
А в Ленинграде «маршрутки» обеспечивали туристам комфортный проезд до музеев и фонтанов. Впрочем, до вокзалов и аэропортов тоже линия была «наезженной». Иногда «РАФики» дублировали автобусные маршруты и «отбивали хлеб» у традиционных «бомбил».
Часто маршрутное такси дежурило у метро. Архивное фото.
В областных центрах, где метро отсутствовало, маршрутные такси в основном соединяли отдаленные (спальные) районы с центром или теми же вокзалами, рынками.
Фактически это была единственная «маршрутка» отечественного производства. «РАФик» – надежная и неприхотливая в эксплуатации машина, заполнившая в то время большинство городских автопарков страны. Но были и минусы: тяжелый режим работы слабый кузов просто не выдерживал: владелец микроавтобуса после трех лет эксплуатации в городе мог смело списывать автомобиль.
Привычный вид транспорта для 80-х. Архивное фото.
РАФ-2203 продержался до 1997-го года, когда на смену ему пришла «ГАЗель»: тогда она казалась «суперкомфортабельной»; ведь в нее можно было заходить, почти не нагибаясь!
После распада Союза городской общественный транспорт буквально стал «дышать на ладан». Но перевозка пассажиров – довольно востребованная услуга: «свято место пусто не бывает»! Для предпринимателей, организация частных линий с маршрутными такси стала поистине «золотым дном». Да тут еще подоспел Нижегородский ГАЗ, вовремя освоивший выпуск недорогих ГАЗелей. Ее «маршрутная» версия стала сходить с конвейера в 1996-м. Так закончилась эпоха советских «РАФиков», хотя они еще долго колесили по городским улицам страны.
Зарождение
Маломестное «общественное такси» появилось еще в 30-е годы: их роль играли совсем недешевые автомобили ЗиС-101, позднее ЗиС-110. Первый из них был рассчитан на семь мест. Также использовались ГАЗ-М1, куда помещалось пять пассажиров, реже – другие марки авто.

Выпускаемое количество ЗиС-101 значительно перекрывало потребность в них у чиновников всех рангов. Вот и решили показать миру, что советская модель общества выходит на качественно новый уровень. В 1936-м году первые «маршрутки» стали ездить по Садовому кольцу. В основном такси курсировали между крупными объектами Москвы.

Например, линии пролегали от ВСХВ (ВДНХ), крупных парков, стадионов до вокзалов, аэропортов и пристаней. Существовала проезд между городами, обслуживаемый новым видом такси: от столицы до Бронниц и Ногинска. В 1939-м доставку гостей столицы на ВСВХ, помимо традиционного общественного транспорта, осуществляли 120 «маршруток».

В отличие от обычных таксомоторов, как их тогда называли, плата за проезд в «маршрутках» была фиксированной и зависела от конкретного участка. При этом пассажир мог потребовать остановиться там, где ему удобно, если это не противоречило Правилам дорожного движения.
Во время войны часть такси была отправлена на фронт, остальные законсервировали до лучших времен. Только небольшая часть авто занималась обслуживанием предприятий.
Возрождение «маршруток» началось после Победы в 1945-м. Первым приступил к работе Третий таксомоторный парк. Расконсервированные ЗиС-101 стали курсировать по Садовому, Бульварному кольцу, а также на линии от пл. Свердлова до Рижского вокзала.
Пятидесятые
Еще в 1947-м автобусные маршруты стали обслуживать первые тридцать ЗиС-110. В послевоенной стране восстановление работы общественного транспорта проходило трудно и медленно. Поэтому ЗиС-110 часто ездили между загородными населенными пунктами. В то же время появился еще один вид «маршруток» – грузопассажирское такси. Они ездили от вокзалов к рынкам: перевозили сельчан, приехавших в столицу продавать собственноручно выращенную продукцию. Используемые авто – грузовые ГАЗ-ММ: пассажиры сидели прямо в кузове с мешками да сумками.

Зачастую водитель подсаживал желающих доехать до нужного места «мимо кассы»: требуемая сумма за проезд делилась на всех сидящих. Со временем государство решило, что проще навести порядок в перевозочном «бизнесе», а не бороться с ним. Так в 50-е появились междугородные маршруты на большие расстояния по фиксированной плате: пассажир мог купить билет заранее, в кассе.

Между столицей и Харьковым, Рязанью, Владимиром, Симферополем и Тулой курсировали комфортные ЗиС-110. На Трубецкой улице организовали спецгараж для авто, курсирующих между городами, укомплектованный «Победами», а потом ГАЗ-21.

В 58-м маршрутные ЗиС-110 начали массово списывать: на замену пришли более современные ЗиМы (ГАЗ-12). Как раз эти машины открыли первый междугородный маршрут в Ленинграде: от пл. Мира, где находился автовокзал, до Нарвы, Новгорода и других близлежащих населенных пунктов.
Шестидесятые
В эти годы «маршрутки» окончательно «узаконились» и заняло промежуточное место между автобусами, трамваями троллейбусами и обычным такси. Шестидесятые ознаменовались парой знаковых событий для «малого» общественного транспорта: «Победы» окончательно заменили «Волги» ГАЗ-21, плюс, на улицах появились микроавтобусы РАФ-977ДМ «Латвия», рассчитанные на 12 пассажиров.

Их использование обходилось дешевле, чем легковушек, да и стоимость проезда стала ниже.

Интересная деталь: в 60-е в Москве существовал целый десяток «ночных линий», на которых работали маршрутки с 3-х часов утра до 6-ти. Сейчас такого, вроде, не наблюдается: вот идея для современных перевозчиков! В 1962-м произошло еще одно любопытное событие: появился пункт проката авто. Этим занимался специальный комбинат в Ермаковой роще, который еще и «содержал» 3 автоколонны «Латвий».

Правда, в 1968-м легковушки предоставлять в прокат перестали и на базе предприятия организовали таксомоторный парк №14.
Семидесятые
К 1976-му в нем насчитывалось более четырехсот «РАФиков», обслуживавших 40 линий. А недалеко от Риги уже возводили стены нового завода, рассчитанного на выпуск тысячи микроавтобусов в месяц. Тогда же, в 1976-м был официально продемонстрирован РАФ-2203, в основе которого – ГАЗ-24. «Маршрутка» вмещала одиннадцать пассажиров и производилась до 1997-го.

Микроавтобус сразу стал популярным и востребованным: постепенно «2203» появился во всех крупных городах СССР. Ездить в маршрутке того времени было достаточно комфортно: «стоячие места» не предусматривались, машина останавливалась по требованию пассажира, если не нарушались ПДД. Горожане с удовольствием пользовались возможностью проезда на РАФ, хотя цена по сравнению и обычным общественным транспортом была в три раза выше: вместо пяти копеек – пятнадцать. К тому же на таких такси не предусматривалось использование проездных билетов и иных льгот: плати полную сумму и садись!
Восьмидесятые и начало 90-х
До того, как в стране в 1987-м окрепло и стало развиваться кооперативное движение, все «маршрутки» обслуживались в автобусных либо таксомоторных парках. В зависимости от местонахождения, «общественное такси» использовалось на разных маршрутах. Например, в Москве оно доставляло пассажиров от станций метро до популярных в городе объектов: торговых комплексов, заводов, аэропортов и т. п.

А в Ленинграде «маршрутки» обеспечивали туристам комфортный проезд до музеев и фонтанов. Впрочем, до вокзалов и аэропортов тоже линия была «наезженной». Иногда «РАФики» дублировали автобусные маршруты и «отбивали хлеб» у традиционных «бомбил».

В областных центрах, где метро отсутствовало, маршрутные такси в основном соединяли отдаленные (спальные) районы с центром или теми же вокзалами, рынками.
РАФ-2203
Фактически это была единственная «маршрутка» отечественного производства. «РАФик» – надежная и неприхотливая в эксплуатации машина, заполнившая в то время большинство городских автопарков страны. Но были и минусы: тяжелый режим работы слабый кузов просто не выдерживал: владелец микроавтобуса после трех лет эксплуатации в городе мог смело списывать автомобиль.

РАФ-2203 продержался до 1997-го года, когда на смену ему пришла «ГАЗель»: тогда она казалась «суперкомфортабельной»; ведь в нее можно было заходить, почти не нагибаясь!
Постскриптум
После распада Союза городской общественный транспорт буквально стал «дышать на ладан». Но перевозка пассажиров – довольно востребованная услуга: «свято место пусто не бывает»! Для предпринимателей, организация частных линий с маршрутными такси стала поистине «золотым дном». Да тут еще подоспел Нижегородский ГАЗ, вовремя освоивший выпуск недорогих ГАЗелей. Ее «маршрутная» версия стала сходить с конвейера в 1996-м. Так закончилась эпоха советских «РАФиков», хотя они еще долго колесили по городским улицам страны.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Чиновника «пересадили» с BMW на «Ауру» – мнение из первых уст
Раньше трудно было найти государственного служащего, перемещающегося на машине отечественного производства. Времена меняются, автопарк «изнашивается» и...

Испытания нового Тутаевского двигателя завершились, впереди массовый выпуск
Мотор полгода тестировали в составе крупного бульдозера в сложных условиях Тюменской области. Как двигатель справился с поставленными задачами, узнайте из...

АН-2 с девятью двигателями – взлет всего за 7 секунд
Когда речь заходит о самолетах с вертикальным взлетом, на ум чаще всего приходят громоздкие военные машины или футуристические дроны. Но однажды на МАКС-2021...

Ту-154 в небе – еще много желающих полетать на советском реактивном авиалайнере
Можно часто встретить мнение, что советский самолет Ту-154 является самым опасным среди серийных авиалайнеров. Говорят, что даже пилоты боялись летать на нем,...

SpaceX придется подвинуться: главный конкурент прошел сертификацию
Ракета Vulcan Centaur устранила зависимость США от российских двигателей. Она сможет выводить нагрузку на любые орбиты....

Верный курс – ЛиАЗ отказался от китайских двигателей в пользу российских
Наши моторы обходятся дешевле, да и проблем с поставками быть не должно. Какую силовую установку выбрали на замену китайской – читайте в нашем материале....

Французы представили пассажирский самолет нового поколения
Техника получила комбинированную силовую установку и обещает запас хода более чем в 2000 км. И все это с нулевым уровнем выбросов. Подробнее о характеристиках...

Под Челябинском построят флагман российского тормозного машиностроения
Будут собирать тормозные диски и суппорты. Не исключено, что и для экспорта запчастей....

Сразу три американских автомобильных бренда откроют свои представительства в России
Речь о Ford, Chevrolet и Tesla. Причем первые двое даже не планируют поставки гибридных и электрических моделей — только ДВС!...

Символичное событие – третий Ил-114-300 подняли в небо
Дебютный полет провели в честь памятной даты, которая касается как самого ПАО «Ил», так и всей авиации России. Директор компании также поделился статусом...

Настоящая «дорога жизни»: в Николаевск-на-Амуре по деревянным мостам и грязи
Трассу постепенно реконструируют, но она по-прежнему очень опасна для водителей и пассажиров...

Бывший завод VW в Калуге недорого распродает двигатели и АКПП – мнение водителей
Это полностью новые агрегаты, оставшиеся на складах. Цены ниже рыночных в разы, но есть нюансы....

Запуск ракеты-носителя Spectrum завершился взрывом в прямом эфире
Конкуренция с Flacon 9 откладывается на потом. Инцидент запечатлели в прямой трансляции....

Успешно завершены тесты двигателя для тяжелой ракеты «Ангара-А5М»
Российская школа двигателестроения в очередной раз показала свои возможности. Поставки начнутся в ближайшие месяцы....

Новейший КАМАЗ 6х6 испытывают на крупнейшем газовом месторождении России
Тестирования машины займут месяц. Итоги прохождения предопределят дальнейшую «судьбу» модели и, в особенности, ее серийного производства....

Yugo GV – самый ужасный автомобиль в истории США
Он пришел как мечта для студентов, а ушел под звук насмешек. С чем связана такая репутация?...