Советские маршрутки: а были ли они?
Зарождение маршрутных такси у многих ассоциируется с «лихими 90-ми», когда пассажиров перевозили разбитые «ГАЗели», которыми управляли «безбашенные» водители, обгонявшие попутный транспорт по тротуарам. Сегодня, разумеется, во всем этом наведен более-менее приличный порядок. Однако он существовал и ранее, как и сами «маршрутки».
Маломестное «общественное такси» появилось еще в 30-е годы: их роль играли совсем недешевые автомобили ЗиС-101, позднее ЗиС-110. Первый из них был рассчитан на семь мест. Также использовались ГАЗ-М1, куда помещалось пять пассажиров, реже – другие марки авто.
Выпускаемое количество ЗиС-101 значительно перекрывало потребность в них у чиновников всех рангов. Вот и решили показать миру, что советская модель общества выходит на качественно новый уровень. В 1936-м году первые «маршрутки» стали ездить по Садовому кольцу. В основном такси курсировали между крупными объектами Москвы.
Например, линии пролегали от ВСХВ (ВДНХ), крупных парков, стадионов до вокзалов, аэропортов и пристаней. Существовала проезд между городами, обслуживаемый новым видом такси: от столицы до Бронниц и Ногинска. В 1939-м доставку гостей столицы на ВСВХ, помимо традиционного общественного транспорта, осуществляли 120 «маршруток».
В отличие от обычных таксомоторов, как их тогда называли, плата за проезд в «маршрутках» была фиксированной и зависела от конкретного участка. При этом пассажир мог потребовать остановиться там, где ему удобно, если это не противоречило Правилам дорожного движения.
Возрождение «маршруток» началось после Победы в 1945-м. Первым приступил к работе Третий таксомоторный парк. Расконсервированные ЗиС-101 стали курсировать по Садовому, Бульварному кольцу, а также на линии от пл. Свердлова до Рижского вокзала.
Еще в 1947-м автобусные маршруты стали обслуживать первые тридцать ЗиС-110. В послевоенной стране восстановление работы общественного транспорта проходило трудно и медленно. Поэтому ЗиС-110 часто ездили между загородными населенными пунктами. В то же время появился еще один вид «маршруток» – грузопассажирское такси. Они ездили от вокзалов к рынкам: перевозили сельчан, приехавших в столицу продавать собственноручно выращенную продукцию. Используемые авто – грузовые ГАЗ-ММ: пассажиры сидели прямо в кузове с мешками да сумками.
Зачастую водитель подсаживал желающих доехать до нужного места «мимо кассы»: требуемая сумма за проезд делилась на всех сидящих. Со временем государство решило, что проще навести порядок в перевозочном «бизнесе», а не бороться с ним. Так в 50-е появились междугородные маршруты на большие расстояния по фиксированной плате: пассажир мог купить билет заранее, в кассе.
Между столицей и Харьковым, Рязанью, Владимиром, Симферополем и Тулой курсировали комфортные ЗиС-110. На Трубецкой улице организовали спецгараж для авто, курсирующих между городами, укомплектованный «Победами», а потом ГАЗ-21.
В 58-м маршрутные ЗиС-110 начали массово списывать: на замену пришли более современные ЗиМы (ГАЗ-12). Как раз эти машины открыли первый междугородный маршрут в Ленинграде: от пл. Мира, где находился автовокзал, до Нарвы, Новгорода и других близлежащих населенных пунктов.
В эти годы «маршрутки» окончательно «узаконились» и заняло промежуточное место между автобусами, трамваями троллейбусами и обычным такси. Шестидесятые ознаменовались парой знаковых событий для «малого» общественного транспорта: «Победы» окончательно заменили «Волги» ГАЗ-21, плюс, на улицах появились микроавтобусы РАФ-977ДМ «Латвия», рассчитанные на 12 пассажиров.
Их использование обходилось дешевле, чем легковушек, да и стоимость проезда стала ниже.
Интересная деталь: в 60-е в Москве существовал целый десяток «ночных линий», на которых работали маршрутки с 3-х часов утра до 6-ти. Сейчас такого, вроде, не наблюдается: вот идея для современных перевозчиков! В 1962-м произошло еще одно любопытное событие: появился пункт проката авто. Этим занимался специальный комбинат в Ермаковой роще, который еще и «содержал» 3 автоколонны «Латвий».
Правда, в 1968-м легковушки предоставлять в прокат перестали и на базе предприятия организовали таксомоторный парк №14.
К 1976-му в нем насчитывалось более четырехсот «РАФиков», обслуживавших 40 линий. А недалеко от Риги уже возводили стены нового завода, рассчитанного на выпуск тысячи микроавтобусов в месяц. Тогда же, в 1976-м был официально продемонстрирован РАФ-2203, в основе которого – ГАЗ-24. «Маршрутка» вмещала одиннадцать пассажиров и производилась до 1997-го.
Микроавтобус сразу стал популярным и востребованным: постепенно «2203» появился во всех крупных городах СССР. Ездить в маршрутке того времени было достаточно комфортно: «стоячие места» не предусматривались, машина останавливалась по требованию пассажира, если не нарушались ПДД. Горожане с удовольствием пользовались возможностью проезда на РАФ, хотя цена по сравнению и обычным общественным транспортом была в три раза выше: вместо пяти копеек – пятнадцать. К тому же на таких такси не предусматривалось использование проездных билетов и иных льгот: плати полную сумму и садись!
До того, как в стране в 1987-м окрепло и стало развиваться кооперативное движение, все «маршрутки» обслуживались в автобусных либо таксомоторных парках. В зависимости от местонахождения, «общественное такси» использовалось на разных маршрутах. Например, в Москве оно доставляло пассажиров от станций метро до популярных в городе объектов: торговых комплексов, заводов, аэропортов и т. п.
А в Ленинграде «маршрутки» обеспечивали туристам комфортный проезд до музеев и фонтанов. Впрочем, до вокзалов и аэропортов тоже линия была «наезженной». Иногда «РАФики» дублировали автобусные маршруты и «отбивали хлеб» у традиционных «бомбил».
В областных центрах, где метро отсутствовало, маршрутные такси в основном соединяли отдаленные (спальные) районы с центром или теми же вокзалами, рынками.
Фактически это была единственная «маршрутка» отечественного производства. «РАФик» – надежная и неприхотливая в эксплуатации машина, заполнившая в то время большинство городских автопарков страны. Но были и минусы: тяжелый режим работы слабый кузов просто не выдерживал: владелец микроавтобуса после трех лет эксплуатации в городе мог смело списывать автомобиль.
РАФ-2203 продержался до 1997-го года, когда на смену ему пришла «ГАЗель»: тогда она казалась «суперкомфортабельной»; ведь в нее можно было заходить, почти не нагибаясь!
После распада Союза городской общественный транспорт буквально стал «дышать на ладан». Но перевозка пассажиров – довольно востребованная услуга: «свято место пусто не бывает»! Для предпринимателей, организация частных линий с маршрутными такси стала поистине «золотым дном». Да тут еще подоспел Нижегородский ГАЗ, вовремя освоивший выпуск недорогих ГАЗелей. Ее «маршрутная» версия стала сходить с конвейера в 1996-м. Так закончилась эпоха советских «РАФиков», хотя они еще долго колесили по городским улицам страны.
Зарождение
Маломестное «общественное такси» появилось еще в 30-е годы: их роль играли совсем недешевые автомобили ЗиС-101, позднее ЗиС-110. Первый из них был рассчитан на семь мест. Также использовались ГАЗ-М1, куда помещалось пять пассажиров, реже – другие марки авто.
ГАЗ-М1 в роли маршрутного такси. Архивное фото.
Выпускаемое количество ЗиС-101 значительно перекрывало потребность в них у чиновников всех рангов. Вот и решили показать миру, что советская модель общества выходит на качественно новый уровень. В 1936-м году первые «маршрутки» стали ездить по Садовому кольцу. В основном такси курсировали между крупными объектами Москвы.
Маршрутный ЗиС-101 на вокзале. Фото: YouTube.com
Например, линии пролегали от ВСХВ (ВДНХ), крупных парков, стадионов до вокзалов, аэропортов и пристаней. Существовала проезд между городами, обслуживаемый новым видом такси: от столицы до Бронниц и Ногинска. В 1939-м доставку гостей столицы на ВСВХ, помимо традиционного общественного транспорта, осуществляли 120 «маршруток».
В отличие от правительственных и чиновничьих лимузинов, ЗиС-101-такси окрашивали в белый, синий или желтый цвет. Архивное фото.
В отличие от обычных таксомоторов, как их тогда называли, плата за проезд в «маршрутках» была фиксированной и зависела от конкретного участка. При этом пассажир мог потребовать остановиться там, где ему удобно, если это не противоречило Правилам дорожного движения.
Во время войны часть такси была отправлена на фронт, остальные законсервировали до лучших времен. Только небольшая часть авто занималась обслуживанием предприятий.
Возрождение «маршруток» началось после Победы в 1945-м. Первым приступил к работе Третий таксомоторный парк. Расконсервированные ЗиС-101 стали курсировать по Садовому, Бульварному кольцу, а также на линии от пл. Свердлова до Рижского вокзала.
Пятидесятые
Еще в 1947-м автобусные маршруты стали обслуживать первые тридцать ЗиС-110. В послевоенной стране восстановление работы общественного транспорта проходило трудно и медленно. Поэтому ЗиС-110 часто ездили между загородными населенными пунктами. В то же время появился еще один вид «маршруток» – грузопассажирское такси. Они ездили от вокзалов к рынкам: перевозили сельчан, приехавших в столицу продавать собственноручно выращенную продукцию. Используемые авто – грузовые ГАЗ-ММ: пассажиры сидели прямо в кузове с мешками да сумками.
В кузов полуторки ставили лавки, и – маршрутное трузотакси готово! Фото: YouTube.com
Зачастую водитель подсаживал желающих доехать до нужного места «мимо кассы»: требуемая сумма за проезд делилась на всех сидящих. Со временем государство решило, что проще навести порядок в перевозочном «бизнесе», а не бороться с ним. Так в 50-е появились междугородные маршруты на большие расстояния по фиксированной плате: пассажир мог купить билет заранее, в кассе.
Междугородное маршрутное такси у вокзала. Архивное фото.
Между столицей и Харьковым, Рязанью, Владимиром, Симферополем и Тулой курсировали комфортные ЗиС-110. На Трубецкой улице организовали спецгараж для авто, курсирующих между городами, укомплектованный «Победами», а потом ГАЗ-21.
В 1957 году на улицах изредка встречалось маршрутное такси в виде 10-местного РАФ-10 с агрегатами от ГАЗ-М20. Архивное фото.
В 58-м маршрутные ЗиС-110 начали массово списывать: на замену пришли более современные ЗиМы (ГАЗ-12). Как раз эти машины открыли первый междугородный маршрут в Ленинграде: от пл. Мира, где находился автовокзал, до Нарвы, Новгорода и других близлежащих населенных пунктов.
Шестидесятые
В эти годы «маршрутки» окончательно «узаконились» и заняло промежуточное место между автобусами, трамваями троллейбусами и обычным такси. Шестидесятые ознаменовались парой знаковых событий для «малого» общественного транспорта: «Победы» окончательно заменили «Волги» ГАЗ-21, плюс, на улицах появились микроавтобусы РАФ-977ДМ «Латвия», рассчитанные на 12 пассажиров.
Микроавтобус «Латвия» постепенно «завоевал всю страну». Архивное фото.
Их использование обходилось дешевле, чем легковушек, да и стоимость проезда стала ниже.
РАФ-980Д: версия для аэропортов. Архивное фото.
Интересная деталь: в 60-е в Москве существовал целый десяток «ночных линий», на которых работали маршрутки с 3-х часов утра до 6-ти. Сейчас такого, вроде, не наблюдается: вот идея для современных перевозчиков! В 1962-м произошло еще одно любопытное событие: появился пункт проката авто. Этим занимался специальный комбинат в Ермаковой роще, который еще и «содержал» 3 автоколонны «Латвий».
Внутри РАФа 60-х было сравнительно комфортно. Архивное фото.
Правда, в 1968-м легковушки предоставлять в прокат перестали и на базе предприятия организовали таксомоторный парк №14.
Семидесятые
К 1976-му в нем насчитывалось более четырехсот «РАФиков», обслуживавших 40 линий. А недалеко от Риги уже возводили стены нового завода, рассчитанного на выпуск тысячи микроавтобусов в месяц. Тогда же, в 1976-м был официально продемонстрирован РАФ-2203, в основе которого – ГАЗ-24. «Маршрутка» вмещала одиннадцать пассажиров и производилась до 1997-го.
Рижская фабрика в год выпускала более 15 тыс. РАФ. Архивное фото.
Микроавтобус сразу стал популярным и востребованным: постепенно «2203» появился во всех крупных городах СССР. Ездить в маршрутке того времени было достаточно комфортно: «стоячие места» не предусматривались, машина останавливалась по требованию пассажира, если не нарушались ПДД. Горожане с удовольствием пользовались возможностью проезда на РАФ, хотя цена по сравнению и обычным общественным транспортом была в три раза выше: вместо пяти копеек – пятнадцать. К тому же на таких такси не предусматривалось использование проездных билетов и иных льгот: плати полную сумму и садись!
Восьмидесятые и начало 90-х
До того, как в стране в 1987-м окрепло и стало развиваться кооперативное движение, все «маршрутки» обслуживались в автобусных либо таксомоторных парках. В зависимости от местонахождения, «общественное такси» использовалось на разных маршрутах. Например, в Москве оно доставляло пассажиров от станций метро до популярных в городе объектов: торговых комплексов, заводов, аэропортов и т. п.
РАФики быстро заполнили городские улицы. Архивное фото.
А в Ленинграде «маршрутки» обеспечивали туристам комфортный проезд до музеев и фонтанов. Впрочем, до вокзалов и аэропортов тоже линия была «наезженной». Иногда «РАФики» дублировали автобусные маршруты и «отбивали хлеб» у традиционных «бомбил».
Часто маршрутное такси дежурило у метро. Архивное фото.
В областных центрах, где метро отсутствовало, маршрутные такси в основном соединяли отдаленные (спальные) районы с центром или теми же вокзалами, рынками.
РАФ-2203
Фактически это была единственная «маршрутка» отечественного производства. «РАФик» – надежная и неприхотливая в эксплуатации машина, заполнившая в то время большинство городских автопарков страны. Но были и минусы: тяжелый режим работы слабый кузов просто не выдерживал: владелец микроавтобуса после трех лет эксплуатации в городе мог смело списывать автомобиль.
Привычный вид транспорта для 80-х. Архивное фото.
РАФ-2203 продержался до 1997-го года, когда на смену ему пришла «ГАЗель»: тогда она казалась «суперкомфортабельной»; ведь в нее можно было заходить, почти не нагибаясь!
Постскриптум
После распада Союза городской общественный транспорт буквально стал «дышать на ладан». Но перевозка пассажиров – довольно востребованная услуга: «свято место пусто не бывает»! Для предпринимателей, организация частных линий с маршрутными такси стала поистине «золотым дном». Да тут еще подоспел Нижегородский ГАЗ, вовремя освоивший выпуск недорогих ГАЗелей. Ее «маршрутная» версия стала сходить с конвейера в 1996-м. Так закончилась эпоха советских «РАФиков», хотя они еще долго колесили по городским улицам страны.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....