На чем ездил Вождь мирового пролетариата
С автомобилями у Владимира Ильича отношения изначально не заладились. Еще в 1909-м, будучи в эмиграции, в окрестностях столицы Франции, его чуть не сбил «Роллс-Ройс», когда будущий Вождь мирового пролетариата мирно прокатывался на велосипеде. Ленин отделался ушибами, а вот двухколесную технику пришлось утилизировать. Впрочем, иск в суд он все же подал и процесс выиграл! Затем в отношениях Ильича с машинами наступила пауза почти на десять лет.
Новая «встреча» вождя с автомобилем, точнее, его бронированным вариантом, случилась в апреле 1917-го, когда Ленин читал свои знаменитые «тезисы». С 1914-го по 1917-й английский производитель «Остин» поставлял в Россию бронированные автомобили, которые использовались военными. Однако машина их не удовлетворяла по своим боевым качествам и ее решили усовершенствовать на Путиловском заводе.
В итоге автомобиль получил усиленное вооружение и дублированное (!) управление: на машине можно было ездить в любую сторону, как на электричке: руль с педалями были спереди и сзади. Однако став лидером страны, Владимир Ильич броневикам предпочел гражданские автомобили.
Роскошная по тем временам машина, которая собиралась во Франции вручную. У авто – закрытый кузов, комфортный диван сзади. Однако вождь почему-то предпочитал ездить, сидя рядом с шофером. В движение автомобиль приводился 50-сильным мотором объемом 4,7 л. Ранее Turcat-Mery 28 находилась в гараже Николая II: на ней каталась его старшая дочь Татьяна, затем после Февральской революции – Александр Керенский. В октябре 1917-го машина перешла в распоряжение В. И. Ленина.
А уже в декабре ее …угнали! Причем прямо с территории Смольного. Ильич сильно расстроился и уволил водителя, сказав, что вернет его на работу, как только он найдет машину. К поискам подключилось ЧК и «Мэри» вскоре нашли на окраине. Предположение о политической подоплеке угона не подтвердилось. Преступники банально хотели продать авто в Финляндию «под разбор»: уже тогда криминальный бизнес в этом направлении успешно развивался. Машины угоняли, разбирали на запчасти и продавали в Европе. Дальнейшая судьба Turcat-Mery 28 неизвестна: ее следы затерялись в 20-х годах минувшего века.
Шикарный лимузин тоже достался Ленину из царского гаража, в котором всего насчитывалось 45 авто. Любопытно, что личным шофером вождя стал Степан Гиль, ранее возивший Николая II.
Как раз тогда и был создан хорошо известный ГОН – гараж особого назначения.
Французская машина «Делонэ-Бельвиль» оснащалась шестицилиндровым мотором с рекордным по тем временам объемом около 12 л. Двигатель, развивавший 70 «лошадей» помогал достигать немыслимой скорости в 110 км/ч. И это при том, что сама машина весила 2,3 т! Однако этот автомобиль тоже оказался для Ильича несчастливым: 1.01.1918 года на Ленина было совершено покушение и деревянный кузов, пробитый пулями, пришел в полную негодность.
Машину вел второй шофер – Тарас Гороховик. Он сумел, маневрируя по узким улочкам, скрыться от нападавших. Не исключено, что благодаря его водительскому мастерству и надежности автомобиля, удалось спасти жизнь руководителю партии и страны. Изрешеченный лимузин списали и отправили на свалку.
Тоже экспонат из коллекции императора. Модель оснащалась шестицилиндровым силовым агрегатом в 7,5 л. «Рено» отличался техническим новшеством: усилителем тормозов. И опять иномарка, можно сказать, спасла Ильичу жизнь. Очередное покушение на него совершили 30.08.1918 года, после митинга, в котором участвовали рабочие завода Михельсона. Закончив речь, Владимир Ильич пошел к машине, как вдруг его мысли перебила женщина, задавшая вопрос. Ленин обернулся и тут прогремели выстрелы. Вождя уложили в Renault и немедленно доставили в больницу при Кремле, где оказали медпомощь.
В следующем году автомобиль постигла та же участь, что и когда-то первую машину вождя Turcat-Mery 28. «Рено» угнали, причем нагло, бесцеремонно. Движущееся авто остановили вооруженные люди, и Ленин, решив, что это патруль, подчинился (за рулем был шофер Гиль). Однако ему и его спутникам приказали выйти из машины, которую тут же угнали. Грабитель, а им оказался Яшка «Кошелек» не расслышал Ильича, когда тот назвал свою фамилию. Скрывшись на машине, один из подельников потребовал вернуться: он различил, что сказал вождь и решил взять его в заложники. Но Ленина и след простыл. Угнанное авто задержали, убив водителя: больше о судьбе «Рено» ничего не известно.
В 1921-м году советская делегация, имевшая цель наладить торговые отношения с Великобританией, прибыла в Лондон. Дабы подтвердить свои намерения (и не только поэтому), представители Страны Советов заключили сделку века: подписали соглашение о закупки у компании «Роллс-Ройс» семидесяти машин. Такое количество автомобилей тогда одновременно никто не покупал! Однако огромная сумма, которую собирались потратить большевики, могла вызвать недовольство в голодающей и разрушенной стране. Поэтому все же ограничились 13-ю единицами техники. А оставшиеся деньги перенаправили не покупку продовольствия.
В распоряжение руководителя страны предоставили Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost Alpine Eagle. Это та самая модель, с которой Ильич неудачно «познакомился» в 1909-м году во время велосипедной прогулки. Машиной Ленин пользовался летом. Последний раз на ней он проехался осенью 1923-го, когда с сестрой Марией и женой Н. Крупской прибыл в столицу на выставку достижений в сельском хозяйстве и промышленности, позже названную ВДНХ.
Вторым автомобилем марки Silver Ghost Continental вождь пользовался, когда нужно было совершить ехать в Горки, за город. Для этого рабочие Путиловского завода модернизировали технику, чтобы улучшить ее проходимость: на машину сзади поставили гусеничную тележку, а спереди – лыжи.
В течение нескольких зимних сезонов «гибрид» накатал около 15 тыс. км.
Тому, который с гусеницами и лыжами повезло: он находился в Горках фактически в нетронутом виде. В 1984-м специалисты из ЗиЛа запустили двигатель и подреставрировали. Авто стояло в специальном помещении, где им любовались посетители. Правда кто-то из экскурсантов незаметно свинтил с передка капота фирменную фигурку «Серебряной Леди».
Второму «Роллс-Ройсу» с открытым кузовом везло не так сильно. После смерти вождя он использовался, как разъездной автомобиль до самых 30-х. Когда автопарк обновили, машину списали и отправили в Крым, где на нем катался председатель одного из рыбколхозов, который и не подозревал, кто на этой технике ездил до него…
Но тут подоспело указание Сталина о сбережении всего, что имело отношение к Ленину. Авто вернули в Горки в «модернизированном» виде: с другой оптикой, крыльями от полуторки и непонятным верхом. Первозданный вид машине вернули только в 1959-м. Реставрация длилась два года, начиная с 1957-го. Работу выполняли сотрудники ЗиЛа и все сделали на совесть: машина своим ходом доехала до музея, расположенного в столице на площади Революции. В 90-е ему стало видимо, содержать экспонат не по силам, а может, были и какие-то другие причины. Так или иначе, «Роллс-Ройс» Ленина передали в Исторический музей.
Новая «встреча» вождя с автомобилем, точнее, его бронированным вариантом, случилась в апреле 1917-го, когда Ленин читал свои знаменитые «тезисы». С 1914-го по 1917-й английский производитель «Остин» поставлял в Россию бронированные автомобили, которые использовались военными. Однако машина их не удовлетворяла по своим боевым качествам и ее решили усовершенствовать на Путиловском заводе.
Броневик Austin, восстановленный энтузиастами. Фото: YouTube.com
В итоге автомобиль получил усиленное вооружение и дублированное (!) управление: на машине можно было ездить в любую сторону, как на электричке: руль с педалями были спереди и сзади. Однако став лидером страны, Владимир Ильич броневикам предпочел гражданские автомобили.
Turcat-Mery 28
Роскошная по тем временам машина, которая собиралась во Франции вручную. У авто – закрытый кузов, комфортный диван сзади. Однако вождь почему-то предпочитал ездить, сидя рядом с шофером. В движение автомобиль приводился 50-сильным мотором объемом 4,7 л. Ранее Turcat-Mery 28 находилась в гараже Николая II: на ней каталась его старшая дочь Татьяна, затем после Февральской революции – Александр Керенский. В октябре 1917-го машина перешла в распоряжение В. И. Ленина.
Turcat-Mery 28: машина этой модели стала первой в гараже правительства Страны Советов. Фото: YouTube.com
А уже в декабре ее …угнали! Причем прямо с территории Смольного. Ильич сильно расстроился и уволил водителя, сказав, что вернет его на работу, как только он найдет машину. К поискам подключилось ЧК и «Мэри» вскоре нашли на окраине. Предположение о политической подоплеке угона не подтвердилось. Преступники банально хотели продать авто в Финляндию «под разбор»: уже тогда криминальный бизнес в этом направлении успешно развивался. Машины угоняли, разбирали на запчасти и продавали в Европе. Дальнейшая судьба Turcat-Mery 28 неизвестна: ее следы затерялись в 20-х годах минувшего века.
Delaunay-Belleville-45
Шикарный лимузин тоже достался Ленину из царского гаража, в котором всего насчитывалось 45 авто. Любопытно, что личным шофером вождя стал Степан Гиль, ранее возивший Николая II.
В царском гараже была внушительная коллекция авто. Архивное фото
Как раз тогда и был создан хорошо известный ГОН – гараж особого назначения.
Сначала Delaunay-Belleville-45 принадлежал российскому императору. Архивное фото
Французская машина «Делонэ-Бельвиль» оснащалась шестицилиндровым мотором с рекордным по тем временам объемом около 12 л. Двигатель, развивавший 70 «лошадей» помогал достигать немыслимой скорости в 110 км/ч. И это при том, что сама машина весила 2,3 т! Однако этот автомобиль тоже оказался для Ильича несчастливым: 1.01.1918 года на Ленина было совершено покушение и деревянный кузов, пробитый пулями, пришел в полную негодность.
Delaunay-Belleville-45 на выставке ретро-автомобилей в 2022-м году. Фото: YouTube.com
Машину вел второй шофер – Тарас Гороховик. Он сумел, маневрируя по узким улочкам, скрыться от нападавших. Не исключено, что благодаря его водительскому мастерству и надежности автомобиля, удалось спасти жизнь руководителю партии и страны. Изрешеченный лимузин списали и отправили на свалку.
Renault — 40 CV
Тоже экспонат из коллекции императора. Модель оснащалась шестицилиндровым силовым агрегатом в 7,5 л. «Рено» отличался техническим новшеством: усилителем тормозов. И опять иномарка, можно сказать, спасла Ильичу жизнь. Очередное покушение на него совершили 30.08.1918 года, после митинга, в котором участвовали рабочие завода Михельсона. Закончив речь, Владимир Ильич пошел к машине, как вдруг его мысли перебила женщина, задавшая вопрос. Ленин обернулся и тут прогремели выстрелы. Вождя уложили в Renault и немедленно доставили в больницу при Кремле, где оказали медпомощь.
Рядом с такой же машиной вождя обстреляли. Фото: YouTube.com
В следующем году автомобиль постигла та же участь, что и когда-то первую машину вождя Turcat-Mery 28. «Рено» угнали, причем нагло, бесцеремонно. Движущееся авто остановили вооруженные люди, и Ленин, решив, что это патруль, подчинился (за рулем был шофер Гиль). Однако ему и его спутникам приказали выйти из машины, которую тут же угнали. Грабитель, а им оказался Яшка «Кошелек» не расслышал Ильича, когда тот назвал свою фамилию. Скрывшись на машине, один из подельников потребовал вернуться: он различил, что сказал вождь и решил взять его в заложники. Но Ленина и след простыл. Угнанное авто задержали, убив водителя: больше о судьбе «Рено» ничего не известно.
«Роллс-Ройсы»
В 1921-м году советская делегация, имевшая цель наладить торговые отношения с Великобританией, прибыла в Лондон. Дабы подтвердить свои намерения (и не только поэтому), представители Страны Советов заключили сделку века: подписали соглашение о закупки у компании «Роллс-Ройс» семидесяти машин. Такое количество автомобилей тогда одновременно никто не покупал! Однако огромная сумма, которую собирались потратить большевики, могла вызвать недовольство в голодающей и разрушенной стране. Поэтому все же ограничились 13-ю единицами техники. А оставшиеся деньги перенаправили не покупку продовольствия.
70 авто для разоренной страны тогда было чрезмерно дорого. Архивное фото
В распоряжение руководителя страны предоставили Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost Alpine Eagle. Это та самая модель, с которой Ильич неудачно «познакомился» в 1909-м году во время велосипедной прогулки. Машиной Ленин пользовался летом. Последний раз на ней он проехался осенью 1923-го, когда с сестрой Марией и женой Н. Крупской прибыл в столицу на выставку достижений в сельском хозяйстве и промышленности, позже названную ВДНХ.
Вторым автомобилем марки Silver Ghost Continental вождь пользовался, когда нужно было совершить ехать в Горки, за город. Для этого рабочие Путиловского завода модернизировали технику, чтобы улучшить ее проходимость: на машину сзади поставили гусеничную тележку, а спереди – лыжи.
Путиловцы ставили «Роллс-Ройс» на гусеницы и лыжи для царя, так что процесс «модернизации» им был хорошо знаком. Архивное фото
В течение нескольких зимних сезонов «гибрид» накатал около 15 тыс. км.
Дальнейшие судьбы «Роллс-Ройсов»
Тому, который с гусеницами и лыжами повезло: он находился в Горках фактически в нетронутом виде. В 1984-м специалисты из ЗиЛа запустили двигатель и подреставрировали. Авто стояло в специальном помещении, где им любовались посетители. Правда кто-то из экскурсантов незаметно свинтил с передка капота фирменную фигурку «Серебряной Леди».
Ленинский «Роллс-Ройс»на гусеницах и лыжах отлично преодолевал бездорожье. Архивное фото
Второму «Роллс-Ройсу» с открытым кузовом везло не так сильно. После смерти вождя он использовался, как разъездной автомобиль до самых 30-х. Когда автопарк обновили, машину списали и отправили в Крым, где на нем катался председатель одного из рыбколхозов, который и не подозревал, кто на этой технике ездил до него…
Второй летний Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost – «серебряный призрак» с открытым верхом. Фото: YouTube.com
Но тут подоспело указание Сталина о сбережении всего, что имело отношение к Ленину. Авто вернули в Горки в «модернизированном» виде: с другой оптикой, крыльями от полуторки и непонятным верхом. Первозданный вид машине вернули только в 1959-м. Реставрация длилась два года, начиная с 1957-го. Работу выполняли сотрудники ЗиЛа и все сделали на совесть: машина своим ходом доехала до музея, расположенного в столице на площади Революции. В 90-е ему стало видимо, содержать экспонат не по силам, а может, были и какие-то другие причины. Так или иначе, «Роллс-Ройс» Ленина передали в Исторический музей.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...