
На чем ездил Вождь мирового пролетариата
С автомобилями у Владимира Ильича отношения изначально не заладились. Еще в 1909-м, будучи в эмиграции, в окрестностях столицы Франции, его чуть не сбил «Роллс-Ройс», когда будущий Вождь мирового пролетариата мирно прокатывался на велосипеде. Ленин отделался ушибами, а вот двухколесную технику пришлось утилизировать. Впрочем, иск в суд он все же подал и процесс выиграл! Затем в отношениях Ильича с машинами наступила пауза почти на десять лет.
Новая «встреча» вождя с автомобилем, точнее, его бронированным вариантом, случилась в апреле 1917-го, когда Ленин читал свои знаменитые «тезисы». С 1914-го по 1917-й английский производитель «Остин» поставлял в Россию бронированные автомобили, которые использовались военными. Однако машина их не удовлетворяла по своим боевым качествам и ее решили усовершенствовать на Путиловском заводе.
Броневик Austin, восстановленный энтузиастами. Фото: YouTube.com
В итоге автомобиль получил усиленное вооружение и дублированное (!) управление: на машине можно было ездить в любую сторону, как на электричке: руль с педалями были спереди и сзади. Однако став лидером страны, Владимир Ильич броневикам предпочел гражданские автомобили.
Роскошная по тем временам машина, которая собиралась во Франции вручную. У авто – закрытый кузов, комфортный диван сзади. Однако вождь почему-то предпочитал ездить, сидя рядом с шофером. В движение автомобиль приводился 50-сильным мотором объемом 4,7 л. Ранее Turcat-Mery 28 находилась в гараже Николая II: на ней каталась его старшая дочь Татьяна, затем после Февральской революции – Александр Керенский. В октябре 1917-го машина перешла в распоряжение В. И. Ленина.
Turcat-Mery 28: машина этой модели стала первой в гараже правительства Страны Советов. Фото: YouTube.com
А уже в декабре ее …угнали! Причем прямо с территории Смольного. Ильич сильно расстроился и уволил водителя, сказав, что вернет его на работу, как только он найдет машину. К поискам подключилось ЧК и «Мэри» вскоре нашли на окраине. Предположение о политической подоплеке угона не подтвердилось. Преступники банально хотели продать авто в Финляндию «под разбор»: уже тогда криминальный бизнес в этом направлении успешно развивался. Машины угоняли, разбирали на запчасти и продавали в Европе. Дальнейшая судьба Turcat-Mery 28 неизвестна: ее следы затерялись в 20-х годах минувшего века.
Шикарный лимузин тоже достался Ленину из царского гаража, в котором всего насчитывалось 45 авто. Любопытно, что личным шофером вождя стал Степан Гиль, ранее возивший Николая II.
В царском гараже была внушительная коллекция авто. Архивное фото
Как раз тогда и был создан хорошо известный ГОН – гараж особого назначения.
Сначала Delaunay-Belleville-45 принадлежал российскому императору. Архивное фото
Французская машина «Делонэ-Бельвиль» оснащалась шестицилиндровым мотором с рекордным по тем временам объемом около 12 л. Двигатель, развивавший 70 «лошадей» помогал достигать немыслимой скорости в 110 км/ч. И это при том, что сама машина весила 2,3 т! Однако этот автомобиль тоже оказался для Ильича несчастливым: 1.01.1918 года на Ленина было совершено покушение и деревянный кузов, пробитый пулями, пришел в полную негодность.
Delaunay-Belleville-45 на выставке ретро-автомобилей в 2022-м году. Фото: YouTube.com
Машину вел второй шофер – Тарас Гороховик. Он сумел, маневрируя по узким улочкам, скрыться от нападавших. Не исключено, что благодаря его водительскому мастерству и надежности автомобиля, удалось спасти жизнь руководителю партии и страны. Изрешеченный лимузин списали и отправили на свалку.
Тоже экспонат из коллекции императора. Модель оснащалась шестицилиндровым силовым агрегатом в 7,5 л. «Рено» отличался техническим новшеством: усилителем тормозов. И опять иномарка, можно сказать, спасла Ильичу жизнь. Очередное покушение на него совершили 30.08.1918 года, после митинга, в котором участвовали рабочие завода Михельсона. Закончив речь, Владимир Ильич пошел к машине, как вдруг его мысли перебила женщина, задавшая вопрос. Ленин обернулся и тут прогремели выстрелы. Вождя уложили в Renault и немедленно доставили в больницу при Кремле, где оказали медпомощь.
Рядом с такой же машиной вождя обстреляли. Фото: YouTube.com
В следующем году автомобиль постигла та же участь, что и когда-то первую машину вождя Turcat-Mery 28. «Рено» угнали, причем нагло, бесцеремонно. Движущееся авто остановили вооруженные люди, и Ленин, решив, что это патруль, подчинился (за рулем был шофер Гиль). Однако ему и его спутникам приказали выйти из машины, которую тут же угнали. Грабитель, а им оказался Яшка «Кошелек» не расслышал Ильича, когда тот назвал свою фамилию. Скрывшись на машине, один из подельников потребовал вернуться: он различил, что сказал вождь и решил взять его в заложники. Но Ленина и след простыл. Угнанное авто задержали, убив водителя: больше о судьбе «Рено» ничего не известно.
В 1921-м году советская делегация, имевшая цель наладить торговые отношения с Великобританией, прибыла в Лондон. Дабы подтвердить свои намерения (и не только поэтому), представители Страны Советов заключили сделку века: подписали соглашение о закупки у компании «Роллс-Ройс» семидесяти машин. Такое количество автомобилей тогда одновременно никто не покупал! Однако огромная сумма, которую собирались потратить большевики, могла вызвать недовольство в голодающей и разрушенной стране. Поэтому все же ограничились 13-ю единицами техники. А оставшиеся деньги перенаправили не покупку продовольствия.
70 авто для разоренной страны тогда было чрезмерно дорого. Архивное фото
В распоряжение руководителя страны предоставили Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost Alpine Eagle. Это та самая модель, с которой Ильич неудачно «познакомился» в 1909-м году во время велосипедной прогулки. Машиной Ленин пользовался летом. Последний раз на ней он проехался осенью 1923-го, когда с сестрой Марией и женой Н. Крупской прибыл в столицу на выставку достижений в сельском хозяйстве и промышленности, позже названную ВДНХ.
Вторым автомобилем марки Silver Ghost Continental вождь пользовался, когда нужно было совершить ехать в Горки, за город. Для этого рабочие Путиловского завода модернизировали технику, чтобы улучшить ее проходимость: на машину сзади поставили гусеничную тележку, а спереди – лыжи.
Путиловцы ставили «Роллс-Ройс» на гусеницы и лыжи для царя, так что процесс «модернизации» им был хорошо знаком. Архивное фото
В течение нескольких зимних сезонов «гибрид» накатал около 15 тыс. км.
Тому, который с гусеницами и лыжами повезло: он находился в Горках фактически в нетронутом виде. В 1984-м специалисты из ЗиЛа запустили двигатель и подреставрировали. Авто стояло в специальном помещении, где им любовались посетители. Правда кто-то из экскурсантов незаметно свинтил с передка капота фирменную фигурку «Серебряной Леди».
Ленинский «Роллс-Ройс»на гусеницах и лыжах отлично преодолевал бездорожье. Архивное фото
Второму «Роллс-Ройсу» с открытым кузовом везло не так сильно. После смерти вождя он использовался, как разъездной автомобиль до самых 30-х. Когда автопарк обновили, машину списали и отправили в Крым, где на нем катался председатель одного из рыбколхозов, который и не подозревал, кто на этой технике ездил до него…
Второй летний Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost – «серебряный призрак» с открытым верхом. Фото: YouTube.com
Но тут подоспело указание Сталина о сбережении всего, что имело отношение к Ленину. Авто вернули в Горки в «модернизированном» виде: с другой оптикой, крыльями от полуторки и непонятным верхом. Первозданный вид машине вернули только в 1959-м. Реставрация длилась два года, начиная с 1957-го. Работу выполняли сотрудники ЗиЛа и все сделали на совесть: машина своим ходом доехала до музея, расположенного в столице на площади Революции. В 90-е ему стало видимо, содержать экспонат не по силам, а может, были и какие-то другие причины. Так или иначе, «Роллс-Ройс» Ленина передали в Исторический музей.
Новая «встреча» вождя с автомобилем, точнее, его бронированным вариантом, случилась в апреле 1917-го, когда Ленин читал свои знаменитые «тезисы». С 1914-го по 1917-й английский производитель «Остин» поставлял в Россию бронированные автомобили, которые использовались военными. Однако машина их не удовлетворяла по своим боевым качествам и ее решили усовершенствовать на Путиловском заводе.

В итоге автомобиль получил усиленное вооружение и дублированное (!) управление: на машине можно было ездить в любую сторону, как на электричке: руль с педалями были спереди и сзади. Однако став лидером страны, Владимир Ильич броневикам предпочел гражданские автомобили.
Turcat-Mery 28
Роскошная по тем временам машина, которая собиралась во Франции вручную. У авто – закрытый кузов, комфортный диван сзади. Однако вождь почему-то предпочитал ездить, сидя рядом с шофером. В движение автомобиль приводился 50-сильным мотором объемом 4,7 л. Ранее Turcat-Mery 28 находилась в гараже Николая II: на ней каталась его старшая дочь Татьяна, затем после Февральской революции – Александр Керенский. В октябре 1917-го машина перешла в распоряжение В. И. Ленина.

А уже в декабре ее …угнали! Причем прямо с территории Смольного. Ильич сильно расстроился и уволил водителя, сказав, что вернет его на работу, как только он найдет машину. К поискам подключилось ЧК и «Мэри» вскоре нашли на окраине. Предположение о политической подоплеке угона не подтвердилось. Преступники банально хотели продать авто в Финляндию «под разбор»: уже тогда криминальный бизнес в этом направлении успешно развивался. Машины угоняли, разбирали на запчасти и продавали в Европе. Дальнейшая судьба Turcat-Mery 28 неизвестна: ее следы затерялись в 20-х годах минувшего века.
Delaunay-Belleville-45
Шикарный лимузин тоже достался Ленину из царского гаража, в котором всего насчитывалось 45 авто. Любопытно, что личным шофером вождя стал Степан Гиль, ранее возивший Николая II.

Как раз тогда и был создан хорошо известный ГОН – гараж особого назначения.

Французская машина «Делонэ-Бельвиль» оснащалась шестицилиндровым мотором с рекордным по тем временам объемом около 12 л. Двигатель, развивавший 70 «лошадей» помогал достигать немыслимой скорости в 110 км/ч. И это при том, что сама машина весила 2,3 т! Однако этот автомобиль тоже оказался для Ильича несчастливым: 1.01.1918 года на Ленина было совершено покушение и деревянный кузов, пробитый пулями, пришел в полную негодность.

Машину вел второй шофер – Тарас Гороховик. Он сумел, маневрируя по узким улочкам, скрыться от нападавших. Не исключено, что благодаря его водительскому мастерству и надежности автомобиля, удалось спасти жизнь руководителю партии и страны. Изрешеченный лимузин списали и отправили на свалку.
Renault — 40 CV
Тоже экспонат из коллекции императора. Модель оснащалась шестицилиндровым силовым агрегатом в 7,5 л. «Рено» отличался техническим новшеством: усилителем тормозов. И опять иномарка, можно сказать, спасла Ильичу жизнь. Очередное покушение на него совершили 30.08.1918 года, после митинга, в котором участвовали рабочие завода Михельсона. Закончив речь, Владимир Ильич пошел к машине, как вдруг его мысли перебила женщина, задавшая вопрос. Ленин обернулся и тут прогремели выстрелы. Вождя уложили в Renault и немедленно доставили в больницу при Кремле, где оказали медпомощь.

В следующем году автомобиль постигла та же участь, что и когда-то первую машину вождя Turcat-Mery 28. «Рено» угнали, причем нагло, бесцеремонно. Движущееся авто остановили вооруженные люди, и Ленин, решив, что это патруль, подчинился (за рулем был шофер Гиль). Однако ему и его спутникам приказали выйти из машины, которую тут же угнали. Грабитель, а им оказался Яшка «Кошелек» не расслышал Ильича, когда тот назвал свою фамилию. Скрывшись на машине, один из подельников потребовал вернуться: он различил, что сказал вождь и решил взять его в заложники. Но Ленина и след простыл. Угнанное авто задержали, убив водителя: больше о судьбе «Рено» ничего не известно.
«Роллс-Ройсы»
В 1921-м году советская делегация, имевшая цель наладить торговые отношения с Великобританией, прибыла в Лондон. Дабы подтвердить свои намерения (и не только поэтому), представители Страны Советов заключили сделку века: подписали соглашение о закупки у компании «Роллс-Ройс» семидесяти машин. Такое количество автомобилей тогда одновременно никто не покупал! Однако огромная сумма, которую собирались потратить большевики, могла вызвать недовольство в голодающей и разрушенной стране. Поэтому все же ограничились 13-ю единицами техники. А оставшиеся деньги перенаправили не покупку продовольствия.

В распоряжение руководителя страны предоставили Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost Alpine Eagle. Это та самая модель, с которой Ильич неудачно «познакомился» в 1909-м году во время велосипедной прогулки. Машиной Ленин пользовался летом. Последний раз на ней он проехался осенью 1923-го, когда с сестрой Марией и женой Н. Крупской прибыл в столицу на выставку достижений в сельском хозяйстве и промышленности, позже названную ВДНХ.
Вторым автомобилем марки Silver Ghost Continental вождь пользовался, когда нужно было совершить ехать в Горки, за город. Для этого рабочие Путиловского завода модернизировали технику, чтобы улучшить ее проходимость: на машину сзади поставили гусеничную тележку, а спереди – лыжи.

В течение нескольких зимних сезонов «гибрид» накатал около 15 тыс. км.
Дальнейшие судьбы «Роллс-Ройсов»
Тому, который с гусеницами и лыжами повезло: он находился в Горках фактически в нетронутом виде. В 1984-м специалисты из ЗиЛа запустили двигатель и подреставрировали. Авто стояло в специальном помещении, где им любовались посетители. Правда кто-то из экскурсантов незаметно свинтил с передка капота фирменную фигурку «Серебряной Леди».

Второму «Роллс-Ройсу» с открытым кузовом везло не так сильно. После смерти вождя он использовался, как разъездной автомобиль до самых 30-х. Когда автопарк обновили, машину списали и отправили в Крым, где на нем катался председатель одного из рыбколхозов, который и не подозревал, кто на этой технике ездил до него…

Но тут подоспело указание Сталина о сбережении всего, что имело отношение к Ленину. Авто вернули в Горки в «модернизированном» виде: с другой оптикой, крыльями от полуторки и непонятным верхом. Первозданный вид машине вернули только в 1959-м. Реставрация длилась два года, начиная с 1957-го. Работу выполняли сотрудники ЗиЛа и все сделали на совесть: машина своим ходом доехала до музея, расположенного в столице на площади Революции. В 90-е ему стало видимо, содержать экспонат не по силам, а может, были и какие-то другие причины. Так или иначе, «Роллс-Ройс» Ленина передали в Исторический музей.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....