На чем ездил Вождь мирового пролетариата
С автомобилями у Владимира Ильича отношения изначально не заладились. Еще в 1909-м, будучи в эмиграции, в окрестностях столицы Франции, его чуть не сбил «Роллс-Ройс», когда будущий Вождь мирового пролетариата мирно прокатывался на велосипеде. Ленин отделался ушибами, а вот двухколесную технику пришлось утилизировать. Впрочем, иск в суд он все же подал и процесс выиграл! Затем в отношениях Ильича с машинами наступила пауза почти на десять лет.
Новая «встреча» вождя с автомобилем, точнее, его бронированным вариантом, случилась в апреле 1917-го, когда Ленин читал свои знаменитые «тезисы». С 1914-го по 1917-й английский производитель «Остин» поставлял в Россию бронированные автомобили, которые использовались военными. Однако машина их не удовлетворяла по своим боевым качествам и ее решили усовершенствовать на Путиловском заводе.
В итоге автомобиль получил усиленное вооружение и дублированное (!) управление: на машине можно было ездить в любую сторону, как на электричке: руль с педалями были спереди и сзади. Однако став лидером страны, Владимир Ильич броневикам предпочел гражданские автомобили.
Роскошная по тем временам машина, которая собиралась во Франции вручную. У авто – закрытый кузов, комфортный диван сзади. Однако вождь почему-то предпочитал ездить, сидя рядом с шофером. В движение автомобиль приводился 50-сильным мотором объемом 4,7 л. Ранее Turcat-Mery 28 находилась в гараже Николая II: на ней каталась его старшая дочь Татьяна, затем после Февральской революции – Александр Керенский. В октябре 1917-го машина перешла в распоряжение В. И. Ленина.
А уже в декабре ее …угнали! Причем прямо с территории Смольного. Ильич сильно расстроился и уволил водителя, сказав, что вернет его на работу, как только он найдет машину. К поискам подключилось ЧК и «Мэри» вскоре нашли на окраине. Предположение о политической подоплеке угона не подтвердилось. Преступники банально хотели продать авто в Финляндию «под разбор»: уже тогда криминальный бизнес в этом направлении успешно развивался. Машины угоняли, разбирали на запчасти и продавали в Европе. Дальнейшая судьба Turcat-Mery 28 неизвестна: ее следы затерялись в 20-х годах минувшего века.
Шикарный лимузин тоже достался Ленину из царского гаража, в котором всего насчитывалось 45 авто. Любопытно, что личным шофером вождя стал Степан Гиль, ранее возивший Николая II.
Как раз тогда и был создан хорошо известный ГОН – гараж особого назначения.
Французская машина «Делонэ-Бельвиль» оснащалась шестицилиндровым мотором с рекордным по тем временам объемом около 12 л. Двигатель, развивавший 70 «лошадей» помогал достигать немыслимой скорости в 110 км/ч. И это при том, что сама машина весила 2,3 т! Однако этот автомобиль тоже оказался для Ильича несчастливым: 1.01.1918 года на Ленина было совершено покушение и деревянный кузов, пробитый пулями, пришел в полную негодность.
Машину вел второй шофер – Тарас Гороховик. Он сумел, маневрируя по узким улочкам, скрыться от нападавших. Не исключено, что благодаря его водительскому мастерству и надежности автомобиля, удалось спасти жизнь руководителю партии и страны. Изрешеченный лимузин списали и отправили на свалку.
Тоже экспонат из коллекции императора. Модель оснащалась шестицилиндровым силовым агрегатом в 7,5 л. «Рено» отличался техническим новшеством: усилителем тормозов. И опять иномарка, можно сказать, спасла Ильичу жизнь. Очередное покушение на него совершили 30.08.1918 года, после митинга, в котором участвовали рабочие завода Михельсона. Закончив речь, Владимир Ильич пошел к машине, как вдруг его мысли перебила женщина, задавшая вопрос. Ленин обернулся и тут прогремели выстрелы. Вождя уложили в Renault и немедленно доставили в больницу при Кремле, где оказали медпомощь.
В следующем году автомобиль постигла та же участь, что и когда-то первую машину вождя Turcat-Mery 28. «Рено» угнали, причем нагло, бесцеремонно. Движущееся авто остановили вооруженные люди, и Ленин, решив, что это патруль, подчинился (за рулем был шофер Гиль). Однако ему и его спутникам приказали выйти из машины, которую тут же угнали. Грабитель, а им оказался Яшка «Кошелек» не расслышал Ильича, когда тот назвал свою фамилию. Скрывшись на машине, один из подельников потребовал вернуться: он различил, что сказал вождь и решил взять его в заложники. Но Ленина и след простыл. Угнанное авто задержали, убив водителя: больше о судьбе «Рено» ничего не известно.
В 1921-м году советская делегация, имевшая цель наладить торговые отношения с Великобританией, прибыла в Лондон. Дабы подтвердить свои намерения (и не только поэтому), представители Страны Советов заключили сделку века: подписали соглашение о закупки у компании «Роллс-Ройс» семидесяти машин. Такое количество автомобилей тогда одновременно никто не покупал! Однако огромная сумма, которую собирались потратить большевики, могла вызвать недовольство в голодающей и разрушенной стране. Поэтому все же ограничились 13-ю единицами техники. А оставшиеся деньги перенаправили не покупку продовольствия.
В распоряжение руководителя страны предоставили Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost Alpine Eagle. Это та самая модель, с которой Ильич неудачно «познакомился» в 1909-м году во время велосипедной прогулки. Машиной Ленин пользовался летом. Последний раз на ней он проехался осенью 1923-го, когда с сестрой Марией и женой Н. Крупской прибыл в столицу на выставку достижений в сельском хозяйстве и промышленности, позже названную ВДНХ.
Вторым автомобилем марки Silver Ghost Continental вождь пользовался, когда нужно было совершить ехать в Горки, за город. Для этого рабочие Путиловского завода модернизировали технику, чтобы улучшить ее проходимость: на машину сзади поставили гусеничную тележку, а спереди – лыжи.
В течение нескольких зимних сезонов «гибрид» накатал около 15 тыс. км.
Тому, который с гусеницами и лыжами повезло: он находился в Горках фактически в нетронутом виде. В 1984-м специалисты из ЗиЛа запустили двигатель и подреставрировали. Авто стояло в специальном помещении, где им любовались посетители. Правда кто-то из экскурсантов незаметно свинтил с передка капота фирменную фигурку «Серебряной Леди».
Второму «Роллс-Ройсу» с открытым кузовом везло не так сильно. После смерти вождя он использовался, как разъездной автомобиль до самых 30-х. Когда автопарк обновили, машину списали и отправили в Крым, где на нем катался председатель одного из рыбколхозов, который и не подозревал, кто на этой технике ездил до него…
Но тут подоспело указание Сталина о сбережении всего, что имело отношение к Ленину. Авто вернули в Горки в «модернизированном» виде: с другой оптикой, крыльями от полуторки и непонятным верхом. Первозданный вид машине вернули только в 1959-м. Реставрация длилась два года, начиная с 1957-го. Работу выполняли сотрудники ЗиЛа и все сделали на совесть: машина своим ходом доехала до музея, расположенного в столице на площади Революции. В 90-е ему стало видимо, содержать экспонат не по силам, а может, были и какие-то другие причины. Так или иначе, «Роллс-Ройс» Ленина передали в Исторический музей.
Новая «встреча» вождя с автомобилем, точнее, его бронированным вариантом, случилась в апреле 1917-го, когда Ленин читал свои знаменитые «тезисы». С 1914-го по 1917-й английский производитель «Остин» поставлял в Россию бронированные автомобили, которые использовались военными. Однако машина их не удовлетворяла по своим боевым качествам и ее решили усовершенствовать на Путиловском заводе.
Броневик Austin, восстановленный энтузиастами. Фото: YouTube.com
В итоге автомобиль получил усиленное вооружение и дублированное (!) управление: на машине можно было ездить в любую сторону, как на электричке: руль с педалями были спереди и сзади. Однако став лидером страны, Владимир Ильич броневикам предпочел гражданские автомобили.
Turcat-Mery 28
Роскошная по тем временам машина, которая собиралась во Франции вручную. У авто – закрытый кузов, комфортный диван сзади. Однако вождь почему-то предпочитал ездить, сидя рядом с шофером. В движение автомобиль приводился 50-сильным мотором объемом 4,7 л. Ранее Turcat-Mery 28 находилась в гараже Николая II: на ней каталась его старшая дочь Татьяна, затем после Февральской революции – Александр Керенский. В октябре 1917-го машина перешла в распоряжение В. И. Ленина.
Turcat-Mery 28: машина этой модели стала первой в гараже правительства Страны Советов. Фото: YouTube.com
А уже в декабре ее …угнали! Причем прямо с территории Смольного. Ильич сильно расстроился и уволил водителя, сказав, что вернет его на работу, как только он найдет машину. К поискам подключилось ЧК и «Мэри» вскоре нашли на окраине. Предположение о политической подоплеке угона не подтвердилось. Преступники банально хотели продать авто в Финляндию «под разбор»: уже тогда криминальный бизнес в этом направлении успешно развивался. Машины угоняли, разбирали на запчасти и продавали в Европе. Дальнейшая судьба Turcat-Mery 28 неизвестна: ее следы затерялись в 20-х годах минувшего века.
Delaunay-Belleville-45
Шикарный лимузин тоже достался Ленину из царского гаража, в котором всего насчитывалось 45 авто. Любопытно, что личным шофером вождя стал Степан Гиль, ранее возивший Николая II.
В царском гараже была внушительная коллекция авто. Архивное фото
Как раз тогда и был создан хорошо известный ГОН – гараж особого назначения.
Сначала Delaunay-Belleville-45 принадлежал российскому императору. Архивное фото
Французская машина «Делонэ-Бельвиль» оснащалась шестицилиндровым мотором с рекордным по тем временам объемом около 12 л. Двигатель, развивавший 70 «лошадей» помогал достигать немыслимой скорости в 110 км/ч. И это при том, что сама машина весила 2,3 т! Однако этот автомобиль тоже оказался для Ильича несчастливым: 1.01.1918 года на Ленина было совершено покушение и деревянный кузов, пробитый пулями, пришел в полную негодность.
Delaunay-Belleville-45 на выставке ретро-автомобилей в 2022-м году. Фото: YouTube.com
Машину вел второй шофер – Тарас Гороховик. Он сумел, маневрируя по узким улочкам, скрыться от нападавших. Не исключено, что благодаря его водительскому мастерству и надежности автомобиля, удалось спасти жизнь руководителю партии и страны. Изрешеченный лимузин списали и отправили на свалку.
Renault — 40 CV
Тоже экспонат из коллекции императора. Модель оснащалась шестицилиндровым силовым агрегатом в 7,5 л. «Рено» отличался техническим новшеством: усилителем тормозов. И опять иномарка, можно сказать, спасла Ильичу жизнь. Очередное покушение на него совершили 30.08.1918 года, после митинга, в котором участвовали рабочие завода Михельсона. Закончив речь, Владимир Ильич пошел к машине, как вдруг его мысли перебила женщина, задавшая вопрос. Ленин обернулся и тут прогремели выстрелы. Вождя уложили в Renault и немедленно доставили в больницу при Кремле, где оказали медпомощь.
Рядом с такой же машиной вождя обстреляли. Фото: YouTube.com
В следующем году автомобиль постигла та же участь, что и когда-то первую машину вождя Turcat-Mery 28. «Рено» угнали, причем нагло, бесцеремонно. Движущееся авто остановили вооруженные люди, и Ленин, решив, что это патруль, подчинился (за рулем был шофер Гиль). Однако ему и его спутникам приказали выйти из машины, которую тут же угнали. Грабитель, а им оказался Яшка «Кошелек» не расслышал Ильича, когда тот назвал свою фамилию. Скрывшись на машине, один из подельников потребовал вернуться: он различил, что сказал вождь и решил взять его в заложники. Но Ленина и след простыл. Угнанное авто задержали, убив водителя: больше о судьбе «Рено» ничего не известно.
«Роллс-Ройсы»
В 1921-м году советская делегация, имевшая цель наладить торговые отношения с Великобританией, прибыла в Лондон. Дабы подтвердить свои намерения (и не только поэтому), представители Страны Советов заключили сделку века: подписали соглашение о закупки у компании «Роллс-Ройс» семидесяти машин. Такое количество автомобилей тогда одновременно никто не покупал! Однако огромная сумма, которую собирались потратить большевики, могла вызвать недовольство в голодающей и разрушенной стране. Поэтому все же ограничились 13-ю единицами техники. А оставшиеся деньги перенаправили не покупку продовольствия.
70 авто для разоренной страны тогда было чрезмерно дорого. Архивное фото
В распоряжение руководителя страны предоставили Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost Alpine Eagle. Это та самая модель, с которой Ильич неудачно «познакомился» в 1909-м году во время велосипедной прогулки. Машиной Ленин пользовался летом. Последний раз на ней он проехался осенью 1923-го, когда с сестрой Марией и женой Н. Крупской прибыл в столицу на выставку достижений в сельском хозяйстве и промышленности, позже названную ВДНХ.
Вторым автомобилем марки Silver Ghost Continental вождь пользовался, когда нужно было совершить ехать в Горки, за город. Для этого рабочие Путиловского завода модернизировали технику, чтобы улучшить ее проходимость: на машину сзади поставили гусеничную тележку, а спереди – лыжи.
Путиловцы ставили «Роллс-Ройс» на гусеницы и лыжи для царя, так что процесс «модернизации» им был хорошо знаком. Архивное фото
В течение нескольких зимних сезонов «гибрид» накатал около 15 тыс. км.
Дальнейшие судьбы «Роллс-Ройсов»
Тому, который с гусеницами и лыжами повезло: он находился в Горках фактически в нетронутом виде. В 1984-м специалисты из ЗиЛа запустили двигатель и подреставрировали. Авто стояло в специальном помещении, где им любовались посетители. Правда кто-то из экскурсантов незаметно свинтил с передка капота фирменную фигурку «Серебряной Леди».
Ленинский «Роллс-Ройс»на гусеницах и лыжах отлично преодолевал бездорожье. Архивное фото
Второму «Роллс-Ройсу» с открытым кузовом везло не так сильно. После смерти вождя он использовался, как разъездной автомобиль до самых 30-х. Когда автопарк обновили, машину списали и отправили в Крым, где на нем катался председатель одного из рыбколхозов, который и не подозревал, кто на этой технике ездил до него…
Второй летний Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost – «серебряный призрак» с открытым верхом. Фото: YouTube.com
Но тут подоспело указание Сталина о сбережении всего, что имело отношение к Ленину. Авто вернули в Горки в «модернизированном» виде: с другой оптикой, крыльями от полуторки и непонятным верхом. Первозданный вид машине вернули только в 1959-м. Реставрация длилась два года, начиная с 1957-го. Работу выполняли сотрудники ЗиЛа и все сделали на совесть: машина своим ходом доехала до музея, расположенного в столице на площади Революции. В 90-е ему стало видимо, содержать экспонат не по силам, а может, были и какие-то другие причины. Так или иначе, «Роллс-Ройс» Ленина передали в Исторический музей.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....