Урал-380С-862: один из первых серийных активных автопоездов
592

Урал-380С-862: один из первых серийных активных автопоездов

Разработка активных полуприцепов на УралАЗе с 1960-го года велась фактически параллельно с созданием трехосных грузовиков 6Х6, позднее ставших легендой – Урал-375. Цель проекта заключалась в наработке опыта по практическому использованию механизма привода колес прицепа.


К 1962-му году, взяв за основу тягач Урал-375С со 180-сильным мотором, выпускавшийся пробными сериями, инженерам завода удалось построить первый в стране активный автопоезд 10Х10, который стали производить небольшими партиями с 1965-го. Идеи, реализованные в Урал-380 с активным полуприцепом, столичный автомобильный институт частично использовал в своей модели НАМИ-058С.

Урал-380С-862: один из первых серийных активных автопоездовПрототип НАМИ-058С. Фото: YouTube.com

Тогда создавали прототип четырехосного «Урала». Однако машина так и не встала на конвейер.

Конструкция


Представляет собой седельный тягач, оснащенный валом отбора мощности, работающим совместно с «раздаткой» и редукторами. Два из них являлись угловыми, третий – согласующий. Также устанавливались карданные валы, чтобы приводить в движение две оси полуприцепа, носящего индекс «862» с односкатными колесами. Урал-380 получил от «375»-го мосты, у которых чуть изменили кожухи, закрывающие полуоси, ходовую часть. С «донором» унифицировали электрику и пневматическую систему. Двенадцатиметровый полуприцеп сварили из лонжеронов с поперечинами.

Идея активного поезда реализовалась еще в 50-е в виде седельного тягача на базе ГАЗ-63Д, соединенного с полуприцепом ГАЗ-745 и оснащенного валом отбора мощности с редукторами и карданами. Вторая попытка – ГАЗ-66К. Оба авто в серию не пошли.

Первые экземпляры оснащались тентованными платформами и небольшим «кузовом-ящиком» (габариты: 2,5х1,78х0,795 м), находящимся в передней части полуприцепа и предназначенным для оборудования и запчастей.

Перед полуприцепом хорошо виден кузов под запчасти и оборудование. Фото: YouTube.com

По общепринятой классификации машина получила название Урал-380-862. Последние цифры – модель полуприцепа. Он был специально создан кузовным отделом института мебели в Москве. Получилось что-то типа фургона длиной девять метров, способного брать на борт до 6 т.

Испытания проводились в тяжелых условиях с полной нагрузкой. Фото: YouTube.com

Внутренняя планировка могла быть разной: один из вариантов, например, рассчитывался на 10-12 человек. Фургон-полуприцеп оборудовался вентиляционной системой, отопителями, люками и освещением. Его с 1968-го года строили на предприятии по выпуску спецавтомобилей, находящемся в Чувашии, г. Шумерля. Некоторые технические данные Урал-380-682:

✅ общая длина автопоезда – 16,8 м
✅ собственная масса – 14,7 т
✅ полезная нагрузка – 10,6 т
✅ скорость – до 67 км/ч
✅ максимальное расстояние в пути – до 583 км

Активный автопоезд выпускался небольшими тиражами, если сравнивать с такой же продукцией столичного ЗиЛа и БАЗа – Брянского предприятия.

Модернизации


В 1980-м столичный завод кузовов поставил на конвейер более прочный фургон-полуприцеп «862А». В дальнейшем Миасское предприятие обновило Урал-380С-862 и перешел к выпуску модернизированных моделей. С 1975-го по 1982-й в Миассе производили Урал-44201-862 (на базе «4420»), оснащенный более мощным и экономичным дизелем, развивавшим 210 «лошадей». На базе этой техники разработали и построили реанимационно-операционный модуль, состоящий из четырех блоков. На стоянке они соединялись друг с другом. Внутри – медкабинеты с профильным оборудованием, лаборатории. Необходимый штат персонала – двадцать два специалиста. В течение дня врачи могли обследовать, проконсультировать до сотни пациентов.

Урал 10Х10 в компьютерной игре. Фото: YouTube.com

Мобильный комплекс по магистралям развивал скорость до 60 км/ч и мог проехать на одной заправке 650 км. Позже был выпущен седельный тягач Урал-44202-10 и Урал-44221 с силовым агрегатом «740» от Камского завода мощностью в те же 210 л. с.
А вы что думаете об Урал-380-862?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Як-18Т снова вернут в «строй»

Як-18Т снова вернут в «строй»

С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...