Самолет М-55 «Геофизика»: наш ответ U-2
В 1960-м году Советский Союз очень удивил и огорчил американцев, когда сбил разведчик U-2, пролетавший над территорией СССР. И дело не только в успешной работе ПВО: в руки потенциального противника США попали части уникального самолета, способного покорять высоты за 20 км.
Поняв, что разведчики с крыльями больше не смогут просто так летать над СССР, американцы перешли на аэростаты. В КБ Мясищева по заданию Правительства, немедленно приступили к разработке высотной авиатехники, способной сбивать «летающие шары». Однако, пока самолет построили и приступили к его испытаниям, США прекратили запуски аэростатов (разведку стали вести со спутников).
Но просто так взять и «бросить в архив» самолет, на который потрачены огромные средства, было слишком расточительно. И машину перевели на мирные «рельсы». Впрочем, все-таки двойное назначение осталось: М-55 мог заниматься целеуказаниями для РК «Искандер».
Невольно напрашивается сравнение с американским U-2. Казалось бы, чего проще: бери обломки и копируй. Однако советские конструкторы в 60-х пошли «своим путем» и разработали самолет М-17 «Стратосфера», ставший прообразом М-55. Требования тогда у военных были свои. Например, в МО настаивали, чтобы шасси сделали трехстоечным: у американского самолета оно «велосипедное» – пара колес вдоль фюзеляжа по обе стороны от центра тяжести.
Если для U-2 применялось особое высотное горючее, то новый самолет «обязан» летать на обычном керосине. Еще военных не устраивала прочность U-2: советский разведчик пришлось сделать по двухбалочной схеме, с парой килей. Роль силового агрегата играл тот же мотор, что стоял на знаменитом Ту-144 – ТРД РД-36−51В. Но увы: советский разведчик в ходе испытаний потерпел катастрофу в 1978-м. Пока появился второй М-17 (1982-й год), полеты в стратосфере стали неактуальными: противоборствующие стороны перешли на спутники. Тогда решили собрать машину, способную летать вдоль границ и «смотреть» в глубь сопредельной территории на 500 км, чтобы указывать цели. Но тут грянула перестройка и военным М-55 стал не нужен.
Осталась еще 2 машины: одна на стоянке предприятия, носящего имя Мясищева, а второй повезло: самолет активно эксплуатировался.
Военные отвернулись от проекта, зато для науки такой самолет – настоящая находка. Он может летать на высотах свыше 20 км и уже побывал в самых разных районах мира: от Арктики до Антарктики. Самолет оказался в техническом плане уникальным. Например, его аэродинамические качества вместе с мощными двигателями Д-30Ф6 (позднее – Д-30В12) дали машине невероятную «летучесть».
Когда пилот пытается снизиться с высоты в 20-21 км и наклоняет нос вниз рулями, ему приходится …выпускать шасси. Это повышает лобовое сопротивление и самолет начинает снижаться. Проектирование трехстоечного шасси для М-55 вызвало множество проблем. Чтобы не увеличивать массу самолета, решили колеса уменьшить до минимально возможных габаритов.
И опять «закавыка»: небольшая масса вызывает сильный нагрев при посадке. Поэтому, чтобы шасси не разрушилось, на полосе М-55 встречает пожарный автомобиль, который окатывает колеса холодной водой.
Первый экземпляр подготовили к полету в 1978-м. Но показывать самолет широкой публике разрешили только в 1992-м году, когда он участвовал в «Мосаэрошоу-92». Машина обладала первым в мире адаптивным крылом. Оно могло менять свой профиль по «мере надобности» и сделано не из двух половин, как это принято, а в виде центроплана с консолями.
Однако позже от такой конструкции почему-то отказались и крыло стало классическим – жестким, фиксированным. Двигатели располагаются в задней части самолета, в окончании фюзеляжа. На килях – стабилизатор с парой секций рулей высоты. Правая оснащена триммером, левая – сервокомпенсатором. Стойки шасси (управляемое – переднее) крепятся к хвостовым балкам крыла в специальных отделениях.
Самолет одноместный и, чтобы управлять им, летчик должен обладать хорошим опытом. Пилот находится в герметичной кабине в высотном костюме и дышит чистым кислородом. Позже разработали и скафандр.
Конструкторы не смогли позволить такую «роскошь», как давление, соответствующее высоте в 2 км (это стандарт для пассажирских авиалайнеров). Тогда машина стала бы испытывать чрезмерные нагрузки. Поэтому внутри кабины – давление, соответствующее высоте в 7,5 км.
Самолет способен находиться в воздухе на протяжении 6,5 ч, в течение которых летчик запросто может перекусить. Правда для этого пришлось использовать космические технологии: тюбики с едой. Последняя поступает в гермошлем (его нельзя снимать) через специальный канал. Также предусмотрено санитарно-ассенизационное устройство.
Всего их было 16: достижения, начиная с 1993-года связаны с полетами на высоте, скороподъемностью, массой груза. В последнем случае машина забралась на 21360 м с балластом в 2 т. С ним же самолет набрал высоту 20 км за 22 мин. 14 сек.
М-55 показывали на МАКС-93, машина принимала участие в европейской (Италия) конференции по исследованию Заполярья. В дальнейшем Рим заключил соглашение по научному сотрудничеству с РФ по изучению стратосферы в условиях экстремально низких температур.
М-55 дооборудовали в соответствии с требованиями ученых и в 1996-м отправили в первую международную экспедицию с финского аэродрома в г. Рованиеми. Тогда существовала спецпрограмма по изучению арктических районов – APE-POLECAT. Ее цель – исследование озоновой дыры и полярных облаков в стратосфере.
У машины есть сравнительно большой отсек длиной 5,5 м под пилотской кабиной. Ранее там размещалась военная аппаратура, теперь – научная. Если этого пространства мало, можно задействовать часть внутренних полостей планера и специальные композитные выступы на фюзеляже.
А еще есть пилоны: при необходимости к каждому из них «пристраиваются» по три сенсора. Общая масса научного оборудования может достигать двух тонн. Эксплуатационные данные «Геофизики»:
✅ размах крыла – 37,46 м
✅ длина, высота – 22,67 и 4,83 м
✅ взлетный вес – 23,4 т
✅ силовая установка – пара Д-30-10В по 9 тыс. кгс тяги
✅ скорость – до 743 км/ч
✅ высота – до 21,55 км
✅ дальность с нагрузкой (перегонная) – 1 тыс. 315 (5 тыс.) км
М-55 помогает ученым мира формировать модели обширных климатических процессов на планете. У европейцев такого самолета нет: они имеют разве что ограниченный доступ к переоборудованному разведчику «Локхид У-2», который используется НАСА. М-55 уже многие годы путешествует по миру: машина побывала в Бразилии, Швеции, Индии, в Антарктике, где производились замеры характеристик атмосферы на высоте в 20 тыс. метров.
Модернизированная версия М-55Х предназначена для переноса и старта малого суборбитального аппарата С-ХХ1, презентованного в 2002-м. Он уходит в самостоятельный полет на высоте в 17 тыс. м. Находящиеся в нем пассажиры могут в полной мере испытать на протяжении 3 мин. все «прелести» невесомости.
Правда, проект туристического использования машины так и не реализовали. Последние известия о самолете поступали в 2022-м году: М-55 поднимали в воздух, чтобы «не застоялся».
Поняв, что разведчики с крыльями больше не смогут просто так летать над СССР, американцы перешли на аэростаты. В КБ Мясищева по заданию Правительства, немедленно приступили к разработке высотной авиатехники, способной сбивать «летающие шары». Однако, пока самолет построили и приступили к его испытаниям, США прекратили запуски аэростатов (разведку стали вести со спутников).
Внешне самолет напоминал немецкую разведывательную «раму» времен Второй мировой. Фото: YouTube.com
Но просто так взять и «бросить в архив» самолет, на который потрачены огромные средства, было слишком расточительно. И машину перевели на мирные «рельсы». Впрочем, все-таки двойное назначение осталось: М-55 мог заниматься целеуказаниями для РК «Искандер».
Требования к М-55
Невольно напрашивается сравнение с американским U-2. Казалось бы, чего проще: бери обломки и копируй. Однако советские конструкторы в 60-х пошли «своим путем» и разработали самолет М-17 «Стратосфера», ставший прообразом М-55. Требования тогда у военных были свои. Например, в МО настаивали, чтобы шасси сделали трехстоечным: у американского самолета оно «велосипедное» – пара колес вдоль фюзеляжа по обе стороны от центра тяжести.
Так сегодня выглядит всеми заброшенный М-17 «Стратосфера». Фото: Youtube.com
Если для U-2 применялось особое высотное горючее, то новый самолет «обязан» летать на обычном керосине. Еще военных не устраивала прочность U-2: советский разведчик пришлось сделать по двухбалочной схеме, с парой килей. Роль силового агрегата играл тот же мотор, что стоял на знаменитом Ту-144 – ТРД РД-36−51В. Но увы: советский разведчик в ходе испытаний потерпел катастрофу в 1978-м. Пока появился второй М-17 (1982-й год), полеты в стратосфере стали неактуальными: противоборствующие стороны перешли на спутники. Тогда решили собрать машину, способную летать вдоль границ и «смотреть» в глубь сопредельной территории на 500 км, чтобы указывать цели. Но тут грянула перестройка и военным М-55 стал не нужен.
Всего построили четыре экземпляра для полетов и пару – под статические испытания. В дальнейшем два М-55 было потеряно при тестировании.
Один М-55 находится на балансе МО РФ. Фото: Youtube.com
Осталась еще 2 машины: одна на стоянке предприятия, носящего имя Мясищева, а второй повезло: самолет активно эксплуатировался.
Что интересного в М-55 «Геофизика»
Военные отвернулись от проекта, зато для науки такой самолет – настоящая находка. Он может летать на высотах свыше 20 км и уже побывал в самых разных районах мира: от Арктики до Антарктики. Самолет оказался в техническом плане уникальным. Например, его аэродинамические качества вместе с мощными двигателями Д-30Ф6 (позднее – Д-30В12) дали машине невероятную «летучесть».
Сначала самолет использовался для исследования Арктики. Фото: Youtube.com
Тяга каждого мотора – 5 т, а на высоте 21 км она падает до 650 кгс. Но машина все равно уверенно продолжает полет.
Когда пилот пытается снизиться с высоты в 20-21 км и наклоняет нос вниз рулями, ему приходится …выпускать шасси. Это повышает лобовое сопротивление и самолет начинает снижаться. Проектирование трехстоечного шасси для М-55 вызвало множество проблем. Чтобы не увеличивать массу самолета, решили колеса уменьшить до минимально возможных габаритов.
Шасси сделали маленькими. Фото: Youtube.com
И опять «закавыка»: небольшая масса вызывает сильный нагрев при посадке. Поэтому, чтобы шасси не разрушилось, на полосе М-55 встречает пожарный автомобиль, который окатывает колеса холодной водой.
Немного о конструкции
Первый экземпляр подготовили к полету в 1978-м. Но показывать самолет широкой публике разрешили только в 1992-м году, когда он участвовал в «Мосаэрошоу-92». Машина обладала первым в мире адаптивным крылом. Оно могло менять свой профиль по «мере надобности» и сделано не из двух половин, как это принято, а в виде центроплана с консолями.
Цельное, а не из двух половин крыло и двойной хвост стали особенностями конструкции. Фото: Youtube.com
Однако позже от такой конструкции почему-то отказались и крыло стало классическим – жестким, фиксированным. Двигатели располагаются в задней части самолета, в окончании фюзеляжа. На килях – стабилизатор с парой секций рулей высоты. Правая оснащена триммером, левая – сервокомпенсатором. Стойки шасси (управляемое – переднее) крепятся к хвостовым балкам крыла в специальных отделениях.
Как пилотируется «Геофизика»
Самолет одноместный и, чтобы управлять им, летчик должен обладать хорошим опытом. Пилот находится в герметичной кабине в высотном костюме и дышит чистым кислородом. Позже разработали и скафандр.
В дальнейшем планировалось оборудовать еще одно место для специалиста-экспериментатора.
Конструкторы не смогли позволить такую «роскошь», как давление, соответствующее высоте в 2 км (это стандарт для пассажирских авиалайнеров). Тогда машина стала бы испытывать чрезмерные нагрузки. Поэтому внутри кабины – давление, соответствующее высоте в 7,5 км.
Самолет способен находиться в воздухе на протяжении 6,5 ч, в течение которых летчик запросто может перекусить. Правда для этого пришлось использовать космические технологии: тюбики с едой. Последняя поступает в гермошлем (его нельзя снимать) через специальный канал. Также предусмотрено санитарно-ассенизационное устройство.
Рекорды
Всего их было 16: достижения, начиная с 1993-года связаны с полетами на высоте, скороподъемностью, массой груза. В последнем случае машина забралась на 21360 м с балластом в 2 т. С ним же самолет набрал высоту 20 км за 22 мин. 14 сек.
Машина поставила рекорд по горизонтальному полету на высоте 21 км с нагрузкой 2 т. Фото: Youtube.com
М-55 показывали на МАКС-93, машина принимала участие в европейской (Италия) конференции по исследованию Заполярья. В дальнейшем Рим заключил соглашение по научному сотрудничеству с РФ по изучению стратосферы в условиях экстремально низких температур.
Под крыльями М-55 – пилоны под научное оборудование. Фото: Youtube.com
М-55 дооборудовали в соответствии с требованиями ученых и в 1996-м отправили в первую международную экспедицию с финского аэродрома в г. Рованиеми. Тогда существовала спецпрограмма по изучению арктических районов – APE-POLECAT. Ее цель – исследование озоновой дыры и полярных облаков в стратосфере.
Что умеет «Геофизика»
У машины есть сравнительно большой отсек длиной 5,5 м под пилотской кабиной. Ранее там размещалась военная аппаратура, теперь – научная. Если этого пространства мало, можно задействовать часть внутренних полостей планера и специальные композитные выступы на фюзеляже.
Машину загружают исследовательским оборудованием. Фото: Youtube.com
А еще есть пилоны: при необходимости к каждому из них «пристраиваются» по три сенсора. Общая масса научного оборудования может достигать двух тонн. Эксплуатационные данные «Геофизики»:
✅ размах крыла – 37,46 м
✅ длина, высота – 22,67 и 4,83 м
✅ взлетный вес – 23,4 т
✅ силовая установка – пара Д-30-10В по 9 тыс. кгс тяги
✅ скорость – до 743 км/ч
✅ высота – до 21,55 км
✅ дальность с нагрузкой (перегонная) – 1 тыс. 315 (5 тыс.) км
М-55 помогает ученым мира формировать модели обширных климатических процессов на планете. У европейцев такого самолета нет: они имеют разве что ограниченный доступ к переоборудованному разведчику «Локхид У-2», который используется НАСА. М-55 уже многие годы путешествует по миру: машина побывала в Бразилии, Швеции, Индии, в Антарктике, где производились замеры характеристик атмосферы на высоте в 20 тыс. метров.
Последние разработки
Модернизированная версия М-55Х предназначена для переноса и старта малого суборбитального аппарата С-ХХ1, презентованного в 2002-м. Он уходит в самостоятельный полет на высоте в 17 тыс. м. Находящиеся в нем пассажиры могут в полной мере испытать на протяжении 3 мин. все «прелести» невесомости.
М-55 взлетает на праздновании 100-летия ВВС РФ в Жуковском (2012-й год). Фото: Youtube.com
Правда, проект туристического использования машины так и не реализовали. Последние известия о самолете поступали в 2022-м году: М-55 поднимали в воздух, чтобы «не застоялся».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...