CZ 76 Kaktus – предок мотоциклов чехословацкой марки
Мотоциклетная история ныне не существующей Чехословакии удивительно богата и многогранны. Хотя основных игроков на этом поле всего два и оба они нам очень хорошо известны: «Ява» и «Чезет». А вот количество моделей, созданных ими за очень долгую историю (обе марки плотно занимались выпуском мотоциклетной продукции в течение шести десятилетий кряду), просто зашкаливает.
Если вспомнить компанию, которая всегда выступала в роли догоняющих (завод CZ появилась на 10 лет раньше в 1919 году, но занимался сначала производством оружия), то у нее есть свой «зал славы». Это – семь случаев в мировой истории, когда гонщики на кроссовых мотоциклах этой марки поднимались на высшую ступень пьедестала. Таким в бывшей Чехословакии не мог похвалиться больше ни один мотоциклетный завод.
Сегодня же мы с вами отправимся к истокам славы чехословацких мотоциклов и попробуем проследить все с самого начала. Попробуем углубиться в историю на более чем 90 лет назад и увидеть примитивные аппараты тех лет. Ни по объему двигателя, ни по элементам конструкции сегодня их ни за что не отнесли бы к мототехнике. А вот тогда они именовались гордым названием – мотоцикл.
100 лет назад в нашей стране еще было неспокойно, а вот Европа полностью оправилась от войны. Все жили мирной жизнью и, казалось, ничто не предвещало беды. Поэтому и завод «Ческа збройовка» (CZ) вполне мог позволить себе частичную конверсию. Когда военное предприятия решило внедрится в мирную сферу, то начали с популярной в конце 20-х годов прошлого века техники – велосипеда. Это было и недорого, и не очень сложно в производстве. Как говорится, требовался минимум дополнительных ресурсов.
Со временем стало ясно, что направление по производству дорожной велотехники – очень перспективное. Поэтому стоит не останавливаться на достигнутом, а стараться расширять линейку и ассортимент производимой продукции. Поэтому в Страконице перешли к сборке и выпуску мотоциклетной техники. Конечно, имелся в виду обычный велосипед с установленным на него мотором (старшее поколение прекрасно помнит т. н. «дырчики»).
Чтобы конструкция не оказалась хлипкой и недолговечной, инженеры предприятия постарались усилить несущие элементы велосипедной рамы. Первая попытка датируется еще 1931 годом. В качестве силового агрегата создатели выбрали 60-кубовый односкоростной мотор. Чтобы организовать выпуск, пришлось заручиться поддержкой смежников.
Вот только предприятие, созданное благодаря сотрудничеству с восточночешской компанией «Моржич Андршт» не оправдало возложенных на него надежд. Все дело оказалось в том, что об усилении выносливости конструкции позаботились, а вот в другом допустили серьезный промах.
В те времена немцы, которые считались общепризнанными лидерами в сфере разработки мотоциклетной техники, часто прибегали к конструкциям легких мотоциклов с двигателем, расположенным прямо на оси переднего (или заднего) колеса. Так минимизировались передаточные механизмы и облегчался вес самой конструкции.
Вот только, как оказалось на практике у чехов, значительно ухудшается управляемость мотовелосипеда. Ведь серьезный дисбаланс не только мешал комфортному управлению мототехникой, но и создавал реальную опасность аварии на дорогах. А, как говорил один известный советский комментатор, «такой хоккей нам не нужен».
По этой причине на предприятии создали 20 прототипов, из которых до нашего времени ни один не дожил. Ситуацию усложнял еще и тот факт, что кроме нагрузки от двигателя, имелась и еще одна. Ведь бензобак горе-конструкторы тоже установили перед рулем. В общем, такой мотовелосипед, в котором двигатель должен был вращать переднее колесо (а по факту – утяжелять управление), плюс – бак с несколькими литрами горючего, больше подходил для желающих немного подкачаться.
Как известно, мотоцикл покупают немного для других целей. Поэтому в серию CZ-60 так и не пошел. Однако то, что «первый блин вышел комом» совсем не смутило конструкторов. Они просто поработали над ошибками и промахами, представив какое-то время спустя другую, усовершенствованную конструкцию.
Для безопасности движения и долговечности рамы, ее усилили сразу в нескольких местах. А нижнюю трубу, к которой крепился двигатель, выполнили сдвоенной. В общем, мы получили классический «велосипед с мотором» советских времен.
По сути, история туристических мотоциклов марки CZ началась именно с этой модели (прошлый неудачный опыт, я думаю, не в счет). Ведь в этот раз мотоциклы не только смогли собрать, но и предложить к реализации. К примеру, в 1932 году его покупная цена составляла 2550 чехословацких крон. И имелись желающие выложить такие деньги и получить аппарат со следующими характеристиками:
✅ рабочий объем двигателя – 76 куб. см
✅ мощность – 1,3 л. с
✅ расход топлива – 1,5 л / 100 км
✅ максимальная скорость – 36 км/ч
Ко всему перечисленному можно добавить, что на велосипедную раму установили двухтактный одноцилиндровый моторчик с воздушным охлаждением. Его пуск производился при помощи имеющихся педалей. Вообще они выполняли многоцелевую функцию. Кроме уже упомянутого, педалями можно было помочь двигателю, когда он задыхался в крутую горку. А еще они, также как и в обычных дорожных велосипедах, при движении назад служили обычным тормозом.
Правда, такая конструкция имелась только в первых образцах CZ-76. Позже решили ее доработать, установив барабанные тормоза спереди и сзади. В целом же, с велосипедом оставалось очень много общего. Даже сидение водителя было обычным велосипедным. А вот у двигателя имелась своя фишка, из-за которой мотоцикл и получил свое прозвище.
Ярким отличием «семьдесят шестого» стал дизайн силового агрегата. Все дело в том, что цилиндр и головку мотора объединили в цельную конструкцию. А чтобы обеспечить хороший поток воздуха, все это снабдили сильно выступающими ребрами охлаждения. Если внимательно посмотреть на двигатель, то он сильно напоминал колючее растение. Так и появилось прозвище CZ-76 «Кактус».
Каталог Яна Вошахлика и Душана Шебека насчитывает почти пятьсот страниц и содержит подробную информацию о полной производственной программе (включая прототипы) с 1930 по 1997 год. Все задокументировано более чем двумя тысячами исторических фотографий. Именно среди них сегодня и можно найти фото предка успешных в спорте и популярных в нашей стране мотоциклов марки CZ. Здесь много и других интересных экземпляров. Например, что вы знаете о мотобайке, предназначенном для Папы Римского?
Была и такая техника! Она получила условное наименование «Ватикан». Исследователи расходятся во мнении было ли это мелкосерийное производство или всего лишь единственный экземпляр. Так или иначе, но легенда гласит, что в Страконице (после грандиозных успехов в мотокроссе) создали целую партию спецтехники для гвардейцев из личной охраны Папы Римского.
Сегодня некоторые коллекционеры уверяют, что у них – настоящий «Ватикан» из той коллекции. Все же скептики уверены, что мотоцикл выпустили только в одном экземпляре. После чего человек, выдавший себя за гвардейца понтифика, просто внес небольшой залог и забрал аппарат прямо с выставки. Так или иначе, но у чехословацкой марки CZ была очень долгая и яркая история. И «76-й» точно стоял у ее истоков. Жаль только, что все завершилось так бесславно в 1997 году.
Если вспомнить компанию, которая всегда выступала в роли догоняющих (завод CZ появилась на 10 лет раньше в 1919 году, но занимался сначала производством оружия), то у нее есть свой «зал славы». Это – семь случаев в мировой истории, когда гонщики на кроссовых мотоциклах этой марки поднимались на высшую ступень пьедестала. Таким в бывшей Чехословакии не мог похвалиться больше ни один мотоциклетный завод.
Все начиналось со скромных дорожных велосипедов. Фото: motovelomuzeum.cz
Сегодня же мы с вами отправимся к истокам славы чехословацких мотоциклов и попробуем проследить все с самого начала. Попробуем углубиться в историю на более чем 90 лет назад и увидеть примитивные аппараты тех лет. Ни по объему двигателя, ни по элементам конструкции сегодня их ни за что не отнесли бы к мототехнике. А вот тогда они именовались гордым названием – мотоцикл.
Просто добавим к велосипеду мотор
100 лет назад в нашей стране еще было неспокойно, а вот Европа полностью оправилась от войны. Все жили мирной жизнью и, казалось, ничто не предвещало беды. Поэтому и завод «Ческа збройовка» (CZ) вполне мог позволить себе частичную конверсию. Когда военное предприятия решило внедрится в мирную сферу, то начали с популярной в конце 20-х годов прошлого века техники – велосипеда. Это было и недорого, и не очень сложно в производстве. Как говорится, требовался минимум дополнительных ресурсов.
Со временем стало ясно, что направление по производству дорожной велотехники – очень перспективное. Поэтому стоит не останавливаться на достигнутом, а стараться расширять линейку и ассортимент производимой продукции. Поэтому в Страконице перешли к сборке и выпуску мотоциклетной техники. Конечно, имелся в виду обычный велосипед с установленным на него мотором (старшее поколение прекрасно помнит т. н. «дырчики»).
Kaktus стал предком огромной плеяды мототехники CZ. Фото: Thomas T.
Чтобы конструкция не оказалась хлипкой и недолговечной, инженеры предприятия постарались усилить несущие элементы велосипедной рамы. Первая попытка датируется еще 1931 годом. В качестве силового агрегата создатели выбрали 60-кубовый односкоростной мотор. Чтобы организовать выпуск, пришлось заручиться поддержкой смежников.
Вот только предприятие, созданное благодаря сотрудничеству с восточночешской компанией «Моржич Андршт» не оправдало возложенных на него надежд. Все дело оказалось в том, что об усилении выносливости конструкции позаботились, а вот в другом допустили серьезный промах.
В те времена немцы, которые считались общепризнанными лидерами в сфере разработки мотоциклетной техники, часто прибегали к конструкциям легких мотоциклов с двигателем, расположенным прямо на оси переднего (или заднего) колеса. Так минимизировались передаточные механизмы и облегчался вес самой конструкции.
Изредка встречались модели CZ с боковым прицепом. Фото: youtube.com
Вот только, как оказалось на практике у чехов, значительно ухудшается управляемость мотовелосипеда. Ведь серьезный дисбаланс не только мешал комфортному управлению мототехникой, но и создавал реальную опасность аварии на дорогах. А, как говорил один известный советский комментатор, «такой хоккей нам не нужен».
По этой причине на предприятии создали 20 прототипов, из которых до нашего времени ни один не дожил. Ситуацию усложнял еще и тот факт, что кроме нагрузки от двигателя, имелась и еще одна. Ведь бензобак горе-конструкторы тоже установили перед рулем. В общем, такой мотовелосипед, в котором двигатель должен был вращать переднее колесо (а по факту – утяжелять управление), плюс – бак с несколькими литрами горючего, больше подходил для желающих немного подкачаться.
Как известно, мотоцикл покупают немного для других целей. Поэтому в серию CZ-60 так и не пошел. Однако то, что «первый блин вышел комом» совсем не смутило конструкторов. Они просто поработали над ошибками и промахами, представив какое-то время спустя другую, усовершенствованную конструкцию.
Тип CZ-76 создали уже более разумно: двигатель расположили посредине мотоцикла. Хотя мы вновь имеем дело с техникой, конструктивно основанной на классическом шоссейном велосипеде.
Для безопасности движения и долговечности рамы, ее усилили сразу в нескольких местах. А нижнюю трубу, к которой крепился двигатель, выполнили сдвоенной. В общем, мы получили классический «велосипед с мотором» советских времен.
Все просто и интуитивно понятно
По сути, история туристических мотоциклов марки CZ началась именно с этой модели (прошлый неудачный опыт, я думаю, не в счет). Ведь в этот раз мотоциклы не только смогли собрать, но и предложить к реализации. К примеру, в 1932 году его покупная цена составляла 2550 чехословацких крон. И имелись желающие выложить такие деньги и получить аппарат со следующими характеристиками:
✅ рабочий объем двигателя – 76 куб. см
✅ мощность – 1,3 л. с
✅ расход топлива – 1,5 л / 100 км
✅ максимальная скорость – 36 км/ч
Ко всему перечисленному можно добавить, что на велосипедную раму установили двухтактный одноцилиндровый моторчик с воздушным охлаждением. Его пуск производился при помощи имеющихся педалей. Вообще они выполняли многоцелевую функцию. Кроме уже упомянутого, педалями можно было помочь двигателю, когда он задыхался в крутую горку. А еще они, также как и в обычных дорожных велосипедах, при движении назад служили обычным тормозом.
Правда, такая конструкция имелась только в первых образцах CZ-76. Позже решили ее доработать, установив барабанные тормоза спереди и сзади. В целом же, с велосипедом оставалось очень много общего. Даже сидение водителя было обычным велосипедным. А вот у двигателя имелась своя фишка, из-за которой мотоцикл и получил свое прозвище.
Последние страницы истории CZ: модели 90-х. Фото: youtube.com
Ярким отличием «семьдесят шестого» стал дизайн силового агрегата. Все дело в том, что цилиндр и головку мотора объединили в цельную конструкцию. А чтобы обеспечить хороший поток воздуха, все это снабдили сильно выступающими ребрами охлаждения. Если внимательно посмотреть на двигатель, то он сильно напоминал колючее растение. Так и появилось прозвище CZ-76 «Кактус».
Сегодня древнюю технику можно увидеть только в музее
Каталог Яна Вошахлика и Душана Шебека насчитывает почти пятьсот страниц и содержит подробную информацию о полной производственной программе (включая прототипы) с 1930 по 1997 год. Все задокументировано более чем двумя тысячами исторических фотографий. Именно среди них сегодня и можно найти фото предка успешных в спорте и популярных в нашей стране мотоциклов марки CZ. Здесь много и других интересных экземпляров. Например, что вы знаете о мотобайке, предназначенном для Папы Римского?
Была и такая техника! Она получила условное наименование «Ватикан». Исследователи расходятся во мнении было ли это мелкосерийное производство или всего лишь единственный экземпляр. Так или иначе, но легенда гласит, что в Страконице (после грандиозных успехов в мотокроссе) создали целую партию спецтехники для гвардейцев из личной охраны Папы Римского.
На таком могла бы ездить личная охрана понтифика. Фото: youtube.com
Сегодня некоторые коллекционеры уверяют, что у них – настоящий «Ватикан» из той коллекции. Все же скептики уверены, что мотоцикл выпустили только в одном экземпляре. После чего человек, выдавший себя за гвардейца понтифика, просто внес небольшой залог и забрал аппарат прямо с выставки. Так или иначе, но у чехословацкой марки CZ была очень долгая и яркая история. И «76-й» точно стоял у ее истоков. Жаль только, что все завершилось так бесславно в 1997 году.
- Иван Гончаров
- youtube.com, motovelomuzeum.cz, Thomas T.
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...