
ЗиС-15: базовая модель для серии авто, которые не построили
Советский автопром к началу 40-х годов был на подъеме: проектировались новые модели, создавались прототипы, многие из которых ждали своей очереди постановки на конвейер. Но все перечеркнула разразившаяся война и много перспективных авто оказались заброшенными. Одна из таких – ЗиС-15 заслуживает особого внимания.
История грузовика стартовала в 1937-м: тогда машина внешне сильно напоминала довоенную версию ГАЗ-51.
Первоначальная версия ГАЗ-51. Архивное фото.
Хотя, утверждение это не очень-то корректно: ЗиС-15 появился раньше «пятьдесят первого», и кто кого напоминает – большой вопрос.
Его экстерьер был более современным, по сравнению с ЗиС-5. В отличие от трехтонки, здесь – цельнометаллическая кабина и сглаженное оперение: крылья, капот. Движок стоял модернизированный: после доработки при таком же объеме в 5,6 л, он выдавал уже 82 «лошади» (ранее – 73 л. с.).
Эскиз профиля ЗиС-15. Архивное фото.
В паре с ним работала пятиступенчатая КПП. В итоге грузоподъемность автомобиля увеличилась на полтонны по сравнению с ЗиС-5. От этой машины ЗиС-15 отличался и по техническим новшествам:
✅ измененной формой БЦ и более эффективным способом охлаждения клапанов
✅ ГБЦ с усовершенствованной камерой сгорания, что подняло степень сжатия до 5,3 (было 4,7)
✅ поршнями с разрезами, на дающими детали заедать при нагревании (расширении)
✅ распредвалом с иными фазами газораспределения
✅ более экономичным карбюратором
✅ клиноременным приводом вентилятора и иными техническими моментами
Изменениям подверглись все агрегаты, взятые от ЗиС-5, даже задний мост, в котором увеличили передаточное число. Еще удлинили передние рессоры, чтобы добиться плавности хода.
Они прошли в 1939-м году и доказали «жизнеспособность» модели. По итогам тестирования собрали еще пару опытных экземпляров. В ходе испытаний выяснилось, что грузовик чрезмерно тяжелый: 4,3 тонны. В результате удалось построить облегченную модель ЗиС-15К с укороченной базой и меньшим на 300 кг весом. В таком виде автомобиль отправился в 1939-м году на выставку, позже известную, как ВДНХ. На табличке рядом с авто указывалась его грузоподъемность в 5 т.
Грузовик должен был стать родоначальником целого семейства авто. Архивное фото.
Следующий прототип собрали в 1940-м. От предшественников он отличался алюминиевыми поршнями и степенью сжатия в 5,7. Это позволило поднять мощность мотора до 90 «лошадей». Точно такой же движок предположительно устанавливался на ЗиС-16 – автобус, вставший на конвейер в 1938-м. Коробку тоже подвергли модернизации: например, сделали спиральными шестерни 3-й и 4-й передачи, что уменьшило шумность агрегата. Картер заднего моста имел наклон в 45°, что увеличивало клиренс, а т. к. колесная база была укорочена, убрали промежуточный кардан. Это снизило массу авто и упростило его конструкцию.
Столичный завод за 1941-42 годы, согласно постановления Совнаркома, должен был построить еще 5 опытных экземпляров для проведения госиспытаний. На базе ЗиС-15 планировалось создать полноприводный вездеход, автобус, самосвал, седельный тягач и газогенераторную машину. Кроме бензинового мотора, предполагалось, что будет использоваться и дизель: это мог быть ЗиС-Д6 или его «потомок», совершенно новая модель, ЗиС-Д7.
Начавшаяся война перечеркнула планы: производство прототипов свернули, полностью переключившись на выпуск серийных ЗиС-5. Проектирование новых версий авто также прекратили. В 1941-м столичный завод эвакуировали в Ульяновск. Среди вывезенных автомобилей был и первый образец ЗиС-15. Машина эксплуатировалась до выработки ресурса, когда пробег достиг 80 тыс. км. Второй прототип использовался на стройке Новосибирского автозавода и был списан, наездив 60 тыс. км. Третий экземпляр с пробегом в 30 тыс. км разобрали, изучили и на его базе построили первый прототип ЗиС-150.
История грузовика стартовала в 1937-м: тогда машина внешне сильно напоминала довоенную версию ГАЗ-51.

Хотя, утверждение это не очень-то корректно: ЗиС-15 появился раньше «пятьдесят первого», и кто кого напоминает – большой вопрос.
Особенности нового грузовика
Его экстерьер был более современным, по сравнению с ЗиС-5. В отличие от трехтонки, здесь – цельнометаллическая кабина и сглаженное оперение: крылья, капот. Движок стоял модернизированный: после доработки при таком же объеме в 5,6 л, он выдавал уже 82 «лошади» (ранее – 73 л. с.).

В паре с ним работала пятиступенчатая КПП. В итоге грузоподъемность автомобиля увеличилась на полтонны по сравнению с ЗиС-5. От этой машины ЗиС-15 отличался и по техническим новшествам:
✅ измененной формой БЦ и более эффективным способом охлаждения клапанов
✅ ГБЦ с усовершенствованной камерой сгорания, что подняло степень сжатия до 5,3 (было 4,7)
✅ поршнями с разрезами, на дающими детали заедать при нагревании (расширении)
✅ распредвалом с иными фазами газораспределения
✅ более экономичным карбюратором
✅ клиноременным приводом вентилятора и иными техническими моментами
Изменениям подверглись все агрегаты, взятые от ЗиС-5, даже задний мост, в котором увеличили передаточное число. Еще удлинили передние рессоры, чтобы добиться плавности хода.
Испытания
Они прошли в 1939-м году и доказали «жизнеспособность» модели. По итогам тестирования собрали еще пару опытных экземпляров. В ходе испытаний выяснилось, что грузовик чрезмерно тяжелый: 4,3 тонны. В результате удалось построить облегченную модель ЗиС-15К с укороченной базой и меньшим на 300 кг весом. В таком виде автомобиль отправился в 1939-м году на выставку, позже известную, как ВДНХ. На табличке рядом с авто указывалась его грузоподъемность в 5 т.

Следующий прототип собрали в 1940-м. От предшественников он отличался алюминиевыми поршнями и степенью сжатия в 5,7. Это позволило поднять мощность мотора до 90 «лошадей». Точно такой же движок предположительно устанавливался на ЗиС-16 – автобус, вставший на конвейер в 1938-м. Коробку тоже подвергли модернизации: например, сделали спиральными шестерни 3-й и 4-й передачи, что уменьшило шумность агрегата. Картер заднего моста имел наклон в 45°, что увеличивало клиренс, а т. к. колесная база была укорочена, убрали промежуточный кардан. Это снизило массу авто и упростило его конструкцию.
Планы
Столичный завод за 1941-42 годы, согласно постановления Совнаркома, должен был построить еще 5 опытных экземпляров для проведения госиспытаний. На базе ЗиС-15 планировалось создать полноприводный вездеход, автобус, самосвал, седельный тягач и газогенераторную машину. Кроме бензинового мотора, предполагалось, что будет использоваться и дизель: это мог быть ЗиС-Д6 или его «потомок», совершенно новая модель, ЗиС-Д7.
Дальнейшая судьба ЗиС-15
Начавшаяся война перечеркнула планы: производство прототипов свернули, полностью переключившись на выпуск серийных ЗиС-5. Проектирование новых версий авто также прекратили. В 1941-м столичный завод эвакуировали в Ульяновск. Среди вывезенных автомобилей был и первый образец ЗиС-15. Машина эксплуатировалась до выработки ресурса, когда пробег достиг 80 тыс. км. Второй прототип использовался на стройке Новосибирского автозавода и был списан, наездив 60 тыс. км. Третий экземпляр с пробегом в 30 тыс. км разобрали, изучили и на его базе построили первый прототип ЗиС-150.
- Сергей М.
- https://youtube.com, архивные фото
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....