ЗиС-15: базовая модель для серии авто, которые не построили
3 465

ЗиС-15: базовая модель для серии авто, которые не построили

Советский автопром к началу 40-х годов был на подъеме: проектировались новые модели, создавались прототипы, многие из которых ждали своей очереди постановки на конвейер. Но все перечеркнула разразившаяся война и много перспективных авто оказались заброшенными. Одна из таких – ЗиС-15 заслуживает особого внимания.


История грузовика стартовала в 1937-м: тогда машина внешне сильно напоминала довоенную версию ГАЗ-51.

ЗиС-15: базовая модель для серии авто, которые не построилиПервоначальная версия ГАЗ-51. Архивное фото.

Хотя, утверждение это не очень-то корректно: ЗиС-15 появился раньше «пятьдесят первого», и кто кого напоминает – большой вопрос.

Особенности нового грузовика


Его экстерьер был более современным, по сравнению с ЗиС-5. В отличие от трехтонки, здесь – цельнометаллическая кабина и сглаженное оперение: крылья, капот. Движок стоял модернизированный: после доработки при таком же объеме в 5,6 л, он выдавал уже 82 «лошади» (ранее – 73 л. с.).

Эскиз профиля ЗиС-15. Архивное фото.

В паре с ним работала пятиступенчатая КПП. В итоге грузоподъемность автомобиля увеличилась на полтонны по сравнению с ЗиС-5. От этой машины ЗиС-15 отличался и по техническим новшествам:

✅ измененной формой БЦ и более эффективным способом охлаждения клапанов
✅ ГБЦ с усовершенствованной камерой сгорания, что подняло степень сжатия до 5,3 (было 4,7)
✅ поршнями с разрезами, на дающими детали заедать при нагревании (расширении)
✅ распредвалом с иными фазами газораспределения
✅ более экономичным карбюратором
✅ клиноременным приводом вентилятора и иными техническими моментами

Изменениям подверглись все агрегаты, взятые от ЗиС-5, даже задний мост, в котором увеличили передаточное число. Еще удлинили передние рессоры, чтобы добиться плавности хода.

Испытания


Они прошли в 1939-м году и доказали «жизнеспособность» модели. По итогам тестирования собрали еще пару опытных экземпляров. В ходе испытаний выяснилось, что грузовик чрезмерно тяжелый: 4,3 тонны. В результате удалось построить облегченную модель ЗиС-15К с укороченной базой и меньшим на 300 кг весом. В таком виде автомобиль отправился в 1939-м году на выставку, позже известную, как ВДНХ. На табличке рядом с авто указывалась его грузоподъемность в 5 т.

Грузовик должен был стать родоначальником целого семейства авто. Архивное фото.

Следующий прототип собрали в 1940-м. От предшественников он отличался алюминиевыми поршнями и степенью сжатия в 5,7. Это позволило поднять мощность мотора до 90 «лошадей». Точно такой же движок предположительно устанавливался на ЗиС-16 – автобус, вставший на конвейер в 1938-м. Коробку тоже подвергли модернизации: например, сделали спиральными шестерни 3-й и 4-й передачи, что уменьшило шумность агрегата. Картер заднего моста имел наклон в 45°, что увеличивало клиренс, а т. к. колесная база была укорочена, убрали промежуточный кардан. Это снизило массу авто и упростило его конструкцию.

Планы


Столичный завод за 1941-42 годы, согласно постановления Совнаркома, должен был построить еще 5 опытных экземпляров для проведения госиспытаний. На базе ЗиС-15 планировалось создать полноприводный вездеход, автобус, самосвал, седельный тягач и газогенераторную машину. Кроме бензинового мотора, предполагалось, что будет использоваться и дизель: это мог быть ЗиС-Д6 или его «потомок», совершенно новая модель, ЗиС-Д7.

Дальнейшая судьба ЗиС-15


Начавшаяся война перечеркнула планы: производство прототипов свернули, полностью переключившись на выпуск серийных ЗиС-5. Проектирование новых версий авто также прекратили. В 1941-м столичный завод эвакуировали в Ульяновск. Среди вывезенных автомобилей был и первый образец ЗиС-15. Машина эксплуатировалась до выработки ресурса, когда пробег достиг 80 тыс. км. Второй прототип использовался на стройке Новосибирского автозавода и был списан, наездив 60 тыс. км. Третий экземпляр с пробегом в 30 тыс. км разобрали, изучили и на его базе построили первый прототип ЗиС-150.
А вы что думаете о ЗиС-15?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...