История грузовика стартовала в 1937-м: тогда машина внешне сильно напоминала довоенную версию ГАЗ-51.
Первоначальная версия ГАЗ-51. Архивное фото.
Хотя, утверждение это не очень-то корректно: ЗиС-15 появился раньше «пятьдесят первого», и кто кого напоминает – большой вопрос.
Особенности нового грузовика
Его экстерьер был более современным, по сравнению с ЗиС-5. В отличие от трехтонки, здесь – цельнометаллическая кабина и сглаженное оперение: крылья, капот. Движок стоял модернизированный: после доработки при таком же объеме в 5,6 л, он выдавал уже 82 «лошади» (ранее – 73 л. с.).
Эскиз профиля ЗиС-15. Архивное фото.
В паре с ним работала пятиступенчатая КПП. В итоге грузоподъемность автомобиля увеличилась на полтонны по сравнению с ЗиС-5. От этой машины ЗиС-15 отличался и по техническим новшествам:
✅ измененной формой БЦ и более эффективным способом охлаждения клапанов
✅ ГБЦ с усовершенствованной камерой сгорания, что подняло степень сжатия до 5,3 (было 4,7)
✅ поршнями с разрезами, на дающими детали заедать при нагревании (расширении)
✅ распредвалом с иными фазами газораспределения
✅ более экономичным карбюратором
✅ клиноременным приводом вентилятора и иными техническими моментами
Изменениям подверглись все агрегаты, взятые от ЗиС-5, даже задний мост, в котором увеличили передаточное число. Еще удлинили передние рессоры, чтобы добиться плавности хода.
Испытания
Они прошли в 1939-м году и доказали «жизнеспособность» модели. По итогам тестирования собрали еще пару опытных экземпляров. В ходе испытаний выяснилось, что грузовик чрезмерно тяжелый: 4,3 тонны. В результате удалось построить облегченную модель ЗиС-15К с укороченной базой и меньшим на 300 кг весом. В таком виде автомобиль отправился в 1939-м году на выставку, позже известную, как ВДНХ. На табличке рядом с авто указывалась его грузоподъемность в 5 т.
Грузовик должен был стать родоначальником целого семейства авто. Архивное фото.
Следующий прототип собрали в 1940-м. От предшественников он отличался алюминиевыми поршнями и степенью сжатия в 5,7. Это позволило поднять мощность мотора до 90 «лошадей». Точно такой же движок предположительно устанавливался на ЗиС-16 – автобус, вставший на конвейер в 1938-м. Коробку тоже подвергли модернизации: например, сделали спиральными шестерни 3-й и 4-й передачи, что уменьшило шумность агрегата. Картер заднего моста имел наклон в 45°, что увеличивало клиренс, а т. к. колесная база была укорочена, убрали промежуточный кардан. Это снизило массу авто и упростило его конструкцию.
Планы
Столичный завод за 1941-42 годы, согласно постановления Совнаркома, должен был построить еще 5 опытных экземпляров для проведения госиспытаний. На базе ЗиС-15 планировалось создать полноприводный вездеход, автобус, самосвал, седельный тягач и газогенераторную машину. Кроме бензинового мотора, предполагалось, что будет использоваться и дизель: это мог быть ЗиС-Д6 или его «потомок», совершенно новая модель, ЗиС-Д7.
Дальнейшая судьба ЗиС-15
Начавшаяся война перечеркнула планы: производство прототипов свернули, полностью переключившись на выпуск серийных ЗиС-5. Проектирование новых версий авто также прекратили. В 1941-м столичный завод эвакуировали в Ульяновск. Среди вывезенных автомобилей был и первый образец ЗиС-15. Машина эксплуатировалась до выработки ресурса, когда пробег достиг 80 тыс. км. Второй прототип использовался на стройке Новосибирского автозавода и был списан, наездив 60 тыс. км. Третий экземпляр с пробегом в 30 тыс. км разобрали, изучили и на его базе построили первый прототип ЗиС-150.