ЗиС-15: базовая модель для серии авто, которые не построили
Советский автопром к началу 40-х годов был на подъеме: проектировались новые модели, создавались прототипы, многие из которых ждали своей очереди постановки на конвейер. Но все перечеркнула разразившаяся война и много перспективных авто оказались заброшенными. Одна из таких – ЗиС-15 заслуживает особого внимания.
История грузовика стартовала в 1937-м: тогда машина внешне сильно напоминала довоенную версию ГАЗ-51.
Хотя, утверждение это не очень-то корректно: ЗиС-15 появился раньше «пятьдесят первого», и кто кого напоминает – большой вопрос.
Его экстерьер был более современным, по сравнению с ЗиС-5. В отличие от трехтонки, здесь – цельнометаллическая кабина и сглаженное оперение: крылья, капот. Движок стоял модернизированный: после доработки при таком же объеме в 5,6 л, он выдавал уже 82 «лошади» (ранее – 73 л. с.).
В паре с ним работала пятиступенчатая КПП. В итоге грузоподъемность автомобиля увеличилась на полтонны по сравнению с ЗиС-5. От этой машины ЗиС-15 отличался и по техническим новшествам:
✅ измененной формой БЦ и более эффективным способом охлаждения клапанов
✅ ГБЦ с усовершенствованной камерой сгорания, что подняло степень сжатия до 5,3 (было 4,7)
✅ поршнями с разрезами, на дающими детали заедать при нагревании (расширении)
✅ распредвалом с иными фазами газораспределения
✅ более экономичным карбюратором
✅ клиноременным приводом вентилятора и иными техническими моментами
Изменениям подверглись все агрегаты, взятые от ЗиС-5, даже задний мост, в котором увеличили передаточное число. Еще удлинили передние рессоры, чтобы добиться плавности хода.
Они прошли в 1939-м году и доказали «жизнеспособность» модели. По итогам тестирования собрали еще пару опытных экземпляров. В ходе испытаний выяснилось, что грузовик чрезмерно тяжелый: 4,3 тонны. В результате удалось построить облегченную модель ЗиС-15К с укороченной базой и меньшим на 300 кг весом. В таком виде автомобиль отправился в 1939-м году на выставку, позже известную, как ВДНХ. На табличке рядом с авто указывалась его грузоподъемность в 5 т.
Следующий прототип собрали в 1940-м. От предшественников он отличался алюминиевыми поршнями и степенью сжатия в 5,7. Это позволило поднять мощность мотора до 90 «лошадей». Точно такой же движок предположительно устанавливался на ЗиС-16 – автобус, вставший на конвейер в 1938-м. Коробку тоже подвергли модернизации: например, сделали спиральными шестерни 3-й и 4-й передачи, что уменьшило шумность агрегата. Картер заднего моста имел наклон в 45°, что увеличивало клиренс, а т. к. колесная база была укорочена, убрали промежуточный кардан. Это снизило массу авто и упростило его конструкцию.
Столичный завод за 1941-42 годы, согласно постановления Совнаркома, должен был построить еще 5 опытных экземпляров для проведения госиспытаний. На базе ЗиС-15 планировалось создать полноприводный вездеход, автобус, самосвал, седельный тягач и газогенераторную машину. Кроме бензинового мотора, предполагалось, что будет использоваться и дизель: это мог быть ЗиС-Д6 или его «потомок», совершенно новая модель, ЗиС-Д7.
Начавшаяся война перечеркнула планы: производство прототипов свернули, полностью переключившись на выпуск серийных ЗиС-5. Проектирование новых версий авто также прекратили. В 1941-м столичный завод эвакуировали в Ульяновск. Среди вывезенных автомобилей был и первый образец ЗиС-15. Машина эксплуатировалась до выработки ресурса, когда пробег достиг 80 тыс. км. Второй прототип использовался на стройке Новосибирского автозавода и был списан, наездив 60 тыс. км. Третий экземпляр с пробегом в 30 тыс. км разобрали, изучили и на его базе построили первый прототип ЗиС-150.
История грузовика стартовала в 1937-м: тогда машина внешне сильно напоминала довоенную версию ГАЗ-51.
Первоначальная версия ГАЗ-51. Архивное фото.
Хотя, утверждение это не очень-то корректно: ЗиС-15 появился раньше «пятьдесят первого», и кто кого напоминает – большой вопрос.
Особенности нового грузовика
Его экстерьер был более современным, по сравнению с ЗиС-5. В отличие от трехтонки, здесь – цельнометаллическая кабина и сглаженное оперение: крылья, капот. Движок стоял модернизированный: после доработки при таком же объеме в 5,6 л, он выдавал уже 82 «лошади» (ранее – 73 л. с.).
Эскиз профиля ЗиС-15. Архивное фото.
В паре с ним работала пятиступенчатая КПП. В итоге грузоподъемность автомобиля увеличилась на полтонны по сравнению с ЗиС-5. От этой машины ЗиС-15 отличался и по техническим новшествам:
✅ измененной формой БЦ и более эффективным способом охлаждения клапанов
✅ ГБЦ с усовершенствованной камерой сгорания, что подняло степень сжатия до 5,3 (было 4,7)
✅ поршнями с разрезами, на дающими детали заедать при нагревании (расширении)
✅ распредвалом с иными фазами газораспределения
✅ более экономичным карбюратором
✅ клиноременным приводом вентилятора и иными техническими моментами
Изменениям подверглись все агрегаты, взятые от ЗиС-5, даже задний мост, в котором увеличили передаточное число. Еще удлинили передние рессоры, чтобы добиться плавности хода.
Испытания
Они прошли в 1939-м году и доказали «жизнеспособность» модели. По итогам тестирования собрали еще пару опытных экземпляров. В ходе испытаний выяснилось, что грузовик чрезмерно тяжелый: 4,3 тонны. В результате удалось построить облегченную модель ЗиС-15К с укороченной базой и меньшим на 300 кг весом. В таком виде автомобиль отправился в 1939-м году на выставку, позже известную, как ВДНХ. На табличке рядом с авто указывалась его грузоподъемность в 5 т.
Грузовик должен был стать родоначальником целого семейства авто. Архивное фото.
Следующий прототип собрали в 1940-м. От предшественников он отличался алюминиевыми поршнями и степенью сжатия в 5,7. Это позволило поднять мощность мотора до 90 «лошадей». Точно такой же движок предположительно устанавливался на ЗиС-16 – автобус, вставший на конвейер в 1938-м. Коробку тоже подвергли модернизации: например, сделали спиральными шестерни 3-й и 4-й передачи, что уменьшило шумность агрегата. Картер заднего моста имел наклон в 45°, что увеличивало клиренс, а т. к. колесная база была укорочена, убрали промежуточный кардан. Это снизило массу авто и упростило его конструкцию.
Планы
Столичный завод за 1941-42 годы, согласно постановления Совнаркома, должен был построить еще 5 опытных экземпляров для проведения госиспытаний. На базе ЗиС-15 планировалось создать полноприводный вездеход, автобус, самосвал, седельный тягач и газогенераторную машину. Кроме бензинового мотора, предполагалось, что будет использоваться и дизель: это мог быть ЗиС-Д6 или его «потомок», совершенно новая модель, ЗиС-Д7.
Дальнейшая судьба ЗиС-15
Начавшаяся война перечеркнула планы: производство прототипов свернули, полностью переключившись на выпуск серийных ЗиС-5. Проектирование новых версий авто также прекратили. В 1941-м столичный завод эвакуировали в Ульяновск. Среди вывезенных автомобилей был и первый образец ЗиС-15. Машина эксплуатировалась до выработки ресурса, когда пробег достиг 80 тыс. км. Второй прототип использовался на стройке Новосибирского автозавода и был списан, наездив 60 тыс. км. Третий экземпляр с пробегом в 30 тыс. км разобрали, изучили и на его базе построили первый прототип ЗиС-150.
- Сергей М.
- https://youtube.com, архивные фото
Рекомендуем для вас
Масштабное расширение трассы М-5 «Урал» набирает обороты
План работ «расписан» на три года. В него входит строительство обхода Сима, эстакад, транспортных развязок и моста....
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
МС-21 – синхронный высший пилотаж авиалайнеров с зарубежными и отечественными двигателями
Российский авиалайнер МС-21 уже 14 лет подряд трудится на регулярных рейсах. Самолет выпускался серийно, но одна ошибка чуть не поставила на нем крест. Чтобы...
Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году
Сделан очередной шаг на пути к импортозамещению. Самолет станет конкурентом технике из США, Польши и Канады....
Группа ГАЗ передала права на бренд «Волга» новому владельцу
Планируется скорый выпуск как минимум трех новых моделей. В их числе кроссоверы и седан....
Первая в мире трансграничная «канатка» будет запущена в нашей стране уже в этом году
«Воздушная магистраль» пройдет над Амуром и соединит два города – российский Благовещенск и китайский Хэйхэ. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Як-32: мировые рекорды не забываем!
На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...
Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»
После очередного испытательного пуска тяжелой ракеты Starship связь со второй ступенью была потеряна, но разгонный блок успешно вернулся на космодром....
«Патриот» с новым двигателем отправили на испытания – скоро серийный выпуск
Речь идет о дизельной силовой установке. Чем еще сможет похвастаться обновленный внедорожник – смотрите в нашем материале....
Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса
Методика ее производства используется в отечественном авиастроении впервые. Теперь перспективный российский двигатель станет надежнее и легче....
Выпущена первая полностью отечественная коробка-автомат
АКПП системы PowerShift производит Ростсельмаш: агрегат устанавливается на трактора мощностью 440-620 л. с. Коробка имеет технические отличия от импортных...
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Обломки ракет Илона Маска заставляют авиаперевозчика терпеть убытки
Падающие несгоревшие части ракет SpaceX оказываются на пути самолетов австралийского авиаперевозчика: космическая компания слишком поздно уведомляет о падении...
Разборка мотоцикла Днепр-16 для постройки внедорожного «Урала» – а на заводах не додумались
Массово тяжелые оппозитные мотоциклы с колясками выпускали в СССР два завода. Хотя «предок» у них один, модели немного отличались друг от друга, как внешне,...
ЗиЛ-157: что делают советские самосвалы в Индонезии
Где только не встретишь советскую технику. Перед нами – трудяга ЗиЛ-157, попавший неизведанными путями аж в Индонезию. А ведь последняя модификация автомобиля...
«Кот в мешке» – взяли пятидверную «Ниву» за 350 тысяч
Трудно переоценить влияние «Нивы» на сообщество автолюбителей в России, странах бывшего СССР и даже некоторых других континентов. К этой машине мало кто...