ЗиС-15: базовая модель для серии авто, которые не построили
Советский автопром к началу 40-х годов был на подъеме: проектировались новые модели, создавались прототипы, многие из которых ждали своей очереди постановки на конвейер. Но все перечеркнула разразившаяся война и много перспективных авто оказались заброшенными. Одна из таких – ЗиС-15 заслуживает особого внимания.
История грузовика стартовала в 1937-м: тогда машина внешне сильно напоминала довоенную версию ГАЗ-51.
Хотя, утверждение это не очень-то корректно: ЗиС-15 появился раньше «пятьдесят первого», и кто кого напоминает – большой вопрос.
Его экстерьер был более современным, по сравнению с ЗиС-5. В отличие от трехтонки, здесь – цельнометаллическая кабина и сглаженное оперение: крылья, капот. Движок стоял модернизированный: после доработки при таком же объеме в 5,6 л, он выдавал уже 82 «лошади» (ранее – 73 л. с.).
В паре с ним работала пятиступенчатая КПП. В итоге грузоподъемность автомобиля увеличилась на полтонны по сравнению с ЗиС-5. От этой машины ЗиС-15 отличался и по техническим новшествам:
✅ измененной формой БЦ и более эффективным способом охлаждения клапанов
✅ ГБЦ с усовершенствованной камерой сгорания, что подняло степень сжатия до 5,3 (было 4,7)
✅ поршнями с разрезами, на дающими детали заедать при нагревании (расширении)
✅ распредвалом с иными фазами газораспределения
✅ более экономичным карбюратором
✅ клиноременным приводом вентилятора и иными техническими моментами
Изменениям подверглись все агрегаты, взятые от ЗиС-5, даже задний мост, в котором увеличили передаточное число. Еще удлинили передние рессоры, чтобы добиться плавности хода.
Они прошли в 1939-м году и доказали «жизнеспособность» модели. По итогам тестирования собрали еще пару опытных экземпляров. В ходе испытаний выяснилось, что грузовик чрезмерно тяжелый: 4,3 тонны. В результате удалось построить облегченную модель ЗиС-15К с укороченной базой и меньшим на 300 кг весом. В таком виде автомобиль отправился в 1939-м году на выставку, позже известную, как ВДНХ. На табличке рядом с авто указывалась его грузоподъемность в 5 т.
Следующий прототип собрали в 1940-м. От предшественников он отличался алюминиевыми поршнями и степенью сжатия в 5,7. Это позволило поднять мощность мотора до 90 «лошадей». Точно такой же движок предположительно устанавливался на ЗиС-16 – автобус, вставший на конвейер в 1938-м. Коробку тоже подвергли модернизации: например, сделали спиральными шестерни 3-й и 4-й передачи, что уменьшило шумность агрегата. Картер заднего моста имел наклон в 45°, что увеличивало клиренс, а т. к. колесная база была укорочена, убрали промежуточный кардан. Это снизило массу авто и упростило его конструкцию.
Столичный завод за 1941-42 годы, согласно постановления Совнаркома, должен был построить еще 5 опытных экземпляров для проведения госиспытаний. На базе ЗиС-15 планировалось создать полноприводный вездеход, автобус, самосвал, седельный тягач и газогенераторную машину. Кроме бензинового мотора, предполагалось, что будет использоваться и дизель: это мог быть ЗиС-Д6 или его «потомок», совершенно новая модель, ЗиС-Д7.
Начавшаяся война перечеркнула планы: производство прототипов свернули, полностью переключившись на выпуск серийных ЗиС-5. Проектирование новых версий авто также прекратили. В 1941-м столичный завод эвакуировали в Ульяновск. Среди вывезенных автомобилей был и первый образец ЗиС-15. Машина эксплуатировалась до выработки ресурса, когда пробег достиг 80 тыс. км. Второй прототип использовался на стройке Новосибирского автозавода и был списан, наездив 60 тыс. км. Третий экземпляр с пробегом в 30 тыс. км разобрали, изучили и на его базе построили первый прототип ЗиС-150.
История грузовика стартовала в 1937-м: тогда машина внешне сильно напоминала довоенную версию ГАЗ-51.
Первоначальная версия ГАЗ-51. Архивное фото.
Хотя, утверждение это не очень-то корректно: ЗиС-15 появился раньше «пятьдесят первого», и кто кого напоминает – большой вопрос.
Особенности нового грузовика
Его экстерьер был более современным, по сравнению с ЗиС-5. В отличие от трехтонки, здесь – цельнометаллическая кабина и сглаженное оперение: крылья, капот. Движок стоял модернизированный: после доработки при таком же объеме в 5,6 л, он выдавал уже 82 «лошади» (ранее – 73 л. с.).
Эскиз профиля ЗиС-15. Архивное фото.
В паре с ним работала пятиступенчатая КПП. В итоге грузоподъемность автомобиля увеличилась на полтонны по сравнению с ЗиС-5. От этой машины ЗиС-15 отличался и по техническим новшествам:
✅ измененной формой БЦ и более эффективным способом охлаждения клапанов
✅ ГБЦ с усовершенствованной камерой сгорания, что подняло степень сжатия до 5,3 (было 4,7)
✅ поршнями с разрезами, на дающими детали заедать при нагревании (расширении)
✅ распредвалом с иными фазами газораспределения
✅ более экономичным карбюратором
✅ клиноременным приводом вентилятора и иными техническими моментами
Изменениям подверглись все агрегаты, взятые от ЗиС-5, даже задний мост, в котором увеличили передаточное число. Еще удлинили передние рессоры, чтобы добиться плавности хода.
Испытания
Они прошли в 1939-м году и доказали «жизнеспособность» модели. По итогам тестирования собрали еще пару опытных экземпляров. В ходе испытаний выяснилось, что грузовик чрезмерно тяжелый: 4,3 тонны. В результате удалось построить облегченную модель ЗиС-15К с укороченной базой и меньшим на 300 кг весом. В таком виде автомобиль отправился в 1939-м году на выставку, позже известную, как ВДНХ. На табличке рядом с авто указывалась его грузоподъемность в 5 т.
Грузовик должен был стать родоначальником целого семейства авто. Архивное фото.
Следующий прототип собрали в 1940-м. От предшественников он отличался алюминиевыми поршнями и степенью сжатия в 5,7. Это позволило поднять мощность мотора до 90 «лошадей». Точно такой же движок предположительно устанавливался на ЗиС-16 – автобус, вставший на конвейер в 1938-м. Коробку тоже подвергли модернизации: например, сделали спиральными шестерни 3-й и 4-й передачи, что уменьшило шумность агрегата. Картер заднего моста имел наклон в 45°, что увеличивало клиренс, а т. к. колесная база была укорочена, убрали промежуточный кардан. Это снизило массу авто и упростило его конструкцию.
Планы
Столичный завод за 1941-42 годы, согласно постановления Совнаркома, должен был построить еще 5 опытных экземпляров для проведения госиспытаний. На базе ЗиС-15 планировалось создать полноприводный вездеход, автобус, самосвал, седельный тягач и газогенераторную машину. Кроме бензинового мотора, предполагалось, что будет использоваться и дизель: это мог быть ЗиС-Д6 или его «потомок», совершенно новая модель, ЗиС-Д7.
Дальнейшая судьба ЗиС-15
Начавшаяся война перечеркнула планы: производство прототипов свернули, полностью переключившись на выпуск серийных ЗиС-5. Проектирование новых версий авто также прекратили. В 1941-м столичный завод эвакуировали в Ульяновск. Среди вывезенных автомобилей был и первый образец ЗиС-15. Машина эксплуатировалась до выработки ресурса, когда пробег достиг 80 тыс. км. Второй прототип использовался на стройке Новосибирского автозавода и был списан, наездив 60 тыс. км. Третий экземпляр с пробегом в 30 тыс. км разобрали, изучили и на его базе построили первый прототип ЗиС-150.
- Сергей М.
- https://youtube.com, архивные фото
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...