Автозавод БАЗ: советский гигант жив и успешен
Еще совсем недавно Брянский автомобильный завод или сокращенно БАЗ, мало кому был известен. Сравнительно небольшое предприятие не афишировало свою деятельность, т. к. занималось выпуском военной техники: шасси к ракетным комплексам. Однако и гражданская продукция тоже нашла свое место в ассортименте завода. Только сегодня он значительно шире, чем десятилетия назад. А последние образцы техники показывают: БАЗ вполне может конкурировать с нынешними «монстрами» российского автопрома.
В 1958-м году на мощностях Бежицкого сталелитейного предприятия основали автозавод, который позднее стал самостоятельной организацией. БАЗ открыли с конкретной целью: для крупномасштабного производства автомобилей-шасси, разработанных на столичном заводе. Это ЗиЛ-152 с индексами «В1», «К», «С», а также амфибия ЗиЛ-485.
Ее и сегодня можно встретить у любителей экстремальных поездок по бездорожью. Но тогда подавляющее число заказов шло от Минобороны СССР.
Но была и гражданская продукция: примером может служить гусеничный трактор Т-140, спроектированный в Челябинске.
Первенцем в 1961-м году стало «Изделие 930», предназначенное для установки ракетного комплекса «Луна». Позже были разработаны и запущены в серию другие шасси, среди которых – ЗиЛ-135Л.
Машина имела гражданские версии, оснащенные цельнометаллическими платформами (БАЗ-135МБП и Л4).
Проводимая Михаилом Горбачевым политика бездумной конверсии вынудила завод более активно заниматься производством гражданской продукции. Сначала скооперировались с компанией IAD (Великобритания), чтобы совместно выпускать полуторатонные фургончики. Однако дело не пошло и всего с конвейера сошло 157 моделей БАЗ-3782/83.
Англичане, рассчитывавшие на 40 тыс. единиц техники в год, разорвали контракт. Вторая попытка – роторная снегоуборочная машина ДЭ-242, получившая собственное имя «Вьюга».
Техника производилась мелкими партиями с 1993-го по 1997-й. Общее количество более, чем скромное – 120 экземпляров. При отсутствии заказов от основного партнера – Минобороны, завод в 1994-м остановил главный конвейер.
Несмотря на экономические трудности, заводу удалось удержаться на плаву. В 1993-м стартовала самая крупная разработка – серия шасси «Вощина-1» с разными колесными формулами. Тягачи имели двойное назначение: под установку ракетного вооружения и использование в качестве коммерческого транспорта для перевозки грузов в условиях бездорожья.
В 1997-м производство техники семейства «Вощина-1» продолжилось. Помимо военных тягачей, предприятие выпускало шасси для монтажа кранов: например, КШ-8973 и 59713, БАЗ-80291 и 8029, 8027. Спецтехника на шасси от БАЗ стала популярной и завод постарался развить это направление дальше. В 2004-м была представлена база уже под кран грузоподъемностью в 100 т. Техника имеет колесную формулу 10Х10 и минимальный вес 33,85 т (с установкой – 60 т). Шасси оснащается дизельным силовым агрегатом с наддувом – двигателем ЯМЗ-8424.10-08, развивающим 470 «лошадей» и позволяющим двигаться со скоростью до 60 км/ч.
Также выпускались шасси для менее мощной техники. Например, в 2007-м на конвейер поставили шасси под кран, рассчитанный на 32 тонны груза (у одного из опытных образцов управлялись все колеса).
Позже пошли в серию трех- и четырехмостовые модели, собранные с использованием агрегатов от КамАЗ.
Это произошло в 2015-м году, что ознаменовало новую веху в истории предприятия. Появилось современное оборудование, старое модернизировалось. У БАЗа теперь свой собственный испытательный полигон. Завод перешел на полный цикл, т. е. техника не только выпускается, но и сопровождается в дальнейшем: имеется в виду сервисное техобслуживание, поставки запасных частей.
Также постоянно повышается квалификация сотрудников предприятия: в 2018-м для этих целей открыт учебный центр.
С участием «Антея» в 2023-м году Брянский автозавод представил свой тягач с индексом «S36A11». Новая машина, по замыслу разработчиков, должна заместить ушедшие с российского рынка таких гигантов западного автопрома, как MAN, Volvo, Mercedes, Scania. Более того: предполагается, что брянский тягач будет успешно конкурировать с «одноклассниками» из КНР – FAW, Shacman, SITRAK и другими.
А эти грузовики занимают на российском рынке ни много ни мало – 60 %. Получается некоторый парадокс: заводы в РФ, производящие тяжелые колесные тягачи, работают 24/7, но их продукция идет в армию. Гражданский сектор постепенно «оккупируют» китайцы.
Разработка грузовика велась совместно с Обуховским заводом (хорошо известный в определенных кругах производитель систем ПВО), находящемся в Санкт-Петербурге. Первая и на сегодня, возможно, главная особенность модели состоит в том, что 95 % используемых комплектующих, вплоть до электроники, произведено в России. Двигатель – шестицилиндровый ЯМЗ-6531 на 11 л, развивающий 422 «лошади».
Еще из Ярославля – КПП с демультипликатором на девять передач и пневматическое сцепление в «комплекте» с гидроусилителем. «Раздатку» предоставил ЗМТ (Набережные Челны). Климатическая система – от завода кондиционеров в Тольятти. Независимая подвеска на всех мостах – тоже российского производства. Кроме того, в комплектацию тягача входит:
✅ мультимедиа с бортовым компьютером
✅ цифровая приборная панель
✅ ЭРА-ГЛОНАСС
✅ система телеметрии
✅ пневматическая настройка положения сидений
✅ автономный обогреватель
✅ электропривод на зеркала
Изначально машина проектировалась для бездорожья, но может свободно перемещаться и по общим магистралям. Подразумевается, что основными заказчиками тягача станут компании, занятые в сфере лесоразработок и нефтедобычи. Машина подготовлена для эксплуатации в условиях низких отрицательных температур.
Еще одна отличительная особенность – высокая грузоподъемность (до 35,7 т) при относительно небольшой собственной массе в 13 т. Почему руководство БАЗ так уверено в успехе своей новинки?
Причин несколько, и первая из них – отсутствие грузовика подобного класса у других российских производителей. К тому же все они заняты выпуском своих моделей, спрос на которые достаточно высок. Ближайший конкурент – КамАЗ-65221. Однако его грузоподъемность – менее 29 т, у БАЗа больше на 6,7 т. К тому же мосты камского грузовика не рассчитаны на движение по бездорожью.
Высокие темпы выпуска продукции обусловили занятость всех производственных площадок Брянского автозавода. Более того: предприятие и сегодня ощущает острую нехватку кадров: с минувшего с ноября в масс-медиа размещаются объявления о наборе сотрудников из числа жителей города для обучения с последующим трудоустройством. Но где же будут делать новый тягач?
В мае «Алмаз-Антей» получил в свое распоряжение завод, расположенный в Шушарах под Санкт-Петербургом. Владевшая им Toyota убралась восвояси и теперь предприятие пустует. Его было решено передать Обуховскому заводу: скорее всего в Шушарах организуют полный производственный цикл. Старт серийного выпуска БАЗ-S36A11 намечен на следующий год.
Начало
В 1958-м году на мощностях Бежицкого сталелитейного предприятия основали автозавод, который позднее стал самостоятельной организацией. БАЗ открыли с конкретной целью: для крупномасштабного производства автомобилей-шасси, разработанных на столичном заводе. Это ЗиЛ-152 с индексами «В1», «К», «С», а также амфибия ЗиЛ-485.
ЗиЛ-485: хоть в лес, хоть на рыбалку. Архивное фото.
Ее и сегодня можно встретить у любителей экстремальных поездок по бездорожью. Но тогда подавляющее число заказов шло от Минобороны СССР.
Челябинский трактор производили и в Брянске. Архивное фото.
Но была и гражданская продукция: примером может служить гусеничный трактор Т-140, спроектированный в Челябинске.
Собственные разработки
Первенцем в 1961-м году стало «Изделие 930», предназначенное для установки ракетного комплекса «Луна». Позже были разработаны и запущены в серию другие шасси, среди которых – ЗиЛ-135Л.
ЗиЛ-135 использовался гражданскими организациями для доставки грузов в труднодоступные районы. Архивное фото.
Машина имела гражданские версии, оснащенные цельнометаллическими платформами (БАЗ-135МБП и Л4).
Разоружение и «призрак» банкротства
Проводимая Михаилом Горбачевым политика бездумной конверсии вынудила завод более активно заниматься производством гражданской продукции. Сначала скооперировались с компанией IAD (Великобритания), чтобы совместно выпускать полуторатонные фургончики. Однако дело не пошло и всего с конвейера сошло 157 моделей БАЗ-3782/83.
Те самые коммерческие фургоны. Архивное фото.
Англичане, рассчитывавшие на 40 тыс. единиц техники в год, разорвали контракт. Вторая попытка – роторная снегоуборочная машина ДЭ-242, получившая собственное имя «Вьюга».
Снегоуборщиков выпустили немного, но все они «пришлись ко двору». Фото: YouTube.com
Техника производилась мелкими партиями с 1993-го по 1997-й. Общее количество более, чем скромное – 120 экземпляров. При отсутствии заказов от основного партнера – Минобороны, завод в 1994-м остановил главный конвейер.
«Феникс восстал из пепла»
Несмотря на экономические трудности, заводу удалось удержаться на плаву. В 1993-м стартовала самая крупная разработка – серия шасси «Вощина-1» с разными колесными формулами. Тягачи имели двойное назначение: под установку ракетного вооружения и использование в качестве коммерческого транспорта для перевозки грузов в условиях бездорожья.
БАЗ-6402 был востребован в лесных хозяйствах. Архивное фото.
В 1997-м производство техники семейства «Вощина-1» продолжилось. Помимо военных тягачей, предприятие выпускало шасси для монтажа кранов: например, КШ-8973 и 59713, БАЗ-80291 и 8029, 8027. Спецтехника на шасси от БАЗ стала популярной и завод постарался развить это направление дальше. В 2004-м была представлена база уже под кран грузоподъемностью в 100 т. Техника имеет колесную формулу 10Х10 и минимальный вес 33,85 т (с установкой – 60 т). Шасси оснащается дизельным силовым агрегатом с наддувом – двигателем ЯМЗ-8424.10-08, развивающим 470 «лошадей» и позволяющим двигаться со скоростью до 60 км/ч.
Гигант на шасси КШ-7983 поднимает 100 т груза. Фото: YouTube.com
Также выпускались шасси для менее мощной техники. Например, в 2007-м на конвейер поставили шасси под кран, рассчитанный на 32 тонны груза (у одного из опытных образцов управлялись все колеса).
Автокран «Ивановец» на шасси БАЗ поднимает 32 т. Фото: YouTube.com
Позже пошли в серию трех- и четырехмостовые модели, собранные с использованием агрегатов от КамАЗ.
Вхождение БАЗ в концерн «Алмаз-Антей»
Это произошло в 2015-м году, что ознаменовало новую веху в истории предприятия. Появилось современное оборудование, старое модернизировалось. У БАЗа теперь свой собственный испытательный полигон. Завод перешел на полный цикл, т. е. техника не только выпускается, но и сопровождается в дальнейшем: имеется в виду сервисное техобслуживание, поставки запасных частей.
Все производственные площадки завода на сегодня заняты. Фото: YouTube.com
Также постоянно повышается квалификация сотрудников предприятия: в 2018-м для этих целей открыт учебный центр.
Новая модель
С участием «Антея» в 2023-м году Брянский автозавод представил свой тягач с индексом «S36A11». Новая машина, по замыслу разработчиков, должна заместить ушедшие с российского рынка таких гигантов западного автопрома, как MAN, Volvo, Mercedes, Scania. Более того: предполагается, что брянский тягач будет успешно конкурировать с «одноклассниками» из КНР – FAW, Shacman, SITRAK и другими.
Дизайн трехосника разработан на Обуховском заводе. Фото: YouTube.com
А эти грузовики занимают на российском рынке ни много ни мало – 60 %. Получается некоторый парадокс: заводы в РФ, производящие тяжелые колесные тягачи, работают 24/7, но их продукция идет в армию. Гражданский сектор постепенно «оккупируют» китайцы.
БАЗ-S36A11
Разработка грузовика велась совместно с Обуховским заводом (хорошо известный в определенных кругах производитель систем ПВО), находящемся в Санкт-Петербурге. Первая и на сегодня, возможно, главная особенность модели состоит в том, что 95 % используемых комплектующих, вплоть до электроники, произведено в России. Двигатель – шестицилиндровый ЯМЗ-6531 на 11 л, развивающий 422 «лошади».
Схематичное изображение силового агрегата. Фото: YouTube.com
Еще из Ярославля – КПП с демультипликатором на девять передач и пневматическое сцепление в «комплекте» с гидроусилителем. «Раздатку» предоставил ЗМТ (Набережные Челны). Климатическая система – от завода кондиционеров в Тольятти. Независимая подвеска на всех мостах – тоже российского производства. Кроме того, в комплектацию тягача входит:
✅ мультимедиа с бортовым компьютером
✅ цифровая приборная панель
✅ ЭРА-ГЛОНАСС
✅ система телеметрии
✅ пневматическая настройка положения сидений
✅ автономный обогреватель
✅ электропривод на зеркала
Изначально машина проектировалась для бездорожья, но может свободно перемещаться и по общим магистралям. Подразумевается, что основными заказчиками тягача станут компании, занятые в сфере лесоразработок и нефтедобычи. Машина подготовлена для эксплуатации в условиях низких отрицательных температур.
Несмотря на гражданскую внешность, полноприводной тягач «традиционно» – двойного назначения. На его базе есть модификации для перевозки танков и иных армейских вооружений.
Еще одна отличительная особенность – высокая грузоподъемность (до 35,7 т) при относительно небольшой собственной массе в 13 т. Почему руководство БАЗ так уверено в успехе своей новинки?
Внутри – почти сплошная «цифра». Фото: YouTube.com
Причин несколько, и первая из них – отсутствие грузовика подобного класса у других российских производителей. К тому же все они заняты выпуском своих моделей, спрос на которые достаточно высок. Ближайший конкурент – КамАЗ-65221. Однако его грузоподъемность – менее 29 т, у БАЗа больше на 6,7 т. К тому же мосты камского грузовика не рассчитаны на движение по бездорожью.
Где будут серийно выпускать БАЗ-S36A11
Высокие темпы выпуска продукции обусловили занятость всех производственных площадок Брянского автозавода. Более того: предприятие и сегодня ощущает острую нехватку кадров: с минувшего с ноября в масс-медиа размещаются объявления о наборе сотрудников из числа жителей города для обучения с последующим трудоустройством. Но где же будут делать новый тягач?
Вот такими красавцами для МЧС занят конвейер БАЗ. Фото: YouTube.com
В мае «Алмаз-Антей» получил в свое распоряжение завод, расположенный в Шушарах под Санкт-Петербургом. Владевшая им Toyota убралась восвояси и теперь предприятие пустует. Его было решено передать Обуховскому заводу: скорее всего в Шушарах организуют полный производственный цикл. Старт серийного выпуска БАЗ-S36A11 намечен на следующий год.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...