Автозавод БАЗ: советский гигант жив и успешен
Еще совсем недавно Брянский автомобильный завод или сокращенно БАЗ, мало кому был известен. Сравнительно небольшое предприятие не афишировало свою деятельность, т. к. занималось выпуском военной техники: шасси к ракетным комплексам. Однако и гражданская продукция тоже нашла свое место в ассортименте завода. Только сегодня он значительно шире, чем десятилетия назад. А последние образцы техники показывают: БАЗ вполне может конкурировать с нынешними «монстрами» российского автопрома.
В 1958-м году на мощностях Бежицкого сталелитейного предприятия основали автозавод, который позднее стал самостоятельной организацией. БАЗ открыли с конкретной целью: для крупномасштабного производства автомобилей-шасси, разработанных на столичном заводе. Это ЗиЛ-152 с индексами «В1», «К», «С», а также амфибия ЗиЛ-485.
Ее и сегодня можно встретить у любителей экстремальных поездок по бездорожью. Но тогда подавляющее число заказов шло от Минобороны СССР.
Но была и гражданская продукция: примером может служить гусеничный трактор Т-140, спроектированный в Челябинске.
Первенцем в 1961-м году стало «Изделие 930», предназначенное для установки ракетного комплекса «Луна». Позже были разработаны и запущены в серию другие шасси, среди которых – ЗиЛ-135Л.
Машина имела гражданские версии, оснащенные цельнометаллическими платформами (БАЗ-135МБП и Л4).
Проводимая Михаилом Горбачевым политика бездумной конверсии вынудила завод более активно заниматься производством гражданской продукции. Сначала скооперировались с компанией IAD (Великобритания), чтобы совместно выпускать полуторатонные фургончики. Однако дело не пошло и всего с конвейера сошло 157 моделей БАЗ-3782/83.
Англичане, рассчитывавшие на 40 тыс. единиц техники в год, разорвали контракт. Вторая попытка – роторная снегоуборочная машина ДЭ-242, получившая собственное имя «Вьюга».
Техника производилась мелкими партиями с 1993-го по 1997-й. Общее количество более, чем скромное – 120 экземпляров. При отсутствии заказов от основного партнера – Минобороны, завод в 1994-м остановил главный конвейер.
Несмотря на экономические трудности, заводу удалось удержаться на плаву. В 1993-м стартовала самая крупная разработка – серия шасси «Вощина-1» с разными колесными формулами. Тягачи имели двойное назначение: под установку ракетного вооружения и использование в качестве коммерческого транспорта для перевозки грузов в условиях бездорожья.
В 1997-м производство техники семейства «Вощина-1» продолжилось. Помимо военных тягачей, предприятие выпускало шасси для монтажа кранов: например, КШ-8973 и 59713, БАЗ-80291 и 8029, 8027. Спецтехника на шасси от БАЗ стала популярной и завод постарался развить это направление дальше. В 2004-м была представлена база уже под кран грузоподъемностью в 100 т. Техника имеет колесную формулу 10Х10 и минимальный вес 33,85 т (с установкой – 60 т). Шасси оснащается дизельным силовым агрегатом с наддувом – двигателем ЯМЗ-8424.10-08, развивающим 470 «лошадей» и позволяющим двигаться со скоростью до 60 км/ч.
Также выпускались шасси для менее мощной техники. Например, в 2007-м на конвейер поставили шасси под кран, рассчитанный на 32 тонны груза (у одного из опытных образцов управлялись все колеса).
Позже пошли в серию трех- и четырехмостовые модели, собранные с использованием агрегатов от КамАЗ.
Это произошло в 2015-м году, что ознаменовало новую веху в истории предприятия. Появилось современное оборудование, старое модернизировалось. У БАЗа теперь свой собственный испытательный полигон. Завод перешел на полный цикл, т. е. техника не только выпускается, но и сопровождается в дальнейшем: имеется в виду сервисное техобслуживание, поставки запасных частей.
Также постоянно повышается квалификация сотрудников предприятия: в 2018-м для этих целей открыт учебный центр.
С участием «Антея» в 2023-м году Брянский автозавод представил свой тягач с индексом «S36A11». Новая машина, по замыслу разработчиков, должна заместить ушедшие с российского рынка таких гигантов западного автопрома, как MAN, Volvo, Mercedes, Scania. Более того: предполагается, что брянский тягач будет успешно конкурировать с «одноклассниками» из КНР – FAW, Shacman, SITRAK и другими.
А эти грузовики занимают на российском рынке ни много ни мало – 60 %. Получается некоторый парадокс: заводы в РФ, производящие тяжелые колесные тягачи, работают 24/7, но их продукция идет в армию. Гражданский сектор постепенно «оккупируют» китайцы.
Разработка грузовика велась совместно с Обуховским заводом (хорошо известный в определенных кругах производитель систем ПВО), находящемся в Санкт-Петербурге. Первая и на сегодня, возможно, главная особенность модели состоит в том, что 95 % используемых комплектующих, вплоть до электроники, произведено в России. Двигатель – шестицилиндровый ЯМЗ-6531 на 11 л, развивающий 422 «лошади».
Еще из Ярославля – КПП с демультипликатором на девять передач и пневматическое сцепление в «комплекте» с гидроусилителем. «Раздатку» предоставил ЗМТ (Набережные Челны). Климатическая система – от завода кондиционеров в Тольятти. Независимая подвеска на всех мостах – тоже российского производства. Кроме того, в комплектацию тягача входит:
✅ мультимедиа с бортовым компьютером
✅ цифровая приборная панель
✅ ЭРА-ГЛОНАСС
✅ система телеметрии
✅ пневматическая настройка положения сидений
✅ автономный обогреватель
✅ электропривод на зеркала
Изначально машина проектировалась для бездорожья, но может свободно перемещаться и по общим магистралям. Подразумевается, что основными заказчиками тягача станут компании, занятые в сфере лесоразработок и нефтедобычи. Машина подготовлена для эксплуатации в условиях низких отрицательных температур.
Еще одна отличительная особенность – высокая грузоподъемность (до 35,7 т) при относительно небольшой собственной массе в 13 т. Почему руководство БАЗ так уверено в успехе своей новинки?
Причин несколько, и первая из них – отсутствие грузовика подобного класса у других российских производителей. К тому же все они заняты выпуском своих моделей, спрос на которые достаточно высок. Ближайший конкурент – КамАЗ-65221. Однако его грузоподъемность – менее 29 т, у БАЗа больше на 6,7 т. К тому же мосты камского грузовика не рассчитаны на движение по бездорожью.
Высокие темпы выпуска продукции обусловили занятость всех производственных площадок Брянского автозавода. Более того: предприятие и сегодня ощущает острую нехватку кадров: с минувшего с ноября в масс-медиа размещаются объявления о наборе сотрудников из числа жителей города для обучения с последующим трудоустройством. Но где же будут делать новый тягач?
В мае «Алмаз-Антей» получил в свое распоряжение завод, расположенный в Шушарах под Санкт-Петербургом. Владевшая им Toyota убралась восвояси и теперь предприятие пустует. Его было решено передать Обуховскому заводу: скорее всего в Шушарах организуют полный производственный цикл. Старт серийного выпуска БАЗ-S36A11 намечен на следующий год.
Начало
В 1958-м году на мощностях Бежицкого сталелитейного предприятия основали автозавод, который позднее стал самостоятельной организацией. БАЗ открыли с конкретной целью: для крупномасштабного производства автомобилей-шасси, разработанных на столичном заводе. Это ЗиЛ-152 с индексами «В1», «К», «С», а также амфибия ЗиЛ-485.
ЗиЛ-485: хоть в лес, хоть на рыбалку. Архивное фото.
Ее и сегодня можно встретить у любителей экстремальных поездок по бездорожью. Но тогда подавляющее число заказов шло от Минобороны СССР.
Челябинский трактор производили и в Брянске. Архивное фото.
Но была и гражданская продукция: примером может служить гусеничный трактор Т-140, спроектированный в Челябинске.
Собственные разработки
Первенцем в 1961-м году стало «Изделие 930», предназначенное для установки ракетного комплекса «Луна». Позже были разработаны и запущены в серию другие шасси, среди которых – ЗиЛ-135Л.
ЗиЛ-135 использовался гражданскими организациями для доставки грузов в труднодоступные районы. Архивное фото.
Машина имела гражданские версии, оснащенные цельнометаллическими платформами (БАЗ-135МБП и Л4).
Разоружение и «призрак» банкротства
Проводимая Михаилом Горбачевым политика бездумной конверсии вынудила завод более активно заниматься производством гражданской продукции. Сначала скооперировались с компанией IAD (Великобритания), чтобы совместно выпускать полуторатонные фургончики. Однако дело не пошло и всего с конвейера сошло 157 моделей БАЗ-3782/83.
Те самые коммерческие фургоны. Архивное фото.
Англичане, рассчитывавшие на 40 тыс. единиц техники в год, разорвали контракт. Вторая попытка – роторная снегоуборочная машина ДЭ-242, получившая собственное имя «Вьюга».
Снегоуборщиков выпустили немного, но все они «пришлись ко двору». Фото: YouTube.com
Техника производилась мелкими партиями с 1993-го по 1997-й. Общее количество более, чем скромное – 120 экземпляров. При отсутствии заказов от основного партнера – Минобороны, завод в 1994-м остановил главный конвейер.
«Феникс восстал из пепла»
Несмотря на экономические трудности, заводу удалось удержаться на плаву. В 1993-м стартовала самая крупная разработка – серия шасси «Вощина-1» с разными колесными формулами. Тягачи имели двойное назначение: под установку ракетного вооружения и использование в качестве коммерческого транспорта для перевозки грузов в условиях бездорожья.
БАЗ-6402 был востребован в лесных хозяйствах. Архивное фото.
В 1997-м производство техники семейства «Вощина-1» продолжилось. Помимо военных тягачей, предприятие выпускало шасси для монтажа кранов: например, КШ-8973 и 59713, БАЗ-80291 и 8029, 8027. Спецтехника на шасси от БАЗ стала популярной и завод постарался развить это направление дальше. В 2004-м была представлена база уже под кран грузоподъемностью в 100 т. Техника имеет колесную формулу 10Х10 и минимальный вес 33,85 т (с установкой – 60 т). Шасси оснащается дизельным силовым агрегатом с наддувом – двигателем ЯМЗ-8424.10-08, развивающим 470 «лошадей» и позволяющим двигаться со скоростью до 60 км/ч.
Гигант на шасси КШ-7983 поднимает 100 т груза. Фото: YouTube.com
Также выпускались шасси для менее мощной техники. Например, в 2007-м на конвейер поставили шасси под кран, рассчитанный на 32 тонны груза (у одного из опытных образцов управлялись все колеса).
Автокран «Ивановец» на шасси БАЗ поднимает 32 т. Фото: YouTube.com
Позже пошли в серию трех- и четырехмостовые модели, собранные с использованием агрегатов от КамАЗ.
Вхождение БАЗ в концерн «Алмаз-Антей»
Это произошло в 2015-м году, что ознаменовало новую веху в истории предприятия. Появилось современное оборудование, старое модернизировалось. У БАЗа теперь свой собственный испытательный полигон. Завод перешел на полный цикл, т. е. техника не только выпускается, но и сопровождается в дальнейшем: имеется в виду сервисное техобслуживание, поставки запасных частей.
Все производственные площадки завода на сегодня заняты. Фото: YouTube.com
Также постоянно повышается квалификация сотрудников предприятия: в 2018-м для этих целей открыт учебный центр.
Новая модель
С участием «Антея» в 2023-м году Брянский автозавод представил свой тягач с индексом «S36A11». Новая машина, по замыслу разработчиков, должна заместить ушедшие с российского рынка таких гигантов западного автопрома, как MAN, Volvo, Mercedes, Scania. Более того: предполагается, что брянский тягач будет успешно конкурировать с «одноклассниками» из КНР – FAW, Shacman, SITRAK и другими.
Дизайн трехосника разработан на Обуховском заводе. Фото: YouTube.com
А эти грузовики занимают на российском рынке ни много ни мало – 60 %. Получается некоторый парадокс: заводы в РФ, производящие тяжелые колесные тягачи, работают 24/7, но их продукция идет в армию. Гражданский сектор постепенно «оккупируют» китайцы.
БАЗ-S36A11
Разработка грузовика велась совместно с Обуховским заводом (хорошо известный в определенных кругах производитель систем ПВО), находящемся в Санкт-Петербурге. Первая и на сегодня, возможно, главная особенность модели состоит в том, что 95 % используемых комплектующих, вплоть до электроники, произведено в России. Двигатель – шестицилиндровый ЯМЗ-6531 на 11 л, развивающий 422 «лошади».
Схематичное изображение силового агрегата. Фото: YouTube.com
Еще из Ярославля – КПП с демультипликатором на девять передач и пневматическое сцепление в «комплекте» с гидроусилителем. «Раздатку» предоставил ЗМТ (Набережные Челны). Климатическая система – от завода кондиционеров в Тольятти. Независимая подвеска на всех мостах – тоже российского производства. Кроме того, в комплектацию тягача входит:
✅ мультимедиа с бортовым компьютером
✅ цифровая приборная панель
✅ ЭРА-ГЛОНАСС
✅ система телеметрии
✅ пневматическая настройка положения сидений
✅ автономный обогреватель
✅ электропривод на зеркала
Изначально машина проектировалась для бездорожья, но может свободно перемещаться и по общим магистралям. Подразумевается, что основными заказчиками тягача станут компании, занятые в сфере лесоразработок и нефтедобычи. Машина подготовлена для эксплуатации в условиях низких отрицательных температур.
Несмотря на гражданскую внешность, полноприводной тягач «традиционно» – двойного назначения. На его базе есть модификации для перевозки танков и иных армейских вооружений.
Еще одна отличительная особенность – высокая грузоподъемность (до 35,7 т) при относительно небольшой собственной массе в 13 т. Почему руководство БАЗ так уверено в успехе своей новинки?
Внутри – почти сплошная «цифра». Фото: YouTube.com
Причин несколько, и первая из них – отсутствие грузовика подобного класса у других российских производителей. К тому же все они заняты выпуском своих моделей, спрос на которые достаточно высок. Ближайший конкурент – КамАЗ-65221. Однако его грузоподъемность – менее 29 т, у БАЗа больше на 6,7 т. К тому же мосты камского грузовика не рассчитаны на движение по бездорожью.
Где будут серийно выпускать БАЗ-S36A11
Высокие темпы выпуска продукции обусловили занятость всех производственных площадок Брянского автозавода. Более того: предприятие и сегодня ощущает острую нехватку кадров: с минувшего с ноября в масс-медиа размещаются объявления о наборе сотрудников из числа жителей города для обучения с последующим трудоустройством. Но где же будут делать новый тягач?
Вот такими красавцами для МЧС занят конвейер БАЗ. Фото: YouTube.com
В мае «Алмаз-Антей» получил в свое распоряжение завод, расположенный в Шушарах под Санкт-Петербургом. Владевшая им Toyota убралась восвояси и теперь предприятие пустует. Его было решено передать Обуховскому заводу: скорее всего в Шушарах организуют полный производственный цикл. Старт серийного выпуска БАЗ-S36A11 намечен на следующий год.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...