
Автозавод БАЗ: советский гигант жив и успешен
Еще совсем недавно Брянский автомобильный завод или сокращенно БАЗ, мало кому был известен. Сравнительно небольшое предприятие не афишировало свою деятельность, т. к. занималось выпуском военной техники: шасси к ракетным комплексам. Однако и гражданская продукция тоже нашла свое место в ассортименте завода. Только сегодня он значительно шире, чем десятилетия назад. А последние образцы техники показывают: БАЗ вполне может конкурировать с нынешними «монстрами» российского автопрома.
В 1958-м году на мощностях Бежицкого сталелитейного предприятия основали автозавод, который позднее стал самостоятельной организацией. БАЗ открыли с конкретной целью: для крупномасштабного производства автомобилей-шасси, разработанных на столичном заводе. Это ЗиЛ-152 с индексами «В1», «К», «С», а также амфибия ЗиЛ-485.
ЗиЛ-485: хоть в лес, хоть на рыбалку. Архивное фото.
Ее и сегодня можно встретить у любителей экстремальных поездок по бездорожью. Но тогда подавляющее число заказов шло от Минобороны СССР.
Челябинский трактор производили и в Брянске. Архивное фото.
Но была и гражданская продукция: примером может служить гусеничный трактор Т-140, спроектированный в Челябинске.
Первенцем в 1961-м году стало «Изделие 930», предназначенное для установки ракетного комплекса «Луна». Позже были разработаны и запущены в серию другие шасси, среди которых – ЗиЛ-135Л.
ЗиЛ-135 использовался гражданскими организациями для доставки грузов в труднодоступные районы. Архивное фото.
Машина имела гражданские версии, оснащенные цельнометаллическими платформами (БАЗ-135МБП и Л4).
Проводимая Михаилом Горбачевым политика бездумной конверсии вынудила завод более активно заниматься производством гражданской продукции. Сначала скооперировались с компанией IAD (Великобритания), чтобы совместно выпускать полуторатонные фургончики. Однако дело не пошло и всего с конвейера сошло 157 моделей БАЗ-3782/83.
Те самые коммерческие фургоны. Архивное фото.
Англичане, рассчитывавшие на 40 тыс. единиц техники в год, разорвали контракт. Вторая попытка – роторная снегоуборочная машина ДЭ-242, получившая собственное имя «Вьюга».
Снегоуборщиков выпустили немного, но все они «пришлись ко двору». Фото: YouTube.com
Техника производилась мелкими партиями с 1993-го по 1997-й. Общее количество более, чем скромное – 120 экземпляров. При отсутствии заказов от основного партнера – Минобороны, завод в 1994-м остановил главный конвейер.
Несмотря на экономические трудности, заводу удалось удержаться на плаву. В 1993-м стартовала самая крупная разработка – серия шасси «Вощина-1» с разными колесными формулами. Тягачи имели двойное назначение: под установку ракетного вооружения и использование в качестве коммерческого транспорта для перевозки грузов в условиях бездорожья.
БАЗ-6402 был востребован в лесных хозяйствах. Архивное фото.
В 1997-м производство техники семейства «Вощина-1» продолжилось. Помимо военных тягачей, предприятие выпускало шасси для монтажа кранов: например, КШ-8973 и 59713, БАЗ-80291 и 8029, 8027. Спецтехника на шасси от БАЗ стала популярной и завод постарался развить это направление дальше. В 2004-м была представлена база уже под кран грузоподъемностью в 100 т. Техника имеет колесную формулу 10Х10 и минимальный вес 33,85 т (с установкой – 60 т). Шасси оснащается дизельным силовым агрегатом с наддувом – двигателем ЯМЗ-8424.10-08, развивающим 470 «лошадей» и позволяющим двигаться со скоростью до 60 км/ч.
Гигант на шасси КШ-7983 поднимает 100 т груза. Фото: YouTube.com
Также выпускались шасси для менее мощной техники. Например, в 2007-м на конвейер поставили шасси под кран, рассчитанный на 32 тонны груза (у одного из опытных образцов управлялись все колеса).
Автокран «Ивановец» на шасси БАЗ поднимает 32 т. Фото: YouTube.com
Позже пошли в серию трех- и четырехмостовые модели, собранные с использованием агрегатов от КамАЗ.
Это произошло в 2015-м году, что ознаменовало новую веху в истории предприятия. Появилось современное оборудование, старое модернизировалось. У БАЗа теперь свой собственный испытательный полигон. Завод перешел на полный цикл, т. е. техника не только выпускается, но и сопровождается в дальнейшем: имеется в виду сервисное техобслуживание, поставки запасных частей.
Все производственные площадки завода на сегодня заняты. Фото: YouTube.com
Также постоянно повышается квалификация сотрудников предприятия: в 2018-м для этих целей открыт учебный центр.
С участием «Антея» в 2023-м году Брянский автозавод представил свой тягач с индексом «S36A11». Новая машина, по замыслу разработчиков, должна заместить ушедшие с российского рынка таких гигантов западного автопрома, как MAN, Volvo, Mercedes, Scania. Более того: предполагается, что брянский тягач будет успешно конкурировать с «одноклассниками» из КНР – FAW, Shacman, SITRAK и другими.
Дизайн трехосника разработан на Обуховском заводе. Фото: YouTube.com
А эти грузовики занимают на российском рынке ни много ни мало – 60 %. Получается некоторый парадокс: заводы в РФ, производящие тяжелые колесные тягачи, работают 24/7, но их продукция идет в армию. Гражданский сектор постепенно «оккупируют» китайцы.
Разработка грузовика велась совместно с Обуховским заводом (хорошо известный в определенных кругах производитель систем ПВО), находящемся в Санкт-Петербурге. Первая и на сегодня, возможно, главная особенность модели состоит в том, что 95 % используемых комплектующих, вплоть до электроники, произведено в России. Двигатель – шестицилиндровый ЯМЗ-6531 на 11 л, развивающий 422 «лошади».
Схематичное изображение силового агрегата. Фото: YouTube.com
Еще из Ярославля – КПП с демультипликатором на девять передач и пневматическое сцепление в «комплекте» с гидроусилителем. «Раздатку» предоставил ЗМТ (Набережные Челны). Климатическая система – от завода кондиционеров в Тольятти. Независимая подвеска на всех мостах – тоже российского производства. Кроме того, в комплектацию тягача входит:
✅ мультимедиа с бортовым компьютером
✅ цифровая приборная панель
✅ ЭРА-ГЛОНАСС
✅ система телеметрии
✅ пневматическая настройка положения сидений
✅ автономный обогреватель
✅ электропривод на зеркала
Изначально машина проектировалась для бездорожья, но может свободно перемещаться и по общим магистралям. Подразумевается, что основными заказчиками тягача станут компании, занятые в сфере лесоразработок и нефтедобычи. Машина подготовлена для эксплуатации в условиях низких отрицательных температур.
Еще одна отличительная особенность – высокая грузоподъемность (до 35,7 т) при относительно небольшой собственной массе в 13 т. Почему руководство БАЗ так уверено в успехе своей новинки?
Внутри – почти сплошная «цифра». Фото: YouTube.com
Причин несколько, и первая из них – отсутствие грузовика подобного класса у других российских производителей. К тому же все они заняты выпуском своих моделей, спрос на которые достаточно высок. Ближайший конкурент – КамАЗ-65221. Однако его грузоподъемность – менее 29 т, у БАЗа больше на 6,7 т. К тому же мосты камского грузовика не рассчитаны на движение по бездорожью.
Высокие темпы выпуска продукции обусловили занятость всех производственных площадок Брянского автозавода. Более того: предприятие и сегодня ощущает острую нехватку кадров: с минувшего с ноября в масс-медиа размещаются объявления о наборе сотрудников из числа жителей города для обучения с последующим трудоустройством. Но где же будут делать новый тягач?
Вот такими красавцами для МЧС занят конвейер БАЗ. Фото: YouTube.com
В мае «Алмаз-Антей» получил в свое распоряжение завод, расположенный в Шушарах под Санкт-Петербургом. Владевшая им Toyota убралась восвояси и теперь предприятие пустует. Его было решено передать Обуховскому заводу: скорее всего в Шушарах организуют полный производственный цикл. Старт серийного выпуска БАЗ-S36A11 намечен на следующий год.
Начало
В 1958-м году на мощностях Бежицкого сталелитейного предприятия основали автозавод, который позднее стал самостоятельной организацией. БАЗ открыли с конкретной целью: для крупномасштабного производства автомобилей-шасси, разработанных на столичном заводе. Это ЗиЛ-152 с индексами «В1», «К», «С», а также амфибия ЗиЛ-485.

Ее и сегодня можно встретить у любителей экстремальных поездок по бездорожью. Но тогда подавляющее число заказов шло от Минобороны СССР.

Но была и гражданская продукция: примером может служить гусеничный трактор Т-140, спроектированный в Челябинске.
Собственные разработки
Первенцем в 1961-м году стало «Изделие 930», предназначенное для установки ракетного комплекса «Луна». Позже были разработаны и запущены в серию другие шасси, среди которых – ЗиЛ-135Л.

Машина имела гражданские версии, оснащенные цельнометаллическими платформами (БАЗ-135МБП и Л4).
Разоружение и «призрак» банкротства
Проводимая Михаилом Горбачевым политика бездумной конверсии вынудила завод более активно заниматься производством гражданской продукции. Сначала скооперировались с компанией IAD (Великобритания), чтобы совместно выпускать полуторатонные фургончики. Однако дело не пошло и всего с конвейера сошло 157 моделей БАЗ-3782/83.

Англичане, рассчитывавшие на 40 тыс. единиц техники в год, разорвали контракт. Вторая попытка – роторная снегоуборочная машина ДЭ-242, получившая собственное имя «Вьюга».

Техника производилась мелкими партиями с 1993-го по 1997-й. Общее количество более, чем скромное – 120 экземпляров. При отсутствии заказов от основного партнера – Минобороны, завод в 1994-м остановил главный конвейер.
«Феникс восстал из пепла»
Несмотря на экономические трудности, заводу удалось удержаться на плаву. В 1993-м стартовала самая крупная разработка – серия шасси «Вощина-1» с разными колесными формулами. Тягачи имели двойное назначение: под установку ракетного вооружения и использование в качестве коммерческого транспорта для перевозки грузов в условиях бездорожья.

В 1997-м производство техники семейства «Вощина-1» продолжилось. Помимо военных тягачей, предприятие выпускало шасси для монтажа кранов: например, КШ-8973 и 59713, БАЗ-80291 и 8029, 8027. Спецтехника на шасси от БАЗ стала популярной и завод постарался развить это направление дальше. В 2004-м была представлена база уже под кран грузоподъемностью в 100 т. Техника имеет колесную формулу 10Х10 и минимальный вес 33,85 т (с установкой – 60 т). Шасси оснащается дизельным силовым агрегатом с наддувом – двигателем ЯМЗ-8424.10-08, развивающим 470 «лошадей» и позволяющим двигаться со скоростью до 60 км/ч.

Также выпускались шасси для менее мощной техники. Например, в 2007-м на конвейер поставили шасси под кран, рассчитанный на 32 тонны груза (у одного из опытных образцов управлялись все колеса).

Позже пошли в серию трех- и четырехмостовые модели, собранные с использованием агрегатов от КамАЗ.
Вхождение БАЗ в концерн «Алмаз-Антей»
Это произошло в 2015-м году, что ознаменовало новую веху в истории предприятия. Появилось современное оборудование, старое модернизировалось. У БАЗа теперь свой собственный испытательный полигон. Завод перешел на полный цикл, т. е. техника не только выпускается, но и сопровождается в дальнейшем: имеется в виду сервисное техобслуживание, поставки запасных частей.

Также постоянно повышается квалификация сотрудников предприятия: в 2018-м для этих целей открыт учебный центр.
Новая модель
С участием «Антея» в 2023-м году Брянский автозавод представил свой тягач с индексом «S36A11». Новая машина, по замыслу разработчиков, должна заместить ушедшие с российского рынка таких гигантов западного автопрома, как MAN, Volvo, Mercedes, Scania. Более того: предполагается, что брянский тягач будет успешно конкурировать с «одноклассниками» из КНР – FAW, Shacman, SITRAK и другими.

А эти грузовики занимают на российском рынке ни много ни мало – 60 %. Получается некоторый парадокс: заводы в РФ, производящие тяжелые колесные тягачи, работают 24/7, но их продукция идет в армию. Гражданский сектор постепенно «оккупируют» китайцы.
БАЗ-S36A11
Разработка грузовика велась совместно с Обуховским заводом (хорошо известный в определенных кругах производитель систем ПВО), находящемся в Санкт-Петербурге. Первая и на сегодня, возможно, главная особенность модели состоит в том, что 95 % используемых комплектующих, вплоть до электроники, произведено в России. Двигатель – шестицилиндровый ЯМЗ-6531 на 11 л, развивающий 422 «лошади».

Еще из Ярославля – КПП с демультипликатором на девять передач и пневматическое сцепление в «комплекте» с гидроусилителем. «Раздатку» предоставил ЗМТ (Набережные Челны). Климатическая система – от завода кондиционеров в Тольятти. Независимая подвеска на всех мостах – тоже российского производства. Кроме того, в комплектацию тягача входит:
✅ мультимедиа с бортовым компьютером
✅ цифровая приборная панель
✅ ЭРА-ГЛОНАСС
✅ система телеметрии
✅ пневматическая настройка положения сидений
✅ автономный обогреватель
✅ электропривод на зеркала
Изначально машина проектировалась для бездорожья, но может свободно перемещаться и по общим магистралям. Подразумевается, что основными заказчиками тягача станут компании, занятые в сфере лесоразработок и нефтедобычи. Машина подготовлена для эксплуатации в условиях низких отрицательных температур.
Несмотря на гражданскую внешность, полноприводной тягач «традиционно» – двойного назначения. На его базе есть модификации для перевозки танков и иных армейских вооружений.
Еще одна отличительная особенность – высокая грузоподъемность (до 35,7 т) при относительно небольшой собственной массе в 13 т. Почему руководство БАЗ так уверено в успехе своей новинки?

Причин несколько, и первая из них – отсутствие грузовика подобного класса у других российских производителей. К тому же все они заняты выпуском своих моделей, спрос на которые достаточно высок. Ближайший конкурент – КамАЗ-65221. Однако его грузоподъемность – менее 29 т, у БАЗа больше на 6,7 т. К тому же мосты камского грузовика не рассчитаны на движение по бездорожью.
Где будут серийно выпускать БАЗ-S36A11
Высокие темпы выпуска продукции обусловили занятость всех производственных площадок Брянского автозавода. Более того: предприятие и сегодня ощущает острую нехватку кадров: с минувшего с ноября в масс-медиа размещаются объявления о наборе сотрудников из числа жителей города для обучения с последующим трудоустройством. Но где же будут делать новый тягач?

В мае «Алмаз-Антей» получил в свое распоряжение завод, расположенный в Шушарах под Санкт-Петербургом. Владевшая им Toyota убралась восвояси и теперь предприятие пустует. Его было решено передать Обуховскому заводу: скорее всего в Шушарах организуют полный производственный цикл. Старт серийного выпуска БАЗ-S36A11 намечен на следующий год.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....