Автозавод БАЗ: советский гигант жив и успешен
20 642

Автозавод БАЗ: советский гигант жив и успешен

Еще совсем недавно Брянский автомобильный завод или сокращенно БАЗ, мало кому был известен. Сравнительно небольшое предприятие не афишировало свою деятельность, т. к. занималось выпуском военной техники: шасси к ракетным комплексам. Однако и гражданская продукция тоже нашла свое место в ассортименте завода. Только сегодня он значительно шире, чем десятилетия назад. А последние образцы техники показывают: БАЗ вполне может конкурировать с нынешними «монстрами» российского автопрома.


Начало


В 1958-м году на мощностях Бежицкого сталелитейного предприятия основали автозавод, который позднее стал самостоятельной организацией. БАЗ открыли с конкретной целью: для крупномасштабного производства автомобилей-шасси, разработанных на столичном заводе. Это ЗиЛ-152 с индексами «В1», «К», «С», а также амфибия ЗиЛ-485.

Автозавод БАЗ: советский гигант жив и успешенЗиЛ-485: хоть в лес, хоть на рыбалку. Архивное фото.

Ее и сегодня можно встретить у любителей экстремальных поездок по бездорожью. Но тогда подавляющее число заказов шло от Минобороны СССР.

Челябинский трактор производили и в Брянске. Архивное фото.

Но была и гражданская продукция: примером может служить гусеничный трактор Т-140, спроектированный в Челябинске.

Собственные разработки


Первенцем в 1961-м году стало «Изделие 930», предназначенное для установки ракетного комплекса «Луна». Позже были разработаны и запущены в серию другие шасси, среди которых – ЗиЛ-135Л.

ЗиЛ-135 использовался гражданскими организациями для доставки грузов в труднодоступные районы. Архивное фото.

Машина имела гражданские версии, оснащенные цельнометаллическими платформами (БАЗ-135МБП и Л4).

Разоружение и «призрак» банкротства


Проводимая Михаилом Горбачевым политика бездумной конверсии вынудила завод более активно заниматься производством гражданской продукции. Сначала скооперировались с компанией IAD (Великобритания), чтобы совместно выпускать полуторатонные фургончики. Однако дело не пошло и всего с конвейера сошло 157 моделей БАЗ-3782/83.

Те самые коммерческие фургоны. Архивное фото.

Англичане, рассчитывавшие на 40 тыс. единиц техники в год, разорвали контракт. Вторая попытка – роторная снегоуборочная машина ДЭ-242, получившая собственное имя «Вьюга».

Снегоуборщиков выпустили немного, но все они «пришлись ко двору». Фото: YouTube.com

Техника производилась мелкими партиями с 1993-го по 1997-й. Общее количество более, чем скромное – 120 экземпляров. При отсутствии заказов от основного партнера – Минобороны, завод в 1994-м остановил главный конвейер.

«Феникс восстал из пепла»


Несмотря на экономические трудности, заводу удалось удержаться на плаву. В 1993-м стартовала самая крупная разработка – серия шасси «Вощина-1» с разными колесными формулами. Тягачи имели двойное назначение: под установку ракетного вооружения и использование в качестве коммерческого транспорта для перевозки грузов в условиях бездорожья.

БАЗ-6402 был востребован в лесных хозяйствах. Архивное фото.

В 1997-м производство техники семейства «Вощина-1» продолжилось. Помимо военных тягачей, предприятие выпускало шасси для монтажа кранов: например, КШ-8973 и 59713, БАЗ-80291 и 8029, 8027. Спецтехника на шасси от БАЗ стала популярной и завод постарался развить это направление дальше. В 2004-м была представлена база уже под кран грузоподъемностью в 100 т. Техника имеет колесную формулу 10Х10 и минимальный вес 33,85 т (с установкой – 60 т). Шасси оснащается дизельным силовым агрегатом с наддувом – двигателем ЯМЗ-8424.10-08, развивающим 470 «лошадей» и позволяющим двигаться со скоростью до 60 км/ч.

Гигант на шасси КШ-7983 поднимает 100 т груза. Фото: YouTube.com

Также выпускались шасси для менее мощной техники. Например, в 2007-м на конвейер поставили шасси под кран, рассчитанный на 32 тонны груза (у одного из опытных образцов управлялись все колеса).

Автокран «Ивановец» на шасси БАЗ поднимает 32 т. Фото: YouTube.com

Позже пошли в серию трех- и четырехмостовые модели, собранные с использованием агрегатов от КамАЗ.

Вхождение БАЗ в концерн «Алмаз-Антей»


Это произошло в 2015-м году, что ознаменовало новую веху в истории предприятия. Появилось современное оборудование, старое модернизировалось. У БАЗа теперь свой собственный испытательный полигон. Завод перешел на полный цикл, т. е. техника не только выпускается, но и сопровождается в дальнейшем: имеется в виду сервисное техобслуживание, поставки запасных частей.

Все производственные площадки завода на сегодня заняты. Фото: YouTube.com

Также постоянно повышается квалификация сотрудников предприятия: в 2018-м для этих целей открыт учебный центр.

Новая модель


С участием «Антея» в 2023-м году Брянский автозавод представил свой тягач с индексом «S36A11». Новая машина, по замыслу разработчиков, должна заместить ушедшие с российского рынка таких гигантов западного автопрома, как MAN, Volvo, Mercedes, Scania. Более того: предполагается, что брянский тягач будет успешно конкурировать с «одноклассниками» из КНР – FAW, Shacman, SITRAK и другими.

Дизайн трехосника разработан на Обуховском заводе. Фото: YouTube.com

А эти грузовики занимают на российском рынке ни много ни мало – 60 %. Получается некоторый парадокс: заводы в РФ, производящие тяжелые колесные тягачи, работают 24/7, но их продукция идет в армию. Гражданский сектор постепенно «оккупируют» китайцы.

БАЗ-S36A11


Разработка грузовика велась совместно с Обуховским заводом (хорошо известный в определенных кругах производитель систем ПВО), находящемся в Санкт-Петербурге. Первая и на сегодня, возможно, главная особенность модели состоит в том, что 95 % используемых комплектующих, вплоть до электроники, произведено в России. Двигатель – шестицилиндровый ЯМЗ-6531 на 11 л, развивающий 422 «лошади».

Схематичное изображение силового агрегата. Фото: YouTube.com

Еще из Ярославля – КПП с демультипликатором на девять передач и пневматическое сцепление в «комплекте» с гидроусилителем. «Раздатку» предоставил ЗМТ (Набережные Челны). Климатическая система – от завода кондиционеров в Тольятти. Независимая подвеска на всех мостах – тоже российского производства. Кроме того, в комплектацию тягача входит:

✅ мультимедиа с бортовым компьютером
✅ цифровая приборная панель
✅ ЭРА-ГЛОНАСС
✅ система телеметрии
✅ пневматическая настройка положения сидений
✅ автономный обогреватель
✅ электропривод на зеркала

Изначально машина проектировалась для бездорожья, но может свободно перемещаться и по общим магистралям. Подразумевается, что основными заказчиками тягача станут компании, занятые в сфере лесоразработок и нефтедобычи. Машина подготовлена для эксплуатации в условиях низких отрицательных температур.

Несмотря на гражданскую внешность, полноприводной тягач «традиционно» – двойного назначения. На его базе есть модификации для перевозки танков и иных армейских вооружений.

Еще одна отличительная особенность – высокая грузоподъемность (до 35,7 т) при относительно небольшой собственной массе в 13 т. Почему руководство БАЗ так уверено в успехе своей новинки?

Внутри – почти сплошная «цифра». Фото: YouTube.com

Причин несколько, и первая из них – отсутствие грузовика подобного класса у других российских производителей. К тому же все они заняты выпуском своих моделей, спрос на которые достаточно высок. Ближайший конкурент – КамАЗ-65221. Однако его грузоподъемность – менее 29 т, у БАЗа больше на 6,7 т. К тому же мосты камского грузовика не рассчитаны на движение по бездорожью.

Где будут серийно выпускать БАЗ-S36A11


Высокие темпы выпуска продукции обусловили занятость всех производственных площадок Брянского автозавода. Более того: предприятие и сегодня ощущает острую нехватку кадров: с минувшего с ноября в масс-медиа размещаются объявления о наборе сотрудников из числа жителей города для обучения с последующим трудоустройством. Но где же будут делать новый тягач?

Вот такими красавцами для МЧС занят конвейер БАЗ. Фото: YouTube.com

В мае «Алмаз-Антей» получил в свое распоряжение завод, расположенный в Шушарах под Санкт-Петербургом. Владевшая им Toyota убралась восвояси и теперь предприятие пустует. Его было решено передать Обуховскому заводу: скорее всего в Шушарах организуют полный производственный цикл. Старт серийного выпуска БАЗ-S36A11 намечен на следующий год.
А вы что думаете о продукции БАЗ?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...