ЗиС-10: первый советский серийный седельный тягач
Попытки в Стране Советов наладить в 30-е годы выпуск седельных тягачей собственного производства все никак не увенчивались успехом. Сначала попробовали приспособить ГАЗ-АА, но его малосильный мотор, да и общая конструкция никак не могли способствовать созданию требуемой техники. В Ярославле разработали и выпустили неплохой тягач Я-12Д с силовым агрегатом из-за границы. Машина получилась хорошая, но чрезмерно дорогая. Оставался еще один вариант.
Трехтонка уже зарекомендовала себя с лучшей стороны и был смысл попытаться ее приспособить для буксировки полуприцепов. При проектировании старались придерживаться максимально возможной унификации с уже стоящими на конвейере автомобилями. Поэтому переделок было совсем немного.
На раму серийного ЗиС-5 смонтировали сцепной механизм, провели модернизацию коробки. Пришлось поставить другие шестеренки для изменения передаточного числа: иначе машина не потащила бы за собой шесть тонн вместо разрешенных трех. Переделка КПП вылилась в уменьшенную до 48 км/ч максимальную скорость. Колесную базу оставили, как на ЗиС-5: в результате новый тягач мог разворачиваться на дороге, если ее ширина была не меньше девяти метров.
Первые четыре экземпляра покинули заводские цеха в 1935-м году. Проверка показала не очень-то привлекательные эксплуатационные характеристики. Но за неимением лучшего с этим пришлось смириться. Однако масштабное производство шло медленно: объемы составляли сотня-другая машин в год. А всего до 1941-го выпустили 766 автомобилей ЗиС-10. Причина столь низких темпов банальна: в СССР еще не освоили производство полуприцепов.
Мелкими партиями их выпускали в Ленинградской области (г. Лодейное Поле) на заводе, которым командовало НКВД: т. е. продукцию изготавливали заключенные, причем, вручную. Полуприцеп, рассчитанный на шесть тонн груза, назывался ПП-6. Была также перспективная разработка завода Наркомпищепрома (1937-й год): там сумели сделать металлический фургон (он на главной картинке перед статьей). Однако выпускать такое серийно в то время советской промышленности было не по силам. Поэтому с конвейера сходили ЗиС-10, оснащенные полуприцепами с деревянными бортами.
От новинки шоферы были не в восторге. Получилась маломощная и неповоротливая машина. Для того, чтобы присоединить полуприцеп, согласно инструкции, требовалось выполнить кучу операций. После затормаживания его «ручником» нужно опустить фиксатор, сцепить с седлом, присоединить вакуумные шланги и электропроводку. Затем поднять раму и растормозить колеса. «Ручник» держал плохо и полуприцеп стремился откатиться назад. В морозы на льду все осложнялось многократно.
В 1939-м НАМИ решило модернизировать тягач и состыковать с прицепом для транспортировки 6-ти машин типа ГАЗ-АА. Это была попытка сделать автовоз. На него поставили форсированный движок ЗиС-16 в 85 «лошадей». Хотели сэкономить на бензине и водительской зарплате, чтобы не гонять ГАЗ-АА своим ходом. Получившуюся «каракатицу» отправили на испытания, загрузив под завязку «газонами». ЗиС-10 еле-еле провез от Горького до столицы шесть полуторок. Четыреста километров пути «автопоезд» преодолел за 40 часов. Расход топлива составил 64 л на 100 км. Стало ясно: для таких целей ЗиС-10 не подходит.
Позднее автомобильный институт представил еще один вариант седельного тягача с двигателем GMC. Однако серийное производство наладить не удалось из-за начавшейся войны. Крупносерийный выпуск автомобилей-тягачей наладили только в 50-е. Это были ЗиС-120, ЯАЗ-200В и другие.
На базе ЗиС-5
Трехтонка уже зарекомендовала себя с лучшей стороны и был смысл попытаться ее приспособить для буксировки полуприцепов. При проектировании старались придерживаться максимально возможной унификации с уже стоящими на конвейере автомобилями. Поэтому переделок было совсем немного.
Тягач получился маломощным (модель 1:43). Фото: YouTube.com.
На раму серийного ЗиС-5 смонтировали сцепной механизм, провели модернизацию коробки. Пришлось поставить другие шестеренки для изменения передаточного числа: иначе машина не потащила бы за собой шесть тонн вместо разрешенных трех. Переделка КПП вылилась в уменьшенную до 48 км/ч максимальную скорость. Колесную базу оставили, как на ЗиС-5: в результате новый тягач мог разворачиваться на дороге, если ее ширина была не меньше девяти метров.
Испытания и серийное производство
Первые четыре экземпляра покинули заводские цеха в 1935-м году. Проверка показала не очень-то привлекательные эксплуатационные характеристики. Но за неимением лучшего с этим пришлось смириться. Однако масштабное производство шло медленно: объемы составляли сотня-другая машин в год. А всего до 1941-го выпустили 766 автомобилей ЗиС-10. Причина столь низких темпов банальна: в СССР еще не освоили производство полуприцепов.
Тягач был, а прицепов не было. Архивное фото.
Мелкими партиями их выпускали в Ленинградской области (г. Лодейное Поле) на заводе, которым командовало НКВД: т. е. продукцию изготавливали заключенные, причем, вручную. Полуприцеп, рассчитанный на шесть тонн груза, назывался ПП-6. Была также перспективная разработка завода Наркомпищепрома (1937-й год): там сумели сделать металлический фургон (он на главной картинке перед статьей). Однако выпускать такое серийно в то время советской промышленности было не по силам. Поэтому с конвейера сходили ЗиС-10, оснащенные полуприцепами с деревянными бортами.
Эксплуатационные особенности
От новинки шоферы были не в восторге. Получилась маломощная и неповоротливая машина. Для того, чтобы присоединить полуприцеп, согласно инструкции, требовалось выполнить кучу операций. После затормаживания его «ручником» нужно опустить фиксатор, сцепить с седлом, присоединить вакуумные шланги и электропроводку. Затем поднять раму и растормозить колеса. «Ручник» держал плохо и полуприцеп стремился откатиться назад. В морозы на льду все осложнялось многократно.
Большого распространения ЗиС-10 так и не получил. Фото: YouTube.com.
В 1939-м НАМИ решило модернизировать тягач и состыковать с прицепом для транспортировки 6-ти машин типа ГАЗ-АА. Это была попытка сделать автовоз. На него поставили форсированный движок ЗиС-16 в 85 «лошадей». Хотели сэкономить на бензине и водительской зарплате, чтобы не гонять ГАЗ-АА своим ходом. Получившуюся «каракатицу» отправили на испытания, загрузив под завязку «газонами». ЗиС-10 еле-еле провез от Горького до столицы шесть полуторок. Четыреста километров пути «автопоезд» преодолел за 40 часов. Расход топлива составил 64 л на 100 км. Стало ясно: для таких целей ЗиС-10 не подходит.
Послевоенный ярославский седельный тягач получился куда удачнее. Фото: YouTube.com.
Позднее автомобильный институт представил еще один вариант седельного тягача с двигателем GMC. Однако серийное производство наладить не удалось из-за начавшейся войны. Крупносерийный выпуск автомобилей-тягачей наладили только в 50-е. Это были ЗиС-120, ЯАЗ-200В и другие.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...