ЗиС-10: первый советский серийный седельный тягач
Попытки в Стране Советов наладить в 30-е годы выпуск седельных тягачей собственного производства все никак не увенчивались успехом. Сначала попробовали приспособить ГАЗ-АА, но его малосильный мотор, да и общая конструкция никак не могли способствовать созданию требуемой техники. В Ярославле разработали и выпустили неплохой тягач Я-12Д с силовым агрегатом из-за границы. Машина получилась хорошая, но чрезмерно дорогая. Оставался еще один вариант.
Трехтонка уже зарекомендовала себя с лучшей стороны и был смысл попытаться ее приспособить для буксировки полуприцепов. При проектировании старались придерживаться максимально возможной унификации с уже стоящими на конвейере автомобилями. Поэтому переделок было совсем немного.
На раму серийного ЗиС-5 смонтировали сцепной механизм, провели модернизацию коробки. Пришлось поставить другие шестеренки для изменения передаточного числа: иначе машина не потащила бы за собой шесть тонн вместо разрешенных трех. Переделка КПП вылилась в уменьшенную до 48 км/ч максимальную скорость. Колесную базу оставили, как на ЗиС-5: в результате новый тягач мог разворачиваться на дороге, если ее ширина была не меньше девяти метров.
Первые четыре экземпляра покинули заводские цеха в 1935-м году. Проверка показала не очень-то привлекательные эксплуатационные характеристики. Но за неимением лучшего с этим пришлось смириться. Однако масштабное производство шло медленно: объемы составляли сотня-другая машин в год. А всего до 1941-го выпустили 766 автомобилей ЗиС-10. Причина столь низких темпов банальна: в СССР еще не освоили производство полуприцепов.
Мелкими партиями их выпускали в Ленинградской области (г. Лодейное Поле) на заводе, которым командовало НКВД: т. е. продукцию изготавливали заключенные, причем, вручную. Полуприцеп, рассчитанный на шесть тонн груза, назывался ПП-6. Была также перспективная разработка завода Наркомпищепрома (1937-й год): там сумели сделать металлический фургон (он на главной картинке перед статьей). Однако выпускать такое серийно в то время советской промышленности было не по силам. Поэтому с конвейера сходили ЗиС-10, оснащенные полуприцепами с деревянными бортами.
От новинки шоферы были не в восторге. Получилась маломощная и неповоротливая машина. Для того, чтобы присоединить полуприцеп, согласно инструкции, требовалось выполнить кучу операций. После затормаживания его «ручником» нужно опустить фиксатор, сцепить с седлом, присоединить вакуумные шланги и электропроводку. Затем поднять раму и растормозить колеса. «Ручник» держал плохо и полуприцеп стремился откатиться назад. В морозы на льду все осложнялось многократно.
В 1939-м НАМИ решило модернизировать тягач и состыковать с прицепом для транспортировки 6-ти машин типа ГАЗ-АА. Это была попытка сделать автовоз. На него поставили форсированный движок ЗиС-16 в 85 «лошадей». Хотели сэкономить на бензине и водительской зарплате, чтобы не гонять ГАЗ-АА своим ходом. Получившуюся «каракатицу» отправили на испытания, загрузив под завязку «газонами». ЗиС-10 еле-еле провез от Горького до столицы шесть полуторок. Четыреста километров пути «автопоезд» преодолел за 40 часов. Расход топлива составил 64 л на 100 км. Стало ясно: для таких целей ЗиС-10 не подходит.
Позднее автомобильный институт представил еще один вариант седельного тягача с двигателем GMC. Однако серийное производство наладить не удалось из-за начавшейся войны. Крупносерийный выпуск автомобилей-тягачей наладили только в 50-е. Это были ЗиС-120, ЯАЗ-200В и другие.
На базе ЗиС-5
Трехтонка уже зарекомендовала себя с лучшей стороны и был смысл попытаться ее приспособить для буксировки полуприцепов. При проектировании старались придерживаться максимально возможной унификации с уже стоящими на конвейере автомобилями. Поэтому переделок было совсем немного.
Тягач получился маломощным (модель 1:43). Фото: YouTube.com.
На раму серийного ЗиС-5 смонтировали сцепной механизм, провели модернизацию коробки. Пришлось поставить другие шестеренки для изменения передаточного числа: иначе машина не потащила бы за собой шесть тонн вместо разрешенных трех. Переделка КПП вылилась в уменьшенную до 48 км/ч максимальную скорость. Колесную базу оставили, как на ЗиС-5: в результате новый тягач мог разворачиваться на дороге, если ее ширина была не меньше девяти метров.
Испытания и серийное производство
Первые четыре экземпляра покинули заводские цеха в 1935-м году. Проверка показала не очень-то привлекательные эксплуатационные характеристики. Но за неимением лучшего с этим пришлось смириться. Однако масштабное производство шло медленно: объемы составляли сотня-другая машин в год. А всего до 1941-го выпустили 766 автомобилей ЗиС-10. Причина столь низких темпов банальна: в СССР еще не освоили производство полуприцепов.
Тягач был, а прицепов не было. Архивное фото.
Мелкими партиями их выпускали в Ленинградской области (г. Лодейное Поле) на заводе, которым командовало НКВД: т. е. продукцию изготавливали заключенные, причем, вручную. Полуприцеп, рассчитанный на шесть тонн груза, назывался ПП-6. Была также перспективная разработка завода Наркомпищепрома (1937-й год): там сумели сделать металлический фургон (он на главной картинке перед статьей). Однако выпускать такое серийно в то время советской промышленности было не по силам. Поэтому с конвейера сходили ЗиС-10, оснащенные полуприцепами с деревянными бортами.
Эксплуатационные особенности
От новинки шоферы были не в восторге. Получилась маломощная и неповоротливая машина. Для того, чтобы присоединить полуприцеп, согласно инструкции, требовалось выполнить кучу операций. После затормаживания его «ручником» нужно опустить фиксатор, сцепить с седлом, присоединить вакуумные шланги и электропроводку. Затем поднять раму и растормозить колеса. «Ручник» держал плохо и полуприцеп стремился откатиться назад. В морозы на льду все осложнялось многократно.
Большого распространения ЗиС-10 так и не получил. Фото: YouTube.com.
В 1939-м НАМИ решило модернизировать тягач и состыковать с прицепом для транспортировки 6-ти машин типа ГАЗ-АА. Это была попытка сделать автовоз. На него поставили форсированный движок ЗиС-16 в 85 «лошадей». Хотели сэкономить на бензине и водительской зарплате, чтобы не гонять ГАЗ-АА своим ходом. Получившуюся «каракатицу» отправили на испытания, загрузив под завязку «газонами». ЗиС-10 еле-еле провез от Горького до столицы шесть полуторок. Четыреста километров пути «автопоезд» преодолел за 40 часов. Расход топлива составил 64 л на 100 км. Стало ясно: для таких целей ЗиС-10 не подходит.
Послевоенный ярославский седельный тягач получился куда удачнее. Фото: YouTube.com.
Позднее автомобильный институт представил еще один вариант седельного тягача с двигателем GMC. Однако серийное производство наладить не удалось из-за начавшейся войны. Крупносерийный выпуск автомобилей-тягачей наладили только в 50-е. Это были ЗиС-120, ЯАЗ-200В и другие.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....