
ЗиС-10: первый советский серийный седельный тягач
Попытки в Стране Советов наладить в 30-е годы выпуск седельных тягачей собственного производства все никак не увенчивались успехом. Сначала попробовали приспособить ГАЗ-АА, но его малосильный мотор, да и общая конструкция никак не могли способствовать созданию требуемой техники. В Ярославле разработали и выпустили неплохой тягач Я-12Д с силовым агрегатом из-за границы. Машина получилась хорошая, но чрезмерно дорогая. Оставался еще один вариант.
Трехтонка уже зарекомендовала себя с лучшей стороны и был смысл попытаться ее приспособить для буксировки полуприцепов. При проектировании старались придерживаться максимально возможной унификации с уже стоящими на конвейере автомобилями. Поэтому переделок было совсем немного.
Тягач получился маломощным (модель 1:43). Фото: YouTube.com.
На раму серийного ЗиС-5 смонтировали сцепной механизм, провели модернизацию коробки. Пришлось поставить другие шестеренки для изменения передаточного числа: иначе машина не потащила бы за собой шесть тонн вместо разрешенных трех. Переделка КПП вылилась в уменьшенную до 48 км/ч максимальную скорость. Колесную базу оставили, как на ЗиС-5: в результате новый тягач мог разворачиваться на дороге, если ее ширина была не меньше девяти метров.
Первые четыре экземпляра покинули заводские цеха в 1935-м году. Проверка показала не очень-то привлекательные эксплуатационные характеристики. Но за неимением лучшего с этим пришлось смириться. Однако масштабное производство шло медленно: объемы составляли сотня-другая машин в год. А всего до 1941-го выпустили 766 автомобилей ЗиС-10. Причина столь низких темпов банальна: в СССР еще не освоили производство полуприцепов.
Тягач был, а прицепов не было. Архивное фото.
Мелкими партиями их выпускали в Ленинградской области (г. Лодейное Поле) на заводе, которым командовало НКВД: т. е. продукцию изготавливали заключенные, причем, вручную. Полуприцеп, рассчитанный на шесть тонн груза, назывался ПП-6. Была также перспективная разработка завода Наркомпищепрома (1937-й год): там сумели сделать металлический фургон (он на главной картинке перед статьей). Однако выпускать такое серийно в то время советской промышленности было не по силам. Поэтому с конвейера сходили ЗиС-10, оснащенные полуприцепами с деревянными бортами.
От новинки шоферы были не в восторге. Получилась маломощная и неповоротливая машина. Для того, чтобы присоединить полуприцеп, согласно инструкции, требовалось выполнить кучу операций. После затормаживания его «ручником» нужно опустить фиксатор, сцепить с седлом, присоединить вакуумные шланги и электропроводку. Затем поднять раму и растормозить колеса. «Ручник» держал плохо и полуприцеп стремился откатиться назад. В морозы на льду все осложнялось многократно.
Большого распространения ЗиС-10 так и не получил. Фото: YouTube.com.
В 1939-м НАМИ решило модернизировать тягач и состыковать с прицепом для транспортировки 6-ти машин типа ГАЗ-АА. Это была попытка сделать автовоз. На него поставили форсированный движок ЗиС-16 в 85 «лошадей». Хотели сэкономить на бензине и водительской зарплате, чтобы не гонять ГАЗ-АА своим ходом. Получившуюся «каракатицу» отправили на испытания, загрузив под завязку «газонами». ЗиС-10 еле-еле провез от Горького до столицы шесть полуторок. Четыреста километров пути «автопоезд» преодолел за 40 часов. Расход топлива составил 64 л на 100 км. Стало ясно: для таких целей ЗиС-10 не подходит.
Послевоенный ярославский седельный тягач получился куда удачнее. Фото: YouTube.com.
Позднее автомобильный институт представил еще один вариант седельного тягача с двигателем GMC. Однако серийное производство наладить не удалось из-за начавшейся войны. Крупносерийный выпуск автомобилей-тягачей наладили только в 50-е. Это были ЗиС-120, ЯАЗ-200В и другие.
На базе ЗиС-5
Трехтонка уже зарекомендовала себя с лучшей стороны и был смысл попытаться ее приспособить для буксировки полуприцепов. При проектировании старались придерживаться максимально возможной унификации с уже стоящими на конвейере автомобилями. Поэтому переделок было совсем немного.

На раму серийного ЗиС-5 смонтировали сцепной механизм, провели модернизацию коробки. Пришлось поставить другие шестеренки для изменения передаточного числа: иначе машина не потащила бы за собой шесть тонн вместо разрешенных трех. Переделка КПП вылилась в уменьшенную до 48 км/ч максимальную скорость. Колесную базу оставили, как на ЗиС-5: в результате новый тягач мог разворачиваться на дороге, если ее ширина была не меньше девяти метров.
Испытания и серийное производство
Первые четыре экземпляра покинули заводские цеха в 1935-м году. Проверка показала не очень-то привлекательные эксплуатационные характеристики. Но за неимением лучшего с этим пришлось смириться. Однако масштабное производство шло медленно: объемы составляли сотня-другая машин в год. А всего до 1941-го выпустили 766 автомобилей ЗиС-10. Причина столь низких темпов банальна: в СССР еще не освоили производство полуприцепов.

Мелкими партиями их выпускали в Ленинградской области (г. Лодейное Поле) на заводе, которым командовало НКВД: т. е. продукцию изготавливали заключенные, причем, вручную. Полуприцеп, рассчитанный на шесть тонн груза, назывался ПП-6. Была также перспективная разработка завода Наркомпищепрома (1937-й год): там сумели сделать металлический фургон (он на главной картинке перед статьей). Однако выпускать такое серийно в то время советской промышленности было не по силам. Поэтому с конвейера сходили ЗиС-10, оснащенные полуприцепами с деревянными бортами.
Эксплуатационные особенности
От новинки шоферы были не в восторге. Получилась маломощная и неповоротливая машина. Для того, чтобы присоединить полуприцеп, согласно инструкции, требовалось выполнить кучу операций. После затормаживания его «ручником» нужно опустить фиксатор, сцепить с седлом, присоединить вакуумные шланги и электропроводку. Затем поднять раму и растормозить колеса. «Ручник» держал плохо и полуприцеп стремился откатиться назад. В морозы на льду все осложнялось многократно.

В 1939-м НАМИ решило модернизировать тягач и состыковать с прицепом для транспортировки 6-ти машин типа ГАЗ-АА. Это была попытка сделать автовоз. На него поставили форсированный движок ЗиС-16 в 85 «лошадей». Хотели сэкономить на бензине и водительской зарплате, чтобы не гонять ГАЗ-АА своим ходом. Получившуюся «каракатицу» отправили на испытания, загрузив под завязку «газонами». ЗиС-10 еле-еле провез от Горького до столицы шесть полуторок. Четыреста километров пути «автопоезд» преодолел за 40 часов. Расход топлива составил 64 л на 100 км. Стало ясно: для таких целей ЗиС-10 не подходит.

Позднее автомобильный институт представил еще один вариант седельного тягача с двигателем GMC. Однако серийное производство наладить не удалось из-за начавшейся войны. Крупносерийный выпуск автомобилей-тягачей наладили только в 50-е. Это были ЗиС-120, ЯАЗ-200В и другие.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....